Отличие пошлины от налога: Чем отличается налог от пошлины

Отличие пошлины от налога: Чем отличается налог от пошлины

Содержание

Чем отличается сбор от пошлины

В законодательстве РФ закреплены понятия сбора и пошлины. В чем их особенности?

Что такое сбор?

Под сбором в законодательстве РФ понимается фиксированный платеж, взимаемый с компаний или граждан в счет оплаты ими неких услуг. Например, тех, что оказываются каким-либо субъектом — частной или государственной организацией. Предположим, это может быть сбор за продажу авиабилета.

Как правило, величина сбора определяется непосредственно субъектом, который его взимает. То есть размеры соответствующих платежей, если речь не идет об услугах, предоставляемых государственным органом, обычно не регулируются законодательством. Также на свое усмотрение субъект, оказывающий услуги, может устанавливать льготы на уплату сбора для тех или иных категорий граждан или фирм.

к содержанию ↑

Что такое пошлина?

Пошлина — это разновидность сбора, которая уплачивается компанией или гражданином за оказание услуг конкретно государственным или муниципальным органом власти. Например, это может быть пошлина за государственную регистрацию юрлица в ФНС.

В отличие от сбора, величина платежей, о которых идет речь, в общем случае определяется законодательно. Или, по крайней мере, утверждается субъектом предоставления услуг в соответствии с регламентами, зафиксированными на уровне нормативных актов.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, некоторые категории граждан могут быть освобождены от уплаты пошлин. Если это так, то требование государственного органа, в который обращается человек, об уплате пошлины будет незаконным.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие сбора от пошлины в том, что платежи первого типа могут взимать как частные, так и государственные организации. Пошлины, в свою очередь, в большинстве случаев взимают только госорганы и муниципальные структуры.

Можно отметить, что сборы, взимаемые государственными органами, чаще всего берутся за услуги, по факту оказания которых гражданин или организация получают некоторую привилегию — например, оформляют ту же лицензию на осуществление какой-либо деятельности. Пошлина, в свою очередь, чаще всего взимается органами, оказывающими услуги, которые представляют собой юридически значимые действия. Это может быть та же регистрация юрлица.

Определив, в чем разница между сбором и пошлиной, зафиксируем выводы в небольшой таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Сбор Пошлина
Что общего между ними?
Пошлина — разновидность сбора, представляющего собой разовый платеж гражданина или организации за услугу, оказываемую частной фирмой, государственным или муниципальным органом
В чем разница между ними?
Может взиматься как частными, так и государственными или муниципальными организациямиЧаще всего взимается только госорганами и муниципальными структурами
В случае если взимается госструктурами — платится за услугу, предполагающую предоставление гражданину или организации какой-либо привилегииКак правило, платится за услугу, предполагающую осуществление государственным или муниципальным органом юридически значимых действий
Размер сбора не всегда строго регулируется законодательноВ большинстве случаев размер пошлины устанавливается законодательно
Льготы по уплате сборов могут устанавливать субъекты оказания услугЛьготы по уплате пошлин чаще всего определяются законодательно

Госпошлина — это налог или сбор: характеристика, сравнение, юридическое определение

За выполнение государственными органами ряда функций предусмотрена плата. Ее взимают как с юридических, так и с физических лиц в размере, установленном законодательством. По-простому, это стоимость услуги, оказанная официальными организациями, уполномоченными на проведение такого рода действий.

Среди обывателей расходятся мнения: госпошлина — это налог или сбор? Для большинства российских граждан эти два понятия равнозначны. Люди не рассматривают их с юридической точки зрения. Узнаем, есть ли что-то общее между налогом и сбором и каковы их различия.

Чем похожи

Налог или сбор – это сумма, взимаемая с частных лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей и направляемая в бюджет.

Если не вдаваться в подробности, то, несомненно, госпошлина относится к налогам и сборам, которые имеют общие черты:

  • закреплены в Налоговом кодексе РФ;
  • поддаются уточнению и изменению суммы на местном уровне;
  • оплаченные суммы поступают в казну.

Юридическое определение

Налогом называют безвозмездно перечисленные субъектом денежные средства для целей государства или муниципальных образований. Этот платеж является обязательным и уплачивается согласно Налоговому кодексу РФ.

