9 апреля 2022
Марина Степнова
Текст 2022 года
Девятисотый
Тексты диктантов
2021
Обещания
Дмитрий Глуховский*
2020
Per aspera
Андрей Геласимов
2019
Литературный детектив
Павел Басинский
Все тексты
Шёл 1900 год, из-за двух гладких нолей казавшийся Сане похожим на одноместную коляску-эгоистку. И правда — всё вокруг мелькало, с невиданной прежде быстротой менялось и, вдруг замерев, подпрыгивало. Следом подпрыгивало и Санино сердце и, оказавшись где-то в горле, ухало вниз, маленькое, дрожащее и всё-таки — ликующее. Саня не был готов к таким переменам — не поспевал. Он стал скверно спать и за несколько недель вытянулся, почти сравнявшись ростом с мамой. От детских кудряшек не осталось и следа: волосы Сани потемнели, стали жёсткими, прямыми и — к его ужасу и стыду — опушили даже верхнюю губу и подмышки.
Сане шёл двенадцатый год — первая пора отрочества. Зимой управляющий рестораном, осторожный, лёгкий и злой, как хорёк, предложил маме устроить Саню мальчиком, сперва в буфет, а дальше — видно будет. Внешность для холуя — самая подходящая. Опять же, грамоту знает. Ежели за стакан не возьмётся, годам к тридцати до буфетчика выслужится.
Мама, обычно холодная, как оконное стекло, была в такой ярости, что переколотила дома всю посуду. Хотела даже просить расчёт, но опомнилась: в других ресторанах и своих певиц хватало. Потому мама просто перестала брать Саню с собой, и он впервые оказался предоставлен самому себе. Поначалу Саня робел один выйти наружу, скучал, слонялся, не зная, чем заняться, — то по комнатам, то по двору. Но к весне осмелел настолько, что исследовал сперва окрестные улицы, а потом и весь обитаемый воронежский мир.
Мир этот оказался полон женщинами.
Саня, разинув от восхищения рот, смотрел на проплывающих по Большой Дворянской разодетых дам, похожих на вазы с фруктами и цветами. На гимназисток, вечно державшихся дрожащими стайками, словно мотыльки. На горничных девушек, спешащих по хозяйкиным делам и прошивающих город мелкими аккуратными стежками.
Саня влюбился во всех них сразу — и навсегда.
Подробные комментарии к тексту
Расскажите друзьям:
К середине лета Воронеж вымирал: приличная публика разъезжалась по имениям, по дачам, мода на которые наконец докатилась и до Черноземья; даже солидный ремесленный люд вдруг вспоминал о своём крестьянском прошлом и, влекомый властным зовом страды, отправлялся в некогда родные деревни, сёла, на дальние хутора. А уж артельных и вовсе было не удержать: снимались с места за ночь все скопом, иной раз бросив недоконченное дело и не получив даже долгожданный расчёт — на горе хозяину, в чистый убыток себе.
Погода вон какая звонкая стоит! Господь управил.
В Воронеже оставался совсем уже неприкаянный народишко, которому не нашлось за городом живого прохладного места, — мелкие чиновники, мастеровые да челядь всех марок и мастей.
Сам он радовался пустому просторному городу и возможности беспрепятственно слоняться дотемна где угодно — даже по Большой Дворянской, обычно недоступной из-за гимназистов, ревниво оберегающих свои владения от безродных чужаков. Когда чужаков не находилось, гимназисты охотно дрались с семинаристами из духовного училища, которое располагалось тут же, неподалёку. Ещё на углу стояла Мариинская женская гимназия. Здание её, небольшое, строгое, в два этажа, всегда казалось Сане таким же изящным, как и сами гимназистки, на лето разъехавшиеся из города.
В этом году всё: и лето, и безлюдье, и даже невидимые гимназистки — волновало его, как волнует случайно услышанная полька-бабочка. Будоражило.
Саня вырос.
Подробные комментарии к тексту
Расскажите друзьям:
В июле начались грозы — раскатистые, воронежские, страшные. После пары дней тяжёлой неподвижной жары вдруг приходил с воды плотный холодный ветер, грубо ерошил прибрежную зелень, упругой волной прокатывался по улицам, грохал створками ворот, пробовал на прочность кровельное железо. Хозяйки ругались на чём свет стоит, стучали деревянными ставнями, ахая, тянули с верёвок хлопотливо рвущееся из рук бельё. Обмирая от предчувствия, метались заполошные огоньки лампадок, пело и дрожало оконное стекло.
