Лицензия на хранение отходов: Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I

Лицензия на хранение отходов: Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I

Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I

Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 29.06.2015))

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 9

— Прокурор оспаривает выдачу лицензии

— Организация оспаривает предписание об устранении нарушений лицензионных требований

1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. В случаях, если в соответствии с положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденным Правительством Российской Федерации, соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления работ по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности заявлено при получении лицензии или при внесении изменений в реестр лицензий о наличии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, лицензирующий орган не вправе рассматривать наличие указанных зданий, строений, сооружений и помещений в качестве соответствия лицензионным требованиям иного соискателя лицензии или иного лицензиата, намеревающихся осуществлять те же виды работ, составляющие лицензируемый вид деятельности, в тех же зданиях, строениях, сооружениях и помещениях.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, если соискателем лицензии или лицензиатом заявлено об осуществлении иных видов работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, с использованием зданий, строений, сооружений и помещений, в которых уже осуществляется заявленный иным лицензиатом вид работ или планируется осуществлять иным соискателем лицензии вид работ, лицензирующий орган не вправе отказать в предоставлении лицензии или во внесении изменений в реестр лицензий по основаниям, связанным с использованием одних и тех же зданий, строений, сооружений и помещений.

(п. 3 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

4. Положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи применяются также в отношении земельных участков.

(п. 4 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

5. В случаях прекращения лицензиатом осуществления работ, составляющих лицензируемый вид деятельности и предусмотренных лицензией, в том числе прекращения выполнения работ в отдельных зданиях, строениях, сооружениях, помещениях или на отдельных земельных участках, лицензиат обязан в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» направить в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий и (или) прекращении действия лицензии.

(п. 5 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Разъяснение по вопросу о необходимости наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов у природопользователей, осуществляющих образование и накопление отходов

В адрес Министерства экологии и природных ресурсов РТ (далее – Министерство) часто поступают вопросы о необходимости наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов у природопользователей,  осуществляющих  только образование отходов и их временное накопление на своей территории с целью дальнейшей их передачи специализированным организациям, имеющим данную лицензию, для последующей переработки, утилизации, вторичного использования или размещения.

В связи с этим отдел нормирования воздействия на окружающую среду сообщает следующее.

Из требований ст.9 Федерального закона от 24. 06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп.74 пункта 1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001  № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что лицензированию подлежит деятельность по

сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Порядок лицензирования вышеуказанной деятельности установлен «Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006  № 524.

Если организация занимается хотя бы одним из вышеперечисленных видов деятельности по обращению с отходами, она должна получить лицензию в обязательном порядке.

Статья 12 вышеназванного Федерального закона предъявляет к объектам размещения отходов целый ряд требований, а именно:

 — Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений

, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;

—  Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

—  На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;

—  Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

—  Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

—  Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Учитывая вышесказанное, места временного накопления отходов на территории хозяйствующего субъекта, такие как контейнер ТБО, коробка для макулатуры и др. не могут быть отнесены к объектам размещения отходов и, соответственно, временное накопление отходов на территории предприятия не может рассматриваться как размещение отходов.

Арбитражная судебная практика Российской Федерации последнего времени (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2007 г. № 17 АП-7032/07-АК, постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.08.2007 г. № Ф09-7009/07-C1 и от 27.12.2007 г. № Ф09-9674/07-С1 и т.д.) свидетельствует о том, что предприятиям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, образующим отходы и временно хранящим на своей территории до дальнейшей их передачи соответствующим  организациям, имеющим необходимые лицензии,  получать лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов не требуется.

Таким образом, хозяйствующему субъекту, в результате хозяйственной деятельности которого лишь только образуются отходы и после временного накопления на его территории вывозятся специализированными организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, для последующей переработки, утилизации, вторичного использования или размещения, нет необходимости получать собственную лицензию на осуществление данных видов деятельности.

Правомерность данной позиции Министерства в толковании вышеприведенных норм федерального законодательства подтверждена письмом Казанского межрайонного природоохранного прокурора в адрес Министерства (исх. № 7-2-157в-08 от 01.11.2008 г.)

Последнее обновление: 27 марта 2022 г., 22:15

Что такое разрешение на опасные отходы?

На этой странице:

  • Что такое разрешение Закона о сохранении и восстановлении ресурсов (RCRA)?
  • Кому нужно разрешение RCRA?
  • Кому не нужно разрешение RCRA?
  • Что такое государственная авторизация и как она влияет на выдачу разрешений?

Что такое разрешение Закона о сохранении и восстановлении ресурсов (RCRA)?

Когда RCRA был принят, Конгресс признал риски, связанные с обработкой, хранением и удалением больших объемов опасных отходов на объектах по обработке, хранению и удалению (TSDF). Учитывая эти риски, Конгресс счел, что деятельность по управлению TSDF должна строго регулироваться для предотвращения разливов, аварий и механических отказов.