Сбором называют сумму, которую вносят в бюджет за совершение в отношении лиц юридически значимых действий. В отдельных случаях денежные средства оплачивают за ведение предпринимательской деятельности, что может быть обусловлено местным законодательством.

Различия

Чтобы определить, является госпошлина налогом или сбором, нужно рассмотреть их основные характеристики. Первое понятие более емкое, ведь налог – это обязанность всех плательщиков отчислять в казну часть доходов или прибыли. Сбор же не является обязательным. Такой взнос необходим для совершения в отношении плательщика каких-либо действий со стороны государства.

Основными характеристиками налога являются:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • принудительность;
  • необходимость расчета;
  • принадлежность бюджетам различных уровней.

Для правильного исчисления суммы платежа необходимо определиться с объектом, знать его базовую стоимость, налоговую ставку и период. Необходимо также понимать, каков порядок взимания налога, чтобы не пропустить установленные сроки.

В отношении сбора действуют иные правила. Его оплачивают разово и за определенную услугу со стороны уполномоченных органов. Это значит, что он необязателен и не может быть принудителен. Однако главным отличием сбора от налога является то, что после оплаты гарантировано выполнение действий юридического характера по получению определенных прав.

Когда появляется необходимость оплаты госпошлины, налог это или сбор, физическому лицу все равно. Имея на руках квитанцию, он вносит установленную законом сумму. Ему абсолютно не важно, как именуется такое действие.

Для юридического лица все сложнее. Форма платежного поручения, с помощью которого возможно перевести денежные средства, требует точного определения назначения взноса и внесения этой информации в соответствующее поле. Однако для банка достаточно информации, что уплачивается государственная пошлина. Сбор это или налог, в поле назначения платежа уточнять не нужно.

Сравнение

Чтобы понять, госпошлина — это налог или сбор, необходимо проанализировать эти два понятия по следующим признакам:

  1. Цель. Любой сбор предназначен для обеспечения деятельности тех органов, которые предоставляют услугу или регистрируют право на что-либо. Налог не направляют на что-то конкретное.
  2. Регулярность. Сбор оплачивают разово, а налог – с постоянной периодичностью.
  3. Законодательная поддержка. Необходимость сбора устанавливают индивидуально. Он зависит не от субъекта, а от характера оказываемой услуги. Плательщики налога определяются на законодательном уровне.
  4. Сумма. Для сбора размер платы зафиксирован, для налога – зависит от базы, ставки и возможной льготы.
  5. Дата. Сборы не привязаны ко времени, а обусловлены потребностью плательщика. Налоги оплачиваются по истечении отчетного периода в ограниченные сроки.
  6. Прекращение обязательств. Налоги с юридических лиц взимают до тех пор, пока фирма не прекратила свое существования. Физические лица оплачивают их пожизненно. Исключение составляют ряд налогов, которые не взимаются с отдельных категорий граждан, например налог на имущество с пенсионеров. Сборы – это разовые суммы за услуги.
  7. Индивидуальные особенности плательщика. Учитываются для налогов и не имеют значения для сборов.
  8. Результат. Оплата налога только избавляет от неприятных последствий, а сбора – дает право на что-либо.
  9. Неуплата: налога грозит принудительным взысканием вместе с пеней, сбора – приведет к неполучению услуги.

Классификация

Налоги и сборы разделяют по следующим направлениям:

  1. По способу взимания: прямые и косвенные. Первые зависят только от размера фактического или ожидаемого дохода. Вторые связаны или с расходами, или с реализацией. Примером косвенных взносов может служить сбор за пользование недрами или налог на прибыль.
  2. По месту: федеральные, региональные и местные.
  3. По субъекту оплаты: для физлиц, для юрлиц и смешанные.
  4. По пополнению: закрепленные, которые идут только в федеральный бюджет, и регулирующие (с распределением средств по разным уровням).

Понятие госпошлины

Налоги, сборы и их признаки разъяснены достаточно подробно. Теперь можно без труда разобраться с государственной пошлиной и понять, к какому виду платежа она относится.

По факту это платеж, установленный российским законодательством. Он взимается на всей территории России в одном и том же размере за совершение действий юридического характера или за выдачу определенного документа при обращении в арбитражные и мировые суды, суды общей юрисдикции и иные организации с целью совершения определенных действий:

  • нотариального характера;
  • приобретения гражданства;
  • въезда и выезда из РФ.

