О социальном партнерстве и соглашениях по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений
Трудовой кодекс Российской Федерации социальное партнерство рассматривает применительно к сфере труда.
Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основные принципы социального партнерства
• равноправие сторон;
• уважение и учет интересов сторон;
• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
• соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• полномочность представителей сторон;
• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Законодательство о соглашениях
Трудовой кодекс Российской Федерации — основной правовой акт, который устанавливает правовые основы разработки, заключения, изменения, выполнения и контроля за выполнением соглашений.
Ключевая его цель — содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей.
Понятие соглашения
Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Виды соглашений
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы, работникам отрасли (отраслей).
Соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы, работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Содержание соглашений:
Содержание соглашений определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Закон определяет, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
• оплата труда;
• условия и охрана труда;
• развитие социального партнерства;
• иные вопросы, определенные сторонами.
Представители сторон
Представители работников:
• соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Представители работодателей:
• соответствующие объединения работодателей, иные представители работодателей (бюджетных организаций) — соответствующие федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Основные принципы заключения соглашений:
• соблюдение норм законодательства;
• полномочность представителей сторон;
• равноправие сторон;
• свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;
• добровольность принятия обязательств;
• реальность обеспечения принимаемых обязательств;
• систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
На предприятиях Группы действует система социального партнерства, направленная на согласование интересов сотрудников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
Компания исполняет все взятые обязательства в рамках Трудового кодекса Российской Федерации, коллективных договоров предприятий и совместных решений.
Основными задачами представителей работников в социальном партнерстве являются представление прав и соблюдение интересов работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при урегулировании трудовых споров.
Расходы на социальные программыБез учета социальных программ для персонала. млн долл. СШАВ рамках действующей системы социального партнерства представители работников участвуют в решении вопросов, стоящих в области регулирования социально-трудовых отношений, проведении специальной оценки условий труда, внедрении мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии с требованиями трудового законодательства мнение представителей работников учитывается при принятии локальных актов по основным вопросам регулирования трудовых отношений, связанным с оплатой труда, рабочим временем, нормами труда, предоставлением гарантий и компенсаций, охраной труда и пр.
Схема социального партнерстваНа межрегиональном уровне функционирует Межрегиональная общественная организация — профсоюз работников «ПАО «ГМК «Норильский никель», которая объединяет территориальные профсоюзные организации предприятий Группы, расположенные в Норильском промышленном районе, Мурманской области, а также первичные профсоюзные организации, расположенные в иных регионах.
Общественная профсоюзная организация работников ПАО «ГМК «Норильский никель» и его дочерних и зависимых обществ объединяет 38 первичных профсоюзных организаций работников предприятий Группы, расположенных в Норильском промышленном районе.
Территориальная профсоюзная организация работников Кольской ГМК и ее дочерних предприятий и Первичная профсоюзная организация ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» объединяют 17 первичных профсоюзных организаций работников предприятий Группы, расположенных в Мурманской области.
Профсоюзные организации предприятий транспортно-логистического комплекса входят в Енисейскую бассейновую профсоюзную организацию работников водного транспорта России, расположенную в Красноярске.
На конец 2019 года в профсоюзных организациях состояло 9,5% сотрудников российских активов Группы.
В отчетном году взаимоотношения между работодателем и Межрегиональной профсоюзной организацией строились в рамках подписанного в 2014 году соглашения о социальном партнерстве, которое регулирует порядок и организацию совместной деятельности, направленной на обеспечение стабильной работы предприятий в целях повышения их производственно-экономической эффективности, достижения достойного уровня жизни работников, создания безопасных условий труда, охраны здоровья и совершенствования системы социальных гарантий работников.
В течение отчетного периода профсоюзные организации принимали активное участие в подготовке проектов коллективных договоров предприятий Группы, срок действия которых истекал в 2019 году. Общее методологическое руководство данным процессом осуществлялось Межрегиональной общественной организацией — профсоюз работников «ПАО «ГМК «Норильский никель», которая анализировала предложения сотрудников на предмет их соответствия трудовому законодательству и принципам социального партнерства и направляла их на рассмотрение уполномоченным представителям работодателей.
