Термин ОПЕК появился с одновременным объединением ряда стран, ключевых игроков на экспортном нефтяном рынке, в единое сообщество. Задачей международного сообщества стало управление квотами на разработку нефтяных месторождений.
Понятие произошло от сокращенного наименования — The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC). Страны, включенные в список объединения, контролируют до 2/3 всех месторождений нефти, что позволяет диктовать условия остальным участникам рынка. По добыче на них выпадает до 35% объема — почти половина мирового экспорта нефтепродуктов.
Организация ОПЕК является ключевым партнером государств, экспортирующих нефть
Помимо контрольных функций, члены ОПЕК занимаются следующим:
Ключевым моментом является получение прибыли от вложений в нефтяную промышленность. Два раза в год руководящие лица по линии энергетики стран-участников встречаются для анализа всех произошедших на мировом рынке событий и составляют прогноз на будущее.
В состав ОПЕК вошли в первую очередь страны, экономика которых зависит от добычи нефти. Сырьевая база многих государств сильно израсходована, что вынуждает искусственно регулировать объемы экспорта, чтобы в будущем не оказаться без источника пополнения государственного бюджета.
Впервые с необходимостью расшифровки термина ОПЕК столкнулись в 1960-х годах XX века, когда было принято решение о создании данной организации. Это событие произошло в Багдаде при участии пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Венесуэлы, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана, Ирака. С сентября 1960 года началась история ОПЕК, состав которой со временем стал расширяться.
Концепция ОПЕК заключается в возможности контроля и регулирования цен на нефть.
Инициатива появилась по причине снижения закупочной цены на нефть в одностороннем порядке. Произошло это по единоличному решению руководства картели «Семь сестер», на который в то время приходился значительный процент нефтяного рынка. Так, отсутствие единого управленческого звена приводило к избытку сырья, что для добывающих компаний равнозначно убыткам.
Начиная с 1968 года, когда приняли Декларацию «О нефтяной политике стран — членов ОПЕК», деятельность стран-участников ОПЕК стала похожей на урегулированную и предсказуемую. Со временем организация лишь увеличивала влияние на мировом рынке и привлекала все больше государств, заинтересованных в повышении уровня контроля над собственными ресурсами и сырьем стран-конкурентов.
Состав списка стран ОПЕК менялся преимущественно в сторону увеличения количества участников. Так, в 1960-х годах к сообществу присоединились Алжир, Индонезия, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты. В следующем десятилетии решение о входе в состав ОПЕК приняли страны: Нигерия, Эквадор, Габон.
В последний состав организации были включены государства:
Российская Федерация выступает лишь наблюдателем, оставаясь независимой от любых решений союза, но постоянно участвуя в общих обсуждениях. Принятие России в состав ОПЕК возможно, но для этого придется выполнить ряд условий вроде возврата партийных запасов золота Бухаресту, признания ошибки в поддержании режима Чаушеску.
С момента создания ОПЕК работает над улучшением благосостояния стран, участвующих в ней.
Фактически было создано сообщество, позволяющее противостоять крупным игрокам, ранее представляющих настоящие монополии на нефтяном рынке. Для объединения появилась возможность противопоставлять совокупные интересы политике конкурентов, настаивать на развитии рыночной ситуации во благо небольших стран.Планомерная работа над расширением влияния позволяет добиться стабильности цен.
Ключевыми направлениями политики ОПЕК являются:
По сути, все мероприятия сводились и продолжают сводиться к устранению монополии со стороны крупных добытчиков. Последние не раз пытались разобщить участников ОПЕК и сохранить свое влияние, но появление единой политики стало для них весьма непосильным препятствием, и постепенно к организации стали прислушиваться.
Единственным недостатком сообщества является попытка приравнять условия работы на нефтяном рынке для всех участников независимо от личного вклада в общее дело. Иногда внешние политические интересы этих государств противопоставляются, приходится искать компромиссы уже внутри самой ОПЕК.
Помимо общего состава ОПЕК, важным является организационная структура. Система становится эффективной лишь при наличии четко определенной схемы принятия решений и точном определении ключевых фигур, участвующих в их разработке/озвучивании. Для ОПЕК высшим органом управления является Конференция. Она состоит из делегаций от стран-участников, главой которых обычно становится Министр энергетики или подобной государственной структуры.
Продуманная структура управления ОПЕК позволяет упростить процесс принятия решений
Сбор конференций объявляется два раза в год в штаб-квартире ОПЕК, расположенной в Вене. В экстренных случаях допускается внеочередная сессия, она собирается по просьбе большинства государств и с одобрения «Совета управляющих». Последние занимаются как оперативным управлением, так и составлением текущих докладов, проведением научных исследований, принятием решений о приеме новых членов, утверждением членов «Совета управляющих».
После утверждения состава «Совета управляющих» каждый его член получает двухлетний мандат, в течение данного срока он является полномочным исполнительным органом. По истечении указанного периода кандидатуры пересматриваются. В работе ОПЕК опирается на целый перечень комиссий. Такая схема позволяет избежать монополии при принятии ключевых решений, создает атмосферу объективности при обсуждении любых вопросов.
С 1987 года появилось понятие Корзина ОПЕК (от англ. — OPEC Reference Basket). Его значение равно средневзвешенной цене основных сортов нефти, добываемых внутри «стран-участниц» (по одному от каждого представителя). Состав корзины систематически изменяется согласно смене списка участников и изменению тенденций на мировом рынке.
