8. Все израильские мелкие монеты содержат мотивы древних монет еврейского царства. Например, одна из сторон монеты номиналом в 10 агорот является копией монеты времен царя Матитьягу Антигоноса Второго (40-37 гг. до н.э.) и украшена семисвечником. Память о прошлом несли и уже вышедшие из обращения монеты стоимостью 1 и 5 агорот. На первой был корабль, позаимствованный с монеты царя Ирода Архелая; на второй – традиционные еврейские символы этрог и лулав, взятые с монеты времен Великого восстания против Рима.
9. Кстати, решение об отмены 5 агорот было принято 1 января 2008 года и привело к тому, что Банк Израиля сэкономил государственной казне 1.7 миллионов шекелей. Дело в том, что из-за роста цен на металлы стоимость производства одной такой монетки достигла аж 16 агорот, то есть более чем в три раза большее ее номинала!
10. А вот цветок на монете 1 шекель "одолжили" у монеты, которой более двух с половиной тысяч лет. С той же монеты, выпускавшейся, когда Страна Израиля пользовалась сравнительной автономией в рамках персидской империи, взято отчеканенное древним ивритским шрифтом слово "Иудея".
mknizhnik.livejournal.com
Израиль и Иудея долгое время обходились без своей чеканки, роль платежного средства исполняла, прежде всего, финикийская монета. Так что прославленные библейские имена не оставили почти никакого следа в нумизматике Ближнего Востока. Потом пришла монета греческих правителей Персии и Сирии - Селевкидов, ходила монета Птолемеев из Египта, римская монета.
Это означало, во-первых, значительную экономическую и технологическую зависимость от соседей. Во-вторых, этот факт отмечает пребывание территории еврейских государств в имперских образованиях в качестве скромного сателлита.
Если периоды независимости казались редкой роскошью, то чеканка собственной монеты связывается именно с периодами свободы.
Самые первые монеты Иудеи чеканились вскоре после 333 года до НЭ. Но вначале это была мелкая, разменная монета для внутренних нужд.
Их интересно сравнить с современными им иудейскими монетками, вначале примерно того же уровня качества.
Обол известного царя Ирода (4 BCE - 6 CE)
Обол Иуды Аристобула, 103-104 гг до НЭ.
Но главные соперники за контроль над всей территорией были Селевкиды и Птолемеи, а потом уж и Рим.
Следующая монета, понятно, отчеканена греками, но зато на монетном дворе в Сидоне.
Тетрадрахма, Sidon около 148-147 гг. до НЭ
Собственная серебряная монета появлялась в Иудее и Израиле в периоды восстаний. Вот эта монета отмечает такой период независимости от Рима - Первую иудейскую войну (66-70 гг.)
Шекель 3 года, 13,97 г, (68-69 гг) с храмовой чашей, украшенной 9 жемчужинами и цветком апельсина.
Кстати, монета эта вполне приличного качества.
Восстание Бар-Кохбы (132-135) или Вторая Иудейская война дала еще больший урожай монет.
И, что важно, использование иной и весьма разнообразной символики:
Бронзовая монета 1 года восстания (132-133) с венком из пальмовых листьев и 4-струнной лирой.
Серебряная тетрадрахма, 13,94 г, второго года (133-134), два разных экземпляра монеты
Изображения Иерусалимского храма, лулава, нераскрытыго веерообразного пальмового побега, а также лимона (слева от лулава).
Надпись сокращенная, расшифровывается, как "второй год независимости Израиля". Интересно, что среди этого типа встречаются перечеканки римских монет.
Бронзовая монета второго года с пальмовым леревом и виноградной гроздью.
Надпись на серебряном денарии "2 год независимости Израиля", кувшин, колос, финики.
Редкий вариант серебряного денария - с горнами.
Понимать ли всю эту аграрную символику, как указание на источники существования нового государства? Вероятно, да. Виноград, пальма, хлеб, вино, финики - это и библейская символика.
