+7 (473) 2-390-790
отдел поставки ПО
+7 (960) 117-51-85
Вопрос:
Можно ли установить оклад ниже МРОТ?
Ответ:
Размер оклада может быть меньше МРОТ, но только в том случае, если размер заработной платы с учетом оклада и всех полагающихся работнику надбавок и премий превышает МРОТ. Величина МРОТ устанавливается Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Обоснование. Статья 129 ТК РФ четко разграничивает такие понятия, как заработная плата и оклад (должностной оклад).
Заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и другие поощрительные выплаты).
Оклад (должностной оклад) представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ. Это связано с тем, что она является вознаграждением за труд и содержит компенсационные и стимулирующие выплаты, в то время как оклад является фиксированным размером оплаты труда без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
Судебная практика. Верховный суд в Определении от 30.08.2013 N 93-КГПР13-2 указал, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее МРОТ.
В.В. Данилова,
эксперт журнала «Оплата труда:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Позвоните или оставьте заявку на подключение и менеджеры подберут для вас индивидуальный комплект под ваши потребности.
Бесплатный доступ на 3 дня!
Автор Петр Кузнецов На чтение 17 мин Опубликовано Обновлено
Содержание
12.05.2022 | Адвокатская газета | Марина Нагорная
В Госдуму внесен законопроект №119419-8, которым предлагается установить, что зарплата не может быть ниже МРОТ, однако в него не должны входить компенсационные выплаты.
Стоит отметить, что проект аналогичного закона вносился в Госдуму в 2019 году, но его отклонили из-за того, что предлагаемые поправки в ст. 133 и ст. 133.1 ТК об исключении из состава месячной зарплаты работника компенсационных выплат не были согласованы с нормами ст. 129 ТК. Теперь же ч. 1 ст. 129 Кодекса предлагается дополнить указанием о том, что без учета компенсационных выплат зарплата не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В пояснительной записке указывается: из ст. 129 ТК следует, что для выполнения требований ст. 133 ТК об установлении минимального размера оплаты труда необходимо сравнивать с МРОТ всю совокупность элементов, образующих зарплату, включая компенсационные выплаты.
Так, в Постановлении Конституционного Суда от 7 декабря 2017 г. №38-П указывается на недопустимость включения в состав зарплаты для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях. А в Постановлении Конституционного Суда от 11 апреля 2019 г. №17-П аналогичный вывод был сделан в отношении доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время.
В комментарии «АГ» адвокат АП Санкт-Петербурга, старший юрист АБ «Качкин и партнеры» Ольга Дученко заметила, что инициатива законодателя соответствует разъяснениям КС о недопустимости включения в состав зарплаты для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях, доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время.
«Если поправки будут приняты, то в ТК РФ скорректируют правила установления МРОТ. Часть 1 ст. 129 ТК РФ, содержащую определение понятия заработной платы, дополнят положением, согласно которому без учета компенсационных выплат месячная зарплата не может быть ниже МРОТ. Подобное изменение статьи представляется избыточным и не совсем корректным, поскольку не содержит указание, что речь идет о месячной заработной плате работника, полностью отработавшего указанный период рабочего времени и выполнившего нормы труда, – отметила Ольга Дученко. – Кроме того, указание на то, что зарплата не должна быть ниже МРОТ без учета компенсационных выплат, дополнительно планируют включить в ст. 133 ТК об установлении МРОТ и ст. 133.1 ТК об установлении МРОТ в субъекте РФ, т.е. получится, что в ст. 129 ТК будут дублироваться иные положения ТК РФ».
Ст. 129 ТК РФ очевидно сформулирована неудачно: в число компенсационных выплат (одну из трех составных частей зарплаты) включены «доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работа в особых климатических условиях».
Партнер и руководитель практики «Трудовое право» юридической фирмы INTELLECT Анна Устюшенко считает, что ст. 129 ТК РФ очевидно сформулирована неудачно: в число компенсационных выплат (одну из трех составных частей зарплаты) включены «доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работа в особых климатических условиях»: «Вот и получается, что если толковать ст. 129 ТК формально, то доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также районные коэффициенты следует включать в состав заработной платы, а далее всю совокупность начисленного сравнивать с МРОТ».
