Что такое грейдовая система оплаты? Как она влияет на мотивацию и эффективность сотрудников? В этой статье команда Hurma System собрала ответы на эти и другие популярные вопросы о системе грейдирования.
Расширение бизнеса, рост численности персонала, открытие филиалов в других регионах делают компанию менее управляемой. Для поддержания конкурентоспособности в таких условиях необходима продуманная система компенсаций, которая поможет мотивировать сотрудников достигать лучших результатов. Одним из наиболее эффективных способов является система грейдирования, которая структурирует размер заработной платы, обосновывает справедливость выплат и позволяет планировать карьерный рост.
Грейдирование — это группировка должностей по определенным факторам с целью стандартизации оплаты труда в организации.
Грейд в системе оплаты труда — это шаг в системе вознаграждения, который определяет размер зарплаты работника. Уровень оплаты труда, как правило, определяется уровнем обязанностей, выполняемых согласно должностной инструкции, занимаемой должности, полномочиями, выполняемыми этой должностью, и продолжительностью выполнения работником своей работы.
С помощью грейдирования можно ранжировать должности в зависимости от их ценности для компании, и определить уровень оплаты, который будет соответствовать этому ранжированию.
Суть грейдинговой системы заключается в следующем: все должности в организации оцениваются по ряду факторов, например, уровень ответственности, цена ошибки, условия работы и т.д. И на основе этих данных определяется уровень оплаты труда для каждой должности.
Стоит обратить внимание, что чаще всего под грейдингом подразумевается именно ранжирование должностей, однако, существует еще и грейдинг работников, когда оцениваются и ранжируются непосредственно сотрудники. В такой ситуации учитывается опыт, мастерство, личные качества и другие навыки сотрудника.
Стоит заметить, что главным преимуществом системы грейдирования является перевод нематериального показателя “ценность работы сотрудника” в денежный эквивалент. Итак, рассмотрим преимущества и недостатки системы грейдирования.
Преимущества | Недостатки |
Осознание места, которое занимает должность сотрудника в существующей иерархии должностей и оценка ее роли для компании. | Несоответствие уровней оплаты труда на некоторых должностях среднерыночным показателям. |
Получение справедливого вознаграждения за труд в зависимости от уровня сложности, ответственности выполняемой работы. | Группировка должностей по грейдам усложняет мониторинг заработной платы и ее анализ с учетом тенденций на рынке труда. |
Оценка перспектив профессионального и карьерного роста для каждого сотрудника. | Вероятность роста напряженности в коллективе из-за сложности восприятия работниками положений грейдовой системы оплаты и возникновения конфликтов из-за неравенства заработков работников, которые имеют одинаковый грейд. |
Получение возможности “горизонтального” карьерного роста (продвижение по ступеням мастерства в рамках одной должности за счет усложнения задач, расширения круга ответственности и полномочий). | Рост трудоемкости эксплуатации системы оплаты работы (необходимость переоценки работы в случае изменения ее содержания, в случае появления новой должности, изменения рыночных ставок оплаты по отдельным должностям или рабочим местам). |
Последовательное приобретение новых профессиональных знаний и навыков, необходимых для эффективной работы на более высоких должностях. | |
Совершенствование организационной структуры в компании. |
Если вы используете в своей компании фиксированную оплату труда, но хотите перейти на грейдовую, вам придется много поработать, чтобы разобраться. Мы постарались максимально подробно описать процесс создания и внедрения грейдовой системы оплаты труда в компанию.
Прежде чем создавать грейдовую систему, компания должна определить, каков ее подход к компенсации. Определение подхода к компенсации требует глубокого взгляда на убеждения компании относительно заработной платы. Главное — создать философию и быть последовательным в отношении практики оплаты труда.
Быть лидером рынка означает, что организация платит за рабочие места больше, чем ее конкуренты. Как правило, организация делает это, чтобы получить преимущество или привлечь талантливых сотрудников, переманивая их от своих конкурентов.
Если работодатель решает соответствовать рынку, он платит примерно столько же, сколько и его конкуренты, а если работодатель отстает от рынка, он платит меньше, чем средняя рыночная зарплата.
Как правило, работодатель редко выбирает отставание от рынка в качестве сознательной стратегии оплаты труда. Это обычно обнаруживается после исследования рынка, или может быть результатом ограниченного бюджета на компенсации. В редких случаях бренд работодателя может быть настолько привлекательным (например, Disney, Google), что компания может платить зарплату ниже рыночной без негативного влияния на набор и удержание.