Вслед за ветром приходили тучи.
За пару минут город темнел, будто зажмуривался, и на горизонте, нестерпимо яркая на серо-лиловом фоне, вставала, ветвясь, первая громадная молния. Дома становились ниже, приседали на корточки, зажимали в счастливом ужасе уши. И через секунду-другую громко, с хрустом разрывалось в небе сырое натянутое полотно.
И ещё раз, и ещё.
А потом на обмерший Воронеж обрушивалась вода. Рыча, она бросалась на крыши, на подоконники, хрипела в водосточных трубах, рыскала, нападала — и по вершинам деревьев видно было, как она шла. По мощёным улицам в центре текло, водоворотами закручиваясь на перекрёстках, окраины заплывали живой жирной грязью. Квартирная хозяйка, крестясь, обходила комнаты, бормоча не то молитвы, не то заклинания, и свечной огонёк пытался вырваться из-под её трясущейся ладони. Трусила. Мать тоже, как все, захлопывала окна, накидывала платок на хрупкие плечи, но — Саня видел — не боялась совершенно. Была красивая, холодная, неживая — как всегда. Сам он грозу обожал и после первого же залпа небесной шрапнели выскакивал во двор, радуясь тому, как вскипают лужи, кружится голова и прилипает под мышками и на спине ледяная, с каждой секундой тяжелеющая рубаха.
Гроза рифмовалась с любовью. С этим летом.
Лучшего лета Саня ещё не знал.
Подробные комментарии к тексту
Расскажите друзьям:
Как-то раз ливни шли неделю, один за другим, вооружённые до зубов, тяжёлые, страшные. Река почернела, вздулась и начала, облизываясь, жадно подгладывать заборы, прибрежные лавки, дома. Люди бродили по колено в воде, вылавливали покачивающиеся на волнах лавки, иконы, узлы, кое-где причитали уже над утопленниками. По Большой Дворянской лило так, что разворачивало экипажи, лошади храпели, вскидывали перепуганные мокрые морды, извозчики, матерясь, надсаживались, чтобы вывернуть из грязи по ступицу засевшее транспортное средство.
Воронеж замер, остановился — добраться до нужного места можно было либо вплавь, либо по колено в густой скользкой грязи. Саня предпочёл последнее и, засучив штанины, дошлёпал по ледяной каше до похожего на размокший каравай Щепного рынка — сам не зная зачем. Торговли не было, приказчики и лавочники торчали в дверях и судачили, обсуждая убытки. Кто-то со скуки чинил крыльцо, и над рынком прыгал отчётливый, звонкий стук-перестук. Саню — босого, захлёстанного грязью — хотели было шугануть, но он торопливо заговорил по-французски. Залепетал сущую бессмыслицу, стишок Виктора Гюго, который мама заставила вытвердить на память давным-давно, и от него смущённо отстали, приняв не то за удравшего от гувернанток барчонка, не то за городского дурачка.
Неизвестно ещё, что хуже.
Снова заморосило — уже бессильно, как сквозь мелкое сито. Саня, спрятавшись под почерневшим прилавком, за которым, если верить ядрёному запаху, торговали рыбой, увидел, как из ворот выскочила глазастая девушка в наколке и узеньком синем платье, по всему судя — горничная. Она ахнула, приподнимая подол, ужаснулась потоку тёмной быстрой воды и ахнула снова — уже счастливо. Потому что один из приказчиков, крутобровый, плечистый, продуманно — на беду девкам — завитой, вдруг подхватил её, забросил на плечо и перенёс через бурлящую, текущую улицу, бережно, как букет, придерживая под коленки и глупо улыбаясь.
«У меня тоже так будет! Я тоже буду счастливым!» — поклялся себе Саня. И даже зажмурился — чтобы сбылось.
Подробные комментарии к тексту
Расскажите друзьям:
* Минюстом РФ внесен в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента
10 апреля 2021
Дмитрий Глуховский*
Текст 2021 года
Обещания
Тексты диктантов
2022
Девятисотый
Марина Степнова
2020
Per aspera
Андрей Геласимов
2019
Литературный детектив
Павел Басинский
Все тексты
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Сосны обступали тропу плотно, и, хотя истыканное их верхушками небо светилось голубым, в лесу было сумрачно. По тропинке вперёд бежали муравьи, большие, красные, по своим каким-то муравьиным делам.
