Нормирование опасных и вредных факторов: 2.2. Принципы нормирования опасных и вредных факторов

Нормирование опасных и вредных факторов: 2.2. Принципы нормирования опасных и вредных факторов

Нормирование опасных и вредных факторов среды обитания

Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной.. Возглавляют эту группу нормативы выбросов вредных веществ.

К этой группе нормативов могут относиться и другие требования, разделы технологических строительных норм и правил, касающиеся охраны окружающей природной среды.

С помощью этой группы нормативов качества осуществляется контроль за промышленными и другими выбросами в окружающую среду вредных веществ, микроорганизмов, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы.

Согласно ст. 27 Закона об охране окружающей природной среды эта группа нормативов устанавливается с учетом производственных мощностей объекта.

Используя нормативы ПДК, оценивают экологическое и санитарно-гигиеническое состояние окружающей природной среды.

Контроль за источником вредного действия, регулирование его поведения выполняют путем применения нормативов допустимых выбросов вредных веществ.

Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферу.

Сброс – поступление веществ вместе со сточными водами в водный объект.

Производственно-хозяйственные нормы определяют по каждому источнику выброса, которых может быть несколько на одном предприятии. Источники вредных выбросов устанавливают органы надзора и контроля путем инвентаризации.

Постановление о введении ПДВ было принято в 1978 г. Принципы формирования нормативов ПДВ были отражены в законе . Правительство РФ постановлением 545 от 3 октября 1992г установило порядок разработки и утверждения экологических нормативов на сброс и выброс загрязненных веществ,лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов

Для конкретных организаций и предприятий экологические нормативы устанавливают органы МПР России или специальные уполномоченные органы в области охраны окружающей природной среды, органы санэпиднадзора.

Постановления Правительства РФ предусматривают два вида нормативов выброса – предельно допустимые и временно согласованные.

Научно-технический прогресс вводит в городскую и бытовую сферу технические средства .Производственная среда насыщается все более мощными техническими системами и технологиями, которые делают труд человека производительным и менее тяжелым физически . При этом сохраняет силу аксиома: потенциальная опасность является универсальным свойством взаимодействия человека со средой обитания и ее компонентами.

Всегда существует индивидуальная опасность – вероятная гибель от несчастного случая. Ежегодно 300-400 тысяч человек в нашей стране получают травмы на производстве, из них 7-10 тысяч – смертельно, еще 12-15 тысяч человек становится инвалидами труда. Десятки тысяч человек погибают ежегодно в дорожнотранспортных происшествиях.

Характер потенциальной опасности меняется на всем пути развития человечества от чисто природных, естественных до многочисленных негативных факторов антропогенного происхождения.

Потенциальную опасность можно оценивать с помощью риска. Риск- вероятность реализации опасности. Риск для человека пострадавшего в автомобильной катастрофе составляет 10-4 1 год.

Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, т.е. отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недостижима, пока существует источник опасности.

Основной характеристикой уровня безопасности является величина допустимого риска для человека. На практике допустимый риск часто устанавливается в соответствии с достигнутым благополучных аналогичных систем человек – техническая система.

В каждом конкретном случае возникновение опасности в технической системе имеет многопричинный характер. Основная доля причины приходится на неправильные действия людей, примерно пятая часть их связана с техникой. К группе человеческий фактор относятся –

— недостатки в профессиональной подготовке и слабые навыки действий в сложных ситуациях,

— отклонение от нормативных требований в организации и технологии производства,

-технологическая недесциплинированность исполнителей,

— наличие факторов дискомфорта в работе, вызывающих процессы торможения, утомления, перенапряжение организма человека.

Опасности технического характера обусловлены:- неисправность технических средств, отсутствием или неисправностью контрольно-измерительной аппаратуры и средств сигнализации.

В процессе своей деятельности человек имеет дело с высокими уровнями энергии и вредных веществ.

Вредные и опасные факторы производственной среды

Федеральное агентство по образованию

филиал  Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

Московского государственного индустриального университета

в г. Рославле Смоленской области 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности» 
 

На тему: «Вредные и опасные факторы производственной среды» 

 
 
 
 
 
 
 

                                                       Работа выполнена 

            студентом 3 курса

            заочного  отделения

            Кузьминой А. В.

