В каком порядке вносить изменения в устав образовательной организации с целью его приведения в соответствие с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»? Следует ли проводить общее собрание коллектива, если такой порядок предусмотрен в действующей редакции устава?
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сам Федеральный закон № 273-ФЗ в отличие от ранее действующего законодательства об образовании не устанавливает особый порядок принятия устава образовательного учреждения коллективом образовательной организации.
Таким образом, по новому Федеральному закону «Об образовании» порядок утверждения устава, изменений и дополнений к нему определяется действующим законодательством. Рассмотрим данный порядок на примере государственных (муниципальных) учреждений.
Порядок утверждения устава казенных и бюджетных учреждений урегулирован Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 14 данного Федерального закона устав бюджетного и казенного учреждения утверждается учредителем.
Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:
Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает предварительное принятие или рассмотрение новой редакции устава каким-либо органом управления казенного или автономного учреждения.
Порядок утверждения устава автономных учреждений регламентируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Согласно ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона устав автономного учреждения также утверждается его учредителем. Однако в отличие от казенных и бюджетных учреждений утверждению учредителем устава предшествует рассмотрение наблюдательным советом предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
По результатам рассмотрения наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения утверждает изменения в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
Участие иных органов управления автономного учреждения в принятии или рассмотрении изменений в устав законодательство не предусматривает.
Такой образом, действующее законодательство устанавливает порядок утверждения изменений в устав государственного (муниципального) образовательного учреждения, исключающий участие в таком утверждении общего собрания (конференции) образовательного учреждения. Следовательно, нормы, содержащиеся в имеющихся редакциях уставов государственных (муниципальных) образовательных учреждений, предусматривающих предварительное принятие коллективом образовательного учреждения устава не соответствуют новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и не подлежат применению.
Таким образом, изменения в устав вносятся путем их утверждения учредителем без проведения общего собрания коллектива и принятия им таких изменений. При изменения устава нормы, предусматривающие принятие изменений в устав общим собранием коллектива (конференцией), должны быть исключены с целью приведения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Учреждения представляют собой один из видов НКО, которые могут осуществлять деятельность в виде государственных, муниципальных, бюджетных, а также частных учреждений.
Такая форма НКО выбирается для реализации социально значимых задач, образовательной, учебной и другой некоммерческой деятельности. Государственные, бюджетные, муниципальные учреждения, как правило, создаются в форме автономных, казенных, бюджетных учреждений.
Учредителями таких форм НКО является РФ либо ее субъект, либо муниципальное образование. Например, муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дом культуры».
А частные учреждения более свободны в выборе учредителя. Учредителем частных учреждений могут выступать как граждане, так и компании.
Какие сведения должен содержать устав учреждения?Учредительным документом учреждения является устав.
Конкретное содержание устава зависит от типа учреждения.
Так, в муниципальных учреждениях культуры, функции и полномочия учредителя реализуются через комитет по делам культуры и молодежи Администрации муниципального района области.
В уставе любого учреждения прописываются цели его создания.
Например, основными целями муниципального учреждения культуры являются:
Образовательное негосударственное частное учреждение действует согласно уставу, который утвержден на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке приводится следующая информация (п. 2 ст. 25 Закона № 273-ФЗ):
Например, реализация данного требования может выглядеть так:
В частном образовательном учреждении «Бизнес-колледж» реализуются следующие виды основных образовательных программ:
Колледж осуществляет реализацию дополнительных программ по техническим, художественным, социально-культурным, физкультурным направлениям.
К дополнительным программам относятся:
Устав учреждения должен содержать все нюансы работы, в т. ч. в нем должны быть прописаны виды деятельности, приносящие доход.
Устав учреждения утверждается его учредителем (п. 1 ст. 52 ГК).
Почему возникает необходимость внесения изменений в устав учреждения?При разработке устава можно воспользоваться готовыми шаблонами, размещенными на сайте Минюста.
Устав — это не догма и его приходится менять. Изменение устава может быть связано с расширением видов деятельности учреждения.
Например, реализация нового вида образовательной программы. Помимо этого, учреждение может сменить свой адрес и наименование. Учреждением может быть пересмотрен порядок управления деятельностью.
Необходимость изменений в устав может быть вызвано и изменением действующего законодательства.
Так, название и устав образовательных учреждений должны были соответствовать принятому закону № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Учредители таких учреждений должны были внести изменения в устав до 01.01.2016.
При изменении типа образовательного учреждения, придется вносить изменение в устав.
Например, образовательное учреждение имело название — «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа искусств», измененное название должно выглядеть так — «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа искусств».
Как внести изменения в устав учреждения?Регистрацию изменений в устав учреждения производят там же, где и регистрировали учреждение — Минюст .
Учреждение должно подать следующий комплект документов:
В заявлении в обязательном порядке заполняется титульный лист и сведения о заявителе.
Остальные листы заявления заполняются при необходимости, если они касаются внесенных изменений в устав.
Написание корпоративных уставов Бретт Сембер, J.D.
Устав вашей корпорации содержит основные инструкции по ведению бизнеса. Написание четких и лаконичных уставов поможет вашей корпорации работать бесперебойно.
Бретт Сембер, J.D.
обновлено 02 мая 2022 г. · 2 минуты чтения
Одним из самых важных шагов в создании корпорации является создание корпоративного устава. Думайте о них как о конституции вашей корпорации.
Корпоративный устав обычно составляется после того, как вы подали документы о регистрации. В большинстве штатов требуется, чтобы вы создали подзаконные акты, но даже если ваш штат этого не делает, рекомендуется иметь их, чтобы вы могли создать структуру и процедуры, которым нужно следовать.
