Чем отличается служебная проверка от служебного расследования: Чем отличается служебная проверка от служебного расследования \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Чем отличается служебная проверка от служебного расследования: Чем отличается служебная проверка от служебного расследования \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Содержание

Служебная проверка сотрудников. Порядок проведения

Содержание страницы

  1. Что представляет собой служебная проверка?
  2. В каких случаях проводится проверка?
  3. Порядок осуществления служебной проверки
  4. Права и обязанности участников комиссии
  5. Заключительная часть служебной проверки

Служебная проверка – мероприятие особого рода, которое должно восстановить порядок и дисциплину на предприятии.

Работодатель вправе разработать Положение о порядке проведения служебных проверок в организации.

Что представляет собой служебная проверка?

Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.

ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально. В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника. Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.

Законодательное обоснование

В законе закреплено лишь понятие проверки, применяемое по отношению к государственным служащим. Все нюансы расследования содержатся в ФЗ №79 от 26 июня 2017 года. Относительно проверок в органах МВД РФ актуален приказ МВД от 26 марта 2013 года №161. Все остальные особенности и обстоятельства проверки можно найти в тех или иных статьях ТК РФ.

Что является основаниями для принятия решения о проведении служебной проверки?

В каких случаях проводится проверка?

Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:

  • Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
  • Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
  • Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
  • Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
  • Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.

ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.

Базовые задачи расследования

Рассмотрим основные задачи проведения проверки в компании:

  • Установление факта совершения виновного действия, на основании которого вынесено дисциплинарное взыскание.
  • Выявление времени и обстоятельств произошедшего, анализ последствий, определение размера имеющегося ущерба.
  • Поиск работника, который совершил дисциплинарный проступок.
  • Определение виновности лица.
  • Анализ мотивов совершения проступка, дополнительных обстоятельств.

К СВЕДЕНИЮ! Руководителю компании рекомендуется утвердить рекомендации по проведению профилактических мероприятий, нужных для устранения причин, повлекших за собой дисциплинарный проступок.

Порядок осуществления служебной проверки

ВАЖНО! Рекомендации по алгоритму проведения служебной проверки от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Как правило, сначала поступают сведения о противоправном деянии. Затем руководитель утверждает решение о начале служебной проверки. Рекомендуется выполнять ее в течение 3 дней после обнаружения проступка. Проверка должна быть закончена не позже 20 суток с даты ее начала.

Расследование осуществляется или специально назначенным для этого работником, или комиссией. Оно проводится на основании приказа или другого распорядительного документа, в котором нужно обязательно указать ряд сведений:

  • Причину осуществления расследования.
  • Участников, входящих в комиссию, а также ее председателя.
  • Полномочия комиссии.
  • Сроки, отведенные на проверку.
  • Сроки направления руководителю документов о результатах расследования.

Как правило, участники комиссии – это сотрудники подразделения кадров, представители подразделений безопасности, финансов. За работу комиссии отвечает председатель.

Для участия в комиссии не стоит привлекать виновное лицо, его родственников или подчиненных. Это может привести к необъективным результатам расследования.

ВНИМАНИЕ! Приказ о начале служебного расследования должен быть подписан всеми участниками комиссии, а также лицом, факт виновности которого устанавливается.

Права и обязанности участников комиссии

У участников комиссии есть следующие права:

  • Вызов сотрудников к себе и получение от них объяснений в письменной форме.
  • Просмотр документов, которые относятся к делу.
  • Истребование необходимых документов.
  • Получение консультаций специалистов.

У участников комиссии также есть обязанности:

  • Осуществление мер по выяснению всех обстоятельств дела.
  • Рассмотрение заявлений, которые относятся к произошедшему.
  • Обеспечение конфиденциальности.
  • Составление акта о результатах проведенного расследования.
  • Документальное оформление всех этапов проверки.

Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.

Права предположительно виновного лица

Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:

  • Изложение в письменном виде своей точки зрения на проступок.
  • Требование приобщения к материалам дела документов, подтверждающих позицию сотрудника.
  • Подача заявления об исключении из состава комиссии определенного участника с обоснованием этой просьбы.
  • Ознакомление с собранными по делу материалами.

Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.

ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.

