Коды статистики росстат: Росстат — Общероссийские и ведомственные классификаторы

Коды статистики росстат: Росстат — Общероссийские и ведомственные классификаторы

Список подключаемых ТОГС. Техподдержка и сервис для абонентов Такском

01-00 ТО ФСГС по Республике Адыгея Республика Адыгея (Адыгея)
02-00 ТО ФСГС по Республика Башкортостан Республика Башкортостан
03-00 ТО ФСГС по Республике Бурятия Республика Бурятия
04-00 ТО ФСГС по Республике Алтай Республика Алтай
05-00 ТО ФСГС по Республике Дагестан Республика Дагестан
06-00 ТО ФСГС по Республике Ингушетия Республика Ингушетия
07-00 ТО ФСГС по Республике Кабардино-Балкария Кабардино-Балкарская Республика
08-00 ТО ФСГС по Республике Калмыкия Республика Калмыкия
09-00 ТО ФСГС по Республике Карачаево-Черкесская Карачаево-Черкесская Республика
10-00 ТО ФСГС по Республике Карелия Республика Карелия
11-00 ТО ФСГС по Республике Коми Республика Коми
12-00 ТО ФСГС по Республике Марий Эл Республика Марий Эл
13-00 ТО ФСГС по Республике Мордовия Республика Мордовия
14-00 ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия) Республика Саха (Якутия)
15-01 ТО ФСГС по Республике Северная Осетия Республика Северная Осетия — Алания
16-00 ТО ФСГС по Республике Татарстан Республика Татарстан
17-00 ТО ФСГС по Республике Тыва Республика Тыва
18-00 ТО ФСГС Удмуртская Республика Удмуртская Республика
19-00 ТО ФСГС по Республике Хакасия Республика Хакасия
20-00 ТО ФСГС Чеченская Республика Чеченская Республика
21-00 ТО ФСГС Чувашская республика Чувашская Республика — Чувашия
22-00 ТО ФСГС по Алтайскому краю Алтайский край
23-00 ТО ФСГС Краснодар и г. Сочи Краснодарский край
24-00 ТО ФСГС Красноярский край Красноярский край
25-00 ТО ФСГС Приморский край Приморский край
26-00 ТО ФСГС по Ставропольскому краю Ставропольский край
27-00 ТО ФСГС по Хабаровскому краю Хабаровский край
28-00 ТО ФСГС по Амурской области Амурская область
29-00 ТО ФСГС Архангельская область Архангельская область
30-00 ТО ФСГС Астраханская область Астраханская область
31-00 ТО ФСГС Белгородская область Белгородская область
32-00 ТО ФСГС по Брянской области Брянская область
33-00 ТО ФСГС по Владимирской области Владимирская область
34-00 ТО ФСГС по Волгоградской области Волгоградская область
35-00 ТОГС по г. Вологда и Вологодскому району Вологодская область
36-00 ТО ФСГС по Воронежской области Воронежская область
37-00 ТО ФСГС по Ивановской области Ивановская область
38-00 ТО ФСГС по Иркутской области Иркутская область
39-00 ТО ФСГС по Калининградской области Калининградская область
40-00 ТО ФСГС по Калужской области Калужская область
41-00 ТО ФСГС по Камчатскому краю Камчатский край
42-00 ТО ФСГС по Кемеровской области Кемеровская область
43-11 ТО ФСГС по Кировской области Кировская область
44-00 ТО ФСГС по Костромской области Костромская область
45-00 ТО ФСГС по Курганской области Курганская область
46-00 ТО ФСГС по Курской области Курская область
47-00 ТО ФСГС по Ленинградской области Ленинградская область
48-00 ТО ФСГС по Липецкой области Липецкая область
49-00 ТО ФСГС по Магаданской области Магаданская область
50-00 ТО ФСГС по Московской области Московская область
51-00 ТО ФСГС Мурманская область Мурманская область
52-00 ТО ФСГС Нижегородская область Нижегородская область
53-00 ТО ФСГС по Новгородской области Новгородская область
54-00 ТО ФСГС по Новосибирской области Новосибирская область
55-00 ТО ФСГС Омская область Омская область
56-00 ТО ФСГС по Оренбургской области Оренбургская область
57-00 ТО ФСГС по Орловской области Орловская область
58-00 ТО ФСГС по Пензенской области Пензенская область
59-00 ТО ФСГС Пермская область Пермский край
60-00 ТО ФСГС Псковская область Псковская область
61-01 ТО ФСГС Ростовская область Ростовская область
61-04 Отдел государственной статистики в г. Волгодонске (включая специалистов в г.Цимлянске, г.Константиновске) Ростовская область
61-74 Отдел государственной статистики в г.Ростове-на-Дону Октябрьский р-н Ростовская область
61-78 Отдел государственной статистики в г.Ростове-на-Дону Восточное представительство Ростовская область
61-82 Отдел государственной статистики в г.Ростове-на-Дону Западное представительство Ростовская область
62-00 ТО ФСГС по Рязанской области Рязанская область
63-00 ТО ФСГС по Самарской области Самарская область
64-05 Отдел государственной статистики в г.Саратове Саратовская область
65-00 ТО ФСГС по Сахалинской области Сахалинская область
66-00 ТО ФСГС Свердловская область Свердловская область
67-00 ТО ФСГС Смоленская область Смоленская область
68-00 ТО ФСГС по Тамбовской области Тамбовская область
69-00 ТО ФСГС по Тверской области Тверская область
70-00 ТО ФСГС по Томской области Томская область
71-00 ТО ФСГС по Тульской области Тульская область
72-00 ТО ФСГС Тюменская область Тюменская область
73-00 ТО ФСГС Ульяновская область Ульяновская область
74-00 ТО ФСГС Челябинская область Челябинская область
75-00 ТО ФСГС по Забайкальскому краю Забайкальский край
76-00 ТО ФСГС Ярославская область Ярославская область
77-00 ТО ФСГС по г. Москва г. Москва
78-00 ТО ФСГС по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург
79-00 ТО ФСГС по Еврейской автономной областьи Еврейская автономная область
86-00 ТО ФСГС Ханты-Мансийский АО Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
87-00 ТО ФСГС Чукотский АО Чукотский автономный округ
89-00 ТО ФСГС Ямало-Ненецкий АО Ямало-Ненецкий автономный округ
91-00 ТО ФСГС по Республике Крым Республика Крым
92-00 ТО ФСГС по г.Севастополю г. Севастополь