На предприятиях, расположенных на территории Норильского промышленного района и Мурманской области, с 2006 года действуют социально-трудовые советы. Они представляют интересы всех сотрудников в социальном партнерстве на локальном уровне. Председатели советов трудовых коллективов объединены в Социально-трудовой совет ПАО «ГМК «Норильский никель» и Социально-трудовой совет Кольской ГМК.
Социально-трудовые советы имеют полномочия по инициированию рассмотрения вопросов, возникающих при реализации программ санаторно-курортного оздоровления, отдыха и досуга сотрудников, профилактики заболеваний, обеспечения средствами индивидуальной защиты, организации рабочего питания и места, и других вопросов.
Выработкой единых подходов и стандартов в социально-трудовой сфере занимается корпоративный социально-трудовой совет предприятий Группы — консультативно-совещательный орган, объединяющий уполномоченных представителей сотрудников предприятий Группы, расположенных на территории Красноярского края.
В 2019 году социально-трудовые советы представляли интересы 79% сотрудников российских предприятий Группы.
Наряду со Службой корпоративного доверия в Группе с 2003 года функционируют приемные по производственным и социально-трудовым вопросам. Основные функции приемных — реагирование на обращения, контроль их рассмотрения, оперативное разрешение конфликтных ситуаций. Приемные осуществляют регулярный мониторинг социальной ситуации в трудовых коллективах, что позволяет оперативно принимать необходимые меры по решению возникающих проблем. В 2019 году на предприятиях Группы на территории Норильского промышленного района действовали 24 приемные, в которые поступило около 40 тыс. обращений. Из них 74% поступили от сотрудников, 25% — от бывших сотрудников, 1% — от иных граждан.
С 2018 года на предприятиях «Норникеля» разработаны и внедряются единые подходы к регулированию социально-трудовых отношений в области социального партнерства. Коллективные договоры российских предприятий Группы соответствуют требованиям действующего законодательства и в достаточной мере отвечают ожиданиям сотрудников.
В течение 2019 года на предприятиях Группы было заключено 11 коллективных договоров на трехлетний период, в том числе на двух предприятиях впервые.
Доля сотрудников, охваченных коллективными договорами, в 2019 году в Группе составила 83%.
Контроль исполнения сторонами принятых на себя обязательств осуществляется на постоянной основе в период всего действия коллективных договоров в рамках работы комиссий по коллективному договору. На предприятиях Группы также созданы комиссии по трудовым спорам, комиссии/комитеты по социальным выплатам, комиссии по социальному страхованию, комиссии/комитеты по охране труда, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и т. д.
В отчетном году на предприятиях Группы не отмечено нарушений исполнения коллективно-договорных обязательств, не было забастовок и локаутов.
В 2018 году было зарегистрировано Межрегиональное межотраслевое объединение работодателей «Союз предприятий медно-никелевой промышленности и обеспечивающего комплекса» (далее — Объединение работодателей), учредителями которого выступили два региональных объединения, учрежденных, в свою очередь, российскими предприятиями Группы, которые расположены в Красноярском крае и Мурманской области.
По результатам коллективных переговоров в 2019 году было заключено Межрегиональное межотраслевое соглашение по предприятиям медно-никелевой промышленности и обеспечивающего комплекса на 2019–2022 годы. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает единые корпоративные подходы к оплате труда, порядку предоставления сотрудникам гарантий, компенсаций и льгот, режимам труда и отдыха, охране труда и здоровья и другим вопросам.
В 2019 году число членов Объединения работодателей достигло 22 предприятий. Доля сотрудников предприятий Группы, охваченных Соглашением, составила 89%.
В конце 2019 года руководством Компании принято решение о закрытии плавильного производства Кольской ГМК в п. г. т. Никель с целью соблюдения требований экологического законодательства и улучшения экологической ситуации в Печенгском районе.
Общая численность сотрудников плавильного цеха и вспомогательных служб, которых затронут мероприятия по консервации плавильного производства, — 660 человек.