Заключительная часть служебной проверки

В завершении проверки требуется составить акт с изложением результатов расследования. В частности, в документе указывается следующая информация:

  • Участники комиссии и ее председатель.
  • Сведения о противоправном деянии.
  • Данные о предположительно виновном лице.
  • Причины произошедшего.
  • Информация о мере ответственности сотрудника за произошедшее.

К этому заключению прилагается ряд документов. Это может быть приказ о проведении расследования, характеристика на сотрудника, объяснения касательно произошедшего, прочие бумаги.

Служебная проверка государственных служащих: основания и сроки

Консультация эксперта

Каждый государственный служащий хотя бы раз сталкивался с таким явлением, как проверка. Её основания и сроки тайной не являются, но тем не менее всегда возникает множество вопросов. Наш эксперт Татьяна Алмазова рассмотрела в статье вопросы проведения служебной проверки в отношении государственного служащего.

***

Выяснить нюансы проведения проверки, а также оценить наиболее часто встречающиеся риски вы можете благодаря справочно-правовой системе Консультант Плюс

Основания проведения проверки

Нормы федерального законодательства чётко регламентируют поводы для начала служебной проверки. При этом стоит заметить, что установлен исчерпывающий перечень, то есть трактовать норму расширительно недопустимо.

Итак, основанием для проведения служебной проверки в отношении госслужащего является заявление самого служащего или его нанимателя. Законодатель устанавливает требования только относительно формы такого заявления, его содержание ничем не регламентировано. В связи с этим полагаем, что там достаточно указать причины, которые, по мнению подателя заявления, являются достаточными для инициирования процедуры.

По нашему мнению, достаточным поводом будет являться исполнение должностных обязанностей не в соответствии с должностной инструкцией или их неисполнение вовсе. Однако, как правило, основания для проведения проверки содержатся в локальных актах нанимателя. 

Процедура проверки 

На основании заявления оформляется приказ, в котором непосредственно содержится информация о сроках и основаниях проводимой процедуры, а также о необходимости объяснений самого служащего и наличии оснований для отстранения от работы на период проведения проверки.

Что касается объяснительной, то форма такого документа также не утверждена. Однако она может быть установлена на локальном уровне. Кроме того, объяснительную госслужащий должен представить именно до начала проверки. Конституционный Суд указал, что объяснительная служит своего рода ознакомлением с позицией второй стороны. При этом дисциплинарный проступок может считаться совершённым, если его наличие подтверждено результатами проверки, то есть до окончания расследования вина госслужащего не считается доказанной.

Служебная проверка проводится комиссионно. В частности, в ней принимают участие представитель подразделения кадров и госслужбы, представитель юридического отдела и профсоюза. Поскольку численность комиссии нормативно не закреплена, рекомендуем включать в состав комиссии нечётное количество участников либо предоставить право решающего голоса председателю в случае равного распределения голосов. Как и всегда, из комиссии исключается госслужащий, заинтересованный в её исходе. В противном случае результаты такой проверки будут признаны недействительными.

Для принятия решения члены комиссии должны хорошо ознакомиться с обстоятельствами дела, оценить аргументы, указанные в заявлении, и по итогам проделанной работы установить факт дисциплинарного проступка или его отсутствие, вину служащего и обстоятельства, при которых он совершён. Кроме того, должен быть факт причинения вреда и его размер. Заключение необходимо подписать всем членам комиссии, кроме того, с ним необходимо ознакомить и лицо, в отношении которого проводилась проверка.

Стоит отметить, что комиссия не вправе привлечь госслужащего к дисциплинарной ответственности. Она может лишь предложить такое развитие событий, опираясь на сделанное заключение. Полномочием по привлечению к дисциплинарной ответственности обладает только представитель нанимателя. Ответственность наступает за неисполнение или недолжное исполнение своих обязанностей. Обратите внимание, что в обязательном порядке должна быть установлена вина сотрудника и соблюдён порядок проведения проверки.

В выпуске программы «Юрист LIVE» наш эксперт Михаил Заплатников рассмотрел судебную практику по зарплатным спорам.

Срок проведения проверки

Проверка должна быть завершена в течение месяца со дня принятия решения о её проведении, то есть со дня издания соответствующего приказа.

