4 апреля 2022
Из-за санкций организациям разрешили платить авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли. Это можно сделать не дожидаясь конца года. Расскажем, как перейти на новый порядок уплаты налога в 2022 году.
Елизавета Кобрина
Содержание
Организации, которые платят налог на прибыль ежеквартально и делают взносы в каждом месяце, имеют право в течение 2022 года перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей по фактической прибыли (п. 2.2 ст. 286 НК РФ в редакции Федерального закона от 26. 03.2022 № 67-ФЗ). Это можно будет сделать по итогам любого отчетного периода — три месяца, четыре месяца и так далее до конца 2022 года.
Раньше переход был возможен только с 1 января следующего года.
Организации будут рассчитывать авансовые платежи исходя из фактической прибыли, исчисленной нарастающим итогом с 1 января 2022 года до окончания соответствующего месяца.
Если вы переходите на уплату авансов по фактической прибыли в апреле, то первым отчетным периодом станет январь–апрель, при переходе в мае — январь–май и так далее. Сумму платежа нужно уменьшить на ранее уплаченные в течение отчетного периода суммы налога.
Изменение порядка расчета авансовых платежей отразите в учетной политике.
О переходе на уплату авансов по фактической прибыли нужно сообщить в налоговую по месту нахождения. Для этого ФНС рекомендовала специальную форму — уведомление об изменении порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль (письмо ФНС от 22.04.2020 № СД-4-3/6802@).
Отправить уведомление можно и в электронном виде через оператора ЭДО.Отправить уведомление о переходе на уплату авансов по фактической прибыли через Экстерн
Срок — не позднее 20-го числа месяца окончания отчетного периода, с начала которого вы переходите на уплату авансов по фактической прибыли. Для периода январь–март подачу продлили, поэтому перейти на новый порядок вы еще успеете.
Первый отчетный период | Срок уведомления |
---|---|
январь–март | 15 апреля |
январь–апрель | 20 апреля |
январь–май | 20 мая |
январь–июнь | 22 июня |
январь–июль | 20 июля |
январь–август | 22 августа |
январь–сентябрь | 20 сентября |
январь–октябрь | 20 октября |
январь–ноябрь | 21 ноября |
январь–декабрь | 20 декабря |
Елизавета Кобрина
Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Руководитель департамента международной отчетности АКГ «Интерэкспертиза» Каланов Антон.
Первая часть Налогового кодекса при всех ее недостатках содержит немало благоприятных для налогоплательщика норм. В данной статье показывается, что требование об уплате налога на прибыль авансовыми платежами исходя из предполагаемой прибыли и корректировке уплаченных сумм исходя из ставки рефинансирования является в настоящее время незаконным.
Раздел:Налоги
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.1991 №2116-1 (далее — Закон о налоге на прибыль) предприятия (кроме малых и бюджетных) уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Данная норма Закона о налоге на прибыль получила свое развитие в Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 №37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». При этом, кроме непосредственно разъяснений, в Инструкции были установлены также дополнительные требования, существенно ухудшающие положение налогоплательщиков по сравнению с Законом о налоге на прибыль. Согласно п.5.2 Инструкции, возврат из бюджета не может быть более сумм авансовых взносов, внесенных в бюджет в отчетном квартале данным предприятием.
Таким образом, по предприятиям, получившим в отчетном квартале убыток, возврат дополнительных сумм платежей (процентов за пользование чужими денежными средствами) с учетом ставки Центрального банка Российской Федерации не производится. Тем самым налоговые органы сами отрицают свою позицию, высказываемую в прессе в последнее время, что дополнительные платежи являются составной частью налога. Отрицая необходимость возвращать налогоплательщику суммы дополнительных платежей исходя из ставки рефинансирования помимо собственно авансовых платежей, налоговые органы расширительно толкуют налоговое законодательство. В соответствии со ст.4 Налогового кодекса инструкции МНС не являются актами законодательства о налогах и сборах, поэтому их неисполнение не будет являться нарушением налогового законодательства. В то же время возврат дополнительных платежей производится по решению территориальных налоговых органов, которые обязаны руководствоваться Инструкцией. В связи с этим за получением незаконно недоплаченных сумм дополнительных платежей, скорее всего, придется обращаться в федеральное министерство по налогам и сборам или непосредственно в арбитражный суд. Если организация не желает сталкиваться со сложностями расчетов и оформления авансовой уплаты налога на прибыль, то она имеет возможность согласно Закону о налоге на прибыль перейти на ежемесячную уплату налога исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц.
Таким образом, уплата налога исходя из предполагаемой налоговой базы противоречит Налоговому кодексу. Поэтому ответственность за неверное предположение о величине налоговой базы в виде дополнительных платежей исходя из ставки рефинансирования применяться не может.
