В справочнике:
Содержание
Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Case studies: российский и мировой опыт секьюритизационных сделок. Лучшие практики
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Инфраструктура рынка секьюритизации
Приложение
Александр КАЗАКОВ, LL. M, руководитель группы по структурированию проектов, Евразийский Банк Развития
За прошедшие 15 лет секьюритизация в России превратилась из никому не известного феномена в привычный и понятный инструмент, который успел пережить и стремительный взлет в конце 2000-х, и кризис 2009 г., а потом попасть в дурную компанию1. Объемы выпусков в последнее время падали, но сегодняшний системный кризис в России дает секьюритизации еще один шанс укрепиться на рынке.
Скачать PDF
12 апреля 2022, 15:38
МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Ассоциация банков России (АБР) и Национальная финансовая ассоциация (НФА) предложили Банку России ряд мер, которые повысят устойчивость банковской системы и поддержат рынок кредитования, также предложено разработать дорожную карту для их реализации. Об этом говорится в направленном во вторник в Банк России совместном письме ассоциаций (имеется в распоряжении ТАСС).
«В условиях санкционного давления на российские банки ассоциации обращают внимание на уникальные возможности секьюритизации как механизма стимулирования банковского кредитования (в том числе реального сектора экономики), а также подчеркивают существенный антикризисный потенциал секьюритизации. Реализация изложенных в настоящем письме мер, направленных на совершенствование регулирования секьюритизации в России, повысит устойчивость банковской системы и поддержит рынок кредитования», — говорится в письме.
При этом предлагается Банку России «совместно с участниками рынка сформировать план мероприятий (дорожную карту) для реализации приоритетных мер регулирования в рассматриваемой сфере».
Так, одной из мер, предлагаемых Банку России, является включение облигаций, выпущенных в ходе реализации сделок секьюритизации, в ломбардный список Банка России и принятие ЦБ РФ программы по их выкупу. Банк России в рамках параметров программы выкупа облигаций, выпущенных в рамках сделок секьюритизации, должен установить требования к секьюритизируемым активам (максимальные процентные ставки, требования к заемщикам, сроку кредита и т. д.), а также к уровню рейтинга выкупаемых траншей. Заранее определяя значение льготной процентной ставки и перечень приоритетных отраслей, направлений, проектов, категорий заемщиков, Банк России тем самым сможет стимулировать целевое банковское кредитование.
«Указанный механизм мог бы частично заменить использование специализированных инструментов рефинансирования Банка России», — следует из письма. Кроме того указывается, что программы выкупа могут также реализовываться при поддержке бюджета государственными институтами развития.
Ассоциации также предлагают уменьшить требования к доле удержания кредитного риска оригинатором в сделках неипотечной секьюритизации с 20% до 5%. «Соответствующая доля должна определяться не от размера обязательств по облигациям, а от размера портфеля секьюритизируемых активов», — сообщается в документе. Ассоциации предлагают установить срок рабочей встречи представителей ЦБ РФ и участников рынка для обсуждения расширения способов принятия риска путем приобретения равных долей всех «траншей» облигаций, выпущенных в ходе секьюритизационной сделки. Банк России, как говорится в письме, полагает необходимым проработать такие вопросы как размер рисков, принимаемых на себя оригинатором при приобретении бондов всех «траншей», а также ряд других.
Сообщается, что Банк России частично поддержал предложения ассоциаций по учету российских рейтингов структурированного финансирования в регулировании. Ассоциации просят ускорить внедрение изменений в национальное регулирование, которое позволит использовать российские рейтинги для включения облигаций, выпущенных по сделкам секьюритизации, в расчет величины высоколиквидных активов. При этом отмечается важность регуляторного выравнивания рейтингов структурного финансирования и обычных «корпоративных» кредитных рейтингов.
Ассоциации предлагают существенно уменьшить решением совета директоров ЦБ РФ риск-веса для траншей облигаций, выпущенных в ходе сделок секьюритизации. «Учитывая сложившуюся международную обстановку, полагаем нецелесообразным следовать в полном объеме Базельским стандартам», — говорится в письме и предлагается подготовить соответствующие изменения в положение Банка России от 04. 07.2018 № 647-П. Также ассоциации считают целесообразным на уровне нормативных актов Банка России прямо установить правило о неконсолидации активов СФО и оригинатора.
