14 мая 2018, 08:57
ТАСС-ДОСЬЕ. 14 мая 2018 года в Сочи состоится заседание Высшего Евразийского экономического совета Евразийского экономического союза. Лидеры стран — участниц организации обсудят сотрудничество в энергетике, цифровой экономике, медицине, экологии, а также членство в союзе Молдавии в качестве страны-наблюдателя.
В саммите примет участие президент России Владимир Путин, а также лидер Белоруссии Александр Лукашенко, президент Казахстан — Нурсултан Назарбаев, президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, а также новый премьер-министр Армении Никола Пашинян. В качестве гостя приглашен президент Молдавии Игорь Додон.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории этого объединения, его целях, структуре и проектах.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС; также используется аббревиатура ЕврАзЭС) — международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Союз начал работу 1 января 2015 года, заменив собой Евразийское экономическое сообщество (действовало в 2000-2014 годах).
Евразийский экономический союз образован на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (до 2015 года действовали в рамках ЕврАзЭС). 18 ноября 2011 года на встрече в Москве президенты РФ Дмитрий Медведев, Белоруссии Александр Лукашенко и Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали Декларацию о Евразийской экономической интеграции, в которой впервые было заявлено о создании Евразийского экономического союза.
Читайте также
Заседания Высшего Евразийского экономического совета. Досье
29 мая 2014 года в Астане главы России, Казахстана и Белоруссии подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Россией 3 октября, Казахстаном и Белоруссией — 9 октября 2014 года).
В 2011 году о намерении вступить в Союз заявила Киргизия, в 2013 году — Армения. Договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу Армении был подписан 10 октября 2014 года в Минске (фактически республика стала членом Союза с 1 января 2015 года). 23 декабря того же года в Москве аналогичный договор заключила и Киргизия (вступил в силу 12 августа 2015 года).
В ходе своего первого визита в Россию 17 января 2017 года президент Республики Молдова Игорь Додон заявил, что его страна планирует стать наблюдателем в Евразийском экономическом союзе. 3 апреля в Кишиневе был подписан меморандум о сотрудничестве между Союзом и Молдавией. 14 апреля 2017 года в Бишкеке во время заседания Высшего Евразийского экономического совета было одобрено обращение Молдавии о предоставлении ей статуса наблюдателя в интеграционном объединении.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, целями объединения являются экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке. При подписании документа стороны обязались координировать экономическую политику и гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, сотрудничать в ключевых отраслях экономики, таких как энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт.
Главным руководящим органом является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят президенты государств — членов Союза. Его заседания проводятся не реже раза в год.
Постоянно действующий регулирующий орган — Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Среди ее задач обеспечение условий функционирования и развития объединения, а также разработка предложений по экономическим вопросам сотрудничества.
Главы правительств государств — участников Союза входят в Евразийский межправительственный совет. Он обеспечивает реализацию и контроль за исполнением решений ВЕЭС, дает поручения Евразийской экономической комиссии. Заседания органа проводятся не реже двух раз в год.
С января 2018 года председательство в ЕАЭС осуществляет Россия.
29 мая 2015 года в Казахстане было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом, которое стало первым международным документом о ЗСТ между Евразийскими экономическим союзом и третьей стороной. 5 октября 2016 году документ вступил в силу. Соглашением предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами Союза и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров.
Работа над соглашением о ЗСТ между ЕАЭС и Ираном началась в 2015 году, однако сроки подписания документа неоднократно переносились. 24 апреля 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которым одобрил проект временного соглашения сроком на четыре года, ведущего к образованию зоны свободной торговли между организацией и Ираном.
Кроме того, в настоящее время идут переговоры о заключении соглашений о ЗСТ с Израилем, Сербией и Сингапуром. В скором времени ожидается начало аналогичных переговоров с Египтом и Индией. С инициативой о создании ЗСТ с Евразийским экономическим союзом выступали Иордания и Таиланд.
ЕАЭС также сотрудничает с Китаем по созданию так называемого экономического пояса Шелкового пути. 8 мая 2015 года на полях саммита Евразийского экономического союза в Москве президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин приняли совместное заявление по сопряжению Союза с китайским проектом Экономический пояс Шелкового пути. Высший Евразийский экономический совет принял решение о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. 25 июня 2016 года Евразийская экономическая комиссия и министерство коммерции КНР объявили о запуске переговорного процесса по данному соглашению.
В настоящее время Евразийский экономический союз занимает территорию более 20 млн кв. км с населением 183,4 млн человек. Согласно данным ЕЭК, совокупный валовой внутренний продукт стран — членов Союза в январе — сентябре 2017 года составил $1,29 трлн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 1,9%. Объем промышленного производства в 2017 году увеличился в постоянных ценах на 1,7% (в текущих ценах составил $1,1 трлн). На долю России приходилось 88,7% общего объема промышленного производства ЕАЭС, Казахстана — 6,3%, Белоруссии — 4,4%, Армении и Киргизии — по 0,3%.
