Ответ, казалось, содержится в статье 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — 14-ФЗ).
Но так ли это? И надо ли, определяя содержание устава, привлекать к этому ещё и «здравый смысл»?
Д.Медведев: Какие предложения есть на сей счёт?
К.Чуйченко: Действительно, на сегодняшний день учредительные документы, а именно уставы предприятий, на 95% состоят из императивных норм законодательства.
Д.Медведев: То есть норм, которые нельзя изменить по соглашению сторон.
К.Чуйченко: Да. На этапе перехода к рыночной экономике, может быть, это было оправданно, потому что это служило просвещению и росту правосознания наших граждан, включая предпринимателей. Но сейчас, когда жизнь ушла далеко вперёд, мы видим, что в некотором смысле это положение усугубляет и утяжеляет жизнь как бизнеса, так и государства, в этом нет никакого здравого смысла.
Поскольку то, что написано в законе, будет применяться независимо от того, будет это инкорпорировано в учредительные документы или нет. Что получит бизнес от этого?
Из стенограммы совещания с вице-премьерами в Горках 16 июля 2018 года.
Пункт 2 статьи 12 14-ФЗ (об уставах утверждаемых учредителями (участниками), т.е. о т.н. «бумажных» уставах):
«2. Устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, должен содержать:
Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.»
Последний пункт из приведённого перечня сведений, которые должны содержаться в уставе, указывает, что этот перечень не полный. Закон предусматривает и иные сведения.
Например, сроки проведения годового собрания участников и избрания единоличного исполнительного органа (ЕИО), наличие или отсутствие печати в обществе. Эти, конкретные для каждого общества сроки, а также сведения о наличии печати, в силу закона, т.е. императивно, должны содержаться в уставе.
При этом, не все сведения, указанные в пункте 2 статьи 12 14-ФЗ, должны обязательно содержаться в уставе. Например, общество может не иметь сокращённого фирменного наименования. В этом случае, сведения о сокращённом фирменном наименовании в уставе указать невозможно.
В соответствии с п.2.1 статьи 12 14-ФЗ Типовой устав ООО должен содержать все сведения, указанные в пункте 2 статьи 12, за исключением следующих сведений:
Эти индивидуальные для каждого общества сведения должны содержаться в ЕГРЮЛ. Впрочем, они и сейчас там содержатся.
Было бы крайне желательно, что бы законодатель не забыл включить в этот перечень также сведения о наименовании должности и сроке избрания ЕИО и сведения о наличии печати.
В этом случае один из вариантов Типового устава ООО (Тип №0) можно было бы радикально сократить.
Закон и сейчас не требует указания наименования должности ЕИО в уставе ООО (оно указывается в сведениях ЕГРЮЛ), но срок его избрания, как и наличие печати в ЕГРЮЛ пока не указывается, и поэтому совсем без устава (Типового устава) ООО пока не обойтись.
Что на самом деле должен содержать устав ООО
Из приведённого выше примера с сокращённым фирменным наименованием следует вывод, что не все сведения, указанные в пункте 2 статьи 12 14-ФЗ императивно (т.е. обязательно) должны содержаться в уставе ООО.
Так, даже в самом этом пункте отмечено, что
сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества
Т. е., если это (или что-то иное) уставом не предусмотрено, то и свойства (порядок, последствия и пр.) отсутствующего объекта уставом описывать не требуется.
Например, если уставом не предусмотрено образование в обществе совета директоров, то не надо в этом уставе описывать порядок его формирования и его компетенцию.
Это относится и к иным сведениям из пункта 2 статьи 12 14-ФЗ.
Закон, например, определяет компетенцию общего собрания участников и порядок принятия им решений, а также способ подтверждения принятия этих решений и присутствовавших при их принятии. При этом закон предусматривает возможность изменить уставом некоторые положения (диспозитивные нормы) в допускаемых законом пределах. В частности в увеличении необходимых голосов для принятия определённых решений, а также способов подтверждения этого принятия.
Но если уставом не изменяются, допускаемые законом к изменению параметры некоторых положений, то нет никакой необходимости и здравого смысла их переписывать в устав.
Закон этого не запрещает, но и не обязывает.Итак, какие сведения на самом деле должен содержать «бумажный» устав ООО, если он не меняет указанные в законе диспозитивные параметры (т.е. устав в минимальной «комплектации»)?
Это:
В моей классификации это устав Тип №0.
При таких же параметрах Типовой устав (Тип №0) должен содержать сведения о:
И это – всё.
А могло бы и этого не быть …
Наша многолетняя практика работы с уставами хозяйственных обществ свидетельствует о том, что собственники и иные заинтересованные лица, к сожалению, уделяют недостаточное внимание первоочередному документу общества как на стадии его разработки и утверждения, так и в дальнейшем, при осуществлении субъектом хозяйствования своей деятельности.
Вторая категория лиц, которые легко ориентируются в положениях устава общества, — активные миноритарные участники. С целью отстаивания своей позиции, защиты собственных интересов они стараются максимально использовать положения действующего устава, а если предоставляется возможность, то и провести через общее собрание участников изменения в устав, обеспечивающие реализацию их прав.
Об уставе организации вспоминают в случае, когда возникает корпоративный конфликт. Как показывает практика, зачастую стороны удивляются тому, что в этом документе написано. Удивление также можно наблюдать, когда по каким-либо причинам собственники хотят внести изменения в устав и получают от нас информацию о том, что согласно законодательству существует нескольких вариантов действий для одной и той же ситуации и один из них можно зафиксировать в уставе.