Изменение кодов Росстат — База знаний ГК «Калуга Астрал»

Ссылка для быстрого доступа к этой статье:

https://help. astral.ru/v/129667086

Ой! Данный функционал ещё в разработке

Начиная с мая 2018 начался переход Федеральной Службы Государственной Статистики на обмен электронными документами  с использованием централизованного единого модуля приёма отчетности от специализированных операторов связи. В связи с этим происходит замена кодов органа с четырехзначного (ХХ-ХХ) формата на шестизначный (ХХ-ХХ-ХХ). Если в карточке организации указан четырехзначный код направления и отчет отправлен в такой орган статистики, то ФСГС отчет не увидит, ответы не поступят.

Изменить код органа ФСГС можно в программе 1С в карточке организации:

Новые шестизначные коды:

Перечень органов Росстата, перешедших на новые коды:

  • 01-01-00 Республика Адыгея,
  • 02-02-00 Республика Башкортостан,
  • 03-03-00 Республика Бурятия,
  • 04-04-00 Республика Алтай,
  • 05-05-00 Республика Дагестан
  • 06-06-00 Республика Ингушетия,
  • 07-07-00 Кабардино-Балкарская Республика,
  • 08-08-00 Республика Калмыкия,
  • 09-09-01 Карачаево-Черкесская Республика,
  • 10-10-00 Республика Карелия,
  • 11-11-00 Республика Коми,
  • 12-12-00 Республика Марий Эл,
  • 13-13-00 Республика Мордовия,
  • 14-14-00 Республика Саха (Якутия),
  • 15-15-01 Республика Северная Осетия — Алания,
  • 16-16-00 Республика Татарстан,
  • 17-17-00 Тыва (было 24-00),
  • 18-18-00 Удмуртская Республика,
  • 19-19-00 Хакасия (было 24-00),
  • 20-20-00 Чеченская республика,
  • 21-21-00 Республика Чувашия,
  • 22-22-00 Алтайский край,
  • 23-23-00 Краснодар и Сочи,
  • 24-24-00 Красноярск,
  • 25-25-00 Приморский край,
  • 26-26-00 Ставропольский край,
  • 27-27-00 Хабаровский край,
  • 28-28-00 Амурская область,
  • 29-29-00 Архангельская область,
  • 30-30-00 Астраханская область,
  • 31-31-00 Белгородская область,
  • 32-32-00 Брянская область,
  • 33-33-00 Владимирская область,
  • 34-34-00 Волгоградская область,
  • 35-35-00 Вологодская область,
  • 36-36-00 Воронежская область,
  • 37-37-00 Ивановская область,
  • 38-38-00 Иркутская область,
  • 39-39-00 Калининградская область,
  • 40-40-00 Калужская область,
  • 41-41-00 Камчатский край,
  • 42-42-00 Кемеровская область,
  • 43-43-11 Кировская область,
  • 44-44-00 Костромская область,
  • 45-45-00 Курганская область,
  • 46-46-00 Курская область,
  • 47-47-00 Ленинградская область,
  • 48-48-00 Липецкая область,
  • 49-49-00 Магаданская область,
  • 50-50-00 Московская область,
  • 51-51-00 Мурманская область,
  • 52-52-00 Нижегородская область,
  • 53-53-00 Новгородская область,
  • 54-54-00 Новосибирская область,
  • 55-55-00 Омская область,
  • 56-56-00 Оренбургская область,
  • 57-57-00 Орловская область,
  • 58-58-00 Пензенская область,
  • 59-59-00 Пермский край,
  • 60-60-00 Псковская область,
  • 61-61-ХХ Ростовская область,
  • 62-62-00 Рязанская область,
  • 63-63-00 Самарская область,
  • 64-64-05 Саратовская область,
  • 65-65-00 Сахалинская область,
  • 66-66-00 Свердловская область,
  • 67-67-00 Смоленская область,
  • 68-68-00 Тамбовская область,
  • 69-69-00 Тверская область,
  • 70-70-00 Томская область,
  • 71-71-00 Тульская область,
  • 72-72-00 Тюменская область,
  • 73-73-00 Ульяновская область,
  • 74-74-00 Челябинская область,
  • 75-75-00 Забайкальский край,
  • 76-76-00 Ярославская область,
  • 77-77-00 г. Москва,
  • 78-78-00 г. Санкт-Петербург,
  • 79-79-00 Еврейская автономная область,
  • 86-86-00 Ханты-Мансийский автономный округ,
  • 87-87-00 Чукотский автономный округ,
  • 89-89-00 Ямало-Ненецкий автономный округ,
  • 91-91-00 Крым,
  • 92-92-00 г. Севастополь.

