8. Все израильские мелкие монеты содержат мотивы древних монет еврейского царства. Например, одна из сторон монеты номиналом в 10 агорот является копией монеты времен царя Матитьягу Антигоноса Второго (40-37 гг. до н.э.) и украшена семисвечником. Память о прошлом несли и уже вышедшие из обращения монеты стоимостью 1 и 5 агорот. На первой был корабль, позаимствованный с монеты царя Ирода Архелая; на второй – традиционные еврейские символы этрог и лулав, взятые с монеты времен Великого восстания против Рима.
9. Кстати, решение об отмены 5 агорот было принято 1 января 2008 года и привело к тому, что Банк Израиля сэкономил государственной казне 1.7 миллионов шекелей. Дело в том, что из-за роста цен на металлы стоимость производства одной такой монетки достигла аж 16 агорот, то есть более чем в три раза большее ее номинала!
10. А вот цветок на монете 1 шекель «одолжили» у монеты, которой более двух с половиной тысяч лет. С той же монеты, выпускавшейся, когда Страна Израиля пользовалась сравнительной автономией в рамках персидской империи, взято отчеканенное древним ивритским шрифтом слово «Иудея».
11. Самой свежей израильской монетой является введенный в употребление менее семи лет назад шнекель. Именно такое меткое народное прозвище – симбиоз слов шней («два») и шекель — закрепилось за монетой номиналом в два шекеля.
mknizhnik.livejournal.com
Израиль и Иудея долгое время обходились без своей чеканки, роль платежного средства исполняла, прежде всего, финикийская монета. Так что прославленные библейские имена не оставили почти никакого следа в нумизматике Ближнего Востока. Потом пришла монета греческих правителей Персии и Сирии — Селевкидов, ходила монета Птолемеев из Египта, римская монета.
Это означало, во-первых, значительную экономическую и технологическую зависимость от соседей. Во-вторых, этот факт отмечает пребывание территории еврейских государств в имперских образованиях в качестве скромного сателлита.
Если периоды независимости казались редкой роскошью, то чеканка собственной монеты связывается именно с периодами свободы.
Самые первые монеты Иудеи чеканились вскоре после 333 года до НЭ. Но вначале это была мелкая, разменная монета для внутренних нужд.
Yehud. гемиобол (0.33 gm). Еврейские надписи.
Для понимания ремесленного уровня того региона интерес представляют свинцовые монеты Набатеи, эллинистического государства, объединявшего арабские племена и существовавшее в III в. до н. э. — 106 н. э. на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Столица Набатейского царства — Петра в долине Вади Муса (Иордания). Это государство было соперником Иудеи, примерно равным ему по силам.
Их интересно сравнить с современными им иудейскими монетками, вначале примерно того же уровня качества.
Обол известного царя Ирода (4 BCE — 6 CE)
Обол Иуды Аристобула, 103-104 гг до НЭ.
Но главные соперники за контроль над всей территорией были Селевкиды и Птолемеи, а потом уж и Рим.
Следующая монета, понятно, отчеканена греками, но зато на монетном дворе в Сидоне.
Тетрадрахма, Sidon около 148-147 гг. до НЭ
Собственная серебряная монета появлялась в Иудее и Израиле в периоды восстаний. Вот эта монета отмечает такой период независимости от Рима — Первую иудейскую войну (66-70 гг.)
Шекель 3 года, 13,97 г, (68-69 гг) с храмовой чашей, украшенной 9 жемчужинами и цветком апельсина.
Кстати, монета эта вполне приличного качества.
Восстание Бар-Кохбы (132-135) или Вторая Иудейская война дала еще больший урожай монет.
И, что важно, использование иной и весьма разнообразной символики:
Бронзовая монета 1 года восстания (132-133) с венком из пальмовых листьев и 4-струнной лирой.
Серебряная тетрадрахма, 13,94 г, второго года (133-134), два разных экземпляра монеты
Изображения Иерусалимского храма, лулава, нераскрытыго веерообразного пальмового побега, а также лимона (слева от лулава).
Надпись сокращенная, расшифровывается, как «второй год независимости Израиля». Интересно, что среди этого типа встречаются перечеканки римских монет.
Бронзовая монета второго года с пальмовым леревом и виноградной гроздью.
Надпись на серебряном денарии «2 год независимости Израиля», кувшин, колос, финики.
