СТАВКИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(по состоянию на 01.02.2023)
В соответствии со статьей 380 НК РФ ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 статьи 380 НК РФ, налоговые ставки, установленные законами субъектов РФ, не могут превышать 2%. С 1 января 2023 года установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости.
Налоговые льготы в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, установленные в соответствии со статьей 372 НК РФ, в настоящей справочной информации не приводятся.
Перечень субъектов РФ
Москва | Алтайский край | Липецкая область | Севастополь |
Московская область | Забайкальский край | Магаданская область | |
Санкт-Петербург | Камчатский край | Мурманская область | Еврейская АО |
Ленинградская область | Краснодарский край | Нижегородская область | Ненецкий АО |
Красноярский край | Новгородская область | Ханты-Мансийский АО — Югра | |
Республика Адыгея | Пермский край | Новосибирская область | Чукотский АО |
Республика Алтай | Приморский край | Омская область | Ямало-Ненецкий АО |
Республика Башкортостан | Ставропольский край | Оренбургская область | |
Республика Бурятия | Хабаровский край | Орловская область | |
Республика Дагестан | Амурская область | Пензенская область | |
Республика Ингушетия | Архангельская область | Псковская область | |
Кабардино-Балкарская Республика | Астраханская область | Ростовская область | |
Республика Калмыкия | Белгородская область | Рязанская область | |
Карачаево-Черкесская Республика | Брянская область | Самарская область | |
Республика Карелия | Владимирская область | Саратовская область | |
Республика Коми | Волгоградская область | Сахалинская область | |
Республика Крым | Вологодская область | Свердловская область | |
Республика Марий Эл | Воронежская область | Смоленская область | |
Республика Мордовия | Ивановская область | Тамбовская область | |
Республика Саха (Якутия) | Иркутская область | Тверская область | |
Республика Северная Осетия — Алания | Калининградская область | Томская область | |
Республика Татарстан | Калужская область | Тульская область | |
Республика Тыва | Кемеровская область | Тюменская область | |
Удмуртская Республика | Кировская область | Ульяновская область | |
Республика Хакасия | Костромская область | Челябинская область | |
Чеченская Республика | Курганская область | Ярославская область | |
Чувашская Республика | Курская область |
Москва
Здесь сразу несколько нововведений, касающихся декларации:
1. Изменился срок подачи налоговой декларации.
Начиная с 1 января 2023 года налоговая декларация полежит подаче в срок не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 383 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Соответственно декларацию за 2022 год следует представить не позднее 27 марта 2023 года (25 марта — суббота (ст.6.1 НК РФ)).
2. Сокращен объем данных, включаемых в декларацию.
Начиная с налоговой отчётности за 2022 год российские организации не включают в налоговую декларацию информацию об объектах недвижимого имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость. Если у организации есть только те объекты, которые облагаются по кадастровой стоимости, то налоговая декларация не предоставляется (п. 6 ст. 386 НК РФ в ред. с 01.01.2023).
Вместо этого налоговые органы будут направлять налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах налога по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 16. 07.2021 № ЕД-7-21/667@. Налогоплательщики же будут при необходимости предоставлять в адрес налоговых органов пояснения (форма пояснений утверждена приказом ФНС России от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247) и документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных ставок, льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.
Порядок и сроки направления сообщений и пояснений установлены п. 4-7 ст. 363 НК РФ.
В случае неполучения сообщения от налогового органа налогоплательщик, начиная с 1 января 2023 обязан сообщить в налоговый орган о наличии объектов недвижимого имущества (налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость), признаваемых объектами налогообложения (п. 2.2 ст. 23 НК РФ в ред. с 01.01.2023).
3. Обновили форму налоговой декларации.
Приказом ФНС России 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@ утверждена новая форма декларации по налогу на имущество организаций. Новая форма применяется начиная с отчётности за 2022 год. Внесённые изменения не являются существенными, а связаны с изменением порядка декларирования имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, а также связаны с предоставлением налогового вычета участникам Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
4. Упрощен зачёт «зарубежного» налога.