– Смотри, пап, им с нами по пути! – сказала Таня. – Наверное, они тоже на пляж собрались!
Комментарии к тексту
Расскажите друзьям:
Она положила руку на живот, прислушалась: мальчик двигался там, трепыхался, как сердце от бега. Чувствовал ее волнение и тоже волновался.
Платье было свободным, но спрятать живот оно все равно не могло – да и какая разница, сказала себе Таня. Все будут свои, а свои все в курсе.
И все же глупо это было в зеркале – фата и пузо.
Ну да что, не нам привередничать.
Глаз потек.
Она погладила мальчика еще: не дрейфь, прорвемся. Промокнула салфеткой слезу и стала рисовать себе глаз заново – огромный, наивный, влюбленный. Такой глаз, как будто она выходила замуж в семнадцать, а не в тридцать два.
Гости, как она и ждала, все притворялись, что в невесте ничего особенного не было, да по нынешним временам это уже и вправду было в порядке вещей. Нормальная получилась свадьба. Лёва нарезался стремительно, в какой-то момент шикнул на несмолкающего тамаду, встал со стаканом в руке, расхристанный, и заявил:
– Танечка! Я вот так вот точно нашу свадьбу с тобой и представлял. Люди все, вот это вот… Ты красивая. Да. Но я раньше никак не понимал: почему это мужчина должен делать женщину счастливой? Почему женщины сами по себе несчастные? А я тебя вот сейчас хочу сделать. Счастливой. Чтоб ты ни дня у меня не работала, а только порхала.
Подружки захлопали, только Людмила вставила:
– Мы ее, такую ценную, из института не отпустим!
Таня поднялась тоже, чувствуя, что нужно отвечать. Перед глазами стояла зелень Балтийского моря. Уходил в него от Тани большой человек.
– И я себе это почти так же представляла, – сказала она. – Но не совсем так. Очень жалко, что папа не дожил.
Люди из уважения даже жевать перестали. Она кивнула самой себе.
– А что касается счастья… То ты меня, Лёва, и так уже осчастливил.
Таня улыбнулась и погладила свой живот.
И в зале наконец облегченно рассмеялись, получив на это разрешение лично от невесты.
Комментарии к тексту
Расскажите друзьям:
В очереди люди были все серые, все глядели внутрь себя, все шелестели еле слышно в ожидании приговора. Кому год, кому три… Наверняка все, как и Таня, просматривали наспех свою жизнь, как и Таня, что-нибудь себе обещали:заново начать, всё изменить, зажить сегодня так, как откладывал на завтра, –только бы доктор дал еще время. Как будто приговор уже не был записан у него на бумаге, как будто клятвами и заверениями еще можно было на него повлиять.
У Тани тоже жизнь пролетала на перемотке досадно быстро, всего несколько стоп-кадров от нее оставались пропечатанными на глазной сетчатке: тот летний день в Прибалтике, когда она маленькой девочкой обещала отцу лекарство от смерти, потом летящий по парковым аллеям велосипед, поцелуи в облупленных подъездах под скупое гитарное бренчание, институтские коридоры, свадьба –пьяный добрый Лева и Даня, еще безымянный, плавающий в пузыре подвенечного платья…
А потом годы совсем как-то слипались, словно пачка отсыревших фотографий, и, когда Таня их друг от друга пыталась отделить, отдирались вместе с нежной пленкой, на которой всё самое главное и было запечатлено, и вместо лиц оставались только белые пятна. Родила Даню, вот он, маленький, родила Вику, вот она в коляске, родила Сашу. Или это ее так помню, а не Вику? Желтенький комбинезончик у кого был?
Была счастлива, была. Сказать, что не была, – значит соврать.
Но вспомнить нечего. Как так получается, что от всей жизни остается всего два десятка кадров?
Почему бросила работу, почему послушала Леву? Ведь была докторская почти написана, приглашали в Канаду… Хотела ведь. Может, еще не поздно?
Дверь кабинета приоткрылась, выглянул врач–усталый, несчастный. Посмотрел в бумагу.
–Мохова!
Таня вздрогнула, встала:вот и ее время пришло. Скажет доктору, чтобы не юлил.Она сама онколог, пусть и беглый. Не надо ни жалеть ее, ни обманывать.
