В соответствии с ч. 2 п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2012 № 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников» отстранение от работы заключается во временном недопущении работника к исполнению своих трудовых обязанностей по распоряжению уполномоченного должностного лица в связи с обстоятельствами, предусмотренными ст. 49 ТК, препятствующими работнику продолжить работу по его трудовой функции.
Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан отстранить работника от работы по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством.
Помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:
1) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;
2) не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;
3) не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда;
4) не прошедшего медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Отстранение работника от работы нанимателем, в том числе за противоправное поведение, мерой дисциплинарного взыскания не является, однако также может быть оспорено в порядке, предусмотренном главой 17 ТК.
Работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.
Отстранение от работы – это временное недопущение работника к исполнению своих трудовых обязанностей. Отстранение от работы не является прекращением трудового договора с работником, а влечет временное, как правило, краткосрочное недопущение к выполнению своих трудовых обязанностей.
На период отстранения работника от работы как работник, так и наниматель не выполняют свои обязанности, установленные трудовым договором.
Отстранение от работы носит временный характер. Отстранение от работы отменяется после того, как отпадут обстоятельства, послужившие основанием для отстранения.
Работника, совершившего хищение имущества нанимателя, наниматель имеет право отстранить от работы до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.
За период отстранения от работы заработная плата не начисляется. При отстранении от работы работника, который не прошел инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с ч. 1 ст. 71 ТК.
Отстранение работника от работы в предусмотренных законодательством случаях будет являться обязанностью (за исключением случая хищения имущества нанимателя), а не правом нанимателя.
Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя.
Нанимателям необходимо учитывать, что отстранение от работы не является прогулом.
Работник допускается к работе при наличии оснований для его допуска к выполнению своих трудовых функций. В некоторых случаях требуется документальное подтверждение наличия такого основания.
С целью допуска работника к работе наниматель издает приказ, который объявляется работнику под роспись.
Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Согласно требованиям п. 1 ч. 2 ст. 49 ТК работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, наниматель обязан отстранить от работы. При этом не имеет значение, в какое время рабочего дня (смены) работник появился в таком состоянии.
Доказать факт нахождения работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения относится к обязанностям нанимателя. Такой факт должен быть оформлен документально. При необходимости в присутствии свидетелей.
Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление № 2), алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены медицинским заключением и другими видами доказательств, в том числе актом, свидетельскими показаниями.
Наниматель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником, появившимся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения на основании п. 7 ст. 42 ТК.
Увольнение работника по п. 7 ст. 42 ТК может иметь место вне зависимости от того, отстранялся ли работник от работы в связи с указанными обстоятельствами.
При обнаружении работника в состоянии какого-либо из видов опьянения, наниматель должен предложить такому работнику пройти медицинское освидетельствование на нахождение в состоянии опьянения. Положительный результат медицинского освидетельствования на предмет нахождения в состоянии опьянения будет являться неоспоримым фактом нахождения работника в состоянии опьянения.
В случае, если работник отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, либо провести медицинское освидетельствование не представляется возможным (например, в связи с удаленностью учреждения здравоохранения), нанимателю необходимо составить акт о нахождении работника в состоянии опьянения, с указанием присутствующих при этом свидетелей.
Акт составляется нанимателем в произвольной форме. При этом в акте обязательно нужно указать дату, время, место его составления, должность, Ф.И.О. лица, его составившего, а также должности и Ф.И.О. присутствующих при составлении акта свидетелей.
В акте обязательно необходимо указать время и конкретное место обнаружения работника в состоянии опьянения, указать признаки состояния опьянения. Предлагалось ли работнику пройти медицинское освидетельствование, причины, по которым освидетельствование не было проведено.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ТК свидетелей должно быть не менее двух. Исходя из практики рассмотрения трудовых споров, рекомендуется при составлении акта привлекать свидетелей из числа работников организации, непосредственно работающих с лицом, предположительно допустившим дисциплинарный проступок, а не из числа руководителей.
