Юридические статьи
Понятие «банковская тайна» практически уходит в прошлое. Начиная с 17.03.2021 года ФНС получает доступ к информации о реальных владельцах банковских счетов, лицах, имеющих доступ к деньгам. Ранее это было возможно только в рамках налоговой проверки.
Эксперты полагают, что теперь налоговики уж точно выявят всех, кто обналичивает деньги или является теневым владельцем счета, прикрываясь наличием доверенности, позволяющей распоряжаться средствами. В то же время специалисты полагают, что от нововведений пострадают и рядовые граждане, честно уплачивающие все налоги.
Для достижения заявленной цели внесли изменения в ст. 86 НК РФ «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля». Теперь, если финансовая организация получит запрос от ФНС, на формирование ответа дается три дня. Налоговики имеют право получить:
Помимо этого банк обязан сообщить налоговикам, кто является бенефициаром или выгодоприобретателем счета, какие лица представляют клиента.
Полученной информации достаточно для того, чтобы понять, в чьем ведении на самом деле находится счет. Налоговики могут отправить запрос в рамках общей процедуры истребования документов, если необходимо взыскать сумму неуплаченного налога. Основанием для получения данных может стать вынесение постановления о приостановлении операций по банковскому счету или отмена вынесенных ранее. Не меняется порядок проверки движения средств по расчетным счетам, получения выписок.
Налоговики и ранее могли подать запрос в любой банк, но для этого необходимо было инициировать налоговую проверку. Процедура была длительной и трудоемкой. Теперь же получить данные можно значительно быстрее и без массы согласований. Предполагается, что таким образом ФНС будет выявлять тех, кто не платит налоги, изобретает новые и совершенствует имеющиеся схемы сокращения отчислений в бюджет.
Эксперты говорят о том, что налоговикам будет работать намного проще. Появится возможность сравнивать, какие доходы декларированы официально и какие суммы потрачены. Например, так собираются бороться с фирмами-однодневками, обналичивающими через физических лиц значительные суммы денег.
Налоговым инспекторам будет проще получать данные о тех, кто снимает значительные суммы с расчетных счетов компаний-однодневок. Одновременно налоговики будут знать, кто реально управляет счетом и имеет к нему доступ.
Не менее значима информация о бенефициарах и выгодоприобретателях счетов. Если ранее многие реальные владельцы оставались в тени, их было сложно связать с конкретными операциями по счету, то теперь ФНС сможет это сделать. Такую точку зрения высказывают юристы, специализирующиеся на налоговом праве. Эффект от проверок будет существенным. Инспектор, вынося постановление о начале проверки, уже будет знать, какие суммы проходили по счетам, какие из них выходят за рамки обычной деятельности.
Эксперты полагают, что гражданам и юрлицам будет сложнее скрывать свои доходы. Теневой сектор экономики станет меньше. В поле зрения налоговиков попадут организации, зарабатывающие на обналичивании денежных средств, в том числе через подставных лиц. Особое внимание гарантировано и тем, кто не имеет официального дохода, нигде не работает, но оперирует значительными суммами денег.
Официально в ФНС сообщают, что тем, кто честно платит налоги, бояться нечего. Но эксперты говорят о том, что сложно изначально сказать, кто является добросовестным налогоплательщиком, а кто нет. Некоторые специалисты говорят о том, что по факту банки и налоговики пользуются интегрированными базами данных. Но при этом банковская тайна оставалась той зоной, к которой у государства не было доступа. Даже адвокат конкретного гражданина не мог получить в банке нужные данные. Теперь же у россиян просто не остается личного пространства. Государство собирается контролировать все.
Нельзя забывать о том, что налоговые инспекторы — тоже люди. Они могут ошибаться или целенаправленно допускать злоупотребления в ходе проверок. Соответственно, любой гражданин, получивший крупную сумму денег, должен уметь объяснить их происхождение.
Другие эксперты считают, что рядовых граждан нововведения никак не затрагивают. Но банки будут более осторожны при открытии счетов или проведении операций с крупными суммами денег. Они будут запрашивать данные о реальных владельцах средств.
