Современная станция по замене и ремонту автомобильных шин представляет собой центр, оснащенный специальным оборудованием, позволяющим быстро демонтировать колеса с автомобиля, выполнить требуемые манипуляции, и так же быстро смонтировать их обратно. Качество проделанных работ шиномонтажного центра напрямую зависит от полного и качественного набора инструментов и станков. Отсутствие даже одного из них может привести к нарушению технологии замены и ремонта шин, а значит под угрозу будет поставлена безопасность водителя и пассажиров.
Принцип современного колеса основан на плотном прилегании шины к ободу диска. Поскольку вручную снять резину с диска не представляется возможным, то первое, что должна иметь шиномонтажная мастерская, — специальный станок, позволяющий быстро демонтировать шину с диска, а потом так же быстро смонтировать ее на место. Он состоит из вращающегося стола, оснащенного электроприводом, пневматическими держателями, удерживающими колесо, и рычага в виде головки с выступом, который вставляется в зазор между диском и шиной.
Существуют автоматические и полуавтоматические станки для шиномонтажа. Разница между ними заключается в том, что по окончании работы рычаг автоматического станка самостоятельно откидывается назад целиком, сохраняя все параметры и настройки. Полуавтоматический станок предполагает отведение рычага вручную, что требует дополнительной затраты времени.
Дисбаланс шин и дисков может привести к стремительному износу резины и, как следствие, к нарушениям работы ходовой и порче подвески автомобиля. Технологически балансировочный станок состоит из 4-х модулей:
электропривод;
устройство — измеритель параметров;
балансировочное устройство;
корректирующее устройство.
Чтобы отбалансировать колесо, его помещают на вращающийся вал, после чего специальными конусами осуществляется его центрирование. После того, как колесо будет разогнано, измерительное устройство считывает параметры и передает в процессор устройства. Далее происходит необходимая корректировка баланса шины и диска.
Сегодня оснащение шиномонтажного сервиса балансировочным оборудованием является обязательным. В зависимости от проходимости точки выбирается либо автоматический станок, либо ручной. Отличие этих видов оборудования заключается в том, что автоматический агрегат считывает все параметры колеса самостоятельно, без участия мастера. Это позволяет существенно укоротить время ремонта или замены шин. Ручное оборудование предполагает внесение всех необходимых данных мастером с клавиатуры.
Чтобы демонтировать колеса, автомобиль необходимо приподнять. На современном шиномонтажном участке используются подкатные (на колесах) гидравлические подъемные платформы грузоподъемностью не менее 2.5 тонн, с надежной рукоятью, позволяющей с легкостью перемещать довольно тяжелое оборудование с места на место.
Технологически подкатной домкрат представляет собой подъемную площадку, соединенную с гидроцилиндром, которая приводится в движение приводным рычагом. При нажатии на рычаг встроенный в корпус насос начинает подкачивать гидравлическое масло, через клапан под давлением жидкость подается в цилиндр, и за счет этого осуществляется подъем платформы. Несмотря на то, что существуют и другие виды домкратов, на небольших стационарных шиномонтажных точках чаще всего применяются именно подкатные гидравлические платформы. Относительная дешевизна, простота в использовании и продолжительный срок службы — вот причины по которым владельцы шиномонтажных точек выбирают именно это оборудование.
Часто визит в шиномонтажный центр или мастерскую продиктован необходимостью отремонтировать покрышки. Восстановление целостности резины, в том числе устранение сильно поврежденных участков (поперечных и продольных разрезов), производится на вулканизаторе — специальном оборудовании, которое плавит резину. Принцип действия этого станка основан на спаивании куска резины и места пореза или прокола.
Вулканизаторы бывают двух типов: термопресс и пневмподушка. Кроме того, они могут быть напольными и настольными. Выбор того или иного станка для расплавки резины зависит от вместимости помещения, максимальной ширины ремонтируемой покрышки, а так же бюджета — пневматический вулканизатор стоит значительно дороже ручного, и рассчитан на крупные шиномонтажные центры.
