Несмотря на то, что и налог, и сбор – это фискальные платежи, при помощи которых пополняется бюджет, механизм их начисления и основания для уплаты различны. Из данной статьи вы сможете узнать, какие существуют основные отличия налога от сбора.
В соответствии с НК РФ, налог представляет собой индивидуально безвозмездный платеж обязательного характера, который взимается с юр. и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях фин. обеспечения государства и муниципальных образований.
Сбор же, в соответствии с НК РФ, представляет собой взнос обязательного характера, взимаемый с юр. и физ. лиц, уплата которого:
Налог и сбор схожи только по двум признакам:
Все граждане вносят платежи в государственную казну, из которых впоследствии формируется бюджет и осуществляется поддержка социальных программ и институтов в стране. Однако стоит разобраться в том, что именно мы платим и почему. Такое понимание поможет смириться с необходимостью выплат и позволить оценить выгоды, получаемые взамен.
Все обязательные платежи граждан закреплены в основном законе Российской Федерации, а точнее в Налоговом кодексе РФ. Это правовой акт, устанавливающий все процедуры и нормы налогообложения как для частных лиц, так и для организаций. Однако верховная власть дала органам управления на региональном и местном уровнях возможность регулировать те или иные аспекты взыскания средств в местный бюджет.
Если возникают вопросы по двойному налогообложению или расчету налоговых вычетов, стоит разобраться в особенностях взимания налогов и сборов на территории конкретной области, края или городского поселения. Все формулировки нормативов и соответствующие постановления содержатся в перечне законов, принимаемых субъектами федерации, а также в нормативных актах отдельных муниципальных образований.
То есть, в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения о налогах и сборах, а подробные инструкции по порядку их исчисления и процедуре уплаты конкретизируют на местах региональные властные структуры.
Все платежи в казну государства, а точнее налоги и сборы в РФ, подразделяются на три основных вида по уровню подчинения:
В зависимости от этой классификации определяется, какая именно властная структура будет в дальнейшем детализировать ставки. В Налоговом кодексе РФ каждый налог или сбор жестко закреплен за одной из этих категорий.
Соответственно, согласно определению налог – это обязательный платеж, исчисляемый индивидуально и вносимый безвозмездно. Он взимается как с частных лиц, так и с предприятий и организаций в форме отчуждения принадлежащих им денежных активов для финансового обеспечения всех сторон деятельности государства и его региональных и муниципальных образований. (Это упрощенное содержание соответствующей статьи закона).
В пункте 2 статьи 8 НК РФ приведено описание сбора. Это также обязательный взнос, который касается как организаций, так и физических лиц. Его уплата единоразовая и является одним из условий для выдачи лицензий и разрешений со стороны уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Также сборы могут быть необходимым условием для ведения некоторых видов предпринимательской деятельности на ограниченной территории, где действует тот или иной сбор.
И налоги, и сборы нельзя отменить, платить их обязательно при любых обстоятельствах. И тот, и другой вид платежей касается как отдельных людей, так и организаций.
Основное различие между налогом и сбором заключается в свойстве безвозмездности. То есть, когда гражданин или предприятие вносит в государственную казну налог, то он ничего не получает взамен. Платить налоги — обязанность, которой нельзя избежать и никакой награды за это не положено.
Сбор существует на условиях взаимной выгоды. Тот, кто платит сбор, получает за это некую услугу от государства или одного из его субъектов. Как правило, это так называемые юридически значимые действия, приносящие прямую пользу плательщику: выдача разрешений, фиксирование прав, получение лицензий.
Еще одно отличие между сбором и налогом в порядке их установления. Чтобы налог начал считаться установленным, а значит обязательным для уплаты, необходимо определить кто именно его платит (установлены налогоплательщики) и каковы сами элементы налогообложения. Это налоговая база, объект налогообложения и налоговый период, а также другие аспекты.
При установлении сбора в обязательном порядке определяются только его плательщики, а перечень элементов может различаться. Устанавливаются только необходимые элементы сборов, но не все, которые могут относиться к этой области деятельности.
Кроме этого, сборы вносятся разово при возникновении такой необходимости, а налоги (некоторые из них) платятся регулярно и постоянно. По налогам возможен частичный или полный вычет при соблюдении определенных условий, а по сборам возвратов и вычетов не существует.
Между налогом и сбором много общего, и прежде всего — обязательность их уплаты. Однако их функции различаются, что приводит к расхождениям в расчетах и механизме уплаты этих источников пополнения государственной казны.
В практике бухгалтерского и налогового учета такие понятия как налог и сбор являются тождественными, и никто особо не задумывается над тем, есть ли между ними существенные отличия или нет. Для многих это слова синонимы или даже равные понятия, хотя, если копнуть глубже, то есть некая разница между налогом и сбором. В том числе и на уровне законодательной базы, где сущность таких слов раскрыта. Рассмотрим, в чем же все-таки отличие налога от сбора?
В соответствие с Налоговым Кодексом, налог – это общеобязательный платеж, который уплачивается юридическими и физическими лицами.
Кроме того, что налоги имеют свои особенности уплаты, они еще выполняют и ряд специфических функций, среди которых выделяют следующие:
Итак, что такое сбор? Это определенный платеж, который взимается по действующему законодательству с физических и юридических лиц. Так прописано в Налоговом Кодексе. Тогда в чем же разница? В том, что такое удержание осуществляется не со всех субъектов и на не безвозмездной основе, а на абсолютно других условиях.