В случаях, установленных законодательными актами, наниматель обязан проводить контроль состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Так, согласно ст. 34 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении», в целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Порядок проведения контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержден постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28.
Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин установлен Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08. 05.2008 № 87.
Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), установлен Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84.
Отстранение от работы работающего, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Согласно абзацу пятому ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда наниматель обязан не допустить к работе, отстранить от работы в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
В соответствии с п. 4 ст. 232 ТК и абзацем третьим ч. 1 ст. 19 Закона об охране труда работник (работающий) обязан проходить в установленном законодательством порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда установлен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.
Обучение по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, на обучающих курсах организуют кадровые службы или инженер по подготовке кадров, или соответствующие структурные подразделения, созданные для этих целей в организациях.
Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда работодателем для работающих при необходимости организуются информационные мероприятия (семинары, лекции, консультации и другие) по вопросам охраны труда.
Проверка знаний по вопросам охраны труда проводится в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда, созданных в порядке, установленном законодательством, в индивидуальном порядке путем устного опроса или с применением компьютерной техники в объеме требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в обязанности работающего.
Порядок создания и деятельности комиссий для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создаются работодателями, установлен Положением о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда».
Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством.
Работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг).
Отстранение от работы работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда, производится в порядке, установленном ст. 49 ТК.
Проверка знаний по вопросам охраны труда работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, осуществляется в течение месяца со дня выхода на работу.
Отстранение от работы работающих, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 53 ТК работники обязаны пользоваться средствами индивидуальной защиты. В соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 19 Закона об охране труда работающий обязан использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты.
Наниматель обязан отстранить от работы работающего, не использующего средства индивидуальной защиты (п. 3 ч. 2 ст. 49 ТК и абзац пятый ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).
Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, определен Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее – Инструкция № 209), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30. 12.2008 № 209.
Согласно п. 54 Инструкции № 209 работники обязаны использовать и правильно применять предоставленные им средства индивидуальной защиты, а в случаях их отсутствия или неисправности – немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя.
Наниматель обязан не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых средств индивидуальной защиты (п. 55 Инструкции № 209).
Ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организацию контроля за правильностью их применения работниками возлагается на нанимателя в установленном законодательством порядке.
Отстранение от работы работающих, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.
Наниматель обязан отстранить от работы работающего не прошедшего в установленном порядке медицинский осмотр (п. 4 ч. 2 ст. 49 ТК и абзац пятый ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).
Но прежде всего наниматель обязан организовать проведение обязательных медицинских осмотров (п. 13 ст. 226 ТК).
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47.
Медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводятся государственными организациями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность.
Если работающий не прошел в установленном порядке медицинский осмотр, то наниматель обязан отстранить его до прохождения такого осмотра.
Алгоритм отстранения работника от работы будет следующим:
1) Установление наличия основания отстранения работника от работы.
Основания отстранения работника от работы перечислены в ст. 49 ТК.
2) При необходимости подтверждение факта наличия основания для отстранения работника от работы.
Например, доказать факт нахождения работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения относится к обязанностям нанимателя. Такой факт должен быть оформлен документально. При необходимости в присутствии свидетелей.
Согласно п. 37 постановления № 2 алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены медицинским заключением и другими видами доказательств, в том числе актом, свидетельскими показаниями.
3) Издание приказа (распоряжения) об отстранении работника от работы.
Отстранение работника от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Основанием для издания такого приказа могут явиться докладная записка, акт, составленный должностным лицом нанимателя, постановление уполномоченного государственного органа и др.
4) Ознакомление работника с приказом (распоряжением) об отстранении работника от работы.
С приказом об отстранении от работы работника необходимо ознакомить под роспись.
Штейнер А.И., юрист, специалист в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 30 мая 2019 г.
Поводом для написания данной статьи послужило судебное разбирательство дела о признании несчастного случая производственным и признании отстранения от работы неоформленным.
