Подборка наиболее важных документов по запросу Переаттестация работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
По итогам оценки сотрудник получает допуск к работе, может претендовать на повышение в должности или зарплате. При провале сотрудника, напротив, могут отстранить от работы до успешного прохождения аттестации, понизить или вовсе уволить.
В первую очередь, аттестация нужна для поддержания уровня квалификации рабочего коллектива.
Но для работодателя результаты тестирования должны иметь большее значение — аналитическое. Аттестация показывает общий уровень компетентности сотрудников. Например, оценка может показать пробелы не у одного конкретного человека, а у большинства работников какого-то отдела или всей компании. А это будет означать, что проблема кроется в неэффективной модели обучения, управленческих промахах начальников отделов, отсутствии культуры передачи знаний, ошибках при подборе персонала.
Существует несколько видов аттестации.
Аттестация может являться требованием законодательства. В этом случае периоды проведения первичного тестирования сотрудников и последующей переаттестации жестко прописаны в законодательстве. Задача работодателя для такой аттестации — провести все вовремя и в соответствии с законом.
Другим типом аттестации, более интересным для работодателя, является периодическая оценка компании по своему внутреннему регламенту. Для такого тестирования компания может сама решать, в какие периоды проводить аттестацию и переаттестацию. В регламент также закладываются критерии оценки, порядок проведения тестирования, кто войдет в аттестационную комиссию и прочие моменты. Стоит отметить, что законодательство страны может влиять и в этом случае. Например, если работники компании состоят в профсоюзе – на аттестации должен присутствовать представитель профсоюза.
Некоторых сотрудников в определенные периоды нельзя аттестовывать, например, женщин в первый год после выхода из декретного отпуска.Если компания большая, то именно внутренняя периодическая аттестация может стать причиной повышения или увольнения сотрудника. Ведь руководство просто физически не в состоянии лично проследить за успехами каждого работника.
Чтобы минимизировать человеческий фактор, а также чтобы оценки были объективными, иногда применяется не только прямое письменное или устное тестирование, но и совмещение с такими техниками как review 360. Это подход, при котором о сотруднике дополнительно собираются отзывы от тех коллег, с которыми он непосредственно работает: от руководителя отдела до сотрудников, которые находятся в подчинении у оцениваемого. Это позволяет показать успехи сотрудника со всех сторон, поэтому, в общем, и называется «методом 360 градусов».
General Electric использует данный метод для ежегодной проверки эффективности работы сотрудников и присваивает числовой рейтинг от 1 до 5. Сотрудники оцениваются по таким параметрам, как соблюдение сроков, качество и достижение годовых целей.
По данным Forbes, более 85% компаний из рейтинга Fortune 500 используют «метод 360 градусов» для оценки персонала.
Отдельно можно отметить, что кроме периодических аттестаций может иметь место и внеплановая переаттестация. Как правило, она проводится по какому-то поводу. Например, причиной может стать: резкое падение показателей, смена руководства, слияние или продажа компании.
Любая новая аттестация так или иначе проходит через следующие этапы:
— Подготовка
— Создание аттестационной комиссии
— Подготовка документов
— Проведение аттестации
— Оценка сотрудника
— Оценка и анализ аттестации конкретного отдела или всего коллектива в целом
— Доработка аттестации
На этапе подготовки необходимо определить, для чего нужна аттестация и как она будет проводиться. По итогу лучше всего составить документ, в котором будут расписаны:
— Цели аттестации
— Сроки проведения, частота проведения
— Форма аттестации: письменный, устный опрос, коллегиальный устный опрос
— Кто входит в комиссию, то есть выставляет оценку
— Порядок проведения аттестации – все этапы, по которым придется пройти сотруднику во время оценки
— Критерии оценки – на что вы будете смотреть и как оценивать
— Виды итоговых заключений – то есть чем может закончиться аттестация для сотрудника и при каких результатах
Готовый документ можно также закрепить нормативно. Как правило, он называется «Положением об аттестации сотрудников». Это даст возможность ссылаться на аттестацию при увольнении сотрудника по статье. Хотя мы всегда надеемся, что до таких радикальных мер не дойдет.
Вне зависимости от того, закрепляется ли положение об аттестации нормативно или нет, стоит ознакомить всех сотрудников компании. Это сделает сам процесс аттестации прозрачным и понятным. Можно раздавать инструкции «на руки под подпись», но удобнее будет воспользоваться единым функционалом управления инструкциями в компании. Так можно будет в реальном времени менять сам текст инструкции, и сотрудники автоматически получат об этом уведомление.
Слово «комиссия» из-за советского наследия иногда вызывает смешанные чувства. В случае аттестации – это просто те сотрудники, которые обладают достаточной квалификацией, чтобы оценить знания других сотрудников.
Как правило, в комиссию входят непосредственный руководитель сотрудника, начальники других отделов и старшие опытные сотрудники. Чем выше оцениваемый сотрудник по должности, тем более высокая комиссия его будет оценивать.
Для некоторых типов аттестаций, например, по охране труда, для проверяющих в компании могут быть выделены отдельные должности. Эти сотрудники в первую очередь войдут в комиссию по соответствующей аттестации.
В то же время в компаниях поменьше аттестацию может проводить не комиссия, а всего 1 человек. Например, этим может заниматься директор, HR-менеджер или ответственный за аттестацию специалист, вроде уже упомянутого начальника по охране труда.
Для проведения аттестации, а тем более переаттестации могут потребоваться дополнительные документы.
