Лекция 4. Первичный инструктаж на рабочем месте.
1. Определение круга лиц, ответственных за проведение первичного инструктажа на рабочем месте, а также лиц, которые будут проводить данный инструктаж.
Руководитель организации несет ответственность за организацию, качество обучения работников, а также за контроль знаний работников в сфере охраны труда. Ответственность делегируется линейным руководителям подразделений, цехов, бригад, смен, участков.
Для каждого подразделения разрабатываются самостоятельные программы проведения первичного инструктажа, учитывающие специфику каждого структурного подразделения.
На рабочем месте первичный инструктаж проводят линейные руководители структурных подразделений, прошедшие предварительное обучение и проверку знаний в сфере ОТ в специализированных центрах.
2. Разработка и утверждение программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
Программы также разрабатываются руководителем структурных подразделений предприятия для каждого вида работ и профессий.
3. Рассмотрение состава работников предприятия (выбор тех, кто должен пройти на данном этапе первичный инструктаж).
Первичный инструктаж в обязательном порядке проходят:
— работники, которые впервые пришли на работу в организацию, будь то учебное заведение, фермерское хозяйство, кооператив и другие;
— работники, которые в силу производственной необходимости, перевели с одного предприятия на другое;
— командированные, временно принятые, сезонные работники;
— все работники, занятые на строительно-монтажных работах, выполняемых на территории работающего предприятия;
— учащиеся и студенты, которые направлены на предприятие для прохождения производственной практики в рамках учебной программы; эта же категория проходит дополнительные инструктажи перед началом изучения каждой новой темы, сопровождающегося практическими занятиями.
На предприятиях есть работники, никак не связанные с обслуживанием оборудования, в процессе трудовой деятельности они не пользуются инструментом, их работа не связана со складским хозяйством или использованием сырья. Эта категория работников может не проходить инструктаж, но для них также составляется отдельный список и они фиксируются в приказе.
4. Составление текстов инструктажей и программ их проведения для разных категорий работников.
Все пункты программы нужно подробно расписать, руководитель должен их утвердить, как и саму программу.
Тексты и программы составляют на основании типовых инструкций, которые разрабатывали соответствующие органы. Инструкции составляются для каждого рабочего места, вида работы и профессии.
Видеоинструктаж по охране труда значительно упрощает процесс. Видеоролик достаточно показать работнику, после чего зафиксировать в журнале регистрации.
5. Проведение инструктажа. Внесение записи в регистрационный журнал.
Обязательно надо ознакомить работника с текстом инструкции, разъяснить специфику выполняемой им работы, также средства и методы,
Работник в обязательном порядке должен быть ознакомлен с текстом инструкции, ему должны быть разъяснены особенности работы, которую он будет выполнять, а также средства и методы, способствующие его защите при выполнении данного вида работ.
Имеется несколько способов донесения содержания инструкции до работника:
— ответственное за проведение инструктажа лицо читает текст инструктажа лично;
— текст инструктажа пересказывается;
— текст инструктажа предоставляется работнику, чтобы он лично с ним ознакомился;
— показывается видео- или кинозапись;
— дается аудиозапись текста инструктажа для прослушивания работнику.
После инструктажа и проверки знаний необходимо:
— сделать запись в журнале регистрации, обязательно нужно — что бы инструктируемый оставил свою подпись в подтверждение.
Иногда может потребоваться использование личной карточки, в которой отражаются полученные инструктажи и фиксируется факт прохождения обучающей программы.
Прежде чем рабочий прикоснется хоть к какому-то оборудованию на производстве, а если говорить более широко – прежде чем начнет самостоятельно выполнять те или иные операции – начальник производства, цеха или участка произведет с ним первичный инструктаж. Собственно, в роли наставника может выступить также мастер или инструктор. Непринципиально.
