Любая компания заинтересована в том, чтобы налоговые инспекторы не разглашали информацию, полученную ими в ходе проверок. При этом никто не откажется узнать, что контролеры узнали о деятельности конкурентов. Как же обстоит дело с сохранностью налоговой тайны?
Налоговая тайна представляет собой всю информацию, которая получена инспекторами (см. ст. 102 НК РФ). Это, например, сведения о деловых партнерах, об условиях сделок, заключенных с ними, информация об остатках средств на счетах компании.
Налоговая тайна относится к числу других массивов конфиденциальной информации, не подлежащих разглашению. Но инспекторы обязаны предоставлять сведения о налогоплательщиках по запросу судей и правоохранительных органов (см. приказ МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96).
А для того, чтобы те или иные сведения получили статус налоговой тайны, должны быть соблюдены следующие условия:
Для того, чтобы снять режим налоговой тайны с тех или иных сведений, налогоплательщику придется заполнить специальную форму, где будет дано согласие на обнародование такой информации. При этом следует указать налоговый период, к которому относятся раскрываемые сведения (см. приказ ФНС от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@).
Какие сведения не могут быть отнесены к налоговой тайне, какая информация является общедоступной? Это, например, ИНН налогоплательщика, сведения о налоговых правонарушениях и сопутствующая им информация (размер задолженности перед бюджетом, суммы штрафов и пеней). Кроме того, невозможно засекретить сведения о применении спецрежима либо об участии компании в консолидированной группе налогоплательщиков (КГН).
Также в массив общедоступной информации включены сведения о среднесписочной численности сотрудников компании, о сумме уплаченных ею налогов, о доходах и расходах на основании бухгалтерской отчетности, об обеспечительных мерах, которые приняты в отношении компании. Разумеется, общедоступной является информация о постановке на учет физических лиц.
Все эти данные любой желающий может получить при помощи такого сервиса, как «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС nalog.ru, а также при помощи частного сервиса «Главбух Контрагенты» по адресу glavbukh.1cont.ru. Этот сервис отличается высокой информативностью, поскольку собирает сведения из более чем 20-и интернет-ресурсов. Данная система также выявляет налоговые риски по методикам, разработанным ФНС. Здесь же можно получить заключение эксперта с ЭЦП по поводу рисков работы с тем или иным контрагентом.
По запросу в инспекцию можно получить такие сведения о контрагенте, как его ИНН, ОГРН, КПП, дата постановки на учет. С согласия инспекторов можно узнать о наличии долгов вашего контрагента перед бюджетом, сдает ли он отчетность в инспекцию, был ли он уличен в том, что регистрировал свой бизнес по поддельным документам.
Если компания сняла режим налоговой тайны с того или иного массива информации, все желающие могут получить к нему доступ. Для этого им потребуется заполнить форму по КНД 1110070. Здесь нужно будет проставить коды по тем сведениям, которые желает получить заявитель. Способ подачи заявления в ИФНС определяется п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63 ФЗ.
Иногда возникают ситуации, когда можно получить ту или иную закрытую информацию в ИФНС по особому запросу. Это возможно сделать на основании п. 2 ст. 102 НК РФ. Например, у вас имеется исполнительный лист по взысканию долга (см. п. 8. 9 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Тогда вы имеете право запросить в ИФНС данные об состоянии банковских счетов должника. Еще пример: ответственный участник КГН может запросить информацию об иных участниках данной группы, даже когда такие сведения отнесены к категории налоговой тайны.
Предельный срок выдачи информации налоговиками составляет 30 дней (см. п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, п. 6 ст. 18 Федерального закона от 09. 02.2009 № 8-ФЗ).
А в том случае, когда речь заходит о запросах по особым, определяемым нормативно основаниям, предельный срок устанавливается соответствующим законом. Например, для запроса информации о должнике он составляет семь дней (см. письмо ФНС от 10.04.2014 № СА-4-14/6708@).
Евгений Сивков
Компании смогут делиться друг с другом закрытыми сведениями. Ожидается, что инициатива будет реализована в формате «соцсети для бизнеса» на платформе ФНС / Евгений Разумный / Ведомости
Минфин предложил усовершенствовать институт налоговой тайны – инициатива вошла в проект Основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2022–2024 гг. Представитель министерства пояснил «Ведомостям», что речь идет о планах узаконить передачу налоговой тайны по заявлению ее собственника. Фактически компаниям будет предоставлено право распоряжаться налоговой тайной по своему усмотрению через налоговые органы. Переданы будут только те данные, доступ к которым открыл налогоплательщик, и исключительно тем, кому он разрешил, подчеркнул представитель Минфина. Инициатива рассматривается в ответ на современные потребности налогоплательщиков, уточнил собеседник «Ведомостей». Они не всегда готовы раскрывать информацию в режиме общего доступа – как предполагает действующий сегодня механизм, но при этом заинтересованы в передаче данных узкому кругу доверенных лиц, пояснил представитель Минфина.