Анна Устюшенко указала, что при таком подходе работники оказываются в разном положении, нарушается установленный ст. 132 ТК принцип оплаты по труду. Особенно ярко это демонстрирует районный коэффициент. Так, отработавший норму рабочего времени сторож на Урале должен получить зарплату на 15% (размер уральского коэффициента) выше, чем сторож в центральных районах России, поскольку первый работает в неблагоприятных климатических условиях. «Однако, следуя логике сегодняшней редакции ТК, если зарплата сторожей равна МРОТ, то оба получат равную сумму. А районный коэффициент как институт не обеспечит установленные законом гарантии», – пояснила эксперт.
Она обратила внимание на то, что в законопроекте 2019 года отсутствовало предложение изменить ст. 129 ТК, а в новом – предлагается ч. 1 нормы дополнить фразой: «Без учета компенсационных выплат месячная заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда». По ее мнению, сделано это было для наглядности: вот, мол, из чего состоит зарплата, но сравнивать с МРОТ мы будем не всё – компенсации учитывать не будем. «Я не поддерживаю включение этой фразы. Во-первых, происходит дублирование положения ст. 133 ТК РФ (в редакции того же законопроекта), во-вторых, ломается логика Трудового кодекса: его ст. 129 – общая, в ней перечисляются все составные части заработной платы любого работника с любым размером заработной платы. А ст. 133 ТК как раз посвящена гарантиям – в ней логично закрепить положение о том, какие именно составные части зарплаты должны приниматься за базу для сравнения с МРОТ», – указала эксперт.
Анна Устюшенко заметила, что в пояснительной записке к законопроекту содержится фраза: «Кроме того, необходимо отметить, что на сегодняшний день на практике во многих организациях реального сектора экономики, бюджетной сферы, на государственной службе для значительной части работников установлены оклады ниже МРОТ, что является недопустимым и требует соответствующей корректировки». «Уважаемые депутаты в законопроекте написали одно, а в записке – другое. Если суть законопроекта – очистить базу для сравнения с МРОТ от компенсационных выплат, то приведенный пункт записки указывает на необходимость увеличить до МРОТ плату за труд (первую составную часть заработной платы). При этом не учтен факт существования разных систем оплаты труда. Например, окладно-премиальная, при которой заработная плата – это итог сложения платы за труд (оклада) и премии. Именно этот итог надлежит сравнивать с МРОТ, а не голый оклад. В этой связи некорректно писать о недопустимости определения окладов, размер которых ниже МРОТ», – заключила она.
В комментарии «АГ» один из экспертов отметил, что следует полностью, а не частично вернуться к ранее действовавшему регулированию и исключить из МРОТ компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Второй полагает, что интерес к данной категории дел обусловлен тем, что суды, несмотря на очевидную логику законодателя, требующую «очистить» зарплату от районного коэффициента и других доплат за работу в особых условиях, выносили обратные решения.
25 июля в Госдуму внесен проект поправок в ТК РФ (№ 762526-7), предусматривающих, что в зарплату, при сравнении ее размера с МРОТ, не должны включаться компенсационные выплаты.
Как отмечается в пояснительной записке, согласно ч. 3 ст. 133 ТК месячная зарплата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
При этом в состав зарплаты в соответствии со ст. 129 ТК включаются: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и т. д.) и стимулирующие выплаты.
Следовательно, для выполнения требований ст. 133 ТК необходимо сравнивать с МРОТ всю совокупность элементов, образующих зарплату, включая компенсационные выплаты.
«Однако очевидная несправедливость такого буквального толкования долгое время приводила к спорам среди правоприменителей по вопросу о том, допустимо ли учитывать компенсационные выплаты в составе заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ», – сообщается в документе.
Опубликовано постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений ТК РФ, в котором разъяснено, что установление размера МРОТ не затрагивает других гарантий, предусмотренных законодательством
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П, о котором ранее писала «АГ», было указано на недопустимость включения в состав заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях, а в Постановлении КС от 11 апреля 2019 г. № 17-П, о котором также рассказывала «АГ», аналогичный вывод был сделан в отношении доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время.
