В соответствии с п. 2.1.1 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29) для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
Согласно п. 2.1.2 вышеуказанного Порядка все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
В соответствии с п. 2.1.3 вышеуказанного Порядка кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Согласно п. 2.2.1 работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
В соответствии с п. 2.2.3 вышеуказанного Порядка порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
Согласно п. 2.3.1 вышеуказанного Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
В соответствии с п. 2.3.2 вышеуказанного Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда проходят:
— руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования — преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
— специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
— специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда — в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
— специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;
— специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
— члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
— члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, — в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Порядок проведения инструктажа по безопасности и охране труда устанавливается Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года «Об утверждении Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников» (далее — Правила)
Лица, принятые на работу, в обязательном порядке проходят организуемое работодателем обучение с последующим обязательным проведением проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда.
Обучение, инструктирование, проверка знаний Работников по вопросам безопасности и охраны труда проводятся Работодателем за счет собственных средств (пункт 3 Правил и подпункт 2 пункта 2 статьи 182 ТК РК).
Согласно пункту 36 Правил, инструктажи по безопасности и охране труда подразделяются на:
Вводный инструктаж по безопасности и охране труда проводят с работниками независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности.В целях безопасности труда вводный инструктаж по безопасности и охране труда проводят с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Также вводный инструктаж проводится посетителям, при посещении ими производственных площадок и работникам подрядных организаций, производящих работы на территории опасного производственного объекта организации. Вводный инструктаж в организации (предприятии) проводится службой безопасности и охраны труда или лицом, на которое приказом по организации возложены эти обязанности. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной службой безопасности и охраны труда и утвержденной Работодателем с учетом требований норм безопасности, стандартов, правил и инструкций по безопасности и охране труда, а также требования Работодателя по безопасному ведению работ на производстве.
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности Работников проводят ответственные Работники. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений организации с учетом требований норм безопасности, правил и инструкций по безопасности и охране труда, а также требования Работодателя по безопасному ведению работ на производстве. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым Работником с практическим показом безопасных приемов труда. Работники допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы. В целях безопасности труда первичный инструктаж по безопасности и охране труда проводят с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Повторный инструктаж проходят Работники независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой Работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.
Внеплановый инструктаж проводят:
1) при введении в действие новых или переработанных норм безопасности, правил, инструкций по безопасности и охране труда;
2) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
3) при нарушении Работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
4) по требованию контролирующих надзорных органов.
Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой Работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне организации, цеха и участки), при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводят ответственные работники (мастер, начальник цеха).
Инструктажи за исключением вводного на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет Работник, проводивший инструктаж.
Работники, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и вновь проходят инструктаж.
ВАЖНО! О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового и допуске к работе Работника, проводивший инструктаж, делает запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте согласно Приложению №4 к Правилам с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Журналы регистрации инструктажа пронумеровываются и прошнуровываются и под роспись выдаются непосредственным руководителям работ (мастер, начальник цеха) службой безопасности и охраны труда организации.
Целевой инструктаж с Работниками, проводящими работы по наряду-допуску, фиксируется в наряде допуске или другой документации, разрешающей производство работ.
При неисполнении законодательства в сфере охраны труда предусмотрена административная ответственность Работодателя, в частности пунктами 6,7 статьи 93 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан:
Неисполнение Работодателем требований трудового законодательства Республики Казахстан по проведению инструктирования (кроме вводного инструктажа) и отсутствие документов по безопасности и охраны труда, влекут штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства — в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей.
Вышеуказанные деяния, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства — в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.
На нашем сайте Вы также можете ознакомиться с другими статьями и процедурами по кадровой службе, в том числе:
Различные исследования показали, что вводный инструктаж напрямую влияет на уровень текучести кадров. Общеизвестно, что более 25% новых сотрудников принимают решение остаться в организации или покинуть ее в первую неделю своего пребывания. Обучение сотрудников очень важно для организации, и предоставление эффективной программы вводного обучения для новых сотрудников, которые присоединяются к компании, должно быть ее первоочередной задачей.
