Евроазиатский союз страны участники: Росстат — Евразийский экономический союз

Евроазиатский союз страны участники: Росстат — Евразийский экономический союз

Содержание

Таможенный союз ЕАЭС

   
       
 
Представитель в Китае
 
  Калькулятор для определения категории опасности оборудования, работающего под избыточным давлением

База данных ТН ВЭД ЕАЭС

Рекомендации клиентов

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

Техническое регулирование в Таможенном союзе
Брошюра Евразийской экономической комиссии (PDF, 3,4 MB)

Контакты

Телефоны: +7 499 347-18-97
  +7 499 409-63-69
Эл. почта: [email protected]
Скайп: mintest.company

Стоимость услуг

 

О статусе государства – наблюдателя при Евразийском экономическом союзе​​​

Форматы взаимодействия третьих государств с Евразийским экономическим союзом различны. Один из самых простых форматов – это получение статуса наблюдателя при Союзе.
Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. (статья 109​) предусматривает, что любое государство вправе обратиться к Председателю Высшего совета с просьбой о предоставлении ему статуса государства – наблюдателя при Союзе. И далее Высший совет с учётом интересов развития интеграции и достижения целей Договора о Союзе принимает решение о предоставлении такого статуса либо об отказе в его предост​авлении.
Статус наблюдателя даёт возможность уполномоченным представителям государства –наблюдателя при Союзе присутствовать по приглашению на заседаниях органов Союза, получать принимаемые органами Союза документы, не являющиеся документами конфиденциального характера. При этом данный статус не даёт права участвовать в принятии решений в органах Союза.
Одновременно Договор о Союзе устанавливает, что государство, получающее статус государства – наблюдателя при Союзе, обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам Союза и государств-членов, объекту и целям Договора о Союзе.
14 мая 2018 г. Высший Евразийский экономический совет утвердил Положение «О статусе государства – наблюдателя при Евразийском экономическом союзе» (Решение ВЕЭС от 14 мая 2018 г. № 8). Первый статус государства-наблюдателя был предоставлен Республике Молдова (решение ВЕЭС от 14 мая 2018 г. № 9).​
На заседании Высшего Евразийского экономического совета 11 декабря 2020 года главы государств – членов Евразийского экономического союза приняли решение предоставить Республике Куба​ и Республике Узбекистан​ статус государства –наблюдателя при ЕАЭС. С инициативами о взаимодействии с Союзом в таком формате ранее выступили президенты этих стран.
29 октября 2021 г. Совет Комиссии решением № 114 одобрил проект решения Высшего совета «О внесении изменений в Положение о статусе государства – наблюдателя при Евразийском экономическом союзе.
10 декабря 2021 г. Высший совет принял решение № 21 «О внесении изменений в Положение о статусе государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе», предусматривающее внесение изменений в Положение в части:
— установления порядка предварительных консультаций государства, заинтересованного в получении статуса государства-наблюдателя при Союзе, с государствами-членами Союза по данному вопросу;
— уточнения, что государство, заинтересованное в получении указанного статуса, при направлении письма с просьбой о проведении консультаций одновременно должно выразить готовность соблюдать положения статьи 109 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и руководствоваться Положением;
— определения порядка действия Комиссии при поступлении обращения о проведении консультаций;
— определения, на каком языке осуществляется взаимодействие государства-наблюдателя с государствами-членами и органами Союза (русский язык), и кто несёт расходы, связанные с переводом с русского и на русский язык, в том числе синхронным переводом (государство-наблюдатель).

Что такое Евразийский экономический союз?

Объяснение истории, цели и политической подоплеки Евразийского экономического союза.

объяснитель

7 минут ЧИТАТЬ

Члены Евразийского экономического союза

Евразийский экономический союз состоит из пяти государств-членов: России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении.

Что такое Евразийский экономический союз?

Теоретически Евразийский экономический союз (ЕАЭС или ЕАЭС) представляет собой амбициозный проект экономической интеграции на постсоветском пространстве. Его формальные цели заключаются в создании общего рынка, подобного Европейскому союзу (ЕС).

Он стремится достичь этого путем координации экономической политики, устранения нетарифных торговых барьеров, гармонизации правил и модернизации экономики пяти государств-членов.

