Код органа статистики для электронной отчетности необходим в целях обеспечения корректной передачи отчетных документов в Росстат. Чем это обусловлено и где можно узнать этот код?
Отправка в Росстат отчетности в электронном виде предполагает передачу по интернету заполненных форм, предоставление которых требует ведомство. Рассматриваемый код проставляется не на самой форме, а указывается в интерфейсах программы, с помощью которой осуществляется отправка статистической формы. Данный код позволяет программе (или же принимающему серверу Росстата) правильно адресовать (или переадресовать) документ, отправленный фирмой, то есть передать его через онлайн-каналы именно в тот ТОГС (Территориальный орган государственной статистики), который отвечает за сбор данных о предприятиях в регионе или муниципалитете, где работает отчитывающаяся фирма.
В случае отправки статистических форм по почте соответствующий код, как правило, не нужен, поскольку форма направляется на адрес конкретного ТОГС. Но при отправке электронной отчетности без него в большинстве случаев не обойтись.
Каким образом можно узнать этот код?
Какие отчеты и в какие сроки сдавать в статистику, мы рассказывали здесь.
Несмотря на распространенность передачи статистической отчетности в электронном формате, Росстат пока что не разработал централизованной базы данных кодов ТОГС либо официальных правовых актов, где они были бы перечислены. Тем не менее нужный код узнать довольно просто, и для этого есть несколько способов:
С 2022 года отчитываться в статистику можно только электронно. Это касается всех респондентов, включая «малышей», которым на 2021 год давали отсрочку. Не пропустить сроки сдачи статотчетности вам поможет Календарь статистической отчетности на 2023 год от КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ предоставляется бесплатно.
Код органа статистики нужен для отправки электронной статистической формы именно в тот ТОГС, который отвечает за сбор данных с территории, где ведет деятельность отчитывающаяся фирма. Он указывается в программе, задействуемой для передачи данных в Росстат. Узнать этот код можно, позвонив в соответствующий ТОГС, сделав запрос в поисковике или обратившись к поставщику ПО для отправки электронной отчетности.
См. также «Как получить коды статистики по ИНН?».
Как узнать по ИНН код территориального органа Росстата:
Согласно № 282-ФЗ от 29.11.2007, организации, их филиалы и представительства, ИП, органы власти и управления обязаны подавать отчетность в Федеральную службу государственной статистики (Росстат) по месту регистрации. Все, кроме малых и микро, в 2021 году подают ее онлайн, по телекоммуникационным каналам связи.
Чаще всего юридические лица заключают договор с оператором-посредником и подают отчетность через него. При наличии усиленной цифровой подписи компания отправляет информацию самостоятельно с помощью web-формы на сайте Росстата. Сдача электронной отчетности предполагает ее формирование в 1C, затем загрузку на сайт Федеральной службы или в специальную программу оператора. В формах заполняются реквизиты организации, в том числе код территориального подразделения Росстата (ТОГС, ТОФСГС), в который адресована информация.
Номер территориального органа государственной статистики, именуемый также код ТОГС, — это оригинальный номер, присвоенный территориальному органу Федеральной службы государственной статистики. Он имеет значение XX-YY, где XX — это код региона (субъекта РФ), Y — участка.
В большинстве субъектов используется единый код получателя статистической отчетности (ТОГС) формы XX-00. Но в некоторых субъектах, например в Ростовской области, действуют несколько подразделений Государственной статистики с разными шифрами, контролирующие отдельные районы региона. Ростовстат (Ростовская область) в основном собирает информацию через аккредитованных операторов связи. Юридическому лицу необходимо выбрать одного из списка, заключить с ним договор и зарегистрироваться.
Респонденты из Саратовской области независимо от места нахождения (района, города) сдают статотчетность с помощью операторов связи или самостоятельно через web-форму на сайте ФСГС, используя единый шифр адресата 64-05.