Основная цель вводного обучения — интегрировать новых сотрудников в компанию и помочь им понять системы и процедуры, которым следует организация. Вводный инструктаж помогает новым сотрудникам быстро освоиться в новой рабочей среде и дает им чувство принадлежности.
Давайте теперь посмотрим на преимущества вводного обучения как с точки зрения фирмы, так и с точки зрения нового сотрудника.
Преимущества эффективного вводного обучения для организации 1. Экономит много денег и времениВводный инструктаж – это первая программа обучения, в которой участвует сотрудник после того, как он присоединился к организации. Вводный инструктаж дает ему всю информацию, необходимую для того, чтобы приступить к выполнению своих обязанностей. Если сотрудник хорошо обучен вступительной программе, он может легко адаптироваться к своей новой роли и быстро начать добиваться результатов — так это экономит организации много денег и времени.
2. Снижает текучесть кадровЛюди приходят в компанию с большими ожиданиями, и в то же время у них много вопросов об организации. На все эти вопросы должны быть даны ответы на вводном обучении. Неэффективное вводное обучение оставляет нового сотрудника в замешательстве относительно работы. Сотрудники могут чувствовать себя разочарованными и беспомощными, если они не обучены должным образом. С другой стороны, эффективное вводное обучение имеет большое значение для повышения уровня удержания персонала и значительного сокращения текучести кадров.
3. Обеспечивает операционную эффективностьХорошая программа вводного обучения полностью охватывает все аспекты деятельности компании. Это помогает новым сотрудникам ознакомиться с рабочей культурой, видением, миссией и целями организации. При этом новые сотрудники понимают свою роль в достижении целей компании. Это поможет быстро повысить эффективность сотрудников, поскольку они приспосабливаются к культуре работы организации и вовлекаются в свою работу. В целом, это значительно помогает повысить операционную эффективность организации.
Преимущества надлежащего вводного обучения для нового сотрудника 1. Заставляет нового сотрудника чувствовать себя уважаемым и ценным его работа. Это гарантирует, что новый сотрудник чувствует себя комфортно в организации. Это также заставляет его чувствовать, что его приветствуют, уважают и ценят. Это очень мотивирует нового сотрудника. 2. Предоставляет необходимую информациюКомплексная программа вводного обучения помогает новому сотруднику получить всю необходимую информацию о компании и разъясняет ожидания организации от него. Это помогает ему понять культуру, рабочие нормы, политику и процедуры организации и, таким образом, позволяет ему быстро адаптироваться к рабочей среде.
3. Помогает установить хорошие связиВводный инструктаж помогает новому сотруднику установить хорошие связи с организацией. В рамках программы вводного обучения новый сотрудник знакомится со своим непосредственным руководителем, другими сотрудниками, руководителями и директорами организации. Это делает его более удобным, когда ему приходится общаться с ними позже.
Хорошая программа вводного обучения способствует плавной интеграции новичка, позволяя ему эффективно вносить свой вклад в организацию. Таким образом, это приносит пользу как компании, так и новому сотруднику. Что вы думаете?
Примечание редактора: этот пост был первоначально опубликован в декабре 2013 года и появился в категории «Дизайн обучения», а теперь он обновлен в категории «Решения для обучения».
Вводный инструктаж является важным видом деятельности на рабочем месте, независимо от отрасли, организации или работы, которую выполняет человек. По определению, вводное обучение — это тип обучения, которое знакомит нового сотрудника с рабочим местом, чтобы он мог правильно выполнять свою работу. Вводный инструктаж — это, по сути, первая программа обучения, в которой участвует сотрудник после поступления в организацию.
Цель вводного обучения — показать новому сотруднику, как работает компания, объяснить его точные обязанности и задачи, а также познакомить с технологиями и инструментами, которые вы используете для работы в компании.
Существует два типа вводного обучения: формальное и неформальное вводное обучение.
Неформальное вводное обучение обучение — это когда новый сотрудник учится методом проб и ошибок. Они сами знакомятся с рабочим местом и продолжают учиться и совершенствоваться с течением времени. Такое обучение может привести к разочарованию нового сотрудника и, в конечном итоге, к его уходу из вашей организации.