Обязательна пошлина при регистрации:

  • лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • актов гражданского состояния;
  • прав собственности;
  • транспорта;
  • юридических лиц;
  • политических партий;
  • средств массовой информации.

Также на законодательном уровне определена оплата этого взноса:

  • за использования некоторых слов государственного значения при присвоении наименования организации;
  • при получении разрешения на перемещение через границу опасных отходов;
  • за выдачу разрешения на ввоз и вывоз культурных ценностей, редких животных и растений.

Все вышеперечисленное однозначно определяет госпошлину. Налог это или сбор, становится понятно сразу после того, как выясняется, что взимается она за оказание услуги или проведение действия со стороны государственных органов различных уровней. Назначение платежа говорит о том, что пошлина – это сбор.

Подтверждением этого являются и характеристики такого рода взноса, а именно: необязательность, отсутствие необходимости расчета и принуждения к оплате. Помимо этого, взамен на потраченные деньги субъект получает документ или необходимую ему регистрацию.

Плательщики

Ими являются юридические и физические лица, которые нуждаются:

  • в совершении действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
  • выступают участниками в судах.

Если истец в соответствии с законодательством освобожден от оплаты пошлины или решение принято в его пользу, то государственную пошлину взимают с ответчика.

Тонкости судебных сборов

Их оплата необходима в случае подачи исковых заявлений или жалоб. Адресатом в данном случае может являться арбитражный, Конституционный или мировой суд, а также суд общей юрисдикции.

Следует отметить, что существуют льготные категории, представители которых не оплачивают госпошлину в суд. Налог это или сбор, их не должно волновать, поскольку они освобождены от такого взноса.

Распространенные взносы

Наиболее часто оплачивают такие сборы, как акцизы и госпошлина. Налог на прибыль, на имущество, НДФЛ, НДС – это распространенные налоги. Сделать вывод о принадлежности к определенному виду взносов можно не только из названия, но и из характеристик платежей.

Можно ли вернуть государственную пошлину

Законодательством допускается возврат только излишне уплаченных сумм. Получение денежных средств обратно в полном объеме невозможно. Однако бывают случаи, когда государственную пошлину засчитывают за совершение аналогичных действий, если она не была использована по назначению. Для этого следует написать заявление в тот орган, где ожидалось получение оплаченной услуги. Срок подачи просьбы о зачете суммы ограничен тремя годами.

В результате кропотливого анализа понятий налога и сбора можно сделать однозначный вывод о принадлежности госпошлины к необязательным платежам. Из двух рассматриваемых категорий это условие выполнимо только для последнего.

Таким образом, государственная пошлина является сбором.

Вопрос № 51. Понятие налога, пошлины, сбора — Студопедия

НАЛОГ

Налог следует рассматривать как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенных действий.

Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.


Овчарова: понятие налога различно для экономистов и для юристов. Для юристов самое главное – переход права собственности. Для экономистов налог – это осуществление перераспределения функций в стране.

Выделяют следующие признаки налога:

— односторонний характер его установления.

— индивидуальная безвозмездность (поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика и уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика)

— обязательность

— уплата в денежной форме

— взыскивается на условиях безвозвратности (возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом)

— приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение (так как налог представляет собой одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота,. В большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, так как налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. Однако при отступлении от установленных правил налогообложения простая угроза применения санкций находит практическое выражение).


Необходимо отделять налоги от сборов и пошлин. Овчарова: в отличие от налога сбор – возмездный платеж. У индивида есть специальная цель. Платишь за доступ к к-л услуге. сбор – принудительный платеж, а налог – обязательный. За неуплату налога – санкции государства. Если бы не было обязательности налога, государство бы не смогло реализовать свой статус. Главное отличие таможенного платежа от налога в том, что пошлинам присущи специальные интересы (возмездность), а налогам – нет. Овчарова: таможенная пошлина по сути – это косвенный налог. Сделали ее неналогом, чтобы понизить гарантии для плательщиков.

ПОШЛИНА

НК РФ: Государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

СБОР

В Налоговом кодексе Российской Федерации понятие «сбор» имеет собирательное значение. Оно охватывает как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8).