Однако понятие «финансовая санкция» не предусмотрена Налоговым кодексом РФ и противоречит правовой природе налоговой ответственности, поскольку данный вид финансовой ответственности нельзя отнести ни к правовосстановительным, имеющим целью восполнить недоимки и устранить ущерб, причиненный несвоевременной уплатой налога, ни к штрафным, представляющим собственно меру юридической ответственности за виновное поведение. Необходимость дифференциации указанных мер именно в целях устранения их произвольного применения была установлена Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 17. 12.1996 по делу о проверке конституционности пп.2 и 3 части I ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 «О федеральных органах налоговой полиции». Конституционный суд Российской Федерации отметил, что «неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика — юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона». Иного рода меры, предусмотренные
Законом о налоге на прибыль, а именно — начисление на сумму налога на прибыль платежа в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Положения абз.3 п.2 ст.8 Закона о налоге на прибыль, устанавливающие финансовую ответственность за пользование чужими денежными средствами, как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, придававшемуся им сложившейся правоприменительной практикой, не отвечают названным принципам и, таким образом, противоречат Конституции и Налоговому кодексу РФ. Как справедливо указывается в письме УМНС по г. Москве от 28.01.2000 №03-12/5248, в ст.58 Налогового кодекса установлено, что «уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах». Не оспаривая необходимость заплатить всю сумму налога в полном размере, заметим, что данная статья ни в коей мере не предполагает возможности уплаты дополнительных платежей сверх причитающегося налога.
Следует подчеркнуть, что так называемые финансовые санкции не являются пенями, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса, а также не являются санкциями за налоговые правонарушения, так как состав налогового правонарушения в рассматриваемой ситуации отсутствует. В соответствии с основными принципами Налогового кодекса не может являться налоговым правонарушением неверное предположение о размере прибыли, которая может быть получена в будущем. Поэтому следует поставить вопрос о правомерности взимания штрафов, не предусмотренных Налоговым кодексом и в соответствии с п.1 ст.6 Кодекса противоречащих ему. Проектом второй части Налогового кодекса (глава 30 «Налог на прибыль (доход) организаций») также установлена обязанность уплаты налога на прибыль авансовыми платежами. Однако данные авансовые платежи согласно ст. 337 Специальной части Налогового кодекса существенно отличаются от принятых в настоящее время, так как они определяются на основании фактической ежемесячной налоговой базы, а не предполагаемой прибыли. Кроме того, обязанности уплаты каких-либо дополнительных платежей, помимо собственно сумм налога, второй частью Кодекса не предусмотрено. Организации, намеренные использовать рассматриваемую возможность ежеквартальной уплаты налога, могут отстаивать свои интересы в судебном порядке в арбитражном суде. Для этого необходимо, чтобы налоговая инспекция выставила в соответствии со ст.69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога. Далее можно подавать судебный иск о признании его недействительным. В рамках данного арбитражного процесса налогоплательщик имеет право обратиться в Конституционный суд РФ. В соответствии с Законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 №1-ФКЗ основанием рассмотрения дела является «обнаружившаяся неопределенность» в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ тот или иной закон. Заметим, что уже появился и прецедент принятия решения судебными органами в пользу налогоплательщика, когда налоговому органу было отказано во взыскании дополнительных платежей (см. стр.9 газ. «Учет. Налоги. Право» №25, июль, 2000). При этом соответствующее решение было принято судом и в первой, и в апелляционной, и в кассационной инстанциях. Скорее всего, по инициативе налоговых органов дело будет рассматриваться в Высшем арбитражном суде. Однако позиция незаконности дополнительных платежей представляется обоснованной, в то время как аргументы фискальных органов (МНС и Минфина), высказываемые ими в печати и письмах, не выглядят достаточно убедительными. Скорее всего, ВАС РФ, руководствуясь действующим законодательством, признает соответствующие нормы Закона о налоге на прибыль противоречащими Налоговому кодексу и, таким образом, неприменимыми.
Таким образом, в настоящее время существует дополнительная возможность оптимизации налогообложения, которая заключается в том, что организации, даже не являясь субъектами малого предпринимательства, могут не уплачивать налог на прибыль в течение всего квартала и в конце квартала единовременно выплатить всю суму налога исходя из фактической прибыли. За счет этого, при прочих равных условиях, повышается прибыльность организации, так как денежные средства как наиболее ликвидные не отвлекаются из оборота в течение трех месяцев. Естественно, согласие налоговых органов в этом случае весьма маловероятно. Поэтому следует быть готовым отстоять свои позицию в арбитражном суде, пока законодатели не исключат соответствующие нормы из Закона о налоге на прибыль или пока Конституционный суд РФ не признает их не соответствующими Налоговому кодексу.
