Электронный аукцион — один из самых распространенных способов определения поставщиков, исполнителей/подрядчиков. В отличие от, так называемых, «бумажных процедур» электронные торги наименее трудоемки и наиболее удобны при организации участия в них. И по статистике, свыше 50% от общего количества объявленных в этом году тендеров приходится как раз на электронные.
Пока не введена в действие Единая информационная система, которая предоставит возможность всем участникам заказа вести электронный документооборот, участвовать в других процедурах определения поставщиков вы сможете только после того, как подадите заявку на бумажном носителе. А это значительно затрудняет возможности потенциальных поставщиков из отдаленных регионов страны. Более того, «бумажные процедуры» имеют ряд недостатков. Например, высокий уровень коррупции, так как в таких закупках заказчики имеют возможность фальсифицировать документы и совершать противоправные манипуляции с заявками участников. Такие процедуры довольно сложно проконтролировать и у них крайне низкий уровень открытости, объективности и конкурентности.
Именно поэтому Минэкономразвития планирует перевести все виды закупок в электронное поле. Предполагается, что уже с 1 января 2015 года федеральные Заказчики и Заказчики субъектов РФ полностью перейдут на электронные закупки, а с 1 июля 2015 года от «бумажных процедур» откажутся и муниципальные Заказчики.
Итак, участвовать в электронных аукционах довольно просто. Главное — это соблюдать последовательность этапов и сроки, установленные Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе».
Электронная подпись (ЭП) необходима для получения доступа на электронные торговые площадки (ЭТП) и участия в электронных аукционах. Также наличие электронной подписи для торгов вам позволит:
ВАЖНО!
Подтверждение аккредитации может занять до 5 рабочих дней.
На сегодняшний день государственные заказчики, объявляющие закупки в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, проводят электронные аукционы на 5 федеральных площадках: sberbank-ast.ru, etp. roseltorg.ru, etp. zakazrf.ru, rts-tender.ru, etp-micex.ru. Пройдя аккредитацию на этих торговых площадках, вы получите возможность участвовать во всех государственных тендерах. Кстати, аккредитация проходит с помощью все того же ключа электронной подписи.
В соответствии с Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе» заказчик может устанавливать такое требование, как обеспечение заявки, размер которого не должен превышать 5% начальной максимальной цены контракта. И одним из главных условий участия в аукционе — это наличие на вашем электронном счете денежных средств в размере обеспечения заявки, которые заблокируются сразу после того, как вы подадите заявку на участие.
Обеспечение заявки вам вернут в течение 1 рабочего дня в следующих случаях:
ВАЖНО!
В этом же случае вы попадете в реестр недобросовестных поставщиков, и в течение 2 лет не сможете принимать участие в тендерах!
Стоит также знать о том, когда обеспечение заявки вам не возвращается:
Где и как это можно сделать? Все очень просто.
На сегодняшний день в России действует общероссийский сайт для размещения закупок zakupki.gov.ru. Однако из-за загруженности сайта, а также постоянно проводящихся регламентных работах он часто бывает недоступен.
Система bicotender.ru:
Отличным решением для поиска, подбора и работы с тендерами является первая и самая полная поисковая система закупок, объявляемых на территории России и стран СНГ — bicotender.ru. Система bicotender.ru собирает тендеры со всех существующих электронных ресурсов: как общефедеральных, так и коммерческих, а найти тендер в системе вы сможете в два счета — стоит лишь задать необходимые параметры поиска.
Итак, вы нашли подходящий тендер, подробно изучили документацию, ознакомились с требованиями, согласились со сроками и условиями исполнения контракта и уже готовы принять в нем участие. Как это сделать? Необходимо подготовить и подать заявку.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Участник должен их готовить и заполнять сразу. Первая часть заявки содержит информацию о товарах, работах или услугах, которые вы готовы поставить, выполнить или оказать. Вам необходимо предоставить следующую информацию:
Вторая часть заявки содержит сведения о самом участнике заказа. В ней вы подтверждаете свое соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
На данном этапе Оператор электронной торговой площадки пересылает Заказчику 1-ые части заявок. Заказчик в срок, не превышающий 7-ми дней, формирует и размещает на ЭТП протокол их рассмотрения. В соответствии с данным протоколом вы допускаетесь к этапу торгов или, наоборот, отклоняетесь Заказчиком.
Вам могут отказать в допуске к аукциону в следующих случаях:
Вас допустили к участию? Поздравляем вас! Теперь вы — полноправный участник электронного аукциона и имеете все шансы получить рентабельный контракт!
В назначенный день и час вы заходите в Личный кабинет электронной площадки и начинаете подавать свои ценовые предложения. Во время торгов вы и другие участники аукциона будете видеть только порядковые номера заявок, которые присваиваются всем участникам, и ценовые предложения. Вы должны подавать ценовые предложения строго в соответствии с установленным шагом аукциона и диапазоном. Как правило, шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% от начальной максимальной цены контракта.
У вас будет 10 минут для того, чтобы подать свое ценовое предложение, которое должно быть ниже предложения предыдущего участника в пределах шага аукциона. Если в течение 10 минут после последнего предложения никто из участников не делает новое ценовое предложение, то аукцион завершается и наступает вторая фаза аукциона — так называемый «этап доподачи ценовых предложений», продолжительность которого составляет также ровно 10 минут.