Действительно, наряду с тем, что белорусское законодательство о хозяйственных обществах содержит достаточное количество императивных норм, изменить которые нельзя в уставе или ином локальном нормативном правовом акте общества, существуют также диспозитивные нормы, предоставляющие участникам общества право выбора.
Статья 14 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-ХИ «О хозяйственных обществах» (далее — Закон) предусматривает, что устав хозяйственного общества должен содержать:
Как сообщалось ранее, данный перечень не является исчерпывающим. Другие статьи Закона расширяют перечень обязательных сведений, которые должны содержаться, например, в уставах общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества (далее — ООО и АО соответственно).
Так, в уставе АО обязательно должны быть сведения об общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, выпускаемых акционерным обществом, количестве акций каждой категории. А устав ООО должен содержать перечень участников общества и сведения о размере долей в уставном фонде общества каждого из его участников; размер и состав вкладов участников общества в его уставный фонд и т.д.
Таким образом, минимум сведений, который должен быть включен в устав, установлен Законом для каждой формы общества.
Эта стандартная формулировка достаточно часто встречается в Законе.
Рассмотрим отдельные примеры того, как можно использовать диспозитивные нормы Закона в зависимости от интересов клиента.
Кворум и голосование по вопросам повестки дня.
По общему правилу, собрание участников способно рассматривать вопросы и принимать по ним решение, если его участники обладают в совокупности более чем 50% голосов от общего количества голосов, принадлежащих участникам общества.
Однако уставом общества можно предусмотреть большее число голосов (меньшее — нельзя). Большее количество голосов, например 75%, 100%, предусматривается в целях защиты интересов миноритарных участников, например в случае, когда участниками общества являются два лица и у одного из них доля в уставном фонде более 50%. В данной ситуации второй участник — собственник доли, составляющей менее 50% уставного фонда, таким положением обеспечивает невозможность проведения общего собрания без его участия.
При установлении большего количества голосов для кворума также важно не забыть про кворум для повторных общих собраний. Часть 2 ст. 43 Закона устанавливает, что для повторных собраний кворум составляет более 30% голосов от общего количества голосов участников. Однако участники могут договориться и включить в устав положение о том, что кворум для проведения повторного собрания также составляет, например, 75 или 100%.
Обращаем внимание на то, что Законом установлен перечень вопросов, решения по которым должны приниматься единогласно всеми участниками, при этом предусмотреть меньшее количество голосов уставом нельзя.
Сказанное также означает, что и кворум общего собрания должен составлять 100% голосов. К таким вопросам, в частности, в ООО относятся:
Решения по вопросам повестки дня принимаются простым большинством голосов участников, принявших участие в собрании. Как упоминалось ранее, иное количество голосов может быть установлено Законом и уставом.
Таким образом, уставом может быть предусмотрено, что решение по всем вопросам принимается единогласно всеми участниками. Безусловно, есть проблемы и с принятием решений в таком порядке, но будущие участники должны знать о такой возможности.
Исключение составляют случаи, установленные Законом, например, решение о крупной сделке принимается 2/3 или 3/4 голосов лиц, принявших участие в собрании (большее количество голосов установить нельзя), а при принятии решения о совершении сделки с заинтересованностью аффилированного лица такое решение принимается большинством голосов от общего количества голосов участников, не заинтересованных в такой сделке.
Непропорциональное распределение долей
По общему правилу, размер доли в уставном фонде общества участника этого общества определяется в процентах или в виде дроби и соответствует соотношению между стоимостью его вклада в уставный фонд и уставным фондом этого общества, если иное не предусмотрено уставом общества.
Например, в классической ситуации — два участника, чьи вклады в уставный фонд равны — каждый из участников будет обладать долей, равной 50% уставного фонда общества. Однако все чаще на практике встречаются случаи, когда доли распределяются непропорционально вкладам участников в уставный фонд.
Сразу хотелось бы отметить, что такое исключение возможно только в ООО и обществах с дополнительной ответственностью (далее — ОДО) и не распространяется на АО.
Действительно, один участник может внести больший размер денежных средств в качестве вклада в уставный фонд, чем второй участник, но при этом его доля единогласно будет определена как 10% уставного фонда, а другой участник, внеся значительно меньший по сравнению с первым участником денежный (неденежный) вклад, будет владеть долей, равной 90% уставного фонда. Так договорились участники, и вызвано это может быть самыми различными причинами.
Непропорциональное распределение долей может оказывать влияние на:
Статья 109 Закона разрешает участникам, проголосовав единогласно, включить в устав общества перечень вопросов, при принятии решений по которым они имеют число голосов, не пропорциональное их долям в уставном фонде, в том числе каждый участник имеет один голос, а решения по этим вопросам принимаются простым большинством голосов, за исключением случаев, предусмотренных Законом и (или) уставом, когда для принятия решений по отдельным вопросам требуется квалифицированное большинство от общего количества голосов либо когда решение принимается единогласно.
Это означает, что доли могут быть определены участниками пропорционально размерам вкладов в уставный фонд, но в положениях устава, касающихся компетенции общего собрания, для принятия одних решений по вопросам повестки дня будет установлено, что каждый участник обладает одним голосом, а для принятия остальных решений каждый участник обладает количеством голосов, пропорционально их вкладам в уставный фонд.
Разрешение Законом распределения прибыли между участниками непропорционально их долям в уставном фонде тоже выглядит логичным. Лишь сами участники могут оценить свои вклады (не только в уставный фонд), а в развитие общества, бизнеса, с целью определения, кто из них на какую часть прибыли имеет право.