Ни одна шиномонтажная точка не сможет осуществлять свою деятельность без компрессора, запускающего работу станков, и таких инструментов, как пневмогайковерт и пневмошлифмашинка. Даже простая подкачка колес без компрессора довольно затруднительна, и требует много времени и физических сил.
Компрессоры бывают поршневые и винтовые. Большинство небольших шиномонтажных станций оснащено поршневыми компрессорами, производительность которых начинается от 400 л в минуту. Винтовыми компрессорами обычно оборудуются крупные сервисные центры, которые, наряду с шиномонтажными работами, осуществляют и другой ремонт.
Некоторые мелкие мастерские, специализирующиеся на ремонте и сезонной замене автомобильной резины игнорируют такой важный момент, как мойка колес. И зря. Дело в том, что грязное колесо невозможно правильно отбалансировать, что чревато возникновением крайне неприятных последствий для владельца автомобиля. Почему важно установить на шиномонтажную станцию моечный комплекс:
Высокая производительность и низкие временные затраты. Мойка колес в ручном режиме требует много времени и физических усилий механиков.
Качество. Даже самая скрупулезная ручная мойка не способна удалить все загрязнения из протектора резины.
Чистота в помещении. Поскольку автоматическая мойка и сушка колес осуществляется в режиме замкнутого цикла, что исключает загрязнение ремонтного помещения и окружающей среды.
Репутация. Каждый клиент, обратившийся в шиномонтажный центр, хочет получить на хранение комплект чистых колес.
Чаще всего выбор моечного комплекса обусловлен его ценой. Стоимость мойки иностранного производителя значительно выше аналогичных, произведенных на территории России.
Помимо станков, компрессора и домкрата, шиномонтажная мастерская не сможет полноценно работать без вспомогательного инструмента. Необходимо иметь:
пневмогайковерт;
набор ударных головок-шестигранников;
продувочный пистолет;
пневматическая шлифовочная машина;
шиноподкачивающий пистолет;
шланг с фитингами;
набор шил для зачистки проколов;
экстрактор золотников;
напильники.
Лучше всего выбирать инструмент, хорошо зарекомендовавший себя на рынке автоинструмента.
На каждом участке технологического процесса ремонта или замены автопокрышек требуется внушительный
перечень расходных материалов. Он включает в себя:
набивные грузики для балансировки стальных, литых и кованых дисков;
грузики с самоклеящейся полоской для установки внутри диска;
заплатки разного диаметра;
клей-активатор;
монтажная паста для обработки бортов покрышек;
жгуты;
колпачки;
грибки (заплатки для покрышек)
По мере расходования, чтобы не допустить простоя работы, запас применяемых материалов должен своевременно пополняться.
Техника безопасности и охрана труда на шиномонтажном участке регламентированы госстандартом РФ «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте» (ПОТРМ-027-03). Ответственность за все трудоохранные мероприятия и технику безопасности лежит на руководителе станции, который обязан своевременно осуществлять следующие действия:
проведение инструктажа и обучение персонала методам работы и правилам прибывания на рабочем месте;
обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты;
во избежание травматизма на рабочем месте обеспечивать персонал современными механизированными средствами производства, тарой, в том числе утилизационной;
оборудовать рабочие места персонала в соответствии с требованиями техники противопожарной безопасности;
в случае выхода из строя оборудования руководитель обязан остановить рабочий процесс до момента устранения неполадок.
Каждый российский автомобилист как минимум дважды в год отправляется в специализированный сервис для сезонной смены шин. Любители экстремальной езды по плохим дорогам, а то и вовсе по бездорожью, наведываются в монтажную мастерскую и того чаще. Приезжая в мастерскую, автовладелец рассчитывает на высокий уровень сервиса и качество выполненных работ. Если владелец шиномонтажной станции учтет все особенности технологического процесса, ориентированные на потребности клиентов, то его бизнес ждет успех.