Обращаем внимание, что ограничен и срок применения дисциплинарного взыскания по итогам проверки. Такой срок установлен в  ч. 5 ст. 58 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и составляет 6 месяцев со дня совершения проступка. Для проступков в финансовой сфере предусмотрен специальный срок – 2 года со дня совершения. Заметим, что указанные сроки также являются пресекательными, что в первую очередь направлено на защиту интересов госслужащего и стимулирует нанимателя на более тщательный контроль. 

Избежать ошибок в кадровых перестановках, а также в приеме и увольнении сотрудников поможет справочно-правовая система КонсультантПлюс

Существенные нарушения при проведении служебной проверки 

Результаты проверки и, как следствие, наложение дисциплинарного взыскания могут быть успешно обжалованы в суде при наличии существенных нарушений, допущенных в процедуре проверки.

Наиболее распространённым недочётом является отсутствие доказательств того, что объяснительная действительно была запрошена. В данном случае суд приходит к выводу о нарушении порядка применения взыскания и удовлетворил иск работника.

К аналогичному выводу пришёл суд и в случае, когда не был составлен акт об отказе в предоставлении объяснительной.

Кроме того, существенным признаётся нарушение и при отсутствии перечня вопросов, относительно которых требуется пояснение.

Работа комиссии также играет значимую роль. Так, неустановление значимых фактов при проведении проверки может послужить поводом для обжалования. Помимо прочего, если неясно, за какие именно деяния госслужащий привлечён к ответственности, то такое дисциплинарное взыскание, вероятнее всего, признают незаконным. Заключение комиссии должно иметь установленную форму и быть подписано членами комиссии. Отсутствие хотя бы одной подписи может служить основанием для отмены дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарным проступком не может считаться ситуация, когда госслужащий по объективным причинам не справляется со своими обязанностями. В указанном случае судом признано неправомерным привлечение к дисциплинарной ответственности.

Следующим существенным нарушением может быть признано несоответствие дисциплинарного взыскания тяжести проступка.

Итак, мы видим, что соблюдение процедуры проведения проверки и привлечения к дисциплинарной ответственности играет очень важную роль. Таким образом, несоответствие оснований и сроков проведения проверки может явиться основанием для отмены дисциплинарного взыскания.

Вопрос

Какие основания и сроки проведения служебной проверки госслужащего?

Ответ

Основаниями проведения служебной проверки являются заявления самого служащего или заявление представителя нанимателя.

Татьяна Алмазова, ведущий юрист-консультант ООО «Что делать Консалт»

Если антикоррупционная тема вам интересна, рекомендуем пройти обучение на онлайн-курсе повышения квалификации «Противодействие коррупции: практические аспекты»

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, [email protected]

Разница между аудитом и расследованием (со сравнительной таблицей)

Как правило, Аудит проводится для проверки степени правдивости и достоверности финансовых отчетов организации, но Расследование проводится для подтверждения определенного факта. Объем аудита основан на Стандартах аудита, но объем расследования зависит от условий задания. Вполне нормально, что люди легко путаются между этими двумя терминами из-за отсутствия знаний и правильного понимания.

Аудит – это процесс определения того, являются ли результаты бухгалтерской информации точными и соответствуют ли они установленным нормам. В отличие от расследования, это серьезное изучение конкретных записей, чтобы выделить факт. В статье делается попытка пролить свет на разницу между обычным аудитом и расследованием.

Содержание: Аудит и расследование

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Вывод

Сравнительная таблица

Основание для сравнения Аудит Расследование
Значение Процесс проверки бухгалтерских книг организации и составления отчетов по ним известен как Аудит. Расследование, проводимое для установления определенного факта или правды, называется расследованием.
Природа Общее обследование Критическое и углубленное обследование.
Доказательства Доказательства носят убедительный характер. Доказательства неоспоримы, следовательно, его характер является решающим.
Временной горизонт Ежегодно По требованию
Исполняет Дипломированный бухгалтер Эксперты
Отчетность Общего назначения Конфиденциально
Обязательно Да Нет
Назначение аудитор назначается акционерами компании. Руководство или акционеры или одна третья сторона могут назначить следователя.
Область применения Стремится составить мнение о финансовой отчетности. Стремится ответить на вопросы, заданные в письме-обязательстве.

Определение аудита

Аудит – это беспристрастное и методичное изучение финансовой отчетности предприятия с целью вынесения верного и справедливого заключения. Слово «финансовый отчет» может включать балансовый отчет с примечаниями к счетам, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Термин «субъект» относится к любой организации, независимо от того, является ли она коммерческой или благотворительной организацией. Размер и структура объекта также не имеют значения.