Респонденты Республики Крым и города Севастополя отправляют электронную отчетность по федеральным правилам с середины 2016 года. Для этого Росстат заключил договоры с несколькими операторами. Номер ТОГС для Крыма — 91-00, для Севастополя — 92-00. Некоторые регионы объединяются под контроль одного подразделения Росстата — регионального Управления Федеральной службы государственной статистики. Например, респонденты из Свердловской и Курганской областей присылают отчетность в единый УФСГС. Несмотря на это, шифры они проставляют разные:
Организации и ИП из Санкт-Петербурга и Ленинградской области подают отчетность в УФСГС Петростат. При этом первые адресуют формы на номер 78-00, вторые — на 47-00. Похожая ситуация сложилась в УФСГС Тюменьстат:
Впервые шифры ТОГС были введены Приказом Росстата и Федеральной налоговой службы от 18.01.2008 № 5/ММ-3-11/14@. Это было необходимо для оптимизации информационного сотрудничества между двумя ведомствами. ФНС делилась с Росстатом сведениями о налогоплательщиках-организациях, Росстат в ответ отправлял отчетность, которую эти юридические лица сдавали. Для регионального взаимодействия каждому отделению ФСГС на местах присвоили шифр, аналогичный номеру территориального УФНС.
Сейчас этот код используется для сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде. Предварительно формы заполняются в 1C. Код ТОГС указывается в интерфейсе программы, в карточке с реквизитами организации, чтобы отчеты были отправлены в нужное территориальное подразделение.
Таким образом, говоря о том, что такое ТОГС в статистике, — это шифр, с помощью которого идентифицируется получатель отчетности конкретного юридического лица, то есть определяется необходимый орган статистического учета при подаче документов в электронной форме. Если статотчетность сдается по старинке, в бумажном виде лично или по почте, код ТОГС не требуется.
Специального нормативного документа, содержащего все актуальные шифры ТОГС, не существует.
Тем не менее есть несколько вариантов, как узнать код отделения Росстата, в который направляет отчетность конкретное лицо.
Вариант 1. Позвонить в территориальный орган Росстата или обратиться лично и спросить. Телефон, адрес и режим работы подразделений публикуются на региональных версиях портала ФСГС.
Вариант 2. Узнать искомый шифр через сайт Росстата, для этого необходимо:
Шаг 1. Зайти на сайт Росстата .
Шаг 2. Перейти в раздел «Контакты».
Шаг 3. Нажать «Найти территориальный орган Росстата».
Шаг 4. На карте выбрать интересующий субъект и перейти на его сайт.
Шаг 5. Выбрать вкладку «Респондентам», а затем раздел «Статистическая отчетность в электронном виде».
Шаг 6. На открывшейся странице выбрать способ подачи отчетности «через телекоммуникационные каналы связи специализированных операторов связи».
Шаг 7. Посмотреть на открывшейся странице искомый номер Росстата.
Вариант 3. Узнать шифр у оператора связи, например, позвонив ему. Более того, у многих операторов актуальные коды опубликованы на сайтах. Например, на сайте «Такском» имеется удобная таблица со всеми кодами ТОГС.
Важный вопрос: как узнать номер ТОГС (РОГС) по ИНН, порядок действий в этом случае тот же, что описан выше. ИНН в этом случае необходим для установления региона регистрации юридического лица. Делается это с помощью выписки из ЕГРЮЛ, которую легко получить на сайте налоговой с помощью ИНН. Таким образом, инструкция, как найти код ТОГС в статистике по ИНН, следующая:
Шаг 1. Зайти на страницу реестра на официальном сайте ФНС.
Шаг 2. Ввести в строку поиска ИНН организации и нажать «Найти».
Шаг 3. Открыть выписку из ЕГРЮЛ и найти в ней адрес регистрации лица, где, в том числе, указывается регион.
Шаг 4. Воспользоваться порядком поиска ТОГС по конкретному региону.
Специальное ПО операторов связи, которое юридические лица используют для отправки отчетности, предоставляется с уже заполненными реквизитами. Программы интегрируются с установленной на компьютере клиента 1C.
Если код ТОГС не внесен автоматически, это системная ошибка. Исправить ее можно, связавшись с технической поддержкой оператора.