Например, могут быть полезны:
— Лист прошлой аттестации сотрудника
— Отчет по эффективности сотрудника из системы управления бизнес-процессами
— Отзывы коллег оцениваемого работника, если вы кроме опроса или тестирования используете также Review 360
— Отчет тестируемого за прошедший период аттестации. Это еще один из подходов к аттестации, когда после окончания одной аттестации сотрудник выставляет себе цели на следующий период, а в следующее тестирование отчитывается, чего добился из намеченного. И его по этому списку оценивают.
Чтобы не затягивать долго с результатами аттестации, собрать все документы лучше до ревью. Тогда и предметные вопросы можно задать во время самой оценки, и вся картина будет перед глазами.
Фактически на этом этапе к работе можно подключить автоматизацию. Задачи по сбору нужных документов должны ставиться автоматически заранее, скажем, за 2 недели, для каждого запланированного ревью. Притом для каждой задачи, для каждого отдельного типа документа, у вас может быть отдельный бизнес-процесс. Собрать отзывы по Review 360 и получить отчет от тестируемого — это все же разные задачи.
Автоматизировать постановку задач можно через систему для управления бизнес-процессами. Например, в Neaktor это можно настроить за 15 минут. В отдельном проекте можно добавить карточки всех сотрудников, даже тех, которые не работают в системе.
Для этих карточек настраиваются роботы, которые каждый год или полгода автоматически создают все нужные задачи по ревью: задачи, касающиеся подготовительных документов и непосредственно главную задачу аттестации сотрудника, которую мы рассмотрим в следующем разделе.
Как мы уже указали выше, если весь процесс аттестации автоматизировать с помощью системы управления компанией, то задача по проведению аттестации создается автоматически. В этом случае про аттестацию заранее знает как сам тестируемый, так и комиссия по аттестации.
Можно, конечно, контролировать это вручную и рассылать всем уведомления, но это неэффективно и занимает много времени, которое всегда можно потратить на что-то более полезное.
Так или иначе, автоматизирован процесс или нет, проведение аттестации начинается с согласования дат и времени проведения аттестации.
Когда дата согласована, проводится само ревью сотрудника. Оно может проходить в формате устного собеседования тет-а-тет либо с комиссией. Также оценка может проходить в формате письменного тестирования. Иногда устный опрос и тест объединяют, как на экзаменах в университете, но это практикуется не так часто.
Если используется тестирование и вопросы сводятся к выбору правильного выбора ответа, то целесообразнее будет организовать тест через специализированные сервисы. В этом случае по завершению теста сразу будет видна оценка.
После проведения аттестации проверяемого оценивают. В случае с комиссией это делается коллегиально. По результатам выносится оценка и заключение — что будет с аттестуемым дальше. Напомним, лучше прописать возможные варианты заключений заранее в «Положении об аттестации сотрудников».
Результат аттестации доводится до оцениваемого сотрудника и тут, в зависимости от заключения, может ставится новый ряд задач:
— Если сотрудник провалил аттестацию, ему можно сделать выговор и направить на повторную аттестацию, например, через месяц.
— Если по итогам ревью работник получает повышение зарплаты, в должности или премию — должна быть создана задача для бухгалтерии.
— В некоторых случаях сотрудника не только отправляют на повторную аттестацию, но и отстраняют от должности на все время до успешной сдачи тестирования.
— Радикальной мерой, которая редко ставится после первого провала аттестации, является увольнение. Впрочем, увольнение можно заменить понижением в должности или лишением надбавки.
Когда сотрудник не справляется, то во многих технологических компаниях, таких как Amazon и Google, сотрудника переводят на PIP (Performance Improvement Plan) – план повышения показателей работы. Как правило, он длится около двух месяцев, за которые сотрудник должен продемонстрировать, что он может соответствовать ожиданиям руководителя. По окончании PIP принимают решение, увольнять ли сотрудника.
Это базовые варианты. Заключения по результатам аттестации могут быть и более креативными, зависит от идей компании, которые вкладываются в тестирование. Например, если у работника процентный оклад, можно понизить сам процент. Или же можно отправить сотрудника на обязательное обучение во внерабочее время.
При любом заключении задачи тоже можно ставить автоматически. Почему бы и на этом не экономить время ваших сотрудников? К тому же, это понизит количество ошибок и ситуаций вроде «сотрудника решили уволить, но пока сделали прошло еще 3 месяца».
Оценка и анализ аттестации конкретного отдела или всего коллектива в целом
По итогам аттестации отдела или всего персонала компании стоит провести обязательный анализ. Он позволит показать слабые места у большинства сотрудников, выявить причины и в будущем устранить их.
Например, вы выяснили, что весь отдел тестирования (QA) не знает некоторые техники тест-дизайна. Объективно, здесь проблема не сколько в том, что отдельные сотрудники не спешат развиваться, сколько в неэффективной системе обучения в рамках данного подразделения. Стоит провести отдельное обучение, тренинг-сессию для всего отдела.
Может получиться так, что переаттестации сотрудников у вас проходят в разное время и скорее привязаны ко времени прихода сотрудника в компанию, а не к календарю. Но и в этом случае тоже можно провести аналитику, взяв за тестовый отрезок какой-то период. Например, последние год или полгода.
Для аналитики важно, чтобы все аттестации по всем сотрудникам хранились централизованно, а также были правильно заполнены: была указана финальная оценка, цель переаттестации, комиссия, комментарии проверяющих и так далее.
С помощью фильтров можно делать различные выборки. Можно также сделать экспорт в Excel и поделиться отчетом с коллегами.