Обращаем внимание на то, что любое непропорциональное распределение долей должно быть закреплено в уставе общества и за него должны проголосовать единогласно все участники общества.
Право у участника на получение информации об обществе.
Каждый участник общества имеет право на получение информации о деятельности общества, а также имеет право знакомиться с его документацией в объеме и порядке, установленных в уставе.
Большинство уставов небольших обществ предоставляет права всем участникам знакомиться с любой документацией общества, в том числе бухгалтерской, на получение любой информации. Уставы более крупных обществ, например акционерных, в которых количество акционеров может достигать несколько сотен, содержат положения, ограничивающие доступ любого акционера ко всей документации общества.
На практике из-за этого возникают споры, в том числе и судебные.
По нашему мнению, исходя из толкования положений Закона в уставе общества можно установить конкретный перечень документов, с которыми могут знакомиться участники (акционеры), но ограничение права участника на получение информации, документов, поставленного в зависимость от количества долей (акций), будет нарушать право участника на получение информации, документов, и это противоречит Закону об обществах.
Если миноритарный участник не согласен с тем, что ему не предоставили запрашиваемую информацию (документы), он может обратиться в суд. На практике согласно положениям устава исполнительный орган общества ответственен за предоставление информации, документации.
Являясь зачастую исполнителем воли крупного акционера (акционеров, владеющих крупными пакетами акций), исполнительный орган общества не предоставляет (не полностью предоставляет) информацию и (или) документы другим акционерам, владеющим незначительным количеством акций. В такой ситуации, если положения устава сформулированы в пользу мажоритарного акционера, суд при обращении миноритарного акционера не отменит (не изменит) не соответствующее законодательству (по мнению миноритарного акционера) положение устава — он будет лишь рассматривать спор по конкретному делу и может присудить исполнить обязанность по предоставлению информации, документов в натуре. Но это не исключает риск того, что исполнительный орган в следующий раз не откажет на запрос миноритарного акционера, связанный, например, с предоставлением других документов. И тогда снова судебный процесс…
Обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с п. 16 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 20 «О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников)» обращение участника по поводу получения информации и (или) ознакомления с документацией должно соответствовать принципу добросовестности и разумности. Участник не обязан указывать причины реализации своего права, обосновывать наличие интереса в получении информации и (или) ознакомлении с документацией, кроме случаев, установленных законодательством.
Таким образом, участники общества при его создании, разработке проекта устава должны внимательно подойти к формулировке положений, касающихся прав участников на получение информации и документов общества, чтобы в будущем снизить риски возникновения споров по этим вопросам.
Появление в обществе третьих лиц
Устав общества может предусматривать, что отчуждение участником своей доли (части доли) третьему лицу запрещено. Это положение касается ООО и ОДО. В таком случае в соответствии с ч. 6 ст. 98 Закона при отказе остальных участников от приобретения доли (части доли) общество обязано выплатить участнику ее действительную стоимость либо с согласия участника выдать ему в натуре имущество, соответствующее такой стоимости. Действительная стоимость доли (части доли) участника в уставном фонде общества определяется на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дате обращения участника с таким требованием (данных книги учета доходов и расходов на первое число месяца обращения участника).
Отметим, что при наличии вышеуказанного запрета уставом общества может быть разрешено увеличение уставного фонда за счет вкладов третьего лица. Это значит, что при единогласном решении участников общества в состав участников может войти третье лицо, выполнив свою обязанность по внесению соответствующего вклада.
Устав открытого акционерного общества (далее — ОАО) не может содержать положения о запрете отчуждения акций третьим лицам. Продажа акций в таких обществах осуществляется через ОАО «Белорусская валютнофондовая биржа», за исключением случаев, установленных законодательством.
Исходя из определения закрытого акционерного общества (далее — ЗАО), данного в ч. 4 ст. 66 Закона, участник ЗАО может отчуждать принадлежащие ему акции только с согласия других акционеров и(или)ограниченному кругу лиц. Появление в таком обществе третьего лица в качестве акционера зависит от формулировок положений устава, регулирующих отчуждение акций акционеров. Фактически возможно установить такую процедуру в уставе, по результатам прохождения которой появление в составе акционеров «нежелательного» третьего лица будет сведено к минимуму.
Если устав не соответствует законодательству…
С 2009 года Положением о регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее — Положение), установлен заявительный принцип регистрации. Раньше работники регистрирующих органов тщательно изучали и вычитывали уставы обществ, отправляли их на доработку. Сегодня общество (заявитель) несет ответственность за сообщение достоверных и полных сведений.
Так, Положение содержит норму о том, что в заявлении на государственную регистрацию организации (внесение изменений) подтверждается, что представленные устав либо изменения и (или)дополнения, вносимые в устав юридического лица, соответствуют требованиям, определенным законодательством для юридического лица данной организационноправовой формы.
Это значит, что контролирующие органы, перечень которых установлен Положением, имеют право в случае обнаружения несоответствия положений устава законодательству, обратиться в суд с иском о признании госрегистрации такого субъекта недействительной. Нам не известны такие случаи, однако их проявление в будущем не исключено.
Рекомендации по разработке устава
Во-первых, включите в устав все положения, которые должны содержаться в нем согласно законодательству.
Во-вторых, если устав готовят юристы, задавайте им побольше вопросов по тексту устава. Главный вопрос — какие есть варианты действий, предусмотренные законодательством?