Если организация меняет «прописку» — переезжает в другой регион, соответственно, меняется и территориальное подразделение Росстата. По закону, изменение юридического адреса проходит через Федеральную налоговую службу. После процедуры новая ИФНС в течение 5 рабочих дней обязана уведомить Росстат о респонденте, самостоятельно ничего сообщать не нужно. При подаче статотчетности по новому адресу код региона проставляется другой. Корректировки отражаются в 1C. Чаще всего организация перезаключает договор с оператором связи, и тот синхронизирует бухгалтерию клиента со своим ПО.
При подаче отчетности через web-форму на сайте ФСГС код следует поменять самостоятельно в 1C в карточке с реквизитами компании.
Если организация меняет место регистрации в пределах одного субъекта РФ, код ТОГС остается прежним.
Таким образом, что такое ТОГС и где его взять, — это уникальные номера, закрепленные за отделениями Федеральной службы государственной статистики в субъектах РФ и на местах. Они необходимы для подачи форм бухгалтерской отчетности в виде электронного документа. С их помощью система определяет получателя (адресата). Чаще всего в каждом регионе России действует отдельный код Росстата. Узнать шифр своего получателя отчетности можно, обратившись в Росстат лично, по телефону или на сайте.
Отказ инструмента: почему трудно доверять данным Росстата по окончании рецессии
Алексашенко Сергей
РБК
6 февраля 2017
За последний год Росстат прекратил публикацию ряда важных показателей для оценки реальной эффективности экономики.
На днях Росстат опубликовал обновленную оценку состояния российской экономики за последние два года. Строго говоря, нет ничего удивительного в том, что официальное статистическое агентство России корректирует свои ранее опубликованные оценки. Это происходит постоянно и в других странах. Дело в том, что первоначальные оценки, которые выдаются через месяц-полтора после окончания последнего квартала, выводятся из оперативной информации, которая впоследствии корректируется.
Кубик Рубика
Но что действительно удивительно, так это то, что, согласно обновленному мнению статистиков Росстата, показатели экономики за последние два года были значительно лучше, чем предполагалось. Теперь Росстат утверждает, что в 2015 г. ВВП России сократился всего на 2,8%, а не на 3,7%, как указывалось в более ранних оценках, и что в 2016 г. практически никакого снижения не произошло. Этот новый подход стал неожиданностью для всех, в том числе для Минэкономразвития, эксперты которого заявили, что не понимают, почему Росстат так радикально пересмотрел свои оценки. Их поддержали специалисты Внешэкономбанка (ВЭБ), в котором сейчас работает большая команда макроэкономистов во главе с экс-замминистра экономики Андреем Клепачем. Оценка Росстата также стала неожиданностью для премьер-министра и президента, которые не выразили радости по поводу того, что дела в экономике идут намного лучше, чем они думали всего пару недель назад.
Как и во многих других случаях, различные показатели ВВП не существуют изолированно друг от друга. Они тесно связаны между собой, и почти никогда невозможно изменить одно из них, не изменив другое. Говоря очень простым языком, это выглядит так. ВВП представляет собой сумму добавленной стоимости, произведенной в различных отраслях экономики, таких как промышленное производство, сельское хозяйство, транспорт, финансы и т.
д. Если показатели производства внезапно улучшились или ухудшились, то при прочих равных условиях данные по ВВП должны измениться так же сильно. Но в дополнение к элементу производства в ВВП, в ВВП есть элемент конечного использования, который показывает уровень спроса на то, что производит экономика. В данном случае факторами спроса являются население, государственный сектор, некоммерческие организации, накопление (инвестиции и запасы) и чистый экспорт (разница между экспортом и импортом). Если показатели производства ухудшились, то должен измениться не только общий объем ВВП, но и один из компонентов спроса, то есть мы должны понять не только, какой сектор производства произвел больше добавленной стоимости, но и кто заплатил за это. это.Но это еще не все. Существует третий компонент ВВП, источники дохода: добавленная стоимость, деленная на доход домохозяйства, чистые налоги (на производство и импорт), валовая операционная прибыль и смешанный доход. То есть после того, как мы определили из показателей ВВП по производству, кто произвел больше, и по показателям использования, кто купил то, что было произведено, цифры по источникам дохода говорят нам, кто заработал на этом деньги.