В результате, есть двойственность: с одной стороны есть право выбора плательщика – не хочешь платить, меняй сферу деятельности. А с другой стороны сбор также необходимо платить в обязательном порядке.
Чем отличается налог от сбора? Многие практики считает, что ничем. Кто-то даже отождествляет эти два понятия, кто-то считает, что налог – это разновидность сбора. Но если анализировать более подробно, то отличие налога от сбора очевидно, и особенно это касается особенностей уплаты таких взносов.
Налоги и сборы общие и отличительные черты:
Это главные принципиальные отличия этих двух видов платежей. Конечно, налог, сбор, пошлина имеют сходства и различия, поскольку они имеют одинаковую экономическую природу, но для обычного гражданина они явно схожи и не имеют никаких кардинальных отличий.
Всех юридических, физлиц и предпринимателей страны законодательство обязывает периодически перечислять в бюджеты различных уровней налоговые сборы. Кроме того, субъект хозяйственной деятельности должен отправлять в местное отделение ФНС налоговую отчетность, на основе которой определяется величина сбора по некоторым видам налогов.
Под налогом подразумевается обязательный, безвозмездный вид платежа, осуществляемый субъектами налогообложения (гражданами и юрлицами) в пользу государства. Допустима только денежная форма расчетов.
Сбор представляет собой взнос обязательного характера, который заявитель перечисляет в пользу государства.
Данный платеж является неотъемлемым условием, после выполнения которого гражданин (организация) наделяется органами власти различного уровня определенными полномочиями и может оформить разрешительную документацию.
Сборы могут уплачиваться как в денежной, так и в иной форме, если данное условие определяется законодательными нормами. Перечисление денег в пользу уполномоченной государственной организации является основанием для возникновения между плательщиком и получателем платежа публичных отношений.
В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками налоговых отношений являются следующие категории:
Общие параметры начисления налоговых сборов определяются законодательством фискального ведомства – Налоговым Кодексом РФ:
Разница между налогом и сбором на видео:
На территории страны также действуют другие законодательные нормы:
Налоги и сборы имеют ряд общих черт:
При наличии некоторых общих черт между этими двумя видами платежей в пользу государства, существует достаточное количество различий. Некоторые из них приведены в таблице 1.
Критерии | Налоги | Сборы |
Целевое использование после перечисления в бюджет | Отсутствует | Направляются на улучшение работы государственных структур, предоставляющих некоторые полномочия и услуги различным лицам |
Законодательная регламентация | Становится обязательным к уплате после законодательного определения категорий плательщиков, базы, ставки и прочих критериев | Параметры сбора регламентируются в специальном порядке и обуславливаются назначением платежа |
Периодичность перечисления | Периоды и регулярность уплаты определяются на законодательном уровне | Перечисляется по мере возникновения у плательщика необходимости в получении государственных услуг, то есть платежи носят разовый характер |
Дата перечисления | Зависит от налогового периода, предельные даты уплаты четко определяются законодательством | Привязка к конкретному временному периоду отсутствует, перечисляется после возникновения необходимости в получении государственных услуг |
Основания для прекращения уплаты | После ликвидации организации либо ИП | Разовый платеж |
Определение размера платежа | Для расчета суммы необходимо перемножить ставку на налогооблагаемую базу, для некоторых категорий плательщиков предусмотрены специальные льготы | Сумма к уплате определяется нормативно-правовыми актами и является для всех одинаковой |
Особенности установления размера платежа | Определяя сумму платежа, законодатели учитывают финансовые возможности плательщиков, разрабатываются льготы | Устанавливается твердая сумма платежа за предоставление услуги без учета особенностей плательщиков |
Результаты перечисления взносов | Отсутствие неприятностей после проведения платежа | Уплата необходимой суммы является основанием для получения государственной услуги |
Ответственность за неуплату | Взимание недоимки, пени в принудительном порядке, наложение штрафных санкций, трудности с отправкой декларации | При отсутствии платежа заявитель не сможет получить необходимую услугу |
Вид | Только перечисление денежных средств | Иной вид платежа, если данное положение закреплено на законодательном уровне |
В НК РФ представлен только один способ классификации. По уровню перечисления платежа выделяют:
Налоговыми сборами федерального значения являются:
В бюджеты регионов перечисляются следующие виды налоговых сборов:
Видео о региональных и местных налоговых сборах:
К налоговым сборам местного значения относятся:
Периодичность перечисления налоговых сборов различается для каждого из них и определяется ст. 57 НК РФ. Время платежа может быть назначено:
Отчет периода начинается со дня, который следует за днем наступления определенной даты либо какого-либо события (действия).
Меры ответственности за отсутствие платежа либо за несвоевременное его перечисление определяются Налоговым и Уголовным Кодексами РФ. В частности данные законодательные сборники определяют виды экономических и уголовных санкций, которые будут применены к нарушителям требований фискального органа. Выделяют следующие разновидности ответственности:
Таким образом, налоговые сборы необходимы для пополнения бюджетов различных уровней. Порядок их начисления, уплаты, периоды платежей определяются налоговым законодательством и могут дополняться региональными и местными нормативно-правовыми актами (в зависимости от уровня пополняемого бюджета).
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Объективная необходимость налогов.
Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.
С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.
Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов.
Для выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема).
Социально-экономическая роль налогов в современном обществе.
Налоги являются основной частью, основным источником бюджета РФ.
От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, уровень благосостояния граждан.