COMPAC (2)
ES (Китай) (6)
Ferrum (Россия) (3)
FIAC (Италия) (25)
FLYING (Китай) (15)
FUBAG (Китай) (11)
GARO (Китай) (10)
GAV (5)
Giuliano (Италия) (18)
Haweka (Германия) (9)
HOFMANN (Германия) (29)
JINTENG (Китай) (1)
JOHN BEAN (Италия) (9)
JTC TOOLS CO. , LTD (1)
KART (3)
KraftWell (1)
KraftWell (Китай) (6)
LAMCO (1)
M&B (4)
Matrix (5)
MEGA (Испания) (4)
Nordberg (Китай) (43)
OKU (1)
Polarus (20)
PREMA (1)
PULI (Китай) (5)
Ravaglioli (Италия) (3)
REM-SHIP (Россия) (7)
REMAX (1)
Rossvik (9)
ROTAKE (Китай) (36)
ROTAKE (Тайвань) (1)
RUBETEK (8)
RUFF (Германия) (3)
SICAM (3)
SICE (Италия) (19)
SIVER (Россия) (4)
SIVIK (Россия) (62)
STORM (Россия) (47)
StrongBEL (Беларусь) (5)
Sumake (12)
Trommelberg (Китай) (3)
UNITE (Китай) (7)
UNITE/SIVIK (2)
UNITE/СТОРМ (1)
Walcom (1)
ZUVER (1)
АвтоТЕХснаб (Россия) (2)
АСО Бежецк (11)
АСО Кочубеевское (Россия) (4)
АСО Псков (Россия) (8)
АСО СП (Россия) (2)
Бонус (Россия) (3)
Вихрь (Германия) (3)
ГАРО (Россия) (7)
КРОН (Россия) (10)
МЕТА (Россия) (4)
ОMA/Werther (Италия) (8)
РЕМЕЗА (Беларусь) (7)
РЕМШИП (Россия) (4)
Росбаланс (1)
Сибек (Россия) (30)
ТЕКОМ (Россия) (21)
ТЕМП (Китай) (14)
Тепламос (7)
Термопресс (Россия) (8)
ТехноВектор (Россия) (12)
Унисервис (3)
Поздравляем, вы приобрели себе новый комплект шин. Установка новых шин на колеса вашего автомобиля — это простой процесс, если он выполняется правильно и безопасно квалифицированным специалистом. В этом разделе мы объясним, что влечет за собой этот процесс в вашем местном магазине шин или гараже.
Объективно говоря, вы могли бы попытаться сделать это самостоятельно. В дополнение к вашим новым шинам потребуются такие инструменты, как шиномонтаж, автомобильный домкрат, подставки для домкратов, разбрасыватель шин и насос для накачивания шин. Но даже если у вас есть подходящие инструменты и оборудование, установка новых шин займет у вас гораздо больше времени, чем у профессионала. Просто снять одну шину с колеса может быть проблемой.
Неправильно установленная шина может повредиться и лопнуть. Энергия, высвобождаемая при выбросе, может привести к дорожно-транспортным происшествиям с повреждением автомобиля и серьезными травмами. Вот почему очень важно, чтобы шины устанавливал опытный специалист, который примет необходимые меры предосторожности и будет использовать только утвержденные монтажные инструменты и смазочные материалы.
Шаг 1: Автомобиль должен быть пустым, с выключенным двигателем и включенным ручным тормозом. Шиномонтажник приступит к ослаблению гаек на всех четырех колесах с помощью гаечного ключа. Но он их пока не удалит.
Шаг 2: Далее автомобиль будет поднят на гидравлическом подъемнике так, чтобы все четыре колеса полностью оторвались от земли.
Шаг 3: Теперь слесарь полностью удалит зажимные гайки, что позволит ему снять каждое колесо.
Этап 1: Монтажник отвинтит и удалит вентильную вставку из старой шины, чтобы сбросить давление в шине. Как только весь воздух выйдет, он снимет старую шину с обода колеса с помощью специального инструмента, называемого шиномонтажным приспособлением. Это позволяет ему отодвигать боковину шины и борт от обода.
Шаг 2: Диаметр новой шины должен соответствовать диаметру обода, и она должна быть одобрена для использования с автомобилем. Диски должны быть правильного размера, в идеальном состоянии и без ржавчины. Они не должны быть повреждены, деформированы или изношены.
