Для кого обязательны профстандарты в 2018 году: Когда обязательно применять профстандарты в организации

Для кого обязательны профстандарты в 2018 году: Когда обязательно применять профстандарты в организации

Содержание

Когда обязательно применять профстандарты в организации

Для кого профстандарты обязательны

Для кого в принципе обязательны профстандарты? Вот это, пожалуй, ключевой вопрос в теме их применения. Думаю, многие из вас помнят, нам говорили, что с 01.07.2016 профстандарты становятся обязательными. Так ли это? Стали ли они обязательными для всех работодателей, полностью или частично, или так и не стали обязательными?

Для этого надо разобраться, что такое вообще профстандарты. Профстандарты утверждены Министерством, все они прошли регистрацию в Минюсте, они опубликованы в средствах массовой информации, на официальном интернет-портале правовой информации. Следовательно, все профстандарты – это ведомственные нормативно-правовые акты, которые вступают в силу через десять дней после публикации и обязательны для применения. Значит, они обязательны всем работодателям? Не так все просто. Давайте посмотрим, что о профстандартах говорит ТК РФ, а именно нас интересуют сейчас две статьи: ст.  195.2 и 195.3 ТК РФ. В ст. 195.2 ТК РФ устанавливается порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов. Нам это нужно понимать, что называется, для полноты картины. А вот ст. 195.3 ТК РФ даже называется «Порядок применения профессиональных стандартов» – то есть это именно та статья, на которую мы с вами должны ориентироваться.

И вот что там говорится. Начинается уже со слова «если». Уже первое слово этой статьи показывает некую условность, некую относительность применения профстандартов. Если самим ТК РФ, другими федеральными законами или еще какими-либо нормативно-правовыми актами федерального уровня установлены требования к квалификации, которые необходимы работнику, чтобы работать по конкретной должности или профессии, то смотрите, пожалуйста: в части указанных требований профстандарты обязательны для применения работодателями. Давайте визуализируем то, что здесь написано (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ). Вот картинка: комплекс нормативно-правовых актов и комплекс профстандартов. В части указанных требований, помните? То есть профстандарты обязательны только в той части, в которой они пересеклись с нормативно-правовыми актами. Что это значит? Это значит, что профстандарты имеют транснормативный характер, то есть они обязательны только через нормативные акты. Но ведь мы же с вами законопослушные работодатели и должностные лица работодателей, правильно? Следовательно, мы же применяем с вами и соблюдаем все требования нормативно-правовых актов? Следовательно, все обязательные положения профстандартов мы применяем и соблюдаем автоматически. Соблюдая нормативные акты, мы соблюдаем и обязательные части профстандартов. Таким образом, по большому счету, введение профстандартов принципиально ничего для нас в практике нашей работы не изменило.

Но для того чтобы до конца понять ситуацию, давайте посмотрим еще ст. 57 ТК РФ (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Если в каком-то федеральном законе имеется название конкретной должности, или конкретной профессии, или конкретной специальности, вот тогда вчитываемся внимательно дальше. Если мы видим, что этим федеральным законом к этому конкретному названию привязаны еще и предоставление компенсации, льгот либо какие-то ограничения, вот тогда речь идет о профессиональных стандартах либо квалификационных справочниках. И в этом случае, если это триединство мы с вами нашли – федеральный закон, название позиции и компенсации, льготы либо ограничения – тогда наименования этих позиций должны быть такими же, как в законе, и квалификационные требования – такими же, как в законе. И, собственно, что мы опять видим – транснормативный характер профессиональных стандартов. То есть если мы соблюдаем закон, значит, профстандарт соблюдается автоматически.

И вот смотрите, можно перевести то, что мы сейчас прочитали, в почти математическую формулу. Триединство (то есть ТК РФ либо какой-то другой федеральный закон), плюс названия конкретных должностей/профессий/специальностей, плюс компенсации, льготы и ограничения – равно соответствие стандартам в части наименования должностей и требований к квалификации. Уже все соответствует у нас, поскольку мы применяем федеральные законы.