Доработка процесса аттестации
Если постоянно задавать одни и те же вопросы, то в конце концов их все выучат и в аттестации будет смысл только для новых сотрудников.
По этой причине сам механизм аттестации нужно время от времени пересматривать и улучшать. Могут, впрочем, меняться не только сами тесты, но и цели аттестации, критерии оценок, заключения. Компания обязательно придет к каким-то улучшениям после проведения несколько аттестаций.
Для автоматизации тут важно, чтобы процессы можно было гибко поменять. Neaktor позволяет делать это на ходу, что удобно при любых изменениях.
Прозрачный и гибкий процесс аттестации позволит сотрудникам четко понимать, чего от них требуют, увидеть критерии для дальнейшего карьерного роста.
Главное, что стоит помнить – все хорошо в меру. Не устраивайте оценку персонала просто ради оценки. Компания должна четко видеть, какими компетенциями должен обладать сотрудник для эффективной работы. А аттестация — это только один из инструментов, наравне с обучением и управлением мотивацией, на пути к тому, чтобы ваши сотрудники становились лучше.
Удачных вам ревью!
Появился вопрос? Напишите нам на [email protected] или в комментариях!
Общается со многими клиентами лично, пишет про релизы, публикует мнения и расписывает бизнес-кейсы. Всегда рад обратной связи!
Составление приказа об аттестации работников – необходимая часть проведения процедуры по контролю за уровнем квалификации, теоретических знаний и практических навыков сотрудников предприятий и организаций. В большинстве случаев аттестация является инициативой работодателя и носит периодический характер.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о проведении аттестации работников .docСкачать образец приказа о проведении аттестации работников . doc
Данная проверка, являющаяся своего рода экзаменом, позволяет оценить профессиональную подготовку кадров на том или ином этапе работы в каком-то конкретном подразделении компании. В случае выявления слабых мест, благодаря такому контролю, руководство имеет возможность своевременно принять необходимые меры по их устранению. Также аттестация является стимулирующей процедурой для работников, способствующей увеличению производительности труда и расширению перспектив организации.
Не всех можно подвергнуть контрольной проверке. Есть ряд сотрудников, которые законом освобождены от этой процедуры. К ним относятся:
Все остальные категории работников можно проверять, невзирая на их статус, опыт работы, научные достижения и т.п. заслуги.
Отправной точкой для аттестации является добровольное волеизъявление работодателя. Оформляется оно в виде приказа, в котором указывается необходимость проведения контроля, назначается состав комиссии и ответственные за исполнение приказа люди.
В ходе аттестации члены комиссии изучают предоставленные работниками отчеты и т.п. документы, задают вопросы на профессиональные темы и по результатам проверки выносят вердикт.
Процедура аттестации регистрируется в специальном протоколе, итоги заносятся в аттестационный лист (на каждого работника составляется свой отдельный документ), а окончательное заключение имеет вид короткого резюме о том, соответствует ли тот или иной сотрудник занимаемой должности.
Как уже упоминалось выше, для проведения аттестации назначается специальная комиссия. В ее состав должно входить не менее трех человек. Чаще всего это представители разных структурных подразделений, руководители среднего звена предприятия, высококвалифицированные специалисты, обладающие достаточными знаниями для адекватной и справедливой оценки своих коллег. Иногда в состав комиссии включаются сторонние эксперты и директор компании.
Результаты контрольной проверки могут быть самыми разными. Наиболее предпочтительны, конечно, те, когда все сотрудники подтверждают свою квалификацию. Но так случается не всегда. Иногда аттестация может показать неудовлетворительные итоги, после чего некоторые работники переводятся на другие места, понижаются в должности или же вовсе увольняются. Однако, лояльные работодатели стремятся даже в таких случаях сохранить рабочие места и отправляют людей на переобучение.
Непосредственным написанием приказа может заниматься любой сотрудник компании, уполномоченный на создание подобного рода документов. Обычно в роли такового выступают:
В любом случае, это работник, обладающий необходимыми знаниями о правилах написания приказов, а также владеющих азами трудового и гражданского права. После подписания приказ всегда передается на подпись руководителю организаций – без его автографа он не будет считаться действительным.
Унифицированной формы приказа на аттестации работников нет, так что предприятия могут писать его в произвольном виде или использовать разработанный внутри компании и утвержденный в учетной политике шаблон документа.
Приказ в обязательном порядке должен содержать ряд необходимых сведений:
Приказ может быть написан от руки или напечатан на компьютере (второй вариант — более современный и распространенный), но в любом случае он должен иметь «живые» подписи руководителя фирмы и всех, кто в нем упомянут – автографы последних будут подтверждать то, что они ознакомлены с документом.
Приказ можно написать на обычном листе формата А4 или на фирменном бланке компании, заверять его печатью необязательно: во-первых приказ относится к внутренней документации фирмы, а во-вторых, с 2016 года юридические лица на законодательном уровне освобождены от обязанности использоваться в свой работе печати и штампы.
С точки зрения делопроизводства данный документ имеет вполне стандартную структуру и не должен вызвать никаких проблем с составлением.
Сюда же вносятся сотрудники, которые подпадают под проверку – их список можно внести прямо в приказ, или же указать в отдельном документе.
Применение аттестационных листов происходит тогда, когда предприятию или организации требуется проверить сотрудников на проф. пригодность. Поводом для таких проверок могут служить самые разные обстоятельства: выявленная халатность в работе, регулярные поломки оборудования и техники, замечания со стороны клиентов и заказчиков и т.д. Следует отметить, что аттестации могут носить и плановый характер.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк аттестационного листа .docСкачать образец заполнения аттестационного листа .doc
В большинстве случаев процедура аттестации позволяет определить уровень профессиональной подготовки кадров, оценить теоретические и практические знания сотрудников, понять их действия в случае возникновения сложных и нештатных ситуаций.
