Порядок создания производственного кооператива – 106.2. /

Порядок создания производственного кооператива – 106.2. /

Содержание

Каков порядок создания производственного кооператива?

Каков порядок создания производственного кооператива?

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Производственный кооператив является юридическим лицом — коммерческой организацией.

Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива.

Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива.

Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

В уставе кооператива должны определяться фирменное наименование кооператива, место его нахождения, а также содержаться условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательств по внесению указанных взносов; о характере и порядке трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности и об их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и об условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке выплаты стоимости пая или выдачи соответствующего ему имущества лицу, прекратившему членство в кооперативе; о порядке вступления в кооператив новых членов; о порядке выхода из кооператива; об основаниях и о порядке исключения из членов кооператива; о порядке образования имущества кооператива; о перечне филиалов и представительств кооператива; о порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

Решение о создании кооператива должно содержать сведения об учреждении кооператива, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества кооператива, об избрании (назначении) его органов, сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения кооператива, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию кооператива.

О принятии решения собрания учредителей составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

Производственный кооператив подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Для государственной регистрации производственного кооператива необходимо подать в регистрирующий орган составленное по установленной форме заявление, решение о создании или протокол собрания учредителей, устав и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai

Производственный кооператив

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом — коммерческой организацией.

Количество участников

Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива.

Членами кооператива могут быть внесшие установленный уставом кооператива паевой взнос граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет. Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать двадцать пять процентов числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

Паевой фонд

Минимальный и максимальный размер складочного капитала не ограничен. Связано это с тем, что в случае недостаточности собственности кооператива, его члены несут дополнительную (субсидиарную) ответственность.

Цели создания

Производственный кооператив создается с целью получения прибыли и может заниматься любой, не запрещенной законом деятельностью. При этом для определенных видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии).

Органы управления

Высшим органом управления кооперативом является

общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет. В состав исполнительных органов кооператива входят правление и (или) председатель кооператива. Членами наблюдательного совета и членами правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива одновременно не может быть членом наблюдательного совета и членом правления (председателем) кооператива.

Общее собрание членов кооператива

Общее собрание членов кооператива вправе рассматривать и принимать решение по любому вопросу образования и деятельности кооператива. К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:

  • утверждение устава кооператива, внесение изменений в него;

  • определение основных направлений деятельности кооператива;

  • прием в члены кооператива и исключение из членов кооператива;

  • установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива; определение направлений их использования;

  • образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;

  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, прекращение полномочий ее членов;

  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, заключений ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, аудитора; распределение прибыли и убытков кооператива;

  • принятие решений о реорганизации и ликвидации кооператива;

  • создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них;

  • решение вопросов об участии кооператива в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации).

Уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива могут быть отнесены и другие вопросы деятельности кооператива. Общее собрание членов кооператива правомочно принимать решения, если на данном собрании присутствует более пятидесяти процентов общего числа членов кооператива. Общее собрание членов кооператива принимает решения простым большинством голосов присутствующих на этом собрании членов кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или уставом кооператива. Каждый член кооператива независимо от размера его пая имеет при принятии решений общим собранием членов кооператива один голос.

Решения об изменении устава кооператива, о реорганизации (за исключением преобразования в хозяйственное товарищество или общество) и о ликвидации кооператива принимаются

тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива. Решение о преобразовании кооператива в хозяйственное товарищество или общество принимается по единогласному решению членов кооператива.

Решение об исключении члена кооператива принимается двумя третями голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, не могут быть переданы на решение наблюдательного совета кооператива или исполнительных органов кооператива.

studfile.net

Производственный кооператив

Производственные кооперативы

Статья 107. Понятие производственного кооператива

1. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. 2. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

3. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

4. Правовое положение производственных кооперативов и права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о производственных кооперативах.

Статья 108. Образование производственных кооперативов

1. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов.

2. Устав кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

3. Число членов кооператива не должно быть менее пяти.

