Еврейская монета – Стоимость монет Израиля с таблицей и фотографиями

Еврейская монета – Стоимость монет Израиля с таблицей и фотографиями

О израильских деньгах - монетах и купюрах


8. Все израильские мелкие монеты содержат мотивы древних монет еврейского царства. Например, одна из сторон монеты номиналом в 10 агорот является копией монеты времен царя Матитьягу Антигоноса Второго (40-37 гг. до н.э.) и украшена семисвечником. Память о прошлом несли и уже вышедшие из обращения монеты стоимостью 1 и 5 агорот. На первой был корабль, позаимствованный с монеты царя Ирода Архелая; на второй – традиционные еврейские символы этрог и лулав, взятые с монеты времен Великого восстания против Рима.

9. Кстати, решение об отмены 5 агорот было принято 1 января 2008 года и привело к тому, что Банк Израиля сэкономил государственной казне 1.7 миллионов шекелей. Дело в том, что из-за роста цен на металлы стоимость производства одной такой монетки достигла аж 16 агорот, то есть более чем в три раза большее ее номинала!

10. А вот цветок на монете 1 шекель "одолжили" у монеты, которой более двух с половиной тысяч лет. С той же монеты, выпускавшейся, когда Страна Израиля пользовалась сравнительной автономией в рамках персидской империи, взято отчеканенное древним ивритским шрифтом слово "Иудея".

11. Самой свежей израильской монетой является введенный в употребление менее семи лет назад шнекель. Именно такое меткое народное прозвище – симбиоз слов шней ("два") и шекель - закрепилось за монетой номиналом в два шекеля.

mknizhnik.livejournal.com

Древние монеты Иудеи и Израиля. - Сергей Алданов

Израиль и Иудея долгое время обходились без своей чеканки, роль платежного средства исполняла, прежде всего, финикийская  монета. Так что   прославленные библейские имена не оставили почти никакого следа в нумизматике Ближнего Востока. Потом пришла монета греческих правителей Персии и Сирии - Селевкидов, ходила монета Птолемеев из Египта, римская монета.
Это означало, во-первых, значительную экономическую и технологическую зависимость от соседей. Во-вторых, этот факт отмечает пребывание территории еврейских государств в имперских образованиях в качестве скромного сателлита.

Если  периоды независимости казались редкой роскошью, то  чеканка собственной монеты  связывается именно  с периодами свободы. 
Самые первые монеты Иудеи чеканились вскоре после 333 года до НЭ. Но вначале это была мелкая, разменная монета для внутренних нужд.


Yehud.  гемиобол (0.33 gm). Еврейские надписи.
Для понимания ремесленного уровня того региона  интерес представляют свинцовые монеты Набатеи, эллинистического государства, объединявшего арабские племена и существовавшее в III в. до н. э. — 106 н. э. на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Столица Набатейского царства — Петра в долине Вади Муса (Иордания). Это государство было соперником Иудеи, примерно равным ему по силам.

Набатейские свинцовые монеты II века до НЭ - II в НЭ

Их интересно сравнить с современными им иудейскими монетками, вначале примерно того же уровня качества.


Обол известного царя Ирода (4 BCE - 6 CE)

Обол Иуды Аристобула, 103-104 гг до НЭ.

Но главные соперники за контроль над всей территорией были Селевкиды и Птолемеи, а потом уж и Рим.
Следующая монета, понятно, отчеканена греками, но зато на монетном дворе в Сидоне.

Тетрадрахма, Sidon около 148-147 гг. до НЭ

Собственная серебряная  монета  появлялась в Иудее и Израиле  в периоды восстаний. Вот эта монета отмечает такой период независимости от Рима - Первую иудейскую войну (66-70 гг.)

 
Шекель 3 года, 13,97 г,  (68-69 гг) с храмовой чашей, украшенной 9 жемчужинами и цветком апельсина.
Кстати, монета эта вполне приличного качества.