Так для кого же все-таки на Руси обязательны профстандарты? Версий на эту тему достаточно много. Кто-то считает, что для работодателей-бюджетников обязательны, кто-то говорит, что для вредников. Нет, конечно, для вредников как таковых нет ни одного федерального закона, где фигурировало бы наименование должности или профессии с безусловно вредными условиями труда и льготами или ограничениями, связанными с этим наименованием. Льготы вредникам предоставляются по результатам специальной оценки условий труда и зависят не от названий должностей или профессий, а от реальных условий труда, которые выявляются в ходе спецоценки (ст. 219 ТК РФ, ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, п. 9.1 Рекомендаций Минтруда). Вот досрочные пенсии Пенсионный фонд оформляет в соответствии с названиями (не только названиями, но в первую очередь ориентируется на списки номер один, номер два) (Постановление Правительства РФ от 16. 07.2014 N 665). Но эти списки не являются федеральными законами, следовательно, вредник и профстандарт прямой связи не имеют.

А может быть, педагоги, медики, водители? Так для кого же обязательны профстандарты? Открываем Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации, утв. ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России (далее – Рекомендации Минтруда) и видим, что то, что мы уже обсуждали, подтверждает и Минтруд тоже: что в тех случаях, которые предусмотрены ст. 57 и ст. 195.3 ТК РФ, профстандарты действительно являются обязательными только в части требований к квалификации и наименований должностей, профессий, специальностей (п. 8 Рекомендаций Минтруда). Соответственно, снова подтверждаются транснормативный характер профстандартов и то, что все их обязательные элементы мы выполняем, соблюдая требования законодательства, по умолчанию. В остальных случаях, поясняет нам ВНИИ труда Минтруда, требования к квалификации носят рекомендательный характер, используются работодателем в качестве основы так, как работодатель считаем нужным (п.  10 Рекомендаций Минтруда).

И категорически запрещено увольнять работников в случае выявления их несоответствия профстандарту (п. 11.8 Рекомендаций Минтруда). И это категорически запретил еще в 2018 году Конституционный Суд в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 N 41-П, указав, что вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для поражения в правах работников. И если работник, не имея квалификации, указанной в профессиональном стандарте, нормально справляется со своей работой, для увольнения такого работника нет никаких оснований.

Целый ряд писем Минтруда, подтверждает транснормативный характер профессиональных стандартов и, в первую очередь, их рекомендательный характер (письма Минтруда России от 12.12.2018 N 14-3/ООГ-9895, от 06.06.2017 N 14-2/10/В-4361, Информация Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»).

Что касается профстандарта для педагогов, то еще в 2016 году Министерство образования и науки указало, что не установлена обязательность применения профстандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников и наименования их должностей в образовании и в науке (Письмо Минобрнауки России от 12. 02.2016 N 09-ПГ-МОН-814).

Так для кого же обязательны профстандарты? Для тех работников, чьи должности или профессии упоминаются в федеральных законах в контексте льгот, гарантий или ограничений. Это аудиторы, главные архитекторы (ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», п.п. 4, 5 ст. 22 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»). Нет, это не главный архитектор ООО «Строим дачи», это главные архитекторы городов, субъектов, муниципальных образований, федеральных. Это руководство клиринговых организаций, это главные бухгалтеры акционерных обществ, банков, страховых компаний и так далее (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ).

Таким образом, если кто-то из вас, коллеги, работает в акционерном обществе, значит, человек, который ведает у вас бухгалтерией, должен называться именно «главный бухгалтер» и иметь именно то образование, которое предусмотрено Федеральным законом от 26. 12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Приказ Минтруда России от 21.02.2019 N 103н, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Если же вы работаете, например, в обществе с ограниченной ответственностью, значит, тот, кто у вас ведает бухгалтерией, может называться и главным бухгалтером тоже, а может быть «замдиректора по финансовым вопросам», например. А какое образование ему надо иметь? Такое образование, которое устроит вашего директора (письма Минтруда от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465, от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253).