            Группа: Э-33В

                Преподаватель:

                Гусейнов  Б.Х. 
           
           
           
           

      г. Рославль, 2011 

           Содержание 

      Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. . . . . . . . . .  . .3

      Глава 1. Определение опасных и вредных производственных факторов, их классификация.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .5

      Глава 2. Понятие и принципы нормирования опасных и вредных факторов …………………………………………………………………………. 7

      Глава 3. Воздействие негативных производственных факторов на организм человека и их нормирование ………………………………………9

        1. Вредные химические вещества, их нормирование . . . . . . . . …9
        1. Ультразвук. . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..13
        2. Электрические и магнитные поля. Статическое электричество, его нормирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
        3. Производственная пыль и её влияние на организм человека…………………………………………………………
          ……..19

      Заключение………………………………………………………………………22

      Список  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

           Введение 

           Производственная среда — это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др. ), называемые вредными и опасными факторами.

           С развитием цивилизации, когда большую  часть времени активной жизнедеятельности  человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, перед охраной труда встают новые и новые вопросы, в частности вопрос сохранения человеческого здоровья на производстве. Именно поэтому проблема нормирования опасных и вредных производственных факторов в настоящее время является очень актуальной.

           Целью данной работы является рассмотрение сущности опасных и вредных производственных факторов, их нормирования. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

           — определить понятие и принципы нормирования опасных и вредных производственных факторов;

           — ознакомиться с такими негативными  производственными факторами на организм человека, как:

      • вредные химические вещества;
      • производственные вибрации;
      • производственный шум;
      • ультразвук и инфразвук;
      • электромагнитные поля;
      • ионизирующее излучение;
      • естественное и искусственное освещение;
      • производственная пыль;

           — уяснить воздействие на организм  человека и определить нормирование  наиболее распространенных факторов: вредных химических веществ и электромагнитного поля, излучения.  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

       
       
       
       
       
       

      Глава 1. Определение опасных и вредных производственных факторов, их классификация 

           На  человека в процессе его трудовой деятельности могут воздействовать опасные (вызывающие травмы) и вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы. Опасные и вредные производственные факторы (ГОСТ 12.0.003-74) подразделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

           Опасными  называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными — факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

         Условия труда зависят также от производственной обстановки и характера труда.

         Характер  и организация труда, взаимоотношения  в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека. Они носят название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

           К опасным физическим факторам относятся  движущиеся машины и механизмы, различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования (приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.), отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента, электрический ток, повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т.д.

           Вредными  для здоровья физическими  факторами являются повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, высокие влажность и скорость движения воздуха, повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука и различных излучений — тепловых, ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных и др.

           Химические  опасные и вредные производственные факторы по характеру действия на организм человека подразделяются на следующие подгруппы: общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутогенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, окись углерода, сернистый ангидрид, окислы азота, аэрозоли свинца и др., токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз и латуней и некоторых пластмасс с вредными наполнителями.

           К биологическим опасным  и вредным производственным факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

           К психофизиологическим опасным и вредным  производственным факторам относятся физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др. ). 
       
       
       
       

      Глава 2. Понятие и принципы нормирования опасных и вредных факторов 

           Нормирование  — это определение количественных показателей факторов окружающей среды, характеризующих безопасные уровни их влияния на состояние здоровья и условия жизни населения. Нормативы не могут быть установлены произвольно, они разрабатываются на основе всестороннего изучения взаимоотношений организма с соответствующими факторами окружающей среды. Соблюдение нормативов на практике способствует созданию благоприятных условий труда, быта и отдыха, снижению заболеваемости, увеличению долголетия и работоспособности всех членов общества.

           В основу нормирования положены принципы сохранения постоянства внутренней среды организма (гомеостаза) и обеспечения его единства с окружающей средой, зависимости реакций организма от интенсивности и длительности воздействия факторов окружающей среды, пороговости в проявлении неблагоприятных эффектов, допустимости при исследовании воздействия факторов среды на организм человека и условия его жизни.

