разработчики пошли ещё дальше, введя принципиально иной метод оцифровки, не использующий разделения на отдельные «сэмплы» — дискретные временные срезы. Этот метод называется DSD (Direct Stream Digital). Такие понятия, как «частота дискретизации» для этого метода смысла не имеют, поэтому сравнивать характеристики CD-DA и SACD довольно трудно. Можно привести лишь одну цифру: ширина звукового потока на SACD составляет 2,8224 Мбит/с, что более чем вдвое превышает аналогичный параметр для звукового компакт-диска (1378,1 кбит/с).
По заявлениям разработчиков, формат SACD обеспечивает почти 100 кГц частотного диапазона и 120 дБ динамического диапазона. Однако независимые эксперты выяснили, что нередко использование метода оцифровки DSD выливается в появление высокочастотного шума и нелинейных искажений. А это вообще ставит под сомнение целесообразность отказа от стандартного метода РСМ (ИКМ), применяемого в обычных компакт-дисках и почти во всех звуковых компьютерных программах.
На момент написания этих строк проигрыватели дисков формата SACD производят только компании Sony и Philips, а также Sharp; к тому же, если верить сообщениям на сайте disctronics.co.uk, в мире выпущено всего около 1000 наименований этих дисков.
1.3.6 Формат Super Video CD
Стандарт SuperVideoCD появился в тот момент, когда многих взыскательных пользователей уже перестал удовлетворять стандарт VideoCD, а более совершенных стандартов ещё не было. В некотором смысле он является развитием стандарта VideoCD, и его разработчики направили все свои усилия на обеспечение качества изображения.
Действительно, какой смысл пользователю «гонять» компьютер, просматривая на нём фильмы, если качество воспроизведения картинки мало чем отличается от обычной кассеты, а то и хуже?
Итак, стандарт SuperVideoCD отличается от стандарта VideoCD, прежде всего, лучшим качеством изображения. Вот какие характеристики определены, в частности, для стандарта SuperVideoCD:
• кодирование информации по алгоритму MPEG-2;
• максимальная скорость потока видеоданных — не более 2550 кбит/с;
• максимальная скорость потока звуковых данных — не более 224 кбит/с/;
• размер кадра для стандарта PAL — 480 х 576 пикселей;
• размер кадра для стандарта NTSC — 480 х 480 пикселей;
• как и в стандарте VideoCD, строго определённая структура папок.
К сожалению, наряду с гораздо лучшим в сравнении с VideoCD качеством изображения, диски SuperVideoCD имеют и большой минус. Дело в том, что при степени сжатия, обеспечивающей ширину потока данных 2550 кбит/с, на один компакт-диск может уместиться всего 35 минут видеоматериала. Это совсем мало: при записи в стандарте SuperVideoCD полнометражный художественный фильм обычно удаётся разместить лишь на трёх дисках, а иногда и этого не хватает. Как-то раз автору принесли подобный комплект — фильм на пяти дисках. Фильм был интересный, однако при просмотре невольно вспоминались грампластинки на 78 оборотов в минуту: на стороне такого диска могла уместиться песня, а вот более длинные сочинения, например, «Фантазию» ор. 8 Роберта Шумана, приходилось разбивать на части. Та же «Фантазия» Шумана, кажется, занимала 5 пластинок, то есть 10 сторон. Слушаешь, и только заслушаешься — уже пора переворачивать. Такое же неудобство мы испытывали при просмотре