Понимать ли всю эту аграрную символику, как указание на источники существования нового государства? Вероятно, да. Виноград, пальма, хлеб, вино, финики — это и библейская символика.
Остальные символы — храм, лира и венец, лулав — это символы идеологические или религизные.
В общем-то, с точки зрения собственной нумизматики, история Израиля веьма скромна.
Очевидна аграрная природа этого края и не очень высокое развитие ремесла.
Монеты, к примеру, не превышают уровня более древних финикийских монет.
Но кто мог догадаться, что под остальной мир уже заложена бомба христианства?
aldanov.livejournal.com
О восстании Шимона Бар-Кохбы, бросившего вызов могущественной Римской империи и названного в тот период даже Мессией, до нас дошло не так много материальных свидетельств, как и о нём самом. И самые главные среди них – это монеты, которые чеканили еврейские повстанцы. Надписи на них были сделаны по-еврейски, причем архаичным шрифтом времен Первого Храма, в отличие от монет времен Ирода и других поздних царей Иудеи, на чьих монетах надписи были сделаны по-гречески. Написано на монетах времен восстания было обычно имя Шимона на одной стороне и гордые слова «За свободу Иерусалима!» – на другой. Но громадный интерес представляют рисунки на этих монетах.
Некоторые из рисунков прочитываются легко. Например, на некоторых динариях изображены серебряные трубы и какой-то струнный музыкальный инструмент вроде лиры – скорее всего, эти инструменты использовались в храмовом служении и в память о нем попали на монеты. На ряде других изображены этрог с лулавом – растения, используемые евреями при праздновании праздника Суккот – как тогда, так и сейчас. Эти растения вообще были одними из самых популярных символов еврейской атрибутики на протяжении многих веков.
А вот на одной из монет изображен изящный кувшин с узким горлышком и на тонком основании, рядом с которым ветка какого-то растения. Многие считали эту ветку пальмовой, но это никак не помогало разобраться – что же за сосуд тут изображен? Похоже, недавно эту загадку смог разгадать израильский исследователь Й. Адлер, рассмотревший в этой ветке – обычную иву. По его мнению, монета эта хранит память об одной из самых любимых народом церемоний времен Иерусалимского Храма, когда в праздник Суккот жертвенник украшали громадными ивовыми ветвями, а потом торжественно вносили туда в золотом сосуде воду из источника Шилоах. Воду эту возливали на жертвенник, вознося при этом молитвы о хорошем дожде в наступающем году. Из-за этой церемонии, кстати, велись во времена Храма жаркие споры: она не описана в Торе, поэтому саддукеи боролись с ней, а фарисеи одобряли. Так что монета эта оказывается признаком победы фарисеев.
Но особенный интерес вызывают монеты с изображением фасада Храма. Ведь когда они чеканились, было еще немало евреев, своими глазами видевших это величественное здание до того, как его уничтожили римские захватчики. Одно из изображений широко известно – оно отчеканено на распространенной монете достоинством в тетрадрахму.
На этой монете можно увидеть вход с украшением над ним, четыре колонны по сторонам и какой-то предмет внутри. В прошлом некоторые ученые думали, что здесь изображен Первый Храм, а предмет – это Ковчег Завета. Но зачем восставшим изображать здание, разрушенное за пять веков до них, когда они помнили Второй Храм и могли бы изобразить его? К тому же предмет с полукругом сверху вовсе не похож на Ковчег Завета. Да и известно, что Ковчег Завета стоял в Святая святых, скрытый от глаз людских, а не открытый взору, как на этом рисунке!
Наилучшее объяснение этому рисунку дал иерусалимский ученый профессор Й. Патрик. По его мнению, здесь изображен вход в основную часть Храма. Предмет, который виден сквозь вход – это стол с хлебами – один из трех священных предметов, стоявших в основной части Храма, как Первого, так и Второго. А украшение над входом – это громадная золотая лоза с виноградными гроздьями. Эта золотая лоза имела большое значение – недаром её упоминают и Мишна, и Иосиф Флавий, и римские историки, например, Тацит. Согласно Патрику, гроздь винограда, снова и снова появляющаяся на монетах Бар-Кохбы, – это не просто сельскохозяйственный символ, а часть именно этой золотой лозы над входом в Храм.