Начиная с 2023 года зачёт налога на имущество, уплаченного в иностранном государстве, осуществляется только на основании документа об уплате налога за пределами территории РФ, подтвержденного налоговым органом соответствующего иностранного государства. Предоставление заявления о зачёте налога более не требуется (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Из-за введения единого налогового платежа (ЕНП) начиная с 2023 года срок уплаты налога на имущество организаций установлен не позднее 28 февраля года, следующего за истершим налоговым периодом, т. е. раньше, чем было до изменений. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 383 НК РФ), конечно, если законом субъекта РФ предусмотрена уплата «авансов» (п.2 ст. 383 НК РФ). Аналогично изменён срок уплаты налога для резидентов «Сириус» (п. 3 ст. 372.1 НК РФ).
Напомним, что ЕНП представляет собой денежные средства в размере общей суммы налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, штрафов пеней и т.д., которые организация перечисляет на Единый налоговый счёт в Федеральном казначействе (ЕНС) (ст. 11.3 НК РФ введена Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ, вступает в силу с 01.01.2023).
Если законодательством предусмотрена уплата (перечисление) налога или авансовых платежей до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена, налоговые органы осуществляют списание с ЕНС соответствующей суммы налога (авансового платежа по налогу) на основании специального уведомления налогоплательщика. Оно должно быть подано не позднее 25 числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога (авансового платежа).
С 2020 года налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций не представляются (п. 2 ст. 386 НК РФ признан утратившим силу). Если в соответствии с законом субъекта РФ налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, ему придется представлять уведомление по налогу на имущество не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом, т.е. не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября.
Форма уведомления утверждена Приказом ФНС от 02.11.2022 года № ЕД-7-8/1047@.
Но в течение 2023 года налогоплательщики вправе оплачивать налоги и авансовые платежи «по старинке» — платёжными поручениями, в которых указывается назначение платежа, бюджет, срок уплаты и иные необходимые реквизиты (п. 12, п. 14, п.16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Подробнее о ЕНП >>
С 2023 года не признаётся объектами налогообложения имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, основными задачами которого являются материально-техническое обеспечение деятельности и социально-бытовое обслуживание Президента РФ, оказывающими государственные услуги и выполняющими работы по санаторно-курортному лечению и организованному отдыху (подп. 12 п. 4 ст. 374 НК РФ введен Федеральным законом от 21.11.2022 № 443-ФЗ).
Внесены антикризисные изменения в порядок определения налоговой базы по имуществу, которая определяется как его кадастровая стоимость. В общем случае, при определении налоговой базы учитывается кадастровая стоимость имущества, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 число налогового периода. Однако с 1 января 2023 п. 2 ст. 375 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому в 2023 году при расчёте налога на имущество необходимо использовать кадастровую стоимость, установленную на 01.01.2022 в случае, если кадастровая стоимость на 01.01.2023 превысит кадастровую стоимость, установленную на 01.01.2022 (Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ). Данный порядок не применяется в случае, если изменение кадастровой стоимости произошло вследствие изменения характеристик недвижимого имущества.
Мероприятия
НДС и налог на прибыль: изменения с 2023 года и другие важные вопросы
Изменяется порядок установления налоговых ставок законами субъектов РФ. Так, до 1 января 2023 допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. С 1 января 2023 года дифференцированные налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости (п. 2 ст. 380 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ)
.Под видом имущества следует понимать здание, сооружение, помещение (жилое, нежилое), гараж, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, многоквартирный дом.
С 1 января 2023 года дифференциация налоговых ставок по налогу на имущество в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества (в том числе в зависимости от площади имущества) не допускается.
При этом предоставление налоговых преференций в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества возможно путем установления законом о налоге на имущество организаций субъекта РФ соответствующих налоговых льгот (письмо Минфина РФ от 09. 12.2021 № 03-05-04-01/100107).