Последний среднеарифметический показатель корзины рассчитывался из сортов нефти следующих стран:
Исторический максимум стоимости корзины ОПЕК зафиксирован в 2008 году. Ценовая отметка в $140.73 за баррель нефти была достигнута 3 июля 2017 года, но впоследствии стоимость упала. На январь 2017 года она составила всего $52.91 за баррель. Перерасчет производится ежедневно по завершении очередного торгового дня на бирже.
При оценке корзины учитываются мировые запасы нефти, снижение резерва отдельных стран и изменения способов добычи. Но прогнозы до сих пор сохраняются прежними — уровень $60 за баррель в пятилетней перспективе. Резко изменить ситуацию сможет любое политическое, экономическое или природное явления.
Одним из основных инструментов влияния ОПЕК на нефтяной рынок является назначение квот на добычу. По результатам общего решения обычно публикуются объемы (отдельно для каждой из стран), в итоге все стороны имеют возможность реализовать собственные интересы без нарушения прав остальных государств.
При обсуждении очередного изменения квот/сохранения прежних объемов учитывают:
Полностью данные о назначенных квотах ОПЕК не публикует. О распределении долей на мировом рынке можно судить преимущественно по докладам, озвучиваемым по итогам каждого календарного года. Из-за систематического изменения состава организации часть данных не рассматривается как объективный показатель.
Организация ОПЕК объединяет страны лишь по признаку наличия экспорта нефти, но у многих из них периодически возникают внутренние проблемы, мешающие исполнению требований по тем же квотам. Если Саудовская Аравия и все соседствующие с ней страны имеют высокий уровень жизни населения, малую заселенность территории, огромные запасы нефти с невысокой себестоимостью добычи, то Нигерия или Венесуэла постоянно испытывают проблемы с перенаселением и бедностью.
Влияние ОПЕК на мировом рынке высоко, его можно воспринимать в качестве весьма эффективного политического и экономического оружия. Контроль цен выгоден лишь при наличии единого мнения внутри организации, в последнее время этого не хватает. Это влияет на могущество сообщества — при охвате минимум трети всего объема добыча нефти негативно отражается на стабильности цен на сырье.
На протяжении практически пятидесяти лет ОПЕК удавалось сохранять единство между ее членами, но в последнее время появилось недоверие, разрушающее картель. При быстром развитии «добычи дешевой сланцевой нефти» в США и падении спроса в Азии на нефтяном рынке наблюдается неопределенность. Появляются сигналы о приближении еще больших проблем. Так, агрессия ИГИЛ на Ближнем Востоке оказывает подавляющее действие на международную экономику. Сокращение энергетического рынка приводит к недовольству участников ОПЕК, получающих раз за разом уменьшающиеся квоты.
Отдельно рассматривается вопрос о взаимодействии ОПЕК и России. Стороны понимают, что ключевым моментом является стабильный рынок энергетики, но временное сотрудничество малоэффективно в направлении работ по росту предсказуемости цен на сырье. Несмотря на независимость РФ от ОПЕК, у нефтяного картеля с Россией много общего.
Когда в 1990-х годах ОПЕК пыталась увеличить рыночную стоимость нефти, стало ясно, что в результате она потеряет значительную часть нефтяного рынка, но этого позволить себе никто не может. В результате очередного собрания «Совета управляющих» было принято решение подключить независимых производителей, включая Россию, но польза от этого появилась лишь в 2000-х годах после «экономической войны».
В начале ОПЕК пыталась в ультимативной форме вынудить Россию снизить количество добываемой и экспортируемой нефти. Россия прислушалась (на словах) к мнению организации и уменьшила объемы экспорта, но на деле наша страна продолжала наращивать мощность добывающего сектора. После ряда последующих конфликтов и различных событий в мире вроде иракского кризиса было принято решение о сотрудничестве.
2 февраля 2022, 03:50
НЬЮ-ЙОРК, 2 февраля. /ТАСС/. Бывший президент США Дональд Трамп полагает, что нынешняя американская администрация Джо Байдена должна демонстрировать силу в ситуации вокруг Украины. Об этом он заявил во вторник, выступая в эфире телеканала Newsmax.
«Нам нужно показывать силу», — сказал Трамп, отвечая на вопрос ведущего о том, что бы он посоветовал Байдену в ситуации с Украиной. При этом бывший американский лидер выразил мнение, что при нем подобное развитие событий «было бы немыслимо». «Этого бы просто не произошло», — отметил он.
При этом республиканец в очередной раз раскритиковал Байдена, заявив, что США при нем «потеряли уважение». «Они уважали нашу страну, и, честно говоря, год назад они уважали нашего лидера», — изложил свою точку зрения Трамп, не пояснив, чьего именно уважения американцы лишились при нынешней администрации.
В последнее время в странах Запада, а также в Киеве звучат утверждения о возможном вторжении России на украинскую территорию. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал подобную информацию пустым и безосновательным нагнетанием напряженности. Он подчеркнул, что Россия ни для кого не представляет угрозу. При этом Песков не исключил вероятность провокаций для оправдания таких заявлений и предупредил, что попытки силового решения кризиса на юго-востоке Украины будут иметь самые серьезные последствия.
Трамп заявил, что хотел бы познакомиться с расшифровкой телефонного разговора нынешнего главы Белого дома Джо Байдена с президентом Украины Владимиром Зеленским, который состоялся 27 января.