Справочно:
с целью оперативного выявления фактов нахождения работающих в состоянии алкогольного опьянения, которое часто является причиной несчастных случаев на производстве, на законодательном уровне предлагается закрепить норму, дающую право работодателю организовать проведение освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов.
Статья 49 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) обязывает нанимателя «не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения». Вряд ли прорабы, мастера, инженеры и руководители организаций не осознают всю опасность, которую создает нетрезвый работник как для себя, так и для окружающих. Вместе с тем, по признанию самих специалистов, отстранить от работы работника не так-то просто.
Ситуация
Прораб на строительном объекте после окончания обеденного перерыва заметил, что каменщик Н. вышел из бытовки в состоянии алкогольного опьянения. Осмотрев работника Н., прораб сказал ему, что для него на сегодня рабочий день закончился, и велел переодеться и зайти в прорабскую для дачи письменных объяснений. Работник кивнул и направился в бытовку, а прораб пригласил в прорабскую в качестве свидетелей мастера и другого каменщика, видевшего происходящее со стены строящегося дома. Прораб заполнил бланк акта о нахождении работника в состоянии алкогольного опьянения, дал подписать его свидетелям. После составления документа, не дождавшись работника Н., прораб вернулся на объект. Оказавшись с другой стороны строящегося дома, он увидел падающего с 4-го этажа каменщика, которого он только что отстранил от работы.
При поступлении в учреждение здравоохранения у потерпевшего был взят анализ крови на алкоголь. Заключение лаборатории подтвердило алкогольное опьянение средней степени, а именно 2,3 промилле.
Через 2 дня каменщик Н. скончался от полученных при падении травм.
В результате специального расследования госинспектором труда был вынесено заключение, что данный случай является непроизводственным, так как произошел на территории объекта в нерабочее время и не при выполнении действий работником в интересах нанимателя.
Мать потерпевшего обжаловала заключение госинспекции труда в суде.
В жалобе приводились следующие аргументы в пользу признания случая производственным:
1) не была создана комиссия для составления акта о нахождении работника в состоянии алкогольного опьянения;
2) подписавшие акт свидетели не заявляли работнику о его состоянии, а просто видели и слышали разговор прораба и каменщика, поэтому не могут являться свидетелями;
3) акт был составлен в одном экземпляре, а не в двух. Акт не был вручен работнику;
4) в акте отсутствуют объяснение работника, его личная подпись об ознакомлении с документом;
5) работнику не было предложено пройти медосвидетельствование, его не доставили в медучреждение для освидетельствования;
6) не был издан приказ об отстранении работника от работы.
Истец просил суд признать отстранение незаконным, а несчастный случай производственным.
Рассмотрим аргументы истца с точки зрения законодательства.
Единого нормативного правового акта, который регламентировал бы порядок отстранения работника от работы, нет. Рекомендации и комментарии специалистов, опубликованные в различных изданиях, строятся на основании анализа судебной практики по данному вопросу. Казалось бы, непорядок.
Не вызывает сомнений, что трудовое законодательство обязано защищать права добросовестного работника. Отсюда следует, что нахождение работника в состоянии алкогольного опьянения нужно рассматривать как проблему работника-нарушителя, а не нанимателя.
При применении нормы ст. 49 ТК необходимо учитывать следующее:
1. Отстранение от работы, по своей сути, это не процесс, а момент, когда непосредственный руководитель объявляет работнику свое решение о запрете на исполнение работником трудовых функций на рабочем месте. Работник обязан выполнять устные и письменные приказы (распоряжения) нанимателя, следовательно, он не имеет права продолжать работу (ст. 53 ТК). Нельзя истолковывать отстранение как определенный процесс: с момента отстранения работник не имеет права находиться на своем рабочем месте, исполнять свои функции и получать заработную плату. Толкование отстранения как процесса создает неопределенность в статусе работника от момента объявления решения об отстранении до окончания оформления различных документов.
