Отстранение от работы в рб: Ст. 49 ТК РБ Отстранение от работы 296-З от 26.07.1999 г. Трудовой кодекс Республики Беларусь Статья 49 (ТКРБ, Трудовой кодекс Беларуси, КЗоТ) Комментарий

Отстранение от работы в рб: Ст. 49 ТК РБ Отстранение от работы 296-З от 26.07.1999 г. Трудовой кодекс Республики Беларусь Статья 49 (ТКРБ, Трудовой кодекс Беларуси, КЗоТ) Комментарий

Отстранение работника от работы и недопуск его к ней

В соответствии с ч. 2 п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2012 № 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников» отстранение от работы заключается во временном недопущении работника к исполнению своих трудовых обязанностей по распоряжению уполномоченного должностного лица в связи с обстоятельствами, предусмотренными ст. 49 ТК, препятствующими работнику продолжить работу по его трудовой функции.

Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан отстранить работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством.

Помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:

1) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;

2) не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;

3) не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда;

4) не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Отстранение работника от работы нанимателем, в том числе за противоправное поведение, мерой дисциплинарного взыскания не является, однако также может быть оспорено в порядке, предусмотренном главой 17 ТК.

Работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

Отстранение от работы – это временное недопущение работника к исполнению своих трудовых обязанностей. Отстранение от работы не является прекращением трудового договора с работником, а влечет временное, как правило, краткосрочное недопущение к выполнению своих трудовых обязанностей.

На период отстранения работника от работы как работник, так и наниматель не выполняют свои обязанности, установленные трудовым договором.

Отстранение от работы носит временный характер. Отстранение от работы отменяется после того, как отпадут обстоятельства, послужившие основанием для отстранения.

Работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

За период отстранения от работы заработная плата не начисляется. При отстранении от работы работника, который не прошел инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с ч. 1 ст. 71 ТК.

Отстранение работника от работы в предусмотренных законодательством случаях будет являться обязанностью (за исключением случая хищения имущества нанимателя), а не правом нанимателя.

Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя.

Нанимателям необходимо учитывать, что отстранение от работы не является прогулом.

Работник допускается к работе при наличии оснований для его допуска к выполнению своих трудовых функций. В некоторых случаях требуется документальное подтверждение наличия такого основания.

С целью допуска работника к работе наниматель издает приказ, который объявляется работнику под роспись.

 

Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

 

Согласно требованиям п. 1 ч. 2 ст. 49 ТК работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, наниматель обязан отстранить от работы. При этом не имеет значение, в какое время рабочего дня (смены) работник появился в таком состоянии.

Доказать факт нахождения работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения относится к обязанностям нанимателя. Такой факт должен быть оформлен документально. При необходимости в присутствии свидетелей.

Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление № 2), алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены медицинским заключением и другими видами доказательств, в том числе актом, свидетельскими показаниями.

Наниматель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником, появившимся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения на основании п. 7 ст. 42 ТК.

Увольнение работника по п. 7 ст. 42 ТК может иметь место вне зависимости от того, отстранялся ли работник от работы в связи с указанными обстоятельствами.

При обнаружении работника в состоянии какого-либо из видов опьянения, наниматель должен предложить такому работнику пройти медицинское освидетельствование на нахождение в состоянии опьянения. Положительный результат медицинского освидетельствования на предмет нахождения в состоянии опьянения будет являться неоспоримым фактом нахождения работника в состоянии опьянения.

В случае, если работник отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, либо провести медицинское освидетельствование не представляется возможным (например, в связи с удаленностью учреждения здравоохранения), нанимателю необходимо составить акт о нахождении работника в состоянии опьянения, с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Акт составляется нанимателем в произвольной форме. При этом в акте обязательно нужно указать дату, время, место его составления, должность, Ф.И.О. лица, его составившего, а также должности и Ф.И.О. присутствующих при составлении акта свидетелей.

В акте обязательно необходимо указать время и конкретное место обнаружения работника в состоянии опьянения, указать признаки состояния опьянения. Предлагалось ли работнику пройти медицинское освидетельствование, причины, по которым освидетельствование не было проведено.

В соответствии с ч. 2 ст. 199 ТК свидетелей должно быть не менее двух. Исходя из практики рассмотрения трудовых споров, рекомендуется при составлении акта привлекать свидетелей из числа работников организации, непосредственно работающих с лицом, предположительно допустившим дисциплинарный проступок, а не из числа руководителей.

В случаях, установленных законодательными актами, наниматель обязан проводить контроль состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Так, согласно ст.  34 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении», в целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержден постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28.

Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин установлен Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08. 05.2008 № 87.

Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), установлен Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84.