В общем-то, с точки зрения собственной нумизматики, история Израиля веьма скромна.
Очевидна аграрная природа этого края и не очень высокое развитие ремесла.
Монеты, к примеру, не превышают уровня более древних финикийских монет.
Но кто мог догадаться, что под остальной мир уже заложена бомба христианства?
aldanov.livejournal.com
О восстании Шимона Бар-Кохбы, бросившего вызов могущественной Римской империи и названного в тот период даже Мессией, до нас дошло не так много материальных свидетельств, как и о нём самом. И самые главные среди них – это монеты, которые чеканили еврейские повстанцы. Надписи на них были сделаны по-еврейски, причем архаичным шрифтом времен Первого Храма, в отличие от монет времен Ирода и других поздних царей Иудеи, на чьих монетах надписи были сделаны по-гречески. Написано на монетах времен восстания было обычно имя Шимона на одной стороне и гордые слова «За свободу Иерусалима!» – на другой. Но громадный интерес представляют рисунки на этих монетах.
Некоторые из рисунков прочитываются легко. Например, на некоторых динариях изображены серебряные трубы и какой-то струнный музыкальный инструмент вроде лиры – скорее всего, эти инструменты использовались в храмовом служении и в память о нем попали на монеты. На ряде других изображены этрог с лулавом – растения, используемые евреями при праздновании праздника Суккот – как тогда, так и сейчас. Эти растения вообще были одними из самых популярных символов еврейской атрибутики на протяжении многих веков.
А вот на одной из монет изображен изящный кувшин с узким горлышком и на тонком основании, рядом с которым ветка какого-то растения. Многие считали эту ветку пальмовой, но это никак не помогало разобраться – что же за сосуд тут изображен? Похоже, недавно эту загадку смог разгадать израильский исследователь Й. Адлер, рассмотревший в этой ветке – обычную иву. По его мнению, монета эта хранит память об одной из самых любимых народом церемоний времен Иерусалимского Храма, когда в праздник Суккот жертвенник украшали громадными ивовыми ветвями, а потом торжественно вносили туда в золотом сосуде воду из источника Шилоах. Воду эту возливали на жертвенник, вознося при этом молитвы о хорошем дожде в наступающем году. Из-за этой церемонии, кстати, велись во времена Храма жаркие споры: она не описана в Торе, поэтому саддукеи боролись с ней, а фарисеи одобряли. Так что монета эта оказывается признаком победы фарисеев.
Но особенный интерес вызывают монеты с изображением фасада Храма. Ведь когда они чеканились, было еще немало евреев, своими глазами видевших это величественное здание до того, как его уничтожили римские захватчики. Одно из изображений широко известно – оно отчеканено на распространенной монете достоинством в тетрадрахму.
На этой монете можно увидеть вход с украшением над ним, четыре колонны по сторонам и какой-то предмет внутри. В прошлом некоторые ученые думали, что здесь изображен Первый Храм, а предмет – это Ковчег Завета. Но зачем восставшим изображать здание, разрушенное за пять веков до них, когда они помнили Второй Храм и могли бы изобразить его? К тому же предмет с полукругом сверху вовсе не похож на Ковчег Завета. Да и известно, что Ковчег Завета стоял в Святая святых, скрытый от глаз людских, а не открытый взору, как на этом рисунке!
Наилучшее объяснение этому рисунку дал иерусалимский ученый профессор Й. Патрик. По его мнению, здесь изображен вход в основную часть Храма. Предмет, который виден сквозь вход – это стол с хлебами – один из трех священных предметов, стоявших в основной части Храма, как Первого, так и Второго. А украшение над входом – это громадная золотая лоза с виноградными гроздьями. Эта золотая лоза имела большое значение – недаром её упоминают и Мишна, и Иосиф Флавий, и римские историки, например, Тацит. Согласно Патрику, гроздь винограда, снова и снова появляющаяся на монетах Бар-Кохбы, – это не просто сельскохозяйственный символ, а часть именно этой золотой лозы над входом в Храм.