180м

— совокупное население государств-членов ЕАЭС

В ЕАЭС есть свои институты, аналогичные институтам ЕС. К ним относятся Евразийская экономическая комиссия в Москве в качестве ее регулирующего органа и Суд Евразийского экономического союза в Минске.

Однако реальность интеграции между пятью государствами-членами громоздка и неоднородна.

Полномочия Комиссии ограничены. Государства-члены, не согласные с его решениями, могут обращаться в другие органы, и Комиссия не имеет полномочий обращаться в суд с государством-членом в случае несоблюдения. Споры часто решаются в двустороннем порядке, а не через институты ЕАЭС.

87%

— доля российской экономики в совокупном ВВП ЕАЭС в 2019 г.

Технократическая инфраструктура и общий рынок, которые лежат в основе ЕС и которые ЕАЭС стремился воспроизвести, до сих пор полностью не существуют. В целом стремление к более сложному экономическому союзу не было реализовано.

Россия на сегодняшний день является крупнейшим государством-членом и доминирует в Союзе. Это означает, что торговая модель представляет собой «центр и спицы», при этом большая часть торговли происходит между Россией и каждой из четырех других стран, а не между всеми пятью. Это доминирование означает, что Россия легко может действовать в одностороннем порядке в рамках союза.

Краткая история ЕАЭС

После распада Советского Союза в 1991 году Россия реализовала различные интеграционные проекты через Содружество Независимых Государств (СНГ) – гораздо более слабую организацию-правопреемницу Советского Союза.

Но это было крайне проблематично. Одни страны СНГ были заинтересованы в более тесном сотрудничестве с Россией, другие нет. В Украине многие восприняли организацию как механизм исключительно для содействия цивилизованному разводу с Россией.

Другие инициативы были созданы за пределами СНГ, в том числе Евразийское экономическое сообщество 2000 г. с Россией, Беларусью, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном и Единое экономическое пространство 2003 г.

Примерно с 2010 г. Россия начала более энергичные и амбициозные попытки наладить экономическое партнерство в бывших советских республиках.

К ним относятся Евразийский таможенный союз, образованный в 2010 г., и Единое экономическое пространство, созданное в 2012 г. Эта деятельность была отчасти вызвана финансовым кризисом 2008 г., а отчасти политикой Восточного партнерства ЕС (ВП).

Прочитать исследовательскую работу
Евразийский экономический союз

Восточное партнерство было запущено в 2009 году и направлено на углубление экономических отношений ЕС с соседними постсоветскими государствами, такими как Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Россия восприняла это как вторжение в свою сферу влияния и хотела создать альтернативный, дополнительный к ЕС экономический блок.

Государствами-основателями Евразийского таможенного союза были Россия, Беларусь и Казахстан.

Большая интеграция имела смысл для этих государств, которые все были автократиями и уже были тесно связаны через инфраструктуру и торговлю из-за наследия Советского Союза.

Экономический союз с Россией принес ожидание политической поддержки, гарантий безопасности и стимулов, таких как дешевая энергия.

Более тесная интеграция также имела политический смысл, поскольку экономический союз с Россией предполагал политическую поддержку, гарантии безопасности и такие стимулы, как дешевая энергия. Эти преимущества позволили автократическим лидерам избежать реформ, которые проводились в других постсоветских государствах.

И Беларусь, и Казахстан подчеркивали, что стремятся к экономическому, а не политическому союзу. Но реальность ЕАЭС как российского геополитического проекта проявилась на примере Армении, которая стремилась к соглашению с ЕС.

3 сентября 2013 года, после встречи на высшем уровне между президентом Армении Саргсяном и президентом России Путиным, было объявлено, что вместо этого Армения присоединится к Евразийскому таможенному союзу, который вскоре станет ЕАЭС.

В результате Армения получит скидки на поставки природного газа и отменит пошлины на российские нефтепродукты. Армянские активисты утверждали, что правительство было вынуждено присоединиться к ЕАЭС в рамках усилий России по укреплению своего влияния на бывшие советские республики.