Так, в ст. 133 ТК предлагается закрепить, что в зарплату не входят компенсационные выплаты. Кроме того, в ст. 133.1 ТК предлагается установить, что месячная зарплата работника, работающего в субъекте РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной зарплате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6–8 данной статьи, не может быть ниже размера минимальной зарплаты в этом субъекте РФ при условии, что работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) без учета компенсационных выплат.
Авторы законопроекта отметили, что при принятии указанных решений КС исходил из того, что вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому. Следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Это согласуется с социально-экономической природой МРОТ, предполагающей обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени.
Положения трудового законодательства, указано в документе, предусматривают наряду с соблюдением гарантии об установлении зарплаты не ниже МРОТ определение справедливой зарплаты для каждого работника – в зависимости от его квалификации, сложности работы, количества и качества труда, а также повышенную оплату в условиях, отклоняющихся от нормальных. «Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В противном случае месячная зарплата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях», – отмечал КС в Постановлении № 17-П.
Суд обосновал, почему работа сверхурочно, в ночное время, выходные и праздники подлежит оплате сверх минимально установленного размера зарплаты
«Как видно, хотя итоговые выводы Суда касались конкретных категорий компенсационных выплат, логика, по которой Суд пришел к таким выводам, вполне применима и ко всем иным видам компенсационных выплат за особые условия труда», – указано в пояснительной записке к законопроекту.
В комментарии «АГ» партнер и руководитель практики трудового права юридической фирмы INTELLECT Анна Устюшенко отметила, что в настоящее время в практике трудовых споров имеются дела, предметом рассмотрения которых является включение в зарплату компенсационных выплат при ее сравнении с МРОТ (или минимальной заработной платой). «Не могу сказать, что дела такой категории многочисленны, однако периодически вопросы о включении тех или иных доплат или компенсационных выплат в состав заработной платы возникали», – отметила она.
В то же время, добавила эксперт, интерес к данной категории дел был обусловлен не их количеством, а результатом рассмотрения. «Несмотря на очевидную логику законодателя, требующую “очистить” зарплату от районного коэффициента и других доплат за работу в особых условиях, суды выносили обратные решения», – пояснила она.
По мнению юриста, проблему порождала формулировка ст. 129 ТК, формальное толкование которой влекло выводы, которые довольно часто делают суды. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК в число компенсационных выплат (одну из трех составных частей зарплаты) включены «доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных». Отсюда следует, что буквальное толкование данной нормы требует включать доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в состав зарплаты и сравнивать всю совокупность начисленного с МРОТ, установленным ст. 133–133.1 ТК.
«Можно ли оценить предлагаемые поправки как необходимые и правильные? Безусловно, – подчеркнула эксперт. – Еще ранее, комментируя Постановление № 17-П, которым, по сути, был решен вопрос об изменении вектора правоприменительной практики в отношении ст. 133, 133.1 ТК, я отмечала необходимость изменить ТК в этой части, чтобы поставить точку в решении проблемы на законодательном уровне», – отметила она. При этом Анна Устюшенко добавила, что данное пожелание реализовано в проекте.
По ее мнению, предложенные поправки не повлекут революционного изменения практики – это, скорее, подчистка «хвостов» и согласование между собой законодательства и практики. Юрист выразила надежду, что несмотря на то, что правительство не поддержало законопроект, он все же будет принят.
Адвокат ПА Нижегородской области, к.ю.н. Василий Шавин напомнил, что до 1 января 2007 г. в силу ч. 2 ст. 129 ТК в величину МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. В связи с этим размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) – прежде всего, работников бюджетной сферы – не могли быть ниже и не были ниже МРОТ. «Однако после указанной даты в МРОТ стали включать все выплаты работникам, в результате чего оклад бюджетника мог быть установлен ниже МРОТ, что не укладывается в рамки здравого смысла. Кроме того, появились странные формы оплаты – в виде, например, доплат до МРОТ. Очевидно, что такая ситуация в нормативном регулировании стала возможной из-за экономической ситуации в стране», – полагает он.
