В. Белунцов- Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов стр.404

ГЛАВА 9. НОТНЫЙ НАБОР И ВЕРСТКА

В. Белунцов- Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов

Рис 9-37- "Белые пятка* в тузах партитуры

но будетпередвшгуть, зацепив ее мышью (при этом она выделится синим прямоугольником).

Ваоо нот в реальном времени

В программе Sibelius предусмотрен такой тип ввода нот, как ввод в реальном времени. Такой способ ввода назван в программе красивым словом Flexi-time. Это одна из попыток реализации общей великой мечты: один раз сыграл — автоматически получил ноты. Однако, как правило, эта идея бывает реализована на довольно низком уровне. Разработчики программы Sibelius попытались исправить положение, разрешив при вводе нот в реальном времени немного отклоняться от строгою темпа.

Перед началом записи нажмите комбинацию Ctri-Shrft-O для настройки параметров нотации записываемого материала. Откроется окно настройки (рис. 9-58). Здесь в большинстве случаев нужно установить флажок Adjust rhythms, иначе программа будет записывать ритмы, сыгранные человеком, точно, а это чревато

большими сложностями последующей

обработки материала, даже если вы обладаете феноменальным чувством ритма.

В. Белунцов- Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов

Рис 9-38 Настройка параметр*» записи

Далее необходимо в раскрывающемся списке Minimum note-value выбрать минимальную длительность, которую программе разрешается использовать при нотации.

Если записывать музыку на два нотоносца одновременно, программа может попытаться проследить за линией каждой руки для ее записи на «свой» нотоносец Чтобы разрешить это сделать, установите флажок Auto-Ranging split-point. В противном случае программа просто запишет

9.1. Программа Sibelius

В. Белунцов- Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов

Рис. 9-34- Четвертитоковаяалътерация

В. Белунцов- Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов

Рис. 9-35.Другш варианты четвертитоновой альтерации

Еще один случай — ввод пассажей, написанных мелкими нотами. Это было очень распространено в романтической музыке (рис. 9.36). Чтобы ввести такой пассаж, надо сначала набрать его нотами обычной величины, позаботившись о правильном определении нерегулярной группы (в данном примере пришлось определить группу 25:16), а также отсутствии отображения атрибутов нерегулярной группы — скобки и числового

обозначения. Затем следует выбрать все ноты, которые надлежит сделать мелкими, и нажать последовательно клавиши цифровой клавиатуры F9 и Enter (в этом режимеэтаклавишавокнекеураёобозна чена значком, символизирующим переключение размеров ноты). Выбранные ноты станут мелкими. Повторное нажатие клавиши Enter вернет выделенным нотам нормальный размер.

Кстати, следует различать мелкие ноты и форшлаги (которые визуально должны быть еще меньше). Для создания форшлага используйте клавиши «.» (основной клавиатуры) и / (также основной клавиатуры). Первая из этих клавиш используется для неперечеркнутого форшлага, а вторая — для перечеркнутого.

И наконец, последний случай, который мы сегодня рассмотрим, В современной музыке часто оформляют партитуры так, что в местах, где у какого-либо инструмента паузы, его нотоносец не виден вообще (рис 9-37).

Чтобы достичь такого результата, в тех местах, где нотоносец «исчезает», следует изменить его тип на безлинейный, а в тех, где появляется — на обычный. Для смены типа нотоносца выберите в контекстном меню (после щелчка правой кнопкой на пустом месте) пункт Staff Type Change. Откроется окно выбора типа нотоносца, которое мы уже упоминали ранее. Теперь для смены типа на безлинейный достаточно выбрать тип No lines (hidden), а для смены типа на обьгчный -5 lin еа После нажатия на кнопку Create указатель мыши выделится цветом. Останется только щелкнуть в месте смены типа нотоносца. Впоследствии эту точку мож-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