Антитеррористические – Национальный антитеррористический комитет

Антитеррористические – Национальный антитеррористический комитет

Содержание

Система противодействия терроризму сложилась в России под эгидой НАК

При этом в последнее время основные усилия сосредотачиваются именно на профилактике терроризма, в том числе на противодействии его идеологии. В целях противодействия терроризму государством проводится активная предупредительно-профилактическая работа. Реализуется комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013–2018 годы.

НАК уделяет значительное внимание профилактике деструктивных процессов в молодежной среде. В России ведется целенаправленная работа по информационному противодействию терроризму. Осуществляются мероприятия по разъяснению сущности и общественной опасности терроризма, которые способствуют формированию стойкого неприятия обществом террористической идеологии. Совершенствуются механизмы, способствующие эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, неприятию идеологии терроризма и экстремизма.

Кроме того, есть четкое разделение компетенций в области противодействия терроризму между различными органами исполнительной власти.

Руководители всех координационных структур (НАК, ФОШ, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в регионах) наделены необходимым объемом правомочий. Они вправе и обязаны единолично, без предварительного согласования с федеральными властями, принимать на местах решения и организовывать их реализацию в рамках предоставленных им полномочий. В состав НАК и ФОШ включены исключительно руководители заинтересованных министерств и ведомств, они наделены правом единолично принимать окончательные решения.

Обязательность исполнения решений НАК органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами закреплена на законодательном уровне. Установлена административная ответственность за неисполнение решений НАК.

Усилена персональная ответственность соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму — глав субъектов РФ, в сфере борьбы с терроризмом – руководителей территориальных органов ФСБ).

В России регулярно проводятся международные антитеррористические учения, на которые в качестве наблюдателей приглашаются представители различных зарубежных государств и международных организаций.

Как отмечают специалисты, в результате указанных изменений были устранены системные недостатки ранее действовавшего антитеррористического законодательства, разработан юридический институт профилактики терроризма, которая ранее рассматривалась как вспомогательное средство при пресечении террористических проявлений. Появилось понимание того, что терроризм — это сложное социально-политическое явление, а не обычное уголовно наказуемое правонарушение и в борьбе с ним не может преобладать один силовой подход.

Правовое обеспечение

Параллельно со структурной работой совершенствовалась нормативно-правовая база для противодействия терроризму.

В развитие действующего законодательства 5 октября 2009 года президентом России была утверждена концепция противодействия терроризму в России — основополагающий документ, дополнивший положения федерального закона «О противодействии терроризму» и сформулировавший ключевые подходы РФ к организации дальнейшей антитеррористической деятельности.

При разработке концепции были учтены такие фундаментальные факторы, как расширение географии терроризма и интернациональный характер террористических организаций, повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой. Учитывались также стремление террористов завладеть оружием массового поражения, попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств.

В декабре 2015 года указом президента России была утверждена стратегия национальной безопасности РФ, также вышел президентский указ «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму», которым утверждено новое положение о НАК.

С учетом того, что силовые меры по борьбе с терроризмом дают лишь временный эффект, не позволяя полностью его искоренить, в отечественном законодательстве большое внимание уделяется предупреждению (профилактике) терроризма. Эта работа идет по ряду основных направлений — созданию системы противодействия идеологии терроризма; осуществлению мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усилению контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

Не менее важной признается и забота о людях, пострадавших при совершении теракта. В ходе реализации мер по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма решаются задачи по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий, социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате теракта, и лиц, участвовавших в его пресечении, возмещению морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате теракта.

Особое место в концепции уделено ресурсному обеспечению антитеррористической деятельности.

В рамках соответствующих федеральных целевых программ комплексно реализуются мероприятия, позволяющие установить единую систему подготовки сотрудников различных ведомств, специализирующихся на борьбе с терроризмом, совершенствовать современные специальные технические комплексы и способы получения упреждающей информации о действиях и намерениях террористических группировок. Кроме того, в рамках ФЦП разрабатываются новое оборудование и вооружение для пресечения террористических актов.

Важным этапом работы по совершенствованию антитеррористического законодательства стало создание развивающей мировую практику уровневой системы ситуационного реагирования на террористические угрозы. В рамках этой системы предусматривается возможность установления трех уровней террористической опасности: повышенный — «синий», высокий — «желтый», критический — «красный».

Введение уровней террористической опасности не ограничивает прав и свобод граждан, но предусматривает необходимость принятия дополнительных мер органами власти по недопущению возможного террористического акта. Кроме того, в рамках данной системы уровней террористической опасности предъявляются более высокие требования к взаимодействию между руководителями оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ.

Достигнутые результаты

В целом, в результате принятых мер в России отмечается поэтапное снижение террористической активности.

В декабре 2015 года на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба директор ФСБ Александр Бортников отметил, что ситуация в области противодействия терроризму в Российской Федерации сохранила тенденцию к нормализации, но остается сложной.

Основные террористические угрозы, как и ранее, обусловлены деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе. По-прежнему остро стоит проблема противодействия ресурсному обеспечению террористической деятельности. Продолжался подбор и вербовка российских граждан для участия в международных террористических организациях. Не снижается активность распространения террористической и экстремистской идеологии через интернет. Сохраняется опасность совершения терактов в Крыму и в других приграничных с Украиной регионах России.

Получили развитие угрозы, исходящие от запрещенной в России группировки «Исламское государство» и других международных террористических организаций.

Российские спецслужбы делают все, чтобы на ранней стадии нанести упреждающие удары по боевикам, готовящимся совершить преступления на территории РФ. Как правило, это противоборство скрыто от глаз общественности и не становится достоянием гласности. И только по отдельным официальным сообщениям граждане могут судить об эффективности мер контртеррористического противодействия.

Так, некоторое время назад террористы ИГ предприняли попытку заброски в Россию группы в составе десяти человек. Группа была снабжена тщательно разработанной легендой, согласно которой ее члены, якобы занимались бизнесом в Турции, а затем перегонкой автомашин из Польши в Россию.

Бандиты имели «чистые» паспорта и должны были поодиночке прибыть в Россию и последовательно, один за другим, легализоваться. В их задачу входило перебраться на Северный Кавказ, там войти в контакт с одной из бандгрупп, и на ее базе развернуть активную террористическую деятельность.

Однако этим планам не суждено было сбыться — во взаимодействии со спецслужбами из других стран российские органы безопасности отследили прибытие первой группы бандитов в Россию и своевременно пресекли ее деятельность. Сейчас все бандиты находятся под следствием.

К важным результатам работы в 2015 году следует отнести то, что не допущено активизации террористической деятельности на территории Северного Кавказа и ее переноса за пределы региона. Удалось предотвратить 30 преступлений, большая часть из которых – на территории СКФО. Во всех субъектах СКФО отмечается устойчивая динамика снижения количества таких преступлений.

В целом по стране число преступлений террористической направленности, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, уменьшилось в 2,5 раза.

В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий в прошлом году ликвидировано 156 боевиков, в том числе – 36 главарей. Среди них несколько руководителей международной террористической организации «Имарат Кавказ», в том числе Алиасхаб Кебеков и Магомед Сулейманов. Нейтрализовано 20 лидеров бандгрупп, присягнувших ИГ. В качестве одного из важных итогов антитеррористической работы отмечалось, что ликвидация основных главарей практически парализовала деятельность управленческого звена бандподполья.

Помимо нейтрализации активных членов бандподполья, в 2015 году слаженные действия силовых структур ФСБ, МВД и Минобороны при координирующей роли оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ позволили нанести существенный ущерб материально-ресурсной базе бандформирований.