Наконец, упомянем еще одну довольно редкую монету – дидрахму, найденную и описанную выдающимся еврейским нумизматом Лео Мильденбергом.
СПРАВКА.
Лео Мильденберг был тихим еврейским мальчиком и изучал древнюю историю и семитские языки в университете Франкфурта, одновременно увлекаясь старинными монетами. Когда нацисты пришли в Германии к власти, он перебрался в независимую тогда Эстонию, нашел место докторанта в университете Тарту и там продолжил свои научные штудии. Когда в Эстонию пришла советская власть, Лео попал «под раздачу» уже под другой категорией: его сослали в Казахстан – как немца, а не как еврея. В тяжелой ссылке он не только выжил, но и встретил свою будущую жену – Эльзу Бруннер из Цюриха. После войны благодаря помощи Красного Креста паре удалось вернуться в Цюрих, и там неожиданно пригодилась страсть Лео к монетам: его сходу приняли на работу в один из крупнейших банков Швейцарии, а с годами Мильденберг стал одним из самых авторитетных в мире специалистов по античной нумизматике. Но особую страсть он питал к монетам еврейским, и его научные труды по монетам времен Бар-Кохбы не знают себе равных.
У Лео Мильденберга была еще одна страсть. Он коллекционировал античные изображения животных, и его коллекция демонстрировалась на выставках по всему миру. Удивительно симпатичные статуи бегемотов и леопардов, уток и лошадей. Одно правило было у этого коллекционера: в коллекцию принимались изображения животных только свободных и благополучных. Никаких цепей, решеток и тем более изображений охоты. Друзья говорили, что великий нумизмат видел слишком много несвободы в первой части своей жизни и во второй части даже в коллекцию не хотел это рабство пускать.
На ней тоже изображен вход в Храм, но он выглядит по-другому – по сторонам от входа только две колонны, но сам проход почему-то значительно шире. Профессор Патрик считает, что здесь изображен вход в наружную часть Храма, который действительно был шире и выше входа во внутреннюю часть. А декоративные колонны по бокам от входа напоминали о монументальных колоннах Боаз и Яхин, которые были столь отличительным признаком Первого Храма. И это, кстати, вполне логично, что на более дорогой монете в четыре драхмы был изображен более святой, внутренний фасад Храма, а на монете подешевле – в две драхмы – фасад наружный.
Однако самое главное, о чем свидетельствуют монеты времен Бар-Кохбы – так это о серьезности намерений восставших иудеев. А также о развитой инфраструктуре и высоком организационном уровне этого еврейского правительства – ведь только настоящая власть, как в те времена, так и сегодня, способна эмитировать свою валюту.
jewish.ru
Поиск по сайту
ПАРТНЕРЫ САЙТА
|
Вы никогда не задумывались о том, что события, описываемые в библии, имеют реальную историческую основу? Здесь сразу стоит оговориться. Речь идет не об Иисусе Христе. Вопрос о том, был ли Христос на свете или нет, даже не рассматривается. Для наших целей это не существенно. Но, думаю, что многие из вас слышали об Иосифе Флавии, и уж точно все слышали про царя Ирода и Понтия Пилата. Именно о них и многих других реальных исторических личностях, живших на древней территории Иудеи две тысячи лет назад, и пойдет разговор. Точнее, на фоне истории речь пойдет о ее свидетелях — монетах. В XI веке до новой эры у евреев появляется царь. Первым царем был избран Саул. Но он погибает в очередном сражении с филистимлянами. Следующим царем становится Давид. Тот самый, который в молодости, воспользовавшись косоглазием Голиафа, убил его, метнув камень из пращи. Именно он завершил формирование государства. Давид отвоевал Иерусалим и сделал его столицей. Он правил долго и перед смертью завещал своему сыну Соломону построить Храм. Соломон, став царем, исполнил этот завет и построил в Иерусалиме Первый Храм. Государство