«Мне было бы интересно увидеть [расшифровку этого звонка], — сказал Трамп, отвечая на вопрос о том, надо ли ее опубликовать. — Я думаю, что звонок был примерно таким, как о нем говорят. Не думаю, что это что-то изменит. Но было бы интересно ее увидеть».
По сообщениям СМИ, в том числе поддерживающего демократов телеканала CNN, последний телефонный разговор Байдена и Зеленского прошел неудачно. Как сообщается, лидеры двух стран не сошлись в оценке угрозы «российского вторжения». Зеленский якобы заявил, что раз США считают вторжение неизбежным, им следовало бы направить Киеву современную боевую технику, однако получил отказ.
В 2019 году демократы потребовали у Трампа предоставить расшифровку его телефонных разговоров с Зеленским, в ходе которых Трамп якобы оказывал давление на Киев с целью возобновления расследования в отношении Хантера Байдена — сына Джо Байдена. На основании этих подозрений Палата представителей Конгресса США начала процесс импичмента Трампа. Однако позднее он был полностью оправдан.
Бывший президент США считает, что Россия может многое получить в ходе переговоров с американской администрацией во главе с Джо Байденом, если не станет предпринимать агрессивные действия в отношении Украины.
Ведущий поинтересовался у республиканца, действительно ли тот считает, что Россия собирается прибегнуть к активным мерам против Украины. Трамп ответил утвердительно. С его точки зрения, в сложившейся ситуации просматриваются признаки того, что Москва якобы готовится предпринять какие-то действия. «Это выглядит так, что они (россияне — здесь и далее) будут [предпринимать действия]», — сказал бывший глава Белого дома, не уточнив, о каких шагах может идти речь.
Он также подверг критике политику нынешней вашингтонской администрации на российском направлении. «Я бы сказал, что это было бы невозможно, этого бы не произошло, будь мы [у власти]. Но мне кажется, что они [россияне] предпримут шаги», — изложил свою версию экс-президент.
«Как минимум они [россияне] договорятся о многих хороших вещах. Потому что если они не предпримут эти шаги [в отношении Украины], Байден даст им все», — полагает Трамп.
Трамп подверг критике нынешнего американского лидера Джо Байдена за то, что США при его администрации вынуждены покупать нефть у России.
«Цены на энергию столь высоки! Нам приходится обращаться к ОПЕК. Мы вынуждены просить нефть у России, чтобы обеспечить Восточное побережье США, можете себе представить? Это они поставляют ее», — заявил он.
Республиканец также выразил мнение, что рост цен на нефтепродукты в США якобы «спровоцирован Россией». «При мне у нас не было нужды в чьей-либо энергии, мы были энергетически независимы. Мы сами производили ее, и она была недорогой», — посетовал Трамп.
Ранее пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что США приветствуют решение ОПЕК+ оставить неизменным рост добычи нефти участников соглашения на 400 тыс. баррелей в сутки в январе. При этом она отметила, что Байден готов принимать дальнейшие меры для снижения стоимости топлива. Псаки уточнила, что США не намерены пересматривать планы, касающиеся высвобождения 50 млн баррелей нефти из стратегических резервов. В ноябре 2021 года Байден принял решение задействовать 50 млн баррелей нефти из стратегических резервов страны в целях снижения цен на топливо для американцев и стабилизации спроса и предложения на мировом рынке после пандемии.
Страны соглашения ОПЕК+ с мая 2020 года сокращают добычу нефти для стабилизации рынка нефти, сильно пострадавшего в начале пандемии. Однако уже с августа 2021 года они начали смягчать ограничения и увеличивают добычу нефти на 400 тыс. б/с в месяц. Страны ОПЕК+, крупнейшим участником которого является Россия, утверждают это решение на встрече в начале каждого месяца.
Теги:
УкраинаСШАБайден, ДжоТрамп, Дональд
После того, как United Parcel Service (NYSE: UPS) приобрела TNT Express в рамках недавней сделки, многие инвесторы пристально следили за FedEx (NYSE: FDX), словно ожидая немедленной реакции. И, наконец, вот оно!
FedEx изменила свою прежнюю позицию, выбирая только органический рост в Европе, и решила пойти по пути приобретения, купив Opek Sp.z o.o., небольшую семейную курьерскую компанию, базирующуюся в Польше.
В чем дело?
FedEx в настоящее время пытается укрепить свои позиции в Европе, где ее рыночная доля составляет лишь 3% по сравнению с 17% у UPS (после сделки с TNT). FedEx выходит за рамки международных перевозок в Европе и в настоящее время расширяет свои внутренние наземные перевозки в регионе. Приобретение Польши — лишь часть этого процесса.
Хотя точная сумма сделки в настоящее время неизвестна, она не должна стать значительным увеличением доходов FedEx, учитывая тот факт, что годовой доход Opek составляет около 70 миллионов долларов. Если сравнить это с годовым доходом TNT (2011 г.) в размере 7,2 миллиарда долларов, FedEx, кажется, получает небольшой кусок европейского пирога. Но FedEx, похоже, интересует не только доход.
Стремитесь приобрести
Нынешнее приобретение FedEx в Польше выглядит удачным по двум конкретным причинам: Opek — одна из многих семейных компаний среднего размера, работающих на зрелом европейском рынке, что делает ее идеальной целью для приобретения. В то же время Польша традиционно была одной из самых эффективных экономик в Европе, что делало ее географически привлекательным местом.