К категории «сборы» можно отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13–15) государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

Отличие налогов от других обязательных изъятий и платежей — Мегаобучалка

Содержание

Введение

. Теоретическая часть

Понятие налога

Отличие налогов от других обязательных изъятий и платежей

Классификация налогов

Структура налога, его элементы

. Расчетная часть

Заключение

Список используемой литературы

Введение

 

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Целью написания данной работы является исследование экономической и правовой природы налога, элементов налогового законодательства.

Основными задачами написания работы являются:

. определить понятие налога;

. рассмотреть отличия налогов от других обязательных изъятий и платежей;

. раскрыть классификация налогов;

. проанализировать структура налога, его элементы.

Теоретическая база данной работы представляет собой Налоговый кодекс РФ, учебные пособия, а также работы отечественных ученых-экономистов, посвященные различным аспектам исследуемой проблемы. Объектом исследования является системы налогообложения, применяемые предприятиями и организациями в РФ. Предметом является экономическая и правовая природа налога, элементы налогового законодательства.

 

Теоретическая часть

Понятие налога

 

Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Введение налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания, экономической и социальной системы государства. Недаром С. Фишер указывал, что «налоги — это наша плата за цивилизованность общества».



Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. «Налоги — принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Советская финансовая энциклопедия, 1924 г.). В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю указывают, что «налог — принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…».

Налоговый кодекс РФ дает следующее определение понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса:

) обязательность — каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

) индивидуальная безвозмездность — каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;

) уплата в денежной форме — налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т. е. в виде так называемых налоговых зачетов;

) финансовое обеспечение деятельности государства — налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов;

) общие условия установления налогов и сборов — налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В российское понятие «налог» заложены различные юридические нормы, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

а) прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

б) главная черта налога — односторонний характер его установления;

в) налог является индивидуально безвозмездным;

г) уплата налога — обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

д) налог взыскивается на условиях безвозвратности;

е) целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

В заключение укажем, что понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Без точного определения этого термина невозможно правильно установить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.

 

Отличие налогов от других обязательных изъятий и платежей

 

В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей — реальность. Однако налоговое законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и неналоговыми обязательными платежами. В настоящее время в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового обязательного платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права. Законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается следующее определение:

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Неналоговые платежи включают в себя собственно неналоговые платежи и разовые изъятия.

Неналоговый платеж (квазиналог) — обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.

Разовые изъятия — платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

Поясним, в чем же состоит отличие неналогового платежа от налогового. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности, является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом аспекте цель взыскания пошлины (сбора) — лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются, без убытка, но и без чистого дохода.

Таким образом, налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства, поскольку они не являются уплатой за специальные услуги государственных органов. В этом и состоит отличие налога как от пошлины, так и от государственных доходов частноправового характера.

 

Классификация налогов

 

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;

региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

. По целевой направленности введения налогов различают:

абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

регулирующие налоги — разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов местного самоуправления.

. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

 

Таможенные пошлины РФ

Сущность таможенных пошлин и их отличие от налогов

Определение 1

Под таможенной пошлиной понимают взнос, который выплачивается таможенным органами за ввоз товара или его вывоз с территории государства.

Таможенные пошлины регулируют экономическое взаимоотношение страны в мировом пространстве. Регулированием таможенных пошлин занимается уполномоченный государственный орган – Федеральная таможенная служба. В ЕврАзЭС таможенные ставки определяют в соответствии с Правительством РФ, Белоруссии и Казахстана

Согласно Налоговому Кодексу РФ (НК) налоги имеют:

  • объект налогообложения,
  • базу,
  • ставку,
  • порядок исчисления,
  • сроки и порядок выплаты.

В отличии от элементов налогов, таможенным пошлинам не характерен налоговый период, так как таможенная пошлина не носит регулярный характер. Налоговые ставки в отношении таможенного тарифа применяют по общим правилам, установленным Правительством РФ.

На основании этого можно сделать вывод, что таможенная пошлина имеет существенные отличия от налога. Для таможенных пошлин невозможно формирование налоговой базы. Ставки таможенных пошлин устанавливает не НК РФ.