В-третьих, потраченное время и деньги на разработку устава при создании общества (до приобретения акций (долей) в уже существующем обществе) с большой долей вероятности сэкономят вам в будущем значительные средства и нервы при возникновении корпоративных конфликтов и вообще могут помочь их избежать или минимизировать.
Адвокат Ирина Аноп специально для журнала «Финансовый директор»
Узнайте об уставах организации – что это такое, нужны ли они вам, как и когда их писать. |
Тщательно написанные уставы помогают организациям знать, как поступать в новых ситуациях или при возникновении проблем. Уставы могут сэкономить время, пытаясь решить организационные сложности, помочь определить вашу миссию или цели и обеспечить бесперебойную работу. В этом разделе мы рассмотрим, что такое уставы, когда их следует писать, как их писать и как их использовать, чтобы ваша группа не сбивалась с пути.
Устав — это письменные правила, регулирующие внутренние дела организации. Устав обычно определяет такие вещи, как официальное название группы, цель, требования к членству, должности и обязанности должностных лиц, порядок распределения должностей, порядок проведения собраний и частоту их проведения.
Устав также регулирует порядок функционирования группы, а также роли и обязанности ее должностных лиц. Они необходимы, чтобы помочь организации наметить свою цель и практические повседневные детали того, как она будет заниматься своим бизнесом. Уставы служат юридическими руководящими принципами организации, и организация может быть оспорена в суде за свои действия, если она их нарушает. По крайней мере, для некоммерческих организаций их часто нужно подавать секретарю штата штата, в котором вы зарегистрированы или зарегистрированы.
Уставы также иногда ошибочно называют стандартными операционными процедурами или политиками и процедурами, но на самом деле это разные вещи, поскольку они, как правило, регулируют повседневную деятельность и не имеют силы закона, которую имеют уставы.
Наличие устава может быть полезным практически для любого типа организации, независимо от размера или цели. Точное определение того, как ваша организация будет работать, и изложение этого на бумаге может помочь обеспечить бесперебойную работу, дать ответы на трудные вопросы (например, что делать с трудным офицером), сэкономить огромное количество времени и усилий, помочь вам определить свою миссию или структурировать организацию в соответствии с этой миссией.
Наличие устава необходимо, если ваша организация хочет подать заявку на получение статуса некоммерческой организации.
Наличие устава помогает вашей организации сосредоточиться на намеченной цели, конкретно определяя эту цель.
Если в вашей организации еще нет устава, вот несколько ситуаций, в которых создание устава может оказаться полезным: группа работает
Некоторые группы разрабатывают устав с самого начала, но это не всегда необходимо и должно делаться только в случае крайней необходимости. Часто полезно приступить к работе, а затем разработать устав по мере необходимости.
Прежде чем начать, подумайте, действительно ли вам нужны уставы и для какой цели они будут служить вашей организации. Для некоммерческих организаций устав фактически является юридическим документом, за соблюдение которого организация несет ответственность. Для организаций, предоставляющих прямые услуги, устав обычно не распространяется на организацию в целом; вместо этого они могут разграничить полномочия совета, а не директора. Города работают так же: есть уставы, которые определяют, что люди могут и не могут делать (точно так же, как законы штатов), но у различных советов часто есть свои собственные уставы. Так что найдите время, чтобы подумать о том, для чего нужен устав — для правления? Организация в целом? Как только у вас появится четкое представление о цели вашего устава, вы можете приступить к его написанию.
Очень полезно будет увидеть, как другие группы, подобные вашей, написали свои уставы. Получение примеров из нескольких разных групп позволит вам увидеть хороший диапазон стилей и идей. Вы не должны просто копировать устав другой группы, а затем вставлять туда и сюда название своей организации, но уставы других групп могут стать хорошим ориентиром.
Будет ли это ваш совет директоров, ваши должностные лица, ваш руководящий комитет или какая-то комбинация этих групп? Будете ли вы утверждать части устава на основе консенсуса или каждая часть должна быть согласована единогласно? Прежде чем начать, узнайте, как вы собираетесь принимать эти решения, а затем выберите одного человека, который будет отвечать за написание первого черновика и внесение дополнительных изменений. Если устав будет длинным или сложным, вы можете разделить задачи по написанию, чтобы каждый из двух или более человек писал определенные разделы.
Группа, которая будет утверждать устав, должна собраться хотя бы один раз, чтобы составить приблизительный план для автора, прежде чем приступить к его написанию. В зависимости от того, как много вы уже знаете о том, как будет работать ваша организация, первый черновой вариант может быть легко выполнен одним человеком самостоятельно или вам может потребоваться собраться вместе и поработать вместе. Сейчас не время вдаваться в длительные дискуссии о деталях устава; вместо этого вы должны собрать достаточно общепринятой информации, чтобы писатель мог составить первый черновик, а детали оставить для последующего обсуждения.
При написании первого черновика вы можете обнаружить, что заполнить общий план устава (такой, как приведенный в разделе «Инструменты» в конце этого раздела) гораздо проще, чем писать его с нуля.
Ниже приведен список пунктов, которые обычно фигурируют в уставе. Вы можете решить изменить это для своих целей, поэтому имейте в виду, что ваш устав не обязательно должен быть расположен в этом порядке или включать все эти компоненты, и вы можете решить добавить свои собственные компоненты.
Статья I. Название и цель организации.