За последние пять лет FedEx, похоже, установила тенденцию к небольшим, но стратегическим приобретениям и расширению своего присутствия в Европе. Например, в 2006 году FedEx купила ANC Holdings, британскую организацию экспресс-перевозок, а в 2007 году приобрела Flying Cargo в Венгрии, что позволило ей работать в этой стране на основе полного владения. FedEx также консолидировала свои операции во Франции и Германии в 2009 году.и 2010 г., что значительно расширило ее деятельность в Европе.
Глупый вывод
Поскольку конкурент UPS, получивший определенное преимущество благодаря приобретению TNT Express, FedEx, возможно, осознала, что одного только органического роста недостаточно для увеличения своей незначительной доли на европейском рынке.
Однако одно событие не определяет перспективы компании. Вот почему важно внимательно следить за компанией. Добавьте FedEx в свой бесплатный список наблюдения, чтобы получить больше информации об этих акциях.
В то время как европейская экономика в настоящее время испытывает трудности, многие компании, такие как UPS и FedEx, стремятся диверсифицировать свою деятельность по всему миру. Чтобы узнать о еще трех таких глобальных играх, ознакомьтесь с нашим бесплатным отчетом: «3 американские компании намерены доминировать в мире». Отчет не будет доступен вечно, поэтому мы приглашаем вас получить свою копию сегодня!
Глупый вкладчик Навьот Каур не владеет акциями ни одной из компаний, упомянутых в этой статье. Службы рассылки новостей Motley Fool рекомендовали покупать акции FedEx. У Motley Fool есть политика раскрытия информации. Мы, дураки, возможно, не все придерживаемся одного и того же мнения, но все мы верим, что рассмотрение разнообразных идей делает нас лучшими инвесторами.
Список JRL Россия Китай, СНГ, Таможенный союз, Евразийский союз, Экономика, Бизнес, Инвестиции, Торговля, Дальний Восток, Сибирь, АТЭС, Политика, Правительство, Протесты, Выборы
(Kremlin.ru — 27 апреля 2019 г. — ru.kremlin.ru /events/president/transcripts/60396)
Владимир Путин выступил перед журналистами по итогам круглого стола Форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь».
Президент России В.В.Путин: Добрый день. Вступительных слов не будет. Я готов ответить на ваши вопросы.
Вопрос: Добрый день. «Один пояс, один путь» — очень амбициозный проект, в той мере, в какой он вызывает у некоторых опасения. Китай не та страна, которая строит планы только на годы вперед — он строит планы на десятилетия, исходя не из миллиардов, а из триллионов долларов. Отсюда возникает вопрос, это проект Китая или он выгоден другим участникам? Выгодно ли это России?
В.Путин: Китай – огромная страна. Я упомянул, что по открытым источникам и данным МВФ Китай является ведущей экономикой мира по паритету покупательной способности. На душу населения он значительно ниже, чем, скажем, в США, но объем выше. Поэтому, безусловно, у Китая есть планы по своему развитию, и они огромны и амбициозны; когда Китай что-либо реализует, он использует в высшей степени прагматичный подход к решению своих задач.
Китай — наш стратегический партнер; это видно по всем показателям и параметрам. Китай является главным торговым партнером России. Наша цель в 2018 году состояла в том, чтобы достичь объема в 100 миллиардов долларов, и мы превзошли его, достигнув 108 миллиардов долларов. И у нас есть хорошие перспективы для развития.
Когда руководство страны и Председатель Си Цзиньпин формулируют эти планы и ставят задачи развития перед собой и перед страной – это очень прагматичный подход. Так же, как мы или любая другая страна, они руководствуются своими национальными интересами. Это нормально.
Китай осуществляет это цивилизованно и деликатно, следя за тем, чтобы предложения о совместном развитии отвечали интересам подавляющего большинства международных участников, если не всех. Вообще говоря, ничего нового Китай не предложил; на самом деле он пытается подтвердить принципы, изложенные Всемирной торговой организацией и Международным валютным фондом, и многие наши коллеги упоминают об этом за кулисами, как и на прошлой встрече. Какова цель Китая? Стабильность.
В чем причина этого? Экономика Китая огромна, и внутренний рынок растет. Но сегодня то, что производит Китай, в основном ориентировано на внешние рынки.
Конечно, внутреннее потребление будет постепенно увеличиваться вместе с общим ростом доходов населения. Сегодня Китай заинтересован в продвижении своей продукции на зарубежные рынки, что является естественным стремлением любой страны. Например, шведская экономика почти полностью ориентирована на экспорт, то же самое относится и к немецкой экономике. Китай просто предлагает больше товаров. Так как же реагировать Китаю, когда он сталкивается с определенными ограничениями и попытками некоторых стран остановить его развитие? Что делать Китаю? Он должен укреплять фундаментальные принципы глобальных экономических отношений и создавать условия для продвижения своей продукции. Как это может быть сделано? Путем развития транспортной инфраструктуры, портового хозяйства, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, строительства автомобильных дорог. Именно это и делает Китай. Так все и началось, но потом стало очевидно и с точки зрения роста Китая, и для нас, что этого будет недостаточно. Нам нужно было укрепить фундаментальные принципы международных экономических отношений.
Заинтересована ли в этом Россия? Конечно, это является. Учитывая большой объем товарооборота и тот факт, что он растет, мы, безусловно, заинтересованы в использовании транзитного потенциала Транссибирской магистрали и БАМа, и мы намерены вкладывать значительные средства в них, а также в автомобильный транспорт. транспорт и дороги. Мы выделили триллионы рублей на развитие инфраструктуры. Зачем мы это делаем? Для того, чтобы эффективно использовать транзитный потенциал нашей страны и иметь возможность осуществлять взаимные импортно-экспортные операции.