Ввозные и вывозные пошлины устанавливаются для целей регулирования внешней торговли. Очень часто в качестве защиты идет стимулирование внутреннего рынка за счет установки повышенных пошлин. Таможенные пошлины могут использоваться в качестве специальных мер, которые носят квазиналоговый характер

Таможенная пошлина, как можно сделать вывод из вышесказанного не является налогом, поэтому для нее не устанавливается налоговый период.

В РФ применяется три вида ставок на таможенные пошлины:

  • адвалорные,
  • специфические,
  • комбинированные.

Адвалорные ставки устанавливают в процентах от таможенной стоимости. Специфические ставки устанавливают в зависимости от веса или объема товара. Комбинированные ставки сочетают в себе первую и вторую категорию ставок.

Замечание 1

Таможенные ставки утверждает Правительство РФ.

Исчисление таможенных пошлин осуществляется декларантом или другими лицами, уполномоченными за оплату таможенных пошлин. Уплата производится в таможенные органы, которые занимаются начислениями таможенных пошлин. Исчисляют таможенные пошлины в рублях

Порядок и сроки уплаты

Порядок и сроки уплаты определены в ст. 331 и 329 ТК РФ. Если оплата таможенных пошлин осуществляется по общему правилу согласно ст. 331 ТК РФ, то уплата осуществляется в кассу или на счет таможенного органа по выбору плательщика в валюте РФ.

Сроки выплат могут быть:

  • не позднее 15 дней с момента прибытия товара в таможенный орган (ввоз товара в таможенный орган),
  • не позднее 15 дней с осуществления транзита (если товар задекларирован не в месте прибытия),
  • не позднее дня подачи декларации,
  • прочие даты, которые устанавливает таможенный орган.

Помимо обычных таможенных пошлин существуют такие виды пошлин как:

  • специальная, которая устанавливается для защиты национального рынка,
  • антидемпинговая, защита от воздействия иностранной конкуренции,
  • компенсационная, данная пошлина направлена на импортируемый товар.

Данные таможенные пошлины являются разновидностью защитных мер при импорте товара. Таможенные сборы относят к платежам, предполагающим возмездный характер, и носят пограничный характер. По сути таможенные сборы носят неналоговый характер, но фактически согласно ст.8 НК РФ их можно отнести к сборами как налоговый платеж.

Определение 2

Сбор – это обязательный взнос, который взимают с юридических и физических лиц, оплата его совершается в отношении уполномоченного органа должностными лицами или их представителями.

Некоторые авторы считают таможенный платеж возмездным платежом за предоставление услуг с стороны таможенного органа. Но исходя из выше сказанного по своей природе таможенная пошлина является сбором.

Поэтому таможенные пошлины представляют институт парафискалитета (другими словами таможенный платеж это квазиналоговые платежи)

Согласно с. 357.1 «Виды таможенных сборов», к данным сборам относят:

  1. сбор за таможенное оформление,
  2. сбор за таможенное сопровождение,
  3. сбор за таможенное хранение

Плательщики сборов называются декларантами. Таможенными органами может быть возложена обязанность уплаты таможенных пошлин на представителей декларанта. В этом случае представитель должен иметь юридически оформленную доверенность, подтверждающую его полномочия.

Уплата осуществляется по общим правилам, указанным в ст. 357.3 ТК РФ. Декларант после исчисленной суммы осуществляет самостоятельные выплаты в рублях. Как уже перечислялось выше таможенные сборы осуществляются за:

  1. таможенное оформление – ставки на данный вид пошлин осуществляется в день, когда таможенным орган принимает декларацию,
  2. таможенное сопровождение, данная ставка применяется в тот день в который таможенный орган принял транзитную декларацию.
  3. таможенное хранение – данные ставки применяются в период хранения товара на таможенном складе. Помимо таможенного склада хранение может осуществляться у посредников. Посредниками таможенных органов являются уполномоченные фирмы, которые получили лицензию на осуществление данного вида деятельности

Сроки выплат за данный вид сборов тоже различен. Сбор за таможенное оформление осуществляется в день подачи декларации или до принятия таможенной декларации. Сбор за таможенной сопровождение осуществляется до фактически данного сопровождения. Сбор за хранение высчитывается и оплачивается за количество дней, которое хранился товар, оплата осуществляется в день выдачи товара.