Квартальный лабиринт
Есть и другие тонкости в цифрах ВВП. Например, одной из больших проблем является расчет ВВП в реальном выражении, то есть его поправка на инфляцию. Росстат публикует дефляторы по отдельным отраслям, и, естественно, при их использовании с отраслевыми номинальными данными общий итог должен сходиться. Чтобы у всех было хорошее представление о состоянии экономики, Росстат должен оценивать показатели ВВП каждого квартала с точки зрения предыдущего квартала. Мы хорошо знаем, что первая четверть, в которой половина месяца января занята праздниками, а холодная погода останавливает многие виды работ, не имеет ничего общего с третьей четвертью, когда стоит теплая погода и урожай идет в сельской местности. Не похож он и на четвертый квартал, когда строители стараются сдать как можно больше готовых (или почти готовых) домов, а государство тратит из бюджета как минимум в два раза больше денег, чем в другие месяцы.
Не смейтесь, но Росстат не публикует эту цифру с апреля 2016 года. На недавнем Гайдаровском форуме я подкалывал одного из руководителей Росстата, чтобы узнать, почему это происходит. В течение пятнадцати минут он пытался убедить меня, что я просто не смог найти нужный стол на сайте его агентства. Сайт Росстата, конечно, оставляет желать лучшего. Чтобы выудить нужную информацию, иногда приходится тратить час или два на изучение плохо организованных баз данных. Однако в данном случае я настаивал на том, что информации просто не было. Через пару дней я получил письмо из Росстата, в котором говорилось, что действительно Росстат не рассчитывал эту цифру и не знает, когда будет делать это снова.
Одного этого достаточно, чтобы принять опубликованные Росстатом данные об улучшении показателей российской экономики ниже номинальной стоимости. Если к этому добавить тот факт, что весной прошлого года Росстат прекратил публикацию ежемесячных данных по инвестициям, а в ноябре объявил, что пересмотренные данные по производственному сектору (цифры, разумеется, пересмотренные в сторону увеличения) будут публиковаться только в Весной становится очевидным, что официальные российские статистики не умеют собирать кубик Рубика и толком не знают, что происходит с российской экономикой.
Это означает, что все инструменты, которые должны сообщать нам, куда плывет корабль нашей экономики и с какой скоростью , отказали. Секрет ВВП
Не хочу спорить проблема, которую я хочу затронуть в своем заключении, мешает Росстату все правильно сложить. Подозреваю, что проблем гораздо больше, и боюсь, что даже руководители Росстата не обо всех знают. Но нельзя не сказать и о том, что огромные массивы данных, касающихся работы ВПК и силовых структур, засекречены.
На самом деле, если эта секретность и мешает кому-то что-либо понять, так это российской власти и российскому обществу. При получении секретной информации Росстат вынужден прятать ее среди своих таблиц так, чтобы ни один шпион не догадался, что она там есть. Для этого Росстат неизбежно искажает показатели эффективности по разным отраслям, что-то добавляя, где-то урезая. Но поскольку скрыть правду от шпионов гораздо важнее, чем сказать правду российскому обществу, не стреляйте, как говорится, в пианиста за плохо собранный кубик Рубика.
Если подумать, то очевидно, что финансовые показатели деятельности ВПК не являются государственной тайной. Засекреченными могут быть технические характеристики оружия, технология его производства и, может быть, его местонахождение, но не сумма денег, затраченная на его закупку (засекреченный раздел бюджета), или сумма добавленной стоимости, созданная военно-промышленный комплекс.
Уверен, что при нынешнем президенте России не стоит ожидать подвижек в рассекречивании этих цифр. Не этому его учили в Высшей школе КГБ. А раз так, то вряд ли в ближайшие годы мы узнаем, что происходит с российской экономикой.