Что такое первичный инструктаж?Первоочередная задача первичного инструктажа – ознакомить рабочего с требованиями, касающимися охраны труда и убедиться в четком их понимании. Но речь идет не столько об общих правилах, сколько – о требованиях, предъявляемых к конкретным опциям, которые в ближайшее время будет выполнять данный сотрудник.
Конечно же, более предпочтительным считается индивидуальный подход в таком вопросе. С возможностью личной демонстрации безопасных методов труда. Но нигде в законодательных актах нет категоричных формулировок о запрете проведения таких инструкции для групп рабочих, которые будут задействованы на обслуживании аналогичного оборудования.
Читайте также: Целевой инструктаж на рабочем месте
Кто должен прослушать первичный инструктаж?Во-первых, сотрудники, выполняющие новую для себя работу. С инструктажем в таком случае не принято шутить, а значит – тянуть. Потому рекомендуется его произвести уже в первую рабочую смену.
Первичный инструктаж касается и временных работников – переведенных с одного объекта на другой. Даже если на весьма непродолжительный срок.
Также в этом списке – командировочные. Если они задействованы на каких-либо работах, осуществляющихся на территории организации.
С нанимателя не снимается ответственность за игнорирование инструктажа для работников сторонних организаций, если они оказывают те или иные услуги на территории его организации. Правда, в данном случае инструктирует бригаду руководитель этих работ. Действие должно происходить при участии любого компетентного в вопросах охраны труда специалиста организации, на территории которой производятся работы.
Прослушать первичный инструктаж обязаны также студенты и учащиеся-практиканты, будни которых в ближайшее время будут проходить на данном объекте (предприятии).
Читайте также: Вводный инструктаж по охране труда
Лица, к которым первичный инструктаж не применим.Если работник не причастен к эксплуатации и обслуживанию оборудования, не касается по долгу службы электрифицированного и иного инструмента и не занимается хранением сырья – с чистой совестью может прогулять лекцию по первичному инструктажу. Список таких работников составляется службой охраны труда, в которую входит специалист по охране труда и профсоюз. Утверждается такой список руководителем организации.
Программа первичного инструктажа.В основе первичного инструктажа – выдержки из Программы, утвержденной руководителем. При составлении документа учитываются особенности выполняемых работ или оказываемых услуг, а также — требования нормативно правовых актов в области охраны труда.
Кто проводит первичный инструктаж?Конечно же, человек, в обязанности которого входит проведение первичного инструктажа, — это инженер по охране труда. Также данная задача может быть возложена на любого другого компетентного в данных вопросах специалиста организации.
Если речь идёт о микроорганизациях – первичный инструктаж может провести ее руководитель, а в случае если структурное подразделение расположено далеко от главного офиса, а директор назначает ответственным за проведение такого инструктажа руководителя такого подразделения – инструктаж проводится в соответствии с распоряжением директора.
Результат проведенной работы.По факту произведенных действий в журнале регистрации инструктажа по охране труда или в личной карточке по охране труда делается соответствующая запись. Она резюмируется подписями лиц, прослушавшими инструктаж и его осуществившими. Обязательное условие – указать в журнале номера инструкций, по которым он был осуществлен.
Ниже приведены выдержки из Руководства по аэронавигационной информации ( AIM ). Они дают базовое представление о том, какие типы брифингов для пилотов доступны и что следует сказать брифингу при его запросе.
Для полетов в пределах Аляски не обращайте внимания на все ссылки на Консультативную службу полетов по маршруту ( EFAS ), также известную как Flight Watch. Эта услуга не предоставляется на Аляске.
5-1-1. Предполетная подготовка
…
ф. При запросе предполетного инструктажа назовите себя пилотом и предоставьте следующее:
1. Тип планируемого полета; например, VFR или IFR .
2. Номер воздушного судна или имя пилота.
3. Тип самолета.
4. Аэропорт вылета.
5. Маршрут полета.
6. Пункт назначения.
7. Высота(и) полета.