После проведения торгов Оператор ЭТП в течение 30 минут формирует протокол хода торгов, который содержит все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками.
Далее в течение одного часа после формирования указанного протокола оператор площадки направляет Заказчику данный протокол и 2-ые части заявок участников, которые получили первые десять порядковых номеров.
Заказчик в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, обязан сформировать протокол подведения итогов электронного аукциона и опубликовать его на торговой площадке. Именно данный протокол и будет содержать сведения о победителе электронного аукциона.
Победителем стали вы? Поздравляем! Теперь вам остается заключить контракт с Заказчиком!
На этом этапе Заказчик в течение 5 дней с момента публикации итогового протокола электронного аукциона на официальном сайте zakupki.gov.ru направляет проект контракта Оператору ЭТП, а Оператор пересылает контракт победителю, то есть вам. В свою очередь, у вас есть несколько дней на то, чтобы подписать проект контракта и предоставить его обеспечение или сформировать протокол разногласий.
Размер обеспечения контракта устанавливается Заказчиком в строгом соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ. Как правило, оно составляет от 5% до 30% начальной максимальной цены контракта. В качестве защиты от демпинга размер обеспечения может быть увеличен. Кстати, вы можете самостоятельно выбрать один из двух способов обеспечения исполнения контракта:
Затянуть с процессом подписания контракта закон № 44-ФЗ также не позволяет. Если вы не направляете заказчику подписанный проект контракта по истечении 13-ти дней после размещения итогового протокола, то рискуете попасть в реестр недобросовестных поставщиков, а также потерять денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в таком аукционе.
Только после того, как Заказчик получит подписанный вами проект контракта с обеспечением, он подпишет контракт со своей стороны. С этого момента контракт считается заключенным, и вы можете приступать к его исполнению.
Узнать больше об участии в тендерах вы сможете на семинарах-практикумах Учебного центра «Бико». Выбирайте даты и регистрируйтесь на обучающие мероприятия.
Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника — bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Для поставщика торги — это способ найти покупателя продукции, а для заказчика — возможность выбрать самое выгодное предложение.
Закупщики руководствуются разными федеральными законами — 44 и 223. Выбор зависит от доли государственного участия в организации — 100% или меньше. Основное отличие законов в том, что 44-ФЗ строго регламентирует все этапы закупки и поведение каждого участника, а 223-ФЗ только определяет основные принципы торгов.
По 44-ФЗ государственные учреждения обязаны закупать товары и услуги с помощью торгов. Регламент их проведения указан в законе, и от него нельзя отступать. Аукцион должен быть открытым, прозрачным и экономить бюджетные деньги. Нельзя просто взять и напрямую купить все у какой-нибудь одной компании: необходимо собрать как можно больше предложений и выявить самое выгодное.
Порядок проведения прост. Государственный заказчик объявляет торги и публикует их. Собирает заявки участников и проводит тендер. По итогу аукциона выбирает победителя, с которым будет заключать контракт.
По 223-ФЗ работают наполовину государственные организации, монополии и компании регулируемых видов деятельности (например, энергоснабжение). Все требования заказчики определяют сами и прописывают в положении о торгах. План действий в этом случае почти такой же: объявить закупку, собрать заявки, объявить победителя.
Коммерческие организации проводят торги, опираясь на собственные правила. Такие закупки регулируются ГК РФ и регламентом организатора аукциона. Обычно условия таких торгов проще.
Для поставщика торги — огромный открытый рынок. Закупки публикуются на электронных торговых площадках. Любой может принять участие в торге, заранее изучить условия сделки, подготовиться к ней, проверить платежеспособность закупщика и, конечно, получить крупный заказ.
Поставщики аукционов подают заявки на участие по требованиям организаторов. Участвуют в самом торге, предлагая цены по каждому лоту. После объявления победителя, заключают контракт и исполняют его.
Присылать свои предложения можно как в электронном виде, через специальные системы, сайты и порталы, так и в обычном — почтовым отправлением или на email.
Хочу принять участие в закупке! Что делать?
Любые физические и юридические лица, ИП, бюджетные организации, иностранные компании и граждане. Достаточно соответствовать требованиям заказчика и правильно оформить заявку для аукциона.
Все ограничения указаны в конкурсной документации. Общими для всех участников и самыми распространенными являются национальный режим (закупка товаров определенной страны-производителя), требования к опыту работы исполнителя, наличие лицензий и разрешений, проведение закупки только среди субъектов малого предпринимательства, закрытая закупка с информацией, составляющей государственную тайну.
Физические лица, которые хотят участвовать в торгах должны иметь электронную подпись и регистрацию на ЭТП. Для этого нужны только скан паспорта, свидетельство ИНН и банковские реквизиты.
Обратите внимание:
К ним нет особых требований. Единственное ограничение — ИП не может участвовать в закупках гособоронзаказа. Для регистрации на площадках понадобятся только скан паспорта и выписка из ЕГРИП. ИП не нужно иметь решение о сумме сделки. Например, с вами госзаказчик обязан расплатиться в течение 15 дней, а не 30, как с другими поставщиками.
