СТЕПЕНИ СВОБОДЫ. Количество степеней свободы — это количество взаимно независимых управляющих воздействий в пространстве. Наше пространство — трехмерное. Трем осям соответствует максимальное количество степеней свободы, равное шести: три смещения вдоль осей и три поворота вокруг этих осей.
Так, например, рукоятка джойстика обычно имеет две степени свободы: вперед-назад и вправо-влево. Если рукоятка способна вращаться вокруг вертикальной оси, то говорят о том, что джойстик имеет три степени свободы.
Более трех степеней свободы одному элементу управления не дают, чтобы безмерно не усложнять конструкцию. Но устройство может иметь несколько элементов управления и, соответственно, дополнительные степени свободы. Например, рукоятка (педаль) для управления газом может давать четвертую степень свободы. Более четырех степеней свободы обычно не применяют, чтобы не усложнять управление.
КНОПКИ. Назначение кнопок игрового устройства примерно такое же, как и кнопок мыши: они служат для выдачи отдельных управляющих воздействий («прыжок», «огонь», «переключение передачи» и других). У простейших моделей джойстиков всего по две кнопки. Современные игровые устройства нередко имеют по шесть, восемь и более кнопок. В то же время, в диалоговом окне Особое
игровое устройство (рис. 4.22) можно задать не более четырех кнопок. Это серьезное ограничение. Если четырех кнопок недостаточно, необходимо разыскать и установить специфический драйвер, рекомендованный производителем устройства.
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ POV. Это переключатель вида (point-of-view, POV). Иногда он обозначается как HAT. Используется в играх как средство имитации поворота головы пилота/водителя. Позволяет контролировать обстановку не только впереди, но и вокруг персонажа. Этот маленький цифровой переключатель обычно установлен на верхнем торце рукоятки джойстика. Переключают его большим пальцем. Бывают четырехпозиционные и восьмипо-зиционные переключатели вида. Для кругового обзора на некоторых джойстиках устанавливают несколько переключателей вида. Для устройств с этим элементом управления тоже нужен специфический драйвер.
КдЛИбрОВКА И ПрОВЕрКА ИфОВОТО УСТРОЙСТВА
Свободное положение рукоятки (пульта, руля) игрового устройства считается нейтральным. Оно соответствует отсутствию управляющих воздействий. Устройства управления возвращаются в это положение автоматически, обычно под действием пружины.
Поскольку модели и даже экземпляры устройств могут значительно отличаться друг от друга по своим электрическим характеристикам, важно оповестить операционную систему о том, какое именно физическое положение устройства является нейтральным — именно от него будут отсчитываться величины отклонений. Это оповещение выполня-
Калибровка игрового устройства
Откройте папку Панель управления — Пуск > Панель управления
Щелкните на значке Принтеры и другое оборудование
Щелкните на значке Игровые устройства — откроется одноименное диалоговое окно
Выберите установленное игровое устройство в списке и щелкните на кнопке Свойства. Откроется диалоговое окно свойств устройства