8. ETD и ETE .
г. Перед проведением инструктажа брифингу необходимо иметь перечисленную выше справочную информацию, чтобы они могли адаптировать инструктаж к потребностям предлагаемого полета. Цель состоит в том, чтобы передать «картину» метеорологической и аэронавигационной информации, необходимой для выполнения безопасного и эффективного полета. Бриферы используют всю доступную метеорологическую и аэронавигационную информацию для обобщения данных, применимых к предлагаемому полету. Они не читают метеосводки и прогнозы дословно, если пилот специально не просит об этом. Инструкторы FSS не предоставляют FDC NOTAM информацию о специальных схемах захода на посадку по приборам, если их специально не запрашивают. Пилоты, уполномоченные FAA использовать специальные схемы захода на посадку по приборам, должны специально запрашивать FDC NOTAM информацию для этих схем. Пилоты, которые получают информацию в электронном виде, получат НОТАМ для специальных ИАП автоматически.
Ссылка-
AIM , Предполетные брифинги, параграф 7-1-4, содержит те пункты метеорологического брифинга, которые следует ожидать или запрашивать.
7-1-4. Предполетный инструктаж
а. Станции обслуживания полетов ( AFSS / FSS ) являются основным источником для получения предполетных брифингов и информации о погоде в полете. Специалисты по обслуживанию полетов имеют квалификацию и сертификаты NWS в качестве пилотов-метеорологов. Они не уполномочены делать оригинальные прогнозы, но уполномочены переводить и интерпретировать имеющиеся прогнозы и отчеты непосредственно в терминах, описывающих погодные условия, которые вы можете ожидать на маршруте вашего полета и в пункте назначения. Доступные отчеты о погоде в авиации, прогнозы и карты погоды в авиации отображаются на каждом AFSS / FSS , для пилотного использования. Пилоты должны свободно использовать эти дисплеи для самостоятельного инструктажа там, где они доступны, или обращаться за инструктажем или помощью к дежурному специалисту. Доступны три основных типа предполетных брифингов для удовлетворения ваших конкретных потребностей. К ним относятся: стандартный брифинг, сокращенный брифинг и брифинг перспектив. Вы должны сообщить брифингу, какой тип брифинга вы хотите, а также необходимую справочную информацию. Это позволит инструктажу адаптировать информацию к вашему предполагаемому рейсу. В следующих параграфах описываются типы доступных брифингов и информация, предоставляемая на каждом брифинге.
Ссылка-
AIM , Предполетная подготовка, параграф 5-1-1, для необходимых элементов.
б. Стандартный брифинг. Вы должны запросить стандартный инструктаж в любое время, когда вы планируете полет, и вы не получили предыдущий инструктаж или не получили предварительную информацию через средства массовой информации; например, TIBS , TWEB (только для Аляски) и т. д. Международные данные могут быть неточными или неполными. Если вы планируете полет вне США контролируемое воздушное пространство, брифинг посоветует вам проверить данные как можно скорее после входа в иностранное воздушное пространство, если только вы не сообщите, что у вас есть международное предупреждение. Инструктор автоматически предоставит следующую информацию в указанной последовательности, за исключением случаев, когда это применимо к предлагаемому вами рейсу.
1. Неблагоприятные условия. Важная метеорологическая и/или аэронавигационная информация, которая может повлиять на изменение или отмену предлагаемого полета пилотом; например, опасные погодные условия, закрытие аэропортов, задержки воздушного движения и т. д. Пилоты должны быть особенно внимательны к текущей или прогнозируемой погоде, которая может снизить полетные минимумы ниже 9 баллов.0003 Условия VFR или IFR . Пилоты также должны быть готовы к любому зарегистрированному или прогнозируемому обледенению, если воздушное судно не сертифицировано для эксплуатации в условиях обледенения. Полеты в районы с обледенением или погодой ниже минимума могут иметь катастрофические последствия.