Китай действует очень цивилизованно. На протяжении многих лет мы ставим вопрос о необходимости увеличения доли товаров машиностроения в нашей торговле. Сейчас это начинает реализовываться, что связано, в том числе, с позицией, занятой руководством Китая. Я очень благодарен Председателю Си Цзиньпину и Премьер-министру Ли Кэцяну за их последовательные усилия по улучшению торговых отношений Китая с Россией.
Это отвечает нашим интересам? Абсолютно. Я думаю, что у этой инициативы очень светлое будущее, поскольку, как я уже говорил, в этом заинтересованы почти все мы. Никто не хочет сталкиваться с какими-то ограничениями, никто не хочет никаких торговых войн, может быть, за исключением тех, кто стоит за этими процессами. Во всяком случае, подавляющее большинство, почти 100 процентов твердо убеждены в том, что эти ограничения и войны подрывают мировую экономику и ее развитие. Как бы странно это ни звучало, мировая экономика в целом нуждается в либеральных ценностях, которые в настоящее время отстаивает Китай.
Именно поэтому я считаю, что эта инициатива получит дальнейшее развитие, что также можно объяснить китайской философией: они продвигаются с крайней осторожностью и не только стремятся учитывать интересы своих партнеров, но и делают это в их политической и практической деятельности. Мир очень позитивно относится к этим событиям.
Вопрос: У вас был марафон двусторонних встреч и коротких бесед в кулуарах форума. Что для вас было самым важным на этих встречах? Спасибо.
В.Путин: Вы знаете, сложно что-то конкретно выделить. Мы можем говорить о вещах, которые важны для нас в целом. Для нас важно то, что мы выстраиваем позитивные и деловые отношения со многими нашими партнерами, с большинством стран мира. Все, с кем я встречался, говорили, что хотят работать с нами.
Что мы сделали? Основное внимание мы уделили двусторонним отношениям. В каждом конкретном случае существуют определенные приоритеты двусторонних отношений, поскольку структура торгово-экономических связей различается в зависимости от страны. При этом есть хорошие перспективы для работы со всеми странами.
Конечно, есть и более глобальные вопросы. Я имею в виду вопросы безопасности, в том числе региональной безопасности. Как мы могли не обсудить на встрече с президентом Египта наши амбициозные планы по строительству атомной электростанции? Как можно было не обсуждать региональные события, в том числе и в Сирии, и в Ливии, и многие другие вопросы? Я только что провел ряд встреч с моими коллегами из европейских стран. Я, конечно, проинформировал их о нашем видении развития событий в Украине и реализации Минских соглашений. Я также позаботился о том, чтобы проинформировать коллег об итогах встречи с лидером Северной Кореи. То есть мы работали по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес.
Вопрос: В рамках форума у Вас также состоялась двусторонняя встреча с китайскими партнерами. Могу ли я спросить в этой связи, обсуждали ли вы с Си Цзиньпином перспективы сокращения экспорта иранской нефти до нуля, поскольку Китай является одним из крупнейших импортеров иранской нефти? Вы говорили об этом? Обсуждали ли вы с китайскими партнерами, как вы можете помочь Ирану в связи с санкциями США, в том числе финансовую помощь и любую другую помощь? Готова ли Россия заменить Иран, увеличив экспорт нефти в Китай, что означало бы увеличение добычи нефти в России? Спасибо.
В.Путин: Мы с Председателем Си Цзиньпином почти не обсуждали, если вообще обсуждали вопросы, связанные с нашим сотрудничеством с Ираном. Не упомянули и о нефтяных вопросах.
Что касается того, готова ли Россия удовлетворить потребности Китая, то могу сказать, что Россия готова удовлетворить потребности Китая и многих других наших партнеров по всему миру. Ведь Россия – крупная нефтедобывающая страна. В настоящее время Соединенные Штаты добывают больше, но у нас суточная добыча составляет 11,5 млн баррелей. Понимаете? И мы можем производить еще больше. По-разному: Россия, Саудовская Аравия и наши американские партнеры попеременно выступают в роли крупнейшего в мире производителя нефти. Объемы производства у нас примерно на одном уровне.
Конечно, у нас огромный потенциал, но не в этом дело. Дело в том, что у нас есть договоренность с ОПЕК, по которой мы взяли на себя обязательство поддерживать добычу на определенном уровне. Эта сделка истекает в июле 2019 года, а решения США о введении различных санкций против Ирана должны вступить в силу, если не ошибаюсь, в начале мая. Я понятия не имею, как мировой энергетический рынок отреагирует на эти события.
У нас есть сделка с ОПЕК, и мы выполняем свои обязательства. Насколько мне известно, все наши партнеры по ОПЕК, включая Саудовскую Аравию, остаются приверженными сделке ОПЕК+. Что будет с мировым энергетическим рынком, сказать сложно. Мы не обсуждали это с нашими китайскими друзьями.
ВОПРОС: Г -н президент, ваш исполнительный приказ о упрощенной процедуре предоставления гражданства жителям Регионов Луганска и Донецк был предметом обширного обсуждения среди экспертов в течение нескольких дней. В частности, обсуждают, может ли это потребовать существенных затрат для российского бюджета, и даже называют цифру в 100 миллиардов рублей. Готов ли к этому российский бюджет? Сможет ли правительство выполнить свои социальные обязательства перед новыми гражданами России? Есть ли опасения, что может возникнуть ситуация, когда жители этих регионов будут получать две пенсии – в России и в Украине? Спасибо.