Василий Шавин также отметил, что спустя 10 лет КС начал «поворачивать время вспять», истолковав понятие МРОТ таким образом, что в него не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
«Считаю, что нужно полностью, а не частично вернуться к ранее действовавшему регулированию и исключить из МРОТ компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, – подытожил адвокат. – Конечно, нужно принять во внимание отзыв правительства, в котором справедливо указано, что проект потребует финансовых затрат из бюджета».
Одна из экспертов «АГ» отметила, что инициатива законодателя соответствует разъяснениям Конституционного Суда, однако некоторые поправки излишни. Другая добавила, что некоторые формулировки предложенных изменений фактически ломают логику Трудового кодекса как такового.
В Госдуму внесен законопроект № 119419-8, которым предлагается установить, что зарплата не может быть ниже МРОТ, однако в него не должны входить компенсационные выплаты.
В Госдуму внесен проект поправок в ТК, предусматривающий, что данные выплаты не должны учитываться при сравнении зарплаты с ее минимальным уровнем в субъекте Федерации
Стоит отметить, что проект аналогичного закона вносился в Госдуму в 2019 г., но его отклонили из-за того, что предлагаемые поправки в ст. 133 и ст. 133.1 ТК об исключении из состава месячной зарплаты работника компенсационных выплат не были согласованы с нормами ст. 129 ТК. Теперь же ч. 1 ст. 129 Кодекса предлагается дополнить указанием о том, что без учета компенсационных выплат зарплата не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В пояснительной записке указывается: из ст. 129 ТК следует, что для выполнения требований ст. 133 ТК об установлении минимального размера оплаты труда необходимо сравнивать с МРОТ всю совокупность элементов, образующих зарплату, включая компенсационные выплаты.
Опубликовано постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений ТК РФ, в котором разъяснено, что установление размера МРОТ не затрагивает других гарантий, предусмотренных законодательством
Так, в Постановлении Конституционного Суда от 7 декабря 2017 г. № 38-П указывается на недопустимость включения в состав зарплаты для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях. А в Постановлении Конституционного Суда от 11 апреля 2019 г. № 17-П аналогичный вывод был сделан в отношении доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время.
В комментарии «АГ» адвокат АП Санкт-Петербурга, старший юрист АБ «Качкин и партнеры» Ольга Дученко заметила, что инициатива законодателя соответствует разъяснениям КС о недопустимости включения в состав зарплаты для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях, доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время.
Суд обосновал, почему работа сверхурочно, в ночное время, выходные и праздники подлежит оплате сверх минимально установленного размера зарплаты
«Если поправки будут приняты, то в ТК РФ скорректируют правила установления МРОТ. Часть 1 ст. 129 ТК РФ, содержащую определение понятия заработной платы, дополнят положением, согласно которому без учета компенсационных выплат месячная зарплата не может быть ниже МРОТ. Подобное изменение статьи представляется избыточным и не совсем корректным, поскольку не содержит указание, что речь идет о месячной заработной плате работника, полностью отработавшего указанный период рабочего времени и выполнившего нормы труда, – отметила Ольга Дученко. – Кроме того, указание на то, что зарплата не должна быть ниже МРОТ без учета компенсационных выплат, дополнительно планируют включить в ст. 133 ТК об установлении МРОТ и ст. 133.1 ТК об установлении МРОТ в субъекте РФ, т.е. получится, что в ст. 129 ТК будут дублироваться иные положения ТК РФ».
Партнер и руководитель практики «Трудовое право» фирмы INTELLECT Анна Устюшенко считает, что ст. 129 ТК РФ очевидно сформулирована неудачно: в число компенсационных выплат (одну из трех составных частей зарплаты) включены «доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работа в особых климатических условиях»: «Вот и получается, что если толковать ст. 129 ТК формально, то доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также районные коэффициенты следует включать в состав заработной платы, а далее всю совокупность начисленного сравнивать с МРОТ».