Обратите внимание:
Особенности работы с торгами зависят от размеров организации. К примеру, для компании категории СМП тоже действуют преимущества по срокам расчетов. Крупным организациям с множеством филиалов рекомендуется открывать для торгов отдельное юрлицо с одним учредителем и участвовать в небольших закупках, не подвергая риску остальных попасть в РНП. Одна допущенная менеджером ошибка может отрезать всю компанию от закупок.
Обратите внимание:
Для бюджетных организаций в торгах много преимуществ: они не попадают в РНП и не платят обеспечение контракта.
Иностранные компании и физические лица могут участвовать в любых закупках. Ограничением в этом случае является только национальный режим. Чтобы обойти это ограничение, крупные иностранные компании открывают юридические лица с российскими учредителями.
Ограничения, как и преимущества любого участника, встречаются не во всех торгах. Прежде чем подавать заявку на участие, изучите условия закупки, документацию, уточните все неясные моменты. Независимо от даты создания организации, наличия товаров на складе и системы налогообложения вы можете вступать в торги и побеждать.
Вне зависимости от того с каким заказчиком вы планируете работать, какие товары и услуги предлагаете, используйте расширенный поиск торгов в СБИС. Мы ищем закупки на более чем 200 государственных и коммерческих площадках.
Извещение содержит основную информацию о закупке: что покупаем, когда, порядок проведения процедуры.
В открытых торгах оно доступно всем потенциальным участникам. В закрытых — только по приглашению.
Внимательно изучите информацию в извещении, обратите внимание на ограничения (например, закупку проводят только среди СМП). Сравните свои возможности с требованиями заказчика, чтобы решить, стоит ли подавать заявку к этому торгу.
Помните, что организатор может вносить изменения в извещение или документацию закупки. Чтобы не пропустить их, советуем подписаться на уведомления.
Для участия в торгах нужна специальная электронная подпись. После ее получения необходимо пройти аккредитацию на электронной площадке, где размещен торг.
Как только аккредитация будет подтверждена, электронная площадка откроет счет для перевода обеспечения заявки. Перечислите деньги, если такое требование есть в извещении. Сумма обеспечения определяется заказчиком в пределах 0,5-5% от начальной цены контракта.
Составьте заявку для аукциона. Все требования к ней указаны в документации торга. Для госзаказчика готовим две части: анонимную и публичную. В первой содержится согласие участника на поставку товаров или услуг, во второй — сведения об участнике и подтверждающие их документы.
Отправьте заявку. В зависимости от того в каком виде проводится закупка — бумажном или электронном — подайте документы.
На бумажном носителе заявку можно отправить почтой или передать лично.
Аукционы могут проводиться в два этапа.
На первом этапе госзаказчик рассмотрит анонимные части заявок и допустит к торгам только правильно оформленные. Протокол с номерами заявок, которые прошли первый этап, опубликуют на площадке. В случае отказа будет указана причина. Изучите ее и подумайте, как не повторить ту же ошибку впредь. Если заявка одобрена, переходите к участию в аукционе.
На втором этапе на площадке открывается торговая сессия, участники подают свои предложения цен. Когда сделана последняя ставка, аукцион завершается. Предложение с минимальной ценой занимает первое место. Дальше идет борьба за второе место: любой участник снова предлагает свою цену. Если заявку победителя отклоняют, например, из-за ошибок в документах, его место занимает следующий по очереди.
В остальных видах закупок организатор выявляет победителя без процедуры аукциона. Он рассматривает предложения и выбирает самое выгодное.
Заказчик рассматривает заявки победителей аукциона и других участников, после этого публикует итоговый протокол на ЭТП и в ЕИС.
Если заказчик требует обеспечить исполнение контракта, внесите гарантийные средства на его счет перед подписанием документов. Обычно, это 30% от начальной максимальной суммы контракта. Эти деньги гарантируют, что вы, как поставщик, исполните все условия организатора. Если у компании нет свободных средств, можно оформить банковскую гарантию.
Получите от закупщика контракт и подпишите его своей ЭП. Время на подписание документа — от 10 до 20 дней. При проведении электронных аукционов документы на бумаге не подписывают.
Исполните обязательства, которые были указаны в договоре. Получите от заказчика подтверждение исполнения контракта (соответствующие акты, счета-фактуры и др.).
Получите оплату и возврат гарантийных средств или верните банковскую гарантию.
Электронный аукцион является наиболее популярной закупочной процедурой для заказчиков. Через электронные торги сегодня заключается более 50-60% от всех контрактов в рамках контрактной системы по 44-ФЗ. Он проводится на основании норм ст. 59, 62-69, 71, 83.2 44-ФЗ. С июля 2019 года правила проведения закупки несколько изменились из-за изменения порядка регистрации участников на ЭТП.
Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.Под электронным аукционом понимаются торги в электронном формате, которые проводятся на ЭТП, и победителем которых становится лицо, которое предложившее самую низкую цену исполнения государственного (муниципального) контракта. Кроме цены, другие параметры исполнения контракта для заказчика не имеют столь важного значения.