Применение налогов в качестве основного источника доходов бюджета является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Современное государство должно развиваться, а для это нужны средства, а так как налоги являются основным источником получения этих средств, то налогообложение надо контролировать, налоги должны быть приемлемы для налогоплательщиков, но и их сумма должна быть существенна, в общем, своем объеме для государства.
Специфические признаки налогов.
К специфическим признакам налогов можно отнести:
1.Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
2.Обязательность — каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы
3.Уплата в денежной форме; безвозвратная безвозмездность (часть дохода не возвращается субъекту)
4.Общие условия установления налогов и сборов – налог считается установленным в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
5.Участие в экономических процессах общества.
Функции налогов и их взаимосвязь.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Функции налогов:
§ фискальная;
§ контрольная;
§ распределительная или социальная
§ регулирующая
Фискальная функция — основная, характерная изначально
для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.
Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Социальная или распределительная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.
Регулирующая функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также на его структуру.
Для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и освобождений; дестимулирующая – через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса и т.п.; воспроизводственная – аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.
Фискальное и регулирующее значение налогов.( см. вопрос 4)
Отличие понятий «налог», «сбор», «пошлина».
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства.
Сходство и различия налога, сбора и пошлины.
Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами, установленными государством.
1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.
2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.
3) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами. Налог же является платежом безвозмездным.
Сбор — особый взнос, который происходит лишь в случае осуществления вида деятельности, подпадающего под вполне определенные характеристиками, к ним, например, относятся использование природных объектов, загрязнение атмосферы и среды, различные виды и формы лицензирования.
Любой вид налога обладает рядом специфических характеристик, к которым принято относить обезличенность, безвозмездность и непредотвратимость, то есть обязательность. Все, поступившие таким образом в казну средства идут на реализацию любого рода соцпрограмм и иных мероприятий. В отличие от пресловутых налогов, сборы характеристикой обезличенности не обладают, ведь сама их сущности состоит в присвоении права, лицу, осуществившему данный вид выплаты.
Главной функцией налогов является формирование бюджета государства, аккумулирование средств, идущих затем в расходную часть. Налоги участвуют в своеобразном перераспределении финансов между всеми гражданами государства, передачи их от более богатых людей к более бедным, в этом заключается распределительная функция налогов.
Посредством налогов государство контролирует работу лиц юридических и физических, ведущих любую деятельность на его территории, пусть даже это простой ежедневный поход на работу. Налоги также являются главным регулятором достижения особых социальных и экономических целей страны, прописанным и узаконенным в особом документе, налоговом кодексе.
Еще одной отличительной особенностью, различающей понятие налоги и понятие сборы, является частота их уплаты, если налоги платятся регулярно, то сборы, как правило, выплата разовая.
В отличие от традиционного деления налоговых платежей на сугубо региональные, общефедеральные и налоги местного характера, сборы — понятие только «федерального» уровня. Они не могут дифференцироваться по ставкам и льготам на местном уровне, по решению муниципальных властей, сборы — явление строго фиксированное, поступающее в бюджет самого высокого звена. Введение дополнительных сборов органами местного самоуправления, предполагающее уплату в бюджеты более низкого уровня абсолютно незаконно.
Сбор – взнос, который является условием совершения в отношении плательщика юридически значимых действий (публично-правовыми субъектами – только они имеются в виду).
Определение сборов – по-сути то же, что и определение налога. Только без индивидуальной безвозмездности, т.к. в сборах есть встречное эквивалентное исполнение.
Сбор похож на «плату за услугу государства».
Но и сборы принимаются через закон. Почему? Т.к. если бы их устанавливали чем-нибудь другим, то можно было бы устанавливать астрономические суммы. Например, ты хочешь зарегистрироваться в своей квартире в Москве. Тебе говорят «мы сделаем эту нехитрую юридическую процедуру, но плати 15.000$».
Конституционный Суд сказал – сбор должен быть сбалансированным, соразмерным той услуге, которую оказывает государство.
Получается необходимо за то или другое регистрационное действие нужно через Парламент закон протаскивать мельчайшие поправки в Налоговый Кодекс. Нудно и не удобно, но это лучше, чем отдаваться во власть произвола. Это будет «дверка, открытая в ад – за маленькими пошлинами потянутся очень не маленькие».
Когда мы платим на налог, например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – мы ничего (кроме абстрактных идеалистически категорий, напр.чувство счастья) в ответ не получаем – нет встречного эквивалентного исполнения. Если ты заплатил 100 р., а сосед 300 р. НДФЛа это не значит, что вашего соседа полиция будет защищать лучше.
Но безвозмездность именно индивидуальная, в целом общество получает какое-то благо от государство.
И у налогов и сборов есть две функции:
· Фискальная
Налоги нужны для того, чтобы пополнять бюджет.
· Регулятивная
Налог по неволе воздействует на поведение налогоплательщиков.
У налогов преобладает фискальная функция (практически исключительно для того, чтобы наполнить бюджет, но есть исключения).
Но иногда налоги, например, акцизы устанавливают не только для того, чтобы наполнить казну, но и для того, чтобы воздействовать на налогоплательщика-производителя и на потребителя – акцизы на сигареты, чтобы увеличить на них цену и часть населения отказалась от населения (чтобы сократить объем производства).
Допустим был очень интересный регулятивный налог на холостяков. Хотели таким образом поднять рождаемость в СССР и платили его даже старики.