2. Отстранение от работы – это единолично принимаемое решение руководителя в отношении конкретного работника. Отстранять от работы – это одновременно и право, и обязанность руководителя. Создание в организации какой-либо комиссии по отстранению, как рекомендуют некоторые специалисты, законодательными актами не предусмотрено и соответственно не требуется. Тем более на создание комиссии необходимо время, а отстранение от работы – это оперативное реагирование непосредственного руководителя на нарушение нормального режима работы организации. Свидетели также не являются членами комиссии по отстранению, они лишены права каких-либо распорядительных действий и своими подписями лишь подтверждают соответствие своих личных наблюдений написанному в документе. И уж тем более свидетели не назначаются приказом.
3. Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание. Распоряжение об отстранении должно быть сделано в письменном виде или допускается устная форма? Все мы знаем, что неисполнение распоряжения руководителя может повлечь за собой дисциплинарную ответственность работника. Это аксиома, работник обязан подчиняться устным и письменным распоряжениям руководителя, это прописано и в трудовом договоре, и в правилах внутреннего трудового распорядка, и в должностных и рабочих инструкциях. Если дело касается нарушения технологического процесса, требований по качеству продукции и т.п., то для привлечения к дисциплинарной ответственности на практике вполне достаточно докладной непосредственного руководителя работ. Но при появлении работника на работе в состоянии алкогольного опьянения, которое является дисциплинарным проступком, непосредственный руководитель после объявления своего решения работнику об отстранении его от работы обязан зафиксировать свое решение не только в докладной директору, но и составить акт. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» акт может приниматься в качестве доказательства в судах.
Акт – это документ, который подстрахует вас на случай возможных объяснений в суде, если работник будет оспаривать правомерность его отстранения от работы.
Для фиксации факта отстранения вполне достаточно докладной руководителя работ (прораба, мастера) на имя директора. В документе нужно указать Ф.И.О. работника, время и место отстранения, признаки опьянения и другие необходимые факты. Акт должны подписать и свидетели, а докладную подписывает единолично непосредственный руководитель.
Важно!
Распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы влечет безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками (Директива Президента РБ от 11. 03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»).
Предметом акта является факт нахождения работника в состоянии алкогольного опьянения; отстранение от работы рассматривается как следствие, как реакция руководителя на факт пьянства подчиненного. Отсюда следует, что составление отдельного акта об отстранении от работы не требуется, хотя в некоторых источниках идет речь именно об акте об отстранении от работы.
4. Во многих источниках указывают, что после отстранения работника от работы он должен быть выведен за пределы территории нанимателя. Представьте строительство на отдаленном объекте зимой: если «удалить» работника из бытовки в нетрезвом состоянии, то весьма вероятно, что в будущем такого руководителя можно наказать за оставление гражданина в беспомощном состоянии, а это уже уголовно наказуемое деяние. Если же руководитель оставит пьяного работника в бытовке, то в будущем ему может быть предъявлено в качестве нарушения «отсутствие фактического отстранения от работы» при разбирательстве в суде. В этих случаях необходимо руководствоваться требованиями ст. 110 ТК: «Рабочим считается время, в течение которого работник… обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности». Отстранение означает принудительное прекращение выполнения работником своих трудовых обязанностей на рабочем месте. Таким образом, если работник после отстранения остается на работе, но при этом исключено возможное воздействие на него производственных факторов и наоборот, то задачу отстранения можно считать выполненной, даже если работник по каким-либо причинам остался на территории нанимателя, пусть это наказуемо в дисциплинарном порядке.