«Рейтингованные инструменты секьюритизации отвечают критериям высокого кредитного качества, привлекательной доходности и диверсификации и потому могут обеспечить привлекательные возможности вложения средств для российских инвесторов, которые лишились доступа к иностранным рынкам», — говорится в письме.
В конце марта комитет Ассоциации банков России по инвестиционным банковским продуктам обсуждал возможности неипотечной секьюритизации в качестве дополнительного механизма для финансирования реального сектора экономики. По мнению участников комитета, благодаря секьюритизации реальному сектору экономики могут предоставляться кредиты существенно ниже ключевой ставки. Впоследствии были еще дополнительные обсуждения вопроса, результатом которых стало направленное сегодня письмо в Банк России.
Ранее, в декабре 2021 года, в Банк России и Минфин России был направлен совместный доклад АБР и НФА «Перезагрузка рынка неипотечной секьюритизации». Документ был подготовлен с целью показать потенциал секьюритизации как инструмента привлечения средств в реальный сектор экономики при принятии изменений в законодательное и отраслевое регулирование.
Теги:
Россия
Секьюритизация — это процесс преобразования пакета долговых обязательств в рыночную ценную бумагу, обеспеченную или секьюритизированную первоначальными долговыми обязательствами.
Большинство долговых ценных бумаг состоит из кредитов, таких как ипотечные кредиты, выданные банками своим клиентам. Однако любой финансовый актив, основанный на дебиторской задолженности, может поддерживать долговое обеспечение. Другие формы базовых активов включают торговую дебиторскую задолженность, задолженность по кредитным картам и аренду.
Инвестор, который покупает акции компании, имеет право на активы компании и будущие денежные потоки. Точно так же инвестор, приобретающий секьюритизированный долговой продукт, имеет право требовать погашения в будущем лежащих в его основе долговых инструментов.
С точки зрения инвестора долг является активом.
В процессе секьюритизации долга всегда участвуют как минимум четыре стороны. Первый – это заемщик, который взял кредит и пообещал его вернуть. Во-вторых, это инициатор кредита, то есть банк, утвердивший кредит.
Этот создатель кредита или банк имеет первоначальные права на выплаты заемщику. Но банк может захотеть реализовать свою прибыль от кредита намного быстрее, чем позволяет 20-летний или 30-летний срок кредита.
Банк может немедленно получить наличные деньги, продав этот кредит и другие, находящиеся в его распоряжении, по номинальной стоимости или близкой к ней третьей стороне. Эта третья сторона обычно действует как траст.
Траст зарабатывает деньги, секьюритизируя ряд кредитов и переупаковывая их в новый актив. Затем актив продается инвесторам, которые составляют четвертую сторону в цепочке.
Если вы будете следовать цепочке, секьюритизированный долговой продукт в конечном итоге обеспечит погашение кредита четвертой стороне в форме доходов от инвестиций.
Первые меркантилистские корпорации служили средством секьюритизации суверенного долга Британской империи в конце семнадцатого и начале восемнадцатого веков.
По словам исследователей из Техасского христианского университета, Великобритания реструктурировала свой долг, передав его своим самым богатым корпорациям, которые, в свою очередь, продали акции, обеспеченные этими активами.
Этот процесс был настолько повсеместным, что к 1720 году на компанию Южных морей и Ост-Индскую компанию приходилось почти 80 % государственного долга. Корпорации, по сути, превратились в компании специального назначения (SPV) британского казначейства.
В конце концов, опасения по поводу хрупкости этих корпоративных акций заставили британцев прекратить секьюритизацию и сосредоточиться на более традиционном рынке облигаций для сбора денег.
Рынок долговых ценных бумаг практически не существовал в течение следующих 200 лет. В 1970 году на вторичном ипотечном рынке появились первые в США ценные бумаги, обеспеченные ипотекой (MBS).
Рынок долговой секьюритизации взлетел в 1983 года, когда Fannie Mae ввела первые обеспеченные ипотечные обязательства.
Этот процесс не мог бы существовать без Государственной национальной ипотечной ассоциации (Ginnie Mae), которая гарантировала первые сквозные ипотечные ценные бумаги.
До Ginnie Mae инвесторы продавали индивидуальные кредиты на вторичном рынке. Поскольку они не были секьюритизированы, очень немногие инвесторы были заинтересованы в их покупке.
Поддерживаемые государством транзитные операции стали откровением для вторичных ипотечных трейдеров. Тогда они рассматривались как безопасные инвестиции. Вскоре за Ginnie Mae последовали две другие корпорации, спонсируемые государством, Fannie Mae и Freddie Mac.