В результате были выявлены и уничтожены 387 тайников и баз боевиков. Обезврежено 175 самодельных бомб. Изъято более 3,5 тонн взрывчатки, около трех тысяч мин, снарядов и гранат, более тысячи единиц огнестрельного оружия и 168 тысяч патронов. Кроме того, на территории России ликвидировано 42 подпольных мастерских и лабораторий по изготовлению самодельных взрывных устройств, ремонту и переделке стрелкового оружия.

Российский опыт для мира

Достигнутые успехи, по мнению специалистов, объясняются, прежде всего, надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в РФ.

Значимый результат принимаемых антитеррористических мер во многом обусловлен слаженностью и согласованностью действий всех взаимодействующих структур, и российский опыт это наглядно доказывает. По мнению специалистов, именно в этом — профилактике терроризма, в том числе противодействии его идеологии, упреждающем формировании и обучении привлекаемых к силовым операциям сил и средств, а также в эффективности проводимых контртеррористических мероприятий заключаются основные условия повышения результативности всей системы противодействия терроризму.

Следует отметить, что НАК и входящие в его состав структуры в полной мере реализует право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов. Проводится своевременное информирование населения о преступлениях террористической направленности или об угрозах их совершения, а также о мерах по минимизации и ликвидации последствий таких преступлений. Наиболее значимая информация публикуется на официальном интернет-портале НАК, где все желающие могут найти ответы на многие интересующие вопросы о деятельности по противодействию терроризму в России.

Национальный антитеррористический комитет не намерен останавливаться на достигнутом. С течением времени общегосударственная система противодействия терроризму будет развиваться, становиться гибче, приобретать более глобальный, в том числе международный характер, для чего к диалогу приглашаются все заинтересованные международные организации и отдельные страны. Россия к такому сотрудничеству готова.

ria.ru

Система противодействия терроризму сложилась в России под эгидой НАК

За последние десять лет в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму. В результате работы Национального антитеррористического комитета в стране отмечается поэтапное снижение террористической активности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК) РФ — коллегиальный орган, координирующий и организующий антитеррористическую деятельность на государственном уровне, — отмечает в четверг десятилетие со дня своего создания.

За эти десять лет в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму. В результате ее работы в стране отмечается поэтапное снижение террористической активности.

История создания НАК

В конце ХХ века терроризм стал глобальным явлением. Россия одной из первых столкнулась с ним, понеся значительные человеческие и материальные потери. Возникла реальная угроза территориальной целостности государства. Все это требовало от руководства РФ неотложных и решительных действий по созданию адекватной системы борьбы с терроризмом.

После произошедшего в сентябре 2004 года одного из крупнейших и наиболее циничных терактов в современной истории — захвата школы в городе Беслане (Северная Осетия), жертвами которого стали 342 человека, в том числе 186 детей, президентом России Владимиром Путиным было принято решение кардинально изменить подходы к антитеррористической деятельности.

«Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества», – сказал Путин на расширенном заседании правительства РФ в сентябре 2004 года.

В начале 2006 года Федеральным законом «О противодействии терроризму» и президентским указом «О мерах по противодействию терроризму» было закреплено создание качественно новой, общегосударственной системы противодействия этому опасному явлению.

В основу ее формирования был положен переход от преимущественно силового подавления очагов терроризма (борьбы с терроризмом) к комплексной работе в этой сфере (противодействию терроризму). Новая система включила в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Десятого марта 2006 года в качестве основной организационной координирующей структуры для этой работы был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Для организации межведомственного взаимодействия по пресечению террористических актов и управления контртеррористическими операциями в его составе был создан Федеральный оперативный штаб (ФОШ).

В эти государственные органы входят руководители Федеральной службы безопасности, министерства внутренних дел, министерства транспорта, министерства здравоохранения и других государственных структур. Важной особенностью комитета является то, что в него, помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти, входят также представители руководства обеих палат российского парламента, администрации президента РФ и правительства России. Председателем НАК по должности является директор ФСБ России.

Основа противодействия терроризму

Работа по противодействию терроризму организована во всех регионах страны, где созданы соответствующие антитеррористические комиссии (АТК), возглавляемые главами субъектов РФ, и оперативные штабы, которые возглавляют начальники территориальных органов безопасности.

Сейчас заканчивается создание соответствующих структур и в первичном звене управления — муниципальных образованиях, что позволит завершить в полном объеме формирование единой вертикали антитеррористической системы от федерального до местного уровня.

Для обеспечения на постоянной основе функционирования НАК и ФОШ, анализа состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовки необходимых предложений по ее оптимизации, а также для осуществления контроля и оказания практической и методической помощи антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в регионах России в составе ФСБ создан аппарат Национального антитеррористического комитета.

Таким образом, организационная основа противодействия терроризму представлена в настоящее время в виде двух взаимоувязанных вертикалей, осуществляющих управление антитеррористическими мероприятиями в РФ. Первую из них составляют структуры, координирующие работу органов исполнительной власти по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации его проявлений: НАК и АТК. Вторую вертикаль — структуры, осуществляющие управление мероприятиями по борьбе с терроризмом: ФОШ и оперативные штабы в регионах.

Комплексный подход

Созданная система имеет ряд значимых черт. Прежде всего, это комплексное решение вопросов по всем трем направлениям противодействия терроризму — его предупреждению, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению терактов; борьбе с терроризмом; минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

При этом в последнее время основные усилия сосредотачиваются именно на профилактике терроризма, в том числе на противодействии его идеологии. В целях противодействия терроризму государством проводится активная предупредительно-профилактическая работа. Реализуется комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013–2018 годы.

НАК уделяет значительное внимание профилактике деструктивных процессов в молодежной среде. В России ведется целенаправленная работа по информационному противодействию терроризму. Осуществляются мероприятия по разъяснению сущности и общественной опасности терроризма, которые способствуют формированию стойкого неприятия обществом террористической идеологии. Совершенствуются механизмы, способствующие эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, неприятию идеологии терроризма и экстремизма.

Кроме того, есть четкое разделение компетенций в области противодействия терроризму между различными органами исполнительной власти.

Руководители всех координационных структур (НАК, ФОШ, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в регионах) наделены необходимым объемом правомочий. Они вправе и обязаны единолично, без предварительного согласования с федеральными властями, принимать на местах решения и организовывать их реализацию в рамках предоставленных им полномочий. В состав НАК и ФОШ включены исключительно руководители заинтересованных министерств и ведомств, они наделены правом единолично принимать окончательные решения.

Обязательность исполнения решений НАК органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами закреплена на законодательном уровне. Установлена административная ответственность за неисполнение решений НАК.

Усилена персональная ответственность соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму — глав субъектов РФ, в сфере борьбы с терроризмом – руководителей территориальных органов ФСБ).

В России регулярно проводятся международные антитеррористические учения, на которые в качестве наблюдателей приглашаются представители различных зарубежных государств и международных организаций.

Как отмечают специалисты, в результате указанных изменений были устранены системные недостатки ранее действовавшего антитеррористического законодательства, разработан юридический институт профилактики терроризма, которая ранее рассматривалась как вспомогательное средство при пресечении террористических проявлений. Появилось понимание того, что терроризм — это сложное социально-политическое явление, а не обычное уголовно наказуемое правонарушение и в борьбе с ним не может преобладать один силовой подход.

Правовое обеспечение

Параллельно со структурной работой совершенствовалась нормативно-правовая база для противодействия терроризму.

В развитие действующего законодательства 5 октября 2009 года президентом России была утверждена концепция противодействия терроризму в России — основополагающий документ, дополнивший положения федерального закона «О противодействии терроризму» и сформулировавший ключевые подходы РФ к организации дальнейшей антитеррористической деятельности.