расширилось, с ним стали считаться крупные державы того времени, в первую очередь, Египет. Но после смерти Соломона, как это часто бывает, все, что нажито непосильным трудом, развалилось. На месте государства Соломона образовались два еврейских государства — Иудея со столицей в Иерусалиме и Израильское царство со столицей в Самарии. Минуло еще несколько веков, прошедших в беспрерывных войнах. Маленькая Иудея жила между сверхдержавами того времени — Ассирией (а затем Вавилоном) и Египтом. Просто чудо, что Иудея выжила. Даже не одно, а много чудес. Например, такое. В 700 году до н.э. ассирийский царь Сенаххериб начал осаду Иерусалима. Шла она несколько месяцев. А потом что-то случилось, и ассирийцы сняли осаду. В результате они удовлетворились большой контрибуцией, но Иерусалим не был взят. За 20 лет до этого в подобной ситуации была взята Самария, после чего прекратило существование Израильское царство. Чем не чудесное спасение? Для жителей было очевидна причина чуда — в Иерусалиме есть Храм! Но в 597 г. до новой эры вавилонский царь Навуходоносор все же осадил и захватил Иерусалим. На первый раз он потребовал контрибуцию, а заодно увез с собой иудейского царя. Но через 10 лет произошло восстание, которое было жестоко подавлено. Храм был разрушен, а тысячи людей, цвет общества, были уведены на поселение в Вавилон. Так началось вавилонское пленение. Продолжалось оно около 50 лет. Все это время евреи мечтали о возвращении на родину и восстановлении Храма. Наконец, представилась такая возможность. На арене появилась новая сверхдержава — Персия. Персидский царь Кир завоевал Вавилон и разрешил евреям вернуться. Конечно, и речи не было о воссоздании Иудейского царства. Разрешение было дано только на поселение в Иерусалиме и восстановлении Храма. Вся эта территория продолжала оставаться частью огромной Персидской империи. Кстати, мы подошли к тому времени, когда появились первые монеты, отчеканенные иудеями. Датируются они серединой 4-го века до новой эры. Серебряные монеты с надписью на иврите «Ехуд». Так называли персы территорию Иудеи. Лилию, изображенную на одной из этих монет, сейчас можно увидеть на современном шекеле Государства Израиль.
Время идет, и уже Персидская Империя прекращает свое существование. По всему Средиземноморью хозяйничают греки. Разумеется, в обращении тут же появляется драхма и ее производные. Ближний Восток — не исключение. Про монеты — подражания афинским мы здесь говорить не будем. Они чеканились в Газе — месте, где еще оставались филистимляне. Были очень похожи. Как и везде, греки навязывали свой образ жизни, а заодно и свою веру. Зевс, Аполлон, Афина, культ красивого тела, спорта и многое другое должно было увлечь местных жителей и сделать их похожими на эллинов. Но у евреев был свой бог. Он был один, в отличие от пантеона язычников-греков. Именно для него после возвращения из вавилонского плена был восстановлен Храм в Иерусалиме. И избранный этим богом народ совершенно не собирался от него отказываться. Эллины в лице империи Селевкидов настаивали. Они осквернили Храм, поставив там статуи своих богов. Поэтому началось восстание. Руководили им шесть братьев, которых прозвали Маккавеями. И они победили!! Более того, Иудея снова стала независимой! В память об этой победе евреи сейчас празднуют Хануку. Но не об этом светлом празднике речь. Один из братьев — Симон — основал хасмонейскую династию, правившую в Иудее около ста лет. И каждый царь чеканил монеты. В основном, это были мелкие медные монеты, которые назывались «прута» (ударение на первый слог) и их половинки — лепты. Слышали про лепту вдовы? Вот это они самые и были. Современный Израиль появился на картах в 1948 году. Это уже другая история. Но на современных монетах Государства Израиль изображены те же традиционные символы, что и на античных.