Начиная с 2023 года, налогоплательщик — участник СЗПК (Соглашения о защите и поощрении капиталовложений) при исчислении суммы налога и авансовых платежей по налогу вправе применить специальный налоговый вычет для СЗПК (п. 4.2 ст. 382 НК РФ).
Порядок применения налогового вычета установлен ст. 382.1 НК РФ (Федеральный закон от 28.07.2022 № 225-ФЗ). Так, участник СЗПК вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа) в отношении имущества созданного (модернизированного, реконструированного) в рамках реализации инвестиционного проекта и используемого в рамках инвестиционного проекта. Налоговый вычет может быть предоставлен в размере фактических затрат на строительство, модернизацию, реконструкцию объектов, на уплату процентов, на демонтаж объектов (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ»).
Когда-то налог на имущество был самым «любимым» налогом бухгалтеров, так как его исчисление не вызывало особых вопросов. Однако, с течением времени в главу 30 НК РФ вносились изменения, существенно усложняющие жизнь налогоплательщиков.
Наша аудиторская практика показывает, что у компаний возникают трудности с определением объекта налогообложения, моментом включения стоимости «среднегодовой» недвижимости (актива) в налоговую базу. Иногда налогоплательщики не знают о возможности применения льгот, которые предусмотрены как самой главой 30 НК РФ, так и законами субъектов РФ.
В ходе комплексного аудита наши специалисты тщательно анализируют все аспекты исчисления налога на имущество организаций. Кроме того, этот вид аудита предусматривает страхование клиентов от налоговых претензий (компенсацию пени и штрафов в случае доначисления налогов по проверенному аудиторами периоду), а также юридическую поддержку в спорах с налоговыми органами.
Каждый год местные органы власти по всей стране требуют от владельцев коммерческой недвижимости заполнить и вернуть форму доходов и расходов. Эта форма затем представляется совету оценщиков и используется для определения стоимости рассматриваемого имущества. Но ничто в форме не объясняет вам, владельцу, как оценщики будут использовать предоставленную вами информацию для расчета вашего будущего налога на недвижимость. Вот разбивка наиболее распространенного подхода.
Сама форма обычно требует от владельцев коммерческой недвижимости предоставить подробную информацию обо всей полученной арендной плате (доходе) и расходах, понесенных в прошлом году.
В формах доходов и расходов обычно просят владельцев разбить свой доход от аренды на следующие типы категорий:
В форме доходов и расходов, скорее всего, вас также попросят предоставить информацию о покупке недвижимости и о том, произошли ли какие-либо дополнительные изменения после покупки, такие как капитальный ремонт (включая пристройку здания или новое строение) или снос структуру, существовавшую ранее.
Местные органы власти используют эту информацию для расчета того, была ли дополнительная (или меньшая) стоимость имущества неучтенной в прошлых оценках. В результате ваша налоговая оценка может измениться.
Невозможно переоценить, насколько важно, чтобы владельцы коммерческой недвижимости указывали все без исключения расходы, связанные с эксплуатацией их собственности. Форма должна указывать владельцам расходы на обеспечение; но независимо от того, указаны они в списке или нет, владельцы должны включать следующие расходы:
Если вы занижаете свою прибыль, вы рискуете получить более высокую оценку, что приведет к более высоким налогам на недвижимость. Города и поселки, естественно, хотят получить как можно больше налоговых поступлений, но они также хотят, чтобы ваша собственность положительно отражалась на городе. Слишком высокие налоги ложатся ненужным бременем на владельцев коммерческой недвижимости и препятствуют их способности должным образом содержать и улучшать недвижимость.
При составлении списка расходов следуйте одному простому правилу: перечисляйте все! Пусть оценщики решат, что стоимость не имеет значения, если они того пожелают.
Когда местные налоговые инспекторы получают отчет о доходах и расходах владельца имущества, они часто используют соответствующую «предельную ставку» для определения первоначальной стоимости имущества. См. Оценка ставки капитализации: стоит ли инвестировать в жилую недвижимость? для получения дополнительной информации по этому вопросу.