Восстание Бар-Кохбы (132-135) или Вторая Иудейская война дала еще больший урожай монет.
И, что важно, использование иной и весьма разнообразной символики:


Бронзовая монета 1 года восстания (132-133) с венком из пальмовых листьев и 4-струнной лирой.


Серебряная тетрадрахма, 13,94 г,  второго года (133-134), два разных экземпляра монеты
Изображения Иерусалимского храма, лулава, нераскрытыго веерообразного пальмового побега, а также лимона (слева от лулава).
Надпись сокращенная, расшифровывается, как "второй год независимости Израиля". Интересно, что среди этого типа встречаются перечеканки римских монет.
 
Бронзовая монета второго года с пальмовым леревом и виноградной гроздью.

 Надпись на серебряном денарии "2 год независимости Израиля", кувшин, колос, финики.

Редкий вариант серебряного денария - с горнами.

Понимать ли всю эту аграрную символику, как указание на источники существования нового государства? Вероятно, да. Виноград, пальма, хлеб, вино, финики - это и библейская символика.

Остальные символы  - храм,  лира и венец, лулав - это символы идеологические или религизные.

В общем-то, с точки зрения собственной нумизматики, история Израиля веьма скромна.
Очевидна аграрная природа этого края и не очень высокое развитие ремесла. 
Монеты, к примеру, не превышают уровня более древних финикийских монет.
Но кто мог догадаться, что под остальной мир уже заложена бомба христианства?

aldanov.livejournal.com

Еврейская монета // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

Они восстали против великого Рима, не имея ни сил, ни людей, ни оружия. Но зато у них была своя монета! Зачем древние иудеи включили во время войны «печатный станок»?

О восстании Шимона Бар-Кохбы, бросившего вызов могущественной Римской империи и названного в тот период даже Мессией, до нас дошло не так много материальных свидетельств, как и о нём самом. И самые главные среди них – это монеты, которые чеканили еврейские повстанцы. Надписи на них были сделаны по-еврейски, причем архаичным шрифтом времен Первого Храма, в отличие от монет времен Ирода и других поздних царей Иудеи, на чьих монетах надписи были сделаны по-гречески. Написано на монетах времен восстания было обычно имя Шимона на одной стороне и гордые слова «За свободу Иерусалима!» – на другой. Но громадный интерес представляют рисунки на этих монетах.

Некоторые из рисунков прочитываются легко. Например, на некоторых динариях изображены серебряные трубы и какой-то струнный музыкальный инструмент вроде лиры – скорее всего, эти инструменты использовались в храмовом служении и в память о нем попали на монеты. На ряде других изображены этрог с лулавом – растения, используемые евреями при праздновании праздника Суккот – как тогда, так и сейчас. Эти растения вообще были одними из самых популярных символов еврейской атрибутики на протяжении многих веков.

А вот на одной из монет изображен изящный кувшин с узким горлышком и на тонком основании, рядом с которым ветка какого-то растения. Многие считали эту ветку пальмовой, но это никак не помогало разобраться – что же за сосуд тут изображен? Похоже, недавно эту загадку смог разгадать израильский исследователь Й. Адлер, рассмотревший в этой ветке – обычную иву. По его мнению, монета эта хранит память об одной из самых любимых народом церемоний времен Иерусалимского Храма, когда в праздник Суккот жертвенник украшали громадными ивовыми ветвями, а потом торжественно вносили туда в золотом сосуде воду из источника Шилоах. Воду эту возливали на жертвенник, вознося при этом молитвы о хорошем дожде в наступающем году. Из-за этой церемонии, кстати, велись во времена Храма жаркие споры: она не описана в Торе, поэтому саддукеи боролись с ней, а фарисеи одобряли. Так что монета эта оказывается признаком победы фарисеев.

Но особенный интерес вызывают монеты с изображением фасада Храма. Ведь когда они чеканились, было еще немало евреев, своими глазами видевших это величественное здание до того, как его уничтожили римские захватчики. Одно из изображений широко известно – оно отчеканено на распространенной монете достоинством в тетрадрахму.