Россия предприняла аналогичную попытку заставить Украину отказаться от ЕС в пользу членства в ЕАЭС, но это не удалось, и протесты привели к свержению правительства президента Виктора Януковича в 2014 году. Это положило начало череде событий, которые привели к аннексии Россией Крым и эскалация российской агрессии против Украины в 2022 году.

Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года в Астане (ныне Нур-Султан) и вступил в силу 1 января 2015 года. На следующий день Армения была принята в Союз оно вступило в силу. Кыргызстан также присоединился к Евразийскому экономическому союзу в августе 2015 года, мотивируя это своими тесными экономическими связями с Казахстаном и мобильностью рабочей силы, обеспечиваемой ЕАЭС.

Мигранты из Центральной Азии долгое время работали в России, но подвергались дискриминации и преследованиям. ЕАЭС предоставил легализованные формы трудовой миграции для кыргызских работников, облегчив возможности найти работу в России и отправить денежные переводы семье на родине. Эта трудовая мобильность была относительной историей успеха Союза.

Недавно велись дискуссии о вступлении Узбекистана в ЕАЭС, но они не продвинулись. После усиления российской агрессии против Украины в 2022 году Азербайджан также обсуждал вопрос о вступлении в ЕАЭС, поскольку война вынудила страну признать Россию своим самым важным геополитическим партнером.

Последствия агрессии 2022 года сделали ЕАЭС экономически более полезным для России, чем когда-либо прежде. Такие страны, как Казахстан, сыграли важную роль в том, чтобы позволить ему обходить санкции и ввозить запрещенные товары.

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

Наш флагманский информационный бюллетень содержит еженедельный обзор контента, а также последние новости о событиях и о том, как связаться с институтом.

Статья часть 2

Является ли ЕАЭС таможенным союзом?

ЕАЭС можно назвать лишь частичным таможенным союзом, так как государства-члены часто ведут себя в одностороннем порядке. Россия действовала, не посоветовавшись с союзом по критическим экономическим вопросам.

В 2014 году Россия заблокировала импорт сельскохозяйственной продукции из ЕС и торговлю с Украиной в ответ на введение финансово-экономических санкций. Другие государства-члены ЕАЭС не поддержали и не реализовали запрет. Вместо этого Беларусь, Армения и другие страны попытались извлечь из этого выгоду.

А Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) в ноябре 2015 года после вступления в ЕАЭС, но договорился о тарифе ниже общего тарифа ЕАЭС. Это означает, что около 40% таможенных пошлин в ЕАЭС не гармонизированы.

ЕАЭС представляет собой фрагментированный таможенный союз, для которого характерна односторонность России и ее непростые отношения с более мелкими государствами-членами.

Роль России в ЕАЭС

ЕАЭС имеет важное геополитическое значение для России. Путин рассматривает это как часть своего стремления восстановить российскую сферу влияния, утраченную с распадом Советского Союза. Для России выгоды от ЕАЭС в основном политические.

Его торговля внутри Союза намного меньше, чем с остальным миром. Даже если бы был создан совершенный рынок без тарифных барьеров, влияние на экономику России было бы минимальным.

Россия стремилась к созданию Союза, но не проявляла такого же энтузиазма в отношении сильных наднациональных институтов, в которых нуждается ЕАЭС.

Россия рассматривает проект региональной экономической интеграции как необходимый атрибут великой державы и как способ противостоять тому, что Путин считал однополярным миром, в котором доминируют США. Это также остановит расширение ЕС на территории бывшего Советского Союза и поможет поддержать пророссийские режимы.

Россия стремилась создать Союз, но не проявляла такого же энтузиазма в отношении сильных наднациональных институтов, которые необходимы ЕАЭС для функционирования в манере, похожей на режим, основанный на общих правилах ЕС.

Это демонстрирует парадоксальность усилий России по усилению своего влияния в регионе. Предполагается, что ЕАЭС предполагает экономическое сотрудничество, но экономические отношения с евразийскими членами имеют для России значение только как предпосылка к достижению ее политических целей.

У других государств-членов, как у небольших экономик, были разные мотивы для присоединения к Союзу, в том числе многие существующие зависимости в экономике, энергетике или безопасности, которым могла бы способствовать экономическая интеграция с Россией.