           В зависимости от нормируемого фактора окружающей среды различают предельно допустимые концентрации (ПДК), допустимые остаточные (ДОК), предельно допустимые уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые сбросы (ПДС) и др.

           Предельно допустимый уровень фактора (ПДУ) —  это тот максимальный уровень воздействия, который при постоянном действии в течение всего рабочего времени и трудового стажа не вызывает биологических изменений адаптационно-компенсаторных возможностей, психологических нарушений у человека и его потомства.

           Нормативы являются составной частью санитарного законодательства и основой предупредительного и текущего санитарного надзора, а также служат критерием эффективности разрабатываемых и проводимых оздоровительных мероприятий по созданию безопасных условий среды обитания. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

           3. 1. Вредные химические вещества, их нормирование

           Вредные химические вещества окружающей среды, как и любые другие, можно разделить на две группы: естественные (природные) и антропогенные (попадающие в окружающую среду в связи с деятельностью человека).

           Для организма человека разнообразие химических веществ имеет неравноценное значение. Одни из них индифферентны, то есть безразличны для организма, другие оказывают на организм вредное действие, третьи обладают выраженной биологической активностью, являясь либо строительным материалом живого вещества, либо составной частью химических регуляторов физиологических функций: ферментов, пигментов, витаминов. Последние получили название биологически активных элементов (или биогенных элементов). Все биогенные элементы в зависимости от их процентного содержания в организме человека разделены на две группы:

      • макроэлементы — О, С, Н, N, Cl, S, Р, Ca, Na, Mg;
      • микроэлементы — I, Сu, Со, Zn, Pt, Mo, Mn и др.

           Качественное и количественное содержание химических элементов определяется природой организма, при этом внутренняя и внешняя среда представляют собой единую, целостную систему, находящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой.

           Расстройство  равновесия, выражающееся в нарушении процессов жизнедеятельности или в развитии болезни, может наступать при воздействии чрезвычайного по величине или необычного по характеру фактора внешней среды. Такого рода ситуации могут иметь место на определенных территориях. На этих территориях избыток или недостаток определенных химических элементов наблюдается в местной фауне и флоре. Такие территории были названы биогеохимическими провинциями, а наблюдаемые специфические заболевания населения получили название геохимических заболеваний. При недостатке йода в почве его недостаточно оказывается и в питьевой воде. В случае пониженного содержания в почве, в атмосферном воздухе его концентрация также понижена. Таким образом, в биогеохимической провинции, обедненной йодом, организм человека постоянно недополучает йод с пищей, водой и воздухом.

           В биогеохимической провинции, обедненной фтором, при содержании фтора в воде источников водоснабжения 0,4 мг/л и менее, имеет место повышенная заболеваемость кариесом зубов.

      Опасные материалы | GSA

      Опасные материалы — это вещества или химические вещества, которые представляют опасность для здоровья, физическую опасность или вред для окружающей среды. Опасные материалы определяются и регулируются Агентством по охране окружающей среды США (EPA), Управлением по безопасности и гигиене труда США (OSHA), Министерством транспорта США (DOT) и Комиссией по ядерному регулированию США (NRC). Чтобы уменьшить попадание опасных материалов в пространство, контролируемое GSA, план экологических закупок GSA требует, чтобы GSA покупала продукты, которые оказывают меньшее или уменьшенное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. В частности, в Плане отдается предпочтение закупке продукции, не содержащей токсичных химикатов и опасных веществ, что способствует сокращению количества образующихся опасных отходов. Чтобы узнать больше об экологичных закупках для сведения к минимуму опасных отходов, посетите сайт GSA Green Procurement Compilation (GPC).

      Закон о планировании действий в чрезвычайных ситуациях и праве сообщества на информацию (EPCRA)

      GSA требует соблюдения правил Агентства по охране окружающей среды, принятых в соответствии с Законом о планировании действий в чрезвычайных ситуациях и праве сообщества на информацию (EPCRA). В частности, формы уровня II ежегодно представляются в рамках государственных программ, как того требует Раздел 312 EPCRA, для предоставления государственным и местным органам по планированию действий в чрезвычайных ситуациях и общественности конкретной информации об опасных химических веществах, присутствующих на объекте.