|
|
judaea.ru
Древнейшие известные Е. монеты чеканены Иоанном Гирканом I (135-106). Они (равно как и монеты преемников его) бронзовые, предназначались исключительно для местного обращения. Форма их чрезвычайно разнообразна, изображения: венок, рог изобилия, цветок, якорь, пальма, звезда. Надписи на первых монетах чисто Е.: "X... первосвященник и община евреев"; изредка встречается: "глава общины". Монеты, до последнего времени приписывавшиеся Симону Маккавею, на самом деле принадлежат лжемессии Бар-Кохбе, современнику Адриана. На позднейших монетах надписи двуязычные — Е. и греческие. Последние состоят из произвольно выбранного имени и титула "царь". На монетах Антигона (40-37) означается и год царствования.
При Ироде типы монеты остались те же, с добавлением треножника и шлема, но надписи — исключительно греческие. Агриппа I чеканил, кроме монет с Е. символами, монеты и с чисто языческими изображениями. С этого времени в обращении находилась в Иудее римская золотая и серебряная монета, главным образом последняя — денарий. Прокураторы выпускали и мелкую разменную монету из бронзы. От времен иудейской войны сохранились серебряные и бронзовые монеты (последняя — осадная, выпущенная с принудительным курсом на серебро). Серебряные монеты — сиклы (весом в 14 грамм) и полусиклы (7 грамм). Изображения состоят из чаши на лицевой стороне и лилии с тремя цветами — на оборотной. Надписи древнееврейские (самаритянским шрифтом), на одной стороне "израильский сикл или полусикл", на другой — "священный Иерусалим" и буква, означающая год. На осадных сиклах встречаются еще три эмблемы: фиговые лист и отрог и райское яблоко. Подавив восстание, римляне заняли Палестину десятым легионом, на сохранившихся монетах которого изображается обыкновенно Иудея в виде пленницы, стоящей или сидящей около пальмы. Монеты времен восстания Бар-Кохбы состоят из денариев и сиклей, перечеканенных (правильнее надчеканенных) на римских денариях и на тетрадрахмах Антиоха. Монеты первого года выпущены с именем Элеазара ("Элеазар священник") и изображением вазы и пальмы на одной стороне, "первый год от освобождения Израиля" и кисти ягод — на другой. Монеты второго года имеют имя "Симона", разной транскрипции, и венок или лозу на лицевой стороне и подпись "второй год свободы Израиля" или "свобода Иерусалима". Существуют и бронзовые монеты этого же времени, предназначавшиеся для платы войскам. Монеты Бар-Кохбы — последние Е. монеты.
См. Madden, "Coins of Jews" (Лондон, 1881), где собрана библиография предмета и ст. Рейнаха "Е. монеты" в "Восходе" (1893 г., кн. X, XI и XII). Изображение Е. монет см. в таблице к ст. Сирийские монеты.
П. фон Винклер.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Монеты Маккавеев — древнейшие еврейские монеты из бронзы, позже из меди. Первые приписыв. Симону (139 135 до н.э.) из рода Маккавеев, надписи на них на др. евр. языке и изображ. чаша, плоды, растения и др. Все последующие монеты называют правителя, а со… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Иудейские монеты — см. Еврейские монеты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сикль — (евр. schekel) древнееврейский вес в особенности для благородных металлов; служил также в качестве денежной счетной единицы, наподобие англ. фунта стерлингов. Чему равен С. трудно определить. Как монета (весом 14 г) он впервые появляется в 143 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Ротшильды — (Rothschilds) Ротшильды это известнейшая династия европейских банкиров, финансовых магнатов и филантропов Династия Ротшильдов, представители династии Ротшильдов, история династии, Майер Ротшильд и его сыновья, Ротшильды и теории заговора,… … Энциклопедия инвестора
Кумран — (ивр. חירבת קומראן, араб. خربة قمران) местность на сухом плато, примерно в полутора километрах от сев … Википедия