Для каждого вида сбора существует своя форма оплаты.

Таковы общие положения правового регулирования таможенных пошлин и сборов нормами финансового и таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенные сборы крайне важны в деятельности таможенного органа. Данный вид сборов выполняет регулирующую функцию в экономике нашей страны, они позволяют пополнить бюджет страны и дают прекрасную возможность отслеживать таможенную статистику.

Акциз и пошлина

Различие в сущности акциза и пошлины

Замечание 1

Принципиальное отличие акциза от пошлины заключается в том, что акциз является косвенным налогом, который накладывается на налогооблагаемые операции с подакцизными товарами, а пошлина – это сбор со стороны государства.

Отсюда появляется второе принципиальное различие, которое заключается в том, что акциз является обязательным безвозмездным платежом в бюджет, а пошлина является платежом возмездным (то есть предоставляется за услуги государства).

При этом важно различать государственную пошлину и пошлину таможенную.

В первом случае пошлина может налагаться на физических, а также юридических лиц при совершении государственными органами определенных действий в отношении таких лиц действий, предусмотренных нормативно-правовой базой.

Примеры государственной пошлины в России:

  • оплата пошлины при обращении в суд, за выдачей документов, регистрация в качестве юридического лица,
  • ввозная и вывозная пошлина,
  • НДС при перемещении товара через таможенную территорию,
  • акцизы, которые взимаются при перемещении подакцизных товаров через таможенную территорию (только ввоз).

Замечание 2

Таможенная пошлина в настоящее время регулируется согласно с Таможенным Кодексом Таможенного союза.

Также стоит заметить, что при перемещении подакцизных товаров на таможенную территорию России (то есть объектом налогообложения становится не производство подакцизных товаров, а ввоз на таможенную территорию России) данный акциз приобретает значение платежа таможенного. При этом некоторые такие операции освобождаются от уплаты в соответствии со статьями 184 и 185 части 2 Налогового Кодекса РФ.

Стоит обратить внимание, что таможенная пошлина осуществляет не только налоговую (фискальную) функцию, но и протекционистскую (защита интересов внутреннего рынка). Этот факт превращает таможенные пошлины в объект международного интереса.

Акцизы в Российской Федерации

Данные налоги накладываются на юридических лиц при исполнении налогооблагаемых операций с товарами, которые являются подакцизными в нашей стране. Это товары из групп товаров алкогольной продукции, табачной, автомобили, мотоциклы с высокой мощностью, бензин, прямогонный бензин и топливо, моторные масла и другие в согласии со статьей 181 части 2 Налогового Кодекса РФ.

Налогооблагаемыми операциями являются реализация, передача, производство, ввоз товаров из вышеперечисленных групп, на которые накладываются акцизы.

Ставки по акцизам устанавливается различные в зависимости от группы товара, при этом предусмотрены ставки в рублях за единицу измерения (для спиртосодержащей, алкогольной продукции, бензина) и в рублях и процентах (для сигарет, папирос).

Расчет налога производится как налоговая база, умноженная на соответствующую ставку (за вычетом налоговых вычетов при их наличии).

Таможенные пошлины в Российской Федерации

Ответственным государственным аппаратом за взимание данных видов платежей в России является Федеральная таможенная служба.

При этом ставки за таможенные пошлины устанавливаются в соответствии с совместным соглашением ЕврАзЭС (принимаются Правительствами стран Беларусь, Казахстан, Россия). Такие ставки различаются по видам товара, странам происхождения, других специальных условий, которые подразумевают применение специальных ставок. Данные ставки можно посмотреть в нормативно-правовом документе Об утверждении единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС.

Замечание 3

Обратите внимание, что для развивающихся стран, наименее развитых стран при условии ввоза товара из этих стран предусматриваются преференциальные ставки, то есть пониженные.

Расчет таможенных пошлин, налогов

По сути, существует три вида налогов на импорт товаров из-за границы — таможенная пошлина, НДС и специальные налоги. То, что вы должны заплатить или сообщить в налоговые органы, зависит от типа товаров и их происхождения.