В результате, TSDF должны получить разрешение в виде разрешения RCRA, которое устанавливает административные и технические условия, в соответствии с которыми должно осуществляться обращение с отходами на объекте.

Разрешение RCRA является юридически обязывающим документом, определяющим виды деятельности по обращению с отходами, которые может осуществлять предприятие, и условия, при которых оно может их осуществлять. Разрешение включает в себя применимые правила EPA из раздела 40 Свода федеральных правил, части 260–270, а также:

  • Описывает проектирование и эксплуатацию объекта
  • Устанавливает стандарты безопасности
  • Описывает деятельность объекта (например, мониторинг и отчетность)

Разрешения обычно требуются для разработки планов действий в чрезвычайных ситуациях, поиска страховки и финансовой поддержки и обучения сотрудников работе с опасностями. Разрешения также могут включать конкретные требования к объекту, такие как мониторинг подземных вод. Орган, выдающий разрешения (т. е. либо государство, либо Агентство по охране окружающей среды) имеет право выдавать разрешения или отказывать в них и несет ответственность за мониторинг объекта. Они гарантируют, что объект соответствует условиям, указанным в разрешении. Согласно RCRA и его правилам, TSDF не может работать без разрешения, за некоторыми исключениями. Ознакомьтесь с ответами на часто задаваемые вопросы о выдаче разрешений на обращение с опасными отходами и часто задаваемые вопросы об объектах по обработке, хранению и утилизации (TSDF).


Кому нужно разрешение RCRA?

Все объекты, которые в настоящее время перерабатывают, хранят или удаляют опасные отходы или планируют это сделать, должны получить разрешение RCRA.

  • TSDF должны получить разрешение до начала строительства, чтобы продемонстрировать, что они могут безопасно и ответственно обращаться с опасными отходами. Орган, выдающий разрешения (т. е. государство или Агентство по охране окружающей среды), рассматривает заявку на получение разрешения и решает, выдать или отказать объекту в разрешении RCRA. Разрешения обычно выдаются на срок до 10 лет.
  • Разрешенные действующие TSDF должны подать новое заявление на получение разрешения за шесть месяцев до истечения срока действия их действующего разрешения.
  • TSDF, работающие во временном статусе, также должны подать заявку на получение разрешения. Конгресс предоставил «временный статус» объектам, которые уже существовали на момент принятия RCRA. Временный статус позволяет существующим объектам продолжать работу, пока рассматриваются их заявки на получение разрешений. Временный статус также применяется, когда объекты вновь вносятся в регулируемую сферу посредством обнародования новых требований.

Агентство по охране окружающей среды и его государственные партнеры защищают здоровье человека и окружающую среду, выпуская, обновляя, поддерживая и контролируя средства контроля RCRA для примерно 20 000 единиц опасных отходов на 6 600 объектах по всей стране (многие из тех, которые первоначально отслеживались в этом общем количестве, были успешно закрыты) .


Кому не требуется разрешение RCRA?

Некоторым предприятиям не требуется получать разрешение RCRA на обращение с опасными отходами, если они соответствуют определенным условиям, указанным в правилах. Эти исключения включают:

  • Предприятия, которые производят опасные отходы, а затем хранят их в течение коротких периодов времени перед вывозом отходов за пределы площадки.
  • Перевозчики опасных отходов.
  • Сущности, выполняющие действия по сдерживанию во время немедленного реагирования на чрезвычайную ситуацию.

Когда RCRA был написан, Конгресс намеревался возложить на штаты основную ответственность за выполнение правил по обращению с опасными отходами. Для того чтобы штат взял на себя регулирующее руководство в качестве исполнительного агентства, он должен получить разрешение от EPA. RCRA требует разрешения для обеспечения того, чтобы государственные программы были как минимум эквивалентны федеральным правилам и соответствовали им.

EPA устанавливает минимальные федеральные стандарты. Государство, получившее окончательное разрешение, известное как уполномоченное государство, внедряет и обеспечивает соблюдение собственных правил обращения с опасными отходами. Уполномоченные государственные нормативные акты действуют «вместо» федеральных нормативных актов. Эта национальная согласованность помогает штатам и отраслям понять, с какими правилами они столкнутся на всей территории Соединенных Штатов.

Штат, получивший окончательное разрешение, известный как авторизованный штат, внедряет и обеспечивает соблюдение своих правил обращения с опасными отходами. Уполномоченные государственные нормативные акты действуют «вместо» федеральных нормативных актов. EPA также сохраняет свои федеральные правоохранительные органы.