Она считается очень полезной и дает возможность руководству предприятия своевременно принять меры к устранению недочетов в области подготовки персонала, направить сотрудников на курсы повышения квалификации или, в случае установления факта несоответствия занимаемой должности, уволить кого-либо из работников.
В большинстве организаций процедура аттестации не обязательна, а носит сугубо добровольный характер. При этом в бюджетной сфере (образование и здравоохранение) и некоторых специализированных частных компаниях такая форма экзаменации является установленной законодательно необходимостью.
Как уже говорилось выше, на некоторых предприятиях аттестация — рядовое явление, которое периодически проходят все профильные специалисты, независимо от уровня их квалификации (в числе прочих аттестацию проходят и работники, имеющие длительный стаж и научные степени). Тем не менее, есть категории граждан, которые законом защищены от подобного рода проверок. К ним относятся:
В некоторых случаях к участию в аттестационной комиссии может быть привлечен сторонний эксперт в той области, в которой трудятся проходящие аттестацию сотрудники.
Процесс аттестации чем-то напоминает экзамен: аттестируемому задаются вопросы, на которые он должен отвечать. В зависимости от результатов проверки комиссия делает выводы по каждому конкретному человеку (аттестация может проводиться как в отношении одного работника, так и сразу группы сотрудников).
Следует отметить, что к аттестации следует относиться со всей строгостью и вниманием, поскольку ее итоги могут служить поводом как к повышению сотрудника в занимаемой должности, так и к его увольнению.
Если в проведении аттестации будут выявлены какие-либо нарушения, то возможна повторная процедура. В случае если работник не будет согласен в результатами проверки, он может обратиться в суд с их обжалованием.
Итоги аттестации всегда бывают разными. Чаще всего, сотрудники все же соответствуют занимаемым должностям (это связано с тем, что сегодня отбор на вакансии производиться по довольно высоким критериям), но иногда все же встречаются и случаи несоответствия. При таком варианте развития событий работодатель может в письменной форме предложить сотруднику вакансию, которая подходит ему по его квалификационному уровню и если работник согласен, то его переводят на другую должность, составляя соответствующий приказ по форме Т-5. Если же вариантов с другой работой на предприятии нет или же человек в письменной же форме отказался от предложенного ему места, то происходит увольнение.
Аттестационный лист не имеет унифицированного, обязательного к применению образца, поэтому писать его можно в свободном виде. Однако при его оформлении следует придерживаться некоторых правил. В частности, нужно обязательно указывать
При необходимости каких-то дополнений и примечаний со стороны экзаменаторов их также необходимо регистрировать в аттестационном листе.
Аттестационный лист может быть оформлен как в рукописной, так и в печатной форме, как на обычном листе А4 формата, так и на фирменном бланке предприятия. Он в обязательном порядке должен быть удостоверен подписями всех членов аттестационной комиссии. Кроме того, с ним под роспись должен быть ознакомлен и сам проверяемый сотрудник. Лист составляется в нескольких экземплярах: один передается в архив компании, остальные – всем заинтересованным лицам.
В начале документа посередине строки пишется его название. Затем заполняют данные сотрудника:
Вторая часть документа касается собственно содержания аттестации. Здесь тщательно и подробно фиксируются все вопросы, которые были заданы сотруднику по его специальности, а также его ответы на них. Затем регистрируются высказанные замечания и предложения, как со стороны членов аттестационной комиссии, так и со стороны самого проверяемого.
Завершающая часть процедуры сводится к тому, что члены комиссии, в процессе совещания выносят решение, соответствует ли данный специалист занимаемой должности. Их вывод также вносится в аттестационный лист. Затем проверяющие дают рекомендации сотруднику по дальнейшей работе, после чего удостоверяют документ своими подписями. После этого работник также подписывает документ.
Аттестационные комиссии, формируемые на предприятиях – единственный законный вариант для проведения оценки подчиненных на предмет соответствия занимаемым должностям. Цель таких мероприятий – достижение лучших показателей, повышение эффективности труда. Главное – чтобы сама комиссия действовала постоянно.
Понятие традиционной системы аттестации введено текущими законами. Так называют процедуру, порядок, содержание которой регулирует работодатель, самостоятельно принимая решения.
Конкретная статья, посвящённая проверкам навыков, в трудовом кодексе отсутствует. Но в статье 81 того же кодекса пишут о том, что основные правила можно утвердить в локальном акте, выпущенном для конкретного предприятия.
Важный нюанс – разработку положения по проверкам работодатель организует самостоятельно. Но мнение профсоюза он всё равно учитывать обязан. Если подобных объединений нет – то и согласовывать не нужно ничего.
Законы не ограничивают работодателей. Они могут выбрать любые категории сотрудников при организации подобных проверок. Но на практике рекомендуют не включать в списки таких лиц:
Остальной персонал без проблем включают в списки для изучения уровня подготовки.
В зависимости от сроков проведения мероприятия по аттестации можно разделить на 2 большие группы.