Анализ — это процесс сбора, документирования и анализа информации о работе для определения видов деятельности и обязанностей, которые она включает, ее относительной важности для других работ, квалификации, необходимой для выполнения, и условий, в которых она выполняется. Это можно сделать, наблюдая за сотрудниками, проводя опросы, интервьюируя работников, или используя комбинацию этих методов. Конечным результатом анализа должностей является четко определенное описание должностных обязанностей для каждого рабочего места.
После того, как работодатель разработал текущие и точные описания должностных обязанностей, он должен определить, следует ли группировать рабочие места в или иметь одну систему оплаты труда для всех должностей в организации. Например, организация может иметь административную группу, группу управления и группу исполнения. Для разных компаний эти группы могут существенно отличаться, разветвляться, иметь другие подгруппы и т. д.
Оценка работы — это процесс ранжирования рабочих мест, а не людей в них, основанный на содержании работы, чтобы продемонстрировать относительную ценность и уровень ответственности всех рабочих мест друг перед другом. Существует несколько методов оценки должностей. Ниже приведены наиболее распространенные.
Значимость рабочих мест может быть описана с точки зрения факторов. Факторы — это качества работы, которые являются общими для многих видов работ, таких как навыки, старание или условия труда. Каждому фактору присваивается вес или баллы в зависимости от того, как сильно этот фактор влияет на работу. Проще говоря, чем больше баллов назначено на работу, тем больше стоит работа для организации и тем лучше она оплачивается.
Может существовать группа факторов, применимых ко всем рабочим местам, или различные факторы для отдельных функций или сочетание общекорпоративных и специфических для функции факторов. Одним из примеров является факторная система Эдварда Хея, которая использует только три фактора и измеряет степень, в которой эти три фактора требуются для каждой позиции. Системные факторы Хея — это владение технологиями, способность решать проблемы и ответственность.
Пример оценки по баллам:
Работа | Junior | Middle | Senior |
Факторы | Баллы | ||
Навыки (максимум 50) | 10 | 30 | 50 |
Образование (максимум 25) | 5 | 5 | 10 |
Условия работы (максимум 10) | 5 | 5 | 5 |
Независимое суждение (максимум 15) | 3 | 8 | 15 |
Общие баллы (max 100) | 23 | 48 | 80 |
Метод ранжирования представляет собой гораздо более упрощенный подход к определению ценности каждой должности. Менее строгий метод ранжирования часто используется в небольших организациях, которые имеют меньше рабочих мест для сравнения.
Проведение маркетинговых исследований гарантирует, что заработная плата, выплачиваемая сотрудникам, сопоставима с аналогичными позициями на рынке.
При проведении исследования рынка заработной платы работодателям следует учитывать следующее:
Работодатели должны учитывать диапазон оплаты труда в исследованиях заработной платы и другую информацию, которая может иметь значение при установлении средней заработной платы. Для каждого класса оплаты организации необходимо будет установить минимальный, средний и максимальный диапазоны оплаты.
Простой способ установить предлагаемую среднюю точку заключается в усреднении рыночных данных между различными позициями, сгруппированными в класс. Нет единого правила по созданию диапазонов зарплат.
В HRM системе HURMA предусмотрено несколько возможностей для того, чтобы вы могли учитывать грейдовую систему оплаты труда и мотивации. Например, функционал, который позволяет просматривать среднерыночную заработную плату по основным IT-специальностям. Благодаря нему вы:
С мотивацией сотрудника поможет работать функционал OKR.
Модуль OKR в Hurma System состоит из самого дерева OKR и фильтров для отображения целей. Здесь вы можете создать цель, выбрать ее тип (персональная, для команды или для компании), назначить автора цели, выбрать ключевые результаты и их оценку, определить период для выполнения цели и другие необходимые параметры.
Грамотное использование грейдовой системы положительно влияет не только на финансовую сторону вопроса, но и на мотивацию сотрудников, что является большим плюсом для любой компании. Грейдовая система мотивации является мощным стимулом для личного и профессионального развития сотрудников и более продуктивной работы.
Что такое
грейдинг: где
использовать,
как внедрять,
плюсы и минусы
Для стандартизации системы оплаты труда в компаниях и на предприятиях используют различные схемы. Одной из самых эффективных считается технология грейдинга. Разберемся, в чем ее суть и как этот метод работает, какие у него преимущества и недостатки.
