Аттестация рабочих мест в школе – Аттестация рабочих мест в школе

Аттестация рабочих мест в школе – Аттестация рабочих мест в школе

Аттестация рабочих мест в школе

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Узнать, обязательна ли ее проводить в образовательных учреждения, можно здесь.

Рабочие места, вне зависимости от сложности выполнения трудового процесса, от влияния производственных факторов должны проходить аттестацию. Процесс реформирования системы контроля, начавшийся в конце 80-х годов, направлен для оценки реального состояния рабочего места на производстве с целью уменьшения воздействия неблагоприятных факторов на человека, риска развития профзаболеваний, предотвращения несчастных случаев. Модернизация процесса с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года выдвинула более серьезные требования ко всем участвующим сторонам процесса. Сегодня как – никогда стала высока потребность качества выполнения работ. Пожалуй, этот период аттестации можно отнести к «зрелому», когда все слова стали реализовываться на деле.

Аттестация необходима для всех рабочих мест: для рабочего места литейщика, сварщика, уборщицы, офисного сотрудника, учителя, бухгалтера. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»

В одной из социальных сетей встретилось бурное обсуждение по поводу доплат работникам образования, а именно: «Нужны ли они учителям?». К сожалению, большая часть (по-видимому, не зная всей сути работы педагога) высказывалась за то, что учителям вообще не положены компенсации, так как «работенка-то у них не особо пыльная» и зачем вообще говорить о 12% положенных им доплат? Лишь немногая часть встала на защиту. Почему люди считают, что компенсации положены только тем, кто занят на тяжелых производственных объектах? Конечно, отрасли промышленной металлургии, машиностроения, строительства подвергают большому риску, как здоровье, так и жизни людей, занятых в них. О величине опасности этих сфер не поспоришь. Несмотря на автоматизацию, труд людей также остается востребованным. Специалист идет туда либо от безвыходности, либо в погоне за материальной стороной, либо, как это бывает в районах крайнего севера, больше нет рабочих мест, помимо добычи, например, угля в шахтах.

Уровень опасных и вредных факторов на более легких видах производственного процесса, конечно же, в несколько раз ниже. Но они в том или ином количестве присутствуют на любом рабочем месте, особенно сегодня – в век развития различных инноваций. Правомерно было бы сейчас, в связи с оживленной полемикой, рассмотреть аттестацию рабочих мест в школе.

А что, если для начала поставить себя на место учителя. Что мы можем почувствовать? Каждый рабочий день начинается с шума и гама в школьных коридорах учеников класса. Уже чувствуется напряжение, нагрузка на организм, предельная форма ответственности не за одного ребенка, а за целую группу учеников. Звенит звонок, тебе нужно пройти в класс и не для того, чтобы прочитать с учебника тему урока, донести до него информацию, а для того, чтобы научить каждого, кто сидит за партой. Проверка домашнего задания, незадачливые ученики, после – объяснение темы в такой мере, чтобы каждый смог усвоить урок. Нужно иметь очень много энергии и сил. Учитель пропускает через себя волнение каждого дня. Работа с детьми считается одной из самых ответственных и сложных в плане эмоциональной нагрузки. Таким образом, прояснилась цельная картина: эмоциональная, сенсорная нагрузка, риск для собственной жизни, степень ответственности за безопасность детей. Эти факторы при аттестации входят в общее понятие – тяжесть трудового процесса. Башкирский государственный медицинский университет провел исследования среди педагогов на выявление профзаболеваний по состоянию на 2012 год. Оказалось, что болезни органов дыхания составляют 26,1%, органов кровообращения – 17,9%, органов пищеварения – 15,3%, нервной системы и органов чувств – 12,1%. Причиной возникновения данных заболеваний являются чаще эмоционально-нервные напряжения.

При измерении тяжести производственного процесса во внимание, первым делом, берут рабочую позу, в которой находится человек в течение дня. Характер рабочей позы бывает свободным, неудобным, вынужденным и фиксированным. К свободным позам относятся положения сидя или стоя (нахождение в позе до 40% времени смены), к неудобным – позы с большим наклоном или поворотом туловища (до 60% смены). Фиксированная поза определяется 50% пребывания в неудобной позе. Вынужденные позы – положения лежа, на корточках, на коленях (нахождение на коленях и корточках до 50% в смену, в позе стоя более 80%). Пребывание в той или иной позе определяется визуально на основе временного интервала за смену. Если сотрудник в течение смены находится в разных позах, то анализируется наиболее часто повторяющаяся, типичная поза для данного рабочего места. Наклоны корпуса в смену также учитываются при аттестации. Они измеряются при помощи любого средства измерения для углов. Уточним, что класс условий труда устанавливается согласно

Руководству Р 2.2.2006-05 по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.

Ошибкой многих аттестующих организаций является определение рабочей позы по опросам работников или установление класса после наблюдения в течение двух часов за работой сотрудника. По правилам же, тяжесть трудового процесса должна определяться на основе наблюдений в течение недели. Столь небрежное отношение к процессу аттестации со стороны аттестующей организации, пожалуй, выливается в современную тенденцию. В погоне за прибылью они готовы на различные ухищрения.