Плановая, или очередная. | Организуют такие проверки согласно графику, с определенными временными промежутками. Пример – анализ деятельности сотрудников каждые несколько лет. Руководитель сам решает, какой будет периодичность. |
Внеплановая, внеочередная | Допускает организацию в экстренном порядке. К примеру, когда в организации меняют штатное расписание или оплату труда, выявлена целая партия бракованной продукции. Проверку квалификации допускается организовывать лишь для конкретных категорий сотрудников. Тем более – если осуществляется перевод, который требует мероприятия. |
Некоторые руководители проводят разовые аттестации. В том числе, для сотрудников, которых только принимают на работу.
Важное условие для проверки соответствия сотрудников должностям – четко прописанные обязанности. Обычно для этого грамотно оформляют трудовой договор. Работодатель отвечает за предоставление условий для качественного выполнения работы.
Сотрудники не смогут выполнять функции должным образом, если у них нет хотя бы части инструментов и оборудования, информационных материалов. В этом случае велика вероятность, что увольнение признают незаконным, если оно пройдет после.
Для установки правил проверок работодатель издает отдельный внутренний документ. Сотрудников знакомят с таким положением, ставят на нём личные подписи. Подчиненных нельзя наказывать за несоблюдение установленных правил, если их не ознакомят с исходными документами.
Подготовка сотрудников – тоже обязательное условие. Они должны получить информацию о сути процедуры. После этого выполняют определённые действия:
С каждым сотрудником допустимо выполнение таких мероприятий:
Вся информация по результатам заносятся в специальный протокол. На завершающих этапах обсуждают сведения, которые удалось получить. После этого принимают решение по каждому из подчиненных, письменные формы дополняют сведениями. Принятое решение сообщают и тем, кто подвергался такой проверке.
В личной карточке фиксируют итог, которого удалось добиться в ходе аттестации.
Когда аттестация завершена, руководитель принимает решение относительно того, соответствует ли работник занимаемой должности. В приказе фиксируются окончательные мысли по этому поводу.
По итогам своей работы комиссия может выдавать несколько рекомендаций:
Руководитель не должен следовать этим указаниям без споров. Он лишь принимает к сведению полученную информацию. Если решено, что уровень квалификации не соответствует должности – допустим вариант с направлением гражданина на курсы переобучения. Или к такому работнику прикрепляют наставника.
В кадровый резерв могут включить тех, для кого комиссия рекомендовала перевод на более высокую должность. Это актуальное решение, например, если сейчас подходящих вакансий нет.
Если же принято решение уволить гражданина – обязательным условием становится предложение другого места, согласно текущему уровню навыков. Главное – оформлять такие предложения письменно согласно всем требованиям.
Это помогает доказать правомерность увольнения, если вторая сторона отказалась от перевода. Если подчиненный соглашается – начинают оформлять перевод на другую должность. При отказе от вакансий не будет нарушением расторгнуть трудовой договор.
Законы запрещают увольнять некоторые категории сотрудников, даже если прошла комиссия и принято соответствующее решение. Правило касается:
Увольнение запрещено для сотрудников, которые к моменту оформления результатов аттестации находились в отпуске, либо на больничном. То же касается членов профсоюзов и подростков в возрасте до 18 лет.
Проверка по должности с навыками необходима, в этом не приходится сомневаться. Для руководителя проще выявить недостатки, связанные с подготовкой конкретных профессий.
Кадровый состав на предприятии перерабатывают, чтобы он стал подходящим. Для работников эта процедура даёт возможности по карьерному росту, дальнейшему совершенствованию навыков.
В специальных комиссиях обычно принимают участие следующие лица:
Без представителей аттестующих организаций процедура не обходится. Если нарушения и ошибки выявляют без такого участника – любые выводы и результаты будут признаны незаконными.
У таких объединений имеются определенные обязанности:
1 раз в 3-5 лет – минимальная периодичность, с которой организуют мероприятие. 3-6 месяцев считают оптимальным сроком для функционирования самого объединения. Оценку придется проводить поэтапно в случае сотрудничества с особо крупными предприятиями.
Среди целей можно выделить следующие направления:
Руководитель организации, либо его первый заместитель назначаются председателями комиссии. Остальных членов назначают из подчиненных, обладающих достаточным уровнем квалификации. Если профсоюзная организация создана на предприятии – ее представителей тоже привлекают к проверкам.
При отсутствии сотрудника проводить оценку профпринадлежности запрещается. Специальный акт составляют, если сотрудник заранее получил информацию и поставил подпись на всех документах, но сам не явился на место. В этом случае считается, что испытание не пройдено.
Аттестация часто проводится с привлечением так называемых независимых экспертов.
По итогам проверок руководители издают общие приказы, где фиксируются результаты мероприятий. Обычно такие документы содержат следующую информацию:
О прошедшей оценке составляют и дополнительный отчёт. В нём пишут, сколько сотрудников имеют достаточно высокий навык, а у кого этот показатель оставляет желать лучшего. Подготовка конкретных предложений и рекомендаций по каждому сотруднику – стандартный результат деятельности комиссии.
Отдельно оформляют карту аттестации. Это специальный документ, где приводят следующие сведения:
Карта часто становится основанием для дополнительных льгот и компенсаций.
Оценку и аттестацию персонала относят к самым распространённым процедурам комплексного характера. Они позволяют выявить сильные и слабые стороны в коллективе, который успел сложиться на предприятии.
После организации мероприятия руководству легче принять решение относительно увольнений, повышений по должности. Важно проследить за наличием распорядительной документации на предприятии, которые прямо указывают на основные правила. Иначе процедуру и её результаты признают незаконными.