Наконец, упомянем еще одну довольно редкую монету – дидрахму, найденную и описанную выдающимся еврейским нумизматом Лео Мильденбергом.
СПРАВКА.
Лео Мильденберг был тихим еврейским мальчиком и изучал древнюю историю и семитские языки в университете Франкфурта, одновременно увлекаясь старинными монетами. Когда нацисты пришли в Германии к власти, он перебрался в независимую тогда Эстонию, нашел место докторанта в университете Тарту и там продолжил свои научные штудии. Когда в Эстонию пришла советская власть, Лео попал «под раздачу» уже под другой категорией: его сослали в Казахстан – как немца, а не как еврея. В тяжелой ссылке он не только выжил, но и встретил свою будущую жену – Эльзу Бруннер из Цюриха. После войны благодаря помощи Красного Креста паре удалось вернуться в Цюрих, и там неожиданно пригодилась страсть Лео к монетам: его сходу приняли на работу в один из крупнейших банков Швейцарии, а с годами Мильденберг стал одним из самых авторитетных в мире специалистов по античной нумизматике. Но особую страсть он питал к монетам еврейским, и его научные труды по монетам времен Бар-Кохбы не знают себе равных.
У Лео Мильденберга была еще одна страсть. Он коллекционировал античные изображения животных, и его коллекция демонстрировалась на выставках по всему миру. Удивительно симпатичные статуи бегемотов и леопардов, уток и лошадей. Одно правило было у этого коллекционера: в коллекцию принимались изображения животных только свободных и благополучных. Никаких цепей, решеток и тем более изображений охоты. Друзья говорили, что великий нумизмат видел слишком много несвободы в первой части своей жизни и во второй части даже в коллекцию не хотел это рабство пускать.
На ней тоже изображен вход в Храм, но он выглядит по-другому – по сторонам от входа только две колонны, но сам проход почему-то значительно шире. Профессор Патрик считает, что здесь изображен вход в наружную часть Храма, который действительно был шире и выше входа во внутреннюю часть. А декоративные колонны по бокам от входа напоминали о монументальных колоннах Боаз и Яхин, которые были столь отличительным признаком Первого Храма. И это, кстати, вполне логично, что на более дорогой монете в четыре драхмы был изображен более святой, внутренний фасад Храма, а на монете подешевле – в две драхмы – фасад наружный.
Однако самое главное, о чем свидетельствуют монеты времен Бар-Кохбы – так это о серьезности намерений восставших иудеев. А также о развитой инфраструктуре и высоком организационном уровне этого еврейского правительства – ведь только настоящая власть, как в те времена, так и сегодня, способна эмитировать свою валюту.
jewish.ru
Поиск по сайту
ПАРТНЕРЫ САЙТА
|
Вы никогда не задумывались о том, что события, описываемые в библии, имеют реальную историческую основу? Здесь сразу стоит оговориться. Речь идет не об Иисусе Христе. Вопрос о том, был ли Христос на свете или нет, даже не рассматривается. Для наших целей это не существенно. Но, думаю, что многие из вас слышали об Иосифе Флавии, и уж точно все слышали про царя Ирода и Понтия Пилата. Именно о них и многих других реальных исторических личностях, живших на древней территории Иудеи две тысячи лет назад, и пойдет разговор. Точнее, на фоне истории речь пойдет о ее свидетелях — монетах.
Время идет, и уже Персидская Империя прекращает свое существование. По всему Средиземноморью хозяйничают греки. Разумеется, в обращении тут же появляется драхма и ее производные. Ближний Восток — не исключение. Про монеты — подражания афинским мы здесь говорить не будем. Они чеканились в Газе — месте, где еще оставались филистимляне. Были очень похожи. Как и везде, греки навязывали свой образ жизни, а заодно и свою веру. Зевс, Аполлон, Афина, культ красивого тела, спорта и многое другое должно было увлечь местных жителей и сделать их похожими на эллинов. Но у евреев был свой бог. Он был один, в отличие от пантеона язычников-греков. Именно для него после возвращения из вавилонского плена был восстановлен Храм в Иерусалиме. И избранный этим богом народ совершенно не собирался от него отказываться. Эллины в лице империи Селевкидов настаивали. Они осквернили Храм, поставив там статуи своих богов. Поэтому началось восстание. Руководили им шесть братьев, которых прозвали Маккавеями. И они победили!! Более того, Иудея снова стала независимой! В память об этой победе евреи сейчас празднуют Хануку. Но не об этом светлом празднике речь. Один из братьев — Симон — основал хасмонейскую династию, правившую в Иудее около ста лет. И каждый царь чеканил монеты. В основном, это были мелкие медные монеты, которые назывались «прута» (ударение на первый слог) и их половинки — лепты. Слышали про лепту вдовы? Вот это они самые и были. Современный Израиль появился на картах в 1948 году. Это уже другая история. Но на современных монетах Государства Израиль изображены те же традиционные символы, что и на античных.