На рабочих местах преподавателей также немаловажен показатель измерения напряженности трудового процесса. Виды нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные. Наличие хотя бы одного из этих факторов, пусть и в минимальных количествах, может с легкостью вывести человека из равновесия: педагоги всегда находятся в напряжении, потому как они несут ответственность за детей, за качество выполнения работы. При наличии данных показателей рабочее место педагога по указанному фактору относят к вредному классу. Единственный фактор в этой группе, который практически не выходит за предельно допустимые нормы, является монотонность нагрузок. Это и понятно, так как педагоги находятся в постоянном движении.

В школах довольно большой преподавательский состав, служебный персонал. Аттестация проводится в комплексе с выделением аналогичных рабочих мест. К примеру, в школе три учителя русского языка, но рабочее место выделяется только одно, кухонных работников двое, также будет проверяться только одно рабочее место и т.д. Выделение рабочих мест в школе проводится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования»».

В образовательных учреждениях большое время уделяется проверке химических и биологических факторов влияния. Одними из самых сложных кабинетов при проверке являются: кабинет химии, физики, биологии, физической культуры, информатики и столовая. В работе в этих кабинетах задействовано большое количество различного оборудования, необходимого для выполнения технологических процессов. Буквально 5 лет назад практически каждому педагогу, занятому в помещениях подобного рода, при работе с мониторами «прошлого поколения» –

ЭЛТ, от которых исходит электромагнитное излучение, выплачивались компенсации за вредность в размере 12%. Сегодня образовательные учреждения стараются минимизировать уровень влияния вредности на персонал с помощью улучшения условий. К примеру, в кабинетах информатики устанавливают средства ПЭВМ, соответствующие стандартам, предъявляемым к ним, за счет чего уровень факторов устанавливается в допустимых нормах. Требования к ПЭВМ приведены в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, где приведен полный перечень допустимых параметров влияния ПЭВМ в классе.

Высокие требования предъявляются и к другим кабинетам, так как любой уровень влияния, который уйдет за рамки предельно допустимого, отразится не только на здоровье педагогов, но и на здоровье учеников. Кабинеты должны оснащаться необходимым оборудованием. Нарушение требований безопасности (

Приказ Министерства просвещения СССР от 10.07.1987 г. «О введении в действие правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ…») приравнивается к административному правонарушению. Примером может служить информация, опубликованная на сайте Роструда в разделе «Новости» от 8 октября 2012 г. о том, что в Чукотском АО заведующая кабинетом химии допустила серьезные нарушения государственных требований охраны труда, в связи с чем была привлечена к административной ответственности. Это показатель того, что любое должностное лицо должно подходить к выполнению своих обязанностей с предельной мерой ответственности.

Последним ноу-хау является ввод интерактивных досок в образовательный процесс, который также породил боязнь в использовании в связи с влиянием на здоровье. Любые информационные технологии имеют определенную степень вредности. Но если соблюдать требования, то они не окажут влияния на организм. В требованиях СанПиН о мультимедийных оборудованиях не упоминается, но их условно приравнивают к экранным ТСО (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), где существуют ограничения только по времени просмотра. При соблюдении этих требований интерактивные доски не приносят существенный вред организму. Их использование во многом упрощает процесс обучения, так как учеными признано, что при зрительном просмотре запоминается 80% информации.

Если при аттестации рабочие места признаны не соответствующими государственным нормативам требования охраны труда, то работникам, занятым на них, положены выплаты компенсаций. Размер выплат осуществляется в соответствии с положениями об оплате труда. К примеру, доплата за работу во вредных условиях учителю химии устанавливается, исходя из использования химических реактивов, из продолжительности рабочего времени при работе с ними. Размер компенсации составляет 8,4%. Самый большой процент выплаты приходится на учителей информатики и кухонных работников – 12%.

По результатам аттестации органами государственной инспекции по труду проводятся проверки. Образовательные учреждения подходят со всей серьезностью к проведению аттестации, как, в принципе, и к учебному процессу в целом, поэтому особо грубых нарушений не выявляется. Этот этап находится под контролем Министерства образования и управлений образования, а также Федеральной службы по труду и занятости

.

Аттестация рабочих мест в школе – довольно ответственный этап. Во многом определение влияния вредных факторов на учебный процесс поможет исправить любые несоответствия, уменьшить влияние на организм не только сотрудников, но и учеников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Аттестация рабочего места учителя

Аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.) для образовательных учреждений – одна из обязательных мер контроля условий труда. Выявление влияния опасных и вредных факторов поможет уберечь от профессиональных заболеваний не только педагогов, но и собственно главных участников образовательного процесса – учеников.