Европейский союз и ЕАЭС

Вся основополагающая идея Евразийского экономического союза заключалась в том, что он будет служить евразийским аналогом и потенциальным партнером ЕС. Многие из ее структур и институтов созданы по образцу структур ЕС, и Россия объявила ЕАЭС партнером ЕС в предлагаемой зоне свободной торговли, «протянувшейся от Лиссабона до Владивостока».

В европейских странах был большой энтузиазм по поводу ЕАЭС. Была надежда, что Россия будет добиваться либерализации торговли посредством трансконтинентального соглашения и станет более стабильным и доброжелательным соседом. В Германии особенно с оптимизмом смотрели на ЕАЭС как на проект, призванный сблизить Европу и Россию посредством торговли и связей.

Даже после аннексии Крыма Россией в 2014 году существовала поддержка торгового соглашения между ЕС и ЕАЭС, призванного ослабить напряженность и вовлечь Россию в полезные переговоры о европейской безопасности.

Но некоторые правительства с самого начала были обеспокоены тем, что ЕАЭС был в первую очередь российской геополитической конструкцией, а Россия использовала блок, чтобы действовать в качестве привратника в интересах более мелких государств-членов ЕАЭС. Также предполагалось, что Россия рассматривала экономическую интеграцию с ЕС в первую очередь как путь к отмене санкций.

Российское правительство все чаще видело руку США за деятельностью ЕС. Еще до того, как конфликт на Украине перерос в полномасштабную войну, ЕАЭС искал экономический поворот в сторону Азии, а не Запада.

Китай и ЕАЭС

Россия, Казахстан и Кыргызстан уже сотрудничали с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – политического, экономического и военного союза, основанного в 2003 году – еще до образования ЕАЭС. Россия и Китай использовали ШОС для достижения стратегического баланса своих интересов.

Китай также хотел развивать экономическое сотрудничество через ШОС. Но когда президент Китая Си Цзиньпин в мае 2015 года объявил о китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), Китай постарался признать ЕАЭС и необходимость сотрудничества с ним. В этом сотрудничестве не было много смысла, но это было политическое признание важности ЕАЭС.

Прочтите объяснение
Что такое инициатива Китая «Один пояс, один путь»? (БРИ)

Россия нервничала по поводу распространения китайского влияния через ОПОП на бывшие советские республики Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан.

ЕАЭС изначально задумывался как часть усилий России по противодействию экономическому влиянию Китая в регионе почти так же, как противодействовать ЕС в Западной Европе.

Но этот баланс изменился после аннексии Крыма Россией в 2014 году, поскольку отношения России с ЕС и США стали более откровенно враждебными. В мае 2018 г. было объявлено о заключении соглашения о торговле и сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС, имеющего скорее символическое значение, чем реальную экономическую выгоду.

Индия и ЕАЭС

Индия имеет долгую политическую историю сотрудничества с Россией и Советским Союзом. В декабре 2016 года начались переговоры по соглашению о свободной торговле между Индией и ЕАЭС.

Переговоры не продвинулись, так как обе стороны довольно протекционистски настроены в своей политике. Индия и Пакистан также присоединились к ШОС в 2017 году, альтернативному форуму для взаимодействия с ЕАЭС.

Связанный контент

Вторжение в Украину имеет пагубные последствия для возглавляемого Россией Евразийского экономического союза, проекта, который спотыкался с самого начала.

3 минуты ЧИТАТЬ

Изучение определения клептократии, мотивов, стоящих за ней, почему она процветает в определенных обществах и ее глобального влияния.

4 минуты ЧИТАТЬ

Многие наблюдатели за Россией вспоминают мимолетный момент 20-летней давности, когда страна могла сойти с пути конфронтации с США.

3 минуты ЧИТАТЬ

Пятерка Евразийскому экономическому союзу: большие надежды и трудные времена вступил в свой шестой год. Хотя полдесятилетия недостаточно для выполнения геркулесовой задачи по интеграции пяти экономик, почти повсеместное разочарование в ЕАЭС делает усилия все более сизифовыми.

Годовщина его основания дает возможность подвести итоги истории, деятельности и перспектив ЕАЭС.