      Исполнительный приказ (EO) 13693, «Планирование федеральной устойчивости в следующем десятилетии», подписанное президентом Бараком Обамой 19 марта 2015 года, требует, чтобы федеральные агентства продвигали меры по предотвращению образования отходов и предотвращению загрязнения путем предоставления отчетности в соответствии с разделами 301–313 EPCRA. Кроме того, агентства EO 13693 должны требовать от подрядчиков предоставления информации, необходимой федеральным объектам для соблюдения EPCRA.

      Опасные отходы

      Правила Агентства по охране окружающей среды устанавливают требования к обращению с опасными отходами с момента образования до окончательного удаления. Эти правила могут применяться либо Агентством по охране окружающей среды, либо государством, в котором осуществляется обращение с отходами. Все федеральные агентства в пространстве, контролируемом GSA, несут индивидуальную и совместную ответственность за соблюдение более строгих требований к опасным и универсальным отходам.

      Некоторые производители опасных отходов должны получить идентификационный номер (ID) EPA, который используется для отслеживания опасных отходов от образования до удаления. Требования к идентификационным номерам EPA различаются в зависимости от юрисдикции, при этом одна юрисдикция может требовать, чтобы каждое агентство (GSA и его арендаторы), производящее опасные отходы в одном и том же здании, имело отдельный идентификационный номер EPA. В других юрисдикциях может быть разрешен только один идентификационный номер EPA для здания, независимо от количества агентств, производящих опасные отходы в здании.

      В соответствии с федеральными законами и нормами по охране окружающей среды политики, процедуры и контракты GSA требуют надлежащего обращения с опасными отходами для сведения к минимуму потенциальных рисков для здоровья человека и окружающей среды. Эти отходы могут образовываться в результате повседневной деятельности, такой как уборка, эксплуатация и техническое обслуживание здания, а также в результате малых и крупных строительных проектов, включая некоторые распространенные опасные отходы, такие как батареи, пестициды, ртутьсодержащее оборудование и лампочки. Служба общественных зданий GSA (PBS) и федеральные агентства арендаторов совместно работают над выявлением, управлением и снижением рисков, связанных с опасными отходами на государственных и арендуемых объектах.

      Внутренние стрельбища

      Критерии проектирования, эксплуатации и обслуживания внутренних стрельбищ PBS [PDF — 2 МБ], выпущенные в апреле 2012 г. , устанавливают стандарты для всех внутренних стрельбищ (IFR) в зданиях GSA, находящихся в федеральной собственности, с учетом требований к воздушному потоку. и элементы дизайна для вентиляции, фильтрации, баллистики, управления, освещения, шума и обслуживания полигона. Национальные стандарты IFR PBS поддерживают и дополняют Стандарты объектов для государственной службы (PBS P100).

      Хладагент

      GSA продвигает методы ответственного обращения с хладагентами в соответствии с правилами EPA для защиты озонового слоя. GSA требует, чтобы подрядчики извлекали, перерабатывали и утилизировали хладагент в соответствии с правилами EPA, а также применяли методы эксплуатации и технического обслуживания для сокращения летучих выбросов, связанных с гидрофторуглеродными (ГФУ) хладагентами из оборудования для кондиционирования воздуха. Для получения дополнительной информации об одобренных Агентством по охране окружающей среды заменителях озоноразрушающих веществ и хладагентах с высоким потенциалом глобального потепления (ГФУ), а также об одобренных регенераторах хладагентов посетите веб-сайт защиты озонового слоя Агентства по охране окружающей среды.

      Иерархия элементов управления | NIOSH

      Контроль воздействия опасностей на рабочем месте жизненно важен для защиты работников. Иерархия средств контроля — это способ определить, какие действия лучше всего контролируют риски. Иерархия средств контроля имеет пять уровней действий по уменьшению или устранению опасностей. Предпочтительный порядок действий, основанный на общей эффективности:

      1. Устранение
      2. Замена
      3. Технические средства управления
      4. Административный контроль
      5. Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

      Использование этой иерархии может снизить воздействие на работников и снизить риск заболевания или травмы.

      Устранение

      Устранение устраняет опасность в источнике. Это может включать в себя изменение рабочего процесса, чтобы отказаться от использования токсичных химических веществ, тяжелых предметов или острых инструментов. Это предпочтительное решение для защиты рабочих, потому что облучение исключено.