|
|
judaea.ru
Древнейшие известные Е. монеты чеканены Иоанном Гирканом I (135-106). Они (равно как и монеты преемников его) бронзовые, предназначались исключительно для местного обращения. Форма их чрезвычайно разнообразна, изображения: венок, рог изобилия, цветок, якорь, пальма, звезда. Надписи на первых монетах чисто Е.: «X… первосвященник и община евреев»; изредка встречается: «глава общины». Монеты, до последнего времени приписывавшиеся Симону Маккавею, на самом деле принадлежат лжемессии Бар-Кохбе, современнику Адриана. На позднейших монетах надписи двуязычные — Е. и греческие. Последние состоят из произвольно выбранного имени и титула «царь». На монетах Антигона (40-37) означается и год царствования.
При Ироде типы монеты остались те же, с добавлением треножника и шлема, но надписи — исключительно греческие. Агриппа I чеканил, кроме монет с Е. символами, монеты и с чисто языческими изображениями. С этого времени в обращении находилась в Иудее римская золотая и серебряная монета, главным образом последняя — денарий. Прокураторы выпускали и мелкую разменную монету из бронзы. От времен иудейской войны сохранились серебряные и бронзовые монеты (последняя — осадная, выпущенная с принудительным курсом на серебро). Серебряные монеты — сиклы (весом в 14 грамм) и полусиклы (7 грамм). Изображения состоят из чаши на лицевой стороне и лилии с тремя цветами — на оборотной. Надписи древнееврейские (самаритянским шрифтом), на одной стороне «израильский сикл или полусикл», на другой — «священный Иерусалим» и буква, означающая год. На осадных сиклах встречаются еще три эмблемы: фиговые лист и отрог и райское яблоко. Подавив восстание, римляне заняли Палестину десятым легионом, на сохранившихся монетах которого изображается обыкновенно Иудея в виде пленницы, стоящей или сидящей около пальмы. Монеты времен восстания Бар-Кохбы состоят из денариев и сиклей, перечеканенных (правильнее надчеканенных) на римских денариях и на тетрадрахмах Антиоха. Монеты первого года выпущены с именем Элеазара («Элеазар священник») и изображением вазы и пальмы на одной стороне, «первый год от освобождения Израиля» и кисти ягод — на другой. Монеты второго года имеют имя «Симона», разной транскрипции, и венок или лозу на лицевой стороне и подпись «второй год свободы Израиля» или «свобода Иерусалима». Существуют и бронзовые монеты этого же времени, предназначавшиеся для платы войскам. Монеты Бар-Кохбы — последние Е. монеты.
См. Madden, «Coins of Jews» (Лондон, 1881), где собрана библиография предмета и ст. Рейнаха «Е. монеты» в «Восходе» (1893 г., кн. X, XI и XII). Изображение Е. монет см. в таблице к ст. Сирийские монеты.