В России уже несколько лет анонсируется курс на сокращение теневого сектора экономики. В конце 2020 года специалисты Минфина подготовили сразу два законопроекта. Если их примут, налоговикам даже не придется составлять запросы для банков. Все данные будут передаваться автоматически в рамках обмена информацией между ФНС и Центробанком. На практике это приведет к тому, что государство будет знать все о налогоплательщиках.
Если внимательно изучить пояснительную записку к законопроектам, можно увидеть, что причина всех нововведений в том, что многие граждане вместо того, чтобы платить налоги, придумывают схемы обмана государства. А ФНС подчеркивает, что инспекторы не смогут проверять движение денежных средств по счетам физических лиц. Эта информация будет недоступна.
все статьи
Интересное
01 марта 2023, 20:53
Пресс-служба Wildberries: мы блокируем подозрительные «массовые покупки»
РИА «Новости»
Читать 360tv в
В Сети появилась информация о том, что популярный маркетплейс Wildberries наводнили подозрительные клиенты. Они заказывают очень много товаров, причем дорогих, но в итоге ничего не покупают. По информации СМИ, все ради возврата средств: якобы это одна из схем по незаконному обналичиванию. «360» пообщался с представителями компании, экспертом по кибербезопасности и юристом, чтобы выяснить подробности.
Владельцы пунктов выдачи Wildberries обратили внимание на необычных покупателей, сообщил Telegram-канала Baza со ссылкой на источники. Клиенты заказывают много дорогих товаров — шубы, смартфоны и брендовые вещи, а потом отказываются от их выкупа.
Сначала подобных случаев было мало, но потом они стали массовыми, утверждают собеседники Baza.
«Так покупатели обналичивают деньги — например, выводят их с юрлиц и кредитных карт и таким образом уклоняются от уплаты налогов (при безналичной оплате по закону с них ничего не снимают). Помимо прочего, это еще и бьет по самим пунктам выдачи: при поступлении бракованного товара с них списывают 20% от стоимости, при этом проверять вещи сами пункты не могут», — говорится в посте.
РИА «Новости»
Возможную схему обналичивания денег через маркетплейс в разговоре с «360» подробно описал директор и партнер компании «Интеллектуальный резерв», эксперт по кибербезопасности Павел Мясоедов.
«Есть юридическое лицо — назовем его, к примеру, „Рога и копыта“. Клиент покупает у них товар с какой-нибудь своей карточки, после чего этот товар возвращает, даже не осматривая. „Рога и копыта“ получили деньги и сразу отправили обратно. Эти средства летят клиенту на лицевой счет, а он имеет право их вывести по своему усмотрению, куда захочет», — рассказал Мясоедов.
Но при чем тут юрлица? По словам эксперта, можно оформить много дешевых кредитных карт с маленьким лимитом, затем провести, например, 30 таких операций возврата.
«Юридическое лицо видит, что было 30–40 транзакций от одного человека, но не препятствует этому. Хотя существуют механизмы, которые блокируют такие левые заказы», — уточнил эксперт.
Отсюда появляется гипотеза о том, что в связке работают две стороны, предположил собеседник «360». Вероятно, юрлица отправляют серых покупателей, чтобы обналичивать деньги и уходить от налогов. Более того, у таких продавцов происходит транзакция, а значит, улучшается статистика продаж.
«Просуществует эта схема вряд ли долго», — уверен Мясоедов.
Freepik
Крупные суммы обналичить таким образом все равно не получится: поскольку обнальщики вынуждены использовать десятки юридических лиц, рано или поздно к ним приходят проверяющие органы. К тому же схема «обрубается» и со стороны маркетплейса, добавил эксперт.
Возможный пробел в кибербезопасности Wildberries он объяснил клиентоориентированностью. Для бизнеса покупатель — в приоритете, а для обычного человека вопрос получения возврата единомоментно всегда острый момент. То, что маркетплейс быстро перечисляет средства за неудачный заказ на лицевой счет, дает большой плюс площадке.
