Вся аппаратура VGA обеспечивает отображение до 256 оттенков на экране из палитры в 262 144 цвета (256 Кбайт). Естественно, для этого должен использоваться аналоговый монитор.
Мониторы VGA бывают не только цветными, но и монохромными. Накладывая (суммируя) сигналы всех цветов, получают 64 градации серого вместо оттенков разных цветов, причем преобразование цвета в яркость выполняется программами BIOS. Программа суммирования инициализируется в том случае, если BIOS при загрузке системы обнаруживает монохромный монитор. В этой программе используется преобразование, в котором формула желаемого цвета переписывается таким образом, чтобы в нее были включены все три основных цвета, в результате чего образуется новая градация серого.
В настоящее время основным считается адаптер VGA, обеспечивающий 16 цветов и разрешение 640x480. Эти параметры должны поддерживаться всеми адаптерами, работающими под управлением операционной системы Windows. Если при загрузке системы возникают проблемы, то она загружается в безопасном режиме, где по умолчанию используется адаптер VGA в режиме 640x480, 16 цветов. Windows 2000 и Windows XP можно загрузить в аналогичном VGA-режиме (в Windows XP он имеет разрешение 800x600); это, однако, не снижает производительность системы, что характерно при использовании безопасного режима загрузки (при котором 32-битовые драйверы заменяются службами BIOS).
В начале 1990-х годов IBM представила модификацию VGA — стандарты XGA и XGA-2, однако большинство индустриальных стандартов были разработаны производителями видеоадаптеров и ассоциацией VESA (Video Electronic Standard Association).
Вычисление необходимого объема видеопамяти
Объем памяти, необходимый для создания режима с заданным разрешением и количеством цветов, вычисляется следующим образом. Для кодирования каждого пикселя изображения необходим определенный объем памяти, а общее количество пикселей определяется заданным разрешением. Например, при разрешении 1 024x768 на экране отображается 786 432 пикселя.
Если бы это разрешение поддерживало только два цвета, то для отображения каждого пикселя понадобился бы всего один бит памяти, при этом бит со значением 0 определял бы черную точку, а со значением 1 — белую. Отведя на каждый пиксель 24 бит памяти можно отобразить более 16,7 млн цветов, так как число возможных комбинаций для 4-разрядного двоичного числа составляет 16 777 216 (224 = 16 777 216). Перемножив количество пикселей, используемых при заданном разрешении экрана, на число битов, требующихся для отображения каждого пикселя, получим объем памяти, необходимый для формирования и хранения изображений в этом формате. Ниже приведен пример подобных вычислений:
1 024 X 768 = 786 432 пикселя X 24 бит/пиксель = 18 874 368 бит =
2 359 296 байт = 2,2 5 Мбайт
Итак, для отображения картинки с глубиной цвета в 24 бит и разрешением 1 024x768 пикселей потребуется 2,25 Кбайт видеопамяти на видеоадаптере. Поскольку объем модулей памяти "физически" кратен степеням двойки, т.е. можно установить 256 либо 512 Кбайт, 1, 2 либо 4 Мбайт и т.д., для поддержки такого заданного режима необходимо хотя бы 4 Мбайт.