Происхождение и перспективы

ЕАЭС возник в результате ряда неудачных попыток интеграции экономик постсоветских стран. В середине 2000-х годов, после того как Оранжевая революция помешала проекту Москвы создать совместное экономическое пространство с Беларусью, Казахстаном и Украиной, Россия сосредоточилась на укреплении более узкого экономического союза с Беларусью и Казахстаном. С 2007 по 2010 год ряд соглашений, направленных на создание Таможенного союза, подписали Россия, Беларусь и Казахстан. Таможенный контроль на границах между Россией и Белоруссией и между Россией и Казахстаном был снят 1 июля 2011 года, что Москва приветствовала как «самое важное геополитическое и интеграционное событие… после распада Советского Союза».

В декабре 2009 года президенты трех стран подписали заявление о намерениях перейти к более высокой ступени интеграции – Единому экономическому пространству (ЕЭП). В заявлении указывался общий рынок товаров, капитала и труда; скоординированная налоговая, денежно-кредитная, фискальная и торговая политика; объединенные энергетические, транспортные и информационные сети. В 2012 г. состоялось открытие ЕЭП и начала работу Евразийская экономическая комиссия, ее наднациональный исполнительный орган.

Еще не было ЕЭП, когда начала разворачиваться еще одна глава интеграции. С началом кампании Путина на третий президентский срок осенью 2011 года был обнародован ряд далеко идущих инициатив. Среди них было углубление интеграции в рамках Таможенного союза, который должен был быть переименован в Евразийский союз, проект, изложенный в газетной статье, опубликованной под подписью Путина в октябре 2011 года. Договор о ЕАЭС был подписан в мае 2014 года и вступил в силу в 2015 году.

Во многих отношениях нормативная база ЕАЭС знаменует отход от предыдущих попыток постсоветской экономической интеграции. Он необычайно последователен, его принципы и нормы разработаны и должным образом подкреплены конкретными правилами и процедурами принятия решений. В основе всего здания лежит либеральная экономическая идеология. Действительно, текст газетной статьи Путина о евразийской интеграции может заставить читателя поверить, что она написана образцом либерализма. Гражданам обещали «свободный выбор, где жить, учиться или работать», а бизнесу – «все преимущества отечественного производителя» в странах союза, а государствам-членам – «партнерство» с ЕС и последующую интеграцию в «Большая Европа, объединенная общими ценностями свободы, демократии и рыночных законов».

Основной целью ЕАЭС является обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и функционирование таможенного союза. Когда велись переговоры по нормативной базе ЕАЭС, общим пониманием было то, что организация сосредоточится на экономических вопросах и будет максимально аполитичной. Казахстан особенно стремился отдать приоритет экономическому аспекту и блокировал российские предложения наделить ЕАЭС компетенциями в области координации внешней политики, защиты границ, визовой политики, здравоохранения, образования и культуры.

Родовая травма и ранняя успеваемость

Нормативная база Таможенного союза и ЕЭП (переименованного в ЕАЭС с небольшими существенными изменениями) была согласована в 2009–2012 гг. в относительно благоприятном международном политическом и экономическом контексте. Подстегиваемые высокими ценами на нефть экономика России и Казахстана росла, что имело побочные выгоды для Беларуси, страны, тесно связанной с российским рынком. Совершенно иная международная обстановка и экономическая ситуация сопровождали переход от ЕЭП к ЕАЭС и первые пять лет существования союза.

Кризис вокруг Украины стал родовой травмой ЕАЭС. Когда Россия ответила на санкции Запада, введенные против нее за аннексию Крыма и вторжение на Донбасс, запретом на импорт сельскохозяйственной продукции из ЕС и прекратила свободную торговлю с Украиной, другие члены ЕАЭС не последовали ее примеру. Казахстан открыто поставил под сомнение утверждения Москвы о том, что Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной наносит ущерб экономическим интересам стран ЕАЭС, а Беларусь занималась реэкспортом подсанкционных товаров украинского происхождения в Россию. Явно отступая от норм ЕАЭС, Россия разместила «мобильные таможенные подразделения» вблизи границ с Беларусью и Казахстаном, чтобы предотвратить незаконный ввоз подсанкционной продукции.