Государства обязаны учитывать все соответствующие положения разрешений, в отношении которых они получили окончательное разрешение от Агентства по охране окружающей среды. Кроме того, АООС обязано учитывать все соответствующие положения, обнародованные в соответствии с полномочиями 1984 Поправки, касающиеся опасных и твердых отходов, если государство не уполномочено применять положения. Таким образом, статус разрешения штатов влияет на то, какие положения могут быть рассмотрены в разрешении RCRA на опасные отходы их штата, и иногда может требовать совместного разрешения от EPA для рассмотрения положений, для которых государство не уполномочено. Так, Агентство по охране окружающей среды выписывает и утверждает разрешения для объектов, расположенных в штатах и ​​территориях, не принявших и получивших разрешение на определенные требования, а также для объектов, расположенных в индийской стране. Агентство также выделяет грантовое финансирование для поддержки уполномоченных штатов и территорий в реализации программы RCRA.

Статус авторизации штатов влияет на то, какие положения могут быть рассмотрены в разрешении RCRA на опасные отходы. Государства обязаны рассмотреть все соответствующие положения разрешений, в отношении которых они получили окончательное разрешение от EPA. Кроме того, Агентство по охране окружающей среды обязано учитывать все соответствующие положения, обнародованные в соответствии с Поправками об опасных и твердых отходах 1984 года (которые предусматривают выполнение Агентством по охране окружающей среды до получения разрешения штата), когда государство не уполномочено применять положения. Эта ситуация может потребовать совместного разрешения от государства и EPA.

Требования к единицам хранения различных опасных отходов

На этой странице:

  • Что такое подраздел X?
  • Какие типы юнитов подпадают под действие подраздела X?
  • Что не регулирует подраздел X?
  • Информационные и политические письма

Что такое подраздел X?

Подраздел X относится к разным установкам, которые представляют собой уникальную категорию установок по обращению с опасными отходами, регулируемую Законом о сохранении и восстановлении ресурсов (RCRA) и заголовком 40 Свода федеральных правил (CFR), часть 264, подчасть X. Эти установки не подпадают под определение более типичных единиц обращения с отходами, описанных в части 264 (контейнеры, резервуары, мусоросжигательные заводы и т. д.). Чтобы получить разрешение, устройства подраздела X должны соответствовать стандартам экологических характеристик, в то время как другие устройства части 264 должны соответствовать определенным технологическим стандартам.

При разработке правил подраздела X Агентство хотело опубликовать новый набор общих стандартов, которые будут охватывать различные технологии и устройства, еще не охваченные в части 264. Для достижения этой цели правила подраздела X являются общими, а не технологическими. конкретный. Поскольку на разные установки распространяются требования к проектированию и эксплуатации для конкретных площадок, RCRA требует, чтобы владельцы и операторы, подающие заявку на получение разрешения, предоставляли реализующему агентству подробную информацию о конструкции установки и потенциальном воздействии на окружающую среду.

В целом, различные установки должны располагаться, проектироваться, строиться, эксплуатироваться, обслуживаться и закрываться таким образом, чтобы предотвратить любые небезопасные выбросы в:

  • подземные воды
  • подземная среда
  • поверхностные воды
  • водно-болотные угодья
  • поверхность почвы
  • воздух

Этот подход на основе среды или пути гарантирует решение любых потенциальных проблем, возникающих в связи с этими единицами.

  • Раздел 40 Свод федеральных правил (CFR), часть 264, подраздел X

Какие типы устройств подпадают под действие подраздела X?

Объекты, подпадающие под действие подраздела X, включают:

  • Геологические хранилища, кроме нагнетательных скважин
  • Деактивированные ракетные шахты, кроме нагнетательных колодцев или резервуаров
  • Установки для термической обработки, кроме мусоросжигательных заводов, котлов или промышленных печей
  • Открытое сжигание и открытая детонация (ОБ/ОД) отработанных взрывчатых веществ
  • Установки химической, физической, биологической очистки

Что не регулирует подраздел X?

Единицы , не относящиеся к , подпадающие под действие подраздела X, включают:

  • Единицы, регулируемые другими частями 264 или 265 (например, контейнеры, резервуары, свалки, поверхностные водохранилища)
  • Единицы, исключенные из разрешений в соответствии с частями 264 и 270
  • Подземные нагнетательные скважины, регулируемые 40 CFR часть 146
  • Исследовательские, опытно-конструкторские и демонстрационные установки, указанные в части 270​

Ресурсы и директивные письма для подраздела X

Следующие ресурсы содержат дополнительную информацию о подразделе X:

  • Уведомление Федерального реестра, устанавливающее стандарты для различных единиц опасных отходов
  • Список штатов, разрешенных для правила подраздела X
  • Объем подраздела X (PDF) (4 стр.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