Создание тремоло
С точки зрения наборщика нот создание обычного тремоло в программе Sibelius ничем не отличается от вводя артикуляционных обозначений. Нажмите клавишу F10. Окно keypad примет вид, как показано на рисунке. Теперь клавиша 1 ставит на выделенные ноты одинарное тремоло, клавиша 2 — двойное (две черточки) и такдалее, до клавиши 5 Клавиша 0 убирает тремоло с выделенных нот. Два различных обозначения тремоло не могут быть одновременно применены к
одной ноте.
Несколько отличается от описанного способа создание так называемого фортепианного тремоло (рис. 9.23) Чтобы его создать, сначала введите обе его ноты, обозначив их вдвое меньшими длительностями. (Например, для получения половинок на рис. 9-23 сначала первые две ноты были введены какчетверти). Затем, нажав клавишу ПО, выделите первую из двух нот будущего тремоло и нажмите клавишу Enter цифровой клавиатуры. Ноты! будут преобразованы в тремоло с
9.1. Программа Sibelius
каждоеуказание было прикреплено именно к тому нотоносцу, к которому оно относится. При плотном расположении нотоносцев и наличии нот на добавочный линейках можно случайно не заметить и прикрепить указание не к тому нотоносцу. Обратите внимание, что для контроля при выделении текстового обозначения появляется тонкая пунктирная линия, показывающая, ккакомунотоносцу(и какому его месту) прикрепленоданное указание. Если линия не отображается.уста-новите флажок Attachment в меню View.
Расстановка артикуляционных обозначений
Чтобы поставить артикуляционное обозначение, в программе Sibelius достаточно выделить нужную ноту или группу нот и нажать соответствующую клавишу на цифровой клавиатуре. Вы, вероятно, уже заметили, что три наиболее распространенных артикуляционных обозначения здесь вынесены в основной режим keypad. Так, нажатие клавиши /добавляет к выделенной ноте акцент, нажатие клавиши * добавляетточку стаккато, а нажатие клавиши-
-«черточку» marcato. Можно одновременно добавить несколько обозначений, при этом они автоматически сместятся, чтобы не накладываться друг на друга.
При вводе нот вместе с длительностью можно выделить и артикуляционное обозначение, и тогда все введенные ноты будут вводиться вместе с этими обозначениями.
Чтобы перевести окно keypad в режим дополнительных артикуляционных обозначений.нажми-те клавишу F11. Окно keypad примет вид, показанный на рисунке. Как видите, здесь есть еще некоторые артикуляционные обозначения, скрипичные штрихи, а также три вида фермат.
Если требуется ввести что-нибудь еще, просто нажмите клавишу Z — откроется окно выбора символа, содержащее множество музыкальных символов и обозначений (рис. 9.21). В нем можно выбрать любой символ, а переключателем Size определить, какого он будет размера: Normal — обычного, Cue — уменьшенного, Grace — маленького (как форшлаг), Cue Grace — миниатюрного. После этого нажмите кнопку ОК, На экране появится
символ, и его можно будет перетаскивать
мышью или клавишами-стрелками так же, как и текстовые обозначения.
Ssog подстрочного текста
При наборе вокальной музыки для пения со словами (рис. 9-22) понадобится