– Я.
Комментарии к тексту
Расскажите друзьям:
Море было на месте– зеленое, налитое в мелкое блюдце залива, в котором глубины не хватало на волны даже при сильном ветре. Пляж золотой каемкой это блюдце ограничивал, за ним шла дюна с сосновым пролеском, который Тане в детстве казался густым бором, но ей всё в детстве казалось и гуще, и глубже, и страшнее, и смешнее.
Когда они гуляли с Гелей, Таня специально оставляла очки дома и просила внучку читать за нее. Геля, очаровательная лентяйка, скандалившая с родителями, когда те требовали от нее одолеть хотя бы одну книжную страницу, бабушке в помощи отказать не могла и читала ей вывески и афиши, этикетки и ценники, не подозревая хитрости.
Гелиными увеличительными глазами Таня смотрела и на море, на небо, на радости, на беды. Геле всё казалось важным, она хохотала и плакала, и Таня спешила поудивляться еще миру вместе с внучкой, пока та сама не разучилась. Геля по росту гораздо ближе была к муравьям, снизу вверх жизнь ей казалась необозримой, а Тане сверху вниз она как раз виделась почти уже целиком– со всеми ее переломными моментами, волнениями, взлетами, падениями. В ней уже ничего, увы, неизведанного не оставалось.
Дорожка была словно бы та самая, хотя сосны наверняка уже сменились. Сколько сосны живут? Меньше людей?
– И что такого удивительного в этом месте? – спросила Геля.
– Я сюда маленькой приходила со своим папой, – ответила Таня. – Когда мне было столько же лет, как тебе сейчас. Вот в этом месте он в море заходил.
Геля помолчала.
– Ты по нему скучаешь?
– Скучаю. Иногда хочется с ним поговорить–о жизни.
Геля обогнала ее и, скинув босоножки, забежала в море первой. Уже из воды она крикнула:
– Вот я, когда вырасту, изобрету лекарство от смерти! Так что мы с тобой всегда сможем поговорить!
Комментарии к тексту
Расскажите друзьям:
Когда говорят «бабушка», как-то сразу представляется абстрактная милая старушка, личико морщинистое и румяное, как печеное яблоко, добрая такая, улыбчивая старушоночка, чуть ли не блаженная. А когда своих вспоминаешь, удивляешься – до чего не похожи они на эту абстракцию, на эту наивную икону. Чудаковатые, запутавшиеся, обидчивые, волевые, грызущиеся то с матерью, то с отцом… От каждой бабушки ждешь безусловной доброты. Наверное, с внуками бабушки действительно обычно добры . Но к старости доброта остается только в тех, кто не хотел бы свою жизнь пережить заново, иначе. От них просто идет тепло, и об это тепло можно греть замерзшие руки всегда –и в детстве, и когда повзрослеешь. А мне от моей досталось другое. Чего вот ей не хватало? Все компоненты так называемого женского счастья в ней присутствовали:она была замужем за любимым человеком, родила от него троих детей, дед в ней души не чаял, и брак их мне казался совершенно безоблачным. С самой их свадьбы ей не пришлось больше ходить на работу, в доме всегда был достаток, она могла целиком посвятить себя детям и себе. Здоровье у нее было отменное, в середине жизни она переборола рак и вплоть до восьмидесяти лет взбегала на пятый этаж. Можно сказать, что ее жизнь была противоположностью моей. И всё же мне было ее всегда почему-то жаль. Помню день, когда она привела меня на тот пляж. Размякшее от жары Балтийское море, рыхлый песок, в котором я рыла туннели. Я полезла в воду, она смотрела на меня внимательно –так жадно, что я позвала ее купаться с собой, мне казалось, что моря точно должно хватить на нас обеих. Я спросила ее, почему она плачет. Она ответила, что никак не может понять, действительно ли вот это все и есть жизнь. Не должно ли называться жизнью что-то более великое? Я тогда ей дала обещание, которое старалась выполнить всю жизнь, завиральное детское обещание, прекрасное в своей глупости и чистоте. Именно оно и привело меня сюда. Я благодарю Королевскую академию и досточтимый комитет за оказанную мне высокую честь и прошу у присутствующих прощения за излишнюю сентиментальность. Спасибо.