В декабре 2019 года «Норникель» разработал программу социальной поддержки высвобождаемого персонала плавильного производства, взяв на себя обязательства оказать работникам поддержку в вопросах переезда к новому месту жительства, переобучения и дальнейшего трудоустройства. Данная политика была согласована с Социально-трудовым советом и первичными профсоюзными организациями АО «Кольская ГМК» и ООО «Печенгастрой».
Основные положения программы социальной поддержки:
Кроме того, в 2020 году будет организована работа специально созданного Центра трудоустройства «Норникеля», задачами которого станет всесторонняя поддержка работников, высвобождаемых при закрытии плавильного производства (информирование, консультации, профориентационная работа), сотрудничество с подразделениями Группы, региональными органами власти и работодателями Мурманской области по вопросам трудоустройства высвобождаемых работников.
Все мероприятия по персоналу будут проведены с соблюдением требований трудового законодательства, законодательства о занятости населения и программы социальной поддержки.
9 декабря 2020 г. Эта статья была написана Глендой Квинтини, старшим экономистом ОЭСР. Опубликовано в блоге OECD Skills and Work Blog.
Тенденции в области технологий, демографии и глобализации влияют на способ организации и выполнения работы, стимулируя быстрые изменения в навыках, необходимых на работе. Эти изменения подчеркивают важность обучения взрослых, чтобы помочь людям поддерживать и совершенствовать свои навыки на протяжении всей трудовой жизни.
Недавно опубликованный флагманский отчет Глобальной сделки 2020 «Социальный диалог, навыки и Covid-19» посвящен роли социального диалога и активному участию социальных партнеров (т. е. представителей работодателей и работников). ) в развитии систем обучения взрослых, готовых к будущему . В нем показано, как диалог и взаимодействие между профсоюзами и работодателями играют важную роль в расширении охвата обучением взрослых, содействии участию недостаточно представленных групп, содействии гибкости и руководству, согласовании обучения с потребностями рынка труда, обеспечении качества обучения и финансировании обучения.
Социальные партнеры играют решающую роль в каждом из этих ключевых аспектов, как показано на рис. 1, от разработки политики обучения взрослых до ее реализации. Работодатели, например, сильно заинтересованы в том, чтобы обучение взрослых согласовывалось с их потребностями, и будут работать над достижением этой цели, когда они участвуют, признавая в целом ценность обучения для поддержания вовлеченности и мотивации своих сотрудников. Профсоюзы, в свою очередь, представляют интересы работников и стремятся к созданию системы обучения взрослых, которая обеспечивает равный доступ к возможностям обучения и вооружает людей полезными для них навыками, включая передаваемые навыки (OECD, 2019).). На протяжении всей карьеры работников социальные партнеры работают вместе с другими субъектами, такими как различные уровни правительства, поставщики услуг по обучению, государственные службы занятости и организации гражданского общества.
Участие социальных партнеров в системе обучения взрослых значительно варьируется в зависимости от страны. В некоторых странах социальные партнеры принимают активное участие в определении и управлении системой обучения. Примером активного участия социальных партнеров является Исландия 9.0014 , где социальные партнеры совместно определяют и управляют системой обучения через Центр образования и обучения ( Fræðslumiðstöð atvinnulífsins ) . Центр определяет потребности в обучении, разрабатывает учебные программы и учебные планы, разрабатывает и контролирует валидацию неформального и информального обучения, контролирует профориентацию, разрабатывает меры по обеспечению качества и собирает данные о целевой группе. Он также управляет Образовательным фондом ( Fræðslusjóð ), который финансируется за счет сбора, уплачиваемого работодателями.