Отстранение от работы работающего, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Согласно абзацу пятому ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда наниматель обязан не допустить к работе, отстранить от работы в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

В соответствии с п. 4 ст. 232 ТК и абзацем третьим ч. 1 ст. 19 Закона об охране труда работник (работающий) обязан проходить в установленном законодательством порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда установлен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.

Обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на обучающих курсах организуют кадровые службы или инженер по подготовке кадров, или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей в организациях.

Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда работодателем для работающих при необходимости организуются информационные мероприятия (семинары, лекции, консультации и другие) по вопросам охраны труда.

Проверка знаний по вопросам охраны труда проводится в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда, созданных в порядке, установленном законодательством, в индивидуальном порядке путем устного опроса или с применением компьютерной техники в объеме требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в обязанности работающего.

Порядок создания и деятельности комиссий для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создаются работодателями, установлен Положением о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда».

Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством.

Работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг).

Отстранение от работы работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда, производится в порядке, установленном ст. 49 ТК.

Проверка знаний по вопросам охраны труда работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, осуществляется в течение месяца со дня выхода на работу.

 

Отстранение от работы работающих, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда.

 

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 53 ТК работники обязаны пользоваться средствами индивидуальной защиты. В соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 19 Закона об охране труда работающий обязан использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты.

Наниматель обязан отстранить от работы работающего, не использующего средства индивидуальной защиты (п. 3 ч. 2 ст. 49 ТК и абзац пятый ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).

Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, определен Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее – Инструкция № 209), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30. 12.2008 № 209.

Согласно п. 54 Инструкции № 209 работники обязаны использовать и правильно применять предоставленные им средства индивидуальной защиты, а в случаях их отсутствия или неисправности – немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя.

Наниматель обязан не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых средств индивидуальной защиты (п. 55 Инструкции № 209).

Ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организацию контроля за правильностью их применения работниками возлагается на нанимателя в установленном законодательством порядке.

 

Отстранение от работы работающих, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.

 

Наниматель обязан отстранить от работы работающего не прошедшего в установленном порядке медицинский осмотр (п.  4 ч. 2 ст. 49 ТК и абзац пятый ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).

Но прежде всего наниматель обязан организовать проведение обязательных медицинских осмотров (п. 13 ст. 226 ТК).

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47.

Медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводятся государственными организациями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность.

Если работающий не прошел в установленном порядке медицинский осмотр, то наниматель обязан отстранить его до прохождения такого осмотра.

Алгоритм отстранения работника от работы будет следующим:

1) Установление наличия основания отстранения работника от работы.

Основания отстранения работника от работы перечислены в ст. 49 ТК.

2) При необходимости подтверждение факта наличия основания для отстранения работника от работы.

Например, доказать факт нахождения работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения относится к обязанностям нанимателя. Такой факт должен быть оформлен документально. При необходимости в присутствии свидетелей.

Согласно п. 37 постановления № 2 алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены медицинским заключением и другими видами доказательств, в том числе актом, свидетельскими показаниями.

3) Издание приказа (распоряжения) об отстранении работника от работы.

Отстранение работника от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Основанием для издания такого приказа могут явиться докладная записка, акт, составленный должностным лицом нанимателя, постановление уполномоченного государственного органа и др.

4) Ознакомление работника с приказом (распоряжением) об отстранении работника от работы.

С приказом об отстранении от работы работника необходимо ознакомить под роспись.

Штейнер А.И., юрист, специалист в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 30 мая 2019 г.


почему это сложно? Мнение специалиста по охра не труда

По­во­дом для на­пи­са­ния дан­ной статьи послу­жи­ло су­деб­ное раз­бирательство дела о при­зна­нии не­сча­ст­но­го случая производст­вен­ным и при­зна­нии отстранения от ра­бо­ты неоформ­лен­ным.

Справочно:
с целью оперативного выявления фактов нахождения работающих в состоянии алкогольного опьянения, которое часто является причиной несчастных случаев на производстве, на законодательном уровне предлагается закрепить норму, дающую право работодателю организовать проведение освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов.

Ста­тья 49 Тру­до­во­го ко­дек­са РБ (да­лее – ТК) обя­зы­ва­ет на­ни­ма­те­ля «не до­пус­кать к ра­бо­те (от­стра­нить от ра­бо­ты) в со­от­вет­ст­вую­щий день (сме­ну) ра­бот­ни­ка, поя­вив­ше­го­ся на ра­бо­те в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го, нар­ко­ти­че­ско­го или ток­си­че­ско­го опь­я­не­ния». Вряд ли про­ра­бы, мас­те­ра, ин­же­не­ры и ру­ко­во­ди­те­ли ор­га­ни­за­ций не осоз­на­ют всю опас­ность, ко­то­рую соз­да­ет не­трез­вый ра­бот­ник как для се­бя, так и для ок­ру­жаю­щих. Вме­сте с тем, по при­зна­нию са­мих спе­циа­ли­стов, от­стра­нить от ра­бо­ты ра­бот­ни­ка не так-то про­сто.