Статья 109. Имущество производственного кооператива

1. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.

Уставом кооператива может быть установлено, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определяемые уставом.

Решение об образовании неделимых фондов принимается членами кооператива единогласно, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

2. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее десяти процентов паевого взноса, а остальную часть — в течение года с момента регистрации.

3. Кооператив не вправе выпускать акции.

4. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива.

В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

Статья 110. Управление в производственном кооперативе

1. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива.

Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.

2. Компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений определяются законом и уставом кооператива.

3. К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:

1) изменение устава кооператива;

2) образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;

3) прием и исключение членов кооператива;

4) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;

5) решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания или наблюдательного совета кооператива, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива.

4. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Статья 111. Прекращение членства в производственном кооперативе и переход пая

1. Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива.

Выплата стоимости пая или выдача другого имущества выходящему члену кооператива производится по окончании финансового года и утверждении бухгалтерского баланса кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

2. Член кооператива может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на него уставом кооператива, а также в других случаях, предусмотренных законом и уставом кооператива.

Член наблюдательного совета или исполнительного органа может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в связи с его членством в аналогичном кооперативе.

Член кооператива, исключенный из него, имеет право на получение пая и других выплат, предусмотренных уставом кооператива, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено законом и уставом кооператива.

Примечание:

В сельскохозяйственном производственном кооперативе не допускается передача пая или его части лицу, не являющемуся членом данного кооператива (пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ).

Передача пая (его части) гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива. В этом случае другие члены кооператива пользуются преимущественным правом покупки такого пая (его части).

4. В случае смерти члена производственного кооператива его наследники могут быть приняты в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. В противном случае кооператив выплачивает наследникам стоимость пая умершего члена кооператива.

5. Обращение взыскания на пай члена производственного кооператива по собственным долгам члена кооператива допускается лишь при недостатке иного его имущества для покрытия таких долгов в порядке, предусмотренном законом и уставом кооператива. Взыскание по долгам члена кооператива не может быть обращено на неделимые фонды кооператива.

Статья 112. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов

1. Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов.

Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации кооператива определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

studfile.net

Преобразование производственного кооператива

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Юр. лица » Преобразование производственного кооператива

Прекращение деятельности одного предприятия и начало работы другого на основании принципа правопреемства.


Правила и порядок реорганизации производственного кооператива

Производственный кооператив – юридическое лицо, образованное на добровольной основе участниками, которые составляют устав и регистрируют организацию с целью общего занятия производственной деятельностью.

Формирование сообщества подразумевает создание капитала организации за счет взносов (паев) членов кооператива. Паевой фонд, созданный участниками кооператива, становится собственностью юридического лица и основанием для возникновения корпоративных и паевых прав участников сообщества.

Вопросы реорганизации и преобразования кооператива регулируются нормами законов и нормативных актов.

Реорганизация кооператива или преобразование производственного кооператива — прекращение деятельности одного предприятия и начало работы другого на основании принципа правопреемства.

В процессе реорганизации происходит ликвидация юридического лица, на основании которого могут образоваться одно или несколько предприятий.

Реорганизация осуществляется путем:

  • Преобразования.
  • Выделения.
  • Слияния.
  • Присоединения.
  • Разделения.

Нормы, регулирующие реорганизацию, могут быть изложены в учредительной документации юридического лица. Согласно статье 106 Гражданского кодекса процесс реорганизация производственного кооператива осуществляется по нормам и правилам, разработанным для реорганизации всех юридических лиц.

Общие правила реорганизации включают:

  • Реорганизация может быть осуществлена только на основании решения всех участников юридического лица на общем собрании, решение можно принять большинством голосов или, в некоторых случаях, единогласно.
  • Для реорганизации кооператива можно выбрать такие формы: слияние, выделение, преобразование, присоединение.
  • Главный принцип – добровольное решение всех участников кооперации реорганизовать юридическое лицо.
  • В отдельных случаях решение о реорганизации может быть принято в судебном порядке.

