Вопрос: Какими нормативными правовыми актами регламентируется порядок лицензирования образовательной деятельности?
Ответ:
Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, в регионе осуществляется в соответствии с требованиями к лицензированию, предусмотренными:
Вопрос: Какие нормативные документы регламентируют порядки реализации образовательных программ?
Ответ:
Порядки организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам утверждены следующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:
Вопрос: Каким образом указывается в лицензии реализация образовательными организациями дополнительных общеразвивающих программ?
Ответ:
Согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о подвидах дополнительного образования. Новый Федеральный закон не предусматривает указание в приложении к лицензии конкретных дополнительных общеразвивающих программ той или иной направленности.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Таким образом, в приложении к лицензии указывается подвид образования – «дополнительное образование детей и взрослых».
Дополнительное образование детей и взрослых представляет собой реализацию дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ, реализацию дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, дополнительных предпрофессиональных программ (п. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Регламентация дополнительного образования детей и взрослых предусматривается ст. 75 Федерального закона.
Указание в приложении к лицензии подвида дополнительного образования «дополнительное образование детей и взрослых» дает право образовательной организации осуществлять образовательную деятельность по всем дополнительным общеобразовательным программ, включая дополнительные общеразвивающие программы различной направленности и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.
Вопрос: Если общеобразовательная организация арендует бассейн для проведения уроков физкультуры, должен ли быть адрес бассейна указан в лицензии как адрес, по которому ведется образовательная деятельность?
Ответ:
Да, согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в лицензии указываются все места осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программ, в том числе, и места, в которых реализуется часть образовательной программы.
Согласно пунктам 10, 13 – 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1490 от 18.09.2020 «О лицензировании образовательной деятельности» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями N 2124 от 30.11.2021 и N 1593 от 12.09.2022, при подаче заявления о лицензировании либо заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи с лицензированием новых программ, филиалов или новых мест осуществления образовательной деятельности предоставляются следующие сведения и документы: реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос: Чем отличаются программы повышения квалификации и переподготовки, которые реализуются в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования?
Ответ:
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).
Вопрос: Если образовательная организация реализует программы повышения квалификации менее 16 часов (например, проводит семинары, конференции), можно ли их называть курсами или краткосрочным обучением?
Ответ:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ не вводит понятий «курсы» и «краткосрочное обучение».
Повышение квалификации осуществляется в рамках дополнительного профессионального образования.
В соответствии с ч. 6 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
В соответствии с п. 12 данного Порядка формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Тем не менее, определены минимально допустимые сроки освоения программ: повышения квалификации – не менее 16 часов, профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.
Таким образом, программы повышения квалификации не могут быть менее 16 часов. Если такая программа менее 16 часов, то она не может быть отнесена к программе повышения квалификации и, таким образом, не может именоваться «повышением квалификации». А поскольку согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность представляет собой деятельность по реализации образовательных программ, то указанная деятельность по проведению семинаров вообще не может быть отнесена к образовательной деятельности, поскольку в ее рамках никакая образовательная программа не реализуется.
Вопрос: Может ли основная общеобразовательная школа реализовывать программы дошкольного образования в качестве основного вида деятельности?
Ответ:
Да, общеобразовательная организация может реализовать программу дошкольного образования, в том числе в качестве основного вида ее деятельности, не являющегося при этом основной целью ее деятельности, на основании прямого указания абзаца второго ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
Вопрос: Может ли общество с ограниченной ответственностью в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» заниматься повышением квалификации, профессиональной переподготовкой?
Ответ:
В ст. 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ приведен открытый перечень организаций, осуществляющих обучение. Кроме того, указаны виды образовательных программ, в соответствии с которыми эти организации вправе осуществлять образовательную деятельность.
Специально не упомянутые в данной статье юридические лица, в том числе, коммерческие организации, вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. К последним относятся программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ). Таким образом, общества с ограниченной ответственность вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки при условии получения соответствующей лицензии.
Здравствуйте! При открытии детского центра развития и досуга требуется ли лицензия? Можно ли избежать лицензирования, и что нужно указать в учред. документах в таком случае. Может, повторяюсь, но конкретно никто понять не может, нужна нам лицензия или нет (будут занятия по развитию речи, по системе Монтессори, детские праздники и дни рождения (от 1 до 6 лет)).
В соответствии с ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность, определение которой указано в п.17 ст. 2 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» , в соответствии с которым образовательной деятельностью признается деятельность по реализации образовательных программ. Таким образом, если ваша организация осуществляет реализацию образовательных программ с привлечением педагогических работников, то лицензия нужна. Не подлежит лицензированию присмотр и уход за детьми, определение которого указано в п. 34 ст. 2 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»
Здравствуйте! У нас в бланке лицензии стоит срок окончания апрель 2017 г., но согласно изменениям в ФЗ № 99, лицензия является бессрочной. Требуется ли замена бланка лицензии?