Шаг 3: При установке камерных шин шиномонтажник предпочитает использовать новые камеры. Это связано с тем, что трубки растягиваются при использовании, и существует риск образования складок на старых трубках; переработанная внутренняя камера может внезапно порваться.
В качестве альтернативы, если устанавливаются бескамерные шины, они всегда должны быть оснащены новыми клапанами. При использовании резиновых клапанов для бескамерных шин, иногда называемых защелкивающимися клапанами, в первую очередь следует руководствоваться инструкциями производителя транспортного средства. Для некоторых спецификаций шин также необходима опора клапана; это стопор на самом ободе или на колпаке, который гарантирует, что клапана не сбиваются на высоких скоростях.
Шаг 4: Переходя к бортам шины, слесарь покроет борта и обод смазкой для установки в соответствии с рекомендациями производителя шин. Затем он будет использовать разбрасыватель шин, чтобы установить шину на колесо.
Шаг 5: Далее следует накачивание шины. На протяжении этого этапа колесо должно оставаться прочно закрепленным на монтажной машине. Накачивать незакрепленную шину опасно. Установщик будет знать об этом; именно поэтому он держится на разумном расстоянии от шины во время накачивания. Как правило, он будет использовать достаточно длинный, закрепленный удлинительный шланг со встроенным манометром, и он не будет наклоняться над шиной, когда она наполняется воздухом.
Шаг 6: После того, как борта шины будут правильно установлены на бортике обода, установщик увеличит давление в шине, чтобы добиться надежного сцепления с фланцами обода. Это давление фитинга не должно превышать более 150 % от максимального давления, рекомендованного производителем, или превышать 4,0 бар. Затем установщик отрегулирует давление до рабочего давления, указанного производителем автомобиля.
Направленные шины должны вращаться в направлении, указанном стрелкой на боковине, когда колесо катится вперед.
Единственное исключение из этого правила касается кратковременного использования запасного колеса. Но водители должны вернуться в указанное установленное положение при первой же возможности.
В случае асимметричных шин боковина должна быть «снаружи» снаружи автомобиля, чтобы их асимметричные протекторы могли достичь оптимального эффекта.
Шаг 1: Если на старой шине имеются признаки неравномерного износа, установщик проверит геометрию оси автомобиля и при необходимости внесет исправления.
Шаг 2: Вентили должны быть снабжены колпачками вентилей, в идеале с уплотнительным кольцом, для защиты хрупких вставок вентилей и внутренней части шины.
Шаг 3: При установке колесных колпаков и декоративных колец установщик должен обеспечить достаточный зазор для боковины шины. Колпак колеса или декоративное кольцо колеса ни при каких обстоятельствах не должны соприкасаться с шиной, особенно для шин с защитными фланцами обода.
Шаг 4: После затягивания зажимных гаек вручную слесарь опускает автомобиль на землю с помощью гидравлического подъемника.
Шаг 5: Наконец, как только автомобиль окажется на земле, он сильнее затянет гайки в виде звезды.
Если вам необходимо посетить шинного дилера или механика для установки новых шин – а мы рекомендуем вам это сделать – стоимость может варьироваться в зависимости от ваших требований. Например, вы можете купить новый комплект шин у дилера и одновременно установить их. Или ваш установщик может заметить, что автомобиль требует дополнительной работы, если ваши старые шины проявляют необычные признаки износа.
Возможно, наиболее экономичным подходом в долгосрочной перспективе, особенно когда речь идет о смене летних и зимних шин, будет покупка полного комплекта шин и дисков вместе. Таким образом, вы можете принести комплект шин и колес в местный гараж для простой замены при смене сезона. За небольшую плату в гараже можно даже хранить запасной комплект колес, когда они не используются.
Поиск дилера
Каменистые колеи, неровности дороги, выбоины – шины должны выдерживать многое. Являясь прямым связующим звеном между автомобилем и дорогой, они подвержены большим нагрузкам. Их необходимо время от времени заменять, чтобы они всегда надежно вращались. Это означает, что шину, то есть резину, необходимо снять с обода и заменить.