руководитель департамента международной отчетности АКГ «Интерэкспертиза» Каланов Антон
Дата: 2000
Место публикации: «Консультант» / № 18. 2000
АКГ «Интерэкспертиза» просит вас при использовании публикаций иметь в виду, что:
Назад в раздел
Налоговая льгота на детей в рамках Американского плана спасения обеспечивает самую большую налоговую льготу на детей за всю историю и историческую помощь большинству работающих семей — и по состоянию на 15 июля года большинство семей автоматически получают ежемесячные выплаты в размере 250 или 300 долларов на ребенка без вынужден предпринимать какие-либо действия. Налоговый кредит на детей поможет всем семьям добиться успеха.
Американский план спасения увеличил налоговую льготу на детей с 2000 долларов США на ребенка до 3000 долларов США на ребенка для детей старше шести лет и с 2000 до 3600 долларов США для детей в возрасте до шести лет, а также поднял возрастной ценз с 16 до 17 лет. Все работающие семьи получат полный кредит, если они зарабатывают до 150 000 долларов на пару или 112 500 долларов на семью с одним родителем (также называемую главой семьи).
Если вы подали налоговые декларации за 2019 или 2020 год или подписались на получение стимулирующего чека от Налоговой службы, вы автоматически получите эту налоговую льготу. Вам не нужно регистрироваться или предпринимать какие-либо действия.
Новый налоговый кредит на детей, введенный в действие в Американском плане спасения, действует только на 2021 год. Вот почему президент Байден твердо убежден, что мы должны Налоговый кредит на долгие годы. Именно это он предлагает в своей программе «Восстановить лучше».
Если вы не зарабатываете достаточно, чтобы платить налоги, вы все равно можете получать пособия.
Администрация сотрудничала с некоммерческой организацией Code for America, которая создала инструмент для регистрации без подачи заявок , которым легко пользоваться на мобильном телефоне и который также доступен на испанском языке. Крайний срок подачи ежемесячных налоговых вычетов на детей в этом году — 15 ноября. Если вы имеете право на получение налоговых вычетов на детей, но не подписались на ежемесячные платежи до 15 ноября, до 3600 долларов на ребенка при подаче налоговой декларации в следующем году.
Джейми
Джамжи подал налог. и теперь получит часть своего платежа, чтобы помочь ей оплатить расходы по воспитанию детей. Остальное она получит следующей весной.
Сэм и Ли
Сэм и Ли подали налоговую декларацию в этом году, требуя 2 детей и получат часть их платежа сейчас, чтобы помочь ей оплатить расходы по воспитанию их детей. Остальное они получат следующей весной.
Тим и Тереза
Тим и Тереза решили не подавать налоговую декларацию, поскольку их доход не требовал от них этого. В результате они не получали выплаты автоматически, но если они зарегистрируются до крайнего срока 15 ноября, они получат часть своей выплаты в этом году, чтобы помочь им оплатить расходы по воспитанию ребенка. Остальное они получат следующей весной, когда подадут налоги. Если Тим и Тереза не зарегистрируются к крайнему сроку 15 ноября, они все еще могут претендовать на полную налоговую льготу на детей, заполнив налоговую декларацию в следующем году.
Для получения дополнительной информации посетите страницу IRS, посвященную налоговому кредиту на детей.
Загрузить разъяснение по налоговому вычету на детей (PDF).
Данные на уровне почтового индекса о правомочных лицах, не подающих документы, можно получить в Министерстве финансов: PDF | XLSX
Американский план спасения увеличил налоговую скидку на детей и расширил ее охват, чтобы лучше помогать семьям, которые заботятся о детях.
Расширение налоговой льготы на детей в рамках Американского плана спасения сократит детскую бедность за счет (1) увеличения доходов семей, получающих налоговую льготу, и (2) предоставления кредита значительному числу новых семей. В частности, Налоговый кредит на детей был пересмотрен на 2021 год следующим образом:
Подайте налоговую декларацию, чтобы получить полную налоговую льготу на детей — сейчас до 18 апреля 2022 г. Получите помощь в подаче налоговой декларации и узнайте больше о налоговой льготе на детей 2021 года.
Кроме того, Американский план спасения распространил полную налоговую льготу на детей на постоянной основе на Пуэрто-Рико и территории США. Впервые семьи с низким доходом, проживающие в Пуэрто-Рико и на территориях США, получат эту жизненно важную финансовую помощь для лучшей поддержки развития, здоровья и образования своих детей.
Об авторе