Ранее начальник контрольного управления ФНС Максим Чаликов анонсировал запуск сервиса, который должен будет расширить возможности оценки предпринимательских рисков. С таким заявлением он выступил на конференции образовательного проекта «Поддержка», видеозапись с мероприятия была опубликована 9 июня. «Зная о проблеме отсутствия актуальной информации о потенциальных контрагентах на этапе заключения договорных отношений, мы решаем эту проблему созданием определенного сервиса, который позволил бы, не нарушая нормы ст. 102 НК (о налоговой тайне), доводить информацию, которой мы распоряжаемся, в личный кабинет каждого налогоплательщика», – рассказал тогда Чаликов. Он уточнил, что система будет работать по принципам социальной сети. Налогоплательщик для получения информации о контрагенте сможет «постучаться» в его личный кабинет и получить необходимую для себя информацию. «Сейчас это решение уже в опытной эксплуатации», – говорил Чаликов на конференции. Условное название сервиса – «Климат-контроль», уточнил он.
ФНС планировала запустить «Климат-контроль» уже к концу 2020 г., указано в Паспорте проекта развития автоматизированной системы «Налог 3». Сервис предназначен как для компаний на общей системе налогообложения, так и для бизнеса на спецрежимах и индивидуальных предпринимателей, следует из документа. Пресс-служба ФНС не ответила на вопросы «Ведомостей».
Обмен налоговой тайной действительно потенциально очень интересный компаниям сервис – например, для более качественной реализации принципа «знай своего контрагента», заявил «Ведомостям» представитель Российского союза промышленников и предпринимателей. При этом активное внедрение услуги не должно привести к повышению административной нагрузки на бизнес, добавил он, например к необходимости давать множество разрешений на доступ к налоговой тайне для каждого конкретного контрагента. В запуске сервиса заинтересованы участники госзакупок, честные компании высококонкурентных отраслей, которые надеются на защиту от недобросовестных предпринимателей, демпингующих на рынке за счет налоговой экономии, отметил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Налоговую тайну составляют любые, кроме общедоступных, сведения, полученные налоговыми и таможенными органами, полицией и следствием, а также внебюджетными фондами. В частности, это первичные документы бухгалтерии, налоговые декларации, закрытая финансовая документация, документы о движении активов, персональные данные работников.
Налоговая служба с 2018 г. ежегодно раскрывает данные предприятий, не составляющие налоговую тайну: о доходах, расходах, суммах уплаченных налогов, численности сотрудников.
Идея актуальна в свете обеления отдельных отраслей, согласен исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. Кроме этого на данный момент доступ к налоговой тайне существенно ограничен даже для госструктур. Институты развития, большинство ведомств, не говоря уже о банках, не имеют возможности ознакомиться с налоговой историей потребителей своих услуг – только с согласия налогоплательщика, пояснил Шубин. Либерализация законодательства о налоговой тайне – это шаг вперед по созданию систем обмена данными, построению скоринга для получения налогоплательщиками различных услуг, в том числе от государства, продолжил он.
В частности, субсидий, заранее предодобренных кредитов и др., резюмировал Шубин.Впрочем, компании уже сейчас могут раскрывать налоговую тайну по личной инициативе, например показывать конкретным контрагентам налоговые декларации и/или выписки из книги покупок/продаж, отмечает партнер департамента налогового и юридического консультирования KPMG в СНГ Галина Акчурина.
ФНС активно продвигает добровольный отказ от налоговой тайны в проектах по обелению определенных отраслей и борьбы с недобросовестной конкуренцией. Первыми с 2017 г. начали делиться конфиденциальными сведениями экспортеры зерна и другие игроки сельхозрынка, подписав Хартию АПК. В обмен на раскрытие части налоговой тайны компания получает доступ к аналогичным данным других игроков. Выявив разрыв по НДС, налоговая направит уведомления всем участникам цепочки, подписавшим согласие на раскрытие налоговой тайны. На решение сомнительной ситуации дается один месяц. Сейчас ФНС активно продвигает аналогичные проекты в сфере профессиональной уборки (клининга) и техобслуживания помещений – реестр «Белый.
На практике инициатива нередко приводит к принуждению участников рынка раскрывать налоговую тайну под угрозой отказа в сотрудничестве, рассказала Акчурина. Налоговые инспекции также настоятельно рекомендуют крупным заказчикам услуг клининга выбирать поставщиков из реестра «Белый.ФМ», сообщали «Ведомости».