Номер статьи: 129667086
Обновлено: 03.09.2021 05:46+0000

Российский экономический оптимизм основан на сомнительных данных

В первые недели вторжения России в Украину США и европейские союзники волна за волной вводили экономические санкции.

В рамках реакции Москвы Федеральная служба государственной статистики России (известная как Росстат) и другие государственные органы приостановили публикацию многих экономических статистических данных. Регулярные отчеты об импорте и экспорте, долгах, ежемесячной добыче нефти, банковских операциях, пассажиропотоках авиакомпаний и аэропортов и так далее просто исчезли.

Но когда война затянулась, случилось нечто странное. В средствах массовой информации отмечалось, что экономика России держится намного лучше, чем ожидалось. Ключевые доказательства включают падение валового внутреннего продукта России во втором квартале всего на 4% по сравнению с прошлым годом, а уровень безработицы в стране достиг рекордно низкого уровня в 3,9%.

Источник этих данных: Росстат, агентство, которое всего полгода назад отключило свою экономику, чтобы помешать Вашингтону и Брюсселю определить, насколько хорошо работают санкции.

«Качество данных падает с обрыва», — говорит Робин Брукс, главный экономист Института международных финансов, всемирной ассоциации финансовых фирм, базирующейся в Вашингтоне.


Подписка на рассылку новостей

Экономика в реальном времени

Последние экономические новости, анализ и данные по будням подготавливаются Джеффри Спаршоттом из WSJ.

ПОДПИСАТЬСЯ


Скептицизм, который встречает заявления России о военных успехах или предполагаемых связях с нацистами украинского правительства во главе с президентом Владимиром Зеленским, который является евреем, практически отсутствует, когда дело доходит до его экономических показателей.

В преддверии войны большая часть Запада была «в значительной степени обманута [президентом России Владимиром] Путин пока не стало слишком поздно, — сказал Стивен Тиан, директор по исследованиям Института руководителей высшего звена (CELI) Школы менеджмента Йельского университета. «Теперь экономическое сообщество, СМИ, точно так же одурачены, доверяя данным Росстата, несмотря на все предупреждающие знаки, что, возможно, мы не должны этого делать».

Они принимают экономические данные за чистую монету, отчасти потому, что они есть, сказал г-н Тиан: «Все, кто занимается количественным моделированием, все, что им нужно, это временные ряды, которые они могут использовать в своих моделях».

Несмотря на отмену большей части исходных данных, Росстат по-прежнему публикует сводные данные по ВВП и уровню безработицы. Вы можете ввести эти цифры в Excel и создать диаграмму, показывающую, что текущий экономический спад не такой сильный, как во время мирового финансового кризиса в 2008 году.

Связанное видео

Восстановление рубля помогает поддержать экономику России и продолжить военные действия страны на Украине. Дион Рабуэн из WSJ объясняет, как Россия укрепила свою больную валюту. Иллюстрация: Райан Трефес

Элина Рыбакова, заместитель главного экономиста ИИФ и эксперт по экономике России, говорит, что это не совпадение. В течение многих лет г-н Путин говорил о «Крепости Россия», своем лозунге экономики, способной противостоять международным санкциям. «Показать, что они заключают больше контрактов, чем в 2008 году, означало бы признать поражение», — говорит она.

Экономические данные в Советском Союзе были весьма подозрительными. Михаил Горбачев, его последний лидер, умерший на этой неделе, раскрыт в 1989, что Советский Союз яростно скрывал размеры своих военных расходов: они были в четыре раза больше, чем официально сообщалось. Многие высшие советские планировщики не знали реальной ситуации. «Впервые мы сами знаем, на что тратим», — сказал тогда журналистам помощник Горбачева.

Качество экономических данных улучшилось по мере того, как Россия перешла к рыночной экономике и начала интегрироваться с Западом. Некоторые экономические институты, такие как центральный банк, приобрели репутацию технократически компетентных и независимых, даже когда г-н Путин усилил контроль над государственным механизмом.