У некоторых налогов есть только фискальная функция. Например НДФЛ.
Но если у нас сделают прогрессивное налогообложение (чем больше зарабатываешь, тем больше процентная ставка), тогда НДФЛ будет выполнять и регулятивную функцию.
Уже при ставке 35% люди начинают уходить в тень. При 15% люди в тень не уходят, поэтому не надо регулятивной функцией налогов заставить людей заниматься противоправной деятельностью.
У сборов преобладает регулятивная функция.
Например, чтобы необоснованно судебные споры не затеивали.
Естественно, бывают случаи, когда одно от другого не отличить. Пример – таможенная пошлина, что это – налог или сбор? Хоть она и не является налогом с точки зрения законодательства, но отвечает всем признакам налога, да и сбора.
Трудно приравнять таможенную пошлину к сборам, т.к. уж больно там не соразмерное встречное исполнение. Например, администрирование экспортных поставок нефти не стоит тех бешенных денег, которые собирает таможня (т.к. все трубопроводы строит сам производитель).
Следовательно, тут таможенная пошлина выполняет больше фискальную функцию, значит это налог.
Но бывают случаи, когда таможенная пошлина не очень большая, можно даже сказать, что сопоставимая. Тогда можно сказать, что это сбор.
Вывод:
· Сопоставимая таможенная пошлина похожа на сбор.
· Несопоставимая в плане встречного исполнения таможенная пошлина близка к налогу.
Чем отличается сбор от пошлины? Пример сбора – государственная пошлина, например, за рассмотрение дела в суде. Иногда хотят эту пошлину убрать, но иногда говорят, что нужно оставить, чтобы налогоплательщики не таскались в суд с заведомо проигрышными делами.
Пошлина не имеет самостоятельного значения, он либо налог, либо сбор.
Есть еще одна тайна. Налоги и сборы одинаково устанавливаются, разница только на терминологическом уровне. Разница нужно нам для того, чтобы
· понимать нам смысл совершаемых нами платежей в бюджет;
· чтобы законодатель понимал ,что он хочет сделать – наполнить казну налогом или ввести сбор (а у него регулятивная функция).
Налогоплательщики и налоговые агенты — это категории плательщиков налоговых сборов, обязанных осуществлять фискальные платежи: все виды налогов, сборов, взносов и взысканий в пользу государственного бюджета. Обязанность по уплате данного рода платежей закреплена за разными категориями населения. В статье расскажем, кто такие налогоплательщики или плательщики сборов, а кто — налоговые агенты.
Налоговое законодательство довольно четко устанавливает круг лиц, которые обязаны исчислять и уплачивать фискальные платежи в бюджет. Отметим, что для каждого вида налогообложения чиновники определяют индивидуальные перечни налогоплательщиков.
В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны как юридические лица, так и простые граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и представители частных практик (адвокаты, нотариусы, детективы и проч.). Отметим, что в части уплаты страхового обеспечения граждан плательщиками взносов признаются те же категории.
Всех, кто имеет фискальные обязательства перед государством, можно разделить на две большие группы: организации и граждане.
Напомним, что организацией признаются следующие категории экономических субъектов:
Ко второй группе следует относить исключительно физических лиц. напомним, что физлицами признаются не только российские граждане, но и представители иностранных государств, а также лица, не имеющие гражданства.
Из данной группы плательщиков следует отдельно выделить граждан, имеющих особые статусы. Это индивидуальные предприниматели и частники, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица.
Такие определения закреплены в п. 2 ст. 11 НК РФ. Следовательно, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются не только российские компании и граждане, но и представители иных государств, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации.
Обособленная группа лиц, которая имеет исключительные обязанности перед государством, признается налоговыми агентами. Чиновники определили, что данная группа лиц обязана:
Чем отличаются категории: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты? Ключевое отличие между агентами и плательщиками заключается в том, что налогоплательщики исчисляют и уплачивают сборы в бюджет за счет собственных средств, а агенты — за счет средств плательщика налога/сбора.
Обособленные подразделения российских компаний не могут быть отнесены к категории плательщиков сборов и налоговых агентов. Несмотря на то, что некоторые обособленные подразделения обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать фискальные обязательства в бюджет, признать их независимыми юридическими лицами нельзя. Следовательно, обособленное подразделение, являющееся официальным представительством конкретного российского юрлица, не может быть признано самостоятельным налогоплательщиком.
Таким образом, признать обособленное подразделение самостоятельным участником фискальных взаимоотношений нельзя.
При любых взаимоотношениях, в том числе и при фискальных, каждая из сторон наделена особыми правами и обязанностями. Так, права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов поименованы в НК РФ.
Например, все права закреплены в ст. 21 НК РФ, к ним относят:
Ключевые обязанности перечислены в ст. 23 НК РФ:
Отметим, что для налоговых агентов предусмотрены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающий перечень закреплен в ст. 24 НК РФ.
Под налогами и сборами принято понимать регулярные платежные обязательства перед государством предприятиями различных форм собственности. Эти понятия всегда тесно переплетаются друг с другом, так как предполагают совершение оплаты указанной суммы средств в бюджеты различных уровней. Существует ряд отличий между этими определениями.
Налогом считается совершаемый организацией или физическим лицом обязательный платеж в государственную казну. Сумма взноса варьируется от дохода предприятия или частного предпринимателя. Налоги формируют основной доход страны. Кроме налоговых платежей бюджет державы состоит из других поступлений:
Налогу присущи такие признаки:
Цель налогообложения – обеспечение финансовой стабильности государства и муниципалитетов. Налоги обязаны оплачивать не только организации, но и граждане. Благодаря налогообложению государство формирует социальную защиту населения.