В ч. 1 ст. 59 44-ФЗ приведены характерные черты закупки в электронном виде в формате аукциона:
Заказчик выбирает продукцию для закупок через аукцион на основании ОКПД-2. При этом такой товар, работа или услуга не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ, то есть в их отношении не должна быть установлена необходимость проведения закупки в закрытой форме.
Заказчики обязаны проводить закупку в форме аукциона в случае, если товар входит в аукционный перечень, утвержденный Правительством (по Распоряжению Правительства от 2016 года №471-р), или в дополнительные перечни из утвержденных субъектами РФ.Включение товаров, работ и услуг в перечни осуществляется при одновременном выполнении нескольких условий:
При этом в ч. 3 ст. 59 44-ФЗ предусмотрено право заказчика на закупки товаров, работ и услуг через проведение электронного аукциона, которые не входят в утвержденные Правительством и регионами перечни.
В перечнях товаров, работ и услуг находятся более 50 классов ОКПД-2, в частности:
При закупках товаров, работ и услуг из указанных перечней нужно учитывать определенные особенности. Например, закупки продуктов питания для образовательных учреждений можно проводить через конкурс с ограниченным участием.
На основании п. 2 ст. 59 44-ФЗ заказчику предоставлены некоторые послабления по вопросу обязательности применения закупок в виде электронного аукциона. Так, при НМЦК до 500 тыс. р. заказчик вправе выбрать запрос котировок независимо от того, представлен ли товар в перечне от Правительства. При заказе товаров, работ и услуг, которые можно приобрести через запрос предложений или у единственного поставщика заказчик также вправе отойти от формата электронного аукциона.
При выборе площадки для проведения электронного аукциона заказчику следует ориентироваться на Распоряжение Правительства №1447-р от 2018 года. В настоящее время в перечне представлено 8 торговых площадок, среди которых одна специализированная.
В официальный перечень электронных площадок для проведения торгов по 44-ФЗ вошли:
Для проведения закрытых закупок в электронном формате была создана специализированная ЭТП «АСТ-ГОЗ». Данная площадка организована в 2018 году Сбербанком и ГК «Ростех» для проведения закупок гособоронзаказа.
Регламент проведения электронного аукциона приведен в ст. 68 44-ФЗ. Процедура выбора поставщика через электронный аукцион предполагает прохождение заказчиком следующих шагов:
В целях проведения закупки заказчику необходимо разработать и утвердить документацию по аукциону.
Документы, которые готовит заказчик для проведения электронного аукциона:
Извещение о проведении электронного аукциона размещается в ЕИС как минимум за 7 дней до окончания сроков подачи заявок на участие. Такие сроки действуют при НМЦК в пределах 300 млн р. (или 2 млрд р. при закупках по строительству, реконструкции и капремонту). Если же речь идет о крупных закупках на сумму более 300 млн р., то на подачу заявок на участие в закупках отводится не менее, чем 15 дней.
Заказчик так же вправе разместить извещение не только в ЕИС, но и в любых других печатных и электронных СМИ.
В извещении о проведении электронного аукциона должна быть прописана следующая информация:
Заказчик также должен установить требования к участникам аукциона и указать на перечень документов, которые участники должны предоставить. Перечень таких документов и требований приводится в строгом соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1, ч. 2, ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.
Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков.
Основным документом, который необходимо оформить поставщику на участие в электронном аукционе, является заявка. Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ, заявка состоит из двух частей. Первая часть включает определенный набор сведений, которые зависят от предмета закупки (товара, работы или услуги) и указания в закупочной документации товарного знака.
В состав заявки на участие в аукционе включают:
Если в состав закупочной документации была включена проектная документация, то она должна содержать согласие участника выполнить работы на условиях данной документации.
Первая часть имеет обезличенный формат. К ее заполнению стоит отнестись максимально ответственно, так как именно некорректное оформление формы 2 становится основанием для отстранения участника от дальнейшего участия в торгах. Во второй части заявки на участие указываются сведения о поставщике, а также некоторые документы:
Запрашивать от участника аукциона иные документы и сведения заказчик не вправе. При подаче заявки на участие в электронном аукционе поставщик должен учитывать следующие особенности:
Заявку могут вернуть участнику, если она не была подписана ЭЦП, одним участником подано две и более заявки, заявка получена после окончания сроков подачи заявки, заявка получена с нарушением норм ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ, сведения о поставщике или его учредителях есть в РНП. Участник отклоняется от закупки, если сведения о нем отсутствуют в реестре участников в ЕИС.
Принять участие в закупке может любое лицо, отвечающее требованиям закупки.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ участником электронного аукциона вправе стать любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физлицо или индивидуальный предприниматель. Общие требования к участникам закупок приведены в ст. 31 44-ФЗ.
Главным критерием выбора победителя аукциона в электронной форме выступает ценовое предложение. В этом случае заявка на аукцион передается дистанционно посредством функционала ЭТП.