Не должно быть сомнений относительно официального названия вашей организации. Если для обозначения вашей группы используются другие имена (например, сокращенные версии, которые легче произносить в непринужденной беседе), вы можете упомянуть здесь, что ваша группа также известна под этими именами. Название организации обычно указывается в уставе словами «Эта организация должна называться» или «Официальное название этой организации», как показано в примере ниже.
Четкое определение цели вашей группы поможет вам сосредоточиться. Будет ли основная цель служебной, социальной, политической или какой-либо другой? Сосредоточена ли организация на одном вопросе, наборе вопросов, географической области или конкретной группе населения?
Пример:
Из устава Сената факультета Бейлорского университета:
Статья I. Должностные лица, выборы и обязанности.
Раздел 1. Избранными должностными лицами Сената факультета являются председатель, избранный председатель, секретарь и сотрудник по связям с общественностью, каждый из которых избирается ежегодно из числа членов Сената. Председатель назначает члена парламента и других должностных лиц, которые сочтет желательными.
Раздел 2. Должностные лица избираются следующим образом:
На или до запланированного на апрель заседания Сената Председатель назначает Комитет по выдвижению кандидатур, состоящий из семи сенаторов. Комитет по выдвижению кандидатур принимает кандидатуры и рекомендации членов Сената, определяет, согласятся ли кандидаты работать в случае их избрания, и подготавливает список кандидатов, включающий не менее одного кандидата на каждую должность. Члены Сената должны быть проинформированы о таком списке кандидатов, по крайней мере, с одним кандидатом на каждую должность. Члены Сената должны быть уведомлены о таком списке кандидатов по крайней мере за одну неделю до запланированного на май заседания.
Сюда также можно включить ваше видение и миссию.
Статья II. Членство.
Это объясняет, каковы права участников, каковы их ограничения и какие существуют требования для членства (если членство открыто для всех, скажите об этом!). В нем также должны быть четко указаны любые требуемые взносы, требования к посещаемости и любые обстоятельства, при которых членство может быть аннулировано. Если вы собираетесь разрешить почетное членство, подробности об этом также должны быть включены сюда.
Пример:
Из устава Колледжа Университета Вирджинии в Ассоциации студенческого самоуправления Wise:
СТАТЬЯ II: Членство
Раздел 1: Все лица, зачисленные на шесть или более семестровых часов в Колледж Университета Вирджинии в Уайзе, считаются членами Ассоциации студенческого самоуправления во время их зачисления и имеют все права и привилегии.
Статья III. Должностные лица и принятие решений.
В этом разделе вашего устава вы должны объяснить:
Существует множество других областей, которые могут охватывать ваши уставы, в зависимости от характера вашей организации. Некоторые распространенные из них включают постоянные (то есть постоянные) и другие комитеты, конфликт интересов, компенсацию должностным лицам (это означает, что должностные лица и члены правления не могут быть привлечены к личной ответственности за долги организации или привлечены к ответственности за незаконную организационную деятельность, если они не были вызваны незаконными действиями одного или нескольких конкретных должностных лиц), конкретные обязанности совета директоров в отличие от обязанностей директора или генерального директора — список можно продолжить. Попытайтесь подумать обо всех структурах, которые имеют отношение к управлению организацией. Чем полнее будут ваши уставы и чем лучше они будут отражать фактический характер и работу организации, тем полезнее они будут.
Статья IV. Общие, специальные и ежегодные собрания.
В этой части устава должно быть указано, как часто должны проводиться собрания. Это не обязательно должно быть очень конкретным, но должно быть ясно, будет ли организация собираться на регулярной основе или только по мере необходимости. В уставе должно быть разъяснено, кто имеет право созывать собрания и как уведомление о предстоящих собраниях должно быть доведено до сведения членов. Вам также следует описать порядок проведения собраний (т. е. собираетесь ли вы использовать Правила порядка Роберта, прерогативы председателя, кто получает слово и как и т. д.)
Специальные собрания также должны быть включены в этот раздел устава. Специальные собрания иногда ограничиваются правлением или должностными лицами. В этом разделе должно быть объяснено, как должны быть организованы специальные собрания, кто имеет право созывать особое собрание, какие вопросы могут обсуждаться на специальном собрании и кто может присутствовать на нем.
Наконец, если ваша организация будет проводить какое-либо ежегодное собрание, особенности его проведения должны быть включены в эту часть устава. Здесь также должны быть указаны годовые отчеты — когда они будут представлены, что они будут включать, кто их готовит и т. д.
Пример:
Из устава Гильдии продюсеров Америки
СТАТЬЯ IV: Собрания членов
Раздел 1. Регулярные собрания. Ежегодное собрание членов Гильдии должно проводиться в первый понедельник мая каждого года в округе Лос-Анджелес, в такое время и в таком месте, которые могут быть назначены Советом, с целью избрания директоров и должностных лиц, рассмотрения отчетов. о делах этой Гильдии и ведении таких дел, которые могут быть должным образом вынесены на собрание. Если, по мнению Совета директоров, годовое собрание не может быть удобно проведено в первый понедельник мая, он имеет право созвать указанное собрание в понедельник в мае или июне месяца тот же год.
Секция 2. Специальные собрания. Внеочередные собрания членов Гильдии должны проводиться всякий раз, когда их созывает Совет директоров, и такие внеочередные собрания также должны проводиться в течение тридцати дней после того, как об этом попросят в письменной форме не менее 20% членов с хорошей репутацией, которые просят должна быть указана цель такой встречи и адресована Секретарю Гильдии. Если после получения любого такого запроса Секретарь не созывает и не уведомляет о проведении внеочередного собрания, запрашивающие члены имеют право назначить время и место для такого собрания и уведомить об этом в порядке, указанном ниже.