Ваш корпоративный устав может быть как кратким, так и обширным, как вы пожелаете. Обычно включаются следующие пункты:
После того, как ваши уставы будут написаны, они должны пройти голосование на совете директоров корпорации. После утверждения устав становится официальным и обязательным для вашей корпорации. Если в вашем штате требуются подзаконные акты, вы должны подать их в офис государственного секретаря штата или в агентство в вашем штате, которое управляет корпорациями. Убедитесь, что каждый член правления и должностное лицо получили устав, чтобы они могли ознакомиться с ним.
Важно помнить, что устав содержит правила, которым должна следовать ваша корпорация в своей деятельности. Если когда-либо возникнет вопрос о процессе или процедуре, проверьте свой устав для ответа. Вам также может потребоваться раскрыть свои уставы потенциальным кредиторам или инвесторам, а также банкам и страховым компаниям.
Если в какой-то момент вы обнаружите, что вам необходимо внести поправки в устав вашей корпорации, ознакомьтесь с процедурой для этого в уставе. Большинство подзаконных актов с процедурами внесения поправок требуют созыва собрания совета директоров и проведения голосования по поправке. В уставе должно быть указано, сколько голосов необходимо, но обычно правилом является большинство. Если поправка будет принята, вы должны будете изменить устав, чтобы отразить новую информацию, и, если этого требует ваш штат, подать измененный устав в соответствующий орган штата.
Устав вашей корпорации является дорожной картой того, как ваша корпорация ведет бизнес. Удостоверьтесь, что они написаны четко и тщательно, это может помочь вашей корпорации избежать любых неровностей на дороге.
Готовы начать свой корпоративный устав? УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Об авторе
Brette Sember, J.D.
Бретт Сембер, доктор юридических наук, занималась юридической практикой в Нью-Йорке, включая развод, посредничество, семейное право, усыновление, наследство и недвижимость,… Читать далее
Эта часть сайта предназначена только для информационных целей. Содержание не юридическая консультация. Заявления и мнения являются выражением автора, не LegalZoom, и не были оценены LegalZoom на точность, полноты или изменения в законе.
Кристин Матиас, адвокат
Устав некоммерческой организации — это юридический документ, устанавливающий правила и процедуры управления организацией. По мере роста или изменения некоммерческой организации совет директоров может вносить поправки в устав, например, увеличивать количество директоров или разрешать проведение виртуальных встреч. Правление должно убедиться, что поправки соответствуют законам штата о некоммерческих организациях и процедурам организации. В зависимости от типа поправки закон может потребовать, чтобы некоммерческая организация сообщала об обновлении государственным органам, IRS или и тем, и другим.
Ваш совет директоров должен регулярно пересматривать устав, чтобы убедиться, что он следует процедурам, изложенным в документе, и вносить обновления по мере необходимости.
Независимо от того, когда происходит проверка, правление должно найти время, чтобы тщательно просмотреть весь документ. Некоторые из положений, которые ваш совет может обновить, включают:
Прежде чем вносить поправки в свои уставы, ознакомьтесь с законами вашего штата о некоммерческих организациях, чтобы убедиться, что обновления соответствуют им. Например, прежде чем менять количество директоров, ознакомьтесь с законами вашего штата относительно минимального количества директоров. Точно так же законы вашего штата о некоммерческих организациях могут предписывать минимальный кворум, требуемые должности (например, президента или секретаря) или запрещать одному и тому же лицу занимать более одной должности.
Как только вы подтвердите, что изменение соответствует законам штата, вы можете составить проект поправки. Иногда этот процесс так же прост, как добавление нового положения в устав, в то время как другие изменения могут затронуть несколько положений и потребуют от вас внесения изменений во все положения устава. Обязательно просмотрите весь документ, чтобы убедиться в единообразии формулировок. Если у вас есть какие-либо вопросы относительно законности предлагаемых вами изменений, проконсультируйтесь с юристом, который хорошо разбирается в некоммерческом праве.
Например, при изменении месяца ежегодного собрания вы, скорее всего, обновите только раздел, посвященный собраниям. Напротив, когда вы добавляете должность офицера и распределяете обязанности в уставе, вам следует просмотреть разделы, посвященные другим ролям должностных лиц (чтобы убедиться, что их обязанности не дублируются) и общее количество директоров (чтобы убедиться, что у вас достаточно людей для заполнения). нужные роли).
Просмотрите свой устав, чтобы определить процесс внесения поправок, и убедитесь, что ваши процедуры соответствуют законодательству штата. Некоторые из правил, которые вы должны проверить, включают:
Если в уставе ничего из вышеперечисленного не сказано, ознакомьтесь с уставом некоммерческой организации вашего штата и соблюдайте минимальные требования.
В зависимости от поправок и законов вашего штата вам может потребоваться обновить информацию государственных органов и IRS. Во многих штатах вы можете сообщать об изменениях в своей ежегодной документации, например в годовом отчете. В других штатах вы должны подать свидетельство об изменении или поправку к своим учредительным документам (например, к учредительным документам). Проконсультируйтесь с вашим государственным секретарем, чтобы определить требования для вашей организации.
Вы должны уведомить IRS о внесении структурных или оперативных изменений, которые включают такие поправки, как увеличение числа директоров, добавление необходимых офисов или изменение вашей миссии. Если вы вносите неструктурные изменения, например разрешаете уведомление о собрании по электронной почте, вам, скорее всего, не нужно уведомлять IRS.
Об авторе