Грейдированием называют формирование групп (создание иерархий) должностей по определенным критериям. Такая стандартизация напрямую влияет на размер заработной платы сотрудников компаний.
Для кадрово-финансовой политики большинства российских предприятий система grading является чем-то новым. Многие специалисты только слышали о такой технологии, но никогда не использовали.
В зарубежной практике система грейдинга популярна с 40-х годов прошлого века. Ее создателем стал Эдвард Хей — крупный бизнесмен, основатель и руководитель консалтингового центра Hay Group, расположенного в США. Согласно утверждениям Хея, зарплата работников формируется с учетом множества критериев:
В основу теории легла легендарная пирамида потребностей Маслоу. Человек стремится удовлетворить свои физиологические нужды: пища, вода, кров, безопасность. Эти базовые потребности можно получить только за деньги, которые являются главной мотивацией. Чтобы питаться, нормально отдыхать и чувствовать себя защищенным, индивид должен хорошо работать, а значит, получать достойную оплату труда.
Корпоративные ценности предприятия или компании не могут быть связаны с удовлетворением физиологических потребностей работников. Несмотря на это, денежная компенсация труда всегда преобладает над факторами мотивации, не связанной с материальными ценностями.
Грейдирование и начисление бонусов, / премиальных выплат — это разные определения. Система grading направлена на финансовое стимулирование сотрудников, их привлечение, мотивацию и удержание, а не разовые поощрения.
Независимо от масштаба, в основе каждой системы лежит мотивация рабочих через заработную плату. Под грейд попадают не только подчиненные, но и руководство.
На практике же компании ограничиваются премированием. Кадровики выделяют три преимущества премий:
Но премирование в отличие от метода grading не позволяет рассчитать реальную ценность работника, его вклад в бизнес. Компания может необоснованно занизить или завысить стоимость труда.
Следует понимать, что внедрение грейдовой классификации не является панацеей. Система имеет свои преимущества и недостатки. Также при создании иерархии должностей и персонала потребуются финансовые затраты.
Необходимо заранее определиться, нужен ли такой подход к менеджменту. И если на предприятии отсутствует стратегия развития, то метод grading будет бесполезен.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Каждый сотрудник понимает, что его вклад в развитие бизнеса будет оценен руководством. | Нередко встречаются случаи, когда уровень зарплаты отдельных работников не соответствует рыночной ситуации. |
Каждому сотруднику начисляется справедливая зарплата. Размер выплат зависит от должности, обязанностей и уровня их сложности, степени ответственности за продукт своего труда. | Сложность подсчетов, мониторинга зарплат на рынке и их оценки в соответствии с правилами составления иерархии по методу грейдирования. |
Сотрудники могут оценить перспективность работы в конкретной компании: возможность построения карьеры, другие бонусы. | Не все работники могут понять суть новой системы подсчета заработной платы. Эти сложности вызывают напряженную обстановку в коллективе: несогласие с политикой руководства и размером выплат, конфликтные ситуации с коллегами, занижение значимости собственного труда в связи с несоответствием з/п ситуации на рынке. |
Человек продвигается по карьерной лестнице не в вертикальном, а в горизонтальном направлении. То есть рост происходит в рамках одной должности. Руководство постепенно усложняет задачи, расширяет обязанности. | Внутренние конфликты между персоналом из одной иерархии по причине разной з/п. |
Персонал находится в постоянном развитии: повышает уровень своей квалификации, получает новые знания, совершенствует навыки. Такой подход положительно влияет на развитие всей компании и совершенствует ее структуру. | Сложность выплаты зарплаты после перерасчета по причине изменения обязанностей сотрудника, или из-за появления нового рабочего места с другой специализацией. |
Существует четыре степени сложности в создании иерархий:
Внедрение grading позволяет решать разные категории задач:
Руководство организации сможет улучшить показатели по следующим направлениям:
Руководство сможет без последствий исключить из штата работников, которые не справляются с поставленными задачами или не хотят выполнять в должной мере свои трудовые обязанности.
Внедрение иерархий позволит использовать удобные инструменты для подсчета базового оклада новых специализаций, сравнения внутренней з/п со средней по рынку и создания механизмов для премирования / штрафов.
Grading позволяет оптимизировать структуру организации, исключить дублирующие специализации и интегрировать разные отделы компании. Такая оптимизация делает фирму или предприятие привлекательными для сторонних инвестиций.
Руководство сможет установить стоимость каждого сотрудника и сократить / оптимизировать расходы на персонал. В некоторых случаях удается снизить затраты на 50%.