Раздел 3. Уведомление о собраниях. Уведомление о времени и месте проведения собраний членов, будь то очередное собрание или внеочередное собрание, направляется каждому члену Гильдии не менее чем за семь, но не более чем за четырнадцать дней до даты указанного собрания. Все такие уведомления должны быть адресованы членам по последнему адресу, зарегистрированному в Гильдии, и должны быть доставлены лично, телеграфом или почтой, телеграфом или почтовыми расходами с предоплатой.
Раздел 4. Перенесенные собрания и уведомление о них. Любые собрания членов, очередные или внеочередные, могут время от времени откладываться голосованием большинства присутствующих членов, лично или через доверенных лиц, и когда любое собрание членов откладывается таким образом, уведомление о переносе не требуется, если только отсрочка должна быть на период, превышающий тридцать (30) дней.
Статья V. Совет директоров.
Если в вашей организации есть совет, в этом разделе должна быть описана его роль в группе, сколько человек будет входить в совет, как долго будет действовать срок полномочий члена совета, как часто совет будет собираться и как совет члены будут назначены или выбраны. В нем также должно быть указано, сколько членов правления должно присутствовать для кворума, и как члены могут быть удалены из правления.
Пример:
Из устава Федерации американских женских клубов за рубежом
СТАТЬЯ V: Совет директоров
Раздел 1: Номер, выбор. Совет директоров состоит из избранных должностных лиц Корпорации и Секретаря.
Раздел 2: Квалификация. На момент избрания все избранные директора должны быть американскими членами клубов постоянных или ассоциированных членов.
Раздел 3: Вакансии. Любая вакансия, возникающая среди директоров в период между двухгодичными конференциями, заполняется следующим образом:
а. Должность Президента принимает только избранное должностное лицо в порядке Первого, Второго и Третьего вице-президентов.
б. В случае отсутствия или отставки вице-президента Президент назначает замену с одобрения Совета директоров.
с. Помощник казначея принимает на себя обязанности казначея в ее отсутствие или в отставке.
д. Назначение секретаря и временного помощника казначея остается на усмотрение исполняющего обязанности президента.Раздел 4: Полномочия.
а. Корпорация управляется Советом директоров.
б. Совет директоров должен нести полную ответственность за имущество и бизнес Корпорации, обладая всеми правами и полномочиями управлять ими и вести их в соответствии с инструкциями Совета.
с. Совет директоров имеет право увольнять должностных лиц и директоров по уважительной причине в соответствии с инструкциями Совета.Раздел 5: Собрания. Ежегодно должно проводиться не менее одного заседания Совета директоров.
Раздел 6: Кворум. Две трети членов Совета директоров, присутствующих или представленных по доверенности, составляют кворум на заседании Совета.
Раздел 7: Отставка. Все отставки должны быть сделаны в письменной форме и адресованы Президенту.
После того, как вы закончите проект устава, отправьте копии всем людям, которые будут участвовать в процессе их утверждения. Если возможно, передайте им копии до встречи, чтобы у них была возможность внимательно просмотреть их перед встречей.
Раздайте копии предлагаемых уставов группе, которая собирается их редактировать, или просмотрите их задолго до собрания, чтобы у них было время подумать и задать свои вопросы , проблемы, предполагаемые изменения или проблемы готовы. Это не только сэкономит время, но и повысит вероятность того, что ошибки или необдуманные положения будут обнаружены, и что окончательная версия будет отражать то, что все действительно хотят.
Соберитесь и вместе изучите устав. Вы можете обнаружить, что это действительно требует, чтобы один человек брал на себя ответственность и зачитывал устав для утверждения, или, если у вас есть небольшая или более случайная группа, вы можете по очереди читать статьи и разделы вслух. Просмотрите каждую статью и раздел отдельно для одобрения, и делайте это внимательно. Это может показаться утомительным, но ваши уставы очень важны, и к ним следует относиться с вниманием к деталям.
Это также время, когда вы должны подумать, являются ли ваши уставы справедливыми и демократичными. Справедливо ли они распределяют власть в вашей организации? Дают ли они членам право голоса в управлении организацией?
Принять к сведению и обсудить любые изменения, при необходимости проголосовать. В зависимости от того, насколько длинным и сложным является ваш устав, это может занять более одной встречи. Когда вы проработаете и внесете все изменения, сделайте перерыв, чтобы сделать окончательный вариант.
Опять же, убедитесь, что люди получают копии заранее. Если все члены должны голосовать по уставу, вам нужно выяснить, как это произойдет, особенно если членство велико. Возможно, вам будет проще отправить им письмо с объяснением истории устава (кто их написал, как проходил процесс и т. д.) и форму утверждения/неодобрения для отправки обратно. Если вы сделаете это таким образом, должна быть последняя дата для получения голосов, и подсчет будет производиться на основе всего членства или количества полученных голосов. Другим вариантом может быть назначение собрания, на котором будет проводиться голосование по уставу, и предварительное письменное уведомление членов о собрании.
Внесите все согласованные изменения в устав и снова соберитесь, чтобы обсудить окончательный проект. Когда все удостоверятся, что изменения были внесены правильно, а устав такой, каким он должен быть, вы должны проголосовать за утверждение устава. Дата утверждения окончательного проекта должна быть указана в нижней части устава во всех последующих экземплярах.