При разработке концепции были учтены такие фундаментальные факторы, как расширение географии терроризма и интернациональный характер террористических организаций, повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой. Учитывались также стремление террористов завладеть оружием массового поражения, попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств.

В декабре 2015 года указом Президента России была утверждена Стратегия национальной безопасности РФ, также вышел президентский указ «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму», которым утверждено новое положение о НАК.

С учетом того, что силовые меры по борьбе с терроризмом дают лишь временный эффект, не позволяя полностью его искоренить, в отечественном законодательстве большое внимание уделяется предупреждению (профилактике) терроризма. Эта работа идет по ряду основных направлений — созданию системы противодействия идеологии терроризма; осуществлению мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усилению контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

Не менее важной признается и забота о людях, пострадавших при совершении теракта. В ходе реализации мер по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма решаются задачи по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий, социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате теракта, и лиц, участвовавших в его пресечении, возмещению морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате теракта.

Особое место в концепции уделено ресурсному обеспечению антитеррористической деятельности.

В рамках соответствующих федеральных целевых программ комплексно реализуются мероприятия, позволяющие установить единую систему подготовки сотрудников различных ведомств, специализирующихся на борьбе с терроризмом, совершенствовать современные специальные технические комплексы и способы получения упреждающей информации о действиях и намерениях террористических группировок. Кроме того, в рамках ФЦП разрабатываются новое оборудование и вооружение для пресечения террористических актов.

Важным этапом работы по совершенствованию антитеррористического законодательства стало создание развивающей мировую практику уровневой системы ситуационного реагирования на террористические угрозы. В рамках этой системы предусматривается возможность установления трех уровней террористической опасности: повышенный — «синий», высокий — «желтый», критический — «красный».

Введение уровней террористической опасности не ограничивает прав и свобод граждан, но предусматривает необходимость принятия дополнительных мер органами власти по недопущению возможного террористического акта. Кроме того, в рамках данной системы уровней террористической опасности предъявляются более высокие требования к взаимодействию между руководителями оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ.

Достигнутые результаты

В целом, в результате принятых мер в России отмечается поэтапное снижение террористической активности.

В декабре 2015 года на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба директор ФСБ Александр Бортников отметил, что ситуация в области противодействия терроризму в Российской Федерации сохранила тенденцию к нормализации, но остается сложной.

Основные террористические угрозы, как и ранее, обусловлены деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе. По-прежнему остро стоит проблема противодействия ресурсному обеспечению террористической деятельности. Продолжался подбор и вербовка российских граждан для участия в международных террористических организациях. Не снижается активность распространения террористической и экстремистской идеологии через интернет. Сохраняется опасность совершения терактов в Крыму и в других приграничных с Украиной регионах России.

Получили развитие угрозы, исходящие от запрещенной в России группировки «Исламское государство» и других международных террористических организаций.

Российские спецслужбы делают все, чтобы на ранней стадии нанести упреждающие удары по боевикам, готовящимся совершить преступления на территории РФ. Как правило, это противоборство скрыто от глаз общественности и не становится достоянием гласности. И только по отдельным официальным сообщениям граждане могут судить об эффективности мер контртеррористического противодействия.

Так, некоторое время назад террористы ИГ предприняли попытку заброски в Россию группы в составе десяти человек. Группа была снабжена тщательно разработанной легендой, согласно которой ее члены, якобы занимались бизнесом в Турции, а затем перегонкой автомашин из Польши в Россию.

Бандиты имели «чистые» паспорта и должны были поодиночке прибыть в Россию и последовательно, один за другим, легализоваться. В их задачу входило перебраться на Северный Кавказ, там войти в контакт с одной из бандгрупп, и на ее базе развернуть активную террористическую деятельность.

Однако этим планам не суждено было сбыться — во взаимодействии со спецслужбами из других стран российские органы безопасности отследили прибытие первой группы бандитов в Россию и своевременно пресекли ее деятельность. Сейчас все бандиты находятся под следствием.

К важным результатам работы в 2015 году следует отнести то, что не допущено активизации террористической деятельности на территории Северного Кавказа и ее переноса за пределы региона. Удалось предотвратить 30 преступлений, большая часть из которых – на территории СКФО. Во всех субъектах СКФО отмечается устойчивая динамика снижения количества таких преступлений.

В целом по стране число преступлений террористической направленности, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, уменьшилось в 2,5 раза.

В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий в прошлом году ликвидировано 156 боевиков, в том числе – 36 главарей. Среди них несколько руководителей международной террористической организации «Имарат Кавказ», в том числе Алиасхаб Кебеков и Магомед Сулейманов. Нейтрализовано 20 лидеров бандгрупп, присягнувших ИГ. В качестве одного из важных итогов антитеррористической работы отмечалось, что ликвидация основных главарей практически парализовала деятельность управленческого звена бандподполья.

Помимо нейтрализации активных членов бандподполья, в 2015 году слаженные действия силовых структур ФСБ, МВД и Минобороны при координирующей роли оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ позволили нанести существенный ущерб материально-ресурсной базе бандформирований.

В результате были выявлены и уничтожены 387 тайников и баз боевиков. Обезврежено 175 самодельных бомб. Изъято более 3,5 тонн взрывчатки, около трех тысяч мин, снарядов и гранат, более тысячи единиц огнестрельного оружия и 168 тысяч патронов. Кроме того, на территории России ликвидировано 42 подпольных мастерских и лабораторий по изготовлению самодельных взрывных устройств, ремонту и переделке стрелкового оружия.

Российский опыт для мира

Достигнутые успехи, по мнению специалистов, объясняются, прежде всего, надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в РФ.

Значимый результат принимаемых антитеррористических мер во многом обусловлен слаженностью и согласованностью действий всех взаимодействующих структур, и российский опыт это наглядно доказывает. По мнению специалистов, именно в этом — профилактике терроризма, в том числе противодействии его идеологии, упреждающем формировании и обучении привлекаемых к силовым операциям сил и средств, а также в эффективности проводимых контртеррористических мероприятий заключаются основные условия повышения результативности всей системы противодействия терроризму.

Следует отметить, что НАК и входящие в его состав структуры в полной мере реализует право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов. Проводится своевременное информирование населения о преступлениях террористической направленности или об угрозах их совершения, а также о мерах по минимизации и ликвидации последствий таких преступлений. Наиболее значимая информация публикуется на официальном интернет-портале НАК, где все желающие могут найти ответы на многие интересующие вопросы о деятельности по противодействию терроризму в России.

Национальный антитеррористический комитет не намерен останавливаться на достигнутом. С течением времени общегосударственная система противодействия терроризму будет развиваться, становиться гибче, приобретать более глобальный, в том числе международный характер, для чего к диалогу приглашаются все заинтересованные международные организации и отдельные страны. Россия к такому сотрудничеству готова.

rk.gov.ru

Цели и задачи | Национальный антитеррористический комитет

В Российской Федерации в целях обеспечения и защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина функционирует общегосударственная система противодействия терроризму, правовую основу которой составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и национальное законодательство России.

По решению Президента Российской Федерации в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму 15 февраля 2006 года был образован Национальный антитеррористический комитет — коллегиальный орган, координирующий и организующий антитеррористическую деятельность органов государственной власти на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Председателем Комитета является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Комитета являются разработка мер по противодействию терроризму, участие в международном сотрудничестве, подготовка предложений Президенту России по формированию государственной политики и совершенствованию законодательства в этой области, а также организация информирования населения о возникновении и нейтрализации угроз террористической направленности.

В субъектах Российской Федерации координацию деятельности территориальных органов государственной власти по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений осуществляют антитеррористические комиссии, возглавляемые высшими должностными лицами соответствующих субъектов.