Президент России Владимир Путин в течение многих лет обсуждал «Крепость Россия» — свой лозунг экономики, способной противостоять глобальным санкциям.
Фото: Гавриил Григоров/Sputnik/Кремль/Shutterstock

Тем не менее, Росстат еще до этого года сталкивался с вопросами о своей независимости и добросовестности. В 2017 году г-н Путин передал статистическое агентство в ведение своего министерства экономики, и вопросы о качестве его данных стали более частыми. Есть и другие причины сомневаться в немногочисленной статистике, которая все еще выходит, помимо прекращения перекрестной проверки экономистами данных для оценки эффективности экономики.

В России существует известная система «скрытой безработицы». Законодательство о труде, как правило, затрудняет увольнение сотрудников, но во время спадов компании могут отправлять работников в обязательные неоплачиваемые «отпуска», которые сохраняют их статус занятых, хотя они не работают и не получают дохода. Цифры немалые: оценка за 2015 год показала, что уровень безработицы в этом году был бы примерно на 2,5 процентных пункта выше, если бы учитывались скрытые безработные.

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ МЫСЛЯМИ

Как, по вашему мнению, поживает российская экономика после шести месяцев войны и санкций? Почему? Присоединяйтесь к обсуждению ниже.

В июльской газете Джеффри Зонненфельд, основатель Йельского университета CELI г-н Тиан и его коллеги утверждали, что, вопреки данным российского правительства, исход западного бизнеса и санкции разрушительно действуют на российскую экономику.

Они подсчитывают более 1000 компаний с доходом, превышающим 40% ВВП России, которые вышли, что представляет собой отмену большинства иностранных инвестиций после распада Советского Союза.

Некоторые из этих предприятий вновь открылись под управлением российских владельцев. Например, бывший Макдоналдс магазины теперь называются «Вкусно и точка», что означает «Вкусно и все», и продают очень знакомые бургеры и куриные наггетсы. Таким образом, удар по ВВП не составит 40%, но почти наверняка больше 4%.

По оценкам CELI, около 500 из этих компаний полностью прекратили свою деятельность, при этом 12% рабочей силы в России были уволены с работы в результате увольнения. Некоторые из уволенных рабочих, вероятно, нашли новую работу, многие в рамках программ подменных работ в советском стиле. «Это не значит, что безработица составляет 12%, но это намного больше, чем 4%», — сказал г-н Тянь.

Бывшие магазины McDonald’s в России вновь открылись под названием «Вкусно и точка», что означает «Вкусно и все».
Фото: Наталья Колесникова/Agence France-Presse/Getty Images

Одним из секторов экономики, который показал явно лучшие результаты, чем ожидал Запад, является энергетика. Экспорт нефти упал гораздо меньше, чем ожидалось, в то время как рост цен на нефть принес фонтан доходов.

Но даже здесь их может быть меньше, чем кажется на первый взгляд. Эталонная российская нефть, известная как Urals, обычно торгуется в пределах доллара или двух за баррель по сравнению с западными эталонными нефтью Brent и West Texas Intermediate. В этом году этот дисконт значительно увеличился: российская нефть иногда продается на 30 долларов за баррель дешевле. Следовательно, Россия не воспользовалась всеми преимуществами более высоких цен. Но опять же, это может быть трудно узнать точно, потому что Министерство энергетики России приостановило публикацию подробных данных о производстве и экспорте.

Г-жа Рыбакова из IIF сказала, что «общая картина такова, что они наблюдают большое сокращение… и вряд ли после этого они увидят восстановление, независимо от того, что вы делаете с цифрами».

Пишите Джошу Зумбруну по адресу [email protected]

Copyright © 2022 Dow Jones & Company, Inc. Все права защищены. 87990cbe856818d5eddac44c7b1cdeb8

Появилось в печатном издании от 3 сентября 2022 г. под названием «Облако подозреваемых данных — экономический хит России».

Да, это больно: оценка последствий западных санкций против России | GLOBSEC

В настоящее время ведется много споров о влиянии недавних западных санкций на российскую экономику и политическую систему. Наибольшее внимание обычно уделяется санкциям, введенным после 24 февраля 2022 года, когда Путин начал войну против Украины, но также стоит обратить внимание на совокупный эффект санкций, введенных с 2014 года, после первого раунда путинской агрессии против Украины. поскольку эти санкции тоже были очень серьезными, и вместе с санкциями 2022 года дают значительный синергетический эффект.

Однако этот эффект многими оспаривается. Некоторые утверждают, что либо санкции не работают, потому что они не привели к немедленному коллапсу российской экономики, либо не сразу изменили политику Путина. Многие ссылаются на несколько наиболее заметных макропоказателей (ВВП, инфляцию, курс рубля), чтобы доказать, что Россия более или менее справляется с последствиями санкций, и что на самом деле они имеют «небольшой» эффект.

В представленном ниже документе предлагаются некоторые шаги к системному подходу к такому сложному и долгосрочному вопросу, как оценка последствий санкций 2022 года и предыдущих санкций в отношении России. Искусственно преуменьшать влияние санкций в корне неправильно для принятия правильных политических решений по сдерживанию агрессивной политики России. Также важно понимать, как лучше всего оценивать последствия санкций в среде, когда данные становятся менее прозрачными и доступными, а многие последствия санкций рассредоточены по разным отраслям и секторам, что еще не дает четкой макрокартины.

