Рожнова, Т. В. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ / Т. В. Рожнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 492-494. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26144/ (дата обращения: 30.12.2022).
Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ
Рожнова Татьяна Валентиновна, студент
Тольяттинский государственный университет
Данная работа содержит информацию о федеральных налогах и сборах, описывается и поясняется федеральное налогообложение, проблемы данного налогообложения и пути его совершенствования.
Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.
Одну из главных ролей в построении и развитии экономической структуры любого общества на современном этапе играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках выбранной властью экономической политики всего государства.
Налоговая система — это один из наиболее важных институтов любого государства. Чтобы обеспечить государственным и территориальным органам власти выполнение их функции, на протяжении многих лет существования государств, финансовые ресурсы мобилизуются в бюджет. Налоговая система помогает осуществлять множество социальных и экономических процессов в интересах общества в целом.
Возможность политической власти влиять на экономику, выделять денежные средства на обеспечение ее структурной перестройки, на стимулирование развития отдельных секторов экономики которые в данный период времени находятся в приоритете, на обеспечение социальных программ, поддерживающих наименее защищенные слоя населения, дает государственный бюджет, так как является главным средством мобилизующим расходы ресурсов. Путем развития основ налогообложения, а так же установления наиболее четких условий взимания налогов и других обязательных платежей, реализации деятельности налогово-бюджетной политики достигается оптимизация механизма правового регулирования налогообложения в условиях современной рыночной экономики.
Налоги — это необходимый предмет экономических отношений любого современного общества. Они как обособленная форма финансовых отношений, позволяющие обеспечивать формирование прибыльной (положительной) части бюджетов на всех уровнях, так же являются действенным инструментом государственное регулирования экономических и социальных отношений. Вся суть налогообложения заключается в том, что государством изымается часть денежной массы, для формирования бюджета государства (финансовых ресурсов), для распределения их в наиболее важные политические, экономические и социальны программы на благо общества.
Из истории развития государства можно сделать вывод что, состояние государственных бюджетов оказывает прямое влияние на развитие налогообложения в стране. А так же можно сделать вывод, что связь между налогами и государственным бюджетом имеет, двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как наиболее значимый инструмент доходов в бюджете обеспечивают эффективное финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетной политики, главными являются расходные статьи, размер которых предопределяет величину дохода.
Роль налогов в формировании прибыльной части государственного бюджета велика, ее можно посмотреть по таким показателям удельных весов:
Данные показатели удельных весов с разной степенью дают характеристику значимости налогов в общих доходах государственного бюджета, а так же в налоговых поступлениях.
Существенными условиями взимания налогов, отражающими налоговую систему в целом, являются:
В пункте 1 ст. 12 НК РФ определяется структура системы налогов и сборов, установленных в Р. Ф.
Существуют 3 вида взимаемых налогов и сборов, а именно:
Разделение на три уровня системы налогов и сборов в РФ позволяет четко расставить полномочия представительных органов всех уровней в действии с конкретными видами налогов и сборов.
Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, которые отвечают сразу непосредственно двум условиям:
При формировании бюджетов всех уровней, налогов методом строго соблюдается правило начисления и зачета налогов в строго назначенные уровни бюджета в соответствии с их бюджетной классификацией. Если налог является федеральным, то это означает, что он регулируется федеральным законодательством, но он так же может распространяться между бюджетами разных уровней, одним из примеров является налог на прибыль. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год осуществляется разбрасывание этого налога по 3 уровням бюджета: федеральный, региональный и местный. Все остальные налоги и сборы, обычно, регулируются законодательством на том уровне бюджета, к которому принадлежат.
Федеральные законы устанавливают федеральные налоги, которые подлежат обязательному взиманию на всей территории входящей в состав Российской Федерации. Льготы по федеральным налогам могут закрепляться только федеральными законами, но законодательные (представительные) органы государственной власти могут ввести доп. льготы. Ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием Российской Федерации, исключением могут являться ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, минерального сырья, таможенных пошлин и акцизов, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральными налогами являются:
Государственный бюджет — это основной финансовый план Российской Федерации, обеспечивающий образование, рациональное распределение и использование созданного фонда денежных средств, а так же является обязательным условием функционирования любого современного государства.
Доходы бюджетов Российской Федерации состоят из налоговых доходов и неналоговых доходов, а так же безвозмездных перечислений.