Реорганизация считается состоявшейся, если происходит государственная регистрация новых юридических лиц – правопреемников кооператива. Документальным сопровождением реорганизации является передаточный акт, по которому права и имущество передается новому юридическому лицу.

Особенности реорганизации кооператива в форме присоединения

Реорганизация осуществляется путем присоединения или другими способами, в различных формах, которые предусмотрены законом. Для передачи прав и полномочий преемнику используется передаточный акт, составленный участниками процесса преобразования.

Особенности и этапы присоединения, как формы реорганизации кооператива:

  • Решение о присоединении могут принять несколько юридических лиц (2 и более).
  • Принимается решение собраниями участников каждого юридического лица.
  • О начале реорганизации необходимо уведомить уполномоченные органы власти.
  • Выбирается адрес регистрации нового юридического лица.
  • Проведение подготовительных процессов.
  • Подача документации в уполномоченные органы.
  • Официальная регистрация.

Для проведения процедуры необходимы: заявления юридических лиц, разработанные учредительные документы, договор о решении осуществить присоединение, решение собрания участников каждого юридического лица, принятое единогласно, передаточный акт, который необходим для передачи прав и обязанностей.

Принятие решения о реорганизации кооператива общим собранием

Обязательное условие начала преобразования юридического лица – принятие единогласного решения собранием участников юридического лица, если иное не предусмотрено законом или учредительной документацией кооператива.

Реорганизация производственного кооператива принимается участниками, и данный факт вносится в протокол заседания членов кооператива.

Согласно закону, право принятия решения относительно реорганизации находится в числе компетенции общего собрания участников.

Принять такое решение можно при наличии половины от общего числа участников. Решение принимается большинством голосов.

В некоторых случаях, предусмотренных законом и учредительной документацией, для принятия решения о реорганизации необходимо единогласное решение участников.

advokat-malov.ru

Производственные кооперативы (понятие, виды, характеристика, порядок создания, права участников, органы управления и контроля).

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 25Следующая ⇒

Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Законом и учредительными документами кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Основными видами деятельности являются производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание. Юридические лица, являясь членами производственного кооператива, могут участвовать в его деятельности посредством выполнения каких-либо работ или услуг.

Члены кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законами о производственных кооперативах. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». Правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов регулируются ст. 107-112 ГК РФ и Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах». Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов (производственных, перерабатывающих, обслуживающих сельскохозяйственных производителей) установлены Законом о сельскохозяйственной кооперации.

Учредительным документом производственного кооператива выступает устав, утверждаемый общим собранием его членов.

В производственном кооперативе не создается уставный капитал, а находящееся в его собственности имущество делится на паи его членов. Уставом может быть установлено, что определенная часть принадлежащего имущества составляет неделимые фонды, используемые на цели, определяемые уставом кооператива. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее 10% паевого взноса, а остальную часть — в течение года со дня регистрации. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. В таком же порядке распределяется и имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов (ст. 109 ГК РФ).

Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива, и ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю. Член кооператива может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на него уставом, а также в других случаях, предусмотренных законом и уставом кооператива.

 

В случае необходимости обратить взыскание на пай члена кооператива по его личным долгам и при недостатке его имущества допускается обращение взыскания на его пай в порядке, предусмотренном законом и уставом (ст. 111 ГК РФ).

Высший орган управления кооператива — общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Последними являются правление и (или) председатель кооператива. Исполнительные органы осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива. Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может быть одновременно членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива. Член наблюдательного совета или исполнительного органа может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в связи с его членством в аналогичном кооперативе. К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся: изменение устава кооператива; образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива; прием и исключение членов кооператива, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибылей и убытков; решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием (ст. 110 ГК РФ).

Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество

33.Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Казѐнные предприятия.

Унитарные предприятия согласно ст. 113 ГК — это юридические лица, учрежденные государственным или муниципальным образованием в целях, определяемых их уставами, имущество которых неделимо и находится в государственной или муниципальной собственности.