Деятельность по планированию применения антитеррористических сил и средств, а также управление контртеррористическими операциями осуществляют созданные в составе Комитета Федеральный оперативный штаб, подчиненный Директору ФСБ России, и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, возглавляемые руководителями соответствующих территориальных органов безопасности.

nac.gov.ru

Система противодействия терроризму сложилась в России под эгидой Национального антитеррористического комитета

За последние десять лет в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму. В результате работы Национального антитеррористического комитета в стране отмечается поэтапное снижение террористической активности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК) РФ — коллегиальный орган, координирующий и организующий антитеррористическую деятельность на государственном уровне, — отмечает в четверг десятилетие со дня своего создания.

За эти десять лет в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму. В результате ее работы в стране отмечается поэтапное снижение террористической активности.

История создания НАК

В конце ХХ века терроризм стал глобальным явлением. Россия одной из первых столкнулась с ним, понеся значительные человеческие и материальные потери. Возникла реальная угроза территориальной целостности государства. Все это требовало от руководства РФ неотложных и решительных действий по созданию адекватной системы борьбы с терроризмом.

После произошедшего в сентябре 2004 года одного из крупнейших и наиболее циничных терактов в современной истории — захвата школы в городе Беслане (Северная Осетия), жертвами которого стали 342 человека, в том числе 186 детей, президентом России Владимиром Путиным было принято решение кардинально изменить подходы к антитеррористической деятельности.

«Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества», – сказал Путин на расширенном заседании правительства РФ в сентябре 2004 года.

В начале 2006 года Федеральным законом «О противодействии терроризму» и президентским указом «О мерах по противодействию терроризму» было закреплено создание качественно новой, общегосударственной системы противодействия этому опасному явлению.

В основу ее формирования был положен переход от преимущественно силового подавления очагов терроризма (борьбы с терроризмом) к комплексной работе в этой сфере (противодействию терроризму). Новая система включила в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Десятого марта 2006 года в качестве основной организационной координирующей структуры для этой работы был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Для организации межведомственного взаимодействия по пресечению террористических актов и управления контртеррористическими операциями в его составе был создан Федеральный оперативный штаб (ФОШ).

В эти государственные органы входят руководители Федеральной службы безопасности, министерства внутренних дел, министерства транспорта, министерства здравоохранения и других государственных структур. Важной особенностью комитета является то, что в него, помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти, входят также представители руководства обеих палат российского парламента, администрации президента РФ и правительства России. Председателем НАК по должности является директор ФСБ России.

Основа противодействия терроризму

Работа по противодействию терроризму организована во всех регионах страны, где созданы соответствующие антитеррористические комиссии (АТК), возглавляемые главами субъектов РФ, и оперативные штабы, которые возглавляют начальники территориальных органов безопасности.

Сейчас заканчивается создание соответствующих структур и в первичном звене управления — муниципальных образованиях, что позволит завершить в полном объеме формирование единой вертикали антитеррористической системы от федерального до местного уровня.

Для обеспечения на постоянной основе функционирования НАК и ФОШ, анализа состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовки необходимых предложений по ее оптимизации, а также для осуществления контроля и оказания практической и методической помощи антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в регионах России в составе ФСБ создан аппарат Национального антитеррористического комитета.

Таким образом, организационная основа противодействия терроризму представлена в настоящее время в виде двух взаимоувязанных вертикалей, осуществляющих управление антитеррористическими мероприятиями в РФ. Первую из них составляют структуры, координирующие работу органов исполнительной власти по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации его проявлений: НАК и АТК. Вторую вертикаль — структуры, осуществляющие управление мероприятиями по борьбе с терроризмом: ФОШ и оперативные штабы в регионах.

Комплексный подход

Созданная система имеет ряд значимых черт. Прежде всего, это комплексное решение вопросов по всем трем направлениям противодействия терроризму — его предупреждению, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению терактов; борьбе с терроризмом; минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

При этом в последнее время основные усилия сосредотачиваются именно на профилактике терроризма, в том числе на противодействии его идеологии. В целях противодействия терроризму государством проводится активная предупредительно-профилактическая работа. Реализуется комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013–2018 годы.

НАК уделяет значительное внимание профилактике деструктивных процессов в молодежной среде. В России ведется целенаправленная работа по информационному противодействию терроризму. Осуществляются мероприятия по разъяснению сущности и общественной опасности терроризма, которые способствуют формированию стойкого неприятия обществом террористической идеологии. Совершенствуются механизмы, способствующие эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, неприятию идеологии терроризма и экстремизма.

Кроме того, есть четкое разделение компетенций в области противодействия терроризму между различными органами исполнительной власти.

Руководители всех координационных структур (НАК, ФОШ, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в регионах) наделены необходимым объемом правомочий. Они вправе и обязаны единолично, без предварительного согласования с федеральными властями, принимать на местах решения и организовывать их реализацию в рамках предоставленных им полномочий. В состав НАК и ФОШ включены исключительно руководители заинтересованных министерств и ведомств, они наделены правом единолично принимать окончательные решения.

Обязательность исполнения решений НАК органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами закреплена на законодательном уровне. Установлена административная ответственность за неисполнение решений НАК.

Усилена персональная ответственность соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму — глав субъектов РФ, в сфере борьбы с терроризмом – руководителей территориальных органов ФСБ).

В России регулярно проводятся международные антитеррористические учения, на которые в качестве наблюдателей приглашаются представители различных зарубежных государств и международных организаций.

Как отмечают специалисты, в результате указанных изменений были устранены системные недостатки ранее действовавшего антитеррористического законодательства, разработан юридический институт профилактики терроризма, которая ранее рассматривалась как вспомогательное средство при пресечении террористических проявлений. Появилось понимание того, что терроризм — это сложное социально-политическое явление, а не обычное уголовно наказуемое правонарушение и в борьбе с ним не может преобладать один силовой подход.

Правовое обеспечение

Параллельно со структурной работой совершенствовалась нормативно-правовая база для противодействия терроризму.

В развитие действующего законодательства 5 октября 2009 года президентом России была утверждена концепция противодействия терроризму в России — основополагающий документ, дополнивший положения федерального закона «О противодействии терроризму» и сформулировавший ключевые подходы РФ к организации дальнейшей антитеррористической деятельности.

При разработке концепции были учтены такие фундаментальные факторы, как расширение географии терроризма и интернациональный характер террористических организаций, повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой. Учитывались также стремление террористов завладеть оружием массового поражения, попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств.

В декабре 2015 года указом Президента России была утверждена Стратегия национальной безопасности РФ, также вышел президентский указ «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму», которым утверждено новое положение о НАК.

С учетом того, что силовые меры по борьбе с терроризмом дают лишь временный эффект, не позволяя полностью его искоренить, в отечественном законодательстве большое внимание уделяется предупреждению (профилактике) терроризма. Эта работа идет по ряду основных направлений — созданию системы противодействия идеологии терроризма; осуществлению мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усилению контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

Не менее важной признается и забота о людях, пострадавших при совершении теракта. В ходе реализации мер по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма решаются задачи по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий, социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате теракта, и лиц, участвовавших в его пресечении, возмещению морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате теракта.

Особое место в концепции уделено ресурсному обеспечению антитеррористической деятельности.

В рамках соответствующих федеральных целевых программ комплексно реализуются мероприятия, позволяющие установить единую систему подготовки сотрудников различных ведомств, специализирующихся на борьбе с терроризмом, совершенствовать современные специальные технические комплексы и способы получения упреждающей информации о действиях и намерениях террористических группировок. Кроме того, в рамках ФЦП разрабатываются новое оборудование и вооружение для пресечения террористических актов.