Производство сельскохозяйственной продукции в 2017 году увеличилось в постоянных ценах на 2,5% ($123,9 млрд в текущих ценах), при этом для РФ составила 78,2%, Казахстана — 10,2%, Белоруссии — 7,6%, Киргизии — 2,4%, Армении — 1,6%. По данным ЕЭК, в январе — ноябре 2017 года объем взаимной торговли государств — членов ЕАЭС составил $48,8 млрд, что на 24,6% больше, чем за аналогичный период 2016 года.
Объем внешней торговли Союза с третьими странами в январе — ноябре 2017 года по сравнению аналогичным периодом 2016 года вырос на 24,6% — с $455 млрд до $567 млрд . При этом экспорт составил $345,3 млрд, импорт — $221,7 млрд. По данным официального сайта организации, страны ЕАЭС добывают 625,3 млн т нефти в год (или 14,5% от объема мировой добычи), а также 687,6 млрд куб. м газа (19,3%).
Сайт ЕАЭС — http://www.eaeunion.org/.
Теги:
Лукашенко, Александр ГригорьевичПутин, Владимир ВладимировичМедведев, Дмитрий АнатольевичАрменияБелоруссияКазахстанКиргизияИорданияИранСингапурТаиландРоссияКитайМолдавияСербияНазарбаев, Нурсултан АбишевичИзраильВьетнамЖээнбеков, Сооронбай ШариповичДодон, ИгорьПашинян, Никол Воваевич
Главная / Сотрудничество / Многостороннее сотрудничество / Евразийская экономическая интеграция
Республика Казахстан является инициатором и активным участником многих интеграционных процессов. Впервые идея о евразийской интеграции была озвучена Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в 1994 г. Сначала эта инициатива, на тот момент казавшаяся революционной, была воспринята неоднозначно. Однако со временем она получила большую поддержку и развитие.
Как результат – на первом этапе был создан Таможенный союз, затем Единое экономическое пространство, а с 1 января 2015 г. стартовал Евразийский экономический союз, основателями которого стали Казахстан, Беларусь и Россия. Впоследствии полноправными членами ЕАЭС стали Республика Армения и Кыргызская Республика.
Наряду с Европейским союзом, становление которого началось в середине XX века, ЕАЭС стал вторым примером полноценного экономического союза в мире.
ЕАЭС не является политическим объединением. В ходе работы над Договором о Союзе государства-члены ЕАЭС осознанно отказались от его политизации и включения в компетенцию Союза вопросов, затрагивающих национальный суверенитет. В рамках ЕАЭС рассматриваются вопросы исключительно экономического сотрудничества, а также обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов его государств-членов.
ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, в основе которой договоренности, достигнутые государствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. и международными договорами в рамках Союза.
Основными целями ЕАЭС являются создание условий для стабильного развития экономик государств-членов Союза в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, а также всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Экономический потенциал евразийской интеграции очень высок. Совокупный объем экономик государств составляет более 2,2 триллионов долларов США, с численностью населения более 182 миллионов человек.
В условиях континентальной «замкнутости» важнейшим системным аспектом для роста экономики Казахстана и ее диверсификации является снижение транспортных издержек. В рамках ЕАЭС договоренности о доступе к инфраструктуре и внутригосударственным тарифам стран-партнеров на перевозку грузов позволило казахстанскому бизнесу сократить транспортные издержки. Соответственно, повысилась конкурентоспособность казахстанской продукции на внешних рынках.
Единые принципы технического регулирования, общая система ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности позволяют перемещать продукцию по территории государств-членов по единым требованиям и на равных условиях.
Гражданам и бизнесу государств-членов ЕАЭС уже стали ощутимы преимущества от свободного передвижения рабочей силы. Рядовые граждане стран Союза могут работать в любом из государств-членов без получения разрешений на осуществление трудовой деятельности, использовать документы об образовании без процедуры их признания.
С 6 мая 2017 г.
в государствах-членах ЕАЭС начал дествовать единый рынок лекарственных средств и медицинских изделий.К 2019 г. будет сформирован общий электроэнергетический рынок, который обеспечит эффективную систему ценообразования, увеличит объемы производства электроэнергии и экспортную составляющую энергосистем стран. В рамках общего электроэнергетического рынка снизится вероятность возникновения дефицита электроэнергии.
В рамках ЕАЭС были достигнуты договоренности по формированию к 2025 г. общего рынка нефти и нефтепродуктов. Он предусматривает неприменение во взаимной торговле экспортных таможенных пошлин и ограничений. Кроме того, к 2025 г. будет предоставляться доступ к газотранспортной инфраструктуре. Казахстан заинтересован в решении данных вопросов.
Договоренности о доступе к инфраструктуре стран-партнеров позволят сократить транспортные издержки наших экспортеров. Соответственно повысится конкурентоспособность казахстанской продукции, которая направляется на экспорт, в том числе и в страны Европы.