Музеи — (museum, μουςειον) так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, т. е. науке, поэзии и искусству. Такие М. были в Афинах, Трезене, Стагире, Пергаме, Антиохии, Византии; но самым величайшим М. в древности был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
История евреев в Египте — Египетские евреи … Википедия
Младшие Арканы — Основная статья: Карты Таро Карты типичной колоды Таро делятся на две большие группы: Старшие арканы козыри, обычно 22 карты. Младшие арканы четыре масти, обычно 56 карт, по 14 карт каждой масти. Содержание 1 Сокращенная или полная колода … Википедия
Нобль — английская золотая монета, впервые отчеканенная в 1344 м году в память о победе в морском сражении над французами при Слёйсе (1340). На аверсе изображался погрудный портрет короля с мечом и щитом на корабле на волнах моря, на реверсе инициалы… … Википедия
Младшие арканы — Основная статья: Карты Таро Карты типичной колоды Таро делятся на две большие группы: Старшие арканы козыри, обычно 22 карты. Младшие арканы четыре масти, обычно 56 карт, по 14 карт каждой масти. Содержание 1 Сокращенная или полная колода … Википедия
dic.academic.ru
Древнейшие известные Е. монеты чеканены Иоанном Гирканом I (135-106). Они (равно как и монеты преемников его) бронзовые, предназначались исключительно для местного обращения. Форма их чрезвычайно разнообразна, изображения: венок, рог изобилия, цветок, якорь, пальма, звезда. Надписи на первых монетах чисто Е.: "X... первосвященник и община евреев"; изредка встречается: "глава общины". Монеты, до последнего времени приписывавшиеся Симону Маккавею, на самом деле принадлежат лжемессии Бар-Кохбе, современнику Адриана. На позднейших монетах надписи двуязычные — Е. и греческие. Последние состоят из произвольно выбранного имени и титула "царь". На монетах Антигона (40-37) означается и год царствования.
При Ироде типы монеты остались те же, с добавлением треножника и шлема, но надписи — исключительно греческие. Агриппа I чеканил, кроме монет с Е. символами, монеты и с чисто языческими изображениями. С этого времени в обращении находилась в Иудее римская золотая и серебряная монета, главным образом последняя — денарий. Прокураторы выпускали и мелкую разменную монету из бронзы. От времен иудейской войны сохранились серебряные и бронзовые монеты (последняя — осадная, выпущенная с принудительным курсом на серебро). Серебряные монеты — сиклы (весом в 14 грамм) и полусиклы (7 грамм). Изображения состоят из чаши на лицевой стороне и лилии с тремя цветами — на оборотной. Надписи древнееврейские (самаритянским шрифтом), на одной стороне "израильский сикл или полусикл", на другой — "священный Иерусалим" и буква, означающая год. На осадных сиклах встречаются еще три эмблемы: фиговые лист и отрог и райское яблоко. Подавив восстание, римляне заняли Палестину десятым легионом, на сохранившихся монетах которого изображается обыкновенно Иудея в виде пленницы, стоящей или сидящей около пальмы. Монеты времен восстания Бар-Кохбы состоят из денариев и сиклей, перечеканенных (правильнее надчеканенных) на римских денариях и на тетрадрахмах Антиоха. Монеты первого года выпущены с именем Элеазара ("Элеазар священник") и изображением вазы и пальмы на одной стороне, "первый год от освобождения Израиля" и кисти ягод — на другой. Монеты второго года имеют имя "Симона", разной транскрипции, и венок или лозу на лицевой стороне и подпись "второй год свободы Израиля" или "свобода Иерусалима". Существуют и бронзовые монеты этого же времени, предназначавшиеся для платы войскам. Монеты Бар-Кохбы — последние Е. монеты.
См. Madden, "Coins of Jews" (Лондон, 1881), где собрана библиография предмета и ст. Рейнаха "Е. монеты" в "Восходе" (1893 г., кн. X, XI и XII). Изображение Е. монет см. в таблице к ст. Сирийские монеты.
П. фон Винклер.
Поделитесь на страничкеslovar.wikireading.ru
Об авторе