Анна Устюшенко указала, что при таком подходе работники оказываются в разном положении, нарушается установленный ст. 132 ТК принцип оплаты по труду. Особенно ярко это демонстрирует районный коэффициент. Так, отработавший норму рабочего времени сторож на Урале должен получить зарплату на 15% (размер уральского коэффициента) выше, чем сторож в центральных районах России, поскольку первый работает в неблагоприятных климатических условиях. «Однако, следуя логике сегодняшней редакции ТК, если зарплата сторожей равна МРОТ, то оба получат равную сумму. А районный коэффициент как институт не обеспечит установленные законом гарантии», – пояснила эксперт.
Она обратила внимание на то, что в законопроекте 2019 г. отсутствовало предложение изменить ст. 129 ТК, а в новом – предлагается ч. 1 нормы дополнить фразой: «Без учета компенсационных выплат месячная заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда». По ее мнению, сделано это было для наглядности: вот, мол, из чего состоит зарплата, но сравнивать с МРОТ мы будем не всё – компенсации учитывать не будем. «Я не поддерживаю включение этой фразы. Во-первых, происходит дублирование положения ст. 133 ТК РФ (в редакции того же законопроекта), во-вторых, ломается логика Трудового кодекса: его ст. 129 – общая, в ней перечисляются все составные части заработной платы любого работника с любым размером заработной платы. А ст. 133 ТК как раз посвящена гарантиям – в ней логично закрепить положение о том, какие именно составные части зарплаты должны приниматься за базу для сравнения с МРОТ», – указала эксперт.
Анна Устюшенко заметила, что в пояснительной записке к законопроекту содержится фраза: «Кроме того, необходимо отметить, что на сегодняшний день на практике во многих организациях реального сектора экономики, бюджетной сферы, на государственной службе для значительной части работников установлены оклады ниже МРОТ, что является недопустимым и требует соответствующей корректировки». «Уважаемые депутаты в законопроекте написали одно, а в записке – другое. Если суть законопроекта – очистить базу для сравнения с МРОТ от компенсационных выплат, то приведенный пункт записки указывает на необходимость увеличить до МРОТ плату за труд (первую составную часть заработной платы). При этом не учтен факт существования разных систем оплаты труда. Например, окладно-премиальная, при которой заработная плата – это итог сложения платы за труд (оклада) и премии. Именно этот итог надлежит сравнивать с МРОТ, а не голый оклад. В этой связи некорректно писать о недопустимости определения окладов, размер которых ниже МРОТ», – заключила она.
Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Минимальная заработная плата — это наименьшая почасовая оплата, которую работник может получать в соответствии с федеральным законом. Это установленный законом минимальный уровень почасовой оплаты труда, ниже которого работникам, не освобожденным от налога, не могут предложить работу или согласиться работать.
Законы о минимальной заработной плате были впервые приняты в Австралии и Новой Зеландии в попытке повысить доход неквалифицированных рабочих. Большинство современных развитых стран, а также многие развивающиеся страны применяют национальную минимальную заработную плату. Исключения составляют Италия, Швеция, Норвегия и Сингапур.
Первый закон о минимальной заработной плате в Соединенных Штатах появился в 1912 году, когда в штате Массачусетс была установлена минимальная почасовая ставка для женщин и детей в возрасте до 18 лет.
В 1938 году федеральное правительство установило минимальную заработную плату в размере 0,25 доллара в соответствии с Законом о справедливых трудовых стандартах (FLSA). С поправкой на инфляцию сегодня эта заработная плата составляет 4,94 доллара.
По состоянию на 2022 год федеральная минимальная ставка заработной платы в Соединенных Штатах составляет 7,25 доллара в час, если только работник не попадает в категорию, специально освобожденную от FLSA.
Правительство периодически оценивает федеральный уровень минимальной заработной платы с учетом изменений инфляции или стоимости жизни, и эта ставка не повышалась с июля 2009 года. Закон о справедливой минимальной заработной плате 2007 года предписал повысить минимальную заработную плату с 5,15 долларов США в три этапа до 5,85 доллара, 6,55 доллара и, наконец, 7,25 доллара.