Кроме того, в оценке специалиста grading учитывает различные показатели, которым в российской практике практически не уделяется внимания:
Несмотря на очевидные достоинства системы, не все HR-специалисты спешат ее внедрить. Если в фирме трудится 5–10 человек, такая позиция объяснима. Но для крупных предприятий с численностью 100 и более человек, подобную позицию можно объяснить, только нежеланием модернизировать структуру кадров, применять сложные математические расчеты и ранжировать должности.
Следует понимать, что грейдинг — это точная методика, которая строится не только на описании качества труда конкретного работника. На практике внедрение технологии занимает достаточно длительное время. Для завершения проекта может понадобиться от трех месяцев до года.
Нередко фирмы, которые собираются внедрять технологию, забывают, что она основана на баллах, факторах и общей оценке эффективности работы каждого сотрудника. В этом случае HR-специалисты проводят модернизацию только среди поддерживающего персонала, экспертов и менеджмента, а высшее руководство не затрагивают. Такая позиция является неправильной.
Встречаются ситуации, когда HR-специалисты боятся проводить сложные математические расчеты. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, необходимо учесть, что фактическая зарплата напрямую зависит от достижений работника. То есть сколько выполнил по плану, как справился со своими обязанностями, столько и заработал.
Еще одной весомой причиной нежелания внедрять грейды, является недовольство со стороны коллектива. Часть персонала останется недовольной новым окладом, т.к. произошла реальная оценка стоимости труда. Это приведет к увольнениям (специалисты уйдут туда, где платят больше при таких же обязанностях). Организации придется открывать вакансии на освободившиеся должности, тратить время на поиски подходящего кандидата, а после его адаптацию.
Чтобы внедрить новую систему, необходимо выполнить пять шагов:
В зависимости от целей компании и ее стратегии на рынке, выделяют три подхода к выплатам заработной платы:
После определения подхода переходят ко второму этапу — формирование списка всех должностей с полным описанием.
HR-специалисты должны проанализировать все должности в компании. Необходимо собрать следующие сведения:
Для сбора сведений проводят интервью и анкетирование с каждой категорией специалистов, наблюдают за их деятельностью, изучают документацию.
Когда информация о деятельности собрана, создают категории должностей по сходным признакам.
На предприятии могут создать группу управленцев, администрации, экспертов, поддерживающего персонала.
Допускается, что в группе могут быть подгруппы.
После группировки задача кадрового отдела составить структуру оценки по баллам и фактором, на основе которой будет начисляться зарплата. В зависимости от организации могут использоваться различные критерии.
Все факторы анализируются и выставляются баллы. После расчетов получается система, в которой каждый грейд характеризуется определенным количеством баллов.
Полученные расчеты позволяют определить размер заработной платы — реальную стоимость сотрудника. Но в подсчетах также учитывают корпоративную политику предприятия, ограниченность бюджета, внешнюю стратегию развития.
Руководство должно помнить, что самый маленький оклад не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В ином случае компания нарушит ТК РФ. Поэтому в формировании з/п отталкиваются от МРОТ.
Чтобы внедрение системы грейдирования прошло мягко, все изменения должны быть задокументированы. Предприятие или организация должны ввести положение об оплате труда. По возможности разрабатывается отдельное положение о грейде.
Когда локальные акты будут изменены и приняты, новое положение вносится в договор между работодателем и подчиненным, а также в должностные инструкции. В некоторых случаях изменения вносят в коллективные договоры.
Если вы желаете разбираться на профессиональном уровне в структурной компетенции HR-специалиста, получить знания по управлению корпоративной культурной и мотивацией персонала, пройдите специальный онлайн-курс. Он будет полезен руководителям кадровых отделов, менеджерам по подбору персонала и тем, кто желает сменить направление деятельности.
Автор: Юлия Тришкина эксперт, руководитель отдела
Оценка и выставление оценок — это слова, которые часто используются взаимозаменяемо, и это понятно, поскольку они тесно связаны между собой. В результате многие приравнивают оценивание к выставлению оценок.
Тем не менее, оценка и выставление оценок различаются, начиная с их целей.
Целью выставления оценок является оценка успеваемости отдельных учащихся по набору критериев для данного модуля или курса. Оценки могут быть или не быть точным показателем обучения учащегося, в зависимости от того, что оценивается. Например, посещаемость, своевременная подача заданий, форматирование и участие могут мало что рассказать о том, как многому научился учащийся, но они могут служить индикаторами или сигналами для вмешательства преподавателя.