Подробные комментарии к тексту
Расскажите друзьям:
* Минюстом РФ внесен в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента
Писательский блок — это термин, обозначающий чувство, при котором писатель чувствует себя застрявшим: он не может ничего записать или добиться какого-либо прогресса в процессе письма. Это неприятное чувство, и его очень трудно преодолеть. Причин писательского ступора, вероятно, много. В этой записи блога я обращаюсь к одному из них: отсутствию процесса, который разделил бы написание на осмысленные шаги управляемого размера.
Предлагаю следующий совет, основанный на личном опыте. Я заметил, что шаги, описанные в этом сообщении в блоге, работают для меня, и я также могу объяснить, почему это так.
В то время как некоторые другие могут предложить иное руководство, так как может быть много других способов писать и избегать авторского ступора, я не одинок со своими идеями. Саймон Пейтон Джонс из Microsoft Research Cambridge (https://www.microsoft.com/en-us/research/academic-program/write-great-research-paper/) иллюстрирует рекомендуемый процесс следующим образом:
Диаграмма предполагает, что исследование не должно проводиться до того, как статья будет написана. Но что, если у вас уже есть данные и вам нужно записать сейчас? Есть ли что-нибудь полезное в этом сообщении в блоге, если требуется написать до проведения исследования (т. е. сбора данных)? Не беспокойтесь: хотя Саймон Пейтон Джонс, кажется, предлагает такой процесс, этот пост в блоге помогает также в ситуациях, когда данные уже существуют . Советы, начиная с шага 4, приведены ниже.
Если упростить, то написание академического текста (например, диссертации, эссе или публикации) — это процесс, состоящий из следующих этапов.
Этот шаг может быть немного запутанным, но у него есть четкая цель: определить возможный вклад (т. е. результаты), которые может внести мое новое исследование. Этот шаг может быть очень медленным (даже годы), если нет крайнего срока, или он может быть поспешным, если мое исследование должно быть готово к определенной дате, а мне все еще не хватает всех данных. Помимо размышлений о возможном вкладе, этот шаг также включает в себя создание возможных вопросов (вопросов) исследования (RQ) и поиск справочной литературы, которая может ответить на них. Он также включает в себя определение методов исследования, которые подходят для данного ВК. Мне нужно адаптировать вклады, запросы и методы до тех пор, пока они не будут согласованы и не укажут на исследование, которое может дать некоторые интересные результаты. Результаты этой части часто выглядят как набор диаграмм, списков, идей, вопросов и т. д., то есть результаты еще совсем не похожи на текст.
Я не буду сосредотачиваться на шаге 1 в этом тексте блога. Тем не менее, связанные посты выше предлагают рекомендации по работе с этой грязной и открытой ранней стадией, когда цель вынашивается и дает направление для более поздних шагов.
Теперь мы подошли к первому шагу, напоминающему написание. На предыдущем шаге мне удалось определить многообещающий вклад и запрос запроса, а также методы, которые я могу использовать для ответа на запрос запроса. Поэтому я могу написать для себя план исследования на основе результатов этапа исследования. Этот план будет результатом этого шага. Это похоже на текст, который может иметь в виду Саймон Пейтон Джонс в своем шаге «Написать бумагу». Этот план будет иметь то же содержание, что и начало академического текста в стиле IMRAD: введение, раздел связанных исследований и представление методов.
При написании этого текста я работаю так же, как я описываю ниже в шаге 4 (маркированный текст).
На данный момент текст может быть не предназначен для чужих глаз (если только я не работаю в команде). Поэтому план можно довольно схематично написать. Ясность идей важнее того, как эти идеи выражены словами.
Теперь я собираю данные, которые запланировал в плане исследования. Особенно в качественном исследовании это может пересекаться со следующими этапами процесса. Я могу изменить направленность сбора данных, если замечу потребность в определенных видах данных.
Этот шаг является кульминацией процесса написания. Когда я дохожу до этого момента, у меня есть хоть какие-то данные, которые я собрал, и пришло время их проанализировать и написать о выводах.
Если бы у меня был хороший план и я мог ему следовать, теперь у меня должны быть данные, которые я могу использовать для ответов на запросы и достижения намеченного вклада. Обычно данные не полностью совпадают с предполагаемыми результатами, поэтому мне приходится адаптировать свой путь и находить немного другой вклад и RQ, для которых данные подходят лучше. Может быть, мне придется изменить тип вклада, который может внести, например, мое исследование. Предположим, что мне удалось справиться с этой проблемой, и я определил окончательный, подходящий вклад и RQ.