Сбором является осуществление обязательного платежа гражданами или организациями за совершение конкретных действий государственных органов. Сбор имеет с налогом следующие общие признаки: обязательность осуществления платежа и денежную форму взноса. Отличительным нюансом является возмездность оплаты. Сбор взимается за предоставление государством конкретной услуги для граждан или предприятий. Поэтому, у сбора другая цель – покрыть расходы на работу государственных органов и структур, которые задействованы в оказании административных услуг.
Между определениями существуют некоторые сходства, которые отображаются в таком контексте:
Помимо сходств, платежи имеют отличия. Если сравнивать эти понятия, то можно отметить существенную разницу между поступлениями их в бюджет. Она выражается в таких признаках:
В законодательной базе РФ налоги подразделяются на такие виды:
Налоги имеют прямую форму распределения и косвенную. Прямая форма поступления в бюджет непосредственно связана с получением предприятием прибыли от собственной деятельности. Косвенная форма предполагает платежи от реализации товаров и услуг.
Пополнение бюджета тоже происходит по определенному принципу. Таможенные сборы распределяются только в федеральную казну. Регулирующие платежи пропорционально накапливаются в бюджетах различных уровней: государственном, областном, местном.
Отдельные виды платежей могут быть предназначены только для оплаты юридическими или физическими лицами. Некоторыми налогами облагаются представители различных организационно-правовых форм собственности. Со всеми видами платежей предприниматель или юридическое лицо может ознакомиться у налогового инспектора.
Сравнивая оба определения, можно сделать вывод, что они предусмотрены законодательством РФ для того, чтобы поддерживать финансовую деятельность государства и обеспечивать содержание необходимых органов и структур. Стоит отметить, что налог является обязательным платежом, а сбор взимается только в случае необходимости предприятия или частного лица в получении нужной информации.
Корпоративный подоходный налог — самый плохо изученный из всех основных методов сбора денег правительством США. Большинство экономистов давно пришли к выводу, что это один из наименее эффективных и наименее защищаемых налогов. Хотя им трудно прийти к согласию — а тем более с точностью измерить — кто на самом деле несет бремя корпоративного подоходного налога, экономисты согласны с тем, что он вызывает значительные искажения в экономическом поведении. Налог популярен среди обывателей, которые ошибочно полагают, что его платят корпорации.Владельцы и менеджеры корпораций часто также ошибочно предполагают, что налог просто перекладывают на потребителей. Такая неопределенность в отношении того, кто платит налоги, объясняется ее неизменной популярностью среди политиков.
Федеральный подоходный налог с предприятий отличается от подоходного налога с физических лиц по двум основным направлениям. Во-первых, это налог не на валовой доход, а на чистый доход или прибыль с допустимыми вычетами для большинства затрат на ведение бизнеса. Во-вторых, это относится только к предприятиям, зарегистрированным как корпорации, а не к партнерствам или индивидуальным предпринимателям.Федеральный налог взимается по разным ставкам с разных категорий доходов: 15 процентов с налогооблагаемого дохода до 50 000 долларов, 25 процентов с дохода от 50 000 до 75 000 долларов и ставки в диапазоне от 34 до 39 процентов с дохода выше этого. Более низкие ставки выгодны для малых корпораций. Из 4,8 миллиона корпоративных налоговых деклараций, поданных в 1998 году, более 90 процентов были получены от корпораций с активами менее 1 миллиона долларов. Однако более низкие ставки не имели большого экономического значения. Более 91 процента всех доходов от корпоративных налогов приходятся на 1.5 процентов корпораций с активами более 10 миллионов долларов.
Государства взимают с корпораций дополнительные налоги на прибыль, обычно по ставкам от 3 до 12 процентов. Поскольку в штатах обычно разрешаются вычеты по уплаченным федеральным налогам, чистые ставки варьируются от 1,9 до 4,9 процента. Некоторые населенные пункты также облагают налогом корпорации. Одна из основных причин того, что налоги на прибыль корпораций в штате и на местном уровне остаются низкими, заключается в том, что корпорации могут легко переехать из штатов, в которых взимаются необычно высокие налоги.
Как возник корпоративный подоходный налог и как он сохранялся на протяжении десятилетий, является примером пагубности плохих идей, того, почему налоговые системы зачастую намного хуже, чем они должны быть, и того, как мало влияние экономической профессии на правительственная политика.За исключением чрезвычайных налогов в военное время, прибыль корпораций впервые облагалась налогом в 1909 году, когда Конгресс ввел налог в размере 1% с доходов корпораций. Десятилетие спустя ставка выросла до 12,5%, а в 1932 году были добавлены прогрессивные ставки, то есть ставки, которые увеличиваются с ростом доходов. На «сверхприбыль» и «военную прибыль» во время обеих мировых войн были добавлены дополнительные налоги на корпоративный доход. Самый высокий показатель мирного времени — 52,8% — был достигнут в 1960-е годы.