2. ПВП Полет не рекомендуется. Когда предлагается полет по ПВП и существуют или прогнозируются условия неба или видимость, на поверхности или в воздухе, которые, по мнению брифера, будут выполнять полет под ПВП сомнительно, в брифинге будут описаны условия, затронутые места и использована фраза « ПВП полет не рекомендуется». Данная рекомендация носит рекомендательный характер. Окончательное решение о том, можно ли безопасно провести полет, остается исключительно за пилотом. После получения заявления « ПВП полет не рекомендуется » пилот, не имеющий рейтинга ППП , должен будет принять решение «идти или не идти». Это решение должно основываться на сопоставлении текущих и прогнозируемых погодных условий с опытом и оценками пилота. Следует также учитывать оборудование, возможности и ограничения самолета.
ПРИМЕЧАНИЕ-
Пилоты, выполняющие полеты в районах с минимальной погодой VFR , могут столкнуться с непредвиденными условиями понижения, в результате чего самолет выходит за пределы рейтингов и уровня опыта пилота. Это может привести к пространственной дезориентации и/или потере управления летательным аппаратом.
3. Сводка. Краткое описание типа, местоположения и движения метеорологических систем и/или воздушных масс, которые могут повлиять на предлагаемый полет.
Примечание-
Эти первые 3 элемента инструктажа могут быть объединены в любом порядке, если инструктор считает, что это поможет более четко описать условия.
4. Текущие условия. Сообщения о погодных условиях, применимых к полету, будут обобщены из всех доступных источников; например, METAR / SPECI , PIREP , RAREP . Этот элемент будет опущен, если предполагаемое время вылета превышает 2 часа, за исключением случаев, когда информация специально запрошена пилотом.
5. Прогноз в пути. Прогноз условий в пути для предлагаемого маршрута суммируется в логическом порядке; т. е. вылет/набор высоты, полет по маршруту и снижение. (Высота равна MSL , если сокращения « AGL » или « CIG » не обозначают, что высоты находятся над землей.)
6. Прогноз пункта назначения. Прогноз пункта назначения для запланированного ETA . Включены любые существенные изменения в течение 1 часа до и после запланированного прибытия.
7. Ветры наверху. Прогноз ветра на высоте будет предоставляться с использованием градусов компаса. Инструктор будет интерполировать направления и скорости ветра между уровнями и станциями по мере необходимости, чтобы обеспечить ожидаемые условия на запланированных высотах. (Высоты MSL .) Информация о температуре будет предоставлена по запросу.
8. Извещения летчикам ( НОТАМ ).
(a) Имеющаяся NOTAM (D) информация, относящаяся к предлагаемому полету, включая воздушное пространство специального назначения ( SUA ) NOTAM для зон ограниченного доступа, дозаправки в воздухе и приборов ночного видения ( NVG ).
ПРИМЕЧАНИЕ-
Прочие SUA НОТАМ (D), такие как район боевых действий ( МОА ), военный учебный маршрут ( ССО ) и зона оповещения 0 НОТАМ, считаются «до 0 НОТАМ» запрос» пункты инструктажа, как указано в параграфе 7-1-4b10(a).
(б) Запрещенные зоны Р-40, Р-49, P-56 и зону специальных правил полетов ( SFRA ) для Вашингтона, , округ Колумбия, .
(c) Инструкторы FSS не предоставляют FDC NOTAM информацию о специальных схемах захода на посадку по приборам, если их специально не запрашивают. Пилоты, уполномоченные FAA использовать специальные схемы захода на посадку по приборам, должны специально запрашивать информацию FDC NOTAM для этих схем.
Примечание-
Информация NOTAM может быть объединена с текущими условиями, когда инструктор считает это логичным.
Примечание-
NOTAM (D) информация и FDC NOTAM , которые были опубликованы в публикации «Извещения летчикам», не включаются в брифинги пилотов, за исключением случаев, когда рассмотрение этой публикации специально запрошено пилот. Для получения полной информации о рейсе настоятельно рекомендуется ознакомиться с печатным NOTAM в Извещениях летчикам и A/FD в дополнение к получению инструктажа.