 

Си­туа­ция

Про­раб на строи­тель­ном объ­ек­те по­сле окон­ча­ния обе­ден­но­го пе­ре­ры­ва за­ме­тил, что ка­мен­щик Н. вы­шел из бы­тов­ки в состоянии алкогольного опьянения. Ос­мот­рев ра­бот­ни­ка Н., про­раб сказал ему, что для не­го на се­го­дня ра­бо­чий день за­кон­чил­ся, и велел пе­ре­одеть­ся и зай­ти в про­раб­скую для да­чи пись­мен­ных объ­яс­не­ний. Ра­бот­ник кивнул и на­пра­вил­ся в бы­тов­ку, а про­раб при­гла­сил в про­раб­скую в качестве свидетелей мас­те­ра и дру­го­го ка­мен­щи­ка, видевшего про­ис­хо­дя­щее со сте­ны строя­ще­го­ся до­ма. Про­раб за­пол­нил бланк ак­та о на­хо­ж­де­нии ра­бот­ни­ка в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го опь­я­не­ния, дал под­пи­сать его сви­де­те­лям. По­сле со­став­ле­ния до­ку­мен­та, не до­ж­дав­шись ра­бот­ни­ка Н., про­раб вер­нул­ся на объ­ект. Ока­зав­шись с дру­гой сто­ро­ны строя­ще­го­ся до­ма, он уви­дел па­даю­ще­го с 4-го эта­жа ка­мен­щи­ка, ко­то­ро­го он толь­ко что от­стра­нил от ра­бо­ты.

При по­сту­п­ле­нии в уч­ре­ж­де­ние здра­во­охра­не­ния у по­тер­пев­ше­го был взят ана­лиз кро­ви на ал­ко­голь. За­клю­че­ние ла­бо­ра­то­рии под­твер­ди­ло ал­ко­голь­ное опь­я­не­ние сред­ней сте­пе­ни, а имен­но 2,3 про­мил­ле.

Че­рез 2 дня ка­мен­щик Н. скон­чал­ся от по­лу­чен­ных при па­де­нии травм.

 

В ре­зуль­та­те спе­ци­аль­но­го рас­сле­до­ва­ния гос­ин­спек­то­ром тру­да был вы­не­се­но за­клю­че­ние, что дан­ный слу­чай яв­ля­ет­ся не­про­из­вод­ст­вен­ным, так как про­изо­шел на тер­ри­то­рии объ­ек­та в не­ра­бо­чее вре­мя и не при вы­пол­не­нии дей­ст­вий ра­бот­ни­ком в ин­те­ре­сах на­ни­ма­те­ля.

Мать по­тер­пев­ше­го об­жа­ло­ва­ла за­клю­че­ние гос­ин­спек­ции тру­да в су­де.

В жа­ло­бе при­во­ди­лись сле­дую­щие ар­гу­мен­ты в поль­зу при­зна­ния слу­чая про­из­вод­ст­вен­ным:

1) не бы­ла соз­да­на ко­мис­сия для со­став­ле­ния ак­та о на­хо­ж­де­нии ра­бот­ни­ка в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го опь­я­не­ния;

2) под­пи­сав­шие акт сви­де­те­ли не за­яв­ля­ли ра­бот­ни­ку о его со­стоя­нии, а про­сто ви­де­ли и слы­ша­ли раз­го­вор про­ра­ба и ка­мен­щи­ка, по­это­му не мо­гут яв­лять­ся сви­де­те­ля­ми;

3) акт был со­став­лен в од­ном эк­зем­п­ля­ре, а не в двух. Акт не был вру­чен ра­бот­ни­ку;

4) в ак­те от­сут­ст­ву­ют объ­яс­не­ние ра­бот­ни­ка, его лич­ная под­пись об оз­на­ком­ле­нии с до­ку­мен­том;

5) ра­бот­ни­ку не бы­ло пред­ло­же­но прой­ти ме­дос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние, его не дос­та­ви­ли в мед­уч­ре­ж­де­ние для ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ния;

6) не был из­дан при­каз об от­стра­не­нии ра­бот­ни­ка от ра­бо­ты.

Ис­тец про­сил суд при­знать от­стра­не­ние не­за­кон­ным, а не­сча­ст­ный слу­чай про­из­вод­ст­вен­ным.

Рас­смот­рим ар­гу­мен­ты ист­ца с точ­ки зре­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва.