Президент Джо Байден провел кампанию за повышение федеральной минимальной заработной платы. С 3 февраля 2022 года минимальная заработная плата государственных служащих, за исключением сотрудников Почтовой службы США и Комиссии по почтовому регулированию, увеличилась до 15 долларов в час.
Несмотря на то, что в Соединенных Штатах действует федеральная минимальная заработная плата, отдельные штаты, города и населенные пункты могут вводить различные требования к минимальной заработной плате, если установленная почасовая оплата не ниже федеральной минимальной заработной платы. Работодатель, на которого распространяются федеральные и государственные требования к минимальной заработной плате, должен платить более высокую из двух.
Государства обычно устанавливают минимальную заработную плату, которая отражает стоимость жизни в регионе. Например, в штате Массачусетс минимальная заработная плата составляет 14,25 доллара в час, а в 2023 году она увеличится до 15 долларов, а в Монтане минимальная ставка заработной платы составляет 9 долларов..20.
По состоянию на 2022 год минимальные ставки заработной платы превышали федеральные ставки в 30 из 50 штатов. В округе Колумбия самая высокая минимальная заработная плата составляет 15,20 доллара в час. Второй по величине — 15 долларов, выплачиваемый в некоторых частях Нью-Йорка и работодателями с более чем 25 сотрудниками в Калифорнии; третья по величине — 14,49 долларов, минимальная заработная плата в штате Вашингтон.
По состоянию на 1 января 2022 года только пять штатов не приняли минимальную заработную плату штата: Алабама, Луизиана, Миссисипи, Южная Каролина и Теннесси.
На карте ниже показана минимальная заработная плата, установленная на уровне каждого штата. В некоторых штатах минимальная заработная плата установлена выше, чем федеральная минимальная заработная плата, другие соответствуют федеральной ставке, а в некоторых избранных требованиях к минимальной заработной плате нет. В последнем случае будет применяться федеральная минимальная заработная плата в размере 7,25 доллара США.
В некоторых штатах есть особые исключения из правил минимальной заработной платы:
В ноябре 2020 г. жители Флориды проголосовали за постепенное повышение минимальной заработной платы в штате, начиная с 10 долларов в час 30 сентября 2021 г. и заканчивая 15 долл. в час в сентябре 2026 г.
Аналогичным образом, в ноябре 2022 г. жители Небраска приняла закон о повышении минимальной заработной платы в этом штате до 15 долларов в час в 2026 году, что на 6 долларов больше текущей минимальной заработной платы в 9 долларов..
В некоторых случаях города и муниципалитеты в пределах штата могут устанавливать более высокую минимальную заработную плату для жителей, проживающих в районах с более высокой стоимостью жизни. В штате Иллинойс, где минимальная заработная плата составляет 12 долларов США, в городе Чикаго установлена минимальная заработная плата в размере 14–15 долларов США для определенных отраслей, принятая в январе 2022 года.
Определенные категории работников часто не подпадали под действие законов о минимальной заработной плате.
Низкооплачиваемые рабочие в Соединенных Штатах могут быть освобождены от минимальной заработной платы, если значительная часть их дохода получена из чаевых. Более низкая минимальная заработная плата в размере 2,13 доллара в час может применяться к сотрудникам, получающим чаевые, которые регулярно получают чаевые на сумму более 30 долларов в месяц, или если общая сумма чаевых, сохраняемых в дополнение к почасовой ставке, равна или превышает федеральную минимальную заработную плату. Если общая сумма чаевых и почасовая ставка работника опускаются ниже минимальной заработной платы, ожидается, что работодатель компенсирует работнику недостающую сумму.
Студент дневного отделения, работающий в университете, розничном магазине или в сфере услуг, не может получать менее 85% минимальной заработной платы. Хотя учащиеся могут работать до восьми часов в день, они не могут работать более 20 часов в неделю во время школьных занятий. Учащиеся технических или профессиональных программ не могут получать менее 75% от минимальной заработной платы на протяжении всего времени их активного участия в программе.
В соответствии с федеральным законом работники моложе 20 лет могут получать 4,25 доллара в час до тех пор, пока они не пройдут трехмесячный испытательный срок. После этого работодатель должен преобразовать свою структуру оплаты труда в федеральную минимальную ставку заработной платы.