Все еще остается много неопределенности, даже если у меня может быть идея о находке, о которой я мог бы написать. Например, трудно выбрать, в каком порядке я должен объяснять вещи. Я мог бы задаться вопросом, сколько я должен написать о какой-то предыстории, прежде чем смогу сообщить о находке. Не будет ли это слишком отвлекать текст от основного сюжета, который я хочу рассказать? Что, если кажется, что две вещи требуют друг друга в качестве фона? Какой из них я должен написать первым?
Из-за головоломок, подобных приведенным выше, важно свести к минимуму время, которое я могу потратить на написание длинных фрагментов текста, которые мне, возможно, придется удалить позже. Поэтому все повествование текста — с самого начала и до самого конца — лучше писать по пунктам.
Вот мини-процесс того, как это делается:
Если мой исследовательский вклад существенно не изменился по сравнению с планом исследования, составленным на шаге 3, я могу использовать его в качестве отправной точки для статьи. Затем я могу расширить это, добавив оставшиеся заголовки разделов: Результаты/Выводы и Обсуждение.
Однако чаще случается так, что мое представление о вкладе в исследование изменилось из-за данных, которые я собрал, и результатов моего анализа. Затем я начну с нового, пустого документа. Я заполняю его заголовками основных разделов IMRAD: Аннотация, Введение, Связанные исследования, Метод, Результаты (или выводы) и Обсуждение.
Затем я заполняю содержимое каждого раздела названиями элементов повествования (т. е. вступительного предложения, проблематизации, мотивации, RQ и т. д.), за которыми следует большинство прикладных исследований. Если бы я еще не помнил эти элементы повествования, я мог бы скопировать их содержимое из таблицы в своем предыдущем посте в блоге.
Эти препараты составляют основной «каркас» содержимого, которое мне понадобится в разных разделах. Это поможет мне найти подходящее место для различных фрагментов текста, которые нужны тексту.
После этой подготовки я приступаю к самой важной части процесса написания. Хотя до сих пор я писал от первого лица, в этой части я перейду на повелительное наклонение «ты».
Идея состоит в том, чтобы работать таким образом, чтобы вам было легко вносить изменения и вы могли сосредоточиться на содержании и логике. Поэтому маркированные списки здесь работают превосходно. Есть несколько правил, которым необходимо следовать, чтобы я не обманывал себя, думая, что делаю успехи, хотя на самом деле это не так. К счастью, правила довольно просты:
Правило 1. Используйте только полные предложения. Это могут быть указания самому себе («Объясните, почему на этот раз интервью будет неправильным методом») или заявления («Процесс проектирования взаимодействия включает в себя множество проб и ошибок»). Стремитесь к такой ясности, чтобы, читая маркеры, знающий посторонний человек мог описать логику вашей статьи.
Вот почему простые ключевые слова (например, «участники», «анализ контента», «ограничения») не будут работать: они будут только заполнителями для контента без самого контента. Преимущество написания предложений, выражающих утверждения, состоит в том, что вы на самом деле делаете умственные усилия по планированию своей логики и работаете над достижением результатов. Вместо этого ключевые слова легко превращаются в списки дел, в которых реальное обдумывание откладывается на более позднее время. Писать полные предложения, конечно, сложнее, но гораздо выгоднее думать сейчас, чем позже.
Правило 2. Не оставляйте логических пробелов в повествовании. Постарайтесь найти решение для каждого открытого шага: для сужения и определения границ вашего внимания, для выбора областей литературы, на которых вы основываетесь, для выбора методов и так далее. Эти варианты выбора должны быть объяснены в вашем окончательном тексте, и сейчас подходящий момент, чтобы убедиться в этом. Найти способ обосновать все решения проще всего сначала с помощью маркеров. В частности, обратите внимание на четкие открытия и закрытия каждого раздела и подраздела.
Правило 3. Вы можете строить догадки о будущих результатах. Понятно, что ты еще не все знаешь о каждой части, когда пишешь эти пули. Но это не проблема: вы можете определить цели для своего анализа, например, и записать то, что вы ожидаете узнать или о чем вы хотели бы написать. Позже вы сможете увидеть, позволяет ли ваш анализ это сделать. Вы также можете «предвосхищать» это содержание в более ранних частях текста, что делает повествование более сильным.