Еди­но­го нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та, ко­то­рый рег­ла­мен­ти­ро­вал бы по­ря­док от­стра­не­ния ра­бот­ни­ка от ра­бо­ты, нет. Ре­ко­мен­да­ции и ком­мен­та­рии спе­циа­ли­стов, опуб­ли­ко­ван­ные в раз­лич­ных из­да­ни­ях, стро­ят­ся на ос­но­ва­нии ана­ли­за су­деб­ной прак­ти­ки по дан­но­му во­про­су. Ка­за­лось бы, не­по­ря­док.

Не вы­зы­ва­ет со­мне­ний, что тру­до­вое за­ко­но­да­тель­ст­во обя­за­но за­щи­щать пра­ва доб­ро­со­ве­ст­но­го ра­бот­ни­ка. От­сю­да сле­ду­ет, что на­хо­ж­де­ние ра­бот­ни­ка в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го опь­я­не­ния нуж­но рас­смат­ри­вать как про­бле­му ра­бот­ни­ка-на­ру­ши­те­ля, а не на­ни­ма­те­ля.

При при­ме­не­нии нор­мы ст. 49 ТК не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать сле­дую­щее:

1. От­стра­не­ние от ра­бо­ты, по сво­ей су­ти, это не про­цесс, а мо­мент, ко­гда не­по­сред­ст­вен­ный ру­ко­во­ди­тель объ­яв­ля­ет ра­бот­ни­ку свое ре­ше­ние о за­пре­те на ис­пол­нение ра­бот­ни­ком тру­до­вых функ­ций на ра­бо­чем мес­те. Ра­бот­ник обя­зан вы­пол­нять уст­ные и пись­мен­ные при­ка­зы (рас­по­ря­же­ния) на­ни­ма­те­ля, сле­до­ва­тель­но, он не име­ет пра­ва про­дол­жать ра­бо­ту (ст. 53 ТК). Нель­зя ис­тол­ко­вы­вать от­стра­не­ние как оп­ре­де­лен­ный про­цесс: с мо­мен­та от­стра­не­ния ра­бот­ник не име­ет пра­ва на­хо­дить­ся на сво­ем ра­бо­чем мес­те, ис­пол­нять свои функ­ции и по­лу­чать за­ра­бот­ную пла­ту. Тол­ко­ва­ние от­стра­не­ния как про­цес­са соз­да­ет не­оп­ре­де­лен­ность в ста­ту­се ра­бот­ни­ка от мо­мен­та объ­яв­ле­ния ре­ше­ния об от­стра­не­нии до окон­ча­ния оформ­ле­ния раз­лич­ных до­ку­мен­тов.

2. От­стра­не­ние от ра­бо­ты – это еди­но­лич­но при­ни­мае­мое ре­ше­ние ру­ко­во­ди­те­ля в от­но­ше­нии кон­крет­но­го ра­бот­ни­ка. От­стра­нять от ра­бо­ты – это од­но­вре­мен­но и пра­во, и обя­зан­ность ру­ко­во­ди­те­ля. Соз­да­ние в ор­га­ни­за­ции ка­кой-ли­бо ко­мис­сии по от­стра­не­нию, как ре­ко­мен­ду­ют не­ко­то­рые спе­циа­ли­сты, за­ко­но­да­тель­ны­ми ак­та­ми не пре­ду­смот­ре­но и со­от­вет­ст­вен­но не тре­бу­ет­ся. Тем бо­лее на соз­да­ние ко­мис­сии не­об­хо­ди­мо вре­мя, а от­стра­не­ние от ра­бо­ты – это опе­ра­тив­ное реа­ги­ро­ва­ние не­по­сред­ст­вен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля на на­ру­ше­ние нор­маль­но­го ре­жи­ма ра­бо­ты ор­га­ни­за­ции. Сви­де­те­ли так­же не яв­ля­ют­ся чле­на­ми ко­мис­сии по от­стра­не­нию, они ли­ше­ны пра­ва ка­ких-ли­бо рас­по­ря­ди­тель­ных дей­ст­вий и свои­ми под­пи­ся­ми лишь под­твер­жда­ют со­от­вет­ст­вие сво­их лич­ных на­блю­де­ний на­пи­сан­но­му в до­ку­мен­те. И уж тем бо­лее сви­де­те­ли не на­зна­ча­ют­ся при­ка­зом.