На этой монете можно увидеть вход с украшением над ним, четыре колонны по сторонам и какой-то предмет внутри. В прошлом некоторые ученые думали, что здесь изображен Первый Храм, а предмет – это Ковчег Завета. Но зачем восставшим изображать здание, разрушенное за пять веков до них, когда они помнили Второй Храм и могли бы изобразить его? К тому же предмет с полукругом сверху вовсе не похож на Ковчег Завета. Да и известно, что Ковчег Завета стоял в Святая святых, скрытый от глаз людских, а не открытый взору, как на этом рисунке!

Наилучшее объяснение этому рисунку дал иерусалимский ученый профессор Й. Патрик. По его мнению, здесь изображен вход в основную часть Храма. Предмет, который виден сквозь вход – это стол с хлебами – один из трех священных предметов, стоявших в основной части Храма, как Первого, так и Второго. А украшение над входом – это громадная золотая лоза с виноградными гроздьями. Эта золотая лоза имела большое значение – недаром её упоминают и Мишна, и Иосиф Флавий, и римские историки, например, Тацит. Согласно Патрику, гроздь винограда, снова и снова появляющаяся на монетах Бар-Кохбы, – это не просто сельскохозяйственный символ, а часть именно этой золотой лозы над входом в Храм.

Наконец, упомянем еще одну довольно редкую монету – дидрахму, найденную и описанную выдающимся еврейским нумизматом Лео Мильденбергом.

СПРАВКА.

Лео Мильденберг был тихим еврейским мальчиком и изучал древнюю историю и семитские языки в университете Франкфурта, одновременно увлекаясь старинными монетами. Когда нацисты пришли в Германии к власти, он перебрался в независимую тогда Эстонию, нашел место докторанта в университете Тарту и там продолжил свои научные штудии. Когда в Эстонию пришла советская власть, Лео попал «под раздачу» уже под другой категорией: его сослали в Казахстан – как немца, а не как еврея. В тяжелой ссылке он не только выжил, но и встретил свою будущую жену – Эльзу Бруннер из Цюриха. После войны благодаря помощи Красного Креста паре удалось вернуться в Цюрих, и там неожиданно пригодилась страсть Лео к монетам: его сходу приняли на работу в один из крупнейших банков Швейцарии, а с годами Мильденберг стал одним из самых авторитетных в мире специалистов по античной нумизматике. Но особую страсть он питал к монетам еврейским, и его научные труды по монетам времен Бар-Кохбы не знают себе равных.

У Лео Мильденберга была еще одна страсть. Он коллекционировал античные изображения животных, и его коллекция демонстрировалась на выставках по всему миру. Удивительно симпатичные статуи бегемотов и леопардов, уток и лошадей. Одно правило было у этого коллекционера: в коллекцию принимались изображения животных только свободных и благополучных. Никаких цепей, решеток и тем более изображений охоты. Друзья говорили, что великий нумизмат видел слишком много несвободы в первой части своей жизни и во второй части даже в коллекцию не хотел это рабство пускать.

На ней тоже изображен вход в Храм, но он выглядит по-другому – по сторонам от входа только две колонны, но сам проход почему-то значительно шире. Профессор Патрик считает, что здесь изображен вход в наружную часть Храма, который действительно был шире и выше входа во внутреннюю часть. А декоративные колонны по бокам от входа напоминали о монументальных колоннах Боаз и Яхин, которые были столь отличительным признаком Первого Храма. И это, кстати, вполне логично, что на более дорогой монете в четыре драхмы был изображен более святой, внутренний фасад Храма, а на монете подешевле – в две драхмы – фасад наружный.

