Еврейская монета: Еврейская монета // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

Еврейская монета: Еврейская монета // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

Еврейская монета // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

Они восстали против великого Рима, не имея ни сил, ни людей, ни оружия. Но зато у них была своя монета! Зачем древние иудеи включили во время войны «печатный станок»?

О восстании Шимона Бар-Кохбы, бросившего вызов могущественной Римской империи и названного в тот период даже Мессией, до нас дошло не так много материальных свидетельств, как и о нём самом. И самые главные среди них – это монеты, которые чеканили еврейские повстанцы. Надписи на них были сделаны по-еврейски, причем архаичным шрифтом времен Первого Храма, в отличие от монет времен Ирода и других поздних царей Иудеи, на чьих монетах надписи были сделаны по-гречески. Написано на монетах времен восстания было обычно имя Шимона на одной стороне и гордые слова «За свободу Иерусалима!» – на другой. Но громадный интерес представляют рисунки на этих монетах.

Некоторые из рисунков прочитываются легко. Например, на некоторых динариях изображены серебряные трубы и какой-то струнный музыкальный инструмент вроде лиры – скорее всего, эти инструменты использовались в храмовом служении и в память о нем попали на монеты.

На ряде других изображены этрог с лулавом – растения, используемые евреями при праздновании праздника Суккот – как тогда, так и сейчас. Эти растения вообще были одними из самых популярных символов еврейской атрибутики на протяжении многих веков.

А вот на одной из монет изображен изящный кувшин с узким горлышком и на тонком основании, рядом с которым ветка какого-то растения. Многие считали эту ветку пальмовой, но это никак не помогало разобраться – что же за сосуд тут изображен? Похоже, недавно эту загадку смог разгадать израильский исследователь Й. Адлер, рассмотревший в этой ветке – обычную иву. По его мнению, монета эта хранит память об одной из самых любимых народом церемоний времен Иерусалимского Храма, когда в праздник Суккот жертвенник украшали громадными ивовыми ветвями, а потом торжественно вносили туда в золотом сосуде воду из источника Шилоах. Воду эту возливали на жертвенник, вознося при этом молитвы о хорошем дожде в наступающем году. Из-за этой церемонии, кстати, велись во времена Храма жаркие споры: она не описана в Торе, поэтому саддукеи боролись с ней, а фарисеи одобряли.

Так что монета эта оказывается признаком победы фарисеев.

Но особенный интерес вызывают монеты с изображением фасада Храма. Ведь когда они чеканились, было еще немало евреев, своими глазами видевших это величественное здание до того, как его уничтожили римские захватчики. Одно из изображений широко известно – оно отчеканено на распространенной монете достоинством в тетрадрахму.

На этой монете можно увидеть вход с украшением над ним, четыре колонны по сторонам и какой-то предмет внутри. В прошлом некоторые ученые думали, что здесь изображен Первый Храм, а предмет – это Ковчег Завета. Но зачем восставшим изображать здание, разрушенное за пять веков до них, когда они помнили Второй Храм и могли бы изобразить его? К тому же предмет с полукругом сверху вовсе не похож на Ковчег Завета. Да и известно, что Ковчег Завета стоял в Святая святых, скрытый от глаз людских, а не открытый взору, как на этом рисунке!

Наилучшее объяснение этому рисунку дал иерусалимский ученый профессор Й. Патрик. По его мнению, здесь изображен вход в основную часть Храма. Предмет, который виден сквозь вход – это стол с хлебами – один из трех священных предметов, стоявших в основной части Храма, как Первого, так и Второго. А украшение над входом – это громадная золотая лоза с виноградными гроздьями. Эта золотая лоза имела большое значение – недаром её упоминают и Мишна, и Иосиф Флавий, и римские историки, например, Тацит. Согласно Патрику, гроздь винограда, снова и снова появляющаяся на монетах Бар-Кохбы, – это не просто сельскохозяйственный символ, а часть именно этой золотой лозы над входом в Храм.

Наконец, упомянем еще одну довольно редкую монету – дидрахму, найденную и описанную выдающимся еврейским нумизматом Лео Мильденбергом.

СПРАВКА.