Для того чтобы принять участие в электронном аукционе, у участника должна быть квалифицированная электронная подпись. До 2020 года участники могут подавать заявки на участие в закупке, обладая только аккредитацией на ЭТП (на основании утратившей силу ст. 61 44-ФЗ). С 2020 года участвовать в закупках смогут только те участники, которые прошли регистрацию в ЕИС. Такая регистрация открывает для поставщиков возможность участвовать во всех закупках в электронном формате.Операторы ЭТП не позднее следующего рабочего дня после регистрации участника в ЕИС должны аккредитовать его на площадке. Аккредитация происходит путем информационного обмена ЭТП и ЕИС (то есть непосредственного участия поставщика в этой процедуре не требуется).
Для того чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе, участнику стоит предварительно открыть специальный счет для внесения обеспечения по заявкам. Также данный счет будет использоваться при списании платы с ЭТП, если участник будет признан победителем закупки.
После того как подготовительный этап завершен, дальнейшее участие поставщика в закупке будет таким:
В обозначенный день проводятся торги на одной из электронных торговых площадок.
Сроки и порядок проведения самой торговой процедуры зависят от нескольких факторов. В частности, от стартовой стоимости, количества участников, их стратегии поведения в ходе закупки. Минимальное время проведения закупки составляет 10 минут. Такая ситуация возможна, если в ходе торгов никто из участников не сделал свою ставку.
В последнем случае торги признаются несостоявшимися, побеждает участник, который подал заявку на участие в электронном аукционе первым. Контракт при этом подписывается по НМЦК.
В некоторых случаях торги могут длиться и несколько суток. Это возможно, если цена контракта ушла в минус, и участники продолжают борьбу за право подписания контракта (то есть они сами предлагают заплатить заказчику за право подписания этого контракта). Средняя продолжительность электронных торгов составляет 1-1,5 часа.
Оператор ЭТП должен контролировать соблюдение требований к процедуре закупки. Все требования допускается разделить на несколько этапов. На первом этапе ценовые предложения передаются в течение 10 минут от последнего. Шаг аукциона при этом составляет 0,5-5% от НМЦК.
Делать ставки за пределами утвержденного шага аукциона недопустимо, как и подавать ценовую заявку, которая больше последней ставки. Поставщик также не вправе повторять ценовые предложения.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона (в отличии, например, от закупки в виде запроса предложений). Сделать это допускается не позднее, чем за 2 дня до окончания сроков подачи заявок.
Порядок внесения изменений в закупочную документацию следующий:
Участники закупки наделены правом направлять заказчику запросы на разъяснение положений закупочной документации. В таких запросах они могут уточнить неоднозначные положения документации и на основании ответа заказчика определиться с корректной формой заявки на участие в закупке.
Участник закупки может подать не более 3 запросов в отношении одной закупки. На основании ч. 4 ст. 65 44-ФЗ передача запроса возможна в срок до 3 рабочих дней до окончания приема заявок на участие. Такой запрос передается в свободном формате с использованием функционала ЭТП.
Оператором ЭТП передается запрос от участника аукциона в адрес заказчика в течение часа после его поступления. У заказчика есть два рабочих дня на обработку запроса и размещение сведений в ЕИС. Таким образом, ответ на поступивший запрос размещается в открытом доступе, но указания на участника, от которого поступил запрос, он не содержит.
На основании ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт допускается заключить не ранее, чем через 10 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. В течение 5 дней после размещения в ЕИС указанного протокола заказчик должен разместить проект контракта в ЕИС и на ЭТП без его подписи, но с внесенными в него реквизитами поставщика и предложенной ценой.
На подпись контракта с помощью ЭЦП поставщику отводится не более 5 дней. При наличии разногласий по проекту контракта победитель должен разместить в ЕИС протокол разногласий. Заказчику отводится три дня на внесение корректировок в проект контракта на основании этого протокола или отказ от корректировки контракта. В последнем случае заказчик обязан обосновать принятое им решение об отказе от изменения контракта по результатам рассмотрения протокола разногласий.
После того как заказчиком были размещены в ЕИС доработанный контракт или первоначальный проект контракта с обоснованием, у поставщика будет 3 рабочих дня на подписание контракта. Он также должен приложить документ, который подтвердит внесение обеспечения исполнения контракта.
Подписанный заказчиком контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС.
В случае признания победителя электронного аукциона уклонившимся от подписания контракта заказчик обязан передать сведения о победителе в РНП. Поставщика могут признать уклонившимся, если он не направит заказчику подписанный проект контракта или протокол разногласий в течение 5 дней или не внесет обеспечение исполнения контракта.Также победителя признают уклонившимся, если он не исполнил антидемпинговые требования по ст. 37 44-ФЗ (если цена контракта была снижена на 25% и более). Такие требования заключаются в необходимости перечислить обеспечение исполнения контракта в повышенном размере.
Электронный аукцион может быть признан несостоявшимся по следующим причинам:
Заказчик имеет право отменить опубликованную им в ЕИС закупку. Под отменой понимается прекращение закупочной процедуры и информирование об этом всех заинтересованных лиц.
Необходимость отмены электронного аукциона может быть вызвана следующим обстоятельствами:
Стоит отметить, что указанный перечень оснований для отмены аукциона не является исчерпывающим, и законодательство не предусматривает закрытого списка причин. Заказчик не обязан выбирать одно из представленных выше оснований. Главное, чтобы причина для отмены закупки была веской и обоснованной.