Важным этапом работы по совершенствованию антитеррористического законодательства стало создание развивающей мировую практику уровневой системы ситуационного реагирования на террористические угрозы. В рамках этой системы предусматривается возможность установления трех уровней террористической опасности: повышенный — «синий», высокий — «желтый», критический — «красный».

Введение уровней террористической опасности не ограничивает прав и свобод граждан, но предусматривает необходимость принятия дополнительных мер органами власти по недопущению возможного террористического акта. Кроме того, в рамках данной системы уровней террористической опасности предъявляются более высокие требования к взаимодействию между руководителями оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ.

Достигнутые результаты

В целом, в результате принятых мер в России отмечается поэтапное снижение террористической активности.

В декабре 2015 года на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба директор ФСБ Александр Бортников отметил, что ситуация в области противодействия терроризму в Российской Федерации сохранила тенденцию к нормализации, но остается сложной.

Основные террористические угрозы, как и ранее, обусловлены деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе. По-прежнему остро стоит проблема противодействия ресурсному обеспечению террористической деятельности. Продолжался подбор и вербовка российских граждан для участия в международных террористических организациях. Не снижается активность распространения террористической и экстремистской идеологии через интернет. Сохраняется опасность совершения терактов в Крыму и в других приграничных с Украиной регионах России.

Получили развитие угрозы, исходящие от запрещенной в России группировки «Исламское государство» и других международных террористических организаций.

Российские спецслужбы делают все, чтобы на ранней стадии нанести упреждающие удары по боевикам, готовящимся совершить преступления на территории РФ. Как правило, это противоборство скрыто от глаз общественности и не становится достоянием гласности. И только по отдельным официальным сообщениям граждане могут судить об эффективности мер контртеррористического противодействия.

Так, некоторое время назад террористы ИГ предприняли попытку заброски в Россию группы в составе десяти человек. Группа была снабжена тщательно разработанной легендой, согласно которой ее члены, якобы занимались бизнесом в Турции, а затем перегонкой автомашин из Польши в Россию.

Бандиты имели «чистые» паспорта и должны были поодиночке прибыть в Россию и последовательно, один за другим, легализоваться. В их задачу входило перебраться на Северный Кавказ, там войти в контакт с одной из бандгрупп, и на ее базе развернуть активную террористическую деятельность.

Однако этим планам не суждено было сбыться — во взаимодействии со спецслужбами из других стран российские органы безопасности отследили прибытие первой группы бандитов в Россию и своевременно пресекли ее деятельность. Сейчас все бандиты находятся под следствием.

К важным результатам работы в 2015 году следует отнести то, что не допущено активизации террористической деятельности на территории Северного Кавказа и ее переноса за пределы региона. Удалось предотвратить 30 преступлений, большая часть из которых – на территории СКФО. Во всех субъектах СКФО отмечается устойчивая динамика снижения количества таких преступлений.

В целом по стране число преступлений террористической направленности, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, уменьшилось в 2,5 раза.

В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий в прошлом году ликвидировано 156 боевиков, в том числе – 36 главарей. Среди них несколько руководителей международной террористической организации «Имарат Кавказ», в том числе Алиасхаб Кебеков и Магомед Сулейманов. Нейтрализовано 20 лидеров бандгрупп, присягнувших ИГ. В качестве одного из важных итогов антитеррористической работы отмечалось, что ликвидация основных главарей практически парализовала деятельность управленческого звена бандподполья.

Помимо нейтрализации активных членов бандподполья, в 2015 году слаженные действия силовых структур ФСБ, МВД и Минобороны при координирующей роли оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ позволили нанести существенный ущерб материально-ресурсной базе бандформирований.

В результате были выявлены и уничтожены 387 тайников и баз боевиков. Обезврежено 175 самодельных бомб. Изъято более 3,5 тонн взрывчатки, около трех тысяч мин, снарядов и гранат, более тысячи единиц огнестрельного оружия и 168 тысяч патронов. Кроме того, на территории России ликвидировано 42 подпольных мастерских и лабораторий по изготовлению самодельных взрывных устройств, ремонту и переделке стрелкового оружия.

Российский опыт для мира

Достигнутые успехи, по мнению специалистов, объясняются, прежде всего, надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в РФ.

Значимый результат принимаемых антитеррористических мер во многом обусловлен слаженностью и согласованностью действий всех взаимодействующих структур, и российский опыт это наглядно доказывает. По мнению специалистов, именно в этом — профилактике терроризма, в том числе противодействии его идеологии, упреждающем формировании и обучении привлекаемых к силовым операциям сил и средств, а также в эффективности проводимых контртеррористических мероприятий заключаются основные условия повышения результативности всей системы противодействия терроризму.

Следует отметить, что НАК и входящие в его состав структуры в полной мере реализует право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов. Проводится своевременное информирование населения о преступлениях террористической направленности или об угрозах их совершения, а также о мерах по минимизации и ликвидации последствий таких преступлений. Наиболее значимая информация публикуется на официальном интернет-портале НАК, где все желающие могут найти ответы на многие интересующие вопросы о деятельности по противодействию терроризму в России.

Национальный антитеррористический комитет не намерен останавливаться на достигнутом. С течением времени общегосударственная система противодействия терроризму будет развиваться, становиться гибче, приобретать более глобальный, в том числе международный характер, для чего к диалогу приглашаются все заинтересованные международные организации и отдельные страны. Россия к такому сотрудничеству готова.

butyrsky.mos.ru

Антитеррористическая безопасность, разработка паспорта ⭐РосБезопасность®

Компания «РосБезопасность®» предлагает комплекс услуг по разработке паспорта безопасности и согласованию в компетентных органах документации антитеррористической безопасности для объектов любой категории сложности.

Антитеррористическая защищенность

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Перечень объектов, которым нужен паспорт безопасности

Таким образом, разработка паспорта безопасности и выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объекта должны проводить практически все организации и учреждения:

  • школа, детский сад, институт, университет, иные образовательные учреждения,
  • кафе, ресторан, иные предприятия общественного питания,
  • больница, поликлиника, учреждения здравоохранении,
  • торговый центр, офисный центр, административное здание,
  • гостиница, отель, хостел, средства коллективного размещения людей и др.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки паспорта безопасности объекта, реализация указанных требований и контроль за их выполнением.

Мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности

Фактически мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности (антитеррористическое обеспечение) включают в себя:

  • Создание, модернизация и поддержание в исправном состоянии технических средств обеспечения безопасности.
  • Отработка и изучение нормативно-правовой базы в области антитеррористической защищенности. Проведение учений и тренировок с персоналом организации. А также разработка и своевременная корректировка паспорта безопасности учреждения и другой документации на объекте.

Требования к антитеррористической защищенности объектов

Основные требования к антитеррористической защищенности объектов изложены в Постановлениях Правительства РФ. На данный момент их вышло более трех десятков, и каждое из них определяет основные требования по обеспечению антитеррористической безопасности объектов в зависимости от их ведомственной принадлежности и профиля деятельности.

Законодательство в области антитеррористической защищенности объектов постоянно совершенствуется и развивается, вводятся в действие новые документы, вносятся поправки и корректировки в действующие законы. На нашем сайте представлены основные документы в этой области, если у Вас есть вопросы по другим документам и/или сопутствующей документации можете оставить заявку на нашем сайте или позвонить по указанному телефону – наши специалисты качественно и аргументировано помогут решить Вашу проблему.

Более подробно ознакомиться с документами антитеррористической защищенности Вы можете прямо у нас на сайте.

rossafety.ru

10 лет назад был создан Национальный антитеррористический комитет — Российская газета

Завтра исполняется 10 лет со дня основания Национального антитеррористического комитета, известного как НАК. «Российской газете» удалось узнать некоторые подробности деятельности борцов с терроризмом, закрытые для широкой общественности.