Расчет пошлин

Для некоторых видов товаров, таких как текстильные изделия и продукты питания, может взиматься таможенная пошлина. Таможенные пошлины обычно рассчитываются на основе стоимости товаров (таможенной стоимости) или ставки за килограмм, литр или единицу.Ставка таможенной пошлины на импортируемые вами товары определяется кодом товара в таможенном тарифе, по которому товары классифицируются.

Специальные налоги

Специальные налоги должны уплачиваться или сообщаться для некоторых видов товаров. К ним относятся алкоголь, табак, сахар, шоколад и продукты на масляной основе. Налоговая администрация Норвегии отвечает за уплату специальных налогов.

Отдельные налоги применяются к ввозу транспортных средств.

Исследовательский сбор

Вы должны платить сбор за исследования сельскохозяйственных продуктов, используемых при производстве продуктов питания и кормов для животных.

Расчет НДС

Основанием для расчета НДС является стоимость товара (таможенная стоимость) + любые пошлины, специальные налоги или сборы. Налоговая администрация Норвегии несет ответственность за уплату НДС.

Таможенная стоимость

Таможенная стоимость — это сумма, уплаченная или подлежащая уплате за товары за рубежом, включая стоимость их транспортировки в Норвегию, страхование, упаковку и т. Д. Если вы забираете товар за границу самостоятельно, с вас взимается стандартная надбавка за доставку.

Обратите внимание, что любые гонорары и комиссионные часто добавляются к таможенной стоимости. Если вы внесли свой вклад в производство товаров за границей, к стоимости этого также нужно добавить.

В большинстве случаев таможенная стоимость рассчитывается следующим образом:

цена товара
+ страховка (если применимо)
+ стоимость упаковки и т. П.
+ сборы, роялти, комиссионные и т. П. (Где применимо)
+ стоимость доставки


= таможенная стоимость


Таможенная стоимость включает прочие фактические затраты на ввоз товаров.

Обменный курс Норвежской таможни

Перед расчетом налогов значения конвертируются в норвежские кроны. Норвежская таможня использует обменные курсы, которые устанавливаются на неделю. В большинстве случаев используется преобладающая ставка на момент клиренса.

Ремонт и обработка за рубежом

Если вы отправляете товары за границу для ремонта или переработки, применяются отдельные правила расчета таможенных пошлин и налогов.

Если товары ранее проходили таможенную очистку в Норвегии или имеют норвежское происхождение, вы должны уплатить таможенные пошлины и налоги на стоимость ремонта или обработки, а также транспортные расходы.

Пониженная ставка таможенной пошлины или освобождение от уплаты пошлины

Могут применяться сниженные ставки таможенных пошлин, если вы ввозите товары из страны, с которой Норвегия имеет торговое соглашение.

Ошибка | Кредитная Карма

Кредитные карты Лучшие кредитные карты Поиск по всем кредитным картам Перевод остатка Низкий процент Вознаграждения Возврат денежных средств Авиакомпания Студент Спорт Визитки Business LoansAuto Refinance My Loan Get a New Loan Auto InsuranceResources ReviewsСтатьиИнструменты Сообщество Блог Как это работаетНалогНОВИНКАКак это работаетПомощь Кредитный центрВход в системуЗарегистрироваться бесплатно Best Credit Cards 900 Поиск по всем кредитным картам Перенос остатка Низкий процент Вознаграждение Возврат наличных 9 Business LoansAuto Рефинансировать мою ссуду Получить новую ссуду

Руководство по пошлинам и налогам для грузоотправителей и получателей

Мои настройки отправки Доставка по умолчанию
  • Варианты доставки
  • Защита отгрузки
  • Таможенное оформление
  • Декларации
  • Курьерские пикапы
  • Возврат отправлений
  • Сохранить посылки
  • Назначение отправлений
  • Валюта и измерение
  • Адреса
Мои сохраненные настройки
  • Мои счета DHL
  • Авторизованное использование учетной записи
  • Доступ к eSecure
  • Настройки упаковки
  • Ссылки на отгрузку
  • Настройки принтера
  • Уведомления и обмен
  • Авторизованные пункты выдачи
  • Доступ к Undel Тариф доступа
Мои настройки таможенного оформления
  • Шаблоны таможенных накладных
  • Мой список товаров / товаров
  • Цифровые таможенные счета-фактуры
Мой профайл