В условиях снижения темпов мирового экономического роста, участие Казахстана в евразийской экономической интеграции создает необходимый фундамент для диверсификации экономики, повышения производительности труда.
Кроме того, усилия в деятельности ЕАЭС сфокусированы на активизации международных контактов. Расширение торгово-экономических связей с основными партнерами и новыми растущими рынками должно стать импульсом для повышения роли ЕАЭС на всем континенте. Свидетельством привлекательности ЕАЭС является заинтересованность более 30 стран мира в подписании с ЕАЭС договоров о создании зоны свободной торговли.
В настоящее время подписано более 25 меморандумов о сотрудничестве и взаимодействии ЕАЭС с разными странами, в том числе с Монголией, Чили, Перу, Сингапуром и Камбоджей.
5 октября 2016 г. вступило в силу Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, которое является первым преференциальным договором в рамках ЕАЭС. Имеется мандат на проведение переговоров с КНР, Израилем и Сербией. На заседании Высшего совета 26 декабря 2016 г. в Санкт-Петербурге одобрены решения о начале переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с Ираном, Индией, Египтом и Сингапуром. Партнеры из Южной Америки и Южной Кореи также проявляют интерес к сотрудничеству с Союзом.
Проводится поиск точек соприкосновения с Европейским союзом и Шанхайской организацией сотрудничества. Взят курс на сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути».
В целом, Казахстан всегда выступает за поступательное развитие интеграции на широком пространстве Евразии, что на наш взгляд придает мощный мультипликативный импульс глобальному экономическому развитию.
Сотрудничество в рамках ЕАЭС осуществляются в таких сферах как:
Органами ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет (главы государств-членов), Евразийский межправительственный совет (главы правительств государств-членов), Евразийская экономическая комиссия (Комиссия), а также Суд ЕАЭС, который находится в г.Минске.
Комиссия состоит из 2-х уровней – Совета и Коллегии. Совет представлен пятью заместителями премьер-министров государств-членов. Коллегия Комиссии состоит из 10 человек, по 2 представителя от каждого государства. Месторасположение Комиссии – г.Москва. Председателем Коллегии на четырехлетний период (с 1 февраля 2020 г.) избран представитель Республики Беларусь – Мясникович Михаил Владимирович.
Все решения, принимаемые Высшим, Межправительственным советами и Советом Комиссии принимаются консенсусом, что позволяет учитывать интересы каждого государства-члена.
В Коллегии Комиссии заложен механизм принятия решений консенсусом и квалифицированным большинством. Консенсусом принимаются решения по наиболее чувствительным вопросам, по остальным – квалифицированным большинством в две трети голосов.
При этом любые решения, которые принимает Коллегия, могут быть пересмотрены вышестоящими органами Союза – Советом Комиссии, Межправительственным советом, Высшим советом. И как крайняя мера, любой вопрос может быть оспорен в Суде ЕАЭС.
По предложению Республики Казахстан, в структурных подразделениях, как Комиссии, так и Суда, должности директоров и заместителей директоров заняты представителями государств-членов с учетом соблюдения принципа их равной представленности.
В настоящее время Комиссия состоит из 25 департаментов, в которых каждая сторона представлена 5 директорами и 13 заместителями директоров департаментов Комиссии. Остальные сотрудники назначаются пропорционально долевому участию государств в финансировании этих органов. Штатная численность Комиссии – 1071 человек.
В целом, деятельность ЕАЭС направлена на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан государств-членов. ЕАЭС является мощным стимулом для развития и всесторонней модернизации экономик государств-членов и их вывода на ведущие позиции в глобальном мире.
Официальный веб-сайт Евразийской экономической комиссии
Государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия увеличили долю расчетов в местных валютах до 70 процентов в первом полугодии 2018 года, по словам Сергея Приходько, первого заместителя Председателя Правительства РФ. С комментариями он выступил на Евразийском межправительственном совете, который сейчас заседает в Минске. В состав Совета входят главы правительств государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
По словам Приходько, основная часть расчетов в национальной валюте приходится на торговлю с Россией и осуществляется в рублях. Возможности увеличения доли таких расчетов во многом зависят от развития торговых связей между странами-участницами альянса. «Дальнейший рост показателя (70%) будет достигнут за счет обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности, создания общего финансового рынка и гармонизации законодательного регулирования финансового сектора». — добавил Приходько.
ЕАЭС — не единственный союз стран, желающих заменить доллар США альтернативными валютами в торговле. Ранее в этом году группа БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) стран с развивающейся экономикой предприняла шаги по увеличению расчетов в местных валютах, чтобы избежать использования доллара США. Такие страны, как Китай, Россия, Иран, Ирак, Венесуэла и другие, также планируют заменить национальную валюту США в торговле нефтью на фоне политики использования санкций в качестве торгового оружия, проводимой в настоящее время Вашингтоном.