Все должностные лица, члены вашего правления и председатели комитетов должны получить копии устава. Кроме того, вы должны либо разослать копии всем членам, либо сделать копии доступными для тех, кто в них нуждается.
Итак, ваш новый устав вступил в силу — это замечательно! Но они ничего не стоят, если вы их не используете. Если в вашей организации есть парламентарий — должностное лицо или консультант, который консультирует должностных лиц и правление по парламентским процедурам и в целом следит за тем, чтобы собрания проходили гладко и в соответствии с вашим уставом, — тогда он или она может помогать напоминать людям всякий раз, когда организация, один из его должностные лица, член правления или постоянный член делают что-то, что противоречит вашему уставу.
В противном случае вам просто нужно убедиться, что ваши сотрудники прилагают усилия для соблюдения устава при ведении бизнеса вашей организации. Убедитесь, что копия устава находится под рукой в любое время, когда ведется официальная деятельность организации. Если у вас возникнут какие-либо вопросы о том, как именно вы должны действовать, не стесняйтесь обращаться к уставу. И если вы столкнулись с ситуацией, о которой вы не подумали при написании своего устава, подумайте о том, чтобы решить ее на последнем этапе процесса устава, о котором мы поговорим далее.
Время от времени собирайтесь вместе, чтобы просмотреть свои уставы и, при необходимости, внести в них поправки, чтобы ваше правление, должностные лица и члены оставались знакомыми с уставами. Это также позволит вам оценить, точно ли ваш устав отражает направление деятельности организации, нужно ли вносить изменения в свете событий, происшедших с момента написания устава, или необходимо внести какие-либо разъяснения.
Поправки к Уставу могут быть предложены в любое время кем угодно, если вам так удобнее, или группой людей (если вы используете этот метод, обязательно укажите, сколько человек должно предложить изменение), или любым членом правления, любые спецификации лучше всего подходят для вашей организации. Несмотря ни на что, всегда должно быть место для таких предложений, когда возникает проблема.
Устав может быть легко написать и еще легче изменить, если вы хорошо организованы и имеете хороший план того, как это сделать. Следуя простой схеме, почти каждый может написать устав для новой или существующей организации, а наличие устава поможет устранить путаницу и будет способствовать последовательности в том, как ваша организация должна действовать в отношении того, что вы должны делать, чтобы достичь своих целей. цели.
Интернет-ресурсы
Уставы – лучший совет
Парламентский интернет-бюллетень , написанный Робертом МакКоннеллом, этот бюллетень содержит информацию о многих различных аспектах уставов.
Письменные документы для общественных групп: Устав и стандартные операционные процедуры , написанные Джо Хеймлихом и Сереаной Дресбах и опубликованные в Business Briefs, Vol. 1 в 1998 г. содержит рекомендации по созданию подзаконных актов.
Поиск:
К счастью, написание устава для некоммерческой организации не должно быть таким трудным или сложным, как кажется. Устав является важной частью каждой организации, и к нему следует относиться с большим вниманием. Продолжайте читать, чтобы узнать, что такое устав некоммерческой организации, как его составить, советы по его написанию и ошибки, на которые следует обратить внимание.
Что такое Устав?Устав — это операционные правила, предназначенные для руководства советом директоров организации. Они приходят в виде письменного документа, который является одновременно юридическим и обязательным, поэтому к ним следует относиться серьезно. Устав помогает поддерживать организацию и контролировать принятие решений и имеет решающее значение для функционирования совета директоров. Многие правила, процедуры и процессы изложены в уставе организации. Например, могут быть включены такие вещи, как требования, связанные с организацией, подробности о том, как будут проходить выборы, а также структура собраний или способы организации собраний. По сути, устав действует как своего рода руководство или свод правил для многих наиболее важных функций в организации и может использоваться в качестве справочного материала в трудных или сложных ситуациях в будущем.
Как составить устав ИсследованиеОдин из первых шагов, которые вы должны предпринять при написании устава, — провести подробное исследование. Уставы регулируются по-разному в зависимости от того, в каком штате находится ваша организация, поэтому может быть полезно ознакомиться с уставами некоторых местных организаций, а также быть в курсе местных законов и правил. Если вы посмотрите на уставы подобных организаций, вы сможете убедиться, что примеры актуальны.
Подготовьте проект уставаПосле того, как вы провели некоторое исследование, вы должны быть готовы создать проект устава. Если вам все еще нужна помощь, читайте дальше в этой статье, чтобы найти пошаговое руководство о том, что включить в проект устава. Некоторыми из наиболее важных элементов, которые необходимо включить в проект устава, являются название и цель вашей организации, информация о членстве, роли и обязанности членов правления, способы обработки финансовой информации и описание того, как поддерживать устав в актуальном состоянии. до настоящего времени или с изменениями.
Проверка проектаПосле создания проекта устава важно, чтобы его рассмотрел квалифицированный юрист. Это позволит позаботиться обо всех юридических аспектах и обеспечит соответствие устава любым государственным или местным законам, постановлениям или ограничениям. Однако адвокат или профессиональный юрист — не единственный человек, который должен рассматривать проект. После рассмотрения с юридической точки зрения проект должен быть рассмотрен советом директоров вашей некоммерческой организации. Правление может прочитать и просмотреть устав, а затем проголосовать за то, одобрить его или нет.
Публикация уставаЕсли совет директоров одобряет устав, его можно опубликовать и распространить среди всех, кто имеет соответствующий интерес или участие в организации. Например, акционеры, сотрудники, руководители советов директоров и члены бизнеса — все они могут извлечь пользу из ознакомления с уставом. Также может быть полезно опубликовать устав на веб-сайте вашей организации для обеспечения прозрачности и ясности.