5. Отсутствие в акте и (или) в докладной записке о нахождении работника в состоянии алкогольного опьянения сведений о направлении работника на медицинское освидетельствование снижает доказательную ценность документов, поскольку возможны варианты, когда отстранение по поводу алкогольного опьянения является способом репрессии в отношении добросовестного работника со стороны недобросовестного нанимателя. Исходя из принципа, что нахождение работника в состоянии алкогольного опьянения – это проблема работника, но не нанимателя, то в случае предвзятости нанимателя работник может самостоятельно пройти медосвидетельствование в доступном медучреждении. Наниматель не обязан, убедившись, что перед ним вместо работника бесчувственное тело, не способное адекватно воспринимать действительность, доставлять нарушителя самостоятельно в медучреждение. При наличии официального заключения медучреждения о присутствии алкоголя в крови бессмысленно требовать признание акта о нахождении работника в состоянии алкогольного опьянения недействительным.
6. Во многих источниках указывается, что отстранение должно оформляться приказом, причем в ст. 49 ТК об этом не сказано. В обоснование такого требования отсылки к п. 15 ст. 55 ТК представляются неверными. В случае отстранения от работы не происходит изменения, прекращения трудового договора. На практике после отстранения работника от работы приказ издают, но это не приказ об отстранении, а приказ о наложении дисциплинарного взыскания.
Вопрос, с какого времени работник считается отстраненным от работы, мы выяснили – с момента объявления работнику решения об отстранении уполномоченным на это лицом. Тогда какой смысл в приказе об отстранении, если он не дает оценку происшедшему?
От редакции:
самое сложное в отстранении – соблюсти все формальности процедуры отстранения.
Будет проще, если вы пропишете в локальном нормативном правовом акте организации, например в правилах внутреннего трудового распорядка, всю процедуру отстранения от начала до конца.
По мнению автора, при рассмотрении трудовых споров по вопросу отстранения работника от работы по причине нахождения его в состоянии алкогольного опьянения существует много расхождений между законом и сложившейся практикой, которая порой противоречит здравому смыслу. Автор придерживается той точки зрения, что в случаях отстранения от работы должен быть составлен один документ – докладная записка непосредственного начальника руководителю с приложением объяснительной нарушителя. В докладной могут быть указаны свидетели отстранения (записываются их показания и т.д.). В этом же документе может быть указано, что работнику предложено пройти медосвидетельствование, а также зафиксирован отказ работника от прохождения медосвидетельствования и т. п. Впоследствии имеет смысл рассматривать, обсуждать, оспаривать лишь один вопрос: объявлял ли непосредственный руководитель работнику свое решение об отстранении или нет? Если да – отстранение состоялось и законно, если нет – незаконно.
Виктор Серый, инженер по охране труда
28 февраля 2022 года Государственный департамент распорядился об отъезде государственных служащих США и приостановке деятельности посольства США в Минске. Все консульские услуги, обычные и экстренные, приостановлены до дальнейшего уведомления. Граждане США в Беларуси, которым требуются консульские услуги, должны попытаться покинуть страну как можно скорее и с максимальной безопасностью и обратиться в посольство или консульство США в другой стране.
Граждане США в Беларуси, которым нужна помощь, также могут позвонить в Государственный департамент по телефону 1(606) 260-4379 (из-за пределов США) или по электронной почте [email protected]. По вопросам из США звоните по телефону 1-833-741-2777.
В связи с неспровоцированным нападением России на Украину из Беларуси граждане США, находящиеся в Беларуси или планирующие поездку в Беларусь, должны знать, что ситуация непредсказуема и в регионе наблюдается повышенная напряженность. Также возможно потенциальное преследование, направленное конкретно на иностранцев. Учитывая повышенную нестабильность ситуации, гражданам США настоятельно не рекомендуется ездить в Беларусь.
Посольство США напоминает гражданам США о необходимости проявлять повышенную осведомленность и бдительность в отношении политической и военной напряженности в регионе. Гражданам США рекомендуется избегать публичных демонстраций и регулярно пересматривать возможные планы отъезда в случае чрезвычайной ситуации.