Даже в системах, где участие социальных партнеров не является всеобъемлющим, они играют решающую роль в перечисленных выше аспектах. В флагманском отчете Global Deal 2020 это подробно обсуждается на ряде соответствующих примеров, в том числе:
Пандемия COVID-19 подчеркнула роль социальных партнеров в укреплении устойчивости рынков труда и систем навыков (см. этот пост в блоге ). Социальный диалог сыграл центральную роль в заключении соглашений о краткосрочной работе, в соответствии с которыми бизнес воздерживался от увольнения рабочих, профсоюзы соглашались на сокращенный рабочий день и более низкую месячную заработную плату, а правительства вмешивались финансово, чтобы компенсировать часть разницы в начальной заработной плате. В ряде случаев эти меры включали положения об использовании периода низкой активности для организации дальнейшего обучения. В Нидерландах, например, трехстороннее соглашение от 27 августа обусловило финансовую поддержку работодателей поощрением работников к участию в обучении. Обеспокоенные влиянием пандемии на ученичество, социальные партнеры в Германии заключили в мае «Альянс для ученичества», включая финансовую поддержку компаний в обмен на достаточное количество мест для ученичества. Таким образом, социальный диалог выступил в качестве предохранителя от кризиса, который предотвратил массовое сокращение рабочих мест и в то же время подготовил работников к восстановлению после пандемии путем инвестирования и повышения их квалификации.
Путь вперед
Глобальная сделка 2020 флагманский отчет предлагает некоторые направления эффективного участия социальных партнеров в развитии систем навыков:
Ссылки
Global Deal (2020), Флагманский отчет Global Deal for Достойный труд и инклюзивный рост 2020: Социальный диалог, навыки и COVID-19 .
ОЭСР (2019 г.), Правильные навыки Как заставить обучение взрослых работать в социальном партнерстве .
ОЭСР (2019 г.), Правильные навыки: Готовые к будущему системы обучения взрослых , Правильные навыки, Издательство ОЭСР, Париж, https://doi.org/10.1787/9789264311756-ru.
Связанные документы
20 декабря 2022
Термин «социальные партнеры» обычно используется в Европе для обозначения представителей руководства и работников (организаций работодателей и профсоюзов), а в некоторых случаях и органов государственной власти, которые участвуют в социальном диалогеПодробнее
Термин «социальные партнеры» обычно используется в Европе для обозначения представителей руководства и рабочих (организаций работодателей и профсоюзов), а в некоторых случаях и органов государственной власти, которые участвуют в социальном диалоге. Термин «европейские социальные партнеры» конкретно относится к тем организациям на уровне ЕС, которые участвуют в европейском социальном диалоге, предусмотренном статьями 154 и 155 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU).
Социальные партнеры играют ключевую роль в управлении трудовыми отношениями и являются ключевыми участниками систем производственных отношений. В большинстве государств-членов ЕС они определяют условия труда и влияют на социальную политику посредством коллективных переговоров или трехстороннего социального диалога. Они являются взаимосвязанными частями многоуровневой системы управления, включающей европейский, национальный, отраслевой, региональный (провинциальный или местный), уровень компании и учреждения.
Скрыть
Это исследование предоставляет информацию, позволяющую оценить представительность субъектов, вовлеченных в. ..
В этом документе рассматривается процесс оценки репрезентативности субъектов, участвующих в европейском отраслевом…
Это исследование предоставляет информацию, позволяющую оценить репрезентативность субъектов, вовлеченных в…
ДФЕС признает и продвигает роль социальных партнеров на уровне ЕС и документирует обязательство ЕС содействовать диалог между социальными партнерами, уважая их автономию.Подробнее
TFEU признает и продвигает роль социальных партнеров на уровне ЕС и документирует обязательство ЕС содействовать диалогу между социальными партнерами, уважая их автономию. Это признание подтверждается принятием многолетних рабочих программ социальных партнеров. В этих программах социальные партнеры сами устанавливают свои приоритеты и повестку переговоров и выбирают соответствующие инструменты для социального диалога.