Например, предположим, что ваша собственность представляет собой офисное здание «класса А» в районе, где ставка капитализации в размере 8 % является подходящим инструментом оценки для этого типа коммерческой недвижимости. Если ваш чистый доход в прошлом году составил 100 000 долларов США, то оценочная стоимость вашей собственности с использованием рыночной ставки капитализации, равной 8%, рассчитывается следующим образом: Вероятная задолженность
Теперь давайте возьмем цифру оценочной стоимости, чтобы определить ваши ожидаемые местные налоги на вашу коммерческую недвижимость в предстоящем году.
Если, например, в городе, в котором находится ваша собственность, установлена налоговая ставка в размере 12 долларов США на каждую 1000 долларов оценочной стоимости, налоги, которые вы могли бы заплатить, будут определяться следующим образом:
1 250 000 долларов США/1 000 долларов США = 1 250 долларов США = $15 000 в виде ожидаемых налогов
Приведенный выше пример предназначен для того, чтобы дать вам быстрый, «обратный конверт», метод для понимания того, как определяются налоги на вашу коммерческую недвижимость. Оценщики, скорее всего, подойдут к оценке немного сложнее, убрав налоги, которые вы в настоящее время платите, из вашего чистого дохода, а затем скорректировав предельную ставку для переоценки имущества.
Придерживаясь приведенного выше примера, предположим, что в прошлом году вы заплатили налоги в размере 12 000 долларов. Оценщики добавят 12 000 долларов обратно к вашей чистой прибыли в 100 000 долларов. Теперь предположим, что оценочная стоимость вашей собственности в прошлом году составила 1 миллион долларов.
Вот как получить дополнительную налоговую ставку, которая будет добавлена к 8% максимальной ставке для правильной оценки имущества:
$12 000 / $1 000 000 = 0,012 налоговой ставки
0,08 капитальная ставка + 0,012 налоговая ставка = 0,092 ( ваша скорректированная максимальная ставка)
Используя новую скорректированную ставку капитализации в размере 0,092 (или 9,2%) и скорректированную чистую прибыль в размере 112 000 долларов (удалив первоначальные 12 000 долларов из нашей чистой прибыли), мы получим следующую оценочную стоимость:
112 000 долларов / 0,092 = $1 217 391,30
$1 217 391,30 / $1 000 = $1 217
$1 217 x $12 = $14 604 ожидаемых налогов
Знание того, как местные органы власти могут лучше прогнозировать стоимость вашей недвижимости в будущем производительность. Каждый инструмент расчета, который вы можете использовать, приведет к лучшему управлению недвижимостью и повысит вашу способность повышать окупаемость инвестиций.
Делиться:
Ставки налога на имущество в отношении жилой недвижимости, занимаемой собственником и не занимаемой собственником, применяются по прогрессивной шкале. Все остальные объекты облагаются налогом по ставке 10% от годовой стоимости.
На этой странице:
Годовой налог на имущество рассчитывается путем умножения годовой стоимости (AV) имущества на применимые к вам ставки налога на имущество.
Например, если AV вашей собственности составляет 30 000 долларов США, а ставка налога составляет 10 %, вы должны заплатить 30 000 долларов x 10 % = 3 000 долларов налога на имущество.
Жилая недвижимость, занимаемая владельцем, — это кондоминиумы, квартиры с многоквартирным домом или другая жилая недвижимость, в которой проживает («занимает») владелец. На жилую недвижимость, занимаемую владельцем, распространяются налоговые ставки владельца.
Annual Value ($) | Effective 1 Jan 2015 | Property Tax Payable |
---|---|---|
First $8,000 | 0% | $0 |
First $55,000 | — | $1,880 |
First $70,000 | — | $2,780 |
First $85,000 | — | $3,980 |
Первые 100 000 долл. США | — | $ 5 480 |
$ 11555 | ||
$ 1155551551 | ||
| ||
9000 | | — | $7,280 |
First $130,000 | — | $9,380 |
Об авторе