Может возникнуть вопрос, зачем нужно было создавать новую структуру по борьбе с терроризмом, если этим и так довольно успешно занимались ФСБ, МВД и другие силовые ведомства. Да действительно, занимались, но по отдельности. А структуры, которая бы координировала сразу всех на общегосударственном уровне: и силовиков и федеральные власти, причем без вопросов «кто здесь главный и кто за что отвечает» — не было. Да и существовавшая структура антитеррора уже явно не справлялась с новыми масштабными террористическими угрозами.

В сентябре 2004 года после кровавого теракта в Беслане, жертвами которого стали 342 человека, в том числе 186 детей, президент России Владимир Путин принял решение кардинально изменить подходы к антитеррористической деятельности, прежде всего путем привлечения к ее решению всех министерств и ведомств, а также гражданского общества.

В результате в начале 2006 года была создана качественно новая общегосударственная система противодействия терроризму — НАК.

Диверсанты с чистым паспортом

Большинство спецопераций против террористов проходит под грифом «совершенно секретно». И лишь постфактум и то не всегда удается узнать, какие угрозы на нашу голову были ликвидированы.

Два месяца назад в Россию из Сирии была направлена группа матерых боевиков в составе четырех человек с задачей совершить теракт в общественном здании одного из российских городов. Бандиты имели все необходимые документы для легального приезда в Россию через одну из стран СНГ. В течение нескольких дней они изучали объект намечаемой террористической атаки, сняли дом, в котором оборудовали свою базу, приобрели необходимые компоненты для изготовления самодельного взрывного устройства. Несмотря на все попытки скрытной деятельности и конспирации, оперативный контроль за ними был установлен с самого начала и в нужный момент все они были задержаны. Скоро бандиты предстанут перед судом.

Совсем недавно террористы ИГИЛ предприняли попытку заброски к нам другой группы в составе десяти человек. Группа была снабжена тщательно разработанной легендой, согласно которой ее члены якобы занимались бизнесом в Турции, а затем перегонкой машин из Польши в Россию.

Диверсанты имели «чистые» паспорта и должны были по одиночке приехать в Россию и последовательно, один за другим, легализоваться в нашей стра-не. В их задачу входило перебраться на Северный Кавказ, войти в контакт с одной из бандгрупп — и на ее базе развернуть активную террористическую деятельность. Однако этим планам не суждено было сбыться. Взаимодействуя со спецслужбами из других стран, российские спецслужбы отследили прибытие первой группы бандитов на нашу территорию и своевременно пресекли ее деятельность. Сейчас все бандиты находятся под следствием.

Российским спецслужбам известно, что в рядах запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ действуют подразделения, которые готовят теракты в РФ и странах Европы. Речь идет о батальоне, состоящем главным образом из выходцев с Северного Кавказа, его возглавляет Ахмед Четаев по кличке Однорукий. В целом же за 2015 год удалось предотвратить выезд в Сирию и Ирак более 100 граждан РФ, которые собирались присоединиться к боевикам. К уголовной ответственности привлечено 832 россиянина, прошедших подготовку в рядах боевиков, в том числе 22 вербовщика. Более 80 из них уже осуждены

Бомбы из тайника

По данным НАК, одним из важных результатов работы в 2015 году стало то, что удалось не допустить активизации террористической деятельности на территории Северного Кавказа и ее переноса за пределы региона. В целом по стране число преступлений террористической направленности, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, уменьшилось в 2,5 раза. Во всех субъектах СКФО также отмечается устойчивая динамика снижения количества таких преступлений. Но самое главное, что силовикам в прошлом году удалось предотвратить 30 терактов, большая часть из которых — на территории Северного Кавказа.

Во время контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий ликвидировано 156 боевиков, в том числе — 36 главарей. Среди них возглавлявшие международную террористическую организацию «Имарат Кавказ» А. Кебеков, М. Сулейманов, К. Саидов и Б. Махаури. Нейтрализовано 20 лидеров бандгрупп, присягнувших ИГИЛ. В качестве одного из важных итогов отмечается, что ликвидация основных главарей практически парализовала деятельность управленческого звена бандподполья.

Также были выявлены и уничтожены 387 тайников и баз боевиков. Обезврежено 175 самодельных бомб. Изъято более 3,5 тысячи кг взрывчатых веществ, около 3 тысяч мин, снарядов и гранат, более 1 тысячи единиц огнестрельного оружия и 168 тысяч патронов.

Кроме того, на территории России ликвидировано 42 подпольных мастерских и лабораторий по изготовлению самодельных взрывных устройств, ремонту и переделке стрелкового оружия.

К примеру, 22 ноября 2015 года в ходе КТО, проведенной в Кабардино-Балкарской Республике, подразделениями ФСБ и МВД России ликвидирована бандгруппа, которая занималась организацией каналов переправки жителей республики на территорию Сирии для их участия в деятельности террористических группировок.

Кроме того, боевики готовили ряд резонансных преступлений на территории Северного Кавказа, в том числе с использованием самодельных взрывных устройств в местах массового пребывания людей.

В укрепленной базе, расположенной в горной лесистой местности, находилось 11 членов банды, которые, оказав вооруженное сопротивление, были уничтожены. В обнаруженном блиндаже была оборудована мастерская по изготовлению самодельных бомб, в которой находилось два готовых к применению взрывных устройства. Подходы к базе были заминированы, а сам блиндаж замаскирован и подготовлен для длительного проживания.

Террор ползет по интернету

Как всякая ядовитая идеология, терроризм пытается создать вокруг себя ореол некой боевой романтики. Задача — привлечь в свои ряды молодежь, которая склонна к экстриму и воспитана на компьютер-

ных стрелялках. Одним оружием и спецоперациями с этой ползучей экспансией не справиться.

Вот почему в основу новой антитеррористической концепции был положен переход от преимущественно силового подавления терроризма к комплексному противодействию этим угрозам.

НАК выполняет ряд государственно важных задач, таких, например, как профилактика деструктивных процессов в молодежной среде и информационное противодействие терроризму.

Сейчас, например, в стране действует комплексный план противодействия идеологии терроризма. В нем поставлены три основные задачи. Во-первых, это разъяснение сущности и общественной опасности терроризма и формирование стойкого неприятия обществом этой страшной идеологии.

Кроме того создаются механизмы защиты информационного пространства России от проникновения в него идей, оправдывающих террористическую деятельность. И в-третьих — выработка правовых и организационных механизмов, которые помогают более эффективно бороться с идеологией терроризма. Так за последние годы только в сфере образования была проделана огромная работа по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию у школьников и студентов активной гражданской позиции, патриотизма, неприятию идеологии терроризма и экстремизма.

Естественно, что образование НАК потребовало внести серьезные коррективы в российское законодательство. Так были разграничены компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Руководители субъектов РФ и местного самоуправления были наделены полномочиями в области профилактики терроризма. Кроме того была улучшена система противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Выработан комплекс мер по антитеррористической защищенности объектов, а также приняты меры по социальной защите тех, кто пострадал в результате терактов.

Были внесены изменения и в Уголовный кодекс РФ — в частности, усилена ответственность за совершение преступлений террористической направленности.

При этом решения НАКа стали обязательными к исполнению для всех: начиная от органов госвласти и заканчивая гражданами. Неисполнение этих решений грозит административной ответственностью.

Погибли как герои

В России установлен памятный день — День солидарности в борьбе с терроризмом, но, как отмечают в НАКе, работа по увековечению памяти героев проводится постоянно.

В феврале в московских школах состоялись торжественные открытия мемориальных досок кавалеру ордена Мужества лейтенанту Дмитрию Бурдяеву, сотруднику ЦСН ФСБ России, и капитану Дмитрию Волкову, сотруднику группы «А» КГБ СССР.