С годами роль социальных партнеров на уровне ЕС все больше признается европейскими институтами. Это отражено, например, в организации ежегодного трехстороннего социального саммита между Европейским советом, Европейской комиссией и социальными партнерами, что позволяет последним вносить свой вклад в контексте их социального диалога в различные компоненты экономического и социальное управление ЕС. Основными межотраслевыми организациями, представляющими социальных партнеров на уровне ЕС, являются:
Социальные партнеры играют видную роль в формировании социального законодательства ЕС. Комиссия должна проконсультироваться с социальными партнерами, прежде чем подавать предложения в области социальной политики, в рамках обязательной двухэтапной процедуры консультаций (статья 154 ДФЕС). Более того, социальные партнеры могут заключать соглашения, которые могут быть реализованы либо автономно в соответствии с национальной практикой, либо реализованы по их просьбе на уровне ЕС через решение Совета (статья 155 ДФЕС). В этом отношении соглашения о социальных партнерах, реализованные на уровне ЕС, сыграли значительную роль в развитии социального законодательства ЕС.
Кроме того, европейские институциональные органы рассматривают две стороны промышленности как ключ к развитию европейского семестра, цикла координации экономической и фискальной политики в ЕС. Хотя роль социальных партнеров в семестре четко не определена в законодательной базе, их участие было признано и усилено в Постановлении 1175/2011 о надзоре за бюджетными позициями, а также о надзоре и координации экономической политики. Обновленный Европейский семестр, начатый в 2015 году, дает больше времени для диалога и более активного участия социальных партнеров на всех уровнях.
Социальные партнеры являются основными заинтересованными сторонами, которые могут оценивать потребности в политике и вносить свой вклад в формирование политики, а также в разработку и реализацию национальных реформ в социальной сфере и сфере занятости. Эта роль и необходимость привлечения социальных партнеров к разработке политики были признаны в Руководящем принципе 7 Решения Совета 2018/1215 о политике занятости государств-членов, а также в Принципе 8 Европейской основы социальных прав.
Читать меньше
Европейский словарь производственных отношений
Eurofound исследует и сообщает о событиях, касающихся социальных партнеров, а также исследует, как они реагируют в государствах-членах ЕС, Великобритании и Норвегии на многие новые политические, правовые и социальные проблемы, возникшие в последние годы. .
Подробнее
Еврофонд исследует и сообщает о событиях, касающихся социальных партнеров, а также исследует, как они реагируют в государствах-членах ЕС, Великобритании и Норвегии на многие новые политические, правовые и социальные проблемы, возникшие в последние годы. .
Eurofound предоставляет сравнительные исследования и статьи об основных европейских профсоюзах, их членстве, организационной плотности, мандатах, стратегиях, том, что они предлагают своим членам, и многих других аспектах их деятельности.
Доступны сравнительные исследования и статьи об основных европейских организациях работодателей, их членстве, организационной плотности, мандатах, стратегиях и других аспектах их деятельности.
Еврофонд также рассматривает участие национальных социальных партнеров в разработке и реализации реформ и политики, как в разработке национальной политики, так и в контексте Европейского семестра и разработки национальных программ реформ.
Недавно запущенный Eurofound COVID-19EU PolicyWatch собирает информацию о реакции правительства и социальных партнеров на пандемию, включая роль социальных партнеров в разработке и реализации различных мер в государствах-членах.
Европейский отраслевой социальный диалог медленно развивается с момента создания отраслевых комитетов по социальному диалогу в 1998. По состоянию на 2018 год насчитывается 43 таких комитета. С 2006 года Еврофонд уполномочен проводить исследования репрезентативности отраслевых организаций социальных партнеров на уровне ЕС, чтобы определить репрезентативных субъектов, с которыми следует консультироваться. Эти исследования представляют собой самое обширное картирование отраслевых организаций работодателей и профсоюзов по всей Европе. Исследования также сравнивают различные способы определения репрезентативности социальных партнеров на национальном, европейском и международном уровнях.
Читать меньше
Показать больше (12)
Показать меньше (12)
Разделы ниже предоставляют доступ к целому ряду публикаций, данных и текущих работ по этой теме.
Публикации Eurofound выпускаются в различных форматах, включая отчеты, обзоры политики, блоги, статьи и презентации.
В этой теме продолжаются исследования по целому ряду тем, которые изложены ниже со ссылками на будущие издания.
Об авторе