9. УВД Задержки. Любые известные ATC задержки и рекомендации управления потоком, которые могут повлиять на предлагаемый рейс.
10. По запросу пилоты могут получить у бриферов станции обслуживания:
(a) Информацию о SUA и связанном с SUA воздушном пространстве, за исключением перечисленных в пункте 7-1-4b8.
ПРИМЕЧАНИЕ.
1. Для целей настоящего параграфа SUA и связанное с ним воздушное пространство включает следующие типы воздушного пространства: зона боевой готовности, зона военных действий ( MOA ), зона предупреждения и воздушное пространство, закрепленное за управлением воздушным движением ( ATCAA ). Данные MTR включают следующие типы воздушного пространства: учебные маршруты IFR ( IR ), учебные маршруты VFR ( VR ) и медленные учебные маршруты ( СР ).
2. Пилотам рекомендуется во время полета запрашивать обновленную информацию в службах УВД .
(b) Обзор публикации «Извещения летчикам» для соответствующих НОТАМ и специальных извещений.
(c) Приблизительные данные о высоте по плотности.
(d) Информация по таким вопросам, как обслуживание и правила воздушного движения, таможенные/иммиграционные процедуры, ПВО правила, поиск и спасание и др.
(e) LORAN-C НОТАМы , имеющиеся военные НОТАМы , и значение измерения сцепления на ВПП НОТАМы .
(f) GPS RAIM доступность за 1 час до 1 час после ETA или время, указанное пилотом.
(g) Другая помощь по мере необходимости.
в. Сокращенный брифинг. Запросить сокращенный брифинг, когда вам нужна информация для дополнения массово распространяемых данных, обновления предыдущего брифинга или когда вам нужен только один или два конкретных элемента. Предоставьте информатору соответствующую справочную информацию, время, когда вы получили предыдущую информацию, и/или конкретные необходимые элементы. Вам следует указать источник уже полученной информации, чтобы докладчик мог ограничить инструктаж информацией, которую вы не получили, и/или существенными изменениями в метеорологических/аэронавигационных условиях со времени вашего предыдущего инструктажа. Насколько это возможно, брифинг будет предоставлять информацию в последовательности, показанной для стандартного брифинга. Если вы запрашиваете только один или два конкретных предмета, брифер сообщит вам о наличии или прогнозировании неблагоприятных условий. (Неблагоприятные условия содержат как метеорологическую, так и/или аэронавигационную информацию. ) Подробная информация об этих условиях будет предоставлена по вашему запросу. Международные данные могут быть неточными или неполными. Если вы планируете полет вне США контролируемое воздушное пространство, брифинг посоветует вам проверить данные как можно скорее после входа в иностранное воздушное пространство, если только вы не сообщите, что у вас есть международное предупреждение.
д. Брифинг по перспективам. Вы должны запросить брифинг по перспективам, если предполагаемое время отъезда составляет шесть или более часов с момента брифинга. Инструктор предоставит имеющиеся прогнозные данные, применимые к предлагаемому полету. Этот тип инструктажа предназначен только для целей планирования. Вы должны получить стандартный или сокращенный инструктаж перед вылетом, чтобы получить такие сведения, как неблагоприятные условия, текущие условия, обновленные прогнозы, ветер на высоте и НОТАМ и др.
е. При подаче плана полета только вас спросят, требуется ли вам самая свежая информация о неблагоприятных условиях, относящихся к маршруту полета.
ф. Брифинг в полете. Перед вылетом рекомендуется пройти предполетный инструктаж по телефону или лично. В тех случаях, когда вам необходимо получить предполетный инструктаж или обновленную информацию о предыдущем брифинге по радио, вам следует обратиться в ближайший AFSS / ФСС для получения этой информации. После установления связи сообщите специалисту о требуемом типе инструктажа и предоставьте соответствующую справочную информацию. Вам будет предоставлена информация, как указано в предыдущих пунктах, в зависимости от типа запрошенного инструктажа. Кроме того, специалист порекомендует перейти на частоту Flight Watch, когда условия на предполагаемом маршруте указывают на то, что это было бы выгодно. Помните, что погодные условия могут быстро меняться, и что решение «лететь или не лететь», как указано в параграфе 7-1-4b2, должно оцениваться на всех этапах полета.