Вряд ли из-за возможной подозрительной активности в Wildberries могут отказаться от устоявшейся практики, ведь потенциально это может привести к тому, что клиенты перебегут к конкурентам, отметил Мясоедов.
Freepik
Руководитель пресс-службы Wildberries Валерий Прокопьев назвал информацию Baza недостоверной.
«Информация Telegram-канала Baza о том, что с помощью платежей через Wildberries некие пользователи выводят средства, а юридические лица — уходят от налогов с помощью безналичных платежей, является фейком», — заявил он «360».
Freepik
Он отметил, что системы кибербезопасности Wildberries быстро выявляют подозрительную активность и блокируют странные «массовые покупки».
К тому же при частых возвратах пользователь оплачивает обратную доставку, поэтому обналичивание кредитных карт не может быть выгодным, утверждает Прокопьев.
Если же подобные случаи все-таки существуют и в будущем их станет критически много, то можно предположить, что — в том числе при помощи администрации маркетплейса — схемой заинтересуются правоохранительные органы. Таким мнением с «360» поделился доцент кафедры гражданского права Всероссийского государственного университета юстиции Андрей Некрасов.
С точки зрения квалификации действий обнальщиков, скорее всего, они могут подпасть под уголовную статью о незаконной банковской деятельности, считает юрист.
Это классическая статья, которую давно используют правоохранительные органы для пресечения обнала, напомнил Некрасов. Преступления в области незаконной банковской деятельности сегодня расследуют довольно активно — во всяком случае, в Москве подобных дел немало, подытожил он.
Авторы:
Виктория Шапорова
Иван Коротков
Дмитрий Толокевич
Мошенничество
Деньги
Маркетплейсы
Департамент регулирует обналичивание чеков в соответствии с O.C.G.A. §§ с 7-1-700 по 7-1-709.2.[1] «Обналиватель чеков» — это коммерческая организация, которая занимается обналичиванием чеков или других платежных инструментов за вознаграждение . О.К.Г.А. § 7-1-700(3). Что касается обналичивания чеков, «комиссия» означает плату за обслуживание, выгоду или другое вознаграждение, которое включает, помимо прочего, наличные деньги, обмен стоимости, превышающей обычную розничную стоимость, обязательную покупку товаров или услуг покровителей или покупка элементов каталога или купонов или других предметов, указывающих на возможность получения товаров, услуг или элементов каталога. О.К.Г.А. § 7-1-700(10).
Кроме того, закон штата Джорджия ограничивает размер комиссии, которую могут взимать обналичивающие чеки. В частности, O.C.G.A. § 7-1-707(f) предусматривает следующее:
(f) Ни один лицензиат не имеет права:
Обработчики чеков должны иметь лицензию Департамента, чтобы предлагать обналичивание чеков потребителям из Джорджии, если только организация не подпадает под одно из ограниченных исключений, перечисленных в O.C.G.A. § 7-1-701.1. Департамент использует Национальную систему лицензирования нескольких штатов («NMLS») для лицензирования и управления обналичивающими чеками. Потребители могут убедиться, что обработчики чеков имеют право работать в Грузии, проверив доступ NMLS Consumer Access на сайте www.nmlsconsumeraccess.com.
Если вы считаете, что вели бизнес с юридическим лицом, обналичивающим чеки или другие платежные инструменты за плату в Грузии, которое не указано в качестве лицензированного лица в NMLS Consumer Access, сообщите об этом юридическом лице по адресу [email protected].
Если у вас возникла проблема с лицензированным обналичивателем чеков в Джорджии, вам следует попытаться решить проблему напрямую с предприятием.
Департамент не уполномочен разрешать споры между потребителями и поставщиками финансовых услуг. Тем не менее, Департамент использует информацию, предоставленную потребителями, в процессе регулирования. Если вы хотите сообщить о проблеме в Департамент, отправьте информацию на [email protected].
Для получения дополнительной информации о том, как Департамент регулирует работу обналичивателей чеков, посетите раздел «Обналичиватель чеков».