3. Еще один важ­ный мо­мент, на ко­то­рый нуж­но об­ра­тить вни­ма­ние. Рас­по­ря­же­ние об от­стра­не­нии долж­но быть сде­ла­но в пись­мен­ном ви­де или до­пус­ка­ет­ся уст­ная фор­ма? Все мы зна­ем, что не­ис­пол­не­ние рас­по­ря­же­ния ру­ко­во­ди­те­ля мо­жет по­влечь за со­бой дис­ци­п­ли­нар­ную от­вет­ст­вен­ность ра­бот­ни­ка. Это ак­сио­ма, ра­бот­ник обя­зан под­чи­нять­ся уст­ным и пись­мен­ным рас­по­ря­же­ни­ям ру­ко­во­ди­те­ля, это про­пи­са­но и в тру­до­вом до­го­во­ре, и в пра­ви­лах внут­рен­не­го тру­до­во­го рас­по­ряд­ка, и в долж­но­ст­ных и ра­бо­чих ин­ст­рук­ци­ях. Ес­ли де­ло ка­са­ет­ся на­ру­ше­ния тех­но­ло­ги­че­ско­го про­цес­са, тре­бо­ва­ний по ка­че­ст­ву про­дук­ции и т.п., то для при­вле­че­ния к дис­ци­п­ли­нар­ной от­вет­ст­вен­но­сти на прак­ти­ке впол­не дос­та­точ­но док­лад­ной не­по­сред­ст­вен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля ра­бот. Но при по­яв­ле­нии ра­бот­ни­ка на ра­бо­те в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го опь­я­не­ния, ко­то­рое яв­ля­ет­ся дис­ци­п­ли­нар­ным про­ступ­ком, не­по­сред­ст­вен­ный ру­ко­во­ди­тель по­сле объ­яв­ле­ния сво­его ре­ше­ния ра­бот­ни­ку об от­стра­не­нии его от ра­бо­ты обя­зан за­фик­си­ро­вать свое ре­ше­ние не толь­ко в док­лад­ной ди­рек­то­ру, но и со­ста­вить акт. Со­глас­но по­ста­нов­ле­нию Пле­ну­ма Вер­хов­но­го Су­да РБ от 29.03.2001 № 2 «О не­ко­то­рых во­про­сах при­ме­не­ния су­да­ми за­ко­но­да­тель­ст­ва о тру­де» акт мо­жет при­ни­мать­ся в ка­че­ст­ве до­ка­за­тель­ст­ва в су­дах.

Акт – это до­ку­мент, ко­то­рый под­страху­ет вас на слу­чай воз­мож­ных объ­яс­не­ний в су­де, ес­ли ра­бот­ник бу­дет ос­па­ри­вать пра­во­мер­ность его от­стра­не­ния от ра­бо­ты. 

Для фик­са­ции фак­та от­стра­не­ния впол­не дос­та­точ­но док­лад­ной ру­ко­во­ди­те­ля ра­бот (про­ра­ба, мас­те­ра) на имя ди­рек­то­ра. В до­ку­мен­те нуж­но ука­зать Ф.И.О. ра­бот­ни­ка, вре­мя и ме­сто от­стра­не­ния, при­зна­ки опь­я­не­ния и дру­гие не­об­хо­ди­мые фак­ты. Акт долж­ны под­пи­сать и сви­де­те­ли, а док­лад­ную под­пи­сы­ва­ет еди­но­лич­но не­по­сред­ст­вен­ный ру­ко­во­ди­тель.

Важно!
Распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы влечет безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками (Директива Президента РБ от 11. 03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дис­цип­лины»). 

Пред­ме­том ак­та яв­ля­ет­ся факт на­хо­ж­де­ния ра­бот­ни­ка в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го опь­я­не­ния; от­стра­не­ние от ра­бо­ты рас­смат­ри­ва­ет­ся как след­ст­вие, как ре­ак­ция ру­ко­во­ди­те­ля на факт пьян­ст­ва под­чи­нен­но­го. От­сю­да сле­ду­ет, что со­став­ле­ние от­дель­но­го ак­та об от­стра­не­нии от ра­бо­ты не тре­бу­ет­ся, хо­тя в не­ко­то­рых ис­точ­ни­ках идет речь имен­но об ак­те об от­стра­не­нии от ра­бо­ты.