Скрытые данные: измерять последствия санкций стало сложнее

В первую очередь поговорим о том, как оценивать последствия санкций в быстро ухудшающихся условиях доступности данных. С началом войны против Украины Россия сильно снизила прозрачность своей экономики, прекратив публиковать некоторые статистические данные о естественном движении населения и корпоративные данные. В частности, данные о внешней торговле (экспорт и импорт), добыче нефти и газа, банковском секторе, бухгалтерском учете крупных корпораций. Совсем недавно — данные о расходах бюджета. стал засекреченным. Это значительно усложнило оценку последствий санкций – и сделано это было специально, чтобы не допустить корректной оценки их последствий, о чем прямо говорилось даже при оглашении решений о прекращении публикации соответствующей статистики. Сокрытие жизненно важных данных является косвенным доказательством того, что санкции оказывают сильное негативное влияние на российскую экономику, что Кремль предпочитает скрывать.

Но дело не только в новой секретности. Мы также не знаем реального обменного курса рубля, что жизненно важно для оценки состояния экономики, подверженной международным рискам. С марта 2022 года, после того как ЦБ России ввел новые драконовские валютные правила, неизвестные с 1990-х годов (а некоторые даже с советских времен) – жесткий контроль за движением капитала, обязательная продажа валютной выручки экспортерам, запрет покупки валюты для населения и т.д. – реальный рыночный обменный курс больше не известен. Да, существует официальный курс рубля, который показал рекордное укрепление с момента введения новых мер регулирования. Но есть также многочисленные признаки того, что международные участники имеют ограниченный интерес к использованию этой ставки в реальных транзакциях. Для экономики, сильно зависящей от международной торговли, включая массовый импорт товаров и важнейших промежуточных компонентов для производства, очень сложно говорить об измерении таких показателей, как ВВП, не зная реального курса национальной валюты.

В-третьих, российская статистика была сложной даже до недавних событий, связанных с войной. Возьмем, к примеру, инфляцию: сообщалось, что в мае 2022 года она составила 17,1% по сравнению с маем 2021 года, но многочисленные отчеты указывают на то, что реальный рост потребительских цен значительно выше. ЦБ России указывает на «наблюдаемую инфляцию» (по данным опросов населения) более 25% в мае; есть и более высокие оценки. Вопросов к российской методологии расчета инфляции много, и они выходят за рамки данного отчета, но все они предполагают, что к официальным цифрам инфляции следует относиться с долей скептицизма: например, Росстат традиционно считает долю продовольствия в потребительская корзина россиян для целей расчета инфляции составляет всего 38% (с косметикой — ниже 40%), тогда как служба мониторинга общественного мнения РОМИР сообщает, что фактическая доля FMCG (товары повседневного спроса, в том числе в основном продукты питания и косметика) в общих расходах домохозяйств гораздо ближе к 50%. Очевидно, что рост цен на продовольствие выше, чем общая потребительская инфляция, и занижение ее доли снижает общую оценку инфляции.

Или взять реальные располагаемые доходы: за последние несколько лет Росстат неоднократно менял методику их учета, также прекращая ежемесячную публикацию данных о доходах и переходя только на публикацию квартальных данных, что ставит под сомнение общая достоверность этих цифр. Или рынок труда: российские предприятия привыкли использовать различные хитрые формы приостановки работ без увольнения работников (сокращение рабочего времени, временные простои и т. д.), что искажает общую картину безработицы, вызванной санкциями. Статистика не предлагает хороших инструментов для правильного учета этого.

На фоне всех этих сложностей со статистикой, предлагаем с осторожностью судить о состоянии российской экономики по горстке привычных показателей, которые могут быть неактуальны в данный момент, а вместо этого более глубоко вникнуть в некоторые реальных основных тенденций, которые описаны ниже. Часть данных, которые до сих пор публикует российское правительство, плюс некоторые международные данные (об экспорте в Россию и т. д.) позволяют судить о масштабах нарастания проблем, несмотря на недавний всплеск секретности. Мы попытались извлечь наиболее ценные фрагменты данных, которые все еще находятся в открытом доступе, чтобы нарисовать сложную картину трудностей, с которыми в настоящее время сталкивается российская экономика.

Каковы ключевые последствия санкций на данный момент?

Анализируя последствия санкций против России 2022 года, многие аналитики склонны повторять одну примитивную ошибку, которой следует избегать: ориентироваться на несколько традиционных макропоказателей, чтобы судить о том, оказывают ли санкции серьезное влияние на российскую экономику или нет. ВВП, инфляция, курс рубля, суверенный долг — беглый взгляд на эти показатели не говорит о том, что происходит что-то катастрофическое, что приводит к популярным международным заголовкам вроде «Россия выдерживает санкции».

Нет, это не так, и в текущих условиях фокус на традиционном узком наборе макроиндикаторов неверен и вводит в заблуждение. Во-первых, российские данные ненадежны, и мы не знаем фактического рыночного обменного курса, как обсуждалось выше, а это означает, что в нынешних беспрецедентных условиях, вероятно, лучше отказаться от использования широко распространенных макроиндикаторов, какими мы их знали. Для реального понимания наиболее важных текущих тенденций российской экономики требуется более сложный инструментарий.