В условиях современной экономики правительство РФ стремится защитить бюджет от воздействий рыночной конъектуры, создать достаточный запас ресурсов для обеспечения произвольного маневра в течение всего года.
В настоящее время формирование доходной части федерального бюджета происходит за счет налоговых поступлений. Создавая запас финансовыми ресурсами, государство создает положительные условия для развития экономики, и распределяет данные финансовые ресурсы в виде дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи.
Налоги и сборы призваны сглаживать негативность кризисных явлений в экономике страны, а так же создавать стимулы, для повышения эффективности производства являясь обязательными эквивалентами платежей физ. и юр. лиц, которые собираются с целью обеспечения расширенного воспроизводства.
Федеральные налоги являются обязательными к уплате платежам устанавливающимися высшим органом законодательной власти Российской Федерации.
Доходы от федеральных налогов поступают в федеральный бюджет или распределяются между ним и бюджетами субъектом Российской Федерации. Состав, налоговая ставка, налоговая база и режим уплаты определяется высшим законодательным органом Российской Федерации.Устройство бюджетной системы Российской Федерации предусматривает, что региональные как и местные налоги, служат всего лишь дополнением в доходной части соответствующих бюджетов, в то время как отчисление от федеральных налогов являются главной составляющей. Во многих развитых странах доля местных налогов в доходах бюджетов составляет около 80 %, в РФ этот показатель варьируется от 0.7 до 17 %.
В настоящее время необходимым условием для функционирования налоговой системы является рациональная система налогового администрирования. Ее значимость вытекает из того, что она имеет наибольшую долю в составной части процесса управления. Управление в совокупности с мониторингом доходов от поступления налогов влияет на размер доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Литература:
Основные термины (генерируются автоматически): налог, Российская Федерация, Налоговый Кодекс РФ, налоговая система, сбор, государственный бюджет, глава, общая сумма доходов, РФ, бюджетная система.
Юридические лица на территории страны, согласно действующему законодательству, являются налогоплательщиками, плательщиками обязательных сборов. Порядок уплаты налогов и сборов регламентирован рядом нормативно-правовых актов. Фактически, обязательства налогоплательщики исполняют на той территории, на которой осуществляют свои функции.
Неисполнение обязательств является прямым нарушением законодательства. Юридические лица несут ответственность за своевременное перечисление налогов и сборов в бюджет в надлежащем объеме. Последний определяется актуальным налоговым режимом.
Что касается видов налогов и сборов, они делятся на федеральные и местные. Первые перечисляются в бюджет всеми налогоплательщиками страны вне зависимости от их территориальной принадлежности.
К числу федеральных налогов относятся:
Специфика налогообложения в каждом случае имеет свои особенности.
Налог на прибыль, например, находится на втором месте по доходности (поступлениям в бюджет). Порядок его начисления и уплаты регулируется отдельным федеральным законом. Налог на прибыль был введен как альтернатива стандартному подоходному налогу с юридических лиц. Последний оказался неприменим для ряда важных отраслей промышленности и производства. Налог на прибыль позволяет минимизировать риск так называемой налоговой сверхнагрузки. Особенно это актуально для новых компаний мелкого и среднего бизнеса. Фактически, пока юридическое лицо не получает прибыли, оно не является плательщиком налога.
Налог на прибыль предусматривает 4 элемента налогооблагаемой базы. Это прибыль от реализации имущества, основных фондов, продукции, а также сумма превышения нормативных расходов на оплату труда. Расчет налога на прибыль имеет определенную специфику. Хотите минимизировать риски неверного определения налогооблагаемой базы, переплаты по налогу или недоплаты? Доверьте расчет налога профессиональным специалистам.
Высокодоходными налогами являются таможенные пошлины и акцизы. Первые представляют собой отчисления, взимаемые при перемещении товаров через границу. Акцизами облагаются отдельные виды и группы товаров.
Акцизы являются относительно новыми федеральными налогами. Они носят косвенный характер. Устанавливаются акцизы на высокорентабельные товары (спирт, спиртосодержащую продукцию, морепродукты и икру, табачные изделия, меха, ювелирную продукцию, нефтепродукты, товары народного потребления). Сбор представляет собой процент от отпускной цены. Целью акцизов является изъятие сверхприбыли, получаемой при производстве товаров, в бюджет. Плательщиками акцизов являются все юридические лица, изготавливающие подакцизные товары.