Поэтому пишите также умозрительные предложения. Если вам по-прежнему не хватает информации – например, если у вас нет всех данных для Результатов, или если ваши Результаты еще не завершены, и вы еще не знаете, как начать Обсуждение, – тем не менее набросайте маркеры для этих разделов. Эти маркеры представляют собой обоснованные оптимистичные предположения о том, что вы расскажете о своем исследовании, если все пойдет хорошо со сбором и анализом данных. Здесь мой рабочий процесс и рекомендации Саймона Пейтона Джонса снова совпадают.
Правило 4. Повествование не обязательно должно быть сразу совершенным. Не впадайте в отчаяние! Писать пули таким образом порой сложно. Это потому, что часто трудно понять, как одна идея должна следовать за другой. Однако вы можете успокоить себя, думая, что эти решения легче всего принимать с помощью пуль. Это наименее требовательный способ найти лучшее повествование для вашего текста. Их легко переупорядочить, удалить и написать новые. Повествование не обязательно должно быть идеальным — достаточно найти один тип повествования. Тогда у вас уже есть один план, как потом написать полный текст. Вы можете решить улучшить повествование позже, если сохраните его в формате маркеров.
Когда этот этап завершен? Основная цель на этом этапе — создать полное всеобъемлющее понимание всего вашего письменного документа. Полученный нарратив не должен иметь противоречий (например, начинаться с одного исследовательского вопроса, а заканчиваться результатом, который отвечает не на него, а на что-то другое).
Продолжайте «массировать» контур вашего текста до тех пор, пока он не будет соответствовать вышеуказанному требованию. Адаптируйте уровень детализации, исходя из ясности вашего мышления: если вы уверены, что определенный подраздел будет легко написать, то маркеры не должны переходить на уровень детализации. Напротив, если вы не уверены в повествовании определенного подраздела, используйте маркеры с отступом второго и третьего уровня и уточните для себя, как можно написать этот раздел.
Когда этот этап завершен, у вас есть повествование, которое только и ждет, чтобы превратиться в настоящие абзацы. Самая важная работа над текстом завершена!
Ниже приведен подлинный пример письма в стиле маркеров из черновика, который мы в конечном итоге превратили в документ, который мы представили на конференции CHI 2017. Вы видите наш план для подраздела в разделе фона с ранней стадии процесса написания.
Если вы используете Microsoft Word, ознакомьтесь с сочетаниями клавиш Ctrl-Shift-стрелки (Mac) или Alt-Shift-стрелки (Windows). С помощью стрелок вверх и вниз вы можете легко изменить порядок целых абзацев. С помощью стрелок влево и вправо, в свою очередь, вы можете быстро изменить уровень отступа в ваших маркерах.
После того, как вы закончите план с маркированным списком, самая трудная часть написания статьи закончена. Это потому, что версия с маркированным списком уже описывает для меня, как рассказывать повествование, представлять доказательства и выводы, а также другие важные моменты в тексте.
Теперь я могу взять любой пункт списка и превратить его примерно в один абзац окончательно выглядящего текста. Я могу работать над любой частью, которую захочу, потому что я знаю, что было сказано раньше и что будет сказано позже. Поэтому, в зависимости от настроения и вдохновения, я могу работать над разными частями текста в разные дни, как мне кажется лучше.
Первые окончательные абзацы текста не обязательно должны быть идеальными. Я, например, обычно пока не заморачиваюсь на подробной терминологии на этом этапе. Я сосредотачиваюсь на том, чтобы записать текст так, чтобы он сохранил идею в маркированном списке, даже если выражения неуклюжи и содержат повторения.
После того, как я написал первый набросок окончательного текста, я могу сосредоточиться на улучшении его языка. Я исправляю терминологическую путаницу, заменяя термины, чтобы всегда использовать в тексте один и тот же термин. Я также сосредотачиваюсь на том, чтобы писать лучшие предложения, которые красиво льются. Этот шаг обычно требует нескольких раундов, но они не вызывают стресса.
Тогда текст готов.
Процесс, описанный в этом сообщении в блоге, особенно рекомендация разумно использовать маркированные списки в качестве средства для размышлений, — это способ продвигаться небольшими шагами к готовой статье. Хотя это не гарантируется, писательский блок лучше держать подальше, поскольку никогда не будет момента, когда вам нужно будет попытаться написать законченный вид с нуля.