Основная цель аудита состоит в том, чтобы выяснить и сообщить о степени точности и надежности финансовой отчетности организации. Кроме того, он гарантирует, систематически ли организация ведет бухгалтерские книги, документы и ваучеры или нет. Аудитор осуществляет процесс аудита. Аудитор ищет следующие три реквизита финансовой отчетности:

  • Подготовка финансовой отчетности основана на приемлемой учетной политике и ее последовательном применении.
  • При их подготовке соблюдаются соответствующие правила.
  • Все существенные факты четко раскрыты в финансовой отчетности.

Определение расследования

В общем, попытка выяснить факты, лежащие в основе конкретной ситуации, чтобы раскрыть правду, известна как расследование.

Для коммерческой организации под расследованием подразумевается организованное, подробное и критическое изучение бухгалтерских книг и записей об операциях (как прошлых, так и настоящих) субъекта, проводимое с определенной целью, либо для раскрытия истины, либо для установления факта с помощью доказательств. Наиболее распространенными методами, применяемыми в процессе расследования, являются обыск, наблюдение, допрос, дознание, осмотр и т. д.

Процесс расследования осуществляется группой экспертов для доказательства определенного факта и проводится в соответствии с требованиями организации; конкретного периода нет.

Основные различия между аудитом и расследованием

Ниже приведены основные различия между аудитом и расследованием:

  1. Процесс проверки финансовой отчетности организации с последующим вынесением по ней независимого мнения известен как аудит. Тщательное и подробное изучение бухгалтерских книг для установления истины известно как расследование.
  2. Аудит — это общий экзамен, в то время как расследование носит критический характер.
  3. Доказательства, полученные в ходе аудита, убедительны. И наоборот, характер доказательств, полученных в процессе расследования, является убедительным.
  4. Аудит проводится каждый год, но расследование проводится в соответствии с потребностями организации.
  5. Аудит проводится аудитором, а расследованием занимается группа экспертов.
  6. Аудит обязателен для каждой компании. С другой стороны, расследование носит дискреционный характер.
  7. Аудит проверяет правильность и достоверность финансовой отчетности, в то время как расследование проводится для установления факта.
  8. назначение аудитора производится акционерами общества. В отличие от этого, следователь назначается собственниками/руководством или одной третьей стороной.
  9. Объем аудита является общим, который пытается дать заключение о финансовой отчетности компании. Напротив, объем расследования ограничен, поскольку оно пытается ответить только на те вопросы, которые заданы в письме-обязательстве.

Заключение

Аудит является общим процессом, общим для всей организации, так как проводится ежегодно. Это может быть выполнено как внутренним аудитором, так и внешним аудитором. Внутренний аудитор — это сотрудник организации, который назначается руководством, а правительство назначает внешнего аудитора.

Расследование проводится довольно редко, так как обычно не проводится ни в одной организации. В организацию доставляется экспертная группа для ее проведения и сообщения соответствующих фактов. Отчет об аудите предоставляется заинтересованным сторонам, таким как акционеры, кредиторы, правительство, поставщики, руководство и т. д., тогда как отчет о расследовании передается стороне, организовавшей расследование.

Внутренний аудит и расследования | IFRC

Управление внутреннего аудита и расследований (OIAI) является краеугольным камнем механизмов обеспечения гарантий IFRC. Он помогает нам соблюдать наши Основополагающие принципы и выполнять наши обязательства в отношении надлежащего управления, подотчетности, прозрачности и добросовестности.

Об OIAI

Управление внутреннего аудита и расследований (OIAI) — это наша независимая и объективная служба проверки и расследования, которая помогает повысить эффективность работы МФКК и наших членов.

Он поддерживает нас в достижении наших целей, помогая нам систематически и дисциплинированно оценивать и совершенствовать наши процессы управления, управления рисками и контроля.

Для обеспечения прозрачности и независимости OIAI подчиняется непосредственно:

  • Генеральному секретарю, чтобы определить направление и поддержать его в выполнении его обязанностей по подотчетности и честности перед нашим Советом управляющих, заинтересованными сторонами и донорами.
  • Комиссия по аудиту и рискам за стратегическое руководство, укрепление и подотчетность.