Профстандарты для бюджетников

Что касается профстандартов для бюджетников. Правительство РФ приняло Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 (далее – Постановление N 584), в котором установило – нет, не безусловную обязательность применения профстандартов всеми бюджетными организациями, отнюдь. Правительство не может принимать постановления, противоречащие ТК РФ. Поэтому в Постановлении N 584 указано, что в перечисленных в этом Постановлении N 584 организациях профессиональные стандарты также применяются в части требований к квалификации в том случае, если такие требования установлены ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства и федеральных органов исполнительной власти (п.  1 Постановления N 584). То есть речь идет о транснормативном характере профессиональных стандартов.

И что требовалось от бюджетных работодателей? До 01.01.2020 работодатели бюджетной сферы должны были составить планы по организации (не по внедрению, заметьте, как это мы часто читаем в некоторых материалах), а планы по организации применения профессиональных стандартов (п. 2 Постановления N 584). То есть сопоставить должности и профессии, имеющиеся в штатном расписании, с наличием профессиональных стандартов и разобраться, нужно ли что-то менять в организации, нужно ли менять названия этих должностей и профессий, нужно ли менять квалификационные требования к ним. То есть имеются ли в федеральных нормативных правовых документах некие требования, которые не выполняются в этой бюджетной организации. И если такие недочеты у себя обнаружили, значит, в плане по организации применения профстандартов нужно было предусмотреть устранение таких недочетов. Планы должны были быть исполнены до 2020 года, и надо было отчитаться перед вышестоящими организациями.  А вышестоящие организации были обязаны осуществлять контроль за своими подчиненными организациями (п. 3 Постановления N 584).

И еще раз хочу подчеркнуть, что в законодательстве в контексте соответствия профстандартам речь идет о наименованиях должностей, профессий, специальностей и о квалификационных требованиях к работникам, но не о содержании их должностных, профессиональных, то есть трудовых обязанностей.

Думаю, что на этом разговор о пределах обязательности профстандартов мы с вами можем заканчивать, потому что полную ясность внесла ч. 1 ст. 195.3 и абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, а также Информация Минтруда и Постановление КС РФ от 14.11.2018 N 41-П.

Посмотрите еще темы

ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНТРУДА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТОВ

Минтруд подготовил новый профессиональный стандарт «Бухгалтер». Текст проекта приказа с обновленным стандартом опубликован на regulation.gov.ru. Согласно изменениям, к существующим в настоящее время 5-му и 6-му, добавили 7-й и 8-й уровни квалификации. Отдельно стандарт выделил такие компетенции главбуха как составление отчетности по обособленным подразделениям, оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, подготовка консолидированной отчетности и др. При этом составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность (МСФО) могут специалисты, соответствующие самому высокому уровню квалификации – 8-му. Предполагается также, что бухгалтеры должны будут проходить повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Таким образом, профессиональный стандарт подтвердил тенденцию усиления роли МСФО (изменения в ПБУ 1/2008, 402-ФЗ, Программа разработки ФСБУ на 2019-2022 гг. на основе МСФО) в нормативно-правовом регулировании бухучета в России. В ближайшее время знание МСФО понадобится каждому главному бухгалтеру, как в крупном, так и небольшом бизнесе. Бухгалтерам, аудиторам и сотрудникам финансовых служб рекомендуется следить за нововведениями, чтобы успеть подготовиться к их применению.


Важно! В настоящее время соответствовать профстандарту «Бухгалтер» обязаны бухгалтеры и главные бухгалтеры организаций гос. сектора, а также главбухи перечня предприятий, перечисленных в №402-ФЗ.