ЕАЭС географически простирается от западных границ Китая до восточных границ Европейского союза и является «дорогой» частью китайской инициативы «Один пояс, один путь». Население ЕАЭС составляет около 183 миллионов человек, а ВВП составляет около 5 триллионов долларов США. Товарооборот внутри ЕАЭС значительно увеличился и в прошлом году вырос на 38%.
Помимо пяти стран-членов, в ЕАЭС также входит Молдова в качестве государства-наблюдателя, а Таджикистан, Узбекистан, Монголия, Туркменистан, Иран, Турция, Сирия и Тунис, как сообщается, также планируют присоединиться к союзу. ЕАЭС также находится в процессе согласования многочисленных соглашений о свободной торговле, два года назад было подписано полное ЗСТ с Вьетнамом, непреференциальное ЗСТ с Китаем в этом году, в дополнение к соглашению с Ираном. Другие азиатские страны, включая Сингапур, Индию, Индонезию и Турцию, в настоящее время ведут переговоры о ЗСТ с Союзом. Буквально на прошлой неделе Таиланд повысил уровень торговых связей с ЕАЭС.
«Движение к дедолларизации набирает обороты, поскольку торговля между Россией, Китаем, странами Евразии и Азии продолжает расти». комментирует Крис Девоншир-Эллис из Dezan Shira & Associates. «Тенденция ясна — китайский юань, юань и российский рубль со временем вновь заявят о своей позиции в качестве глобально альтернативных валют, в то время как Соединенные Штаты потеряют влияние, контроль и мониторинг движения валюты по всему евразийскому региону. Китай и Россия уже разрабатывают альтернативные платежные системы для таких услуг, как SWIFT. Валюта, используемая в рамках «Пояса и пути», со временем будет преимущественно китайской и российской».
О насРоссия Брифинг производится компанией Dezan Shira & Associates. Фирма консультирует международные компании по вопросам инвестирования, создания бизнеса и управления им в Евразийском регионе, включая Россию, Китай, Индию и АСЕАН, и имеет офисы и партнеров в каждой из этих стран и регионов. Для помощи в инвестировании в Россию или для российских компаний, желающих инвестировать в Азию, пожалуйста, свяжитесь с Марией Котовой по адресу [email protected] или посетите нас на www.dezshira.com.
Россия, Иран и Турция устанавливают план внешнеторговых действий по прекращению торговли долларом США
Крупнейшие страны пояса и пути все чаще стремятся избежать доллара США
Российские предприятия выходят во Вьетнам, АСЕАН через Евразийский экономический союз
Владимир Путин заявил о стремлении российского правительства к расширению евразийского партнерства на Петербургском экономическом форуме в июне 2016 г.
Геоэкономические проекты России всегда связаны с ее статусом в международной политике, и поиск Большой Евразии демонстрирует, что для Кремля внешнеэкономическая стратегия и международная идентичность неразрывно связаны. Хотя российское руководство хорошо осведомлено об изменениях в мировой экономике, оно также попало в ловушку своего великодержавного национализма при разработке и реализации своей стратегии. Большое евразийское партнерство со своим громким названием не является исключением; Кремль признает стратегическую важность Азии, но не имеет экономических и политических средств для достижения своих целей.
Истоки и перспективы Большого евразийского партнерства
Россия изначально стремилась интегрироваться в Европу как лидер постсоветского пространства. В понимании Москвы «Большая Европа» простиралась от Лиссабона до Владивостока[2]. Со временем у России и Запада возникло взаимное недовольство, кульминацией которого стала аннексия Крыма Россией, дестабилизация Восточной Украины и последовавшие санкции Запада в отношении России. В то же время Москва начала разворачиваться на восток после мирового финансового кризиса 2008–2009 годов.с основной целью привлечения инвестиций в Сибирь и Дальний Восток России и укрепление ее открытости для Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Идея Большого евразийского партнерства возникла в тот момент, когда в Кремле поняли, что избежать изоляции от Запада невозможно. Потеряв в 2014 году Украину для Евразийского экономического союза (ЕАЭС) навсегда, России пришлось переориентировать свои интеграционные цели на постсоветском пространстве. Большое евразийское партнерство преследует две широкие экономические цели. Во-первых, он направлен на подключение России и ЕАЭС к китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП). Его вторая, меньшая цель — выйти за пределы Китая и соединить ЕАЭС с Ираном, Индией и Юго-Восточной Азией. Другими словами, стратегия России состоит в том, чтобы держать Китай под контролем.