О важных условиях аттестации персонала — видео Елены А. Пономарева:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
ТК РФ крайне скудно регулирует процесс организации и проведения аттестации в обычной компании, где нет особых категорий работников и профсоюзной ячейки. Понятно, что аттестация должна проводиться на основании локального нормативного акта работодателя, но что и как отразить в этом документе, как проводить аттестацию на практике – на эти вопросы работодателям приходится отвечать самостоятельно. В этой статье рассмотрим спорные моменты, которые стоит обдумать, прежде чем проводить аттестацию.
Как провести аттестацию в компании – один из наименее урегулированных в трудовом законодательстве вопросов. Существуют нормативные правовые акты, подробно регулирующие вопросы аттестации определенных категорий работников: госслужащих, педагогических работников и др. Если же организация не попадает под действие этих документов, то следует руководствоваться лишь нормами ТК РФ об аттестации и конкретизирующими их локальными нормативными актами.
В ТК РФ непрохождение аттестации упоминается в п. 3 ч. 1 ст. 81 в качестве основания для увольнения. В этой же статье говорится, что порядок аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами работодателя, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
На основании ст. 82 ТК РФ в аттестационную комиссию следует включить представителя профсоюза, если итоги аттестации послужат основанием к увольнению. Иные упоминания аттестации относятся к регулированию труда отдельных категорий работников (педагоги, научные сотрудники и пр.).
Таким образом, ТК РФ крайне скудно регулирует процесс организации и проведения аттестации в обычной компании, где нет особых категорий работников и профсоюзной ячейки. Понятно, что аттестация должна проводиться на основании локального нормативного акта работодателя, но что и как отразить в этом документе, как проводить аттестацию на практике – на эти вопросы работодателям приходится отвечать самостоятельно. В этой статье рассмотрим спорные моменты, которые стоит обдумать, прежде чем проводить аттестацию.
Не стоит рассматривать аттестацию исключительно как один из инструментов для увольнения работника. Ее задача – проверка соответствия работника занимаемой должности, выявление зон развития и нереализованного потенциала сотрудника. Процесс и итоги аттестации в компании можно увязать с системой премирования, программой карьерного роста и обучения сотрудников.
Организация аттестации – дело трудоемкое и кропотливое. Поэтому аттестацию имеет смысл использовать как комплексный инструмент управления персоналом, а не только как повод кого-то уволить.
Законодательство устанавливает периодичность проведения аттестации только в отношении отдельных категорий работников. Например, аттестация госслужащих проводится , аттестация сотрудников органов внутренних дел – , аттестация педагогических работников и того реже – .
Как часто стоит проводить аттестацию в обычной коммерческой организации? Этот вопрос остается на усмотрение работодателя. Но вряд ли имеет смысл делать это чаще, чем раз в год: это адекватный срок для изменений в профессиональных качествах работника, которые объективно отразятся в итогах аттестации. Сроки проведения аттестации могут различаться для разных подразделений компании. Там, где сотрудники постоянно получают, изучают и применяют новую информацию, аттестацию можно проводить чаще, чем в других подразделениях.
Таким образом, можно говорить о следующих видах аттестации:
С очередной аттестацией все достаточно ясно: ее сроки устанавливаются локальным нормативным актом, а конкретная дата может назначаться приказом руководителя.
А внепланово аттестацию следует проводить по особому поводу: по итогам повышения квалификации, в связи с введением новых программ, инструкций, технологий и т.п. И тут нужно понимать, что сотрудникам требуется объективное время на освоение новой информации и приобретение новых навыков. Поэтому не имеет смысла вводить новую программу, а через пару дней проводить аттестацию.
Внеочередную аттестацию правомерно проводить и по негативным поводам: в отношении работников, подвергавшихся за определенный период дисциплинарным взысканиям, или тех, на кого имеются проверенные и подтвержденные жалобы клиентов, коллег и т.п.
В любом случае внеплановую аттестацию необходимо обосновать, особенно если она проводится выборочно в отношении конкретного работника.
Аттестовывать работников можно и разово. Например, в компании вводится система грейдов (позиционных уровней и т.п.). Чтобы справедливо всех расставить по ступенькам, определить уровень должности и размер зарплаты каждого сотрудника, можно использовать инструмент аттестации. Это поможет понять, соответствует ли сотрудник уровню своей должности и зарплаты, следует ли сдвигать эти критерии в отношении как должности, так и конкретного работника.
Постоянная аттестация нужна там, где работники непрерывно получают новую информацию. В этом случае объем проверяемых знаний может быть не очень большим, а процедура аттестации – упрощенной. Например, сотрудники колл-центра каждый месяц получают обновленную информацию о клиентских сервисах, должны ее изучить за два дня и пройти электронное тестирование.
Аттестационная программа должна включать вопросы, которые непосредственно соотносятся с должностной инструкцией работника, требованиями к его образованию и квалификации, установленными профессиональными стандартами, а также внутренними документами компании, которые он обязан знать. Не стоит, например, спрашивать бухгалтера по заработной плате о практике судебных споров по налогам. Такие вопросы сам работник, а также проверяющие и суд по его жалобе могут счесть некорректными, и вполне обоснованно.
Можно предложить работнику ответить на более сложные вопросы, выходящие за рамки его должности, но только в том случае, если работник претендует на повышение по итогам аттестации и сам изъявит такое желание.
Помимо ответов на вопросы, следует оценивать и профессиональные успехи или неудачи аттестуемого, отразив это дополнительным баллом. Оценивать можно количество привлеченных клиентов, заключенных договоров, проверенных объектов, проведенных мероприятий и т.п. Понижающий балл можно установить за наличие дисциплинарных взысканий за определенный период.