Падение цен на нефть и последствия западных санкций против России привели к рецессии российской экономики, при этом ВВП упал на 3,7% в 2015 г. и еще на 0,6% в 2016 г. Беларусь сильно пострадала от российской рецессии, потеряв 3,9 процента ВВП в 2015 году и 2,6 процента в 2016 году, тогда как годовой экономический рост Казахстана замедлился до 1 процента в 2015 и 2016 годах. Все валюты ЕАЭС были девальвированы.

Внешнеполитический поворот России в 2014 году и изменение ее международного положения подорвали основополагающий принцип ЕАЭС о свободной торговле. С новой «выборочной» реализацией Москвой основных принципов союза стало гораздо труднее поддерживать его нормативную базу. По мере роста напряженности в отношениях с Соединенными Штатами и ЕС Россия перешла к «секьюритизации» ЕАЭС, все чаще рассматривая его в первую очередь как зону политического влияния. Армения была вынуждена отказаться от своей давней цели по заключению Соглашения об ассоциации с ЕС и вступить в ЕАЭС. Кыргызстан, не готовый к членству в ЕС и считавшийся долгим до присоединения, был поспешно завербован в ЕАЭС в 2015 году9.0003

Неудивительно, что в 2014–2019 годах в ЕАЭС наблюдался регресс свободного движения товаров между странами-членами по сравнению с 2011–2013 годами. Не имея возможности использовать тарифы и квоты друг против друга, страны ЕАЭС прибегли к широкомасштабной эксплуатации санитарно-ветеринарного контроля и административных барьеров для продвижения своих индивидуальных политических и экономических интересов. Давно обещанное создание совместного органа санитарно-ветеринарного надзора остается далекой и неясной целью. Единые рынки нефти, газа и электроэнергии запланированы на 2025 год, однако решения о том, как эти рынки могут функционировать, пока не принято.

ЕАЭС добился определенного прогресса в торговле услугами. В январе 2015 г. были либерализованы 43 сектора услуг, а в мае 2018 г. одобрена либерализация еще девяти секторов, включая рекламу, туризм и исследования. Либерализация финансовых услуг была отложена до 2025 г. Образование стало одним из оспариваемых области, поскольку Россия стремилась расширить интеграцию в этой области, утверждая, что это услуга, связанная с общим рынком труда, в то время как Казахстан решительно возражал против этой идеи, а Беларусь не проявляла особого энтузиазма.

ЕАЭС внес свой вклад в облегчение движения рабочей силы. Увеличен срок регистрации трудовых мигрантов по новому месту жительства и сокращено количество необходимых документов. Введены единые правила доступа мигрантов к медицинскому обслуживанию и дошкольному образованию, а в декабре 2019 года подписано соглашение о пенсионных правах трудовых мигрантов. После многих лет быстро растущей взаимной торговли (которая выросла на 29% в 2010 г., 34 % в 2011 г. и 9 % в 2012 г.), товарооборот между странами ЕЭП сократился на 4 % в 2013 г., на 11,6 % в 2014 г. и на 25,4 % в 2015 г. В 2016 г. 5,8 процента. В 2017 г., когда цены на нефть стабилизировались, а валюты ЕАЭС частично компенсировали свои потери, взаимная торговля начала восстанавливаться, хотя и неустойчиво. Однако торговля ЕАЭС с внешними партнерами понесла большие потери, а доля торговли внутри ЕАЭС в общем товарообороте, оставаясь относительно низкой для интегрированной экономической группировки, увеличилась с 12,3% в 2014 г. до 14,6% в 2017 г. В 2018 г. рост цен на сырье привел к развороту этой тенденции, и доля торговли внутри ЕАЭС снизилась до 13,5 процента. За первые восемь месяцев 2019 г., торговля внутри ЕАЭС, сдерживаемая вялым экономическим ростом в России, показала продолжение нисходящей динамики, упав на 3 процента.

Перспективы

Несмотря на то, что ЕАЭС дает некоторые ощутимые преимущества для граждан и бизнеса, он становится все ближе к тому, чтобы стать несбыточной целью, поскольку несоответствие между ожиданиями государств-членов и реальностью растет, а нормативная база союза размывается.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