Все чаще стали возникать спорные ситуации о доплатах учителям за работу во вредных условиях. В советское время доплаты устанавливались практически каждому педагогу. В современной России этот вопрос пересматривается немного иным образом, не в пользу педагога и все чаще можно слышать недовольства с их стороны по поводу отмененных компенсаций. Основанием для назначения компенсаций и льгот сотрудникам являются карты аттестации, оформляющиеся по результатам аттестации. Карта аттестации рабочего места (Карта, – ред.) – фактическое свидетельство, к которому уже не предъявишь претензий, разве что обратишься в надзорные органы, чтобы разъяснить сложившуюся ситуацию и повторно проверить условия на рабочем месте.

Специалист технической инспекции труда МГК Профсоюза Валерий Тельный на 7 съезде Федераций Независимых Профсоюзов в 2011 году выступил с докладом об АРМ в образовательной сфере. Он рассматривает данную проблему с позиции недостаточной подготовленности аттестующих организаций, которые проводят АРМ в школах:

 Цитата: ‘Организации, осуществляющие АРМ, зачастую не учитывают специфику образовательного учреждения, ведь условия и характер труда педагога отличаются от условий труда в промышленности’

Автор поясняет эти трудности тем, что такие параметры, как тяжесть, напряженность трудового процесса и факторы вредности с трудом поддаются оценке. В результате, АРМ сводится к формальному анализу, в то время как порядок проведения аттестации направлен на объективность получаемых результатов, отражающих реальную картину.

Техническая инспекция труда Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ провела анализ проведения АРМ в образовательных учреждениях на соответствие предоставляемых данных, оценки рабочих мест, оформления сопутствующих документов. В ходе проверки были зафиксированы следующие нарушения:

  • в картах практически не учитывается специфика организации работ в учреждениях образования;
  • члены комиссий не проходят соответствующее обучение, что отражается в незнании порядка проведения АРМ;
  • в штатах аттестующих организаций чаще всего нет специально обученных и высококвалифицированных специалистов, способных разобраться с особенностями условий труда в образовательной сфере, что приводит к формальному подходу по выполнению порученных работ по АРМ в учреждениях системы образования.

Эти проверки осуществлялись в течение 2010 года. Тогда, как мы помним, действовал Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569. Сегодня он заменен на Приказ Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года. Но недочеты в работе аттестующих организаций все еще встречаются.

Кажется, будто аттестовать рабочее место учителя – нет ничего проще, но на деле оказывается совсем наоборот. У каждого рабочего места своя специфика, оно по-своему уникально, имеет собственные характеристики, и равнять под одну линию всех не стоит.

Школы считаются наиболее исполнительными учреждениями по проведению АРМ на фоне всех организаций страны. Они всегда стараются проводить аттестацию в строго установленные сроки и в соответствии с действующим порядком. Как правило, они имеют большой штат работников образования, но при организации проведения аттестации количество рабочих мест формируют по принципу аналогии. То есть, в школе пять учителей истории, аттестации подлежит только одно рабочее место и т.д.

Сложность трудового процесса учителя обуславливается за счет сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных нагрузок. Они в течение всего рабочего времени находятся в напряжении, которое, чаще всего, по оценке аттестующих организаций не выходит за пределы допустимых норм. Работа с детьми – одна из сложных и ответственных видов работ. Процесс обучения, нередко, сопровождается травмами, ушибами. Учитель не всегда может усмотреть за каждым, хотя это является его прямой обязанностью, потому как он является ответственным за жизни своих учеников. Но дети, есть дети, они довольно активны и подвижны. Чаще всего, травмы возникают на переменах или на уроках физкультуры. Из-за нервных и эмоциональных переживаний у учителей, чаще представителей других профессий (мы говорим об определенных видах болезней), возникают профессиональные заболевания, связанные с болезнями органов дыхания, нервной системы, органов кровообращения. Неправильно организованное рабочее место еще более усугубляет ситуацию.

При АРМ учителя оценке подлежат производственные факторы, травмоопасность и обеспеченность средствами коллективной защиты. Обычно высокий показатель из числа химических и биологических факторов показан у такого фактора, как шум и ионизирующее излучение.

Дети и шум – два совместимых понятия. Учителю требуется некоторое время, чтобы успокоить шум в классе после звонка на урок. Даже каких-то три минуты и они уже дают определенную степень нагрузки на слуховые органы.

К техногенным источникам ионизирующего излучения применительно школ относятся дисплеи телевизоров и компьютеров. Сегодня уровень их излучения сведен к минимуму. Они практически не несут вреда для человека, если не злоупотреблять временем, которое отводится на работу за мониторами. Но вот что интересно, Постановление Гособразования СССР № 579 об утверждении порядка установления доплат за работу в неблагоприятных условиях пока не отменено. В нем ясно прописано, что доплаты в размере, не превышающем 12%, устанавливаются при работе за дисплеями ЭВМ. Получается нестыковка между законодательством и реальными действиями…

Тяжесть труда определяется по результатам наблюдения за рабочей позой, наклонов корпуса. По характеру работы у педагогов этот класс должен устанавливаться не менее 3.1, а не 2 и не 1, как обычно практикуют аттестующие организации.