Проводить аттестацию в отношении всех поголовно не имеет смысла и не всегда справедливо по отношению к работникам. Для объективного прохождения аттестации работнику требуется определенный срок, чтобы «войти в должность». Поэтому аттестацию давно работающих сотрудников наравне с только что принятыми можно счесть дискриминацией. Нужно установить критерий для обязательного прохождения аттестации – работа по определенной должности, например, не менее года. Остальных работников можно допускать к аттестации только с их согласия – если сотрудник уверен в своих силах и хочет продемонстрировать это руководству. Тем более если итоги аттестации влияют на премирование и карьерный рост, нужно дать новичкам право участвовать в аттестации.
Нельзя необоснованно отказывать работнику в аттестации. Например, когда сотрудника заранее считают профнепригодным и не включают в приказ об аттестации по причине «про него и так все ясно». Такое отношение работник также может счесть дискриминацией: мало ли что думает руководство, ведь аттестация – объективный инструмент для подтверждения квалификации, работник имеет право участвовать в ней наравне с остальными коллегами. И в этом случае работник будет прав.
Есть категории работников, которым трудовое законодательство обеспечивает повышенную защиту: беременные женщины, лица до 18 лет, лица с семейными обязательствами и др. Хотя ТК РФ не устанавливает запрета на участие этих категорий работников в аттестации, по общему смыслу ТК РФ они подлежат особой защите, поэтому рекомендуем таких работников включать в список аттестуемых исключительно с их согласия, а к обязательной аттестации привлекать только в случае изменения их особого статуса.
Аттестация – это процесс, в рамках которого работник вправе рассчитывать на объективную оценку своих профессиональных качеств. Объективность оценки обеспечивается, во-первых, компетентностью членов аттестационной комиссии, во-вторых, их непредвзятостью.
Поэтому в комиссию следует включить лиц, достаточно хорошо разбирающихся в вопросах, по которым проводится аттестация. Это могут быть не только эксперты и руководители того подразделения, в котором трудится оцениваемый работник, но и представители смежных отделов. Например, к аттестации менеджеров по продажам можно привлекать руководителя отдела маркетинга, поскольку функции продаж и маркетинга тесно связаны и продажник должен понимать суть маркетинга.
Непредвзятость членов комиссии можно обеспечить включением в нее лиц, которым напрямую аттестуемый не подчиняется (руководитель начальника отдела, представитель сторонней организации – клиента или поставщика компании). Обязательно следует исключить конфликт интересов: работника не должны оценивать его родственники или руководитель, с которым имеются разногласия.
Объективность, а также оперативность оценки итогов аттестации можно обеспечить за счет ИТ-технологий: разработать компьютерные тесты, вопросники, запрограммировать автоматическую оценку итогов аттестации.
Поскольку результаты аттестации могут повлиять на положение работника в компании (премирование, повышение, перевод на другую работу в порядке ч. 3 ст. 81 ТК РФ, увольнение), сотрудников обязательно нужно ознакомить с выводами аттестационной комиссии, не откладывая это дольше чем на несколько дней.
Работникам желательно предоставить право выразить свое обоснованное несогласие с итогами аттестации. Аттестационная комиссия должна рассмотреть возражения и отправить работника на повторную аттестацию или признать его возражения необоснованными. Даже если сотрудник пойдет дальше жаловаться в ГИТ или в суд на несправедливую оценку своих профессиональных качеств, компании уже будет понятно, с чем не согласен аттестованный работник.
Что делать с работниками, не прошедшими аттестацию? Этих сотрудников можно разделить на две категории: тех, кого можно уволить по итогам аттестации, и тех, чье увольнение по этому основанию запрещено (ст. 260 ТК РФ).
С работниками из первой группы можно расстаться только после предложения им вакансий в порядке ч. 3 ст. 81 ТК РФ: необходимо предложить вакансии в соответствии с квалификацией работника или нижестоящие должности.
Сотрудникам, не подлежащим увольнению по итогам аттестации, следует рекомендовать «доучиться» до необходимого уровня и пройти аттестацию вновь. Это же можно предложить и «кандидатам на увольнение»: работодатель не обязан увольнять не прошедших аттестацию работников.
Что делать, если работник не явился на аттестацию без уважительной причины?
Вариантов тут два. Можно провести аттестацию в отсутствие работника на основании имеющихся данных (представление руководителя, данные о выполнении работником его обязанностей, мнение членов комиссии, итоги предварительного тестирования работника). Этот вариант аттестации следует предусмотреть локальным нормативным актом, равно как и возможные последствия неявки – непрохождение аттестации. Если комиссия придет к выводу, что сотрудник не прошел аттестацию, в том числе и по причине своей неявки, его можно уволить в порядке п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предложив ему имеющиеся вакансии (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Такого рода ситуация описана в апелляционном определении Московского городского суда от 20.12.2013 по делу № 11-39131.
Отметим, однако, что, несмотря на наличие подобной практики, мы бы не стали рекомендовать для коммерческой организации такой вариант увольнения. Все-таки в рассмотренном судами споре речь шла о госслужбе, когда аттестация являлась обязательной. Если же обычная компания уволит работника за неявку на аттестацию (именно как непрошедшего аттестацию в связи с неявкой), полагаем, что суды могут встать на сторону работника.