Однако самое главное, о чем свидетельствуют монеты времен Бар-Кохбы – так это о серьезности намерений восставших иудеев. А также о развитой инфраструктуре и высоком организационном уровне этого еврейского правительства – ведь только настоящая власть, как в те времена, так и сегодня, способна эмитировать свою валюту.

jewish.ru

Монеты античной Иудеи

Поиск по сайту


ПАРТНЕРЫ САЙТА

Вы никогда не задумывались о том, что события, описываемые в библии, имеют реальную историческую основу? Здесь сразу стоит оговориться. Речь идет не об Иисусе Христе. Вопрос о том, был ли Христос на свете или нет, даже не рассматривается. Для наших целей это не существенно. Но, думаю, что многие из вас слышали об Иосифе Флавии, и уж точно все слышали про царя Ирода и Понтия Пилата. Именно о них и многих других реальных исторических личностях, живших на древней территории Иудеи две тысячи лет назад, и пойдет разговор. Точнее, на фоне истории речь пойдет о ее свидетелях — монетах.

Видимо, начать надо с библии, с книги Исход. Вкратце: Моисей вывел евреев из Египта, водил их 40 лет по пустыне, и, наконец, привел свой народ на земли Ханаана. Но не суждено было Моисею дойти до Земли Обетованной. Он умер, а завоевывать Ханаан евреев повел Иисус Навин. Было это, по разным оценкам, либо в XV, либо в XIII веке до новой эры. Опять же, не будем спорить о том, насколько эта история соответствует истине. Просто именно так начинается история евреев как народа и, соответственно, история Иудеи.
В XI веке до новой эры у евреев появляется царь. Первым царем был избран Саул. Но он погибает в очередном сражении с филистимлянами. Следующим царем становится Давид. Тот самый, который в молодости, воспользовавшись косоглазием Голиафа, убил его, метнув камень из пращи. Именно он завершил формирование государства. Давид отвоевал Иерусалим и сделал его столицей. Он правил долго и перед смертью завещал своему сыну Соломону построить Храм. Соломон, став царем, исполнил этот завет и построил в Иерусалиме Первый Храм. Государство расширилось, с ним стали считаться крупные державы того времени, в первую очередь, Египет. Но после смерти Соломона, как это часто бывает, все, что нажито непосильным трудом, развалилось. На месте государства Соломона образовались два еврейских государства — Иудея со столицей в Иерусалиме и Израильское царство со столицей в Самарии.
Минуло еще несколько веков, прошедших в беспрерывных войнах. Маленькая Иудея жила между сверхдержавами того времени — Ассирией (а затем Вавилоном) и Египтом. Просто чудо, что Иудея выжила. Даже не одно, а много чудес. Например, такое. В 700 году до н.э. ассирийский царь Сенаххериб начал осаду Иерусалима. Шла она несколько месяцев. А потом что-то случилось, и ассирийцы сняли осаду. В результате они удовлетворились большой контрибуцией, но Иерусалим не был взят. За 20 лет до этого в подобной ситуации была взята Самария, после чего прекратило существование Израильское царство. Чем не чудесное спасение? Для жителей было очевидна причина чуда — в Иерусалиме есть Храм!
Но в 597 г. до новой эры вавилонский царь Навуходоносор все же осадил и захватил Иерусалим. На первый раз он потребовал контрибуцию, а заодно увез с собой иудейского царя. Но через 10 лет произошло восстание, которое было жестоко подавлено. Храм был разрушен, а тысячи людей, цвет общества, были уведены на поселение в Вавилон. Так началось вавилонское пленение.
Продолжалось оно около 50 лет. Все это время евреи мечтали о возвращении на родину и восстановлении Храма. Наконец, представилась такая возможность. На арене появилась новая сверхдержава — Персия. Персидский царь Кир завоевал Вавилон и разрешил евреям вернуться. Конечно, и речи не было о воссоздании Иудейского царства. Разрешение было дано только на поселение в Иерусалиме и восстановлении Храма. Вся эта территория продолжала оставаться частью огромной Персидской империи. Кстати, мы подошли к тому времени, когда появились первые монеты, отчеканенные иудеями. Датируются они серединой 4-го века до новой эры. Серебряные монеты с надписью на иврите «Ехуд». Так называли персы территорию Иудеи. Лилию, изображенную на одной из этих монет, сейчас можно увидеть на современном шекеле Государства Израиль.