Сводка по стране: Белорусские власти задержали десятки тысяч человек, в том числе граждан США, за предполагаемую связь с оппозиционными партиями и предполагаемое участие в политических демонстрациях. Граждане США в непосредственной близости от демонстраций были арестованы. Некоторые из них стали жертвами преследований и/или жестокого обращения со стороны белорусских официальных лиц. Белорусские власти преследовали лиц, связанных с независимыми и иностранными СМИ. 23 мая 2021 года белорусские власти вынудили приземлиться коммерческий самолет, проходящий транзитом через воздушное пространство Беларуси, чтобы арестовать оппозиционного журналиста, который был пассажиром.
Беларусь вводит особые ограничения в отношении лиц с двойным гражданством США и Беларуси и может отказать в признании гражданства США лицам, имеющим двойное гражданство США и Беларуси, включая отказ или отсрочку предоставления консульской помощи США задержанным лицам с двойным гражданством.
Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) выпустили Уведомление о состоянии здоровья при поездках в Беларусь уровня 4 в связи с COVID-19, что указывает на очень высокий уровень COVID-19 в стране. Существуют ограничения на въезд граждан США в Беларусь. Ваш риск заражения COVID-19и развитие тяжелых симптомов может быть ниже, если вы полностью привиты вакциной, одобренной FDA. Прежде чем планировать какие-либо международные поездки, ознакомьтесь с конкретными рекомендациями CDC для полностью вакцинированных и непривитых путешественников.
Посетите страницу COVID-19 посольства для получения дополнительной информации об ограничениях и условиях, связанных с COVID-19, в Беларуси.
Федеральное авиационное управление (FAA) выпустило уведомление для летчиков (NOTAM), запрещающее всем авиаперевозчикам и коммерческим операторам США, летчикам США и самолетам, зарегистрированным в США, выполнять полеты на всех высотах в минском районе полетной информации (FIR) (UMMV). ). Для получения дополнительной информации гражданам США следует ознакомиться с Запретами, ограничениями и уведомлениями Федерального управления гражданской авиации.
Прочитайте страницу с информацией о стране.
Если вы решите поехать в Беларусь:
Последнее обновление: переиздано с обновлениями операций посольства.
Представительство США в Беларуси | 28 февраля 2022 г. | Темы: Оповещение, Новости
Главными жертвами этих мер, предпринятых отчаявшимся и нелегитимным режимом, цепляющимся за власть, являются не отношения ЕС-Беларусь, а сам белорусский народ. Белорусы находятся в заложниках у режима, который пытается изолировать себя как от собственного населения, так и от международного сообщества, и Руководящий комитет признает эту ситуацию экспоненциально опасной.
В дополнение к этому отзыву незаконный режим принял другие мелкие ответные меры в ответ на введение санкций ЕС против официальных лиц и экспорта после вынужденной посадки рейса Ryanair в Минске 23 мая 2021 года . Приостановив участие в соглашении о реадмиссии, белорусские власти шантажируют ЕС, способствуя нелегальной миграции в ЕС через белорусскую границу.
Выход представителей режима из Восточного партнерства будет уравновешен усилением роли гражданского общества и, соответственно, Форума гражданского общества Восточного партнерства. ФГО ВП вместе с Белорусской национальной платформой ФГО ВП и другими национальными платформами теперь будет больше, чем когда-либо, стремиться представлять и направлять голос граждан Беларуси в рамках недавно пересмотренной архитектуры ВП.
Это возмутительное и несвоевременное решение было принято в то же время, когда 2 июля 2021 года ЕС обозначил новые приоритеты сотрудничества с восточными партнерами, тем самым подорвав сотрудничество, сплоченность и само Восточное партнерство в самый неподходящий момент. Тем не менее Руководящий комитет ФГО ВП приветствует дальнейшую разработку амбициозного плана ЕС по поддержке демократических преобразований в Беларуси, в котором подчеркивается возросшая роль гражданского общества и других негосударственных субъектов.
Руководящий комитет ФГО ВП призывает белорусские власти:
Об авторе