Федеральные налоги могут зачисляться как в доход бюджета, так и в доход внебюджетных фондов. В последнем случае речь идет о так называемых целевых налогах. К числу таковых относятся:
Расчет налогов имеет ряд нюансов. Ошибки в исчислении приводят к переплатам по налогам или образованию долгов. Минимизировать риски и исключить дополнительные затраты позволяет аутсорсинг расчета федеральных налогов и составления соответствующей отчетности.
Доходы федерального правительства в 2019 году составили 3,5 триллиона долларов, что составляет около 16,3 процента валового внутреннего продукта (ВВП) (рис. 2). За последние 50 лет федеральные доходы составляли в среднем 17,4 процента ВВП, колеблясь от 20,0 процента (в 2000 году) до 14,6 процента (последние в 2009 и 2010 годах).
Индивидуальный подоходный налог является крупнейшим источником федеральных доходов с 1950, что составляет около 50 процентов от общего объема и 8,1 процента ВВП в 2019 году (рис. 3). В последние годы доходы от налога на доходы физических лиц выросли до 9,9 процента ВВП (в 2000 г.) на пике экономического бума 1990-х годов и упали до 6,1 процента (в 2010 г.) после Великой рецессии 2007–2009 годов.
В 2019 году налог на прибыль корпораций составил 7 процентов государственных доходов, и этот источник доходов имеет тенденцию к снижению. Поступления от налога упали в среднем с 3,7 процента ВВП в конце 19 века.60 лет до в среднем всего 1,4 процента ВВП за последние пять лет и 1,1 процента ВВП в последний раз в 2019 году (рис. 3).
Налоги с заработной платы на заработную плату и доходы, которые финансируют часть социального обеспечения и больничного страхования Medicare, составляют наибольшую часть поступлений социального страхования. Другие источники включают налоги на заработную плату для пенсионной системы железных дорог и программы страхования по безработице, а также пенсионные взносы федеральных работников. В общей сложности сборы на социальное страхование составили 36 процентов федеральных доходов в 2019 году..
Создание программы Medicare в 1965 году в сочетании с периодическим повышением налогов на фонд социального обеспечения привело к росту поступлений в фонд социального страхования с 1,6 процента ВВП в 1950 году до 6,2 процента в 2009 году (рис. 3). Временное сокращение доли работников в налогах на социальное обеспечение — часть программы стимулирования после финансового кризиса — привело к сокращению поступлений по социальному страхованию до 5,3 процента ВВП в 2011 и 2012 годах. С тех пор поступления налога на социальное страхование снова выросли до 5,9 процента ВВП в 2019.
Налоги на покупку товаров и услуг, включая бензин, сигареты, алкогольные напитки и авиаперевозки, принесли 2,9% федеральных доходов в 2019 году. Но эти налоги тоже сокращаются: поступления от акцизов неуклонно снижались со среднего уровня 1,7 процента ВВП в конце 1960-х годов до среднего уровня 0,5 процента в период с 2015 по 2019 год (рис. 3).
Федеральное правительство также собирает доходы от налогов на наследство и дарение, таможенных пошлин, доходов от Федеральной резервной системы и различных сборов и сборов. В сумме эти источники принесли 5,0% федеральных доходов в 2019 году. . С 1965 года они колебались в пределах от 0,6 до 1,0 процента ВВП (рис. 3). В последние годы эта цифра находилась на верхней границе этого диапазона из-за необычайно высоких прибылей Совета Федеральной резервной системы, связанных с его усилиями по стимулированию экономики с 2008 года.
Источники данных
Управление управления и бюджета. Исторические таблицы . Таблица 2.1, «Поступления по источникам: 1934–2025 гг.» и Таблица 2.3, «Поступления по источникам в процентах от ВВП: 1934–2025».
Дополнительная литература
Объединенный комитет по налогообложению. 2018. «Обзор Федеральной налоговой системы, действующей на 2019 год». JCX-9-19. Вашингтон, округ Колумбия: Объединенный комитет по налогообложению.
Федеральное правительство финансирует свои операции за счет налогов, сборов и других поступлений, взимаемых из различных секторов экономики. Прогнозируется, что в 2022 году общие федеральные поступления составят около 4,8 триллиона долларов, или 19,6 процента валового внутреннего продукта (ВВП). Крупнейшими источниками доходов являются индивидуальные подоходные налоги и налоги на заработную плату, за которыми следуют корпоративные подоходные налоги. При отсутствии изменений в налоговом законодательстве общая сумма доходов обычно следует траектории экономики.
