Таненбаум Э.- Архитектура компьютера. стр.18

4- для умножения и деления целых чисел;

4- арифметических действий над числами с плавающей точкой;

4- вызова и прекращения действия процедур;

4- ускорения циклов;

4- работы с символьными строками.

Как только производители поняли, что добавлять новые команды очень легко, они начали думать, какими дополнительными техническими возможностями можно наделить микропрограмму. Приведем несколько примеров:

4- ускорение работы с массивами (индексная и косвенная адресация);

4- перемещение программы из одного раздела памяти в другой после запуска программы (настройка);

4- системы прерывания, которые дают сигнал процессору, как только закончена операция ввода или вывода;

4- способность приостановить одну программу и начать другую, используя небольшое число команд (переключение процесса);

4- специальные команды для обработки изображений, звуковых и мультимедийных данных.

В дальнейшем дополнительные команды и технические возможности вводились также для ускорения работы компьютеров.

Конец микропрограммирования

В 60-70-х годах количество микропрограмм значительно увеличилось. Однако они работали все медленнее и медленнее, поскольку требовали большого объема памяти. В конце концов исследователи осознали, что отказ от микропрограмм резко сократит количество команд, и компьютеры станут работать быстрее. Таким образом, компьютеры вернулись к тому состоянию, в котором они находились до изобретения микропрограммирования.

Впрочем, не все так однозначно. Механизм выполнения программ Java, например, предусматривает их компиляцию на промежуточном языке («байт-коде» Java) с его последующей интерпретацией.

Мы рассмотрели развитие компьютеров, чтобы показать, что граница между аппаратным и программным обеспечением постоянно смещается. Сегодняшнее программное обеспечение может быть завтрашним аппаратным обеспечением и наоборот. Также обстоит дело и с уровнями — между ними нет четких границ. Для программиста не важно, как на самом деле выполняется команда (за исключением, может быть, скорости выполнения). Программист, работающий на уровне архитектуры системы, может использовать команду умножения, как будто это команда аппаратного обеспечения, и даже не задумываться об этом. То, что для одного человека — программное обеспечение, для другого — аппаратное. Позже мы еще вернемся к этим вопросам.

Развитие компьютерной архитектуры

В ходе эволюции компьютерных технологий были разработаны сотни разных компьютеров. Многие из них давно забыты, в то время как влияние других на современные идеи оказалось весьма значительным. В этом разделе мы дадим краткий обзор некоторых ключевых исторических моментов, чтобы лучше понять, каким образом разработчики дошли до концепции современных компьютеров. Мы рассмотрим только основные моменты развития, оставив многие

подробности за скобками. Компьютеры, которые мы будем рассматривать, представлены в табл. 1.1. Хорошую подборку исторического материала по «отцам-основателям» компьютерной эры дает Слейтер [189].

Таблица 1

1.1. Основные этапы развития компьютеров

Год

выпуска

Название компьютера

Создатель

Примечания

1834

Аналитическая машина

Бэббидж

Первая попытка построить цифровой компьютер

1936

Z1

Зус

Первая релейная вычислительная машина

1943

COLOSSUS

Британское правительство

Первый электронный компьютер

1944

Mark I

Айкен

Первый американский многоцелевой компьютер

1946

EN I AC I

Экерт/Моушли

С этой машины начинается история современных компьютеров

1949

EDSAC

Уилкс

Первый компьютер с программами, хранящимися в памяти

1951

Whirlwind I

МТИ

Первый компьютер реального времени

1952

IAS

Фон Нейман

Этот проект используется в большинстве современных компьютеров

1960

PDP-1

DEC

Первый мини-компьютер (продано 50 экземпляров)

1961

1401

IBM

Очень популярный маленький компьютер

1962

7094

IBM

Очень популярная небольшая вычислительная машина

1963

B5000

Burroughs

Первая машина, разработанная для языка высокого уровня

1964

IBM

Первое семейство компьютеров

1964

6600

CDC

Первый суперкомпьютер для научных расчетов

1965

PDP-8

DEC

Первый мини-компьютер массового потребления (продано 50 000 экземпляров)

1970

PDP-11

DEC

Эти мини-компьютеры доминировали на компьютерном рынке в 70-е годы

1974

8080

Intel

Первый универсальный 8-разрядный компьютер на микросхеме

1974

CRAY-1

Cray

Первый векторный суперкомпьютер

1978

VAX

DEC

Первый 32-разрядный суперминикомпьютер

1981

IBM PC

IBM

Началась эра современных персональных компьютеров

1981

Osborne-1

Osborne

Первый портативный компьютер

1983

Lisa

Apple

Первый ПК с графическим пользовательским интерфейсом

Продолжение &


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