Заказчику не стоит забывать и о предельных сроках для отмены торгов. С учетом положения ст. 36 44-ФЗ устанавливаются общие требования к порядку и срокам для аннулирования. Инициировать процедуру отмены определения поставщика в форме аукциона можно как минимум за 5 дней до окончания сроков подачи заявок. После истечения указанных сроков заказчик вправе отменить закупку лишь по одной причине: если у него возникли обстоятельства непреодолимой силы. Определение таких обстоятельств приводится с учетом положений п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса. К подобного рода ситуациям можно отнести те, которые подпадают под признаки чрезвычайности, непредотвратимости и невозможности предусмотреть их на этапе планирования.
Порядок отказа от проведения электронного аукциона следующий:
При соблюдении заказчиком установленного выше порядка отмены закупки он не несет материальную ответственность перед участниками, кроме тех случаев, когда из-за незаконной отмены закупки были причинены убытки поставщикам, например, если закупку аннулировали с нарушением сроков.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!Рейтинг автора
311
Автор статьи
Юрист
Написано статей
571
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Этими же вопросами пестрят и “ветки” большинства форумов по госзакупкам. Вопрос действительно интересный и актуальный. Но могу сразу же вас огорчить. Узнать “в лоб” такую информацию законным способом нельзя. Однако все же есть несколько способов, с помощью которых можно вполне законно определить потенциальных участников аукциона, но об этом мы поговорим немного позже. Сама идея проведения электронных аукционов как раз и состоит в том, чтобы сделать эту процедуру максимально прозрачной и не коррумпированной. Однако это только в теории, на практике же ситуация обстоит иначе. Предлагаю вам уделить несколько минут свободного времени и подробно во всем разобраться… (Примечание: настоящая статья актуализирована 21.02.2019 г.).
Содержание:
1. Заявка на участие в электронном аукционе
2. Действия участников, незаконно получивших сведения о своих потенциальных конкурентах
3. Законные способы определения потенциальных участников аукциона
3.1 Первый способ
3.2 Второй способ
3.3 Третий способ
Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей. Первая часть заявки не должна содержать абсолютно никакой информации об участнике, то есть Заказчик не должен знать от кого поступила та или иная заявка. У каждой заявки есть лишь номер, присвоенный оператором электронной площадки. Заказчик получает сведения об участниках аукциона, только лишь в момент получения вторых частей заявок от оператора.
Согласно требованиям ч. 15 ст. 66 44-ФЗ оператор электронной площадки ОБЯЗАН обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки до размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона. За нарушение указанного требования оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Но, как говорится, спрос рождает предложение. Человеческий фактор ещё никто не отменял, поэтому не редки случаи, когда операторы электронных площадок попросту “сливают” за вознаграждение информацию об участниках, подавших заявки на аукцион. Эта информация может сообщаться как Заказчику, так и непосредственно одному или нескольким участникам. Более того, в некоторых “ветках” форумов (не буду называть каких, при желании вы сами их найдете) форумчане оставляют свои координаты и открыто заявляют о возможности поделиться подобной информацией.
Схема действий таких участников достаточно проста. Имея на руках список всех участников аукциона, наш участник, владеющий информацией, назовем его Мистер “Х” начинает по очереди обзванивать всех участников. В разговоре Мистер “Х” предлагает каждому участнику “помолчать” на аукционе, то есть не подавать ценовых предложений в обмен на вознаграждение. Размер такого вознаграждения, как правило, колеблется в пределах от 0,5% до 1% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). При небольшом количестве участников такая схема имеет право на жизнь, однако ждать 100% гарантии от неё не стоит. Кто-то из участников может отказаться от данного незаконного предложения, а кто-то, получив вознаграждение, все равно будет принимать участие в аукционе.
В моей практике было несколько подобных случаев. Буквально в течение 30-60 минут после подачи заявки на электронный аукцион, мне звонил человек, который сообщал о том, что мы с ним участвуем в одном аукционе и предлагал вознаграждение за то, чтобы я не подавал ценовых предложений. За мое “молчание” он предлагал перевести на указанный мной счет 1% от НМЦК. Я в таких случаях всегда отвечал категорическим отказом, что и вам рекомендую делать, т.к. участие в таких действиях является преступлением.
С незаконным способом получения информации об участниках аукциона (подкупом оператора электронной площадки) мы разобрались. Теперь давайте поговорим о доступных законных способах, которые позволят вам спрогнозировать потенциальных участников того или иного аукциона.
До 1 июля 2018 года при подаче заявки на аукцион, ей присваивался порядковый номер. Если заявке участника присваивался, например, 4 номер, то он понимал, что помимо него есть еще 3-и потенциальных претендента на этот контракт. Поэтому многие участники старались подать свою заявку за несколько часов до окончания срока подачи заявок, чтобы приблизительно определить количество потенциальных участников.
Что давала участнику такая информация? По сути лишь одно, если участников много, то наверняка на самих торгах будет идти ожесточенная борьба за контракт и, как правило, НМЦК будет сильно снижена. Поэтому в большинстве случаев участие в таком аукционе не целесообразно. Но есть одно НО, которое всегда нужно учитывать — в любом правиле есть исключения. Не факт, что все участники, подавшие заявки, будут допущены до самой процедуры участия в аукционе. Не факт, что все участники будут демпинговать. И, наконец, всегда есть вероятность, что некоторые участники могут быть отклонены Заказчиком по итогам рассмотрения вторых частей заявок.