      Замена

      Замена использует более безопасную альтернативу источнику опасности. Примером может служить использование печатных красок на растительной основе вместо красок на основе растворителей.

      При рассмотрении замены важно сравнить потенциальные новые риски замены с первоначальными рисками. Этот обзор должен учитывать, как заменитель будет сочетаться с другими агентами на рабочем месте. Эффективные заменители снижают вероятность вредных последствий и не создают новых рисков .

      Устранение и замена могут быть самыми сложными действиями для внедрения в существующий процесс. Эти методы лучше всего использовать на этапе проектирования или разработки рабочего процесса, места или инструмента. На этапе разработки удаление и замена могут быть самым простым и дешевым вариантом. Еще одна хорошая возможность использовать исключения и замены — это выбор нового оборудования или процедур. Предотвращение посредством проектирования — это подход, предусматривающий активное включение предотвращения при проектировании рабочего оборудования, инструментов, операций и помещений.

      Технические средства контроля

      Технические средства контроля уменьшают или предотвращают контакт опасностей с работниками. Инженерный контроль может включать модификацию оборудования или рабочего пространства, использование защитных барьеров, вентиляции и многое другое. В базе данных NIOSH Engineering Controls есть примеры опубликованных результатов исследований инженерного контроля.

      Наиболее эффективные технические средства контроля:

      • являются частью конструкции оригинального оборудования
      • удалить или заблокировать источник опасности до того, как он вступит в контакт с работником
      • запретить пользователям изменять элемент управления или вмешиваться в него
      • требуется минимальный ввод данных пользователем для работы элементов управления
      • работать правильно, не мешая рабочему процессу и не усложняя рабочий процесс

      Средства инженерного контроля могут стоить дороже, чем средства административного контроля или средства индивидуальной защиты. Однако долгосрочные эксплуатационные расходы, как правило, ниже, особенно при защите нескольких работников. Кроме того, инженерный контроль может сэкономить деньги в других областях рабочего процесса или эксплуатации объекта.

      Административный контроль

      Административный контроль устанавливает методы работы, которые сокращают продолжительность, частоту или интенсивность воздействия опасностей. Это может включать:

      • обучение рабочему процессу
      • ротация работ
      • обеспечение адекватных перерывов для отдыха
      • ограничение доступа к опасным зонам или оборудованию
      • регулировка скорости линии

      СИЗ

      СИЗ — это оборудование, которое надевается для сведения к минимуму воздействия опасностей. Примеры СИЗ включают перчатки, защитные очки, средства защиты органов слуха, каски и респираторы. Когда сотрудники используют СИЗ, работодатели должны внедрить программу СИЗ. Хотя элементы программы СИЗ зависят от рабочего процесса и выявленных СИЗ, программа должна учитывать:

      • оценка опасностей на рабочем месте
      • Выбор и использование СИЗ
      • осмотр и замена поврежденных или изношенных СИЗ
      • обучение сотрудников
      • мониторинг программ для обеспечения постоянной эффективности

      Работодатели не должны полагаться только на СИЗ для контроля опасностей, когда доступны другие эффективные варианты контроля. СИЗ могут быть эффективными, но только тогда, когда работники используют их правильно и последовательно. СИЗ могут показаться менее дорогими, чем другие средства контроля, но со временем они могут стать дорогостоящими. Это особенно актуально при ежедневном использовании нескольких работников.

      Если другие методы контроля не могут снизить вредное воздействие до безопасного уровня, работодатели должны предоставить СИЗ. Сюда входят:

      • , пока другие элементы управления находятся в разработке
      • , когда другие меры не могут в достаточной степени уменьшить опасное воздействие
      • , если PPE является единственным доступным вариантом управления

      Административный контроль и СИЗ требуют значительных и постоянных усилий со стороны работников и их руководителей. Они полезны, когда работодатели находятся в процессе внедрения других методов контроля из иерархии. Кроме того, административный контроль и средства индивидуальной защиты часто применяются к существующим процессам, где опасности не контролируются должным образом.

    Об авторе

    alexxlab administrator

    Оставить ответ