Рабочее место учителей гуманитарных профессий аттестовать легче, нежели рабочее место учителя химии, биологии, информатики, физики, физкультуры. Рабочие места второй группы оснащены дополнительным оборудованием, которые нужны для проведения практических, лабораторных занятий. На уроках химии, биологии, нередко, используются реактивы для проведения опытов. И в вышеназванном Постановлении также указывается о том, что доплаты при работе с ними также предусмотрены в размере 12%.

Почему-то АРМ учителя привыкли рассматривать с позиции выделения компенсаций и льгот. Но разве важны выделяющиеся средства, когда вместе с ними уходит главная наша ценность – здоровье? Аттестация – это система предупредительных мер. Но ее главная цель не просто выявление неудовлетворительных факторов, но и оздоровление условий труда.

Дополнительно Вы также можете ознакомиться с материалом: «Аттестация рабочих мест в школе».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда в школе?

Несмотря на то, что школы являются объектом пристального внимания многих контрольно-надзорных структур, в частности Роструда, ошибки в организации охраны труда (ОТ -, ред.) встречаются. По анализу ведомства, среди нарушений трудового законодательства в школах наиболее часто допускаются такие, как ненадлежащее оформление документации в области охраны труда или полное их отсутствие, неосведомленность работников с внутренними распорядками по технике безопасности, необоснованная отмена компенсаций и льгот, а также несвоевременное проведение специальной оценки условий труда (Спецоценка – СОУТ, – ред.), что является обязательной процедурой трудового законодательства. По ТК РФ работодатель обязан обеспечить надлежащие условия труда своим работникам и проводить периодические организационные мероприятия по ОТ. Спецоценка – одно из основных мероприятий, которое проводится один раз в пятилетие и является подтверждением соответствия созданных условий труда на местах сотрудников. Без результатов спецоценки работнику не назначить ни компенсации, ни медосмотры, не установить необходимый регламент рабочего времени, в ряде случаев даже не выйти на льготную трудовую пенсию. Все сводится к обязательному наличию документов СОУТ.

Объектом спецоценки является рабочее место сотрудника той или иной профессии, должности. В школах это рабочие места учителей, директора, повара, медицинской сестры, водителя и т.д. Ни одну из профессий нельзя объединить под одно единое рабочее место, т.к. каждая имеет свой должностной функционал, а соответственно и набор факторов, влияющих на него в процессе работы. С помощью СОУТ можно определить степень влияния данных факторов: к примеру, проверить находится ли освещенность на рабочем месте в допустимых нормах или нет, какова тяжесть и напряженность трудового процесса, не превышены ли параметры шума и др. Иными словами, можно выявить все несоответствия на рабочих местах и привести в надлежащий вид. Для этого используются комплексные исследования с привлечением специально обученных экспертов аккредитованных организаций по СОУТ.

До начала исследования в школе формируется комиссия, планируются примерные сроки проведения этапов работ, затем утверждается перечень рабочих мест (Перечень, – ред.). Кстати, о Перечне. Как показывает практика, самостоятельно комиссии его сложно определять. В большинстве случаев, в образовательных учреждениях отдельные ответственные единицы, отвечающие за ОТ, в штат не вводятся и эти обязанности, как правило, делегируются, на главных бухгалтеров, специалистов по кадрам, что не совсем правильно. Поэтому, возможно, второй по популярности вопрос сегодня после необходимости проведения СОУТ: «Где найти перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ в школе?». В то время как ответ на него содержится в штатном расписании. Соответственно, оценка проводится на всех местах сотрудников, которые вступили с работодателем в официальные трудовые отношения.

После проведения исследований на местах, расчетах и установлении классов условий труда, назначения всех необходимых льгот и гарантий, оформляется отчетный пакет документов. С его результатами затем знакомятся члены комиссии и работники. Бывают и несогласия с итогами процедуры, но в этом случае решить споры сможет экспертиза, которая осуществляется в Роструде. Единственное, что сегодня услуга оказывается платно, и платить за нее придется «несогласившейся» стороне.

Таким образом, спецоценка необходима в учреждениях образования. Ведь в образовательной деятельности есть свой характер работы. Причем довольно непростой. Если бы это было нет так, учителям бы не давали льготный стаж работы, они бы не были обязаны проходить ежегодные медицинские осмотры, многим бы не выделялись компенсации за вредные условия труда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Аттестация рабочих мест (АРМ)

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. О содержании текста нового нормативного документа, структуре и порядке проведения специальной оценки условий труда читайте здесь.

Актуальность процесса аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) обусловлена количеством несчастных случаев, профзаболеваний и травм, полученных на производстве, что влияет не столько на саму работу предприятий, сколько отражается на экономических показателях страны. Потери фонда рабочего времени приводят к снижению объемов произведенной продукции и ВВП. По статистическим данным Минздравсоцразвития РФ, в 2011 году процент потерь ВВП, из-за неудовлетворительных условий труда, составляет 4,3%. Существенно подрывают экономику выплаты компенсаций и досрочных пенсий за работу во вредных условиях. Поэтому одной из задач государственной политики стал пересмотр вопросов охраны труда, принятие мер и решений по улучшению условий. Первым шагом стало изменение порядка проверки рабочих мест, условий труда на них.