Дмитрий Бурдяев погиб при выполнении воинского долга в ходе спецоперации по освобождению заложников, удерживаемых в больнице города Буденновска. При выполнении боевой задачи по вытеснению террористов из здания больницы снайперским огнем он прикрывал выдвижение оперативной группы, что позволило свести до минимума потери среди боевых товарищей. Лично уничтожил несколько боевиков из банды Басаева. Погиб, выполняя свой долг, в ходе снайперской дуэли с противником.

Дмитрий Волков участвовал в спецоперации по штурму дворца Амина в Афганистане. В ходе завязавшейся перестрелки, вынося раненого товарища

из сектора обстрела, Дмитрий попал под прицельный огонь и был смертельно ранен. За мужество и отвагу он награжден орденом Красного Знамени (посмертно).

Досье «РГ»

Национальный антитеррористический комитет был образован 10 марта 2006 года в качестве основной организационной, координирующей деятельность по противодействию терроризму структуры. Кроме того, для управления контртеррористическими операциями, организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом был создан Федеральный оперативный штаб. Аналогичный подход был использован и при организации противодействия терроризму во всех субъектах России, где были созданы соответствующие антитеррористические комиссии и оперативные штабы.

Национальный антитеррористический комитет представляет из себя коллегиальный орган, в состав которого входят руководители ключевых министерств и ведомств, отвечающих за противодействие терроризму. Возглавляет НАК, являясь его председателем, а также руководителем ФОШ, директор ФСБ России Александр Бортников. Также в состав ФОШ включено руководство МВД, минобороны, МЧС, МИД, СВР, Следственного комитета РФ и других органов власти.

В декабре 2015 года на совместном заседании НАК и ФОШ председатель НАК, директор ФСБ России Александр Бортников отметил, что ситуация в области противодействия терроризму в России сохранила тенденцию к нормализации, но остается сложной.

По его словам, основные террористические угрозы, как и раньше, связаны с действиями бандгрупп на Северном Кавказе. Кроме того, получили развитие угрозы, исходящие от запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ и других международных террористических организаций.

В то же время, по данным НАК, российские спецслужбы делают все, чтобы на ранней стадии нанести превентивные удары по боевикам, готовящимся совершить теракты на территории России. Как правило, это противоборство скрыто от глаз общественности и по существу никогда не становится достоянием гласности. И только по отдельным сообщениям граждане могут судить об эффективности мер контртеррористического противодействия.

rg.ru

СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ СЛОЖИЛАСЬ В РОССИИ ПОД ЭГИДОЙ НАК

За последние десять лет в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму. В результате работы Национального антитеррористического комитета в стране отмечается поэтапное снижение террористической активности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК) РФ — коллегиальный орган, координирующий и организующий антитеррористическую деятельность на государственном уровне, — отмечает в четверг десятилетие со дня своего создания.

За эти десять лет в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму. В результате ее работы в стране отмечается поэтапное снижение террористической активности.

История создания НАК

В конце ХХ века терроризм стал глобальным явлением. Россия одной из первых столкнулась с ним, понеся значительные человеческие и материальные потери. Возникла реальная угроза территориальной целостности государства. Все это требовало от руководства РФ неотложных и решительных действий по созданию адекватной системы борьбы с терроризмом.

После произошедшего в сентябре 2004 года одного из крупнейших и наиболее циничных терактов в современной истории — захвата школы в городе Беслане (Северная Осетия), жертвами которого стали 342 человека, в том числе 186 детей, президентом России Владимиром Путиным было принято решение кардинально изменить подходы к антитеррористической деятельности.

«Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества», – сказал Путин на расширенном заседании правительства РФ в сентябре 2004 года.

В начале 2006 года Федеральным законом «О противодействии терроризму» и президентским указом «О мерах по противодействию терроризму» было закреплено создание качественно новой, общегосударственной системы противодействия этому опасному явлению.

В основу ее формирования был положен переход от преимущественно силового подавления очагов терроризма (борьбы с терроризмом) к комплексной работе в этой сфере (противодействию терроризму). Новая система включила в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Десятого марта 2006 года в качестве основной организационной координирующей структуры для этой работы был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Для организации межведомственного взаимодействия по пресечению террористических актов и управления контртеррористическими операциями в его составе был создан Федеральный оперативный штаб (ФОШ).

В эти государственные органы входят руководители Федеральной службы безопасности, министерства внутренних дел, министерства транспорта, министерства здравоохранения и других государственных структур. Важной особенностью комитета является то, что в него, помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти, входят также представители руководства обеих палат российского парламента, администрации президента РФ и правительства России. Председателем НАК по должности является директор ФСБ России.

Основа противодействия терроризму

Работа по противодействию терроризму организована во всех регионах страны, где созданы соответствующие антитеррористические комиссии (АТК), возглавляемые главами субъектов РФ, и оперативные штабы, которые возглавляют начальники территориальных органов безопасности.

Сейчас заканчивается создание соответствующих структур и в первичном звене управления — муниципальных образованиях, что позволит завершить в полном объеме формирование единой вертикали антитеррористической системы от федерального до местного уровня.

Для обеспечения на постоянной основе функционирования НАК и ФОШ, анализа состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовки необходимых предложений по ее оптимизации, а также для осуществления контроля и оказания практической и методической помощи антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в регионах России в составе ФСБ создан аппарат Национального антитеррористического комитета.

Таким образом, организационная основа противодействия терроризму представлена в настоящее время в виде двух взаимоувязанных вертикалей, осуществляющих управление антитеррористическими мероприятиями в РФ. Первую из них составляют структуры, координирующие работу органов исполнительной власти по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации его проявлений: НАК и АТК. Вторую вертикаль — структуры, осуществляющие управление мероприятиями по борьбе с терроризмом: ФОШ и оперативные штабы в регионах.

Комплексный подход

Созданная система имеет ряд значимых черт. Прежде всего, это комплексное решение вопросов по всем трем направлениям противодействия терроризму — его предупреждению, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению терактов; борьбе с терроризмом; минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

При этом в последнее время основные усилия сосредотачиваются именно на профилактике терроризма, в том числе на противодействии его идеологии. В целях противодействия терроризму государством проводится активная предупредительно-профилактическая работа. Реализуется комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013–2018 годы.

НАК уделяет значительное внимание профилактике деструктивных процессов в молодежной среде. В России ведется целенаправленная работа по информационному противодействию терроризму. Осуществляются мероприятия по разъяснению сущности и общественной опасности терроризма, которые способствуют формированию стойкого неприятия обществом террористической идеологии. Совершенствуются механизмы, способствующие эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, неприятию идеологии терроризма и экстремизма.

Кроме того, есть четкое разделение компетенций в области противодействия терроризму между различными органами исполнительной власти.

Руководители всех координационных структур (НАК, ФОШ, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в регионах) наделены необходимым объемом правомочий. Они вправе и обязаны единолично, без предварительного согласования с федеральными властями, принимать на местах решения и организовывать их реализацию в рамках предоставленных им полномочий. В состав НАК и ФОШ включены исключительно руководители заинтересованных министерств и ведомств, они наделены правом единолично принимать окончательные решения.

Обязательность исполнения решений НАК органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами закреплена на законодательном уровне. Установлена административная ответственность за неисполнение решений НАК.

Усилена персональная ответственность соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму — глав субъектов РФ, в сфере борьбы с терроризмом – руководителей территориальных органов ФСБ).

В России регулярно проводятся международные антитеррористические учения, на которые в качестве наблюдателей приглашаются представители различных зарубежных государств и международных организаций.