Лицензия выданная на осуществление медицинской/фармацевтической деятельности до дня вступления ФЗ № 99 и срок действия которой не истек (до 03.11.11г) , действует бессрочно. Подлежат переоформлению лицензии предоставленные до дня вступления в силу ФЗ № 99 на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ ( услуг), которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности.
День добрый! Подскажите, необходимо начать оформление образовательной лицензии на дополнительное образование взрослых (только языки). Есть ООО и есть ИП. Также есть арендуемое помещение в бизнес-центре. С чего нам начинать? И может кто-то сможет помочь?
До оформления лицензии необходимо получить заключение Роспотребнадзора на имеющееся помещение о соответствии его санитарным нормам и правилам для ведения образовательной деятельности. Свяжитесь с нашими специалистами, и они обязательно Вам помогут.
Здравствуйте! Подскажите, важен ли срок регистрационного удостоверения и сертификата при лицензировании нового вида деятельности? Если срок вышел, что в этом случае можно предпринять?
Соискатель лицензии или лицензиат подает сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг). В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 установлено, что регистрационные удостоверения с установленным сроком действия, выданные до 1 января 2013 г. , действуют до истечения указанного в них срока. Если регистрационное удостоверение было выдано до 1 января 2013 г. бессрочно, оно должно быть заменено до 1 января 2017 г.
Для получения лицензии организация должна владеть или иметь на законном основании помещения или сооружения где оказывается образовательная услуга. Какие законные основания могут быть?
Законные основания владения/пользования помещением предусмотрены ГК РФ, к ним в частности относятся: право собственности, право оперативного управления, право безвозмездного пользования, право аренды/субаренды
Да. Не все курсы и образовательные мероприятия, предлагаемые утвержденным спонсором, приемлемы для получения кредита на непрерывное образование в штате Нью-Йорк. Предметная область должна способствовать профессиональной практике архитектуры. Из требуемых 36 часов не менее двух третей (24 часа) должны быть посвящены вопросам здоровья, безопасности и благополучия (HSW). Тем не менее, не более одной трети (12 часов) будет принято по другим темам, которые способствуют профессиональной практике архитектуры, как это определено в статье 7301 Закона об образовании. Ключевым является отношение предмета к профессиональной практике. Вы также должны убедиться, что не менее 18 часов приходится на курсы обучения, и не более 18 часов приходится на учебную деятельность.
Приемлемые предметы могут включать:
Неприемлемые предметы:
Предметные области, которые не способствуют профессиональной практике архитектуры, как определено в разделе 7301 Закона об образовании, например, управление рисками, ограничение ответственности профессиональных дизайнеров, управление проектами к прибыльности и максимизации сборов, маркетингу и связям с общественностью, страхованию, законам, связанным с арбитражем, посредничеством, залогам (если они не связаны с охраной здоровья, безопасности и благосостояния населения), недвижимостью, девелопментом недвижимости, расширением сферы деятельности профессиональных дизайнеров. бизнес, базовый AutoCAD, личное развитие, общее управление офисом, бухгалтерский учет/финансовое планирование, планирование преемственности, зонирование в связи с увеличением прибыльности разработчика или архитектора, проектирование (если 75% содержания курса не относится к законам, связанным с проектированием и строительством) в штате Нью-Йорк) неприемлемо темы.
Работа в советах директоров и/или профессиональных комитетах, а также активное участие в технических и/или профессиональных организациях не имеют право на получение кредита на непрерывное образование.
ДЕТСКИЕ ЦЕНТРЫ: Центр ухода за детьми (или детский сад) обычно располагается в коммерческом здании. Немедицинский уход и наблюдение предоставляются детям от грудного до школьного возраста в групповых условиях на период менее 24 часов.
СЕМЕЙНЫЕ ДЕТСКИЕ ДОМА: Семейный детский дом должен находиться в собственном доме лицензиата. Семейный детский дом представляет собой домашнюю обстановку, в которой немедицинский уход и присмотр предоставляются в течение менее 24 часов.
Существуют небольшие семейные детские дома и многодетные детские дома.
УХОД ЗА ДЕТЬМИ, ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА ЛИЦЕНЗИЮ: Правила штата Калифорния по уходу за детьми предназначены для обеспечения здоровья и безопасности детей в лицензированных детских учреждениях. Тем не менее, семьи и поставщики услуг должны понимать, что законодательство штата освобождает определенные типы поставщиков от лицензирования, что означает, что они могут работать на законных основаниях без лицензии. Лицензированные поставщики услуг прошли процедуру подачи заявки и проверки в рамках программы Community Care Licensing и обязаны соблюдать определенные правила охраны здоровья и безопасности. Хотя уход без лицензии не регулируется лицензированием общественного ухода, могут существовать другие государственные учреждения, которые контролируют их деятельность.