4. Во мно­гих ис­точ­ни­ках ука­зы­ва­ют, что по­сле от­стра­не­ния ра­бот­ни­ка от ра­бо­ты он дол­жен быть вы­ве­ден за пре­де­лы тер­ри­то­рии на­ни­ма­те­ля. Пред­ставь­те строи­тель­ст­во на от­да­лен­ном объ­ек­те зи­мой: ес­ли «уда­лить» ра­бот­ни­ка из бы­тов­ки в не­трез­вом со­стоя­нии, то весь­ма ве­ро­ят­но, что в бу­ду­щем та­ко­го ру­ко­во­ди­те­ля мож­но на­ка­зать за ос­тав­ле­ние гра­ж­да­ни­на в бес­по­мощ­ном со­стоя­нии, а это уже уго­лов­но на­ка­зуе­мое дея­ние. Если же руководитель ос­та­вит пья­но­го ра­бот­ни­ка в бы­тов­ке, то в будущем ему может быть предъявлено в качестве нарушения «от­сут­ст­вие фак­ти­че­ско­го от­стра­не­ния от ра­бо­ты» при разбирательстве в су­де. В этих слу­ча­ях не­об­хо­ди­мо ру­ко­во­дство­вать­ся тре­бо­ва­ния­ми ст. 110 ТК: «Ра­бо­чим счи­та­ет­ся вре­мя, в те­че­ние ко­то­ро­го ра­бот­ник… обя­зан на­хо­дить­ся на ра­бо­чем мес­те и вы­пол­нять свои тру­до­вые обя­зан­но­сти». От­стра­не­ние оз­на­ча­ет при­ну­ди­тель­ное пре­кра­ще­ние вы­пол­не­ния ра­бот­ни­ком сво­их тру­до­вых обя­зан­но­стей на ра­бо­чем мес­те. Та­ким об­ра­зом, ес­ли ра­бот­ник по­сле от­стра­не­ния ос­та­ет­ся на ра­бо­те, но при этом ис­клю­че­но воз­мож­ное воз­дей­ст­вие на не­го про­из­вод­ст­вен­ных фак­то­ров и на­обо­рот, то за­да­чу от­стра­не­ния мож­но счи­тать вы­пол­нен­ной, да­же ес­ли ра­бот­ник по ка­ким-ли­бо при­чи­нам ос­тал­ся на тер­ри­то­рии на­ни­ма­те­ля, пусть это на­ка­зуе­мо в дис­ци­п­ли­нар­ном по­ряд­ке.

5. От­сут­ст­вие в ак­те и (или) в док­лад­ной за­пис­ке о на­хо­ж­де­нии ра­бот­ни­ка в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го опь­я­не­ния све­де­ний о на­прав­ле­нии ра­бот­ни­ка на ме­ди­цин­ское ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние сни­жа­ет до­ка­за­тель­ную цен­ность до­ку­мен­тов, по­сколь­ку воз­мож­ны ва­ри­ан­ты, ко­гда от­стра­не­ние по по­во­ду ал­ко­голь­но­го опь­я­не­ния яв­ля­ет­ся спо­со­бом ре­прес­сии в от­но­ше­нии доб­ро­со­ве­ст­но­го ра­бот­ни­ка со сто­ро­ны не­доб­ро­со­ве­ст­но­го на­ни­ма­те­ля. Ис­хо­дя из прин­ци­па, что на­хо­ж­де­ние ра­бот­ни­ка в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го опь­я­не­ния – это про­бле­ма ра­бот­ни­ка, но не на­ни­ма­те­ля, то в слу­чае пред­взя­то­сти на­ни­ма­те­ля ра­бот­ни­к может са­мо­стоя­тель­но прой­ти ме­дос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние в дос­туп­ном мед­уч­ре­ж­де­нии. На­ни­ма­тель не обя­зан, убе­див­шись, что пе­ред ним вме­сто ра­бот­ни­ка бес­чув­ст­вен­ное те­ло, не спо­соб­ное аде­к­ват­но вос­при­ни­мать дей­ст­ви­тель­ность, дос­тав­лять на­ру­ши­те­ля са­мо­стоя­тель­но в мед­уч­ре­ж­де­ние. При на­ли­чии офи­ци­аль­но­го за­клю­че­ния мед­­учре­ж­де­ния о при­сут­ст­вии ал­ко­го­ля в кро­ви бес­смыс­лен­но тре­бо­вать при­зна­ние ак­та о на­хо­ж­де­нии ра­бот­ни­ка в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го опь­я­не­ния не­дей­ст­ви­тель­ным.

6. Во мно­гих ис­точ­ни­ках ука­зы­ва­ет­ся, что от­стра­не­ние долж­но оформ­лять­ся при­ка­зом, причем в ст. 49 ТК об этом не ска­за­но. В обос­но­ва­ние та­ко­го тре­бо­ва­ния от­сыл­ки к п. 15 ст. 55 ТК пред­став­ля­ют­ся не­вер­ны­ми. В слу­чае от­стра­не­ния от ра­бо­ты не про­ис­хо­дит из­ме­не­ния, пре­кра­ще­ния тру­до­во­го до­го­во­ра. На прак­ти­ке по­сле от­стра­не­ния ра­бот­ни­ка от ра­бо­ты при­каз из­да­ют, но это не при­каз об от­стра­не­нии, а при­каз о на­ло­же­нии дис­ци­п­ли­нар­но­го взы­ска­ния.

Во­прос, с ка­ко­го вре­ме­ни ра­бот­ник счи­та­ет­ся от­стра­нен­ным от ра­бо­ты, мы вы­яс­ни­ли – с мо­мен­та объ­яв­ле­ния ра­бот­ни­ку ре­ше­ния об от­стра­не­нии упол­но­мо­чен­ным на это ли­цом. То­гда ка­кой смысл в при­ка­зе об от­стра­не­нии, ес­ли он не да­ет оцен­ку про­ис­шед­ше­му?