НАПИШИТЕ ЭТО
Чтобы оценить, справедлива налоговая система или нет, важно рассмотреть все налоги, которые платят люди, а не только одну конкретную форму налогообложения.
Например, несмотря на то, что многие люди действительно не платят федеральный подоходный налог с физических лиц или не платят его совсем, существует множество других видов налогов, применимых к физическим лицам. Фактически, налогоплательщики, доходы которых находятся в нижней 90 процентов всех доходов платят в среднем больше налогов на заработную плату, чем подоходных налогов. На другом конце спектра американцы с высокими доходами получают значительную часть своего дохода от прироста капитала и дивидендов, которые облагаются налогом по более низким ставкам, чем заработная плата. Однако более состоятельные налогоплательщики также сталкиваются с более высокими налоговыми ставками на свой другой доход и косвенно несут большую долю налога на прибыль корпораций, что значительно повышает их общие эффективные налоговые ставки.
В целом наша федеральная налоговая система построена так, чтобы быть в целом прогрессивной, при этом налогоплательщики с более высокими доходами платят большую долю своего дохода в виде налогов. Однако состав уплачиваемых налогов сильно различается для налогоплательщиков, находящихся на разных концах распределения доходов. Для американцев с низким доходом налоги с заработной платы и акцизы являются основными формами налогообложения; для американцев с высокими доходами подоходный налог с физических лиц и корпораций составляет большую часть их налогового бремени.
НАПИШИТЕ ЭТО
Кодекс о подоходном налоге также содержит положения, позволяющие налогоплательщикам-физическим и юридическим лицам уменьшать свои налоговые счета. Такие специальные положения — вычеты, льготы, отсрочки, исключения, кредиты и льготные ставки — известны как налоговые расходы. В 2021 году налоговые расходы составили примерно 1,9 триллиона долларов. Эта сумма равняется почти 90 процентам доходов, фактически собранных федеральным правительством в виде подоходного налога, и превышает то, что было потрачено любым отдельным агентством или программой расходов, включая Социальное обеспечение и Министерство обороны.
НАПИШИТЕ ЭТО
Налоговые расходы работают по-разному и принимают разные формы, в том числе:
Всего восемь налоговых расходов в 2020 году составили 1,2 триллиона долларов — более половины стоимости всех таких расходов вместе взятых.
Основные налоговые расходы | Бюджетные расходы (2021) |
---|---|
Исключение пенсионных отчислений и доходов* | 225 миллиардов долларов |
Исключение взносов работодателя на медицинское страхование и уход | 221 миллиард |
Пониженные ставки налога на дивиденды и долгосрочный прирост капитала** | 176 миллиардов |
Налоговый кредит на детей (CTC) | 116 миллиардов |
Налоговый вычет за заработанный доход (EITC) | 71 миллиард |
Налоговые льготы по медицинскому страхованию, приобретенному на торговых площадках | 67 миллиардов |
Пошаговая основа прироста капитала на момент смерти | 42 миллиарда |
20-процентный вычет для определенного сквозного дохода | 34 миллиарда |
Итого | 951 миллиард |
ИСТОЧНИК: Административно-бюджетное управление, налоговые расходы, бюджет правительства США, 2023 финансовый год, март 2022 г. такие кредиты составили 295 миллиардов долларов в 2021 году. * Оценка включает планы с установленными выплатами, планы с установленными взносами, планы для самозанятых, кредит для вкладчиков и пенсионные счета. **Оценка включает квалифицированные дивиденды, продажи домов и исключение акций мелких корпораций. Записи не суммируются из-за округления.
© 2022 Фонд Питера Дж. Петерсона
НАПИШИТЕ ЭТО
Налоговые расходы часто называют «замаскированными расходами», потому что законодатели используют налоговый кодекс для направления субсидий конкретным округам и видам деятельности. Политики также используют налоговые расходы, чтобы влиять на поведение потребителей и бизнеса. Вычет процентов по ипотечным кредитам, например, побуждает налогоплательщиков покупать дома, а не арендовать их. Аналогичным образом амортизационные отчисления для предприятий стимулируют новые покупки оборудования. Кроме того, поскольку налоговые расходы субсидируют «привилегированную» деятельность, они могут исказить экономические решения таким образом, что это снизит производительность нашей экономики.
Об авторе