 

 Обол 4 века до новой эры и современный шекель Государства Израиль. Пропорции не соблюдены


Время идет, и уже Персидская Империя прекращает свое существование. По всему Средиземноморью хозяйничают греки. Разумеется, в обращении тут же появляется драхма и ее производные. Ближний Восток — не исключение. Про монеты — подражания афинским мы здесь говорить не будем. Они чеканились в Газе — месте, где еще оставались филистимляне. Были очень похожи. 

 Как и везде, греки навязывали свой образ жизни, а заодно и свою веру. Зевс, Аполлон, Афина, культ красивого тела, спорта и многое другое должно было увлечь местных жителей и сделать их похожими на эллинов. Но у евреев был свой бог. Он был один, в отличие от пантеона язычников-греков. Именно для него после возвращения из вавилонского плена был восстановлен Храм в Иерусалиме. И избранный этим богом народ совершенно не собирался от него отказываться. Эллины в лице империи Селевкидов настаивали. Они осквернили Храм, поставив там статуи своих богов. Поэтому началось восстание. Руководили им шесть братьев, которых прозвали Маккавеями. И они победили!! Более того, Иудея снова стала независимой! В память об этой победе евреи сейчас празднуют Хануку. Но не об этом светлом празднике речь. Один из братьев — Симон — основал хасмонейскую династию, правившую в Иудее около ста лет. И каждый царь чеканил монеты. В основном, это были мелкие медные монеты, которые назывались «прута» (ударение на первый слог) и их половинки — лепты. Слышали про лепту вдовы? Вот это они самые и были.
В первом веке до новой до Иудеи дошли римские легионы. Аристобул II попросил помощи у Рима в войне против Набатейского царства, а также и против своего брата. Рим в лице знаменитого полководца Гнея Помпея Магнуса с превеликим удовольствием пришел на помощь и уничтожил хасмонейское царство, посадив Аристобула в тюрьму. Заодно Помпей удовлетворил свое любопытство, зайдя в святая святых Храма, куда может входить только первосвященник, да и то лишь один день в году. К величайшему изумлению набожных евреев Помпей вышел оттуда невредимым.
Помпей погиб в Египте, вскоре погиб и его победитель, Цезарь. В результате всех этих пертурбаций править в Иудее стал Ирод — сын назначенного еще Цезарем прокуратором Иудеи Антипатра. Правил он более 30 лет. И его правление можно назвать золотым веком Иудеи. Это было преимущественно мирное время. Причем, исключительно благодаря очень взвешенной внешней политике, которую проводил Ирод. Не просто так его назвали Великим. Он перестроил и расширил Храм. Построил несколько мощных крепостей по всей стране. А в Масаде построил еще и уникальный дворец. Ну и, разумеется, при Ироде чеканились монеты. Как государство — клиент Рима, Иудея могла чеканить только медные монеты. Это были пруты с именем Ирода по гречески. Часто на них изображались якоря.
После смерти Ирода в стране было два правителя — его сына. Ирод Антипа правил севером, а Ирод Архелаус югом и центром. На монетах Антипы стоял титул Тетрарха а на монетах Архелауса — Этнарха. А через некоторое время римляне решили, что не нужен царь Иудее. Они присоединили территории Архелауса к своей провинции Сирия и поставили начальником прокуратора.
При прокураторах в Иудее чеканили монеты с именами римских императоров. Но, опять же, только медные пруты. Зато регулярно менялся внешний вид монет. Или прокуратора нового назначат, или император новый появится.
А в 37 году новой эры у Иудеи вновь появился царь — Аргиппа I — внук Ирода. И это нашло отражение на монетах. Правитель стал именоваться Базилевсом. Агриппа I умер в 44 году, передав титул своему сыну Агриппе II. Как это часто бывает, у этих царей, в особенности, у последнего, из власти был только титул. А на монетах появились изображения людей, что прямо запрещено иудейской религией ( «не сотвори себе кумира»). Это были, в первую очередь, изображения римских императоров.
Увы, все когда-то заканчивается. Так и еврейское государство на долгих 19 веков исчезло с карты мира. Но конец этого государства был, как две ярчайшие вспышки. Первое восстание против Рима началось в 66 году новой эры. В течение года отряды повстанцев вели в Галилее войну против римских легионов. Римляне послали на их усмирение целый легион (чего там возиться, ведь один легион усмирял и гораздо большие страны). Так этот легион был разбит. Пришлось привлекать все силы, которые были в провинции Сирия, в которую входила Иудея. Командовал этими силами Веспасиан. Ему удалось разгромить силы повстанцев в Галилее, а их командира Иосифа взять в плен. Впоследствии имя этого пленного станет Иосиф Флавий. Собственно, по его книгам мы знаем подробности тех событий.
Веспасиан собирался идти дальше на Иерусалим, но в Риме умер император Гальба, и начались беспорядки. Он успел вовремя. После нескольких императоров, правивших по паре месяцев, императором провозгласили Веспасиана. Новый император остался в Риме, а закончить кампанию поручил своему сыну Титу. Тот не очень с этим спешил, но, тем не менее, в 70 году взял Иерусалим и разрушил Храм. С тех пор у евреев нет Храма. И одно из главных их желаний — построить новый, уже Третий Храм, на том же месте, где были предыдущие два. Но, увы, там сейчас стоят две мечети, являющиеся святынями ислама. Ведь, по преданию, именно с Храмовой горы пророк Мохаммед вознесся на небо.
Император Адриан через 60 лет после разрушения Второго Храма посетил Иерусалим. Он решил, что на Храмовой горе должен стоять Храм. Но радость евреев была преждевременна — Адриан приказал построить храм Юпитера. И началось новое восстание. Возглавил его Симон Бар-Кохба. Три года римляне не могли усмирить народ. Но с подавлением восстания наступил конец античной истории евреев. Им было запрещено селиться в окрестностях Иерусалима. На месте разрушенного города был построен новый с новым названием Элия Капиталина.
Все, что осталось у евреев — это их вера. Вера в то, что когда-нибудь все возродится…