Статус унитарных предприятий регламентируется ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Органы управления унитарных предприятий носят, как правило, единоличный характер: предприятие возглавляет руководитель, который назначается и освобождается от должности собственником и ему подотчетен.

Унитарное предприятие по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам учредителя. 2. Унитарное предприятие, имеющее имущество на праве хозяйственного ведения, существует за счет самостоятельно извлеченной из своей деятельности прибыли.

Собственник имущества, он же учредитель предприятия, не отвечает по его обязательствам, но имеет широкие полномочия по контролю за его деятельностью. Кроме принятия решения о его создании, определения предмета и целей его деятельности и назначения его руководителя, собственник вправе контролировать использование и сохранность его имущества, в частности, давать согласие на распоряжение недвижимостью, а также получать часть прибыли от его деятельности, установленную учредительными документами предприятия.

До регистрации такого предприятия учредитель обязан полностью оплатить его уставный фонд, гарантирующий интересы кредиторов предприятия. При уменьшении стоимости чистых активов ниже величины уставного фонда учредитель обязан его уменьшить, предупредив об этом кредиторов. При уменьшении стоимости чистых активов ниже размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано решением суда.

Согласно ст. 114 ГК унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи в его хозяйственное ведение части своего имущества, утверждения его устава и назначения его руководителя. Ответственность учредителя дочернего предприятия аналогична ответственности учредителя «материнского» предприятия.

Согласно ст. 115 ГК унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по распоряжению Правительства РФ; его учредительным документом является устав, утвержденный федеральным органом исполнительной власти на основе типового устава.

Производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с план-заказом и планом развития предприятия, а отношения с поставщиками ресурсов и потребителями его продукции (работ, услуг) строятся на договорной основе.

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются:

· имущество, переданное ему решением учредителя для ведения уставной деятельности;

· денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия;

· средства, выделенные из бюджета или внебюджетных фондов.

Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами об оперативном управлении: оно вправе распоряжаться этим имуществом лишь с согласия его собственника. Собственник также вправе изымать у казенного предприятия неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостатке его имущества.

Дочернее предприятие — унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, сможет создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарноепредприятие,основанное на праве оперативного управления (федеральное К.п.). Учредительным документом К.п. является его устав, утверждаемый Правительством РФ. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам К.п. при недостаточности его имущества. К.п. может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

Казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утверждаемой собственником сметой доходов и расходов (подобно госбюджетному учреждению). Это обстоятельство предопределяет строго целевой (а не формально самостоятельный, как у обычного унитарного предприятия) характер использования любого закрепленного за ним имущества собственника-учредителя. До него доводятся обязательные для исполнения заказы собственника на поставку товаров, производство работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, у него может быть изъято излишнее, используемое не по назначению или неиспользуемое имущество (п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).
Важным для оборота является то обстоятельство, что при недостатке у казенных предприятий «своего» имущества наступает субсидиарная ответственность их учредителей по их долгам (п. 5 ст. 115 ГК, п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях), тогда как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается (кроме некоторых случаев банкротства). Поэтому казенное предприятие в отличие от обычного унитарного не может быть объявлено банкротом…»

Учреждение как юридическое лицо. Виды.

Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).
Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций, поскольку не имеют строго фиксированного участия. Это единственная разновидность некоммерческих организаций, которым имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления (ст. 296 ГК). Они полностью или частично финансируются их учредителями-собственниками, имеют строго целевую правоспособность, в силу чего обладают весьма ограниченными возможностями самостоятельного участия в гражданских правоотношениях.
Как и унитарные предприятия, учреждения не свойственны развитому товарному обороту, а представляют собой остатки прежней социалистической системы. Однако опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по долгам созданного им учреждения. Поэтому закон сохранил данную конструкцию не только для публичных, но и для частных собственников.
Вместе с тем государство испытывает известные трудности в связи с необходимостью нести субсидиарную ответственность по долгам своих учреждений, тем более в условиях постоянного недостатка их бюджетного финансирования. В связи с этим имеются проекты определенного расширения возможностей госбюджетных учреждений по получению дополнительных доходов от собственной деятельности и установления их самостоятельной имущественной ответственности по собственным долгам (при исключении субсидиарной ответственности учредителя и одновременном запрете обращения взыскания кредиторов на находящееся у учреждений недвижимое и иное ценное имущество собственника).
Правоспособность учреждений носит узко специальный характер, в рамках которого законом или учредительными документами учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов приносящей доходы, т.е.

предпринимательской деятельности. Как правило, речь идет о предоставлении платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, организации досуга, проведения научных исследований и пр. Учреждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника, если только речь не идет о доходах от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим (п. 2 ст. 298 ГК).
Учреждениями являются органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.), особенности правового положения которых во многих случаях устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от состава учредителей можно выделить публичные (государственные и муниципальные) учреждения, учредителями и собственниками имущества которых являются соответствующие публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования. Иные виды учреждений являются частными, поскольку создаются одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами.
Строго говоря, частным является также общественное учреждение, которое Закон определяет как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного рода услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях). Согласно ст. 6 данного Закона участниками общественного учреждения признаются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного учреждения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без оформления условий своего участия. Очевидно, что такие участники ни при каких обстоятельствах не могут являться членами общественного учреждения, поскольку оно вообще не имеет членства.




infopedia.su

Особенности управления в производственном кооперативе

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Юр. лица » Особенности управления в производственном кооперативе

Соблюдение баланса интересов всех участников кооператива предполагает создание качественной структуры управления.

Соблюдение баланса интересов всех участников производственного кооператива предполагает создание качественной структуры управления. Требования к ней изложены в ст. 5 закона «О производственных кооперативах».

Общие принципы организации органов управления в производственном кооперативе

Управление в кооперативе предполагает соблюдения ряда принципов, в соответствии с которыми формируется и действует каждый его орган. Ст. 14 закона устанавливает следующие базовые условия.

  • Как и в ООО, высший орган управления называется общим собранием участников. Он действует на непостоянной основе и собирается для того, чтобы решить наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью организации.
  • Наблюдательный совет служит промежуточным звеном между высшим и исполнительным органами. Он во многом похож на совет директоров в ООО. Этот орган должен проводить заседания не реже 1-го раза за полугодие Закон предусматривает лишь возможность его создания, а не обязанность. Однако в сельскохозяйственном производственном кооперативе его требуется формировать при количестве членов свыше 50-ти.
  • Высшим исполнительным органом производственного кооператива является его правление. В отличие от ООО, закон предусматривает преимущественно коллегиальный состав исполнительного органа. Правление может не избираться, если число членов кооператива составляет 10 и менее лиц.
  • Председатель кооператива осуществляет функции правления в ситуациях, когда его формирование необязательно. Если число участников более 10-ти (с сельскохозяйственном кооперативе менее 25-ти), то он также избирается, но действует в рамках решений всех упомянутых органов.

Управление кооперативом зависит от числа его участников и, в отличие от ООО, может предусматривать от 2-х до 4-х звеньев.

Проблемы в регулировании

Закон о производственных кооперативах отличается значительным числом правовых пробелов. К примеру, в нем не предусмотрена компетенция наблюдательного совета.

Закон о сельскохозяйственной кооперации более подробно регулирует эти вопросы и может стать образцом, по которому следует создавать уставы таких организаций в других сферах деятельности.

Общее собрание членов как высший орган, осуществляющий управление

Общее собрание членов кооператива принимает наиболее важные решения, связанные с его деятельностью. Устав может предусматривать и другие права этого органа, поскольку ему предоставлены полномочия решать любой вопрос.