Тридцать лет совершенствования.

Механизм АРМ был запущен в России в советское время. Стоит отдать должное развитию рыночной экономики, интенсивное развитие которой в 90-х годах дало ход развитию процесса аттестации. Вертикальная система советского периода по управлению народным хозяйством не смогла создавать нормальные и здоровые условия труда, чтобы обезопасить работников от влияния внешних факторов из-за того, что не выделялись должные материальные средства. К концу 80-х годов была предпринята попытка установления льгот и компенсаций людям, которые заняты на производстве с вредными условиями. Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, было утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 3 октября 1986 года. Установление доплат прочно вошло в систему труда и продолжает существовать в современности. Но кардинальных преобразований в управлении охраной труда все же не произошло, потому как, по-прежнему, продолжало расти число несчастных случаев из-за нерационального производственного процесса, число профессиональных заболеваний. Сказался также и переход страны на рыночную экономику.

В 1992 году Министерство труда и занятости населения РСФСР утверждает Приказ «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Намеченные в нем цели остались актуальными и в современности: обязательное проведение аттестации на предприятиях, определение влияния производственных факторов, обоснование предоставления льгот и компенсаций, рационализация условий труда (меры по улучшению). Следующая попытка реформирования процесса была проделана с выходом Постановления от 14.03.1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», когда аттестация стала обязательным этапом для сертификации работ по охране труда на предприятии. Все оценки условий стали проводиться лабораторными методами, была определена проверка всех рабочих мест (ранее проверка мест вышестоящих должностных лиц не проводилась). В «новой» России, с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569, в котором накопленный опыт был учтен и использован в нововведенных правилах, процесс упорядочен. С этого момента АРМ становится важной подсистемой государственного управления по охране труда. Последним нормативным актом становится Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н (мы будем называть их «новые правила» и «новый порядок»). Кардинальных отличий нового порядка с предшествующим не наблюдается, но система анализа безопасности условий на рабочих местах приобрела более серьезный и требовательный характер.

Уже долгие годы аттестация служит инструментом обеспечения контроля безопасности условий на рабочих местах. Главный результат, который достигается при контроле – независимая оценка существующих условий, устранение недостатков в работе, улучшение условий.

Процесс подготовки и проведения аттестации – довольно сложный этап, требующий максимальной отдачи со стороны работодателя. Потому как здесь важен полученный результат не только для него, но и для работника. Новые правила, изменившие порядок, направлены на получение достоверных и объективных результатов. Особо подчеркивается значимость слова «объективность».

Ранее проведение аттестации контролировал государственный орган – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. По указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 орган был преобразован в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд, – ред.). Контроль за охраной труда регулирует Минтруд, в ведении которого находится Федеральное агентство по труду и занятости населения РФ (Роструд, – ред.), которое совершает контроль и надзор в сфере соблюдения законодательства о труде.

С чего начать?

Аттестация является обязательным процессом. Для того, чтобы провести ее, работодателю необходимо ознакомиться с самим порядком проведения АРМ, что позволит обеспечить качество результатов.

Аттестация проводится один раз в пять лет. Но данное требование относится не ко всем рабочим местам. С учетом последних изменений в порядок о проведении АРМ (Приказ Минтруда № 590н от 12.12.2012 г.), с данной периодичностью проводится аттестация лишь тех рабочих мест, условия на которых были признаны вредными или опасными по результатам предыдущей аттестации. А также на рабочих местах, которые подлежат обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Ранее аттестация проводилась для всех, без исключения, рабочих мест с указанной периодичностью. В связи с изменениями, условия проведения АРМ несколько видоизменились, и теперь подлежать аттестации могут лишь рабочие места, на которых происходят следующие процессы:

  • выполнение работ с оборудованием, машинами, механизмами, устройствами, транспортными средствами;
  • эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, установок, механизмов, аппаратов, транспортных средств;
  • работа с источниками опасности, которые могут оказывать вредное влияние на сотрудника;
  • использование механизированного, электрифицированного и иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и применение сырья, материалов;
  • вновь организованные рабочие места.

Рабочие места, на которых работники заняты на ПЭВМ, используют копировально-множительные аппараты, иную офисную и бытовую технику, аттестации не подлежат. Данное изменение пришлось по нраву представителям малого бизнеса, потому как оно позволяет значительно экономить финансовые средства, необходимые на проведение аттестации.

Таким образом, аттестация обязательна лишь для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Изменения относятся больше к производственной сфере, но и такие рабочие места, как повара, оператора АЗС, фармацевта, водителя, уборщицы, строителя также должны проходить периодическую проверку в установленные сроки.

Уточним: для вновь организованных рабочих мест аттестация проводится в течение одного года с момента ввода их в эксплуатацию. Ранее срок составлял 60 рабочих дней. Срок увеличен для того, чтобы увидеть, как проявит себя оборудование за более продолжительный срок эксплуатации, как отразится технологический процесс на сотрудниках.

