В современном мире дополнительное образование стало неотъемлемой частью жизни большинства людей. Одним оно служит для приобретения новых знаний, умений и навыков для личностного роста и раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности, другим – для того, чтобы просто провести время, совместив приятное с полезным, интересно и эффективно потратить свободные часы.
Правовую базу, регулирующую отношения в области дополнительного образования составляют следующие правовые акты: ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») (далее Положение).
Отдельными законодательными актами устанавливается порядок осуществления образовательной деятельности на территории «Сколково», а также на территориях инновационного научно-технологического центра и международного медицинского кластера.
В ст. 2 ФЗ №273-ФЗ в целях верного толкования и понимания норм закона, даны точные определения основных понятий, таких как «образование», «обучение», «образовательная программа», «общее образование», «дополнительное образование», образовательная деятельность», «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение», «организации, осуществляющие образовательную деятельность».
Ниже приведём определения упомянутых в данной статье терминов, так как в них стоит внимательно вчитаться.
П. 1: «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
П. 3: «обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни»;
П. 9: «образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
П. 11: «общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования».
П. 14: «дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».
П. 17: «образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ».
П. 18: «образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана».
П. 19: «организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».
П. 20: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».
К дополнительным образовательным программам в соответствии с п. 4, ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ относятся:
— «дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
— дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки».
В ФЗ № 273-ФЗ дополнительному образованию детей и взрослых посвящена ст. 75.
В п. 1 упомянутой статье говорится о цели такого образования: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей».
Из содержания остальных пунктов ст. 75 ФЗ 273-ФЗ можно вывести следующее.
Дополнительные общеразвивающие программы созданы как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта предусмотрены только для детей.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица, при этом к уровню их образования не предъявляются какие-либо требования, если иное не обусловлено особенностями самой образовательной программы.
Принципы, определяющие содержание программ различаются.
Так, содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание же дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В соответствии с п. 40, ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ «образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»)» подлежит лицензированию.
Помимо этого в Перечне образовательных услуг по реализации образовательных программ, являющемся приложением к Положению в п.п. 16 и 17 «реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ» и «реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных предпрофессиональных программ» указаны как образовательные услуги, оказание которых, в соответствии с п. 3 Положения, требует получения лицензии.
Согласно п. 2 Положения полномочиями по лицензированию образовательной деятельности наделены Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Лицензирующие органы различаются по территориальному признаку, поэтому заявление на получение лицензии необходимо направлять в уполномоченный орган субъекта РФ, на территории которого будет осуществляться деятельность по обучению детей и взрослых. Например, в Москве это Департамент образования и науки города Москвы, а в Московской области – Министерство образования Московской области.
Заявителями на получение лицензии на дополнительное образование детей и взрослых могут быть юридические лица — образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением тех, которые ведут образовательную деятельность непосредственно, то есть обучают сами.
Лицензия на дополнительное образование нужна различным школам искусств, спортивным секциям, кружкам по интересам, организациям, проводящим разного рода лекции, тренинги, семинары, мастер-классы, организующим всевозможные курсы.
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, определены в п. 4 Положения. Наряду с общими требованиями, такими как необходимость предоставления документов, подтверждающих наличие на законном основании необходимых помещений и материально-технического обеспечения, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений санитарным правилам, квитанции об уплате госпошлины и т.д., к соискателю данного вида лицензии предъявляются и особые требования. К таким требованиям относятся в частности требования о наличии разработанных и утверждённых организацией образовательных программ, безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями. Кроме того, необходимо наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Лицензия на дополнительную образовательную деятельность является бессрочной. За оказание услуги по выдаче лицензии взимается государственная пошлина в порядке и размере, которые установлены законодательством о налогах и сборах. Принятие Рособрнадзором решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии, осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приёма заявления и прилагаемых к нему документов.
Согласно п. 34 Административного регламента Рособрнадзора: «Рособрнадзор принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:
— лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата не отнесено к компетенции Рособрнадзора;
— для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ не вправе реализовывать;
— наличие у лицензиата неисполненного предписания Рособрнадзора;
— соискателем лицензии или лицензиатом не представлены в Рособрнадзор надлежащим образом оформленные заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии и (или) прилагаемые к нему документы, а также недостающие документы в тридцатидневный срок со дня получения уведомления Рособрнадзора о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют».
Несмотря на все формальности и сложности, с которыми соискатели могут столкнуться в процессе оформления лицензии, получить её всё же придётся. Закон установил административную и в некоторых случаях даже уголовную ответственность за осуществление дополнительной образовательной деятельности без лицензии.