Ч. 1 ст. 15 закона определяет следующие вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания:

  • Утверждение устава организации, а также внесение в него дополнительных положений и изменений.
  • Решения об основных направлениях деятельности.
  • Прием новых членов и их исключение из состава.
  • Определение размера взносов, правил образования фондов и порядка их использования.
  • Формирование наблюдательного совета и исполнительных органов, если последние полномочия не переданы совету.
  • Формирование ревизионного органа и прекращение его полномочий.
  • Утверждение годовой бухгалтерской отчетности, а также заключений аудитора и ревизионного органа.
  • Решения о распределении полученной прибыли и убытков.
  • Решение о проведении процедуры реорганизации или ликвидации.
  • Создание филиалов и представительств и принятие положений о них.
  • Участие кооператива в других организациях, включая союзы.

Порядок работы общего собрания

Периодичность созыва этого органа устанавливается уставом. Она не может быть реже раза в год. При этом собрание должно быть проведено не позднее 3-х месяцев после завершения финансового года. Очередное собрание созывается правлением или председателем.

Внеочередное собрание производственного кооператива может созываться при необходимости экстренного рассмотрения важных вопросов.

Оно инициируется любым органом, а также группой членов, составляющей не менее 10-ти процентов его численности путем подачи требования председателю или правлению. При этом наблюдательный совет самостоятельно принимает соответствующее решение. Закон устанавливает 30-дневный срок на мероприятия по сбору членов.

Остальные органы и лица приобретают право созыва, если их требования были проигнорированы председателем или правлением.

Уведомление о времени и месте проведения собрания, а также его повестке, должны быть переданы членам с запасом, составляющим не менее 20-ти дней.

Все решения принимаются большинством голосов. В отличие от ООО, где имеет значение размер доли в уставном капитале, каждому участнику принадлежит 1 голос.

Последствием принятия решения, не входящего в повестку, является недействительность.

Деятельность наблюдательного совета

Закон предусматривает возможность сформировать наблюдательный совет при числе членов кооператива свыше 50-ти. Это связано с тем, что при меньшем количестве участников, его создание сделает структуру управления слишком громоздкой.

Согласно закону, в наблюдательный совет могут входить исключительно члены кооператива. При этом, лица, входящие в его состав, не могут быть членами исполнительного органа и председателями этого объединения.

Численность и срок, на который избирается совет, определяется общим собранием. При этом председатель наблюдательного совета избирается на его заседании из числа выбранных лиц.

Закон устанавливает полномочия наблюдательного совета по представлению на голосование общего собрания кандидатур председателя кооператива.

Также закон упоминает об исключительной компетенции наблюдательного совета, но не раскрывает ее содержание. Однако уставом она должна быть определена. По аналогии с ООО, в нее может входить одобрение крупных сделок производственного кооператива. Кроме того, можно включить в этот перечень утверждение отчета о работе исполнительного органа.

В отличие от потребительских кооперативов, никто из членов наблюдательного совета не вправе действовать от имени этой организации. Его деятельность не может нарушать вопросы исключительной компетенции общего собрания.

Исполнительные органы производственного кооператива

Закон предусматривает 2 способа организации исполнительных органов. В случае, если в кооператив входят более 10-ти членов, общее собрание избирает его состав, а также председателя кооператива. При меньшем числе участников, исполнительные функции осуществляет единоличный орган.

Срок действия полномочий председателя и членов правления определяется уставом организации.

Закон не устанавливает вопросы, которые решает коллегиальный орган. Его компетенцию следует определять по принципу исключения, поскольку полномочия, осуществляемые председателем единолично, должны быть отражены в уставе.

Председатель действует от имени кооператива без доверенности.

Он вправе совершать сделки по распоряжению имуществом организации, может открывать и закрывать банковские счета.

Также председатель издает локальные акты пред
приятия и осуществляет прием на работу сотрудников.

Исполнительные органы не могут принимать решения, за которые ответственно общее собрание или наблюдательный совет производственного кооператива.

advokat-malov.ru

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