Лео Мильденберг был тихим еврейским мальчиком и изучал древнюю историю и семитские языки в университете Франкфурта, одновременно увлекаясь старинными монетами. Когда нацисты пришли в Германии к власти, он перебрался в независимую тогда Эстонию, нашел место докторанта в университете Тарту и там продолжил свои научные штудии. Когда в Эстонию пришла советская власть, Лео попал «под раздачу» уже под другой категорией: его сослали в Казахстан – как немца, а не как еврея. В тяжелой ссылке он не только выжил, но и встретил свою будущую жену – Эльзу Бруннер из Цюриха. После войны благодаря помощи Красного Креста паре удалось вернуться в Цюрих, и там неожиданно пригодилась страсть Лео к монетам: его сходу приняли на работу в один из крупнейших банков Швейцарии, а с годами Мильденберг стал одним из самых авторитетных в мире специалистов по античной нумизматике. Но особую страсть он питал к монетам еврейским, и его научные труды по монетам времен Бар-Кохбы не знают себе равных.

У Лео Мильденберга была еще одна страсть. Он коллекционировал античные изображения животных, и его коллекция демонстрировалась на выставках по всему миру. Удивительно симпатичные статуи бегемотов и леопардов, уток и лошадей. Одно правило было у этого коллекционера: в коллекцию принимались изображения животных только свободных и благополучных. Никаких цепей, решеток и тем более изображений охоты. Друзья говорили, что великий нумизмат видел слишком много несвободы в первой части своей жизни и во второй части даже в коллекцию не хотел это рабство пускать.

На ней тоже изображен вход в Храм, но он выглядит по-другому – по сторонам от входа только две колонны, но сам проход почему-то значительно шире. Профессор Патрик считает, что здесь изображен вход в наружную часть Храма, который действительно был шире и выше входа во внутреннюю часть. А декоративные колонны по бокам от входа напоминали о монументальных колоннах Боаз и Яхин, которые были столь отличительным признаком Первого Храма. И это, кстати, вполне логично, что на более дорогой монете в четыре драхмы был изображен более святой, внутренний фасад Храма, а на монете подешевле – в две драхмы – фасад наружный.

Однако самое главное, о чем свидетельствуют монеты времен Бар-Кохбы – так это о серьезности намерений восставших иудеев. А также о развитой инфраструктуре и высоком организационном уровне этого еврейского правительства – ведь только настоящая власть, как в те времена, так и сегодня, способна эмитировать свою валюту.

В Иерусалиме найдена древняя монета, связанная с восстанием евреев против римлян — Лехаим

Для современных археологов древние монеты нашёптывают секреты о жизни в свое время. Бронзовая монета времен восстания Бар-Кохбы, недавно обнаруженная в Старом городе Иерусалима, не является исключением.

Монета, представленная Израильским управлением древностей (IAA) перед Лаг ба-Омером, представляет собой уникальную находку. Среди прочего, Лаг ба-Омер традиционно отмечает день, когда прекратилась чума, уничтожившая 24000 учеников великого мудреца рабби Акивы. Рабби Акива был горячим сторонником Бар-Кохбы, и более поздние интерпретации также связывали праздник с восстанием.

Как пояснил «The Jerusalem Post» Дональд Цви Ариэль, глава монетного отдела IAA, только четыре из 22000 древних монет, найденных в Старом городе, можно отнести к периоду Бар-Кохбы и восстания против римлян, которым он руководил около 132 -135 г. н.э., после того как римляне основали колонию в этом районе и построили на Храмовой горе храм, посвященный Юпитеру. «Иерусалим был целью и боевым кличем повстанцев Бар-Кохбы, но они так и не завоевали город», – отметил Ариэль. «Об этом свидетельствует и небольшое количество отчеканенных ими монет, найденное в городе. Это первый раз за 40 лет, когда одна из таких монет была найдена в этом районе».

Еще одна особенность, которая делает монету настолько редкой, — это тот факт, что вместе с гроздью винограда на одной стороне и пальмой на другой – обычные символы на таких монетах — на монете имеется надпись «Иерусалим» древнееврейскими буквами. Надпись на обратной стороне гласит: «Второй год свободы Израиля».

Монета была обнаружена в ходе раскопок, проведенных IAA и финансируемых Фондом «Ir David Foundation» (Elad) в Археологическом парке Уильяма Дэвидсона, расположенном между Храмовой горой и городом Давида. Парк находится под надзором «Компании по реконструкции и развитию Еврейского квартала в Старом городе Иерусалима».

Ариэль объяснил, что в те времена монеты также использовались в качестве пропагандистского инструмента, чтобы делать какие-то объявления – например, о приходе к власти нового царя – или извещать о чем-то. «Это было особенно верно в отношении серебряных монет, в то время как бронзовые монеты, менее ценные, чаще использовались при экономическом обмене», – сказал он. «Во времена Хасмонеев евреи не чеканили свои серебряные монеты. Впервые со времен власти персов такие монеты чеканились в Иерусалиме во время Первого еврейского восстания против римлян между 66 и 70 годами, и они недвусмысленно заявляли: «Мы здесь – независимый от римлян народ».