Формальное вводное обучение , с другой стороны, является запланированной попыткой ознакомить нового сотрудника с его новой работой. Этот тип вводного обучения может занять больше времени, но он более эффективен и успешен. Когда работодатель уделяет время надлежащему обучению своего нового сотрудника, показывает ему, как выполняется работа в организации, какие инструменты он использует и т. д., у нового сотрудника, скорее всего, будет более плавный переход на рабочее место.
Эффективное вводное обучение имеет решающее значение для плавного перехода сотрудника на рабочее место. Вот его ключевые преимущества.
Вводный инструктаж предоставляет сотруднику всю необходимую информацию о работе, которую он собирается занять в вашей организации. Если сотрудник хорошо обучен и информирован, он не сможет успешно и вовремя выполнять свои задачи. Это приводит к экономии времени менеджера при планировании задач, работника при выполнении задач и организации на производительности. Когда ваши сотрудники выполняют свои обязанности в меру своих возможностей, это приводит к более высокой производительности и лучшему качеству работы.
Когда люди присоединяются к новой организации, их первоначальные отношения с работой, коллегами и начальником играют огромную роль в том, как они относятся к этой работе. Сотрудники хотят быть лучше в своей работе и выполнять задачи, которые имеют значимое влияние на любой проект, над которым они работают. Если они не будут хорошо обучены и не проинформированы о работе, которую они собираются выполнять, о задачах, которые они собираются выполнять, и о своих точных обязанностях, они с большей вероятностью уйдут с этой работы. Неэффективное вводное обучение приводит людей в замешательство и приводит к неудовлетворенности их работой. Это приводит к более высокой текучести кадров. Предприняв первоначальные усилия по обучению своих сотрудников, вы напрямую снизите неудовлетворенность сотрудников и, таким образом, снизите уровень текучести кадров.
Вместе с экономией времени и снижением уровня удержания сотрудников вводный инструктаж обеспечивает операционную эффективность. Благодаря эффективному и хорошему вводному обучению сотрудник становится большим активом для организации. Они лучше понимают свою роль, и их производительность сразу улучшается. Это не только помогает им ознакомиться с работой и задачами, но также дает им доступ к культуре, видению, миссии и целям организации. Все это помогает повысить производительность и эффективность сотрудников, что приводит к более плавной и высокой эффективности работы.
Хорошее и эффективное вводное обучение приносит пользу и сотруднику. Это не только помогает им понять свою роль в организации, но и заставляет их чувствовать себя уважаемыми и ценными в целом. Вводный инструктаж служит приветствием со стороны организации, частью которой они становятся, и разъясняет им, что именно они собираются делать. Это также помогает новому сотруднику убедиться в своих навыках, заставляя их чувствовать, что они выбрали идеальное место для работы. Вводное обучение приводит к тому, что сотрудник чувствует, что его уважают, ценят и ценят в целом, и мотивирует его выполнять свою работу.
Благодаря эффективному вводному обучению новый сотрудник четко понимает свое положение и обязанности в организации. Это помогает им быстрее и лучше освоиться в своей работе, а также позволяет им получать удовольствие от своего времени. Вводный инструктаж также помогает новому сотруднику лучше понять культуру, видение и миссию организации, чтобы они почувствовали себя частью чего-то большего. Это также помогает им адаптироваться к рабочей среде и получать больше удовольствия от работы.
Принимая участие в вводном обучении, сотрудник также знакомится со своими коллегами и руководителями. Таким образом, они имеют четкое представление о типах отношений, которые они могут иметь с каждым человеком в организации. Это экономит сотруднику много времени, пытаясь выяснить, к кому обратиться за советом, перед кем отчитаться и как они могут это сделать. Вводный инструктаж также можно использовать, чтобы помочь сотруднику понять конкретный путь или способ общения, который используют люди внутри организации.
Вводный инструктаж является полезной практикой для новых сотрудников организации. Это не только помогает организации иметь более качественных и эффективных сотрудников, но также помогает сотруднику более плавно перейти на новое рабочее место. Эффективное вводное обучение экономит время, снижает текучесть кадров и обеспечивает операционную эффективность, в то же время предоставляя новым сотрудникам необходимую им информацию, заставляя их чувствовать себя ценными и помогая им наладить хорошие отношения с людьми в организации.
Об авторе