В.Путин: Что касается обсуждения этого вопроса, то я думаю, что что касается «страшилок» о бюджете России, то эти истории, безусловно, распространяют люди или политические силы, которые не хотят, чтобы Россия поддерживала людей, проживающих на Донбассе. . Это первое.
Второе — мы распространяем такую процедуру получения нашего гражданства не только на жителей ЛНР и Донецкой Народной Республики; мы думаем об упрощении процедуры предоставления российского гражданства вообще всем гражданам Украины.
Что касается выполнения или невыполнения наших социальных обязательств перед нашими гражданами в России, то можно не сомневаться, что все – социальные выплаты, пенсии и надбавки к пенсиям – будет выполнено. У нас нет никаких сомнений по этому поводу. Никакой серьезной нагрузки на российский бюджет, связанной с возможными сбоями в работе социальной системы России, не будет, об этом совершенно не может быть и речи. Это не спонтанное решение; перед подписанием указа мы учли все: количество потенциально желающих получить гражданство, в том числе количество пенсионеров (примерно треть от этого числа). Сегодня на этих территориях проживает в основном пожилой народ.
Действительно, в следующем году и в последующие годы эта цифра может достигнуть каких-то 100 миллиардов (не в один год, а в течение нескольких лет). Для нас это не критическая цифра, не то, что может поставить задачу выполнения наших обязательств перед российскими пенсионерами. Нет даже малейшего шанса, что это произойдет.
Теперь о возможности получения людьми как российских, так и украинских пенсий. Теоретически это возможно. Вы знаете средний размер пенсии по старости в Украине? Это почти в три раза ниже, чем в России — во всяком случае, это то, что мы можем видеть из открытых источников. Если кто-то получает еще и украинскую пенсию – хорошо, это будет где-то 6000 российских рублей. Если учесть, что эти люди живут под обстрелами, когда снаряды рвутся у них во дворах, то я верю, что наши пенсионеры, многие из которых прошли Великую Отечественную войну, помнят об этом и понимают, в каких условиях живут эти люди, не подумает, что здесь мы имеем дело с какой-то социальной несправедливостью. И мы должны поддерживать этих людей.
Вопрос: Вчера в Нур-Султане сирийцам в очередной раз не удалось договориться о составе конституционной комиссии. Так что это отложено до следующего раунда, и должен быть задействован спецпредставитель ООН. Как вы думаете, повлиял ли на это какой-то другой внешний фактор, или, как утверждает сирийская оппозиция, официальный Дамаск диктует свои правила как страна-победитель?
Также скажите, пожалуйста, почему ситуация в Идлибе не меняется? Прошло полгода с тех пор, как вы с господином Эрдоганом пришли к соглашению, но ситуация только усугубилась. Сможет ли Россия взять его в свои руки? Ситуация в Алеппо была еще более сложной.
В.Путин: Здесь я выделю несколько аспектов.
Во-первых, вы упомянули, что сирийская оппозиция считает, что правительство президента Башара Асада пытается навязать свою волю как победителей. В таком случае мы должны отметить, что оппозиция считает Асада и правительство победителями. И это верно, так обстоит дело.
Во-вторых, я не думаю, что президент Асад кому-то навязывает свое мнение. Мы предприняли активные совместные усилия по составлению этих списков, но особенно активно работали после нашей встречи в Стамбуле, где мы договорились, что Россия должна взять на себя получение списка лиц для этой Конституционной комиссии от официальных лиц Дамаска, а Турецкая Республика будет отвечать за список от всей оппозиции.
Напоминаю, что после продолжительной работы с президентом Асадом, его помощниками и сирийским правительством мы получили этот список. Но потом выяснилось, что представитель Генсека ООН с этим списком не согласен, так как считает представленное оппозицией количество лиц, всего шесть человек, не отвечающим интересам оппозиции в широком смысле этого слова.
Нам это показалось несколько странным, потому что мы договорились, что Турция несет ответственность за список оппозиции, и Турция согласовала его с нами. Если бы что-то было не так, то наши коллеги из Франции, Германии и США должны были сказать нам, что их что-то не устраивает. Но ничего не было сказано, и список был просто торпедирован.
Что ж, мы не обиделись на это, мы продолжили наши усилия. Мы продолжали работать и с Дамаском, и с оппозицией. Мы договорились согласовать замену тех шести лиц, которые якобы не устраивали оппозицию.
Мы тоже так делали. И вот мы слышим, что кто-то еще чем-то недоволен. Достижение полного консенсуса является довольно сложной задачей из-за отсутствия единства внутри оппозиции с ее многочисленными точками зрения и разнообразными группами. Также очевидно, что на это влияет извне. В конце концов, нам еще нужно подвести итоги и согласовать этот список. Мы готовы продолжить эту работу. В любом случае никто не может обвинить президента Асада в подрыве усилий по формированию этого комитета. Президент Асад, Россия и, кстати, наши иранские партнеры пошли на многое, чтобы найти компромисс.
Если кто-то в настоящее время и пытается сорвать создание Конституционного комитета, так это оппозиция, что, на наш взгляд, достойно сожаления. Тем не менее, мы будем терпеливо и настойчиво работать со всеми оппозиционными группами, чтобы обеспечить формирование этого комитета, поскольку только так можно заложить основу для масштабного политического процесса.