Повстанцы Бар-Кохбы также хотели подтвердить, что они присутствуют на политической карте и делали антиримские заявления на своих монетах». Профессор указал, что бронзовые монеты, подобные недавно обнаруженной, могли быть пропагандистским инструментом на более низком уровне, но их чеканка, использование их при торговле и сборе налогов все еще несли политический посыл.

Один из вопросов, который возникает из-за открытия монеты, заключается в том, как они попали в район Старого города, если повстанцы никогда не доходили до этих мест. Ариэль подчеркнул, что возможное объяснение состоит в том, что монета была своего рода сувениром, подобранным римским солдатом и принесенным обратно в лагерь его легиона. «Возможно, он нашел ее в кармане своей жертвы из числа повстанцев и принес с собой», – заявил археолог. «Вы можете использовать монеты, чтобы узнать об истории. Бар-Кохба хотел завоевать Иерусалим, но ему это не удалось, и после этого периода еврейская независимость исчезла на 2000 лет», – заключил он.

jpost.com

еврейских монет — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.

Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

Древние монеты рассказывают историю еврейского народа

Пару месяцев назад я в третий раз начал читать книгу Джеймса Миченера Источник . На этот раз археологические раскопки в «Рассказе о Макоре» пробудили во мне мою давнюю любовь к монетам, и я начал думать о том, каково было бы на самом деле держать в руке древнюю еврейскую монету.

Я обнаружил, что древние еврейские монеты были более доступными и менее дорогими, чем я предполагал. Так я начал собирать. Моя коллекция небольшая, но пополняется. У меня есть три древние еврейские монеты: одна времен Первого еврейского восстания против Рима; один из восстания Бар-Кохбы; и лепта вдовы (придумана династией Хасмонеев). Когда я держу в руках эти монеты, я чувствую связь с евреями прошлого.

Первая монета еврейского восстания

Когда нация рождается или, лучше сказать, возрождается, одним из первых шагов, выражающих независимость, национализм и дух самоопределения, является чеканка монет. И Первое еврейское восстание, и восстание Бар-Кохбы изначально были успешными против римлян. Настолько, что, прежде чем они были отвоеваны, молодые еврейские правительства успели отчеканить свои собственные монеты.

Оба восстания были кровавыми. В обоих случаях сотни тысяч евреев, включая невинных женщин и детей, были убиты или обращены в рабство.

Во время Первого восстания (66-73 гг. н.э.) римляне завоевали Иудею и вытеснили большую часть еврейского населения. Практически война закончилась в 70 г. н. э. осадой Иерусалима и разрушением Второго Храма. Взятие Масады несколькими годами позже стало последней военной битвой евреев.

Восстание Бар-Кохбы (132-135 гг. н.э.) также было кровавой баней. К тому времени, когда он закончился, еврейское население было уничтожено, а разгневанные римляне, уставшие от еврейских восстаний, стремясь навсегда уничтожить еврейский национализм, объявили Тору вне закона и изменили название Иудея на Сирия Палестина.

За то короткое время, что я собирал старинные еврейские монеты, я заказал и получил римскую монету (реплику), потому что она, на мой взгляд, многое добавила к истории Первого еврейского восстания. Эта римская монета была хвастливой монетой; одна из серии памятных монет «Иудея Капта», отчеканенных вскоре после подавления Первого еврейского восстания.

Римская монета капитана Иудеи (реплика)

Лицо римского императора Веспасиана находится на одной стороне победной монеты. На другой стороне медали изображена финиковая пальма, а слева стоит мужчина. Дизайн этой монеты отличается. В приведенной выше версии мужчина стоит со связанными за спиной руками; он еврейский пленник. (На других монетах «капта» Веспасиан гордо стоит, поставив ногу на шлем.) Справа также изображена плачущая еврейка. Некоторые говорят, что женщина символизирует Иерусалим; некоторые говорят Иудея. Тем не менее, подпись: « Iudaea Capta » (Завоеванная Иудея) говорит само за себя.

Мысль о том, что ужасную смерть и страдания столь многих земляков моих предков можно представить в виде монеты победы — или, лучше сказать, монеты унижения, — причиняла мне глубокую боль. Римляне считали, что последнее слово действительно за ними.

Но есть в этой истории и счастливый поворот. Я нашел еще одну памятную монету, отчеканенную в Израиле в 1948 году:

Государственная медаль за освобождение Израиля в 1948 году

На одной стороне этой израильской монеты стоит то же самое болезненное римское изображение 2000-летней давности.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