Помочь подать заявление и необходимые документы в лицензирующий орган для получения лицензии на дополнительное образование и гарантировано получить лицензию вам помогут опытные юристы.
https://www.ulc.ru/licenzirovanie-dopolnitelnogo-obrazovanie-detej-vzroslyh-Moskva-Moskovskaja-oblast-licenzija-na-dopolnitelnoe-obrazovanie-licenzija-na-DO/
Денисьева Ксения,
юрист, специалист по лицензированию
группы Объединенные Юристы
Дата публикации: 25.01.2023
Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, оценке соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 273-ФЗ).
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 Федерального закона 273-ФЗ.
Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
На основании части 9.1 статьи 21 Федерального закона № 99-ФЗ регистрационный номер лицензии присваивается с использованием единого реестра учета лицензий. Порядок формирования и ведения единого реестра учета лицензий, порядок присвоения лицензиям регистрационных номеров с использованием указанного реестра установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861.
В соответствии с пунктом 25 Правил формирования и ведения единого реестра учета лицензий и присвоения лицензиям регистрационных номеров с использованием указанного реестра (приложение № 2 к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденным вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации), номер лицензии присваивается в формате Лxxx-xxxxx-xx/xxxxxxxx и состоит из следующих частей:
3 цифры, определяющие код лицензируемого вида деятельности;
5 цифр, определяющих код лицензирующего органа;
2 цифры, определяющие код региона по месту принятия решения о предоставлении лицензии;
8 цифр, определяющих порядковый номер предоставленной лицензии.
Номер лицензии, присвоенный до 01.03.2022, может использоваться наравне с номером лицензии, присвоенным единым реестром учета лицензий.
Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.
Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.
Законопроект Палаты представителей штата Колорадо 21-1104 продлил срок действия профессиональных лицензий с пяти (5) до семи (7) лет. Педагоги теперь обязаны продлевать свою профессиональную лицензию каждые семь лет вместо каждых пяти. Для этого они должны пройти 90 контактных часов профессионального обучения, что эквивалентно шести (6) семестровым часам курсовой работы в колледже или университете (или любой их комбинации) в течение предшествующих семи лет.
Действительные пятилетние лицензии профессионального учителя, специальных служб, директора или администратора от 1 июля 2021 года автоматически были продлены на два года. Кроме того, (1) любые мероприятия по профессиональному развитию, уже завершенные в течение этого цикла, действительно будут применяться после продления в конце расширенной лицензии, и (2) все сроки для необходимых мероприятий по профессиональному развитию для изучающих английский язык, специального образования и поведенческого здоровья также были продлены. .
** Важное примечание : Выполнение ожиданий Закона о READ является , а не требованием лицензии и, как таковое, не подлежит этому расширению.**
Три инициативы предусматривали повышение квалификации некоторых групп педагогов. Две из этих инициатив требуют профессионального развития в рамках 90 контактных часов для продления лицензии. Инициатива READ Act требует от школьных округов гарантировать, что их учителя пройдут профессиональную подготовку.
Нажмите здесь, чтобы перейти к матрице, в которой указано, какое профессиональное развитие требуется от каких педагогов, к какому сроку и кто отвечает за выполнение этих последних требований к профессиональному развитию педагогов.
Специальное образование и лицензия на психическое здоровье Требования ПРОДЛЕНИЯ Повторяющееся требование каждые семь (7) лет после продленияПреподаватели, поставщики специальных услуг, директора и администраторы, имеющие профессиональные лицензии, должны отработать не менее 10 контактных часов профессионального обучения следующим образом:
Все преподаватели, срок действия профессиональных лицензий которых истекает 30 июня 2027 г. или позднее, должны будут соответствовать этому требованию после каждого продления .
Щелкните здесь для получения более подробной информации.
Однократное требование продления лицензии преподавателя
Сорок пять (45) контактных часов профессионального обучения ELL требуется от всех преподавателей, имеющих лицензию профессионального преподавателя с одобрением элементарного, английского языка, математики, естественных или социальных наук. Это также включает одобрения среднего уровня. Это требование является обязательным независимо от того, какой контент в настоящее время преподает педагог. Эти 45 часов могут быть использованы для выполнения 90 контактных часов для продления, и преподаватель может выполнить требование, выполнив утвержденную программу или применив курс повышения квалификации или курс обучения в колледже в любой момент времени.
Все преподаватели, срок действия профессиональных лицензий которых истекает 1 сентября 2025 г. или позднее, должны будут соответствовать этому требованию во время продления.
Районы/BOCES:
В: Как я могу убедиться, что преподаватель выполнил требование о профессиональном развитии учащихся, изучающих английский язык?