П. фон Винклер.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Монеты Маккавеев — древнейшие еврейские монеты из бронзы, позже из меди. Первые приписыв. Симону (139 135 до н.э.) из рода Маккавеев, надписи на них на др. евр. языке и изображ. чаша, плоды, растения и др. Все последующие монеты называют правителя, а со… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Иудейские монеты — см. Еврейские монеты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сикль — (евр. schekel) древнееврейский вес в особенности для благородных металлов; служил также в качестве денежной счетной единицы, наподобие англ. фунта стерлингов. Чему равен С. трудно определить. Как монета (весом 14 г) он впервые появляется в 143 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ротшильды — (Rothschilds) Ротшильды это известнейшая династия европейских банкиров, финансовых магнатов и филантропов Династия Ротшильдов, представители династии Ротшильдов, история династии, Майер Ротшильд и его сыновья, Ротшильды и теории заговора,… … Энциклопедия инвестора
Кумран — (ивр. חירבת קומראן, араб. خربة قمران) местность на сухом плато, примерно в полутора километрах от сев … Википедия
Музеи — (museum, μουςειον) так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, т. е. науке, поэзии и искусству. Такие М. были в Афинах, Трезене, Стагире, Пергаме, Антиохии, Византии; но самым величайшим М. в древности был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
История евреев в Египте — Египетские евреи … Википедия
Младшие Арканы — Основная статья: Карты Таро Карты типичной колоды Таро делятся на две большие группы: Старшие арканы козыри, обычно 22 карты. Младшие арканы четыре масти, обычно 56 карт, по 14 карт каждой масти. Содержание 1 Сокращенная или полная колода … Википедия
Нобль — английская золотая монета, впервые отчеканенная в 1344 м году в память о победе в морском сражении над французами при Слёйсе (1340). На аверсе изображался погрудный портрет короля с мечом и щитом на корабле на волнах моря, на реверсе инициалы… … Википедия
Младшие арканы — Основная статья: Карты Таро Карты типичной колоды Таро делятся на две большие группы: Старшие арканы козыри, обычно 22 карты. Младшие арканы четыре масти, обычно 56 карт, по 14 карт каждой масти. Содержание 1 Сокращенная или полная колода … Википедия
dic.academic.ru
Древнейшие известные Е. монеты чеканены Иоанном Гирканом I (135-106). Они (равно как и монеты преемников его) бронзовые, предназначались исключительно для местного обращения. Форма их чрезвычайно разнообразна, изображения: венок, рог изобилия, цветок, якорь, пальма, звезда. Надписи на первых монетах чисто Е.: «X… первосвященник и община евреев»; изредка встречается: «глава общины». Монеты, до последнего времени приписывавшиеся Симону Маккавею, на самом деле принадлежат лжемессии Бар-Кохбе, современнику Адриана. На позднейших монетах надписи двуязычные — Е. и греческие. Последние состоят из произвольно выбранного имени и титула «царь». На монетах Антигона (40-37) означается и год царствования.
При Ироде типы монеты остались те же, с добавлением треножника и шлема, но надписи — исключительно греческие. Агриппа I чеканил, кроме монет с Е. символами, монеты и с чисто языческими изображениями. С этого времени в обращении находилась в Иудее римская золотая и серебряная монета, главным образом последняя — денарий. Прокураторы выпускали и мелкую разменную монету из бронзы. От времен иудейской войны сохранились серебряные и бронзовые монеты (последняя — осадная, выпущенная с принудительным курсом на серебро). Серебряные монеты — сиклы (весом в 14 грамм) и полусиклы (7 грамм). Изображения состоят из чаши на лицевой стороне и лилии с тремя цветами — на оборотной. Надписи древнееврейские (самаритянским шрифтом), на одной стороне «израильский сикл или полусикл», на другой — «священный Иерусалим» и буква, означающая год. На осадных сиклах встречаются еще три эмблемы: фиговые лист и отрог и райское яблоко. Подавив восстание, римляне заняли Палестину десятым легионом, на сохранившихся монетах которого изображается обыкновенно Иудея в виде пленницы, стоящей или сидящей около пальмы. Монеты времен восстания Бар-Кохбы состоят из денариев и сиклей, перечеканенных (правильнее надчеканенных) на римских денариях и на тетрадрахмах Антиоха. Монеты первого года выпущены с именем Элеазара («Элеазар священник») и изображением вазы и пальмы на одной стороне, «первый год от освобождения Израиля» и кисти ягод — на другой. Монеты второго года имеют имя «Симона», разной транскрипции, и венок или лозу на лицевой стороне и подпись «второй год свободы Израиля» или «свобода Иерусалима». Существуют и бронзовые монеты этого же времени, предназначавшиеся для платы войскам. Монеты Бар-Кохбы — последние Е. монеты.
См. Madden, «Coins of Jews» (Лондон, 1881), где собрана библиография предмета и ст. Рейнаха «Е. монеты» в «Восходе» (1893 г., кн. X, XI и XII). Изображение Е. монет см. в таблице к ст. Сирийские монеты.
П. фон Винклер.
Поделитесь на страничкеslovar.wikireading.ru
Об авторе