Однако с 1 июля 2018 года ситуация коренным образом изменилась. Теперь заявкам участников присваивают не порядковые номера, а идентификационные (ч. 9 ст. 66 44-ФЗ). Например, вы подали заявку и ей присвоили номер 5367, второй заявке присвоили номер 15, а третьей — 647. Таким образом, определить сколько всего было подано заявок на аукцион не предоставляется возможным. Поэтому в настоящее время данный способ утратил свою актуальность. Однако есть способы гораздо эффективнее, и о них мы поговорим ниже.
Этот способ позволяет с определенной долей вероятности спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. Для этого вам необходимо зайти на сайт — www.zakupki.gov.ru. И выполнить анализ завершенных аукционов, воспользовавшись инструментом расширенного поиска.
В открывшейся форме необходимо заполнить поля в соответствии с критериями поиска. Как правило, это:
После этого производится анализ завершенных электронных аукционов, в частности протоколов подведения итогов.
Помимо этого также необходимо выполнить анализ заключенных контрактов по отдельно взятому Заказчику. Зная наименование Заказчика и его ИНН можно найти информацию о заключенных им контрактах с победителями прошлых закупок, аналогичных той, в которой вы планируете принять участие. Эта информация находится на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе «Реестр контрактов 44-ФЗ». Этот раздел находится на главной странице сайта во вкладке «Контракты и договоры».
Этот способ достаточно долгий и трудоемкий, однако при отсутствии в арсенале участника платных аналитических инструментов он является единственно возможным.
Описанный выше способ выявления потенциальных участников аукциона можно значительно ускорить и упростить, если использовать в работе аналитические инструменты, которые в настоящее время имеются в большинстве платных программ по поиску тендеров. Например, таких как тендерплан, ist-budget, bicotender, seldon. Помимо этого, некоторые агрегаторы в сфере госзаказа предоставят вам возможность самостоятельного анализа возможных участников. Такой сервис очень удобен и крайне функционален, а, самое главное, существенно ниже по стоимости многих поисковых программ. Подход такой — вам предоставят доступ к самой полной базе участников государственных торгов с историей 8 лет, в которой вы с помощью настроек зададите интересующие критерии поиска по сфере деятельности, региону и стоимости контрактов — далее встроенная crm-система сделает всё за вас. Вы получаете результат без значительных вложений и ресурсов. На сегодняшний день, пожалуй, лучшим таким сервисом-агрегатором являетcя CRMBG.SU.
На этом моя небольшая статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться своим личным опытом по данной теме, то оставляйте свои комментарии ниже.
Последнее время в обиходе каждого, кто так или иначе связан с контрактами и государственными закупками, появилось словосочетание электронный аукцион. Не удивительно, ведь это самый популярный вид торгов, проводящихся в соответствии с требованиями Федеральных законов №44 и 223. В 2015 году на долю такого способа пришлось более 53% всех государственных закупок, осуществленных на территории нашей страны.
Электронный аукцион — это аукцион, проводящийся в сети Интернет. При этом участники не находятся в каком-то определенном месте, а подают предложения дистанционно. Для того, чтобы это было возможным, существуют электронные торговые площадки.
Последние в свою очередь делятся на негосударственные, на которых проводятся аукционы в соответствии с Федеральным законом №223 и государственные, на которых можно найти торги, объявленные в соответствии с требованиями Федеральных законов №44 и №223. Количество первых — не регламентировано законом. Негосударственные заказчики вправе самостоятельно выбирать, на какой площадке проводить электронные аукционы, а могут и вовсе создать свою. А вот государственных всего пять, их перечень определен соответствующим Постановлением Правительства:
Прежде, чем участвовать в электронных аукционах, нужно получить электронную подпись и пройти процедуру аккредитации на электронной торговой площадке. Стоит учесть, что регистрация на одной из перечисленных выше площадок не означает, что данные окажутся сразу на всех. Аккредитоваться нужно отдельно на каждой из пяти. Процесс этот занимает, как правило, 3-5 рабочих дней. Однако если оператор будет рассматривать заявку на регистрацию больше пяти дней, он нарушает закон. В этом случае можно обратиться в Федеральную Антимонопольную службу.
После того, как подготовительный этап завершен, можно приступать к основному — искать интересный аукцион и принимать в нем участие. Однако процесс этот не такой простой, как кажется на первый взгляд. Для участников выделяется несколько этапов.
1. Поиск информации. Делать это лучше всего на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. На этом портале представлены сведения обо всех государственных и негосударственных закупках. Здесь же можно узнать, на какой из площадок будет проводиться тот или иной аукцион. Если поставщика/подрядчика/исполнителя интересуют только аукционы, проводящиеся на какой-то определенной электронной площадке, то информацию лучше искать непосредственно на ней.