Если же аттестационная комиссия придет к выводу, что проводить аттестацию в отсутствие сотрудника не имеет смысла, или же такой способ аттестации не установлен локальным нормативным актом, можно наложить на работника дисциплинарное взыскание за уклонение от аттестации. Желательно включить в положение об аттестации и / или в трудовой договор с работниками условие об их обязанности проходить аттестацию и / или включить в приказ об аттестации пункт о том, что работник обязан ее пройти в определенную дату и время. Тогда применение взыскания будет бесспорным. После этого работнику можно вновь предложить пройти аттестацию.
Если же работник и второй раз будет уклоняться от прохождения аттестации, то это уже даст повод его уволить в порядке п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение своих обязанностей. Добавим, что практики по увольнению за неявку на аттестацию мы не обнаружили, но полагаем, что такая ситуация вполне возможна, особенно если в трудовом договоре и / или положении об аттестации есть условие об обязанности ее пройти и работник с этим пунктом письменно ознакомлен (или расписался в приказе, что обязан прийти на аттестацию в определенную дату и время). Вопрос этот, безусловно, спорный. И надо быть готовым к тому, что работодателю придется отстаивать свою позицию в суде.
Все образование должно быть одобрено государственной службой EMS или аккредитовано CAPCE. Кроме того, некоторые курсы колледжа или университета могут быть приняты, если есть подтверждение образования в виде сертификата об окончании курса или выписки из колледжа, и курс напрямую относится к EMS (дыхательные пути, кардиология, медицина, травмы, операции).
Национальный реестр использует определения CAPCE для утвержденного образования.Утвержденные CAPCE курсы F1, F2 и F5 считаются живыми, обучением под руководством инструктора, когда инструктор присутствует физически или виртуально инструктирует в живом формате — студенты, материалы и инструкторы присутствуют и взаимодействуют в режиме реального времени. Курсы F3, утвержденные CAPCE, считаются распределенным образованием. Национальный реестр ограничивает количество курсов распределенного образования (DE) или F3, которые вы можете подать в рамках своего образования.
Источниками образования могут быть, помимо прочего, агентства или работодатели EMS, национальные организации EMS, поставщики онлайн-образования, общественные колледжи, частные или государственные колледжи или университеты, профессиональные или технические школы или местные программы EMS.Также могут быть приняты конференции, симпозиумы и семинары EMS.
Для получения дополнительной информации об утвержденных поставщиках образования посетите веб-сайт www.capce.org или обратитесь в местный офис EMS для получения образования, одобренного штатом: State EMS Agencies.
При продлении сертификата Национального реестра парамедики могут указать свой статус как «Активный» или «Действующий».Активный статус означает, что фельдшер «активно» работает и оказывает помощь пациентам. Для продления с «активным статусом» парамедики должны быть связаны с агентством или службой EMS с сотрудником по обучению и Медицинский директор.
Неактивный статус предназначен для сертифицированных на национальном уровне специалистов по неотложной помощи, которые в настоящее время не оказывают помощь пациентам на своем уровне сертификации.Например, неактивный Статус может быть полезен профессионалам EMS, которые:
Неактивный статус не для тех, кто не может получить и соответствовать требованиям к образованию, или тех, у кого были ограничения или аннулированы лицензии на здравоохранение .
Национальные сертифицированные парамедики могут запросить возврат к активному статусу в любое время после того, как они получат активное участие в службе EMS.Запрос на возврат к активному статусу должен сопровождаться заполненной формой «От неактивной до активной регистрации», которую можно загрузить. Вот.
Сертификационный совет ASQ обеспечивает лидерство и ответственное отношение к процессу сертификации специалистов по качеству с соблюдением принципов честности и ориентации на клиента как сейчас, так и в будущем.
Управление: Мы берем на себя ответственность за организацию и управление интеллектуальной собственностью движения за качество, включая сертификационные экзамены и сопутствующие продукты. Наши усилия предполагают и требуют видения профессии в области качества и приверженности ей. Совету директоров поручено работать с внутренними и внешними клиентами, чтобы донести ценность и важность сертификации как до работодателей, так и профессионалов в области качества.
Целостность: Мы контролируем и поддерживаем профессионализм как основную характеристику нашего процесса сертификации, продукта и приложения.Твердая личная этика становится сильной профессиональной этикой добровольцев, которая, в свою очередь, становится личным подтверждением. Наш продукт — это обширная, многоязычная, объективная и объективная по содержанию и доступности сертификаты.
Ориентация на клиента: ASQ, как лидер разнообразного, постоянно расширяющегося глобального сообщества специалистов по качеству, поддерживает профессионалов в области качества в научных кругах, промышленности и правительстве. Мы создаем новые сертификаты, определяемые ценностями и требованиями наших клиентов, признавая их как будущих обладателей качественных знаний, практики и распространения.Мы сотрудничаем с другими людьми по всему миру, чтобы продвигать инновации и понимать ценность и важность качественных знаний, профессий и сертификатов.
Работа в команде, участие, сотрудничество и партнерство: Мы уважаем ценности других и стремимся к консенсусу. Работа в команде и партнерство поощряют возможности как внутри, так и за пределами качественного сообщества, для личного и профессионального развития. Применение сотрудниками и корпорацией технологий, инструментов и процессов способствует повышению квалификации, повышению квалификации сотрудников и расширению прав и возможностей на всех профессиональных уровнях.
Применение инструментов и методов обеспечения качества: Наша динамичная, живая стратегия фокусируется на краткосрочном и долгосрочном стратегическом планировании и управлении качеством. Мы создаем возможности для применения знаний и навыков, распространения и обмена идеями, а также постоянного совершенствования машинных и компьютерных технологий. Мы верим, что только лучшее, что мы делаем сегодня, будет перенесено в завтра.
.
Об авторе