Если вы хотите соответствовать требованиям профстандарта «Бухгалтер», но еще не знаете МСФО, учите, Вам в помощь ресурсы Базы знаний МСФО http://prof-arena.ru/learning/video-cources

 

 


 

«Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов»

 

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

 

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

 

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики. 

 

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

 

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

 

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля  2016 г. № 46).

 

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

 

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

 

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

 

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart. rosmintrud.ru) и  Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

 

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации. 

 

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

 

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода. 

 

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

 

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.  

 

6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких – снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

 

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

 

согласно части второй  статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

 

согласно статье 195. 3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


 

ВНИМАНИЕ! На основании профстандарта каждый специалист может наметить для себя конкретные направления приобретения необходимых знаний и навыков. Мы приглашаем Вас воспользоваться комплексным предложением  — посетите курс «Внутренний контроль» и  получите  доступ  на 6 месяцев к  дистанционным курсам по МСФО и налогам, в том числе на получение международных квалификаций ДипИФР и ДипНРФ.

 


В других случаях эти требования носят рекомендательный характер. 

 

7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

 

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195. 3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

 

Что касается государственных и муниципальных организаций, то учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год. 

 

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

 

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

 

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты. 

 

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

 

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

 

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей. 

 

10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.

 

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

 

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1  ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

 

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

 

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.  

 

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

 

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. 

 

12. Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

 

Вопрос не связан с применением профессиональных  стандартов.

 

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.  

 

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

 

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

 

согласно части второй  статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

 

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

 

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

 

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

— Совет по национальной политике управления образованием

Как разрабатывались стандарты?

Совет директоров государственных школ (CCSSO) и Совет по национальной политике управления образованием (NPBEA) руководили двухлетним процессом разработки. Он включал тщательный обзор эмпирических исследований и включал вклад исследователей и более 1000 школьных и районных руководителей посредством опросов и фокус-групп для выявления пробелов в Стандартах 2008 г. , повседневной работы руководителей образования и требований руководства будущее. После длительного периода комментариев и пересмотра CCSSO и советы директоров NPBEA утвердили Стандарты.

Профессиональные стандарты для руководителей образования содержат ориентиры, которые помогут руководителям школ каждый день вносить изменения в обучение и благополучие учащихся. Основанные на текущих исследованиях и реальном опыте лидеров образования, они формулируют лидерство, в котором нуждаются наши школы и которого заслуживают наши ученики. Они ориентированы на студентов и излагают основополагающие принципы лидерства, которыми руководствуются в своей деятельности лидеры в сфере образования, чтобы они могли продвинуть иглу в обучении студентов и добиться более справедливых результатов. Они предназначены для того, чтобы руководители образовательных учреждений были готовы решать задачи на работе сегодня и в будущем, поскольку образование, школы и общество продолжают трансформироваться.

Для кого предназначены стандарты?

Стандарты являются основополагающими для всех уровней руководства в сфере образования, но особенно применимы к директорам школ и их заместителям. PSEL будет адаптирован для создания еще одного набора стандартов для программ подготовки школьных руководителей, известных как стандарты NELP.

Что нового?

Стандарты признают центральную важность человеческих отношений не только в работе руководства, но также в преподавании и обучении студентов. Они подчеркивают важность поддержки и заботы, необходимых для того, чтобы учащиеся преуспели, а также академической строгости. Стандарты признают центральную важность человеческих отношений не только в работе руководства, но и в преподавании и обучении студентов.

Как они будут использоваться?

PSEL являются «образцовыми» профессиональными стандартами, которые сообщают ожиданиям практиков, вспомогательных учреждений, профессиональных ассоциаций, политиков и общественности в отношении работы, качеств и ценностей эффективных лидеров образования. Они будут использоваться государственными советами по образованию для помощи в управлении их программами лицензирования и профессионального развития.

Предисловие к видеороликам о стандартах PSEL

Пожалуйста, посмотрите это 60-секундное информационное видео о том, как и почему были созданы эти видео.