г. После любого брифинга не стесняйтесь запрашивать любую информацию, которую вы или брифингист могли пропустить или не понять. Таким образом, брифер может представить информацию в логической последовательности и уменьшить вероятность того, что важные элементы будут упущены из виду.
7-1-8. Телефон информационно-брифинговой службы ( TIBS )
a. ТИБС , предоставляемые автоматизированными пунктами обслуживания полетов ( АФСС ) представляет собой непрерывную запись метеорологической и аэронавигационной информации, доступной по телефону. Каждый AFSS обеспечивает как минимум четыре инструктажа по маршруту и/или району. Кроме того, могут также быть доступны процедуры воздушного пространства и специальные объявления (если применимо), касающиеся интересов авиации. В зависимости от требований пользователя могут быть предоставлены другие элементы; т. е. наблюдения METAR , прогнозы аэродрома в районе аэродрома, прогнозы ветра/температуры на высоте и т. д.
b. TIBS не заменяет предполетный инструктаж, проводимый специалистами. Тем не менее, его рекомендуется использовать в качестве предварительного инструктажа, и он часто может помочь вам принять решение «идти или не идти».
в. TIBS предоставляется автоматизированными станциями обслуживания полетов ( AFSS ) и обеспечивает непрерывную телефонную запись метеорологической и/или аэронавигационной информации. В частности, TIBS содержит брифинги по районам и/или маршрутам, процедуры в воздушном пространстве и специальные объявления (если применимо), касающиеся интересов авиации.
д. В зависимости от требований пользователя могут быть предоставлены другие элементы; т. е. приземные наблюдения, прогнозы на аэродромах, прогнозы ветра/температуры на высоте и т. д. Для полного использования программы TIBS необходим телефон с тональным набором ™ .
эл. Пилотам предлагается воспользоваться этой услугой. Пункты TIBS находятся на объектах AFSS , и к ним можно получить доступ, используя бесплатный номер 1-800- WX BRIEF.
7-1-9. Расшифрованная передача погоды ( TWEB ) (только для Аляски)
На Аляске предоставляется оборудование, с помощью которого метеорологические и аэронавигационные данные записываются на ленты и непрерывно транслируются на выбранные объекты L/MF и VOR . Трансляции производятся из серии отдельных магнитофонных записей, а изменения по мере их возникновения записываются на кассеты. Предоставляемая информация зависит от типа доступного оборудования. Как правило, передача содержит сводку неблагоприятных условий, наблюдения за погодой на поверхности, отчеты пилотов о погоде и заявление о высоте по плотности (если применимо). По усмотрению радиовещательной станции записи могут также включать краткий обзор, прогноз ветра на высоте, данные прогноза на маршруте и в районе аэродрома, а также отчеты радара. В отдельных местах телефонный доступ к TWEB предоставлен ( TEL-TWEB ). Телефонные номера этой службы указаны в Приложении Alaska A/FD . Эти трансляции предоставляются в первую очередь для предполетной подготовки и планирования во время полета, и поэтому их не следует рассматривать в качестве замены предполетных инструктажей, проводимых специалистами.
Wakefield, VA
Бюро прогнозов погоды
Основной брифинг Страница | Тяжелая Грозы | Приливы/Прибрежные Затопление | Реки/Реки Затопление | jpg»> Расширенные прогнозы | Космическая погода | Огненная погода | ||||||||||||||
Дождь и снег Прогнозы | Ураганы | Морская погода | Радар | и Спутник | Климатические данные | Карты | jpg»> и | Безопасность и Готовность |
Об авторе