Кризис отношений России с Западом совпал с периодом, когда Китай начал вторгаться в Центральную Азию с инициативой Экономического пояса Шелкового пути, о которой Си Цзиньпин объявил в Казахстане в 2013 году. Евразийское движение» и утверждал, что «основными движущими силами превращения Центральной Евразии в зону совместного развития будет евразийская экономическая интеграция во главе с Казахстаном и Россией, а также Беларусью и проектом Экономического пояса Шелкового пути». 3] В докладе сделан акцент на модернизирующей роли евразийской интеграции для российской экономики. Авторы, все уважаемые представители российского научного сообщества, ожидали от ЕАЭС создания условий для устойчивого развития и повышения уровня жизни входящих в него государств[4]. В условиях западных санкций связь с мировыми рынками и модернизация продолжают оставаться двумя проблемами для российской экономики. Это делает Инициативу «Один пояс, один путь» и Фонд Шелкового пути для содействия инвестициям в инфраструктуру и их финансирования привлекательными для России.
Ярослав Лисоволик, бывший главный экономист Евразийского банка развития, утверждал, что ОПОП и ЕАЭС вместе решают проблему взаимосвязанности экономик Центральной Азии, не имеющих выхода к морю.[5] Например, ЕАЭС «выполняет решающую роль в улучшении доступа своих членов — 4 из 5 из которых не имеют выхода к морю — на международные рынки». другим, и «только посредством региональной экономической интеграции страны Евразии, не имеющие выхода к морю, могут превратить структурную слабость (географию) в преимущество». Соответственно, именно через ЕАЭС могут увеличиться инвестиции и торговля в Центральной Азии, так как регион повысит свою конкурентоспособность на мировых рынках. Этот аргумент перекликается с упомянутым выше докладом Валдайского клуба, в котором российско-китайское сотрудничество представлялось как возможность «превратить Центральную Евразию в зону совместного развития не менее интенсивного, чем то, что существует сегодня среди стран-членов ЕС». [7] Путин также утверждал, что Евразийский экономический союз и инициатива «Один пояс, один путь» «эффективно дополняют друг друга. Гармонизация этих проектов может стать основой для формирования Большого евразийского партнерства — максимально свободного от всех барьеров пространства экономического сотрудничества»[8] 9.0003
Владимир Путин и Си Цзиньпин впервые договорились о соединении Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс, один путь» во время визита Си в Москву в мае 2015 года для участия в 70--й годовщине окончания Второй мировой войны. Переговоры между Китаем и членами ЕАЭС длились год, с октября 2016 г. по октябрь 2017 г.[9] В мае 2018 года в Астане Китай и ЕАЭС подписали Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, которое охватывает такие области, как таможенное сотрудничество и упрощение процедур торговли, нетарифные барьеры и права интеллектуальной собственности. Однако мало что известно о конкретных шагах, которые Китай и пять членов организации предпримут, чтобы связать его с инициативой «Один пояс, один путь».
Несмотря на прочно укоренившееся российско-китайское стратегическое партнерство, Москва стремится следить за растущей мощью Китая в Евразии. Поэтому она стремится согласовать свои интересы с интересами Китая «в рамках коллективных общеконтинентальных институтов», по словам Дмитрия Тренина, что позволит России ограничить китайское влияние[10]. Это основная причина, по которой российские официальные лица включают Шанхайскую организацию сотрудничества, Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и даже Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) в концепцию Большой Евразии. Они подчеркивают, что эта новая модель партнерства открыта для каждого государства или организации, включая Европейский союз, не уточняя, что на самом деле влечет за собой открытость.
России удалось заключить ограниченные, но важные соглашения между Евразийским экономическим союзом и несколькими странами Азии. Важнейшим из них являются недавно подписанные торговые соглашения с Вьетнамом и Ираном. ЕАЭС заключил свое первое соглашение о свободной торговле с Вьетнамом в мае 2015 года, до того, как Путин объявил о Большом евразийском партнерстве. Соглашение либерализует 88 процентов торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Однако объем торговли между членами ЕАЭС и Вьетнамом составляет менее 1% от общего товарооборота ЕАЭС, и в этой торговле доминирует Россия, что придает соглашению лишь символическое значение[11]. В мае 2018 г. ЕАЭС подписал соглашение о преференциальной торговле с Ираном, которое ограничено по объему, в отличие от соглашения с Вьетнамом. Ведутся переговоры об аналогичных соглашениях с Израилем, Египтом, Индией и Сингапуром. Совсем недавно, в ноябре 2018 г., ЕАЭС и АСЕАН подписали меморандум о создании диалоговой площадки между двумя организациями[12].
Большая Евразия и международная идентичность России
Самовосприятие России как великой державы подготовило контекст, который делает возможным ее разворот к Китаю.[13] Для правящей элиты России Большая Евразия имеет большее значение, чем проект расширения связей, торговли и инвестиций. Невозможно полностью понять цели России по созданию Большой Евразии без учета российского видения своей международной идентичности. Подобно ЕАЭС, этот новый проект укрепляет представление России о себе как о великой державе. Как утверждал политолог Дэвид Льюис, так же, как «Большая Европа» и «Русский мир», Большая Евразия — это «геополитическое воображение», которое позволяет российским политикам сформулировать международную идентичность России.[14] Эта новая идея, однако, является продолжением российского видения многополярного мирового порядка, которое было постоянным с середины XIX века.90-е.