В процессе проведения аттестации работодатель осуществляет организационные функции: определяет сроки проведения аттестации, издает приказ о проведении АРМ на предприятии и о его завершении, определяется с выбором участников согласно требованиям, несет ответственность за полученный итог работы. Руководство и контроль же полностью возлагается на аттестационную комиссию. В ее полномочия входит: составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, оформление необходимых документов по аттестации, карт аттестации для каждого рабочего места, разработка комплекса мероприятий по улучшению рабочей среды.

В оценке только независимые органы!

Обязательным условием при проведении АРМ по новому порядку является привлечение аттестующей организации. В предшествующих нормативных документах этот пункт был условным. То есть, работодателю давалось право свободного выбора привлечения подобной организации. Аттестация, как ее называли, «своими руками», в большинстве случаев, не давала объективных результатов, была нередко формальностью и не более. Согласно новым правилам, аттестующая организация должна являться юридическим лицом, быть совершенно независимой по отношению к деятельности работодателя и компетентна в предоставлении услуг. Кроме того, они должны быть аккредитованы в установленном порядке, что каждый работодатель может проследить в реестре компаний, оказывающих услуги в области охраны труда.

Работодателям необходимо быть внимательными при выборе организации. Потому как организации, проводящие аттестацию, для привлечения клиентов часто пользуются принципом, построенным на недостаточном знании специфики их работы. Это, главным образом, отражается не только на результатах, но и на стоимости работ. Каким образом формируются цены на аттестацию и как не быть обманутым, предлагаем ознакомиться в материале: «Цены на АРМ».

Одной из основных функций аттестующей организации являются оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, которая осуществляется путем инструментальных замеров факторов производственной среды. Измерения вправе проводить лишь те организации, в состав которых входит собственная испытательная лаборатория (ИЛ, – ред.). Она также должна соответствовать ряду требований, согласно которым осуществление деятельности в области АРМ является вполне законным: иметь поверенную приборную базу и высококвалифицированных специалистов по аттестации. Правомочность подтверждает аттестат аккредитации на выполнение услуг в заявленной области. С 2012 года порядок выдачи аттестатов был изменен. Более подробно об этом Вы можете узнать в материале: «Лаборатория по аттестации рабочих мест».

Инструмент бережливого производства.

Оценку рабочих мест можно использовать в качестве одного из инструментов бережливого производства. Производственная культура начинается, прежде всего, с безопасности сотрудников на рабочих местах. Путем глубокого анализа рабочей среды удается выявить любые несоответствия и причины, так или иначе, влияющие на ухудшение состояния здоровья работника, провоцирующие травмы и несчастные случаи на производстве. На языке аттестации – оценка травмоопасности, при которой определяется соответствие требований по защите от механических, электрических, токсических, температурных воздействий. Для повышения эффективности работы без травм необходимо также проведение обучения всех сотрудников вопросам охраны труда и качественное обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной защиты.

Статистика по проведению АРМ в России.

Проведение аттестации отслеживают органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде. Работодатель должен предоставлять результаты по мере завершения АРМ в государственную инспекцию по труду (ГИТ, – ред.), расположенную в субъекте РФ. Инспектор по труду осуществляет анализ данных и выносит общее решение о правомерности процесса.

Общие сводные данные по результатам проведения АРМ отражены на официальном сайте Роструда, где показана численность аттестованных и неаттестованных рабочих мест, допустимость и наличие ВОПФ на рабочих местах предприятий всех регионов страны. Материалы о проведении аттестации за 2012 год представили около 80 тысяч предприятий страны. По оценке ГИТ, показатель говорит о том, что законодательство по проведению АРМ выполняется не всеми работодателями, что может существенно снизить качество организации труда на рабочих местах.

Экспертиза безопасности труда, проверка рабочего места, анализ условий труда – этот ряд можно продолжать и далее, только, смысл этих словесных форм не изменится. Все они подразумевают в себе единое понятие – «аттестация рабочих мест». Этот процесс не несет в себе негатива, не имеет отрицательных сторон. Его цель – улучшение условий на рабочих местах даже там, где это бывает порой сложно сделать, но можно. Важно только четко и ясно представлять необходимость процесса и думать, прежде всего, о людях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Какие рабочие места подлежат аттестации?

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Был утвержден новый перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке. Подробности предлагаем узнать в материале.

Каждый работодатель обязан обеспечивать на рабочих местах благоприятные условия труда, которые должны соответствовать нормам охраны труда. Соответствие этих условий нормам охраны труда определяется в ходе аттестации рабочих мест. Возникает вопрос, какие именно рабочие места подлежат аттестации?