A: Вы можете поискать преподавателей по отдельности или просмотреть отчет ELPD Designation District для вашего LEA в системе COOL. *Обратите внимание, что этот отчет основан на коллекции HR за 2021 год.
Вопрос: Кто может получить доступ к справочнику преподавателей или отчету?
A: администраторов LEA, у которых есть доступ к EVA, предоставленный CDE.
** Если ваше агентство LEA еще не подавало заявку на доступ к EVA, вы можете сделать это, заполнив эту форму и подав заявку через COOL. В этом видеоролике показан процесс подачи заявки.**
В: Где я могу найти отчет после получения доступа?
A: Просто просмотрите этот документ с практическими рекомендациями, чтобы получить указания со снимками экрана, или выполните следующие действия:
Единовременное требование для всех директоров и администраторов, а также всех педагогов, обучающих чтению учащихся K-3 в округах, получающих финансирование в соответствии с Законом READ
обеспечить, чтобы все директора и администраторы, а также каждый учитель, работающий с детьми от детского сада до 3-го -го -го класса грамотности, успешно прошли основанное на фактических данных обучение обучению чтению до 1 августа. Преподаватели должны подать квалификационную заявку на добавление звания до 15 августа.
Правила, утвержденные советом штата в марте 2020 г. 92), обратите внимание, что доказательная подготовка по обучению чтению должна включать не менее 45 часов и должна соответствовать содержанию стандартов грамотности подготовки преподавателей, указанных в Правилах совета штата по администрированию лицензий педагогов (1 CCR 301-101, 4. 02(5)-4.02(12)). Это требование применяется только ко всем директорам, администраторам и преподавателям в классах K-3 в школах/районах, которые принимают средства по закону READ. Хотя это и не связано с возможностью преподавателя продлить свою лицензию, после того, как CDE подтвердит, что преподаватель выполнил требование, в сертификат преподавателя будет добавлено обозначение, чтобы в будущем преподавателям и школьным округам было проще обращаться к нему. Педагоги могут подать заявку на добавление этого обозначения в любое время. Хотя гарантии школы/округа должны предоставляться ежегодно, это требование профессионального развития должно быть выполнено только один раз и требуется от всех работающих в настоящее время педагогов, преподающих чтение в классах K-3, независимо от типа учетных данных или от того, не имеют ли они учетных данных вообще.
Преподаватели также могут использовать это повышение квалификации в рамках 90 часов, необходимых для продления профессиональной лицензии.
Учителя:
В: Как выполнить требование Закона о READ?
A: Посетите эту веб-страницу, чтобы узнать о семи вариантах выполнения требования Закона READ.
В: Как мне добавить обозначение READ Act в мою лицензию или разрешение в штате Колорадо?
A: После того, как вы выполнили требование, просто подайте заявку, следуя указаниям в этом контрольном списке. (Бонус: плата за это приложение не взимается.)
Администраторы/Директора
В: Как мне выполнить требование READ Act?
A: Посетите эту веб-страницу, чтобы узнать, как выполнить требование READ Act.
В: Как мне добавить обозначение READ Act в мою лицензию или разрешение в штате Колорадо?
A: После того, как вы выполнили требование, просто подайте заявку, следуя указаниям в этом контрольном списке. (Бонус: за это заявление не взимается комиссия.)
Округа/BOCES:
В: Как я могу убедиться, что преподаватель выполнил требование Закона READ?
A: Вы можете найти преподавателей по отдельности или просмотреть READ Act Training Report для вашего LEA в системе COOL. *Обратите внимание, что этот отчет основан на коллекции HR за 2021 год.
Вопрос: Кто может получить доступ к справочнику преподавателей или отчету?
A: администраторов LEA, у которых есть доступ к EVA, предоставленный CDE.
** Если ваше агентство LEA еще не подавало заявку на доступ к EVA, вы можете сделать это, заполнив эту форму и подав заявку через COOL. В этом видеоролике показан процесс подачи заявки.**
В: Где я могу найти отчет после получения доступа?
A: Просто просмотрите этот документ с практическими рекомендациями, чтобы получить указания со снимками экрана, или выполните следующие действия:
В: Какие сроки необходимо соблюдать для обеспечения полного финансирования?
A: Преподаватели должны пройти любое обучение до 1 августа и подать заявку на «добавление должности» вместе со своим сертификатом об окончании до 15 августа.