Правящая элита России прекрасно понимает, что смещение центра силы в мировой экономике требует ответа. Однако Большое евразийское партнерство России — это экономический проект, осуществляемый в основном для реализации стремлений России стать великой державой.[15] Российские официальные лица и ученые представили Большую Евразию как зону мира, сотрудничества и развития на всем евразийском континенте. В этой самооценке Россия выступает за открытость, интеграцию и взаимосвязь. Кроме того, Большая Евразия предлагает Москве новую линзу, с помощью которой можно читать глобальные политические события. Кремль и эксперты по внешней политике, близкие к Кремлю, находятся в постоянном поиске способа переопределить роль и цель России в мировой политике.
В мае 2017 года на международном форуме «Один пояс, один путь» в Пекине Путин заявил, что «Большая Евразия — это не абстрактная геополитическая договоренность, а, без преувеличения, действительно общецивилизационный проект, устремленный в будущее». Сергея Караганова, влиятельного российского ученого, тесно связанного с Кремлем, новая «Большая Евразия — это движение к новому геостратегическому сообществу, т. е. панъевразийскому пространству развития, сотрудничества, мира и безопасности».[17] A В недавнем отчете «Валдай» утверждалось, что «поворот на восток — это проект, призванный помочь России в построении ее собственной политической и цивилизационной идентичности, которая шла бы в ногу с новым миром»[18]. Таким образом, Россия «возвращается домой». к своим истинным цивилизационным корням в Азии, только так она может стать «центром будущего евразийского концерта сил», а не «быть наблюдателем в чужом пространстве»[19].] По словам Лаврова, в перспективе Большое евразийское партнерство «могло бы стать основой реформированной архитектуры безопасности континента, соответствующей реалиям ХХI -го -го века».[20]
Евразийское партнерство
Россия может быть архитектором Большого Евразийского партнерства, но Китай будет решать его судьбу. До сих пор Пекин предпочитал приспосабливаться к великодержавным амбициям Москвы. Например, Россия и Китай избегали столкновений из-за Центральной Азии, региона, традиционно находящегося в сфере влияния России.[21] Некоторые даже считают, что стратегическое партнерство России и Китая уже трансформируется в «мягкий союз»[22] 9.0003
Для Пекина более тесное сотрудничество с Москвой служит страховкой стратегической стабильности в Евразии. Что еще более важно, как отмечает китайский ученый, «Большая Евразия является важной территорией для строительства Экономического пояса Шелкового пути».[23] Россия нужна Китаю для доступа к европейским рынкам, поскольку беспрепятственная торговля и инфраструктурная связь являются двумя целями. Си Цзиньпин хочет иметь в Евразии[24]. Через ЕАЭС проходят три из четырех экономических коридоров, входящих в состав Экономического пояса Шелкового пути: Новый евразийский сухопутный мост через Казахстан и Россию, коридор Китай-Монголия-Россия и коридор Китай-Центральная Азия-Западная Азия. . Наиболее эффективным из этих трех является первый; поезду требуется 14 дней, чтобы добраться до Европы из Китая через Казахстан и Россию.[25] По оценкам Евразийского банка развития, железнодорожные контейнерные перевозки между Китаем и Европой почти удвоятся с 2017 по 2020 год[26]. Поэтому единый таможенный механизм ЕАЭС имеет большое значение для Китая. С другой стороны, улучшение железнодорожных перевозок в Евразии вряд ли бросит вызов первенству морской и воздушной торговли, на долю которых приходится более 90 процентов от объема торговли между Китаем и ЕС.
Россия жизненно важна как поставщик энергии для постоянно растущего спроса Китая. Например, завод «Ямал СПГ» в ближайшее десятилетие будет поставлять все больше российского природного газа на китайский рынок по Северному морскому пути. В настоящее время Китай контролирует 29,9% акций проекта «Ямал СПГ», а Китайская национальная нефтяная корпорация и Фонд «Шелковый путь» владеют 20% и 9,9% акций соответственно.[27] Участие Китая в российских энергетических проектах имеет решающее значение в то время, когда ведущая роль России в добыче газа подвергается сомнению, а российские энергетические компании находятся под санкциями Запада. Растущее присутствие Китая в проекте «Ямал СПГ» укрепило аргументы Москвы в пользу принятия ею китайского «Полярного Шелкового пути»[28]. Китайский фонд «Шелковый путь», который инвестирует в проекты «Один пояс, один путь», в 2016 году купил 10% акций крупнейшей российской нефтехимической компании СИБУР. Китайская Sinopec также владеет 10% акций СИБУРа.