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все рабочие места организации, предприятия. Если организация не имеет возможности провести аттестацию одновременно всех рабочих мест (а это возможно при финансовых затруднениях), то составляется предварительный график, где проведение аттестации на часть рабочих мест распределяется по кварталам и даже по годам. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»

Работодатель должен заранее подготовить для аттестационной комиссии перечень всех рабочих мест организации. Существуют профессии или должности, которые имеют одно наименование, работники выполняют одинаковые профессиональные обязанности в одинаковом режиме в одном или нескольких одинаковых помещениях, используют однотипные инструменты, материалы и сырье, производственное оборудование, на предприятии или в помещении одинаковый набор вредных и опасных факторов одного класса и степени, при одинаковом расположении различных станков, приборов, однотипное обеспечение средствами индивидуальной защиты, использовании однотипных систем вентиляции, отопления и освещения. Наличие данных признаков позволяют отнести данное рабочее место к аналогичному. При аттестации подобных рабочих мест выявление и оценка факторов производственной среды будет проходить у 20% мест от общего количества аналогичных мест. Если среди них выявится хотя бы одно рабочее место, не отвечающее признакам аналогичности, оценке подвергнутся все рабочие места, без исключения. На аналогичные места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.

Помимо аналогичных мест, во многих организациях имеются нестационарные рабочие места (с территориально меняющимися зонами). Работник в течение дня может перемещаться из одной рабочей зоны в другую. Наглядным примером может служить рабочее место слесаря, вся работа которого заключается в перемещении от одного объекта к другому. Аттестация данного рабочего места проходит по следующей схеме: предварительно определяются типичные технологические операции с набором и величиной вредных и опасных производственных факторов, после чего дается их оценка. Время выполнения каждой операции определяется на основании нормативных локальных актов, с помощью опроса работников и их руководителей. Существуют также случаи, когда один работник 50% рабочего времени проводит на одном месте, следующие 50% на другом. Вопрос, а как тогда провести аттестацию рабочего места? В данной ситуации аттестуются оба рабочих места.

На предприятиях, где измерения условий труда угрожают безопасности специалистов, проводящих аттестацию, выносится мотивированное заключение, в котором говорится о том, что измерения не проводились, так как условия признаны опасными на данном рабочем месте. Заключение оформляется в письменном виде и подписывается членами аттестационной комиссии.

В течение последующих пяти лет после проведения аттестации, на предприятии могут появиться новые рабочие места. В этом случае в течение 60 рабочих дней с момента ввода в эксплуатацию проводят внеплановую аттестацию.

Каждое рабочее место обязано пройти аттестацию один раз в пять лет. Результаты аттестации организаций, успевших пройти ее по предыдущему Приказу Минздравсоцразвития РФ № 569 от 31 августа 2007 г., являются действующими до окончания пятилетнего срока.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Что такое Приказ Минздравсоцразвития РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда?

Аттестация рабочих мест – одно из главных мероприятий по охране условий труда. В связи с интенсивным развитием рынка услуг, создается все больше новых профессий, в эксплуатацию вводятся новые рабочие места. Поэтому ее роль с каждым годом возрастает. Последним нормативным документом, регулирующим порядок аттестации, стал Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», вступивший в силу с 1 сентября 2011 года. Ранее она проводилась по Приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.11.2007 г. № 569.

Прежде чем приступить к разъяснению новых правил, уточним, что такое приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда? Приказ является официальным нормативным документом для проведения аттестации рабочих мест, в котором излагается весь перечень требований об этапах аттестации. Документ был создан для того, чтобы контролировать за исполнением нормативных требований охраны труда на предприятии. Основная цель приказа заключается в выявлении мест с неблагоприятными факторами среды, уменьшение подобного влияния на человека. Это снизит существенные экономические затраты на компенсации рабочим, выделяемые в связи с ухудшением здоровья, с получением травмы, сокращением фонда рабочего времени.

Новые правила существенно отличаются от прежних. Следует обратить внимание на требования, предъявляемые к составу аттестационной комиссии. Приказ о ее формировании, а вместе с тем график проведения аттестационных работ, как и прежде, утверждает сам работодатель. В него в обязательном порядке включаются: представитель работодателя (он может быть заявлен в лице юриста компании, специалиста по кадрам, руководителя одного из структурных подразделений, бухгалтера и т. д.), представитель профсоюза, специалист по охране труда, представитель аттестующей организации (ранее участие аттестующей организации носило рекомендательный характер). К аттестующей организации предъявляются следующие требования: она должна быть заявлена, как юридическое лицо, аккредитованное по услугам именно той сферы, в которой оно будет выступать в качестве независимого эксперта, не имеющего прямых интересов к деятельности работодателя. Одним из важных нововведений является разграничение прав и обязанностей аттестующей организации и работодателя: аттестующая организация дает оценку соответствия рабочего места, исходя из санитарно-гигиенических норм, травмоопасности, обеспечения СИЗ. Она имеет право самостоятельно определять методы проведения измерений и запрашивать всю необходимую информацию по поводу возникших вопросов в ходе изучения деятельности организации. А работодатель выполняет организационную функцию, являясь сторонним наблюдателем за процессом измерений. Благодаря этому, достоверность результатов аттестации повышается.