Во-вторых, неудивительно, что Россия способна поддерживать потемкинский фасад относительно контролируемых макроэкономических параметров на фоне постоянного колоссального притока доходов от экспорта нефти и газа, наличия значительных финансовых резервов (даже на фоне около 300 млрд. долларов денежных резервов Центрального банка, замороженных Западом), введение жестких мер регулирования и потеря прозрачности данных. Но что гораздо важнее, так это глубинные среднесрочные и долгосрочные последствия крупной деглобализации российской экономики — возможно, крупнейшего примера деглобализации крупной экономики в истории. Россия резко отрезается от международных рынков, финансовых систем и услуг, технологий, логистики, поставок промежуточных товаров для производства и т.д. Последствия всех этих событий для российской экономики будут очень тяжелыми — но и гораздо более сложными и их трудно измерить, чем несколько широко распространенных макропараметров, и их нельзя ощутить за короткий период в несколько месяцев (санкции имеют послабления и большинство из них не вступают в силу немедленно, имеются складские запасы и т. д.) . Последствия также не будут возникать одновременно — они будут ощущаться постепенно, потому что последствия для разных секторов и отраслей будут рассредоточены во времени.

Тем не менее, уже можно наблюдать некоторые серьезные разрушительные эффекты в данных. Первыми наблюдаемыми эффектами являются сбои вывода . Опять же, они пока находятся на ранних стадиях, но некоторые цифры поразительны. Согласно данным Росстата о промышленном производстве в мае 2022 г., производство в мае 2022 г. к маю 2021 г. на 97%, волоконно-оптические кабели — на 81%, микроавтобусы — на 77%, локомотивы — на 63%, литые листовые стекла — на 60%, бытовые холодильники и морозильники — на 58%, двигатели внутреннего сгорания — на 57%, грузовые автомобили — на 52%, двигатели переменного тока и телеприемники — на 50% и т.д. остановка санкциями.

Это происходит на фоне относительно скромного спада промышленного производства в мае: -1,7% в целом, -3,2% в обрабатывающих производствах. Если посмотреть на общие промышленные показатели, то может показаться, что все не так уж катастрофично, и может создаться впечатление, что Россия «выживает». Но коллапс некоторых отраслей, наиболее зависимых от критических западных технологий и комплектующих, дает намек на то, что может произойти дальше и в других отраслях. Некоторые крупные проекты могут быть остановлены только из-за недоступности критически важных технологий — например, гигантский проект «Арктик СПГ-2» «Новатэка» и проект «Балтийский СПГ» «Газпрома» могут быть остановлены из-за ухода немецкой технологической компании Linde, которая поставляет критически важные технологии. змеевиковые теплообменники для сжижения газа.

Отрасли, которым угрожают санкции, также являются одними из самых трудоемких. Среди подотраслей промышленности наибольшее сокращение зафиксировано в производстве автомобилей (падение выпуска в мае на 66% в годовом исчислении). Это один из крупнейших работодателей во всей российской экономике — по данным российского правительства, только автопром (который чуть не рухнул в мае) обеспечивает до 3,5 млн постоянных рабочих мест, непосредственно и в смежных отраслях.

По данным Минтруда России, к концу апреля 2022 года более 40 000 организаций по всей России, в которых занято почти 9 млн человек (это более 12% от общей численности занятых в России), сообщили об «изменении режима занятости», что бы это ни значило. Здесь следует подчеркнуть, что российская статистика занятости капризна, поскольку работодатели обычно воздерживаются от немедленных увольнений работников, а предпочитают отправлять их на «неполную рабочую неделю» или различные формы «простоев» из-за ограничений Трудового кодекса и политического давления со стороны властям, которым не нравятся всплески статистики по безработице (это было массовым явлением во время пандемии Covid в 2020 году). Но в нынешней ситуации коллапс в обрабатывающих производствах означает, что и власти, и работодатели не смогут слишком долго сдерживать негативные последствия санкций для рынка труда. Даже если работодатели номинально сохранят рабочие места, доходы россиян сократятся из-за перебоев в производстве.

Данные о сбоях не ограничиваются упомянутой выше сводкой Росстата по выпуску промышленной продукции — если следить за российскими новостями, то найдется масса статей, описывающих многочисленные трудности по всем направлениям, от нехватки серверов и другого оборудования для цифровой инфраструктуры до отсутствия сельхозтехники и семенного фонда для уборки урожая, к отсутствию запасных частей к транспортным средствам и средствам связи, к перебоям в производстве лекарственных средств из-за отсутствия импортных поставок и т.д. будут иметь макроэкономические последствия в ближайшие месяцы и годы — чтобы просто перечислить их, потребуется длинный отчет.

Россия пытается подменить происходящую деглобализацию разными способами — в очередной раз продвигая импортозамещение, обращаясь к азиатским странам за поставками технологий и комплектующих для производства. Эффективность этих усилий требует отдельного анализа, но на данный момент они далеки от практических результатов, а аналогичные усилия в прошлом давали весьма ограниченные результаты. Пока ситуация в области вывода не столь радужная.