Особенности УставаЕсли вы не знаете, как начать писать устав, не ищите дальше. Ниже приведен пример некоторых важных разделов, которые вы захотите включить в свой устав.
Статья 1- НазваниеВ одной из первых частей вашего устава должно быть указано название вашей организации.
Статья 2. Корпоративная цельВторая статья вашего устава обычно содержит два раздела: некоммерческая цель и конкретная цель. В некоммерческой цели должно быть указано что-то вроде «Эта корпорация организована исключительно для благотворительных, религиозных, образовательных и научных целей, включая, в таких целях, осуществление распределений среди организаций, которые квалифицируются как освобожденные организации в соответствии с разделом 501(c)(3). ) Налогового кодекса или соответствующий раздел любого будущего федерального налогового кодекса», и его рекомендуется включить, если ваша организация хочет подать заявку на получение статуса 501.c.3. Второй раздел корпоративной цели будет представлять собой конкретную цель вашей организации, а также некоторые конкретные действия или виды деятельности, в которых будет участвовать ваша некоммерческая организация. Здесь не нужно быть слишком конкретным, но общая идея или описание вашей некоммерческой организации должны быть указаны цели.
Статья 3. ЧленствоЧленство может включать в себя такие группы, как совет директоров, представителей общественности или любых других членов вашей организации. Если ваша некоммерческая организация включает в себя общественных членов, вы должны перечислить критерии для членства, подробную информацию о любых членских взносах, какие права включены и не включены в членство, а также процесс выхода из нее.
Статья 4. Собрания членовПрименимо только в том случае, если ваша некоммерческая организация состоит из открытых членов, в этой статье должны подробно описываться особенности того, где, когда и как будут проходить открытые собрания, а также как будет работать процесс голосования во время собраний. . Их можно разделить на регулярные собрания, ежегодные собрания, специальные собрания и т. д.
Статья 5. Совет директоровЭта статья может быть самой длинной, поскольку в ней подробно описаны все многочисленные обязанности совета директоров. Он должен содержать информацию о контроле, полномочиях и уровне полномочий, которыми будет обладать совет, любые требования, срок пребывания в должности или необходимую квалификацию, подробную информацию о регулярных собраниях и внеочередных собраниях, информацию о таких вещах, как уведомление, кворум, конфискация, вакансии, компенсация, конфиденциальность, удаление и т. д. В целом, этот раздел послужит источником подробностей. Полный список всех аспектов, которые необходимо включить, см. в этом образце устава.
Статья 6. Должностные лицаПоскольку должностные лица могут играть жизненно важную роль в совете директоров, а также ввиду того, что многие штаты требуют, чтобы у вас были должности должностных лиц, шестая статья вашего устава должна быть посвящена должностным лицам. В этой статье могут быть разбиты обязанности таких людей, как президент, вице-президент, секретарь, казначей и т. д., а также процесс увольнения должностных лиц и действия по заполнению вакансий.
Статья 7- КомитетыВ этом разделе вашего устава должны быть описаны различные комитеты, существующие в вашей некоммерческой организации, и функции этих комитетов. Вы также можете указать, каким требованиям должен соответствовать каждый комитет, например, как часто они собираются и т. д.
Статья 8. Персонал компаниитаких как исполнительные директора. Он также может включать информацию о том, как избежать конфликта интересов.
Статья 9. Конфликт интересов и компенсацияЭта статья особенно важна, поскольку IRS может запросить ее или потребовать, чтобы в уставе были строгие правила, касающиеся конфликта интересов. У них даже есть определенные формулировки и формулировки, которые они рекомендуют включить в ваш устав. В этот раздел следует включить такие элементы, как цель политики в отношении конфликта интересов, определения таких терминов, как финансовая заинтересованность и компенсация, описание процедур и другую финансовую информацию. Полную разбивку каждого элемента можно найти в этом образце устава.
Статья 10. Возмещение убытковВозмещение может быть определено как обещание, которое одна сторона дает для покрытия ваших убытков, если она сделает что-либо, что причинит вам вред или заставит кого-то другого подать на вас в суд. Эта статья обычно состоит из трех разделов: общие, расходы и страхование.
Статья 11 – Бухгалтерские книги и отчетыСтатья 11 должна включать стандартную формулировку «Корпорация должна вести полные бухгалтерские книги и учетные записи, а также протоколы заседаний Совета директоров».
Статья 12. ПоправкиПоследней статьей устава некоммерческой организации должны быть поправки. Этот раздел важен, поскольку в нем будет описан процесс внесения поправок в устав в будущем. Как правило, статья о поправках включает в себя два раздела: учредительный договор и подзаконные акты. Для учредительных документов обычно требуется полное большинство голосов, а для уставов обычно требуется большинство голосов.
Статья 13. Принятие УставаХотя технически это не статья, последний раздел устава должен содержать место и строки для подписей совета директоров, президента некоммерческой организации и секретаря.
РесурсыХотя законы и требования к подзаконным актам варьируются от штата к штату, в Интернете есть много ресурсов и образцов подзаконных актов, которые могут помочь вам, если вы застряли или запутались. Приведенный ниже список включает в себя некоторые подробные и полные примеры уставов и ресурсы для написания уставов.
Устав некоммерческих организаций является невероятно важным аспектом каждой некоммерческой организации, и с ним следует обращаться осторожно.
Об авторе