Четыре основные группы поставщиков услуг по уходу за детьми освобождены государством от получения лицензии по уходу за детьми.
ВИДЕО : Общие сведения о лицензированном медицинском обслуживании и безлицензионном медицинском обслуживании
Отдел лицензирования общественного ухода собрал важную информацию о лицензированных учреждениях для предоставления общественности в базе данных с возможностью поиска в Интернете. Информация, представленная в базе данных, содержит отчеты об инспекции учреждения, нарушения, историю проверок и другую соответствующую информацию для будущих родителей/опекунов.
Эта информация должна служить отправной точкой для получения информации о статусе лицензированных объектов. Дополнительную информацию о конкретном объекте можно получить в соответствующем отделе лицензирования.
Если ваш ребенок уже зарегистрирован в лицензированном медицинском центре, вы можете подписаться на учреждение вашего ребенка в базе данных и получать обновления при появлении любой новой информации об этом учреждении.
О семейных детских домах в базе данных учреждения:
Местное агентство ресурсов и направлений (R&R) также может помочь вам найти детское учреждение.
ВЫБОР НАИЛУЧШЕГО УХОДА ЗА РЕБЕНКОМ ДЛЯ ВАШЕЙ СЕМЬИРуководство для родителей по выбору ухода за ребенком — это обширная публикация Департамента для родителей, которым нужен уход за ребенком. Он включает информацию о различных видах ухода за детьми, лицензированных в Калифорнии, различных принципах образования, вопросы, которые следует задать потенциальному воспитателю, а также контрольный список, который следует взять с собой, когда вы посещаете учреждения, принимая решение об уходе за ребенком. Также доступно на (Español, 中文, Russian).
ВИДЕО: На что обратить внимание при выборе услуг по уходу за детьми
Информационная форма для потребителей услуг по уходу за детьми (LIC 9212) содержит информацию о:
Дети, родители и уполномоченные представители, а также лица, имеющие лицензию на уход за детьми, имеют права в лицензированных детских учреждениях. Защита этих прав является важной частью эмоционального и физического благополучия детей, находящихся под опекой. Ко всем нужно относиться с достоинством и уважением, и эти права должны защищаться в соответствии с законами и правилами Калифорнии.
Права родителей:
LIC 995 (детские центры)
PUB 393 (плакаты о правах родителей — детские центры)
LIC 995A (Семейные детские дома)
LIC 995B (Дополнение к семейному детскому дому – удаление/исключение)
LIC 995C (Дополнение к семейному детскому дому – восстановление)
PUB 394 (Плакат о правах родителей – Семейные детские дома)
ВИДЕО : Права родителей в сфере ухода за детьми
Права детей: LIC 613A (Личные права – детские учреждения)
ВИДЕО : Личные права детей в сфере ухода за детьми
Права заявителя/лицензиата: LIC 9058
ВИДЕО : Права лицензиата по уходу за детьми
Если вы считаете необходимым подать жалобу в департамент, вы можете позвонить по горячей линии для жалоб. При обращении в отдел важно предоставить следующую информацию:
Ваша жалоба будет рассмотрена, и вы будете уведомлены о результатах, когда расследование будет завершено.
СООБЩАЯ О ПОДОЗРЕВАЕМЫХ НАРУШЕНИЯХ, ВЫ НЕ ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЕТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА, НО ТАКЖЕ ОКАЗЫВАЕТЕ УСЛУГУ ДРУГИМ ДЕТЯМ И ВАШЕМУ СООБЩЕСТВУ.
ВИДЕО : Как подать жалобу на получение лицензии на уход за детьми по месту жительства
ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ В ОПЛАТЕ РАСХОДОВ НА УХОД ЗА РЕБЕНКОМ Вам может быть предоставлено финансирование, чтобы помочь вам с расходами по уходу за ребенком.
Следующие ресурсы могут оказать помощь:
Детские номерные знаки — единственные номерные знаки DMV, которые защищают детей в Калифорнии. Детские тарелки приносят доход для усиления защиты здоровья и безопасности детей и помогают финансировать программы по снижению детского травматизма и жестокого обращения с детьми. Доходы от их продажи обеспечивают финансирование местных программ безопасности детей по всему штату, в том числе:
Для получения дополнительной информации о программе Kids’ Plates отправьте электронное письмо по адресу [email protected] или позвоните по телефону 1-800-HEY-KIDS.
Чтобы купить номерной знак и поддержать эти программы, посетите сайт www.kidsplates.org и нажмите «Заказной знак».
РАННЕЕ НАЧАЛО: УСЛУГИ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ И МАЛЫХПрограмма Early Start — это программа раннего вмешательства штата Калифорния для младенцев и детей ясельного возраста с задержкой развития или инвалидностью и их семей. Услуги Early Start доступны по всему штату и предоставляются в скоординированной системе, ориентированной на семью. Любой желающий может подать заявку на программу Early Start, обратившись в региональный центр.
Об авторе