Вторым важным эффектом санкций является коллапс импорта . По некоторым оценкам, импорт в апреле мог упасть на 70-80% в годовом исчислении — официальная статистика, как было сказано выше, с апреля не публикуется. Чиновники российского правительства признают снижение импорта на 50% в апреле и говорят, что уровень импорта в настоящее время находится на отметке на 40% ниже, чем год назад.

Сокращение импорта происходит из-за совокупности факторов — санкции, добровольный выход бизнеса из работы с Россией, снижение экономической привлекательности российского рынка. Но последствия крайне негативны по всем направлениям: снижение потребительских стандартов, перебои в производстве и сфере услуг, падение производительности труда. Сокращение импорта затронуло широкий спектр товаров по всем направлениям — от потребительских товаров до инвестиционных товаров и компонентов для жизненно важных производств. Многие из ранее импортированных товаров будет трудно заменить.

Третьим важным последствием санкций является падение уровня жизни домохозяйств в результате перебоев в производстве, инфляции, коллапса импорта. Как было сказано выше, несколько лет назад Росстат перешел на публикацию данных о реальных располагаемых доходах только ежеквартально, но данные за 1 квартал 2022 года уже показали сокращение реальных доходов на 1,2% в годовом исчислении. Но ожидается ускорение: в последней публикации за конец июня Росстат показывает, что реальная заработная плата и реальные пенсии (с поправкой на инфляцию) сократились на 7-8% в апреле-мае. Ожидается дальнейшее снижение доходов, поскольку инфляция и безработица берут свое. Интересное явление: заметное номинальное «укрепление» рубля не привело к заметному снижению потребительских цен, что свидетельствует об искусственном характере текущего курса рубля.

Дело не только в экономических показателях: например, опросы отмечают заметное ухудшение качества продуктов питания в продуктовых магазинах. Импорт смартфонов в первом квартале 2022 года сократился на 14%, а импорт кнопочных телефонов — на 53% — еще одно свидетельство ухудшения качества жизни россиян в условиях новых санкций.

Четвертым крупным следствием санкций является отключение России от международных рынков капитала , что лишает Россию каких-либо перспектив экономического роста. Внешние корпоративные заимствования были ключевым фактором восстановления российской экономики в 2008-2009 гг.финансовый кризис: общий внешний долг корпоративного и банковского секторов подскочил с примерно 400 миллиардов долларов в середине 2009 года до рекордных 660 миллиардов долларов в июле 2014 года. Большая часть этих кредитов поступила от западных финансовых рынков. Однако западные санкции 2014 г. фактически заблокировали возможность российских компаний и банков брать кредиты на Западе; недавние санкции лишили Россию возможности продолжать заимствования на западных финансовых рынках, и, как показывает опыт 2014-2022 годов, китайский финансовый рынок не может восполнить эту потерю, потому что китайская финансовая система в разы меньше и не привыкла к в значительной степени одалживают деньги посторонним.

В то время как у России все еще есть наличные деньги для решения текущих проблем, сейчас у нее полностью отсутствует капитал для финансирования дальнейшего роста. Текущий портфель внешнего долга корпоративного и банковского секторов составляет менее 400 миллиардов долларов — кредитный кризис почти на 300 миллиардов долларов за 8 лет.

Пятым последствием санкций является сокращение прибыли от экспорта нефти и газа . Много споров идет о способности России перенаправить свои экспортные потоки нефти и газа из Европы в Азию – это предмет отдельного анализа, но вкратце такое переключение будет связано со значительными дополнительными затратами на фоне резкого снижения цен, например Россия будет получать гораздо меньше прибыли от азиатского рынка. Например, в апреле-июне средняя цена российской нефтяной смеси Urals была примерно на 36 долларов за баррель ниже средней цены Brent, тогда как транспортировка нефти из балтийских и черноморских портов обходится значительно дороже. Инфраструктуры для экспорта природного газа из Западной Сибири, главного газодобывающего региона России, в Азию просто нет, и на ее создание уйдут сотни миллиардов долларов (и лет).

В качестве дополнительного «бонуса» — усилия Центробанка по искусственному укреплению рубля теперь имеют серьезные неприятные последствия, нанося ущерб российским экспортерам и вынуждая правительство к курсовой политике. Представляется, что драконовские меры регулирования, введенные в марте с целью укрепления рубля, были направлены в большей степени на достижение психологического эффекта – успокоение населения и рынков и продвижение нарратива о том, что «Россия выдерживает санкции», потому что «рубль укрепился». «. Перед российскими властями стоит очень непростая дилемма: либо поддерживать сильный рубль, серьезно подорвав конкурентоспособность экспортеров, либо ослабить его, спровоцировав инфляцию и сокращение бюджетных расходов. На самом деле, несмотря на фанфары западных финансовых аналитиков, номинальное укрепление рубля не оказало особого положительного влияния на экономику — как было сказано выше, не способствовало снижению цен, — но отрицательные эффекты очевидны и очевидны. в настоящее время является предметом горячих дебатов в правительстве.