Помимо этих двух проектов, Россия не получила от ОПОП столько пользы, сколько надеялась. Например, строительство долгожданной скоростной железной дороги Москва-Казань так и не началось. Из-за финансовых проблем России медленно продвигается строительство железнодорожного моста через Амур, который соединит Нижнеленинское в России с Тунцзяном в Китае.
Хотя Китай не был важным экономическим игроком в Центральной Азии на рубеже тысячелетий, в последнее время он стал главным торговым партнером. В 2017 году товарооборот Китая с Центральной Азией достиг 30 миллиардов долларов, а товарооборот России с регионом — 18 миллиардов долларов. Москва мало что может сделать, чтобы сбалансировать растущее экономическое влияние Китая в Центральной Азии. Обе страны нуждаются друг в друге в их совместных усилиях по корректировке правил международного порядка, возглавляемого Западом, в свою пользу.[29]] Но Пекину не нужна посредническая роль Москвы для интенсификации торговли и инвестиций с постсоветскими государствами. Долгосрочные политические и экономические перспективы России в Центральной Азии неутешительны, поскольку ОПОП и экономическая мощь Китая могут вытеснить Россию из экономической конкуренции в этом регионе. Однако, как отметил российский ученый Артем Лукин, на фоне растущего экономического влияния Китая в регионе лидерам Центральной Азии может в конечном итоге понадобиться Россия, чтобы сбалансировать региональные устремления Китая.[30]
Интересы других членов Евразийского экономического союза также будут иметь значение для будущего Большого евразийского партнерства. Несмотря на растущую формализацию и институционализацию внутри организации, интеграционный механизм до сих пор не принес России и государствам-членам мало экономических выгод.[31] По словам Рильки Драгневой, члены организации согласились на односторонние действия России в обмен на дешевую энергию или усиление безопасности.[32] Однако России не удалось убедить членов ЕАЭС Казахстан и Беларусь присоединиться к ее экономическим санкциям против ЕС, Украины и Турции. Также неясно, например, захочет ли Казахстан использовать ЕАЭС для расширения возможностей подключения или вместо этого предпочтет наладить двусторонние отношения с Китаем, Индией и другими странами. Сотрудничество Казахстана с Китаем в области железнодорожного транспорта началось еще до того, как Си Цзиньпин объявил об Экономическом поясе Шелкового пути в Астане в 2013 году, а в ноябре 2014 года Казахстан уже разработал свой собственный проект сообщения «Нурлы жол» («Светлый путь»).[33]
Впереди каменистая дорога
Россия больше не боится изоляции от Запада, по крайней мере на данный момент, благодаря поддержке Китая. Однако неясно, как долго Россия еще будет терпеть растущие возможности и влияние Китая в ее предполагаемой сфере влияния. Кроме того, Кремль, скорее всего, не удовлетворится лишь символическим приспособлением своего Партнерства в рамках Большой Евразии, а вместо этого попросит более существенную роль Китая в проектах установления связи. Как утверждал Марчин Качмарски, разная логика этих двух делает это маловероятным; в то время как ЕАЭС является механизмом экономической интеграции, целью которого является защита возглавляемой Россией Евразии от внешней конкуренции, инициатива «Один пояс, один путь» призвана извлечь выгоду из экономической глобализации за счет взаимосвязанности[34]. В эпоху глобальной взаимосвязанности другие члены ЕАЭС не найдут экономической выгоды от России, которая находится в поисках импортозамещения.
Россия по-прежнему будет сталкиваться с пугающей задачей сохранения актуальности евразийской интеграции на условиях Кремля. Большое евразийское партнерство может символически служить великодержавным устремлениям Москвы, но шансы на то, что оно принесет существенные экономические выгоды, весьма невелики.
Сечкин Кёстем — доцент кафедры международных отношений Билькентского университета в Анкаре. В настоящее время он является краткосрочным научным сотрудником в Джордан-центре Нью-Йоркского университета. Он был научным сотрудником Джорджа Ф. Кеннана в Институте Кеннана с октября по декабрь 2018 года.0101
[1] Президент России (сайт), «Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума», 17 июня 2016 г., http://en.kremlin.ru/events/president/news/52178.
[2] Дмитрий Тренин, «Российская эволюция Большой Евразийской стратегии: сработает ли она?» Московский Центр Карнеги, 20 июля 2017 г. , https://carnegie.ru/2017/07/20/russia-s-evolving-grand-eurasia-strategy-will-it-work-pub-71588.
[3] К Великому океану — 3: Создание Центральной Евразии (Москва: Дискуссионный клуб «Валдай», июнь 2015 г.), 8.
[4] К Великому океану — 3 , 13.
[5] Ярославль Лисоволик. Географический кейс «Один пояс, один путь» и Евразийский экономический союз». Клуб «Валдай», 25 мая. , 2017 г., http://valdaiclub.com/a/highlights/a-geographical-case-for-the-one-belt-one-road/.
[6] Лисоволик, «Географическое дело».
[7] В сторону Великого океана — 3 , 23.