Fannie Mae подлила масла в огонь, выпустив первые обеспеченные ипотечные обязательства (CMO) в 1983 году. Конгресс удвоил ставку на CMO, когда создал Канал инвестиций в ипотеку недвижимости (REMIC) для облегчения выпуска CMO.
К 2000 году объем торговли ценными бумагами, обеспеченными ипотечными кредитами, достиг 4 триллионов долларов. На нем лежит большая вина за то, что он спровоцировал финансовый кризис 2008–2009 годов, когда многие из этих основных ипотечных кредитов объявили дефолт. Примерно через пять лет на нейтральной полосе рынок ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, вернулся с ревом. К 2021 году общая сумма приблизилась к 12 триллионам долларов.
Введение
Побочным продуктом финансового кризиса 2008 года и внезапной остановкой 30-летнего безумия сделок по секьюритизации стала возможность чтобы участники рынка сделали паузу и рассмотрели эволюцию секьюритизации, ее роль на финансовых рынках и то, как рынки восприняли ценность структурных аспектов секьюритизации. В этой статье будет рассмотрено сочетание факторов, которые привели к быстрому росту рынка секьюритизации, и мы будем ждать извлеченных уроков. Учитывая сложность темы, здесь можно коснуться только некоторых вопросов и факторов.
История секьюритизации
Хотя авторы указывают на происхождение секьюритизации в ряде прецедентов, включая ипотечные облигации сельскохозяйственных железных дорог 1860-х годов, облигации с ипотечным покрытием 1880-х годов и форму секьюритизации ипотечных кредитов до После краха 1929 года современная эра секьюритизации началась в 1970 году. Именно тогда Министерство жилищного строительства и городского развития создало первую современную ценную бумагу, обеспеченную ипотекой, когда Государственная национальная ипотечная ассоциация (Ginnie Mae или GNMA) продала ценные бумаги, обеспеченные портфелем ипотечные кредиты.
Современная история секьюритизации уходит своими корнями в послевоенную американскую культуру, рост пригородов и модель «Leave It To Beaver»: мама и папа в загородном доме на усаженной деревьями улице с машиной на подъездной дорожке. Чтобы сделать эту американскую мечту доступной для большего числа людей, правительство (в качестве политического вопроса) искало способы увеличить ликвидность на ипотечном рынке. В 1970 году Ginnie Mae (которая была создана в соответствии с Законом о справедливом жилищном обеспечении 1968 года, когда Конгресс разделил Федеральную национальную ипотечную ассоциацию (Fannie Mae или FNMA) на две отдельные корпорации, FNMA и GNMA) выпустила первую ценную бумагу, обеспеченную ипотечным кредитом, которая объединяла ипотечные кредиты. и разрешил использовать их в качестве обеспечения ценных бумаг, продаваемых на вторичном рынке. Заявленная цель состояла в том, чтобы направить инвестиционный капитал от глобальных инвесторов, чтобы обеспечить доступ к капиталу для доступного жилья. В 1970 вторичный ипотечный рынок также был значительно расширен после того, как Конгресс принял Закон о чрезвычайном жилищном финансировании, в соответствии с которым была создана Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредитования (Freddie Mac или FHLMC) для оказания помощи сберегательным организациям в управлении процентным риском путем покупки ипотечных кредитов у сберегательных касс. Закон также разрешил Fannie Mae и Freddie Mac покупать и продавать ипотечные кредиты, застрахованные или гарантированные федеральным правительством. В 1971 году Freddie Mac выпустил первую обычную секьюритизацию кредита. В 1977 году Bank of America выпустил первую сквозную облигацию для ипотечного кредита под частной торговой маркой.
На протяжении 1970-х банкиры и юристы разрабатывали все более сложные структуры секьюритизации. Этому значительно способствовало то, что в 1986 году Конгресс принял Закон о налоговой реформе, который включал положения о канале инвестиций в ипотеку в сфере недвижимости (REMIC), которые обеспечили большую гибкость в структурировании классов облигаций с различными сроками погашения и профилями риска. Привлекательность возможности упаковать активы, приносящие доход, во внебалансовые структуры, тем самым облегчив регулирование капитала для финансовых учреждений и значительно увеличив капитал, доступный для финансирования потребительского спроса на жилье и другие потребительские активы, привела к созданию других типов секьюритизация активов в США и других странах. В середине 19В 80-х годах были проведены первые секьюритизации автомобильных кредитов и дебиторской задолженности по банковским кредитным картам. Коммерческие банки разработали первые каналы коммерческих бумаг, обеспеченных активами (ABCP), в 1980-х годах. Эти каналы были средствами для предоставления финансирования торговой дебиторской задолженности корпоративным клиентам банка.