Ответственная сторона | Специальное образование и психическое здоровье 10 часов контакта Сроки: Продление профессиональной лицензии 30 июня 2027 г. или после этой даты, а затем каждый 7-летний цикл продления | Изучающий английский язык 45 часов контакта Сроки: Профессиональные лицензии, выданные/продленные 1 сентября 2018 г. или после этой даты, действующие для продления 1 сентября 2025 г. или после этой даты. | READ Act Обучение чтению 45 часов Сроки: Округи несут ответственность за обеспечение того, чтобы все их преподаватели K-3 (независимо от наличия аттестата) выполнили это требование к 1 августа 2022 г. И подали заявку на назначение до 15 августа 2022 г. для получения READ Act per- фонды помощи учащимся. |
Ответственность отдельных преподавателей за продление профессиональной лицензии | х | х | |
Школы/районы, получающие финансирование в соответствии с Законом READ | х |
Специальное образование и
Поведенческое здоровье
10 часов
Кто: Все владельцы профессиональных лицензий Продление лицензий, срок действия которых истекает 30 июня 2027 г. или позднее, и каждый последующий 7-летний цикл продленияИзучающий английский язык
45 часов
Кто : Профессиональная лицензия учителей начальных классов, английского языка, математики, естественных наук, социальных наук или среднего уровня с продлением лицензий, срок действия которых истекает 1 сентября 2025 г. или позднееПРОЧИТАТЬ Акт Чтение
45 часов
Кто : Все директора и все лица , нанятые для обучения или обучения чтению в классах K-3; до 1 августа (заявка подается до 15 августа), чтобы округ получил финансирование в соответствии с Законом о READ*Эти группы преподавателей должны пройти обучение по Закону READ, если они поддерживают обучение чтению для учащихся K-3.
**Более подробную информацию о тренинге READ Act для администраторов и директоров можно найти здесь.
По общим вопросам лицензирования обращайтесь по электронной почте в отдел лицензирования CDE.
По вопросам о требованиях READ Act обращайтесь по электронной почте в READ Act Communications.
По вопросам законодательства, относящегося к специальному обучению/обучению в области поведенческого здоровья, обращайтесь по электронной почте в отдел развития преподавателей.
Лицензия профессионального уровня из штата, отличного от штата Теннесси
Преподаватели и сотрудники школьных служб, имеющие лицензию штата Теннесси с истекшим сроком действия, могут повторно активироваться без предоставления квалификационных баллов по обязательным оценкам, если лицо является действующим профессионалом лицензия в штате, отличном от Теннесси. Профессиональная лицензия другого штата должна быть полной, действительной, постоянно обновляемой лицензией, эквивалентной профессиональной лицензии штата Теннесси. Лица, соответствующие этим критериям, должны будут предоставить Повторно активируйте транзакцию с лицензией в TNCompass и загрузите копию своей лицензии за пределами штата в раздел «Вложения» на вкладке «Лицензия» своей учетной записи TNCompass.
Национальная сертификация
Преподаватели, имеющие действующую национальную сертификацию от Национального совета по профессиональным педагогическим стандартам и персоналу школьных служб, имеющие национальную сертификацию, указанную в Правилах лицензирования преподавателей (глава 0520-02-03), могут использовать свою сертификацию для повторной активации лицензии. Преподаватели и сотрудники школьных служб, отвечающие этим критериям, должны будут подать0013 Повторно активируйте транзакцию с лицензией в TNCompass и загрузите копию своего национального сертификата в раздел «Приложения» на вкладке «Лицензирование» своей учетной записи TNCompass.
Все остальные
Для преподавателей, которые в настоящее время не имеют лицензии профессионального уровня, эквивалентной профессиональной лицензии штата Теннесси, которая является полной, действительной и постоянно обновляемой, или приемлемого национального удостоверения, выдается Государственным советом по образованию Правило (глава 0520-02-03) требует проверки завершения программы подготовки преподавателей и квалификационных баллов по государственному обязательному содержанию и оценок чтения (за исключением педагогических оценок, таких как Практические принципы обучения и преподавания ETS (PLT) и Pearson edTPA) для каждого одобрения педагог стремится реактивировать.
Преподаватели, повторно активирующие лицензию Практика 1-й выдачи (или более раннюю/устаревшую лицензию начального уровня), которая была выдана на основании регистрации в программе подготовки преподавателей с клинической практикой, связанной с работой, должны иметь соответствующую педагогическую оценку в файле с отделом для повторной активации (если они не имеют лицензии профессионального уровня за пределами штата или приемлемого национального сертификата).
Требования Tennessee Praxis перечислены здесь: https://www.ets.org/praxis/tn/requirements. Обратите внимание, что оценки Praxis Core используются только для поступления на программы подготовки преподавателей и не требуются для лицензирования. Для получения дополнительной информации об отправке официальных отчетов о результатах Praxis посетите https://www.ets.org/praxis/scores/send.
Не забудьте указать код штата Теннесси (8190) и указать свой полный номер социального страхования при регистрации для оценивания или запросе результатов.
Об авторе