Оценки сами по себе, хотя и полезны в качестве стандартизированного измерения, не обеспечивают достаточно персонализированной обратной связи о том, что учащийся знает или не знает, и что ему нужно делать для дальнейшего обучения. По словам Томаса Гаски, когда используются только оценки, «даже точные оценки, требующие решения задач, не приводят к улучшению обучения учащихся. Учащиеся не получают указаний по улучшению от буквы, цифры, слова, фразы или символа, прикрепленного к свидетельству их обучения. Только когда оценки сопровождаются индивидуальными комментариями, предлагающими рекомендации и направления для улучшения, они улучшают успеваемость и способствуют прогрессу в обучении» (Guskey, 2019). ).
Цель оценивания, с другой стороны, более обширна — поскольку речь идет не только об оценке и включает формирующие оценки с низкими ставками, лишенные итоговых оценок — она может способствовать обучению учащихся, включая обратную связь и направляя учащихся к следующим шагам в обучение. Оценка включает в себя небольшие, частые задания, которые преподаватели дают учащимся в классе или в качестве домашнего задания, в дополнение к итоговым тестам или экзаменам. Качественная обратная связь также является компонентом оценивания, выступающим в качестве контрольной точки на пути обучения учащегося.
Оценка не всегда включает оценки, но оценка всегда является частью оценки.
Таким образом, оценка является частью оценки.
Почему это важно?
Оценки — это не только тесты, но и задания с низкими ставками и ежедневные проверки. Они раскрывают больше данных об обучении учащихся, чем оценки. В то время как оценки могут сообщать об успеваемости учащихся в целом или служить предупреждающими индикаторами, оценивание может выявить конкретные пробелы в обучении, которые могут потребовать вмешательства учителя. Сами по себе оценки не раскрывают этот уровень детализации.
Оценка является важной частью преподавания и обучения, предоставляя преподавателям информацию о данных на групповом и индивидуальном уровне. Изучают ли студенты то, чему мы учим? Есть ли способ повысить эффективность преподавания, чтобы способствовать лучшим результатам обучения учащихся? Другими словами, достигаются ли цели образования?
На вышеуказанные вопросы можно ответить с помощью оценивания, которое дает следующее:
Легко увидеть, как оценка и выставление оценок часто взаимозаменяемы, учитывая их тесную педагогическую взаимосвязь. Необходимы как выставление оценок, так и оценка; выставление оценок для краткого сообщения об успеваемости учащихся для информирования о зачислении и других учебных заведениях, а также оценивание для получения более глубокого понимания этого прогресса. Но также важно понимать и признавать различия, поскольку мы помогаем учащимся пройти образовательный путь.
Возьмем третьего ученика, Эллиса. Вот его баллы:
В блоке убедительного эссе Эллис начал неподготовленным, написав организационный беспорядок, за что получил D-. Но в течение курса он неуклонно улучшался, и в конечном итоге смог написать убедительное эссе A-качества. Он научился всему, что от него ожидали, но его средняя итоговая оценка — C. Усреднение его результатов не точно описывает его навыки и скрывает весь его рост и улучшение. Более того, усреднение наказывает Эллиса. Поскольку он пришел в класс с более слабым образованием, чем Мария, хотя и научился писать к концу модуля так же хорошо, его оценка значительно ниже, чем у нее. Более справедливая оценка для Эллиса — пятерка; это отражает его навыки в конце обучения и не снижает его оценку из-за проблем в начале.
Даже несмотря на неявные предубеждения, учащиеся с большей вероятностью выполнят домашнюю работу, если у них будет больше ресурсов, таких как тихое место, поблизости взрослые с более высоким уровнем образования, а также компьютер и доступ в Интернет, в то время как учащиеся, у которых меньше поддержки, с меньшей вероятностью выполнят домашнюю работу. . Домашнее задание может быть важным элементом обучения, но когда учителя включают успеваемость учащихся по этому домашнему заданию в оценку, они включают институциональную предвзятость, которая вознаграждает учащихся ресурсами и препятствует учащимся без ресурсов, эффективно воспроизводя межпоколенческое неравенство расы и дохода. Справедливая оценка, напротив, исключает полностью субъективные категории, такие как «усилия» и «участие», и исключает выполнение домашних заданий из оценок учащихся.
На карту поставлена целостность наших школ и будущее наших детей.
Первоначально эта статья была опубликована в летнем выпуске журнала Independent School за 2019 год.
Об авторе