В течение пяти лет, после аттестации у работодателя могут открыться новые рабочие места, производственное оборудование замениться на усовершенствованное. В таком случае необходимо провести внеплановую аттестацию рабочих мест, прежде именуемую повторной. По отношению введения в эксплуатацию новых рабочих мест внеплановая аттестация должна выполняться не позже 60 рабочих дней. Отметим также, что аттестация рабочих мест должна проводиться в обязательном порядке один раз в пять лет. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»

Для одних приказ об аттестации рабочих мест Минздравсоцразвития РФ (в данном случае подразумевается работодатель) воспринимается довольно судорожно, для других, работников, аттестация является поводом подробнее узнать условия среды, в которой он проводит большинство своего времени, размеры причитающихся компенсаций, льгот. Карта аттестации рабочего места по условиям труда теперь в обязательном порядке предоставляется работнику для ознакомления с условиями труда (Рекомендуем к прочтению дополнительный материал: “Что такое карта аттестации рабочего места?“). Таким образом, подчеркивается ведущая роль работника в системе аттестации рабочих мест: все для него и ради него.

Заключительным этапом является отчет об аттестации. Аттестационная комиссия оформляет его, прикладывает весь пакет документов, разработанный в ходе исследования, работодатель утверждает и в течение 10 календарных дней направляет сводную ведомость результатов и сведения об аттестующей организации в Государственную инспекцию труда субъекта РФ.

Новый приказ об аттестации рабочих мест позволит привести в норму существующие условия труда на рабочем месте, объективно оценить их. Законодательный документ направлен не на усугубление положения работодателя. Он лишь указывает на то, чтобы каждый из нас чувствовал меру своей предельной ответственности за человеческие жизни. Ведь гораздо легче предупредить, чем жалеть о произошедшем.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьей «Что такое приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии?».

Если у Вас остались какие-либо вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам по телефону: +7 (495) 646-11-17 или по e-mail: [email protected]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Что такое аттестация рабочего места по условиям труда?

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Традиционный порядок проведения оценки условий труда был кардинально изменен, появились новые этапы, требования. О подробностях Вы можете узнать здесь.

Что такое аттестация рабочего места по условиям труда и нужно ли ее проводить? Каждый из нас, наверняка, не раз задумывался над этим вопросом, старался выявить недостатки и достоинства. Прежде всего, аттестация – оценка условий, дающая объективные и достоверные результаты.

При аттестации проводится комплексная проверка условий труда на рабочем месте. В ходе ее проведения выявляются вредные и опасные производственные факторы, применяются меры по устранению нарушений норм охраны труда. Она является обязательной для всех организаций, каждое рабочее место которых должно быть аттестовано в соответствии с установленным порядком в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 342н. Проверка каждого рабочего места должна проходить 1 раз в пять лет. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»

Аттестация рабочих мест проходит по следующим этапам:

Аттестация направлена на организацию безопасных условий труда. Каждый работодатель обязан их обеспечивать в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. Как известно, положительный имидж многих предприятий – сегодня довольно важная веха в определении успешной деятельности. Чтобы ее создать, требуются качественные пиар шаги. Строить тяжело, но разрушить можно все в один миг. Любое нарушение, частые несчастные случаи, профзаболевания могут основательно подорвать имидж компании. Поэтому важно, чтобы условия труда соответствовали нормам. В противном случае, будут назначены штрафные санкции в виде денежных взысканий или приостановление деятельности до 90 и более суток.

По данным Федеральной службы по труду и занятости населения, в период с 1 января 2009 г. по 1 октября 2012 г. инспекторами по труду было проверено 6657 организаций, среди которых было выявлено 12473 нарушения по охране труда. Это немалая цифра, потому что за ней стоят, прежде всего, человеческие жизни.

При проверке рабочего места ведутся измерения гигиенических норм, где определяется степень влияния профессионального риска на здоровье человека, определяется степень травмоопасности на рабочем месте и обеспечение работника коллективными средствами защиты.

Информацию о степени ущерба здоровью доносят до каждого работника. Он знакомится с результатами в ходе подписания карты аттестации рабочего места, видит степень тяжести своего трудового процесса, льготы, компенсации, если того требуют условия.

В данный момент на сайте Федеральной службы по труду и занятости проводится социальный опрос по теме: «Проходила ли аттестация на Вашем постоянном месте работы за последние пять лет?». На 30 октября 2012 г. он показал следующий результат: 29% опрошенных ответили положительно, 35% отрицательно, 31% опрошенных вообще впервые слышит о том, что аттестация должна проводиться, 5% ответили, что проводилась, но рабочее место не аттестовано. Это говорит о нежелании работодателей осведомлять работников о многих мероприятиях.

Определение степени тяжести рабочего места, предупреждение уровня риска профессиональных заболеваний, наличие возможных травм, несчастных случаев – весь этот комплекс подразумевается под словом «аттестация», поэтому данный процесс контроля так необходимо проводить на любом предприятии.

Подробнее об этапах прохождения аттестация, можно узнать в материале: «Как провести аттестацию рабочих мест?».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Об авторе

admin administrator

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о