В 1940-х и начале 1950-х годов подоходный налог с предприятий обеспечивал около трети федеральных доходов, а совсем недавно, в 1966 году, эта доля составляла 23 процента.В течение следующих двадцати лет он неуклонно снижался, достигнув минимума в 6,2 процента в 1983 году. Отчасти это было сделано намеренно: Конгресс снизил максимальную ставку корпоративного налога с 52,8 процента в 1969 году до 46 процентов в 1979 году, и в течение большей части этого времени налог Закон разрешал относительно щедрые вычеты на капитальные затраты либо посредством графиков ускоренной амортизации, либо с помощью таких средств, как инвестиционные налоговые льготы, так что средняя налоговая ставка, выплачиваемая корпорациями, упала еще более резко. Недавние исследования показали, что не менее важной причиной относительного снижения доходов от корпоративного налога является то, что U.С. корпорации стали менее прибыльными. Корпоративная прибыль как процент от корпоративных активов, которая составляла в среднем почти 11 процентов в течение 1960-х годов, была менее 5 процентов с 1981 по 1987 год и не превышала 6,2 процента до 2000 года.
Закон о налоговой реформе 1986 года был разработан для увеличения доли федеральных доходов, собираемых через корпоративный подоходный налог, и для уменьшения доли от индивидуального подоходного налога. В то время как максимальная ставка корпоративного налога, как и индивидуальная ставка, была снижена до 34 процентов, отчисления на капитальные затраты были резко сокращены, а инвестиционный налоговый кредит был отменен.В результате эффективная налоговая ставка для многих корпораций выросла. Усилия в некоторой степени достигли своей узкой цели: доля корпоративных налогов в общих федеральных поступлениях выросла до более чем 10 процентов в конце 1980-х годов. В 1993 году максимальная ставка была повышена до 35 процентов, а в середине 1990-х годов корпоративные налоги выросли до более чем 11 процентов от общих доходов. Однако по мере сокращения прибылей корпораций после краха фондового рынка в 2000 г. и последовавшей за ним рецессии также уменьшались и поступления от корпоративного налога. К 2003 году их количество снизилось до 7.4 процента.
С экономической точки зрения основная проблема корпоративного подоходного налога заключается в том, что, в конечном счете, только люди могут платить налоги. Экономистам было очень трудно оценить масштабы корпоративного налога, то есть определить, на какие группы людей ложится бремя. Еще в семнадцатом веке сэр Уильям Петти, один из основоположников современной экономики, утверждал, что налог на производство и продажу товаров в конечном итоге будет перенесен производителями на потребителей, которые будут платить его в виде более высоких цен.Более поздние экономисты-классики не соглашались, утверждая, что налог на прибыль корпораций падает на владельцев, что фактически делает его налогом на капитал. Они думали, что это нельзя изменить, потому что теоретически корпорация, уже устанавливающая цены, которые приносят максимальную прибыль, не может продолжать повышать цены без снижения спроса людей на свои товары.
Современные экономические мнения расходятся во мнениях относительно налогообложения корпоративного подоходного налога, но немногие экономисты сегодня считают, что его бремя полностью ложится на владельцев капитала.Согласно последним представлениям, поскольку капитал является мобильным, он будет направлен на инвестиции, которые принесут самые высокие доходы после уплаты налогов. Корпоративный подоходный налог повышает стоимость капитала и снижает доходность после уплаты налогов в корпоративном секторе, и, таким образом, ведет к миграции капитала в некорпоративные или освобожденные от налогов секторы экономики. Эта миграция имеет два эффекта: она снижает предложение капитала, доступного для корпораций, и вызывает снижение нормы прибыли в некорпоративном секторе, поскольку там капитала становится больше.Таким образом, конечным результатом является снижение прибыли для всех владельцев капитала в экономике. Одним из важных результатов этой миграции капитала является то, что бремя корпоративного подоходного налога со временем перекладывается на рабочих: при меньшем объеме капитала, который нужно использовать, рабочие менее продуктивны и получают более низкую реальную заработную плату. В обзоре 1996 года экономистов по государственным финансам попросили оценить, какой процент корпоративного подоходного налога в Соединенных Штатах в конечном итоге несут владельцы капитала. Хотя их ответы были разными, средний ответ составил 41 процент, а это означает, что профессиональный консенсус состоит в том, что более половины бремени в конечном итоге перекладывается с владельцев капитала на рабочих или другие группы.
Большинство экономистов согласны с тем, что корпоративный подоходный налог вызывает две основные неэффективности. Во-первых, он налагает штрафы на корпоративную форму организации бизнеса, потому что доход сначала облагается налогом на корпоративном уровне, а затем выплачивается акционерам в качестве дивидендов. Традиционное оправдание выделения корпораций состоит в том, что они получают от государства особые льготы и должны за них платить. У этого обоснования есть две проблемы: во-первых, если это правда, то все корпорации, а не только прибыльные, должны платить; во-вторых, текущие ставки корпоративного налога кажутся непропорционально высокими для этой цели.Но основная проблема этого традиционного оправдания состоит в том, что оно восходит к восемнадцатому веку, когда корпоративный устав содержал предоставленные государством привилегии, такие как монопольная власть или освобождение от определенных законов. Сегодня корпорации создаются по частному контракту, а правительство действует просто как реестр и сборщик налогов.
Недавний опыт показывает, что это препятствует корпоративной форме организации работы. Американские компании с тридцатью пятью или менее акционерами могут избирать так называемый статус подглавы S.В так называемых S-корпорациях налогооблагаемый доход направляется в налоговые декларации владельцев, как в партнерстве, вместо уплаты корпоративного подоходного налога. За пять недель до конца 1986 года, после принятия законопроекта о налоговой реформе, который повысил эффективную ставку корпоративных налогов, 225 000 компаний выбрали статус подраздела S по сравнению с 75 000 за весь 1985 год.