Современный Израиль появился на картах в 1948 году. Это уже другая история. Но на современных монетах Государства Израиль изображены те же традиционные символы, что и на античных.

 

 2 пруты Ирода Архелауса и современные 1 агора Государства Израиль. Пропорции не соблюдены

 

 1/8 шекеля 4-й год восстания против Рима 66-73 гг. и современные 5 агорот Государства Израиль. Пропорции не соблюдены

 

 Прута Александра Янная и современные 2 шекеля Государства Израиль. Пропорции не соблюдены

 

История и археология

06.11.2008 13:16:40

В Израиле нашли могилу шамана

Скелет шамана из культуры Натуфиан, чей возраст достигает 12.000 лет, был обнаружен на севере Израиля археологами из Еврейского университета в Иерусалиме.

Речь идет об одном из самых ранних из известных археологам погребений, и о единственной могиле шамана во всем этом регионе.

Израиль, находки, неолит 

07.08.2008 09:19:33

В Ливане найдено захоронение ханаанского воина

Группа исследователей Британского музея обнаружила скелет ханаанского воина, чей возраст датируется 1.800 годом до н.э. Находка сделана в южной части Ливана, в районе портового города Сидон.

Клод Сераль, который руководит раскопками в Сидоне (Сайде) в последние десять лет, говорит, скелет был найден в прекрасном состоянии, в одной руке воин держал копье. Кроме того, в захоронении обнаружены малые предметы гончарной работы, старейшей в своем роде на территории Ливана.

 

Ливан, находки, раскопки 

Архив "История и археология"

judaea.ru

Еврейские монеты - это... Что такое Еврейские монеты?