Письмо в стиле маркеров имеет дополнительное преимущество в ситуациях, которые часто встречаются в академическом письме: это совместное авторство. Во многих областях или исследованиях академические публикации часто пишутся в команде. Процесс написания можно организовать, используя тот же стиль маркированного списка, что и индивидуальное авторство: один автор может взять на себя ответственность за продумывание всей сюжетной линии статьи и написать для нее маркированный список. Затем разные части могут быть назначены разным людям, и члены команды могут писать свои части самостоятельно, с осознанием того, как их тексты будут соотноситься с целым. Это заслуживает отдельного поста в блоге позже, но я хотел бы упомянуть об этом здесь как о возможности.
Я хочу поблагодарить Хайди Паавилайнен за то, что она сообщила мне о тексте Саймона Пейтона Джонса.
Будь то что-то столь же приятное, как последняя линейка осенних телешоу, или что-то столь же важное, как глубоко укоренившиеся политические взгляды, эти убеждения формируют наш опыт. Мнения могут изменить мир.
Тем не менее, можно использовать мнения для достижения положительных результатов, независимо от ваших целей. Просто нужно задавать правильные вопросы. При опросе важно задавать открытые вопросы. Результат? Поддающийся количественной оценке открытый текст, который можно использовать в качестве основы для направления вас и вашей команды в правильном направлении.
Не знаете, с чего начать? Вот все, что вам нужно знать о открытом тексте и о том, как он может помочь вам получить максимальную отдачу от ваших опросов.
Открытый текст — это результирующий ответ на открытый вопрос, также называемый дословным, который обычно собирается из опросов или подсказок в процессах цифровой обратной связи. Он отличается от закрытого вопроса, на который можно ответить «да» или «нет» или выбрать вариант из простого списка, например «С большой вероятностью порекомендуют».
Вот несколько примеров открытых вопросов:
Нельзя точно ответить «да» или «нет», и нет простого списка, позволяющего выбирать из вариантов; также известный как ответ без посторонней помощи. Эти вопросы требуют от респондента подробного описания своих ответов.
Поскольку ограничения на формат ограничены, ответ считается открытым. Этот текст содержит чрезвычайно ценные и богатые данные о мышлении респондентов. В нем могут содержаться нюансы, которые исследователь в результате не смог предсказать. Ответы, как правило, гиперперсонализированы, поскольку в них используется язык, контекст и ответы, которые уникальны для человека на основе его личного опыта.
С точки зрения маркетинга, задача открытого текста заключается в количественной оценке и анализе бесценных данных, которые находятся внутри. Как говорит Канвс, «неестественный язык и контекстуальный характер открытых ответов могут затруднить их интерпретацию».
Хотя существует несколько способов анализа открытого текста, они часто трудны и требуют много времени. Что еще более важно, эти методы ограничены. Другие автоматизированные варианты не используют глубокие знания «неестественного» языка для эффективной оценки значения эмоциональных реакций, потому что они не могут этого сделать.
Опросы — это способ узнать мнение респондентов об услуге, продукте или актуальной теме. Открытые вопросы помогают вам лучше понять эмоции и мысли ваших респондентов, потому что они побуждают респондентов давать их за пределами курируемого списка.
Расширенный анализ вовлеченностиОпросы — отличный способ собрать отзывы, а использование открытых ответов позволяет углубиться в намерения и поведение, которые вы не можете получить из закрытых ответов. Однако открытые подсказки могут быть включены в другие процессы, такие как циклы обратной связи VOC, обзоры продуктов или комментарии в социальных сетях. Эти каналы могут расширить виртуальную сеть обратной связи с респондентами, добавляя дополнительные уровни нюансов, которые ранее было трудно оценить количественно.
Открытые тексты позволяют компаниям получать информацию из социальных сетей, включая ретвиты, ветки комментариев, статусы и многое другое. В наши дни у каждого есть голос. Включив анализ этой большой сети открытых текстов, вы сможете «услышать» больше из них!
Понять почемуОткрытые вопросы поощряют описательные ответы, которые глубже погружаются в эмоциональные реакции, которые на них влияют.
В действии это тематическое исследование демонстрирует, как драмы NBC вызывали у респондентов разные эмоциональные реакции. Canvs Surveys смогла оценить данные и сообщить прогнозную информацию на основе ответов в открытом тексте.
Об авторе