[1] Чтобы получить доступ к этим законам или любой части Кодекса Джорджии, посетите Генеральную Ассамблею Джорджии и введите соответствующий раздел Кодекса (например, «7-1-700») в предоставленную строку поиска. . (Ссылки за пределами сайта)
Кодекс предоставлен штатом Джорджия с веб-сайта Генеральной Ассамблеи Джорджии. При просмотре Кодекса имейте в виду, что законы, принятые на последней законодательной сессии, могут быть еще не опубликованы на LexisNexis.
1. Предприятие, которое обналичивает чек номинальной стоимостью более 1000 долларов США, предоставляя покупателю 999 долларов США наличными, а остаток — денежными переводами или банковским переводом. передать «кассиру по чекам» для целей Закона о банковской тайне (BSA)?
Для целей применения ЗБТ некоторые небанковские финансовые учреждения классифицируются как предприятия, предоставляющие денежные услуги (MSB). См. 31 CFR 103.11(uu). MSB должны соблюдать требования программы регистрации, отчетности, ведения учета и борьбы с отмыванием денег, содержащиеся в правилах, обнародованных в соответствии с BSA. Одной из категорий MSB является «кассир по чекам», который определяется как «…[] лицо, занимающееся обналичиванием чеков (кроме лица, которое не обналичивает чеки на сумму, превышающую 1000 долларов США в валюте, денежной или иной форме).
Как объяснялось выше, определение обналичивателя чеков применимо только к бизнесу, который занимается обналичиванием чеков «на сумму, превышающую 1000 долларов США в валюте, денежных или других инструментах, для любого лица в любой день в рамках одной или нескольких транзакций» ( выделение добавлено). Для целей правил BSA «денежный инструмент» включает, среди прочего, денежные переводы. См. 31 CFR 103.11(u). Таким образом, организация, предоставляющая покупателю денежные переводы или комбинацию валюты и денежных переводов в обмен на чек на сумму более 1000 долларов США в любой день в рамках одной или нескольких транзакций, является «кассиром по чекам» и должна соблюдать правила BSA, применимые к обналичивателям чеков, включая регистрацию, ведение учета, отчетность и требования программы по борьбе с отмыванием денег.
Напротив, телеграфные переводы не являются «денежными или другими инструментами» для целей определения «обналичивания чеков» в 31 CFR 103.11(uu)(2). Таким образом, организация, которая предоставляет покупателю банковский перевод или комбинацию валюты и банковского перевода в обмен на чек на сумму более 1000 долларов США в любой день в рамках одной или нескольких транзакций, не является «кассиром по чекам». ». Однако такая организация, скорее всего, является «переводчиком денег» для целей 31 CFR 103.11(uu)(5) в силу предоставления услуг по безналичному переводу. В отличие от определения «обналичиватель чеков», определение «переводчик денег» не содержит минимального порога в долларах. В соответствии с правилами BSA «переводчики денег» являются MSB и должны соблюдать применимые правила BSA, включая регистрацию, ведение документации, требования программы соответствия требованиям по борьбе с отмыванием денег и требования к отчетности, включая отчеты о валютных транзакциях и отчеты о подозрительной деятельности.
2. Возникает ли требование о подаче Отчета о валютных операциях (CTR) в ситуациях, когда финансовое учреждение обналичивает чек на сумму более 10 000 долларов США, предоставляя клиенту 9 000 долларов США наличными, а остаток в виде денежных переводов?
Отчет о валютных операциях («CTR») должен быть подан для каждого депозита, снятия, обмена валюты или другого платежа или перевода через финансовое учреждение, через него или в адрес финансового учреждения, который включает транзакцию или транзакции в валюте на сумму более 10 000 долларов США. когда финансовому учреждению известно, что транзакция (транзакции) совершается любым лицом или от его имени в течение одного рабочего дня. См. 31 CFR 103.22. Для целей требования CTR «транзакция в валюте» означает транзакцию, связанную с физической передачей наличных денег от одного лица другому. См. 31 CFR 103.11(ii). Таким образом, если финансовое учреждение обналичивает чек номинальной стоимостью более 10 000 долларов, предоставив клиенту 9 долларов.
Об авторе