[8] Президент России (сайт), «Заседание послов и постпредов России», 19 июля, 2018, http://ru.kremlin.ru/events/president/news/58037.
[9] Министерство торговли Китайской Народной Республики (веб-сайт), «Китай и Евразийский экономический союз официально подписали Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве», 18 мая 2018 г., http://english.mofcom.gov.cn/article /newsrelease/significantnews/201805/20180502746079. shtml.
[10] Дмитрий Тренин, «Российская эволюция Большой Евразийской стратегии».
[11] Рилка Драгнева, Евразийский экономический союз: геополитический проект Путина (Филадельфия, Пенсильвания: Институт исследований внешней политики, октябрь 2018 г.), 15, https://www.fpri.org/wp-content/uploads/2018/10/rpe-6-dragneva-final2.pdf.
[12] Евразийская экономическая комиссия, «ЕАЭС и АСЕАН Углубляют Торгово-экономическое и Инвестиционное Сотрудничество», 14 ноября 2018 г., http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/14-11-2018 -1.aspx.
[13] Подробный анализ см. в: Jeanne Wilson, «Russia’s Relationship with China: The Role of Domestic and Ideational Factors», Международная политика (апрель 2018 г.): 1–17.
[14] Подробное обсуждение см. в David G. Lewis, «Geopolitic Imaginaries in Russian Foreign Policy: The Evolution of ‘Greater Eurasia’», Europe-Asia Studies 70, no. 10 (2018): 1612–1637, https://www.tandfonline. com/doi/full/10.1080/09668136.2018.1515348.
[15] О реакции России на глобальный финансовый кризис см. Джульетт Джонсон и Сечкин Кёстем, «Разочарованное лидерство: экономическая альтернатива России Западу», стр. 9.0100 Глобальная политика 7, вып. 2 (2016): 207–216.
[16] Президент России (сайт), «Международный форум «Один пояс, один путь», 14 мая 2017 г., http://en.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/54491.
[17] Сергей Караганов, «От восточного разворота к Большой Евразии», Международная жизнь 63, вып. 4 (2017), 6.
[18] Навстречу Великому океану — 6: люди, история, идеология, образование: заново открывая идентичность (Москва: Клуб «Валдай», сентябрь 2018 г.), 22, http://valdaiclub .ком/файлы/19357/.
[19] В сторону Великого океана — 6 , 24.
[20] Министерство иностранных дел Российской Федерации (сайт), «Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на 73-й -й -й сессии ООН Генеральная Ассамблея. » 28 сентября 2018 г., http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3359296.
[21] Подробный анализ см. у Пола Стронски и Николь Нг, Сотрудничество и конкуренция: Россия и Китай в Центральной Азии, Дальнем Востоке России и Арктике (Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир, февраль 2018 г.).
[22] Александр Габуев, «Мягкий союз?» Отношения России и Китая после украинского кризиса (Лондон, Великобритания: Европейский совет по международным отношениям, февраль 2015 г.).
[23] Чжао Хуашэн, Большое евразийское партнерство: взгляд Китая», China International Studies (январь/февраль 2018 г.): 68–84, 68.
[24] Надеж Роллан, «Евразийская интеграция по-китайски» : Расшифровка видения Пекином региона как «сообщества общей судьбы» The Asan Forum , 5 июня 2017 г., http://www.theasanforum.org/eurasian-integration-a-la-chinese-deciphering-beijings-vision-for-the-region-as-a-community-of -common-destiny/
[25] Роберт Дейли и Мэтью Рожански, «Глобальные мечты Китая вызывают у его соседей кошмары», Foreign Policy , 12 марта 2018 г. , https://foreignpolicy.com/2018/03/12/ глобальные-китайские-сны-приносят-своим-соседям-кошмары/.
[26] Евразийский банк развития (веб-сайт), «Транспортные коридоры Шелкового пути: оценка потенциала роста грузопотока через ЕАЭС», 12 апреля 2018 г., https://eabr.org/upload/iblock/0a8/EDB- Центр_2018_Отчет-49_Транспорт-Коридоры_ENG.pdf.
[27] Надежда Филимонова и Светлана Кривохиж, «Ставки Китая в российской Арктике», The Diplomat , 18 января 2018 г., https://thediplomat.com/2018/01/chinas-stakes-in-the- русско-арктический/.
[28] Марчин Качмарски, Российско-китайские отношения в Евразии: гармонизация или субординация? Briefing Paper 238 (Хельсинки: Финский институт международных отношений, апрель 2018 г.), 6.
[29] Стронски и Нг, Сотрудничество и конкуренция , 2.
[30] Артем Лукин, «Путинская авантюра на Шелковом пути», Washington Post , 8 февраля 2018 г.
[31] Александр Либман, «Российская силовая политика и Евразийский экономический союз: реальные и воображаемое», Rising Powers Quarterly 2, no.
Об авторе