Сергей Алексашенко — старший научный сотрудник Института Брукингса в Вашингтоне, округ Колумбия. Перевод русского читателя. Изображение предоставлено liketotally80s.com
Нравится Загрузка…
Сокрытие статистики не позволяет тем, кто работает в отечественной экономике, установить, что происходит на самом деле , ухудшает качество анализа и общественного обсуждения и приводит к спекулятивной торговле на рынке, основанной на разрозненных данных.
За четыре месяца с начала войны с Украиной Кремль заблокировал доступ общественности к беспрецедентному объему экономической статистики. Те, кто работает вне правительственной машины, остались работать в темноте, и качество независимых оценок и прогнозов соответственно пострадало.
Официально блокировка статистики направлена на защиту российских компаний и частных лиц от западных санкций. Однако более вероятно, что Кремль боится публиковать данные, раскрывающие все масштабы экономического коллапса или размер ежемесячных расходов на войну. Точно так же может скрываться формирование новых каналов теневого импорта, которые можно было бы отследить.
С апреля 2022 года российские власти ограничили доступ ко всей статистике внешней торговли, в том числе касающейся экспорта, импорта и торговли в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин заявил, что новые уровни секретности необходимы для предотвращения «неправильных оценок, спекулятивной торговли и неверного толкования в отношении импорта». Для сравнения, до войны российская таможня засекретила только данные, касающиеся торговли военными товарами, самолетами и ядерными материалами.
Свободно доступная статистика импорта действительно может быть опасной для Кремля. Они прольют свет на ключевую проблему для российских производителей: структурные дефициты, возникающие в результате оттока иностранных поставщиков комплектующих и разрыва технологических и производственных цепочек.
Масштабы этой проблемы уже были очевидны из данных о промышленном производстве за апрель, предоставленных Росстатом. По сравнению с апрелем 2021 года производство автомобилей упало на 85,4 процента, производство лифтов — на 48 процентов, стиральных машин — на 59 процентов.процентов, а холодильники на 46 процентов.
Автомобили, оборудование и другие транспортные средства составили почти половину всего российского импорта (49,2%) в 2021 году, а в мае продажи новых автомобилей в России упали на 83,5%. На «недружественные государства», которые ввели санкции против России, приходилось около 62 процентов импорта в прошлом году. Технологическая изоляция российской экономики приведет к падению уровня жизни: техника, автомобили, строительные материалы и многое другое будет либо труднодоступным, либо недоступным для многих из-за скачка цен.
Без доступа к западным технологиям и товарам технологическое развитие России неизбежно повернется вспять, в том числе в ключевых секторах, таких как нефть и газ. Вторичные санкции, применяемые Соединенными Штатами, также ограничат импорт технологий из Китая, что усугубит отступление России.
Еще одна возможная цель сокрытия торговой статистики — не дать правительствам западных стран получить точную картину масштабов теневого импорта подсанкционных товаров, а также обеспечить прикрытие сторонним странам, поставляющим такие товары в Россию, что позволит им избежать вторичных санкций. Эта цель станет возможной, если Россия выйдет на неформальные договоренности, маскирующие потоки товаров от некоторых соседей, таких как член ЕАЭС Казахстан и Турция, которая смогла нажиться на антироссийских санкциях.
Ранее статистика российского экспорта позволяла отслеживать тенденции, объемы и направления поставок нефти и газа, имеющих решающее значение для Кремля и в настоящее время приносящих рекордные излишки. По оценкам Bloomberg, в 2022 году экспорт нефти и газа принесет России рекордные 285 миллиардов долларов. Согласно официальной российской статистике, нефтегазовые доходы федерального бюджета за январь выросли на 45% в годовом выражении, увеличившись с 3,1 трлн рублей до 5,7 трлн рублей.
Данные других стран-импортеров из России все еще доступны, но их не всегда достаточно для получения полной картины. Нефть — отличный пример, поскольку ее нелегко отследить. Возможно, например, что Европа импортирует значительное количество российского сорта Urals, но в этом нельзя быть уверенным, так как он перемешан с другими вариантами и значится в статистике под другим названием.