Знакомство со стандартами PSEL

Описание: Новые профессиональные стандарты для руководителей образования (PSEL), ранее известные как стандарты ISLLC, направлены на то, чтобы руководители округов и школ могли повышать успеваемость учащихся и соответствовать новым, более высоким ожиданиям. . Докладчики: д-р Джеки Уилсон (исполнительный директор NPBEA) и д-р Майкл Сэйлор (сотрудник отдела образования, штат Делавэр)

Стандарт PSEL 5. Стандарты и системы оценки эффективности

Стандарт PSEL 3. Стандарты, программы наставничества и коучинга

Стандарт PSEL 4. Стандарты, наем и отбор

Разработка

О наших стандартах | Совет по делам особых детей

Стандарты профессиональной подготовки Совета по делам детей с особыми потребностями (CEC) определяют специализированные знания, которыми должны обладать специальные педагоги для безопасной и эффективной практики.
Эти стандарты используются для информирования специальных программ подготовки преподавателей, организаций по аккредитации и аттестационных агентств.

С самого начала мы осознавали критическую роль стандартов в определении специального образования как профессии. В 1922 году на первом собрании основатели ЦИК определили установление профессиональных стандартов как одну из основных целей организации. Мы взяли на себя эту ответственность и стали лидером среди образовательных ассоциаций в разработке Этических принципов, Руководящих принципов профессиональной практики и Стандартов подготовки для специальных педагогов.

CEC использует и продолжает использовать процесс сотрудничества, который гарантирует, что его стандарты актуальны, основаны на исследованиях и предназначены для полного учета знаний и навыков, которыми должны овладеть специальные педагоги.

    Подробнее

    CEC выпускает два новых набора стандартов

    Наши стандарты

    Являясь признанным лидером в области профессиональных стандартов специального образования, мы разрабатываем стандарты, этику, методы и рекомендации, чтобы гарантировать, что специальные педагоги лучше подготовлены к успешной и долгосрочной карьере.

    • Начальная подготовка к специальному обучению
      Стандарты начальной подготовки к специальному обучению разработаны для программ, которые готовят начинающих специальных педагогов к их карьере в этой области.

    • Продвинутая подготовка к специальному образованию
      Стандарты подготовки к специальному обучению для продвинутого уровня разработаны для программ, которые помогают специальным преподавателям продвигаться по карьерной лестнице или занимать новые должности в рамках специального образования.

    • Стандарты начальной подготовки одаренных педагогов
      Стандарты начальной подготовки одаренных специалистов в области образования определяют, что должен знать и уметь одаренный педагог, чтобы начать преподавать.

    • Подготовка к расширенному обучению для одаренных. Роли
      Стандарты расширенной подготовки для специалистов в области образования для одаренных излагают знания и навыки, которыми учителя в области обучения одаренных должны овладеть в рамках своей подготовки к передовой профессиональной практике.

    • Стандарты начальной профессиональной подготовки, основанные на практике, 2020 г. для специальных педагогов
      Эта редакция Стандартов начальной школы K-12 2020 г. содержит категории содержания, аналогичные тем, что и в Стандартах 2012 г., но содержит семь стандартных утверждений и 23 составных утверждения Стандартов 2020 г. отличаются от Стандартов К-12 2012 года. Основное внимание в этих Стандартах сужено до подготовки педагогов, которые будут работать с учащимися от детского сада до 12 класса.

    • Стандарты начальной практической профессиональной подготовки специалистов по раннему вмешательству/специальных педагогов дошкольного образования (EI/ECSE)
      дети младшего возраста в возрасте от рождения до 8 лет, которые имеют или подвержены риску задержки развития и инвалидности, а также их семьи, дома, в классе и в общественных местах.

    • Стандарты профессионального лидерства для продвинутых администраторов специального образования
      Стандарты администраторов представляют собой первый набор автономных стандартов CEC, разработанных специально для программ продвинутого уровня, готовящих администраторов и лидеров специального образования во всех исключительных областях.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