Функции OIAI

Внутренний аудит

Расследования

Внешние аудиты

Раскрытие отчета

В рамках приверженности МФКК прозрачности и подотчетности с 2020 года Управление внутреннего аудита и расследований представляет ежегодный отчет о своей деятельности нашим заинтересованным сторонам. В этом отчете подробно описаны масштабы нашей деятельности, график работ, проведенных в течение года, а также обзор рисков и тенденций, возникающих в результате работы OIAI.

Этот новый ежегодный отчет также впервые включает краткий обзор и анализ независимых расследований предполагаемых случаев мошенничества, сексуальной эксплуатации и насилия, домогательств и неправомерных действий.

Годовой отчет OIAI заменяет собой публикацию отдельных отчетов о внутреннем аудите. Отчеты внутреннего аудита, опубликованные с 2019 года, можно просмотреть в разделе связанных документов ниже. Вы также можете ознакомиться с отчетами наших независимых аудиторов о нашей консолидированной финансовой отчетности за период с 2016 года.

Кроме того, МФКК раскрывает ежегодный консолидированный отчет о внешнем аудите в течение шести месяцев после проверяемого периода. Мы также публикуем отдельные прошедшие аудиторскую проверку финансовые отчеты по нашим апелляциям, с которыми можно ознакомиться на нашей странице апелляций .

Годовой отчет OIAI за 2021 год

Поддержка национальных обществ

Управление внутреннего аудита и расследований также оказывает поддержку национальным обществам, чтобы помочь им улучшить свои процессы управления, управления рисками и контроля:

  • Мы поддерживаем растущее число национальных обществ, которые внедряют нашу горячую линию для лиц, сообщающих о нарушениях, и систему управления делами Integrity Line. Это позволит им более эффективно управлять и расследовать заявления о мошенничестве, сексуальной эксплуатации и насилии, домогательствах и неправомерных действиях, а также оказывать более качественную поддержку пострадавшим.
  • Мы внедрили ведущий курс электронного обучения для наших сотрудников по предотвращению мошенничества и коррупции в гуманитарных ситуациях, а также специальный курс по предотвращению коррупции для руководителей. Эти курсы были разработаны в партнерстве с Transparency International Norway.
  • Мы предлагаем сотрудникам национального общества, желающим это сделать, возможность пройти обучение и сдать экзамен, чтобы стать сертифицированным специалистом по расследованию мошенничества, аккредитованным Ассоциацией сертифицированных специалистов по расследованию мошенничества (ACFE).
  • Мы также помогаем сотрудникам национального общества пройти обучение по расследованию случаев сексуальной эксплуатации и насилия (СЭН) в рамках Альянса основных гуманитарных стандартов (CHS). Семинар по расследованию СЭН демонстрирует, как проводить справедливые, тщательные и конфиденциальные расследования жалоб на неправомерные действия персонала, уделяя особое внимание заявлениям, затрагивающим пострадавшее население.

Наша цель – обучить как можно больше сотрудников. И мы работаем над созданием группы оперативного персонала, обученного PSEA и борьбе с мошенничеством, для поддержки обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, запрашивающих дополнительную поддержку во время чрезвычайных операций. Узнайте больше о нашей системе пульсации здесь.

Сеть экстренной социальной защиты

Четыре молодые сирийские девушки вместе улыбаются и смеются в своем новом доме в Турции. Их семья переехала в страну в 2018 году из-за продолжающейся гражданской войны в Сирии, и они ежемесячно получают денежную помощь в рамках программы «Чрезвычайная социальная защита», проводимой МФКК и Турецким Красным Полумесяцем и финансируемой Европейским Союзом.

Фото: МФКК/Корри Батлер

В партнерстве с Турецким обществом Красного Полумесяца и при финансовой поддержке Европейского Союза МФКК оказывает денежную помощь более чем 1,8 миллионам беженцев, проживающих в Турции, в рамках нашего проекта «Сеть экстренной социальной защиты» (ESSN). Это крупнейшая программа, когда-либо реализованная МФКК.

В структуру ESSN встроена независимая аудиторская группа, которая подчиняется непосредственно директору OIAI, чтобы обеспечить надежный контроль и эффективное управление рисками проекта.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