Статья 54.1 НК, по которой проходит большинство выездных проверок, требует от бизнеса «осмотрительности» при выборе поставщиков и заключении сделок. «Если подрядчик оказался недобросовестным налогоплательщиком, инспекция часто предъявляет претензии заказчику, начисляя ему налоги, которые не заплатил контрагент», – отмечает Данилов-Данильян. Поэтому сервис будет выгоден и заказчикам, которые не хотят рисковать, заключая сделки «непонятно с кем», отмечает он.
Главный вопрос в другом, возражает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: «Раз у налогового органа достаточно информации, что компания является однодневкой, то почему нет реакции или такая реакция наступает через несколько лет?» Польза от нового сервиса будет только при гарантии, что к компаниям не возникнет налоговых претензий, если, по данным сервиса, у контрагента нет признаков технической компании, подчеркивает Акчурина. Раскрытие налоговой тайны может лишить бизнес коммерческих преимуществ, предупредил Костальгин. Например, у молодых предприятий формально нет бизнес-истории, и многие будут отказываться с ними работать. Другой риск – заказчик, узнав, что у потенциального поставщика мало людей в штате, может настаивать на снижении цены за услуги.
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте Спрос на налоговые убежища есть, но прежде чем вы даже подумаете о поиске налогового убежища, есть причины быть осторожным.
Налоговые убежища существуют уже довольно давно, а некоторые историки даже упоминают об их существовании в виде изолированных островов во времена древних греков. Самые старые налоговые гавани нашего времени включают Лихтенштейн, Швейцарию и Панаму, каждая из которых, как полагают, восходит к 19 веку.20 с.
Но даже после стольких лет существования универсального определения налогового убежища не существует. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — базирующаяся в Париже группа из 38 развитых стран — использует три ключевых атрибута, приведенных ниже, для определения того, является ли юрисдикция налоговым убежищем.
Прежде всего, налоговые гавани не взимают или взимают только номинальные налоги. Структура налогообложения варьируется от страны к стране, но все налоговые убежища предлагают себя как место, где нерезиденты могут избежать высоких налогов, поместив свои активы или бизнес в эту юрисдикцию.
Различные налоговые убежища популярны для скидок на различные виды налогов. Но одного этого атрибута недостаточно для идентификации налогового убежища. Многие страны с хорошим регулированием предлагают налоговые льготы для привлечения внешних инвестиций, но не считаются налоговыми убежищами. Это приводит ко второму атрибуту налогового убежища.
Налоговые гавани ревностно защищают личную финансовую информацию. В большинстве налоговых убежищ существуют формальные законы или административная практика, препятствующая проверке со стороны иностранных налоговых органов. Обмен информацией с иностранными налоговыми органами отсутствует или минимален.
В налоговой гавани всегда есть больше, чем кажется на первый взгляд. Законодательный, юридический и административный механизм налогового убежища непрозрачен. Всегда есть вероятность того, что секретные постановления за закрытыми дверями или согласованные налоговые ставки не выдержат проверки на прозрачность.
Но это не все. Помимо трех вышеупомянутых атрибутов, Счетная палата правительства США (GAO) перечислила два дополнительных атрибута налогового убежища.
Налоговые убежища, как правило, не требуют от внешних организаций значительного местного присутствия. Такая уступка могла привести к интересным ситуациям. Например, отчет Счетной палаты правительства за 2008 год показал, что в одном здании на Каймановых островах размещалось 18 857 компаний, в основном международных.
Это говорит о том, что вы можете претендовать на налоговые льготы, просто повесив табличку с именем в налоговой гавани. Нет необходимости в фактическом производстве товаров или услуг или ведении торговли или коммерции в пределах границ страны. С практической точки зрения лица, уклоняющиеся от уплаты налогов, могут продолжать свой бизнес во Флориде, утверждая, что они являются резидентами Багамских островов, когда дело доходит до уплаты налогов.
В конце концов, налоговые убежища — это все о маркетинге. Они рекламируют себя как офшорные финансовые центры. Многие из них также считаются важными международными финансовыми центрами.
Помимо более низких налогов и секретности, несколько других социально-экономических факторов делают то или иное направление популярным налоговым убежищем:
Одними из самых популярных налоговых гаваней являются страны, которые ценят секретность. На Каймановых островах действуют одни из лучших законов о конфиденциальности, в то время как другие страны, которые также занимают высокие позиции в плане секретности и имеют низкие налоги или вообще не имеют налогов, — это Британские Виргинские острова, Бермудские острова, Гуам, Тайвань и Джерси.
Из-за растущего давления со стороны международных организаций, таких как ОЭСР и G-20, налоговым убежищам может быть трудно поддерживать свое беззаботное существование. Растущее число соглашений об обмене налоговой информацией (TIEA) и договоров о взаимной правовой помощи (MLAT) между налоговыми убежищами и другими странами, такими как США, лишит налоговые убежища конкурентных преимуществ.