В отличие от замены колеса, никогда не пытайтесь самостоятельно установить шины на диски (вместе они образуют «колесо»). Лучше всего, чтобы замену шин производили специалисты и на специальном шиномонтажном станке. Обратите внимание: менять шины Run-Flat и высокоэффективные широкие шины разрешается только работникам автомастерских.
Шиномонтаж: как это делают специалисты гаражаДля замены шин необходим специальный инструмент. Специалисты обычно используют так называемый шиномонтажный станок для снятия и установки новых шин. Он оснащен монтажным рычагом и бортоотбойником, и без одного из них заменить шину практически невозможно.
Процесс монтажа шины:
Прежде чем надеть на обод новую шину, необходимо снять старую резину. Этот первый этап выполняется вручную, а затем используется монтажная машина.
Работник гаража сначала поддомкрачивает машину, чтобы снять колесо с оси. Затем воздух необходимо выпустить из шины. Делается это путем откручивания вентиля шины.
Следующим идет монтажный станок, чтобы бортоотбойник мог отделить стенку шины от обода. Сотрудник гаража кладет отбойник на шину и обод и нажимает на него. Затем шину переворачивают один раз, и процесс повторяется. Этот этап демонтажа гарантирует, что борт шины, т. е. внутреннее кольцо шины, будет полностью прижат к выступу обода. Затем сотрудник зажимает обод в монтажной машине, снимает противовесы с обода, а затем с помощью монтажного рычага размещает борт шины над монтажным рычагом. Теперь остается только нажать на кнопку. Монтажный станок (шиномонтажный станок) приводится во вращение, и шина автоматически снимается с обода.
Выступ на ободе — это возвышение на ободе, которое препятствует проскальзыванию шины и потере воздуха в крутых поворотах. Борт шины обеспечивает надежную посадку шины на ободе. Горб обода поддерживает процесс удержания.
Шиномонтаж
После снятия шины и перед надеванием новой. Прежде чем работник гаража сможет установить шины и натянуть их на обод, они должны проверить правильность размера и возраста шин. Затем можно приступать к процессу шиномонтажа.
Возраст автомобильных шин не должен превышать десяти лет. Вы можете использовать номер DOT, чтобы определить точный возраст. Неделя и год производства указаны на боковине шины.
Работник мастерской сначала покрывает борта шины изнутри и снаружи монтажной пастой или смазкой, чтобы облегчить натягивание шины. Затем сотрудник зажимает обод на монтажной машине и с помощью монтажного рычага позиционирует нижний край шины на верхнем крае обода. Монтажный станок вращается так, что шина натягивается на обод. Сотрудник гаража должен повторить этот процесс для верхней стороны шины. При этом шина одновременно прижимается к выступу обода, чтобы в дальнейшем шина надежно сидела.
Теперь шину можно наполнить воздухом так, чтобы борта шины прижимались к ободу, и воздух больше не мог выйти. Наконец, работник гаража накачивает шину воздухом до установленного давления в шине, а затем закрывает вентиль шины.
При использовании бывших в употреблении шин «лучшие» шины с большим протектором следует устанавливать сзади автомобиля. Это обеспечивает лучшую устойчивость при движении. Автомобильные клубы рекомендуют время от времени менять шины с одной оси на другую, чтобы износ передних и задних шин распределялся как можно более равномерно.
После процесса шиномонтажа: Шины должны быть отбалансированы
После монтажа шин на обод может потребоваться установка небольших балансировочных грузов: Они компенсируют возможный дисбаланс шин и предотвращают рулевое управление вибрации и увеличивает пробег и комфорт вождения. Чтобы убедиться, что после монтажа шина работает «кругло», ее следует отбалансировать.
Когда следует менять шины?
Если ваши шины изнашиваются до установленной законом минимальной глубины протектора в 1,6 мм или уже ниже этого значения, это означает, что старая резина износилась и требуется новая шина.
Об авторе