Что касается Идлибской зоны, повторю то, что уже неоднократно говорил: бороться с террористами нужно и дальше. Именно в идлибской зоне закрепилось большинство из них. Если они предпримут какие-либо нападения оттуда, как мы видим это время от времени, мы нанесем им ответный удар. Я думаю, что они это уже почувствовали. Есть ли необходимость в настоящее время проводить какие-то масштабные инициативы? Прежде чем что-то предпринимать, мы всегда согласовываем свои действия с президентом Асадом. Собственно, все эти начинания выполняет он, а не мы. Мы только и делаем, что оказываем поддержку, в первую очередь с воздуха.
Присутствие гражданских лиц является важным фактором. К сожалению, мирное население угнетается террористами, многие из которых там засели. Поэтому мы должны помнить о том, что переживает угнетаемое террористами мирное население, а также о возможном ущербе, причиняемом активными боевыми действиями. Я не могу этого исключать, но мы вместе с нашими сирийскими друзьями считаем, что это было бы нецелесообразно, учитывая тот гуманитарный аспект, который я только что описал.
Вопрос: У меня вопрос по переговорам, которые вы провели в последние дни. Обсуждали ли вы с Си Цзиньпином итоги встречи на высшем уровне с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном в минувший четверг? Есть ли возможность для России и Китая выдвинуть какой-то план урегулирования Корейского полуострова? Обсуждали ли вы возможность возобновления шестисторонних переговоров по этим вопросам?
В.Путин: Еще во Владивостоке я заявил, что не премину проинформировать наших китайских партнеров и друзей о результатах моих переговоров с Ким Чен Ыном во Владивостоке. Я сделал это, и в этом нет ничего необычного. Мы всегда обмениваемся информацией о переговорах такого рода. Это был один из таких случаев. Я проинформировал Председателя Си Цзиньпина по этим вопросам в ходе наших переговоров, и мы обменялись мнениями о развитии событий на Корейском полуострове. У нас есть российско-китайская инициатива, которую мы называем планом российско-китайского урегулирования, дорожной картой.
Мы считаем, что его первая часть в целом реализована. Надо посмотреть, что там написано, так как ничего секретного там нет. Теперь нам нужно перейти ко второй части, которая состоит в нормализации отношений между конфликтующими сторонами. Ведь конфликтующие стороны находятся в состоянии войны друг против друга еще со времен Корейской войны. Нам необходимо решить фундаментальные вопросы и двигаться дальше, чтобы создать условия, которые были бы адекватной гарантией безопасности Северной Кореи. Никаких новых планов мы не обсуждали. Дело не в том, что они нам нужны, поскольку мы должны реализовать то, о чем мы уже договорились. Это то, что мы делаем.
Вопрос: Если можно немного сменить тему, вы были проинформированы о ситуации с нефтепроводом «Дружба»? У вас была возможность обсудить это с Александром Лукашенко в кулуарах этого форума?
В.Путин: Да, мы кратко обменялись мнениями по этому вопросу, и, конечно, я в курсе, что там происходило, хотя и не знаю всех подробностей. Чтобы понять, что там произошло, нам нужно провести расследование. Первоочередной задачей будет проведение расследования внутри «Транснефти» с целью определения места, откуда загрязненная нефть попала в систему, почему это произошло, что именно было закачано в трубопровод и т. д. Это расследование продолжается. Если корпоративного расследования недостаточно, не исключаю более тщательного расследования нашими правоохранительными органами и спецслужбами.
Вопрос: Если продолжить нефтяную тему, Дональд Трамп сообщил, что ему удалось убедить Саудовскую Аравию увеличить добычу нефти. Вы можете это прокомментировать?
Также не могли бы Вы прокомментировать 18-месячный срок Марии Бутиной? Большое спасибо.
В.Путин: В МИД уже дали комментарий по приговору Марии Бутиной на 18 месяцев. Я думаю, что министерство дало понять, что это полное беззаконие. Вот что это такое. Неясно, за что ее осудили и какое преступление она совершила. Я думаю, что это тот случай, когда нужно соблюдать приличия или бороться за то, чтобы сохранить лицо. Девушку схватили, задержали, посадили за решетку, при этом ей не предъявили никаких обвинений. Обвинить ее было не в чем. Однако, чтобы это не выглядело полным абсурдом, ее приговорили к 18 месяцам, чтобы показать, что она в чем-то виновата.
По первой части вашего вопроса о позиции Саудовской Аравии по возможной замене иранской нефти, которая будет уходить с рынка. Я на самом деле надеюсь, что в итоге этого не произойдет, но мы можем говорить об этом гипотетически. Как я уже сказал, у нас есть договоренности в рамках ОПЕК+. Мы соблюдаем наши договоренности. У нас нет информации ни от наших саудовских партнеров, ни от кого-либо еще, от членов ОПЕК, что они готовы отказаться от договоренностей. К нам не обращались по этим вопросам. Более того, я считаю это маловероятным, поскольку именно Саудовская Аравия инициировала соглашения ОПЕК+ и вовлекла в них Россию.
Вопрос: Добрый день, господин Президент. У вас была тяжелая неделя — Санкт-Петербург, Чита, Владивосток, Пекин, несколько часовых поясов, работа в условиях смены часовых поясов. Наши коллеги спросили г-на Пескова, как г-ну Путину удается работать под таким давлением. Он в шутку сказал, что это Путин, он не спит, он работает. Но сколько ты спал за эти дни?
Владимир Путин: Шесть часов, шесть часов в день.