Как отмечают специалисты, в результате указанных изменений были устранены системные недостатки ранее действовавшего антитеррористического законодательства, разработан юридический институт профилактики терроризма, которая ранее рассматривалась как вспомогательное средство при пресечении террористических проявлений. Появилось понимание того, что терроризм — это сложное социально-политическое явление, а не обычное уголовно наказуемое правонарушение и в борьбе с ним не может преобладать один силовой подход.

Правовое обеспечение

Параллельно со структурной работой совершенствовалась нормативно-правовая база для противодействия терроризму.

В развитие действующего законодательства 5 октября 2009 года президентом России была утверждена концепция противодействия терроризму в России — основополагающий документ, дополнивший положения федерального закона «О противодействии терроризму» и сформулировавший ключевые подходы РФ к организации дальнейшей антитеррористической деятельности.

При разработке концепции были учтены такие фундаментальные факторы, как расширение географии терроризма и интернациональный характер террористических организаций, повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой. Учитывались также стремление террористов завладеть оружием массового поражения, попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств.

В декабре 2015 года указом Президента России была утверждена Стратегия национальной безопасности РФ, также вышел президентский указ «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму», которым утверждено новое положение о НАК.

С учетом того, что силовые меры по борьбе с терроризмом дают лишь временный эффект, не позволяя полностью его искоренить, в отечественном законодательстве большое внимание уделяется предупреждению (профилактике) терроризма. Эта работа идет по ряду основных направлений — созданию системы противодействия идеологии терроризма; осуществлению мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усилению контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

Не менее важной признается и забота о людях, пострадавших при совершении теракта. В ходе реализации мер по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма решаются задачи по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий, социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате теракта, и лиц, участвовавших в его пресечении, возмещению морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате теракта.

Особое место в концепции уделено ресурсному обеспечению антитеррористической деятельности.

В рамках соответствующих федеральных целевых программ комплексно реализуются мероприятия, позволяющие установить единую систему подготовки сотрудников различных ведомств, специализирующихся на борьбе с терроризмом, совершенствовать современные специальные технические комплексы и способы получения упреждающей информации о действиях и намерениях террористических группировок. Кроме того, в рамках ФЦП разрабатываются новое оборудование и вооружение для пресечения террористических актов.

Важным этапом работы по совершенствованию антитеррористического законодательства стало создание развивающей мировую практику уровневой системы ситуационного реагирования на террористические угрозы. В рамках этой системы предусматривается возможность установления трех уровней террористической опасности: повышенный — «синий», высокий — «желтый», критический — «красный».

Введение уровней террористической опасности не ограничивает прав и свобод граждан, но предусматривает необходимость принятия дополнительных мер органами власти по недопущению возможного террористического акта. Кроме того, в рамках данной системы уровней террористической опасности предъявляются более высокие требования к взаимодействию между руководителями оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ.

Достигнутые результаты

В целом, в результате принятых мер в России отмечается поэтапное снижение террористической активности.

В декабре 2015 года на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба директор ФСБ Александр Бортников отметил, что ситуация в области противодействия терроризму в Российской Федерации сохранила тенденцию к нормализации, но остается сложной.

Основные террористические угрозы, как и ранее, обусловлены деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе. По-прежнему остро стоит проблема противодействия ресурсному обеспечению террористической деятельности. Продолжался подбор и вербовка российских граждан для участия в международных террористических организациях. Не снижается активность распространения террористической и экстремистской идеологии через интернет. Сохраняется опасность совершения терактов в Крыму и в других приграничных с Украиной регионах России.

Получили развитие угрозы, исходящие от запрещенной в России группировки «Исламское государство» и других международных террористических организаций.

Российские спецслужбы делают все, чтобы на ранней стадии нанести упреждающие удары по боевикам, готовящимся совершить преступления на территории РФ. Как правило, это противоборство скрыто от глаз общественности и не становится достоянием гласности. И только по отдельным официальным сообщениям граждане могут судить об эффективности мер контртеррористического противодействия.

Так, некоторое время назад террористы ИГ предприняли попытку заброски в Россию группы в составе десяти человек. Группа была снабжена тщательно разработанной легендой, согласно которой ее члены, якобы занимались бизнесом в Турции, а затем перегонкой автомашин из Польши в Россию.

Бандиты имели «чистые» паспорта и должны были поодиночке прибыть в Россию и последовательно, один за другим, легализоваться. В их задачу входило перебраться на Северный Кавказ, там войти в контакт с одной из бандгрупп, и на ее базе развернуть активную террористическую деятельность.

Однако этим планам не суждено было сбыться — во взаимодействии со спецслужбами из других стран российские органы безопасности отследили прибытие первой группы бандитов в Россию и своевременно пресекли ее деятельность. Сейчас все бандиты находятся под следствием.

К важным результатам работы в 2015 году следует отнести то, что не допущено активизации террористической деятельности на территории Северного Кавказа и ее переноса за пределы региона. Удалось предотвратить 30 преступлений, большая часть из которых – на территории СКФО. Во всех субъектах СКФО отмечается устойчивая динамика снижения количества таких преступлений.

В целом по стране число преступлений террористической направленности, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, уменьшилось в 2,5 раза.

В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий в прошлом году ликвидировано 156 боевиков, в том числе – 36 главарей. Среди них несколько руководителей международной террористической организации «Имарат Кавказ», в том числе Алиасхаб Кебеков и Магомед Сулейманов. Нейтрализовано 20 лидеров бандгрупп, присягнувших ИГ. В качестве одного из важных итогов антитеррористической работы отмечалось, что ликвидация основных главарей практически парализовала деятельность управленческого звена бандподполья.

Помимо нейтрализации активных членов бандподполья, в 2015 году слаженные действия силовых структур ФСБ, МВД и Минобороны при координирующей роли оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ позволили нанести существенный ущерб материально-ресурсной базе бандформирований.

В результате были выявлены и уничтожены 387 тайников и баз боевиков. Обезврежено 175 самодельных бомб. Изъято более 3,5 тонн взрывчатки, около трех тысяч мин, снарядов и гранат, более тысячи единиц огнестрельного оружия и 168 тысяч патронов. Кроме того, на территории России ликвидировано 42 подпольных мастерских и лабораторий по изготовлению самодельных взрывных устройств, ремонту и переделке стрелкового оружия.

Российский опыт для мира

Достигнутые успехи, по мнению специалистов, объясняются, прежде всего, надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в РФ.

Значимый результат принимаемых антитеррористических мер во многом обусловлен слаженностью и согласованностью действий всех взаимодействующих структур, и российский опыт это наглядно доказывает. По мнению специалистов, именно в этом — профилактике терроризма, в том числе противодействии его идеологии, упреждающем формировании и обучении привлекаемых к силовым операциям сил и средств, а также в эффективности проводимых контртеррористических мероприятий заключаются основные условия повышения результативности всей системы противодействия терроризму.

Следует отметить, что НАК и входящие в его состав структуры в полной мере реализует право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов. Проводится своевременное информирование населения о преступлениях террористической направленности или об угрозах их совершения, а также о мерах по минимизации и ликвидации последствий таких преступлений. Наиболее значимая информация публикуется на официальном интернет-портале НАК, где все желающие могут найти ответы на многие интересующие вопросы о деятельности по противодействию терроризму в России.

Национальный антитеррористический комитет не намерен останавливаться на достигнутом. С течением времени общегосударственная система противодействия терроризму будет развиваться, становиться гибче, приобретать более глобальный, в том числе международный характер, для чего к диалогу приглашаются все заинтересованные международные организации и отдельные страны. Россия к такому сотрудничеству готова.

 

РИА Новости 

nac.gov.ru

Об авторе

admin administrator

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о