От ре­дак­ции:
са­мое слож­ное в от­стра­не­нии – со­блю­сти все фор­маль­но­сти про­це­ду­ры от­стра­не­ния.  
Бу­дет про­ще, ес­ли вы про­пи­ше­те в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те ор­га­ни­за­ции, на­при­мер в пра­ви­лах внут­рен­не­го тру­до­во­го рас­по­ряд­ка, всю про­це­ду­ру от­стра­не­ния от на­ча­ла до кон­ца. 

По мне­нию ав­то­ра, при рас­смот­ре­нии тру­до­вых спо­ров по во­про­су от­стра­не­ния ра­бот­ни­ка от ра­бо­ты по при­чи­не на­хо­ж­де­ния его в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го опь­я­не­ния су­ще­ст­ву­ет мно­го рас­хо­ж­де­ний ме­ж­ду за­ко­ном и сло­жив­шей­ся прак­ти­кой, ко­то­рая по­рой про­ти­во­ре­чит здра­во­му смыс­лу. Ав­тор при­дер­жи­ва­ет­ся той точ­ки зре­ния, что в слу­ча­ях от­стра­не­ния от ра­бо­ты дол­жен быть со­став­лен один до­ку­мент – док­лад­ная за­пис­ка не­по­сред­ст­вен­но­го на­чаль­ни­ка ру­ко­во­ди­те­лю с при­ло­же­ни­ем объ­яс­ни­тель­ной на­ру­ши­те­ля. В док­лад­ной мо­гут быть ука­за­ны сви­де­те­ли от­стра­не­ния (за­пи­сы­ва­ют­ся их по­ка­за­ния и т.д.). В этом же до­ку­мен­те мо­жет быть ука­за­но, что ра­бот­ни­ку пред­ло­же­но прой­ти ме­дос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние, а так­же за­фик­си­ро­ван от­каз ра­бот­ни­ка от про­хо­ж­де­ния ме­дос­ви­де­тель­ст­вова­ния и т. п. Впо­след­ст­вии име­ет смысл рас­смат­ри­вать, об­су­ж­дать, ос­па­ри­вать лишь один во­прос: объ­яв­лял ли не­по­сред­ст­вен­ный ру­ко­во­ди­тель ра­бот­ни­ку свое ре­ше­ние об от­стра­не­нии или нет? Ес­ли да – от­стра­не­ние со­стоя­лось и за­кон­но, ес­ли нет – не­за­кон­но.

Вик­тор Се­рый, инженер по ох­ра­не тру­да

 

Консультация для путешественников: Посольство США в Минске — отъезд государственных служащих США и приостановка деятельности в Беларуси вдоль границы с Украиной, COVID-19 и связанные с этим ограничения на въезд. Граждане США, находящиеся в Беларуси, должны немедленно выехать коммерческими или частными средствами.

28 февраля 2022 года Государственный департамент распорядился об отъезде государственных служащих США и приостановке деятельности посольства США в Минске. Все консульские услуги, обычные и экстренные, приостановлены до дальнейшего уведомления. Граждане США в Беларуси, которым требуются консульские услуги, должны попытаться покинуть страну как можно скорее и с максимальной безопасностью и обратиться в посольство или консульство США в другой стране.

Граждане США в Беларуси, которым нужна помощь, также могут позвонить в Государственный департамент по телефону 1(606) 260-4379 (из-за пределов США) или по электронной почте [email protected]. По вопросам из США звоните по телефону 1-833-741-2777.

В связи с неспровоцированным нападением России на Украину из Беларуси граждане США, находящиеся в Беларуси или планирующие поездку в Беларусь, должны знать, что ситуация непредсказуема и в регионе наблюдается повышенная напряженность. Также возможно потенциальное преследование, направленное конкретно на иностранцев. Учитывая повышенную нестабильность ситуации, гражданам США настоятельно не рекомендуется ездить в Беларусь.

Посольство США напоминает гражданам США о необходимости проявлять повышенную осведомленность и бдительность в отношении политической и военной напряженности в регионе. Гражданам США рекомендуется избегать публичных демонстраций и регулярно пересматривать возможные планы отъезда в случае чрезвычайной ситуации.

Сводка по стране:  Белорусские власти задержали десятки тысяч человек, в том числе граждан США, за предполагаемую связь с оппозиционными партиями и предполагаемое участие в политических демонстрациях. Граждане США в непосредственной близости от демонстраций были арестованы. Некоторые из них стали жертвами преследований и/или жестокого обращения со стороны белорусских официальных лиц. Белорусские власти преследовали лиц, связанных с независимыми и иностранными СМИ. 23 мая 2021 года белорусские власти вынудили приземлиться коммерческий самолет, проходящий транзитом через воздушное пространство Беларуси, чтобы арестовать оппозиционного журналиста, который был пассажиром.