2. Изучение документации. После того, как заманчивое на первый взгляд предложение найдено, поставщику/подрядчику/исполнителю нужно тщательно изучить аукционную документацию. В случае, если техническое задание или какие-то другие пункты вызывают вопросы, можно направить в адрес заказчика запрос на разъяснение аукционной документации.
3. Внесение на счет суммы, необходимой для обеспечения заявки
Прежде чем подать заявку, будущий участник должен доказать добросовестность своих намерений. Для этого нужно перечислить на свой лицевой счет, автоматически открытый на площадке во время регистрации, сумму, необходимую для обеспечения заявки на участие в аукционе. В дальнейшем эти деньги будут заблокированы оператором.
4. Подача заявки. Поданная участником заявка должна состоять из двух частей. Первая часть заявки включает в себя сведения о том, что предлагается заказчику: товаре, работе или услуге, вторая часть заявки — информацию об участнике.
5. Непосредственное участие в аукционе. До этого этапа участник допускается в том случае, если первая часть заявки соответствует требованиям Федерального закона №44 и аукционной документации. Аукцион проводится в указанное в извещение и документации время. Участник подает ценовые предложения до тех пор, пока считает это для себя выгодным.
6. Определение победителя. В этом этапе участник по сути не принимает непосредственного участия. Аукционная комиссия рассматривает и оценивает вторые части заявок. Победителем будет признан тот из участников, который предложил минимальную цену и при этом вторая часть поданной им заявки соответствует требованиям, установленным Федеральным законом №44 и аукционной документацией.
7. Заключение контракта. После того, как победитель определен, заказчик направляет ему проект контракта для подписи. Участник может внести свои коррективы, направив протокол разногласий, или подписать его в том виде, который предлагает заказчик. Одновременно с контрактом направляются документы, подтверждающие перечисление в адрес заказчика суммы, необходимой для обеспечения исполнения контракта (или информация по банковской гарантии). С момента подписания контракт считается заключенным и можно приступать к его исполнению.
Электронный аукцион из-за своей простоты, малой затратности и высокого уровня автоматизации является излюбленным способом определения поставщика как для заказчиков, так и для исполнителей контрактов. Посредством этой процедуры можно закупать большинство товаров и услуг по госконтрактам. Для исполнителей также нет никаких ограничений — участвовать могут все поставщики, вне зависимости от своего размера и организационно-правовой формы.
Аукцион в электронной форме проводится на электронной торговой площадке (ЭТП). Торги по 44-ФЗ проводятся лишь на шести федеральных площадках. Чтобы получить доступ к конкретному аукциону, участник должен аккредитоваться именно на той ЭТП, которая его проводит. Для этого понадобится небольшой комплект документов и электронная цифровая подпись.
Аукцион включает несколько этапов:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Участники, которые по итогам рассмотрения первых частей заявок получили допуск к торгам, в назначенный день и час «входят» в аукционный зал на ЭТП. Процедура начинается, и участники подают свои предложения. Если в течение 10 минут не было ни одного нового предложения, то есть цена объекта закупки не изменилась, аукцион объявляют закрытым. Система автоматически определяет победителя торгов, а также участников, занявших второе и третье место.
В процессе аукциона заказчик не видит, кто именно из участников делает предложение. То есть в торгах участвуют обезличенные поставщики. Лишь после того, как определится победитель, заказчик получит информацию о нем. Такой механизм позволяет обеспечить честную конкуренцию.
Сколько примерно длится аукцион? Закон 44-ФЗ этот момент не оговаривает. Время проведения аукциона обусловлено количеством и активностью участников. Случается, что победитель определяется после 1-2 предложений.
Итак, система определила участника под номером «1». В течение 30 минут с момента закрытия аукциона автоматически формируется отчет о проведенной процедуре. Увидеть его можно на электронной площадке. В него включена информация о ценовых предложениях всех участниках. Информация о поставщиках, занявших места с 1 по 3, направляется заказчику в течение часа после того, как аукцион закрыт.
Теперь заказчик должен оценить вторые части заявок победивших участников. Если заявка участника № 1 полностью удовлетворяет документации аукциона и требованиям заказчика, то с ним заключается контракт.
Обратите внимание! Когда победитель определен, он не может отказаться от заключения контракта. Нет такого права и у заказчика.
Если же вторая часть заявки не удовлетворила требованиям заказчика, то контракт заключается с участником № 2. Конечно же, в том случае, если его заявка прошла проверку. Если и тут неудача, то проверяется участник № 3. Если и его заявка будет признана не соответствующей требованиям, аукцион объявят несостоявшимся.
В течение 3 рабочих дней с даты, когда на ЭТП был опубликован протокол аукциона, должен быть составлен итоговый протокол. Он подписывается членами аукционной комиссии заказчика и не позднее следующего рабочего дня размещается в ЕИС.
Далее следует этап заключения контракта. В течение 5 дней с даты подписания итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта, в который внесены данные исполнителя. В следующие 5 дней поставщик должен подписать контракт ЭЦП. В случае выявления ошибок или разночтений с текстом проекта контракта поставщик подает протокол разногласий.
Еще 3 рабочих дня отводится на подпись заказчику. Как только он разместит подписанный контракт в ЕИС, тот будет считаться заключенным.
Об авторе