Еврейские монеты

Древнейшие известные Е. монеты чеканены Иоанном Гирканом I (135-106). Они (равно как и монеты преемников его) бронзовые, предназначались исключительно для местного обращения. Форма их чрезвычайно разнообразна, изображения: венок, рог изобилия, цветок, якорь, пальма, звезда. Надписи на первых монетах чисто Е.: "X... первосвященник и община евреев"; изредка встречается: "глава общины". Монеты, до последнего времени приписывавшиеся Симону Маккавею, на самом деле принадлежат лжемессии Бар-Кохбе, современнику Адриана. На позднейших монетах надписи двуязычные — Е. и греческие. Последние состоят из произвольно выбранного имени и титула "царь". На монетах Антигона (40-37) означается и год царствования.

При Ироде типы монеты остались те же, с добавлением треножника и шлема, но надписи — исключительно греческие. Агриппа I чеканил, кроме монет с Е. символами, монеты и с чисто языческими изображениями. С этого времени в обращении находилась в Иудее римская золотая и серебряная монета, главным образом последняя — денарий. Прокураторы выпускали и мелкую разменную монету из бронзы. От времен иудейской войны сохранились серебряные и бронзовые монеты (последняя — осадная, выпущенная с принудительным курсом на серебро). Серебряные монеты — сиклы (весом в 14 грамм) и полусиклы (7 грамм). Изображения состоят из чаши на лицевой стороне и лилии с тремя цветами — на оборотной. Надписи древнееврейские (самаритянским шрифтом), на одной стороне "израильский сикл или полусикл", на другой — "священный Иерусалим" и буква, означающая год. На осадных сиклах встречаются еще три эмблемы: фиговые лист и отрог и райское яблоко. Подавив восстание, римляне заняли Палестину десятым легионом, на сохранившихся монетах которого изображается обыкновенно Иудея в виде пленницы, стоящей или сидящей около пальмы. Монеты времен восстания Бар-Кохбы состоят из денариев и сиклей, перечеканенных (правильнее надчеканенных) на римских денариях и на тетрадрахмах Антиоха. Монеты первого года выпущены с именем Элеазара ("Элеазар священник") и изображением вазы и пальмы на одной стороне, "первый год от освобождения Израиля" и кисти ягод — на другой. Монеты второго года имеют имя "Симона", разной транскрипции, и венок или лозу на лицевой стороне и подпись "второй год свободы Израиля" или "свобода Иерусалима". Существуют и бронзовые монеты этого же времени, предназначавшиеся для платы войскам. Монеты Бар-Кохбы — последние Е. монеты.

См. Madden, "Coins of Jews" (Лондон, 1881), где собрана библиография предмета и ст. Рейнаха "Е. монеты" в "Восходе" (1893 г., кн. X, XI и XII). Изображение Е. монет см. в таблице к ст. Сирийские монеты.

П. фон Винклер.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Еврейские земледельческие колонии
  • Еврейский камень

Смотреть что такое "Еврейские монеты" в других словарях:

  • Монеты Маккавеев —          древнейшие еврейские монеты из бронзы, позже из меди. Первые приписыв. Симону (139 135 до н.э.) из рода Маккавеев, надписи на них на др. евр. языке и изображ. чаша, плоды, растения и др. Все последующие монеты называют правителя, а со… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Иудейские монеты — см. Еврейские монеты …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сикль — (евр. schekel) древнееврейский вес в особенности для благородных металлов; служил также в качестве денежной счетной единицы, наподобие англ. фунта стерлингов. Чему равен С. трудно определить. Как монета (весом 14 г) он впервые появляется в 143 г …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ротшильды — (Rothschilds) Ротшильды это известнейшая династия европейских банкиров, финансовых магнатов и филантропов Династия Ротшильдов, представители династии Ротшильдов, история династии, Майер Ротшильд и его сыновья, Ротшильды и теории заговора,… …   Энциклопедия инвестора

  • Кумран — (ивр. חירבת קומראן‎, араб. خربة قمران‎‎)  местность на сухом плато, примерно в полутора километрах от сев …   Википедия