Согласно FLSA, работникам с физическими или умственными недостатками можно платить меньше, чем федеральная минимальная заработная плата. Инвалидность, которая может повлиять на производственную мощность, включает слепоту, церебральный паралич, алкогольную и наркотическую зависимость, психические заболевания и отклонения в развитии.
Законы о минимальной заработной плате были разработаны, чтобы положить конец эксплуатации рабочей силы и обеспечить, чтобы работающее население страны не опускалось за черту бедности. Закон о справедливых трудовых стандартах (FLSA) устанавливает минимальную заработную плату для работников, работающих полный и неполный рабочий день в частном секторе, а также в федеральных, государственных и местных органах власти.
В 2022 году ведутся дебаты вокруг установления минимальной заработной платы в размере 15 долларов. Американский план спасения президента Джо Байдена попытался поднять его. Однако администрации Байдена удалось поднять минимальную почасовую оплату государственных служащих только до 15 долларов.
Сторонники утверждают, что увеличение минимальной заработной платы помогает достичь цели прожиточного минимума, когда работники получают достаточный доход для удовлетворительного уровня жизни. Они также утверждают, что повышение повышает производительность труда, уменьшает неравенство в доходах, стимулирует экономический рост и улучшает удержание сотрудников.
Многие компании, в том числе Amazon, Target, Aldi, Chipotle и CVS, увеличили свою почасовую ставку до 15 долларов в час, независимо от обязательного повышения минимальной заработной платы на федеральном уровне.
Критики утверждают, что компании, а не правительство, должны решать, сколько должны платить работникам, и что минимальная заработная плата не всегда повышает покупательную способность населения, а вместо этого может привести к росту безработицы. По их словам, небольшое изменение цены на низкооплачиваемый труд может оказать большое влияние на спрос работодателей, что приведет к росту безработицы среди низкооплачиваемых работников. Критики отмечают, что законы о минимальной заработной плате также могут привести к аутсорсингу рабочих мест, когда компании могут решить перенести свои предприятия в страны, где стоимость рабочей силы ниже.
Эффективная заработная плата — это уровень заработной платы, выплачиваемой работникам выше минимальной зарплаты с целью сохранения квалифицированной и эффективной рабочей силы. Теория эффективной заработной платы утверждает, что работодатель должен платить своим работникам достаточно высоко, чтобы рабочие были заинтересованы в производительности и чтобы высококвалифицированные работники не увольнялись.
В Джорджии и Вайоминге минимальная заработная плата составляет всего 5,15 доллара. Однако работодатели в этих штатах, на которых распространяется Закон о справедливых трудовых стандартах, должны платить своим работникам федеральную минимальную заработную плату в размере 7,25 доллара. Те же правила применяются к пяти штатам, в которых нет минимальной заработной платы: Алабаме, Луизиане, Миссисипи, Южной Каролине и Теннесси.
Прожиточный минимум — это минимальный доход, необходимый работнику для удовлетворения своих основных потребностей. В 2021 году уровень бедности в США для семьи из четырех человек составлял 26 500 долларов, что соответствует 13,25 доллара в час — выше текущей минимальной заработной платы. Критики утверждают, что федеральная минимальная заработная плата, которая не соответствовала прожиточному минимуму с конца 1960-х годов, не соответствует этому критерию и не соответствует стандарту прожиточного минимума.
Закон о справедливых трудовых стандартах (FLSA) — это федеральный закон, устанавливающий минимальную заработную плату в размере 7,25 доллара в час в 2022 году. Правительство периодически оценивает федеральный уровень минимальной заработной платы. Однако ставка не повышалась с июля 2009 года. В отдельных штатах, городах и населенных пунктах могут устанавливаться различные требования к минимальной заработной плате, если ставка выше федеральной минимальной ставки заработной платы.
Эта статья предназначена для образовательных целей и не является юридической, финансовой или налоговой консультацией. Для получения конкретных рекомендаций, применимых к вашему бизнесу, обратитесь к профессионалу.