Беларусь вводит особые ограничения в отношении лиц с двойным гражданством США и Беларуси и может отказать в признании гражданства США лицам, имеющим двойное гражданство США и Беларуси, включая отказ или отсрочку предоставления консульской помощи США задержанным лицам с двойным гражданством.

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) выпустили Уведомление о состоянии здоровья при поездках в Беларусь уровня 4 в связи с COVID-19, что указывает на очень высокий уровень COVID-19 в стране. Существуют ограничения на въезд граждан США в Беларусь. Ваш риск заражения COVID-19и развитие тяжелых симптомов может быть ниже, если вы полностью привиты вакциной, одобренной FDA. Прежде чем планировать какие-либо международные поездки, ознакомьтесь с конкретными рекомендациями CDC для полностью вакцинированных и непривитых путешественников.

Посетите страницу COVID-19 посольства для получения дополнительной информации об ограничениях и условиях, связанных с COVID-19, в Беларуси.

Федеральное авиационное управление (FAA) выпустило уведомление для летчиков (NOTAM), запрещающее всем авиаперевозчикам и коммерческим операторам США, летчикам США и самолетам, зарегистрированным в США, выполнять полеты на всех высотах в минском районе полетной информации (FIR) (UMMV). ). Для получения дополнительной информации гражданам США следует ознакомиться с Запретами, ограничениями и уведомлениями Федерального управления гражданской авиации.

Прочитайте страницу с информацией о стране.

Если вы решите поехать в Беларусь:

  • Посетите веб-страницу посольства США, посвященную COVID-19.
  • Посетите веб-страницу CDC, посвященную путешествиям и COVID-19.
  • Зарегистрируйтесь в программе Smart Traveler Enrollment Program (STEP), чтобы получать оповещения и упростить поиск вас в чрезвычайной ситуации.
  • Следите за новостями Государственного департамента в Facebook и Twitter.
  • Ознакомьтесь с Отчетом о национальной безопасности для Беларуси.
  • Граждане США, выезжающие за границу, всегда должны иметь план действий в чрезвычайных ситуациях. Просмотрите контрольный список путешественника.

Последнее обновление: переиздано с обновлениями операций посольства.

Представительство США в Беларуси | 28 февраля 2022 г. | Темы: Оповещение, Новости

Заявление СБ о приостановке участия Беларуси в ВП и Соглашении о реадмиссии

Главными жертвами этих мер, предпринятых отчаявшимся и нелегитимным режимом, цепляющимся за власть, являются не отношения ЕС-Беларусь, а сам белорусский народ. Белорусы находятся в заложниках у режима, который пытается изолировать себя как от собственного населения, так и от международного сообщества, и Руководящий комитет признает эту ситуацию экспоненциально опасной.

В дополнение к этому отзыву незаконный режим принял другие мелкие ответные меры в ответ на введение санкций ЕС против официальных лиц и экспорта после вынужденной посадки рейса Ryanair в Минске 23 мая 2021 года . Приостановив участие в соглашении о реадмиссии, белорусские власти шантажируют ЕС, способствуя нелегальной миграции в ЕС через белорусскую границу.

Выход представителей режима из Восточного партнерства будет уравновешен усилением роли гражданского общества и, соответственно, Форума гражданского общества Восточного партнерства. ФГО ВП вместе с Белорусской национальной платформой ФГО ВП и другими национальными платформами теперь будет больше, чем когда-либо, стремиться представлять и направлять голос граждан Беларуси в рамках недавно пересмотренной архитектуры ВП.

Это возмутительное и несвоевременное решение было принято в то же время, когда 2 июля 2021 года ЕС обозначил новые приоритеты сотрудничества с восточными партнерами, тем самым подорвав сотрудничество, сплоченность и само Восточное партнерство в самый неподходящий момент. Тем не менее Руководящий комитет ФГО ВП приветствует дальнейшую разработку амбициозного плана ЕС по поддержке демократических преобразований в Беларуси, в котором подчеркивается возросшая роль гражданского общества и других негосударственных субъектов.

Руководящий комитет ФГО ВП призывает белорусские власти:

  • Пересмотреть этот вывод как часть стратегии деэскалации в отношениях с ЕС, которая также будет учитывать, как эти дегенерации имеют неблагоприятное воздействие на белорусский народ;
  • Немедленно прекратить преследования, репрессии и лишение свободы правозащитников, журналистов, гражданских активистов и студентов;
  • Инициировать мирный и искренний диалог с народом Беларуси, признавая и уважая его демократические устремления, прокладывая путь к демократическому переходу и свободным и справедливым выборам в соответствии с международными стандартами.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