Эти транспортные средства были забалансовыми, тем самым высвобождая банковский регулятивный капитал. В 1980-х годах британские банки начали структурировать секьюритизацию жилищной ипотеки.
В конце 1980-х и 1990-х годах рынок секьюритизации резко вырос. В Соединенных Штатах этому способствовало законодательство REMIC и изменения в правилах SEC, а также рост фондов денежного рынка, инвестиционных фондов и других институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды и страховые компании, ищущие продукт. В 19Коммерческая ипотека 90-х годов начала секьюритизироваться. За пределами США страны, включая Великобританию и Японию, приняли законы, разрешающие секьюритизацию. Значительно расширяющаяся глобальная потребительская культура, где доступ к кредиту для покупки всего, от домов и автомобилей до мобильных телефонов и телевизоров, воспринимался как данность, продолжала стимулировать рост объема секьюритизации. Хотя первоначально это делали коммерческие и сберегательные банки, многие другие игроки начали выходить на арену потребительского кредитования и финансировать свою деятельность за счет секьюритизации. Когда на поле вышли нерегулируемые игроки, стандарты кредитования также часто ослаблялись. Первые секьюритизации субстандартных жилищных ипотечных кредитов были проведены в начале 19 века.90-е. В течение следующего десятилетия рост объема субстандартных ипотечных кредитов, которые были секьюритизированы, был огромным.
Другим следствием экспоненциального роста секьюритизации как средства для всех форм кредитования стало изменение баланса отношений между кредиторами и заемщиками. Это стало очень ясно после 2008 года, после финансового кризиса. В те далекие времена, когда банки давали ссуды предприятиям и людям, банк давал деньги под ипотеку и брал залог, и если возникали проблемы, человек решал их со своим банком. Секьюритизация и дезинтермедиация рисков изменили все это. Банки продавали ипотечные кредиты в огромные пулы, где один ипотечный кредит был бы одним из десятков тысяч. Кредиты для малого бизнеса финансировались через каналы. Документы и рейтинговые агентства навязывали жесткие условия и механизмы отработки, потому что предсказуемость результатов была критически важной. Попечителям не было предоставлено право разрабатывать индивидуальные средства правовой защиты для разных заемщиков. Результатом этого сдвига стало то, что когда возникали проблемы с кредитом или ипотекой, часто не было возможности выработать решение, адаптированное к заемщику. Конкретный путь и средства правовой защиты были встроены в документы и применялись сервисером и/или доверительным управляющим, работавшим в рамках жестких параметров, или по команде большинства кредиторов, которые были крупными учреждениями, обязанными акционерам или инвесторам.
Многие транзакции также были связаны с кредитной поддержкой и/или свопами или репо, так что не всегда было даже ясно, какая сторона несет конечный риск в сделке, что также усложняло ситуации отработки. Все эти факторы способствовали последствиям кризиса 2008 года. Крупные учреждения разорялись, сделки не выполнялись, банкротства продолжались, инвесторы предъявляли иски, а регулирующие органы во многих юрисдикциях предлагали правила для решения различных аспектов краха.
Что дальше?
Я думаю, что большинство комментаторов считают, что секьюритизация никуда не денется и что это эффективный и действенный способ структурирования финансирования. Превратив неликвидные активы в торгуемые ценные бумаги, секьюритизация помогла направить денежные потоки заемщикам и профинансировать значительное экономическое развитие. Секьюритизация также помогла эмитентам и инвесторам диверсифицировать риски по классам активов по всему миру. Опыт последних шести лет позволил всем участникам рынка осознать ряд ключевых вопросов: во-первых, необходимость должной осмотрительности в отношении создателей активов, активов и практики создания; во-вторых, применение средств правовой защиты, как средства правовой защиты должны работать и зачастую неравномерное применение средств правовой защиты; и в-третьих, непрозрачный характер многих транзакций и фактическое распределение рисков в транзакциях. На эти вопросы было получено несколько ответов. Были приняты ответные меры регулирующих органов в виде предложенных и реализованных законов в Соединенных Штатах, Соединенном Королевстве и Европе.
Об авторе