Внешняя торговля — далеко не единственная область, которая подверглась новым уровням секретности. Центробанк, например, перестал публиковать информацию о структуре золотовалютных резервов России: с конца марта обновляются данные только по общим суммам, без детализации по конкретным активам. После введения санкций против своего банковского регулятора Россия потеряла доступ к примерно 300 миллиардам долларов, хранящимся в странах Запада: примерно к половине резервов, которые Россия накопила к началу войны. Только золото и китайский юань остались под контролем центрального банка.
Точно так же правительство разрешило российским компаниям прекратить публикацию данных до конца 2022 года, а центральный банк больше не требует от банков предоставления ключевых данных, предусмотренных российскими стандартами бухгалтерского учета. Центральный банк также разрешил финансовым организациям, в том числе негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям, скрывать информацию о контролирующих лицах и участниках их органов управления. Росавиация, федеральное агентство воздушного транспорта, прекратило публикацию данных о пассажиропотоке авиакомпаний и аэропортов в марте, и так далее.
Дефицит информации усугубился уходом иностранных компаний, которые ранее предоставляли точную статистику. Вскоре после начала войны финансовая компания Refinitiv покинула Россию, и доступ к терминалам Bloomberg был потерян. Это затруднило работу независимых аналитиков и увеличило расходы предприятий, которым теперь приходится покупать данные в других местах.
Наконец, с мая 2022 года Кремль лишил всех российских налогоплательщиков информации о том, как государство тратит их деньги: Минфин засекретил текущую информацию обо всех расходах федерального бюджета и источниках финансирования его дефицита. В апреле, накануне этого изменения, бюджетная статистика показала рост военных расходов России почти на 150 процентов (630 миллиардов рублей против 275 миллиардов рублей в апреле 2021 года) при падении на 18 процентов доходов от других секторов. чем нефть и газ. Сейчас невозможно точно отследить текущие ежемесячные расходы на войну, экономику и социальные обязательства. Все, что осталось, — это сводные данные о расходах и доходах.
Основные экономические показатели Росстата по-прежнему находятся в свободном доступе, но их достоверность вызывает все больше вопросов. Еще в 2020 году, во время пандемии, была введена практика публикации данных в вечернее время, чтобы минимизировать внимание к более разочаровывающим цифрам. Особо чувствительные показатели, такие как демографическая статистика, свидетельствующая о катастрофическом сокращении населения России, теперь публикуются только вечером каждую пятницу. Ранее данные Росстата публиковались в течение дня и практически ежедневно.
Опасения по поводу качества оценок Росстата существуют давно, в первую очередь в связи с регулярными ретроспективными обзорами с подтасовкой цифр в нужном направлении. В 2019 году экономист Кирилл Тремасов после очередной такой проверки назвал ее «рисунком, а не статистикой», что привело к публичному спору с тогдашним министром экономического развития Максимом Орешкиным (ныне помощник Владимира Путина по экономике). Спустя месяц Росстат прекратил ежемесячную публикацию ключевого социального показателя, отражающего изменение доходов россиян. В мае 2022 года пост главы Росстата занял бывший подчиненный Орешкина в Минэкономразвития Сергей Галкин.
Политические соображения определяют, какие данные следует скрывать, и это делается для того, чтобы скрыть как слабые, так и сильные стороны, пояснил источник в Росстате, добавив, что официально власти не обязаны публиковать экономическую статистику.
В Федеральном плане статистических работ указывается, какие показатели должны рассчитываться и какими министерствами, но не указывается, должны ли они публиковаться. «У государства есть вся необходимая информация для принятия решений. У бизнеса, экспертного сообщества и журналистов сейчас меньше информации», — отметил источник.
Засекречивание экономической и бюджетной статистики затрудняет понимание происходящего всеми игроками отечественной экономики, ухудшает качество анализа и общественного обсуждения, приводит к спекуляциям на рынках на основе отрывочных данных. Только внутренние оценки государственных чиновников считаются авторитетными, и у них могут быть свои причины для искажения данных, не в последнюю очередь для того, чтобы порадовать начальство.
Об авторе