  • Музеи — (museum, μουςειον) так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, т. е. науке, поэзии и искусству. Такие М. были в Афинах, Трезене, Стагире, Пергаме, Антиохии, Византии; но самым величайшим М. в древности был… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • История евреев в Египте — Египетские евреи …   Википедия

  • Младшие Арканы — Основная статья: Карты Таро Карты типичной колоды Таро делятся на две большие группы: Старшие арканы  козыри, обычно 22 карты. Младшие арканы  четыре масти, обычно 56 карт, по 14 карт каждой масти. Содержание 1 Сокращенная или полная колода …   Википедия

  • Нобль — английская золотая монета, впервые отчеканенная в 1344 м году в память о победе в морском сражении над французами при Слёйсе (1340). На аверсе изображался погрудный портрет короля с мечом и щитом на корабле на волнах моря, на реверсе инициалы… …   Википедия

  • Младшие арканы — Основная статья: Карты Таро Карты типичной колоды Таро делятся на две большие группы: Старшие арканы  козыри, обычно 22 карты. Младшие арканы  четыре масти, обычно 56 карт, по 14 карт каждой масти. Содержание 1 Сокращенная или полная колода …   Википедия

dic.academic.ru

Еврейские монеты

Древнейшие известные Е. монеты чеканены Иоанном Гирканом I (135-106). Они (равно как и монеты преемников его) бронзовые, предназначались исключительно для местного обращения. Форма их чрезвычайно разнообразна, изображения: венок, рог изобилия, цветок, якорь, пальма, звезда. Надписи на первых монетах чисто Е.: "X... первосвященник и община евреев"; изредка встречается: "глава общины". Монеты, до последнего времени приписывавшиеся Симону Маккавею, на самом деле принадлежат лжемессии Бар-Кохбе, современнику Адриана. На позднейших монетах надписи двуязычные — Е. и греческие. Последние состоят из произвольно выбранного имени и титула "царь". На монетах Антигона (40-37) означается и год царствования.

При Ироде типы монеты остались те же, с добавлением треножника и шлема, но надписи — исключительно греческие. Агриппа I чеканил, кроме монет с Е. символами, монеты и с чисто языческими изображениями. С этого времени в обращении находилась в Иудее римская золотая и серебряная монета, главным образом последняя — денарий. Прокураторы выпускали и мелкую разменную монету из бронзы. От времен иудейской войны сохранились серебряные и бронзовые монеты (последняя — осадная, выпущенная с принудительным курсом на серебро). Серебряные монеты — сиклы (весом в 14 грамм) и полусиклы (7 грамм). Изображения состоят из чаши на лицевой стороне и лилии с тремя цветами — на оборотной. Надписи древнееврейские (самаритянским шрифтом), на одной стороне "израильский сикл или полусикл", на другой — "священный Иерусалим" и буква, означающая год. На осадных сиклах встречаются еще три эмблемы: фиговые лист и отрог и райское яблоко. Подавив восстание, римляне заняли Палестину десятым легионом, на сохранившихся монетах которого изображается обыкновенно Иудея в виде пленницы, стоящей или сидящей около пальмы. Монеты времен восстания Бар-Кохбы состоят из денариев и сиклей, перечеканенных (правильнее надчеканенных) на римских денариях и на тетрадрахмах Антиоха. Монеты первого года выпущены с именем Элеазара ("Элеазар священник") и изображением вазы и пальмы на одной стороне, "первый год от освобождения Израиля" и кисти ягод — на другой. Монеты второго года имеют имя "Симона", разной транскрипции, и венок или лозу на лицевой стороне и подпись "второй год свободы Израиля" или "свобода Иерусалима". Существуют и бронзовые монеты этого же времени, предназначавшиеся для платы войскам. Монеты Бар-Кохбы — последние Е. монеты.

См. Madden, "Coins of Jews" (Лондон, 1881), где собрана библиография предмета и ст. Рейнаха "Е. монеты" в "Восходе" (1893 г., кн. X, XI и XII). Изображение Е. монет см. в таблице к ст. Сирийские монеты.

П. фон Винклер.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Об авторе

admin administrator

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о