TIEA делает обязательным обмен налоговой информацией между подписантами, а MLAT требует сотрудничества в вопросах правоприменения и уголовных расследований. Что еще хуже, некоторым налоговым убежищам пришлось решать проблемы, которые они создали сами. Инвесторам, думающим об использовании налоговых убежищ и оффшорных банков, следует принять во внимание банковский скандал в Лихтенштейне, потрясший мир в 2008 году.
Этот скандал стал известен, когда Германия инициировала серию налоговых расследований на основании информации о банковском счете, проданной банковским техником. Многие граждане Германии, воспользовавшиеся трастовой структурой в Лихтенштейне для уклонения от уплаты налогов в Германии, оказались в петле. Утечка данных также подвергает уклоняющихся от уплаты налогов в США, Великобритании, Франции и многих других странах риску налоговых расследований.
Совсем недавно утечка из Панамы вызвала новый интерес и расследования офшорных компаний.
Существование налоговых убежищ имеет много последствий. С одной стороны, более низкие налоги или отсутствие налогов в одной стране заставляют другие страны сохранять низкие налоги. Это хорошо для налогоплательщиков в краткосрочной перспективе, но секретность и непрозрачность, связанные с некоторыми налоговыми убежищами, могут способствовать отмыванию денег или другим незаконным действиям, которые могут нанести ущерб мировой экономике в долгосрочной перспективе. Репрессии против уклоняющихся от уплаты налогов в некоторых странах показывают, что налогоплательщики должны действовать осторожно.
Термины «налоговый рай» и «юрисдикция по обеспечению секретности» часто относятся к одному и тому же: физическим местам, для которых характерны законы и структуры, способствующие сохранению секретности. Эта секретность позволяет состоятельным лицам скрывать финансовые активы от налоговых органов и других претендентов. Это также позволяет преступникам и клептократам отмывать богатство, накопленное незаконными способами, такими как незаконный оборот наркотиков, торговля людьми, хищение государственных средств и ресурсов, хищения, вымогательство и другие формы коррупции.
Термин «секретная юрисдикция» полезен, потому что он охватывает фактические операции оффшорного мира: слово «секретность» подчеркивает компонент финансовой тайны оффшорных систем, а слово «юрисдикция» подчеркивает законодательный компонент. Оба эти компонента необходимы для эффективного функционирования морских систем; вы не можете скрывать активы или отмывать незаконное богатство без секретности, и у вас не может быть секретности, если юрисдикция не приняла (или не приняла) необходимые законы.
Как секретные юрисдикции обеспечивают конфиденциальность нерезидентам? Через лоскутное одеяло из непрозрачных финансовых структур, таких как анонимные компании, трасты, оффшорные банки, неконтролируемые взаимные и хеджевые фонды, недостаточно регулируемые частные инвестиционные отрасли и законы, которые позволяют этим структурам существовать. Как отмечает экономист Габриэль Зукман, секретные юрисдикции, как правило, специализируются на разных, но взаимосвязанных оффшорных услугах. Хотя Швейцария долгое время была глобальным эпицентром оффшорного банкинга, она сильно зависит от Люксембурга, еще одной ведущей секретной юрисдикции, которая специализируется на регистрации крупных прибыльных взаимных фондов. Оффшорное богатство, хранящееся в швейцарских банках, обычно вкладывается в эти люксембургские фонды.
Тем временем в Западном полушарии граждане США, желающие уклониться от уплаты налогов или анонимно приобрести активы, могут беспрепятственно зарегистрировать анонимные компании на Британских Виргинских островах или в Сингапуре. В то время как анонимные компании были фактически объявлены вне закона в США Законом о корпоративной прозрачности (CTA) 2021 года, США, чтобы не уступать другим секретным юрисдикциям, предлагают иностранным клиентам множество непрозрачных финансовых услуг, включая частные инвестиционные инструменты, такие как недвижимость. , частный капитал, венчурный капитал и консультации по инвестициям. США также предлагают оффшорным клиентам доступ к непроницаемым трастам, таким как те, что расположены в Южной Дакоте. Как подробно рассказали GFI и Международный консорциум журналистов-расследователей, множество сомнительных субъектов использовали эти механизмы для хранения огромных сумм незаконных доходов в Соединенных Штатах.
Принимаются меры по борьбе с финансовой тайной и ее пагубными последствиями. США, со своей стороны, приняли ряд законов, призванных демистифицировать непрозрачность, присущую юрисдикциям с секретностью. Чтобы пресечь граждан США, использующих механизмы секретных юрисдикций для уклонения от налогообложения, Конгресс принял в 2010 году Закон о соблюдении налоговых требований по иностранным счетам (FATCA).
Об авторе