Второй серьезный недостаток корпоративного подоходного налога состоит в том, что он неправильно распределяет капитал, отдавая предпочтение выпуску долговых ценных бумаг, а не собственному капиталу, поскольку процентные платежи не облагаются налогом, а выплаты дивидендов — нет.Это отдает предпочтение инвестициям в активы, которые легче финансируются за счет долга, такие как здания и сооружения (которые могут использоваться для многих целей и, следовательно, их легче использовать в качестве залога для ссуд) инвестициям, которые более логично финансируются за счет акций, таких как специализированное оборудование или исследования. и развитие. Кроме того, возможность вычета процентных платежей отдает предпочтение устоявшимся компаниям перед стартапами, поскольку первые могут легче выпускать долговые ценные бумаги. Некоторые экономисты, сосредотачиваясь на этом последнем явлении, утверждают, что эта особенность превращает корпоративный подоходный налог в налог на предпринимательство.В 1980-х годах корпорации США выпустили огромные суммы нового долга. Объем выпущенных корпоративных облигаций увеличился с менее чем 500 миллиардов долларов в 1980 году до 1,4 триллиона долларов в 1988 году. В то же время многие корпорации сократили свой непогашенный капитал, выкупив свои собственные акции. Повышенное внимание к долговому финансированию было гораздо более выражено в Соединенных Штатах, чем где-либо еще. В 2003 году Конгресс сделал шаг к выравниванию игрового поля, установив специальную максимальную ставку налога на доход в виде дивидендов в размере 15 процентов (ранее он облагался налогом как обычный доход по ставке 38.6 процентов).
Еще одна проблема с корпоративным подоходным налогом заключается в том, как он взимается с транснациональных компаний. Правительство США облагает налогом доход, полученный как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Во многих других странах действуют более «территориальные» налоговые режимы, которые, по сути, облагают налогом только внутренний доход. Соединенные Штаты предоставляют налоговые льготы, которые позволяют компаниям снизить свое налоговое бремя на сумму налогов, уплачиваемых другим правительствам, и за прошедшие десятилетия были добавлены другие лазейки, но система привела к огромной сложности, особенно для компаний, которые многие операции и дочерние компании за рубежом.Прибыль дочерних компаний облагается налогом только тогда, когда она возвращается или репатриируется материнской компании, что создает стимулы для компаний реинвестировать иностранную прибыль за пределами Соединенных Штатов и требует ведения большого объема отчетности.
Корпоративный подоходный налог пережил все попытки реформировать, отменить или заменить его, и нет особых причин ожидать изменений в ближайшем будущем. Простейшим решением было бы уравнять отношение к процентам и дивидендам, либо разрешив корпорациям вычитать дивиденды, либо предоставив компенсационный вычет или кредит акционерам.Большинство других крупных промышленно развитых стран используют последний метод. Более масштабная реформа, которую экономисты рекомендовали на протяжении десятилетий, заключалась бы в полной интеграции корпоративного и индивидуального подоходного налога. Один из способов сделать это — рассматривать корпорации как партнерства для целей налогообложения (то есть рассматривать все корпорации как корпорации S), вменяя всю прибыль акционерам и облагая их налогом на доходы физических лиц. Главное возражение против этого подхода состоит в том, что акционеры столкнутся с налоговыми обязательствами в отношении прибыли, не распределяемой корпорацией в качестве дивидендов.Ранее было предложено и отвергнуто несколько схем интеграции. Многие экономисты рекомендовали изменить налоговые правила для транснациональных корпораций, чтобы отменить налогообложение зарубежных прибылей, как для простоты, так и для повышения конкурентоспособности американских компаний.
Аргументы в пользу того, чтобы оставить налог на прибыль в одиночку, политически убедительны. С одной стороны, налог доказал свою способность увеличивать доходы, что является важным соображением для страны, имеющей хронический бюджетный дефицит.С другой стороны, старый афоризм о том, что «старый налог — хороший налог», имеет определенную ценность. Любое серьезное изменение в налоговом кодексе меняет ожидания и влечет новые затраты и сложности в переходный период. Но наиболее убедительным доводом в пользу корпоративного подоходного налога является сложность оценки его применения. Поскольку ни один политический округ не считает себя основным плательщиком налога, никто не желает активно лоббировать изменения. В самом деле, искусство налогообложения, как якобы сказал французский администратор семнадцатого века Жан-Батист Кольбер, «состоит в том, чтобы ощипать гуся так, чтобы получить как можно больше перьев с минимально возможным шипением.«Если судить исключительно по этому стандарту, корпоративный подоходный налог показал себя хорошо.
Роб Нортон — автор и консультант. Ранее он был экономическим редактором журнала Fortune .
Бюджетное управление Конгресса. Распространение корпоративного подоходного налога. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США, 1996.
Экономический отчет президента. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США, 2004 г.
Eden, Lorraine, ed. Ретроспективы государственных финансов. Дарем: издательство Duke University Press, 1991.
Масгрейв, Ричард А. и Пегги Б. Масгрейв. Государственные финансы в теории и практике. 5 изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1989.
Национальное бюро экономических исследований. Налоговая политика и экономика. Тт. 1–5. Кембридж: NBER, 1987–1991.
Розен, Харви С. Государственные финансы. 6-е изд. Бостон: McGraw-Hill / Irwin, 2002.