Политические последствия

Поскольку последствия санкций еще только начинают проявляться и весьма рассеяны по различным секторам, вероятно, пока слишком рано говорить о политических последствиях. Согласно опросу Левада-центра, в апреле 2022 года твердая поддержка путинской войны сначала резко упала — безоговорочная поддержка («решительно поддерживать «спецоперацию» в Украине») сократилась с 53% до 45%, — но затем стабилизировалась. без дальнейшего воздействия на общественное мнение. Вне всякого сомнения, первоначальное снижение поддержки войны было тесно связано с негативными экономическими последствиями, а также с относительной стабилизацией, поскольку российская экономика не сразу погрузилась в хаос, а вместе с усиленной государственной пропагандой публичный нарратив о «выдерживании санкций» появился. Это временно, потому что самые тяжелые негативные последствия еще впереди, а планов по построению успешной экономики, оторванной от западного мира, практически нет – максимум, что могут себе позволить российские власти, это смягчить нынешние негативные явления.

Еще одним негативным влиянием на общественное мнение помимо экономики может стать большое количество погибших в результате войны на Украине — в настоящее время российские военные активно вербуют новые кадры в регионах России для участия в боевых действиях. Подавляющее большинство этого нового личного состава плохо обучено и легко станет пушечным мясом, особенно с учетом того, что в Украину продолжают поступать новые эффективные тяжелые вооружения из стран НАТО. Число погибших в результате войны против Украины в ближайшие месяцы может достичь уровня, который будет восприниматься обществом как недопустимый.

Политические последствия этого требуют дальнейшего изучения, но, учитывая сильное репрессивное подавление общества и атмосферу страха, посеянную правительством Путина, наблюдатели за Россией должны быть осторожны и не предсказывать, что негативные взгляды на войну и экономическую ситуацию легко трансформироваться в массовые протесты и прямые вызовы власти Путина. Впрочем, дальнейшее «сплочение вокруг знамени» также маловероятно — его пока не происходит, декларируемая «поддержка» путинской войны носит довольно пассивный характер (отсутствует подлинное движение «снизу вверх» в поддержку войны, почти все про- военные действия инициируются администрацией в централизованном порядке, плюс крайне малое количество добровольцев, призванных на войну — людей скорее заманивают на военную службу обещаниями высокой оплаты). Дальнейшие трудности, скорее всего, продолжат ставить под сомнение политику правительства, а не мобилизовать людей. Опросы общественного мнения показывают, что российская общественность не поддерживает затяжной военный конфликт.

Скорее всего, рост общественного недовольства и разочарования в сочетании с пассивностью недееспособной и истощенной бюрократии и дальнейшим ухудшением управления резко снизит эффективность путинской государственной машины, вызовет еще более заметные неудачи и создаст среде, когда целостность путинской системы и направленность его политики будут все больше и больше ставиться под сомнение российским обществом, которое будет публично выплескиваться и бросать вызов нарративу о превосходстве Путина. Это может выглядеть чем-то напоминающим ту среду, которая существовала в Советском Союзе до 19 века.85 и приход Горбачева: он начал свою «перестройку» не на ровном месте, а скорее как ответ на снижение общественного доверия к советской системе и явный спрос населения на перемены снизу вверх. Война в Афганистане 1980-х годов сыграла значительную роль в общественном недовольстве советской властью, хотя изначально она также позиционировалась как «ограниченная спецоперация» и мало повлияла на общественное мнение[2].

Скоро мы можем наблюдать аналогичные тенденции и в российском обществе — но это требует отдельного детального анализа.

Выводы

Подводя итог: западные санкции 2022 г. наносят тяжелый урон российской экономике, но их влияние пока рассредоточено по различным секторам и вопросам и еще не привело к сильным отрицательным сводным макроэкономическим данным . Но они будут — сокращение производства, обвал импорта, снижение уровня жизни, отключение от международных рынков капитала, снижение доходов от экспорта нефти и газа сделают свое дело, еще более усиливаясь негативными последствиями искусственного укрепления рубля. Более того, никаких позитивных перспектив на улучшение ситуации нет: как показывает опыт 2014-2022 гг., такие инструменты, как «импортозамещение» и «поворот в Азию», работают очень ограниченно и не способны заменить масштабы деглобализации России, вызванной западными санкциями.

Политические события, вытекающие из этих негативных событий, еще предстоит анализировать отдельно, но вывод ясен: санкции работают, требуется время и терпение, чтобы они дали больший эффект, ситуация как-то смягчается Кремлем с учетом наличия немного наличных денег плюс непрерывный приток доходов от нефти и газа — но это может только помочь смягчить наиболее критические последствия санкций и сохранить потемкинский макрофасад. Лежащие в основе негативные тенденции в российской экономике достаточно сильны, и в ближайшие месяцы и годы они будут еще больше усиливаться.

Автор: Владимир Милов, Бывший заместитель министра энергетики Российской Федерации, оппозиционный политик, публицист, экономист, эксперт в области энергетики, экономический советник лидера российской оппозиции Алексея Навального, с 2021 года научный сотрудник Центр европейских исследований Вильфрида Мартенса в Брюсселе.

*Мнения, выраженные в этом материале, принадлежат только автору и не обязательно  отражают официальную позицию GLOBSEC.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