Вопрос: И как вам удается работать в таком напряжении?
В.Путин: Все в порядке. Я засыпал, спал пять с половиной-шесть часов. Все в порядке, я высыпаюсь.
Вопрос: Когда вы наконец предстанете перед Владимиром Зеленским, что вы ему скажете? Спасибо.
В.Путин: Видите ли, Владимир Зеленский еще не причислен к лику святых, не является он нашим Господом, и вряд ли я должен предстать перед ним в какой-либо роли.
Если мы встретимся, начнем какие-то переговоры, чего я не исключаю, нам придется говорить в первую очередь о том, как прекратить конфликт на юго-востоке Украины. И, как мне видится, сделать это можно только одним способом: выполнением Минских соглашений. К сожалению, господин Зеленский перед выборами заявил, что не собирается подписывать указ или распоряжение — как бы это ни называлось в Украине — об амнистии. А во-вторых, он не согласился бы предоставить этим территориям особый статус. Оба являются ключевыми элементами Минских соглашений. Как решить вопрос Луганской и Донецкой народных республик без выполнения Минских соглашений? Я был бы рад задать ему эти вопросы и обсудить эту тему.
Видите ли, за него проголосовало большое количество украинцев, по-моему, 74 процента. На мой взгляд, от следующего политического руководства Украины народ прежде всего ждет решения именно этих проблем. Всем надоел конфликт, всем он надоел, и все ждут от новых политических лидеров, в том числе и от президента, решения этих вопросов. Но если будущий президент с самого начала заявил, что не собирается соблюдать Минские соглашения, то как он собирается решать эту проблему? Конечно, я бы с удовольствием обсудил этот вопрос; Я хотел бы понять его позицию.
Вот, собственно, и все.
Тогда есть экономические проблемы. Подпишем мы наконец контракт на транзит газа или нет? Вы видите, о чем идет речь? Я бы предпочел поговорить с вами об этом отдельно, но секрета в этом, впрочем, нет. Украина сейчас платит за природный газ в два раза больше, чем могла бы. Когда члены оппозиционного блока Медведчук и Бойко приехали в Москву, они встретились с господином Миллером и премьер-министром Медведевым, и российская сторона сказала им: «Цена поставок газа напрямую из России будет как минимум на 25 процентов ниже». Двадцать пять процентов.
Вы понимаете, что расходы на отопление в стране за последние годы выросли на 1400 процентов? И, по-моему, тарифы на электроэнергию выросли примерно на 1000 процентов. Реальный уровень жизни катастрофически падает. Как можно игнорировать все это? Как можно это отвергнуть?
А если нет транзита? Вы же понимаете, что обратных поставок не будет, так как они виртуальные. Это наш газ идет в Западную Европу. Так проектировался газопровод в советское время – транзитный газопровод имеет ответвления на всю Украину. Этот вопрос широко известен среди профессионалов. Однако широкая публика может этого не понять. Но это бред, бред, обман. Обратных течений нет. Вот природный газ идет в Европу. Нельзя утром запустить транзит в Европу, а ночью, как воры, перевернуть его на задний ход. Это просто невозможно технологически. Это невозможно.
Так что же происходит на самом деле? Газ идет в Европу, ответвления от транзитных труб проходят через всю Украину. Газ берется обычным способом, затем фиксируется на бумаге как оборотный газ. Часть идет в соседние страны, оттуда проложили небольшой трубопровод и делают вид, что пропускают через него все эти объемы. На самом деле объемов нет. Представьте, что транзита нет. Тогда газа в Украину не будет. Это серьезная проблема. Они балуются, ведут политическую войну вместо того, чтобы думать о простом гражданине Украины, которому приходится справляться с бытовыми проблемами и платить за все эти политические махинации непомерную цену.
Вопрос: Господин Президент, вот мой вопрос. Есть большой план по освоению Арктики и запрет на бурение в Арктике частным нефтегазовым компаниям.
В.Путин: ЛУКОЙЛ подстрекал Вас задать этот вопрос?
Вопрос: Нет, совсем нет. Меня просто интересует, стоит ли разрешать им бурить, чтобы увеличить торговлю по Северному морскому пути. Или мы без него справимся и все равно выйдем на 80 млн тонн?
В.Путин: Мы это обсуждаем с коллегами, в том числе из частных компаний. Это действительно очень серьезный и важный вопрос. Дело не в том, что компании с госучастием вроде «Газпрома» или «Роснефти» не в состоянии это сделать и найти эти ресурсы. Как известно, когда что-то делается для рынка и когда проект явно выгоден экономически, найти финансирование не составляет труда. Закрыть его никакими ограничениями невозможно. Они будут рады прийти и сделать это.
Но вопрос не в том, чтобы производить больше, хотя перед нами стоит эта задача. Почему мы согласились работать вместе с саудовцами и другими нашими друзьями из ОПЕК? Потому что мы понимаем, что нужно держать рынок под контролем и проводить какую-то согласованную ценовую политику.
То же самое и с газом. Большой разницы нет, это вопрос спроса и предложения. Конечно, это затратные проекты и в нефти, и в газе, но мы должны просчитать, насколько эффективными будут вложения, как отреагирует рынок и сможет ли он принять такие объемы без резкого падения цены. В этом вся проблема.
Речь идет не о том, что мы искусственно исключаем отечественные частные компании. Нет, мы договоримся с ними, если увидим, что они готовы справиться с такими проектами. Повторюсь, эти проекты капиталоемкие.
Об авторе