.Стиглиц, Джозеф Э. Экономика государственного сектора. 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон, 1988.
.Треубер, Патрис и Уильям П. Жоке. Корпоративные налоговые декларации о доходах, 1998 г. Служба внутренних доходов США.
.Налоговая служба Австралии (ATO) была названа одним из самых влиятельных учреждений в стране.
Обладает чрезвычайными полномочиями, больше похожими на полицию и правоохранительные органы. А когда он совершает ошибки, он может разрушить малый бизнес и источники средств к существованию.
Совместное расследование Four Corners и Fairfax Media выявило тревожное поведение в налоговой инспекции, что вызвало призывы к усилению контроля и ответственности.
Но что именно может делать налоговая служба и чем она отличается от других ведомств Содружества?
Когда кто-то сталкивается с проблемами с законом, нам говорят, что он невиновен, пока его вина не будет доказана.
Это не то, как это работает с налоговой службой. Когда АТО обвиняет вас в налоговом мошенничестве, вы должны доказать свою невиновность.
Это означает, что когда уведомление о долге выдается после аудита, против вас могут быть приняты меры, даже если вы продолжаете утверждать, что не сделали ничего плохого.
Три года назад парламентский комитет призвал отменить бремя доказывания.
Его беспокоят потенциальные злоупотребления властью, включая действия ковбойских аудиторов против компаний, не обладающих высокими стандартами доказательств.
Рекомендация была отклонена федеральным правительством.
На протяжении более десяти лет налоговую инспекцию обвиняли в том, что она одновременно выполняла функции следователя, прокурора, судьи, присяжных и финансового палача.
Малые предприятия и частные лица платят высокую цену за сопротивление налоговой инспекции.
ПодробнееЕсли вы управляете малым бизнесом и вам пришло уведомление о долге, единственным вариантом является посредничество внутри компании. Поэтому вам нужно подать апелляцию в ту же аудиторскую группу, которая выдала долг.
Если вы не можете убедить аудитора изменить свое мнение, вам необходимо выплатить половину предполагаемого долга, чтобы продолжить борьбу со своим делом с этой командой.
Это означает, что ATO может принять меры против вас — потенциально захватить ваши активы — до того, как у вас будет возможность доказать свою невиновность с помощью внешнего надзора.
Если вы ведете крупный бизнес с годовым оборотом более 250 миллионов долларов, вы можете запросить проверку у кого-то в ATO, который не участвовал в первоначальном аудите.
В мае 2013 года тогдашний теневой казначей Джо Хоккей выразил обеспокоенность по поводу подотчетности и отметил встряску АТО.
Он высказал идею разделить АТО на две части — разделив ее административные и полицейские функции — чтобы гарантировать сдерживание агрессивной тактики. Это никогда не происходило.
Последующее парламентское расследование потребовало создания второго комиссара в рамках АТО, который мог бы рассматривать апелляции и жалобы.
Генеральный инспектор по налогам и сборам Али Нарузи неоднократно призывал к этому. АТО сопротивлялась переменам, и правительство исключило ее.
ATO наделен серьезными законодательными полномочиями для борьбы с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством.
Налоговая служба имеет право принудительно проникать в недвижимость и искать документы без ордера.
Если сотрудники налоговой службы хотят забрать предметы из собственности, их должна сопровождать полиция с ордером.
Документы можно проверить и защитить, если налоговые агенты считают, что они могут быть подделаны.
«При использовании наших полномочий доступа мы имеем право входить и оставаться на любой земле, в помещении или месте и иметь полный и свободный доступ к книгам, документам, товарам или другой собственности», — говорится в заявлении ATO.
В прошлом финансовом году АТО использовала эту мощность 37 раз.В 10 случаях обыск проводился без уведомления владельцев.
Налоговая служба может поразить малый бизнес огромными уведомлениями.
Это право позволяет ATO дать указание банку немедленно направить доход, отправленный малому бизнесу, в налоговую инспекцию.
Эти деньги затем используются для выплаты долга. Это может быть единовременная выплата или процент от дохода.
В некоторых случаях владелец малого бизнеса может не знать, что это было сделано, до тех пор, пока он не окажется не в состоянии платить персоналу или подрядчикам.
Это можно сделать, пока владельцы малого бизнеса продолжают подавать апелляцию.
Это деспотическая тактика, и предполагается, что она будет использоваться АТО в качестве крайней меры.
Если ATO считает, что владелец малого бизнеса не платит налоги, то на него может быть наложен финансовый штраф, равный сумме задолженности.
«Уведомление о штрафе директора» позволяет ATO начать судебное разбирательство, но оно может начать взыскание штрафа даже без предупреждения.
Один из способов сделать это — начать удержание налоговой декларации.
Высокий суд и другие судебные инстанции могут отменять решения налоговой инспекции, хотя судебные иски обходятся дорого, и многие малые предприятия не могут себе этого позволить.
ATO также подотчетен Федеральному парламенту и предстает перед оценками Сената и парламентскими расследованиями.
Он также подлежит проверке Уполномоченным по правам человека в Содружестве Наций и Государственным аудиторским бюро.
Генеральный инспектор по налогообложению выполняет функции сторожевого пса, но в его распоряжении 30 сотрудников, которые следят за штатом сотрудников ATO из 20 000 человек.
Решения Генерального инспектора не являются обязательными, в отличие от наблюдательных органов в других юрисдикциях.
.
Об авторе