Федеральная минимальная заработная плата — это правило, установленное Законом о справедливых трудовых стандартах (FLSA), которое сообщает работодателям самую низкую почасовую оплату, которую они могут платить своим работникам. Текущая федеральная минимальная заработная плата составляет 7,25 доллара США и не менялась с 2009 года.
До этого в истории федеральной минимальной заработной платы было мало колебаний: с 1938 года она поднималась менее чем на 50 центов до 1 доллара в год.
Да, отдельные штаты могут применять свои собственные законы о минимальной заработной плате, то есть минимальная заработная плата в разных штатах различается. Когда минимальная заработная плата в штате не соответствует федеральному стандарту в 7,25 доллара в час, почасовым работникам должна выплачиваться большая из двух сумм.
Города или округа также могут устанавливать минимальную заработную плату. В этом случае работодатель должен платить самую высокую применимую минимальную заработную плату.
Итак, если ваш бизнес расположен в Сан-Франциско, штат Калифорния, вы будете платить сотрудникам минимальную заработную плату в размере 16,99 долларов в час, что является минимальной заработной платой в городе и самой высокой применимой заработной платой. Это выше минимальной заработной платы в Калифорнии в размере 15 долларов в час и федеральной минимальной заработной платы в размере 7,25 долларов в час.
Расчет заработной платы, которому доверяют тысячи.
Приступайте к работе
Тридцать штатов и округ Колумбия имеют минимальную заработную плату выше федеральной минимальной заработной платы. Они различаются в зависимости от штата, и во многих штатах заработная плата будет постепенно увеличиваться в течение следующих нескольких лет.
В пяти штатах, где нет закона о минимальной заработной плате, применяется федеральная минимальная заработная плата. Вы можете скачать плакат о федеральной минимальной заработной плате на английском (и девяти других языках) вместе с плакатами о минимальной заработной плате для любого рассматриваемого штата. Для получения дополнительной информации о планах минимальной заработной платы для каждого штата см. список ниже.
Как правило, работникам, не освобожденным от налога, гарантируется заработок не ниже федеральной минимальной заработной платы. Работники, которые получают почасовую оплату, обычно не считаются освобожденными, независимо от их почасовой ставки.
Работники, обычно классифицируемые как не освобожденные от налогов, включают, но не ограничиваются, следующими типами работников:
Узнайте больше о разнице между освобожденными и не освобожденными сотрудниками.
Как правило, работники, получающие чаевые, считаются теми, кто регулярно приносит домой более 30 долларов в месяц в виде чаевых. В некоторых штатах им могут платить меньше стандартного минимума почасовой оплаты, если чаевые доводят их оплату как минимум до применимой минимальной заработной платы.
Взгляните на этот информационный бюллетень Министерства труда, чтобы узнать, кто считается работником, получающим чаевые, но обязательно ознакомьтесь также с местными требованиями.
В настоящее время планов повышения федеральной минимальной заработной платы нет.
Идея повышения минимальной заработной платы популярна среди профсоюзов и групп по борьбе с бедностью, которые выдвигают 15 долларов в час в качестве нового стандарта. Сторонники Закона о повышении заработной платы, законопроекта, который был внесен в Конгресс с 2017 года, выступают за постепенное повышение федеральной ставки заработной платы, чтобы к 2025 году она достигла 15 долларов в час9. 0005
Опрос американских избирателей, проведенный исследовательским центром Pew Research Center в 2021 году, показал, что минимальную заработную плату в размере 15 долларов поддерживают 62%, при этом 40% решительно поддерживают.
Некоторые штаты объявили о планах по достижению минимальной заработной платы в размере 15 долларов в ближайшие годы, но многие еще этого не сделали. Лучший способ быть в курсе изменений минимальной заработной платы в вашем штате — добавить в закладки ресурсы, подобные перечисленным ниже, в дополнение к веб-сайту вашего государственного бюро по трудоустройству.
Узнайте, каковы планы минимальной заработной платы в вашем штате, перейдя к нашим учебникам по штатам ниже:
Если у вас есть сотрудники в разных штатах, важно использовать службу расчета заработной платы, которая поможет вам платить и рассчитывать налоги соответствующим образом.
Об авторе