Налоговые органы – единая структура, в обязанности которой входит сбор и учет выплат, поступающих в государственную казну от граждан нашей страны, а также функционирующих на ее территории организаций. Чтобы обеспечить выполнение возложенных на данную структуру задач, закон определяет права и обязанности налоговых органов. Обе эти категории представлены внушительными перечнями, которые мы предлагаем рассмотреть далее в статье.
Перечень прав и обязанностей налоговых органов — интересная тема, с которой следует ознакомиться не только сотрудникам данной структуры, но и обычным людям, ради лучшего понимания способа функционирования этой структуры
О том, как оплатить пени по налогам, можете прочитать в нашей статье —здесь.
Под понятием права закон подразумевает свободу действий того или иного субъекта в определенном отношении, охраняемую на государственном уровне. Говоря о налоговых органах, нужно отметить наличие большого количества таких свобод. Далее изучим их перечень.
НК РФ Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации
Первым законным правом налоговых органов является предъявление требований относительно предоставления определенного рода документации к:
Бумаги, о которых идет речь, как и их форма, регламентированы нормативно-правовыми документами государственных структур и местных властей регионов. Рассмотрим, какие данные они содержат.
Таблица 1. Содержание документации, которую имеет право требовать налоговый орган или его представитель
Разновидность документа | Описание |
---|---|
Бумаги для уплаты налогов | В этом случае речь идет о документах, которые являются законным основанием для следующих действий: · удержания налога или сбора в пользу государственной казны; · дальнейшего перечисления данного налога. |
Бумаги, подтверждающие верное проведение процедуры уплаты | Эта категория документов представлена формами, содержащими подтверждение того, насколько правильно и своевременно был начислен тот или иной сбор и впоследствии уплачен в бюджет. |
Данные органы регулируют все процессы, проходящие в рамках расчета и отчисления налоговых сборов в пользу государственного бюджета
Если в процессе рассмотрения дела, касающегося уплаты налогов, возникают определенные сложности, рассматриваемые структуры имеют право произвести налоговую проверку. При этом, специалисты, ее проводящие, должны убедиться, что действуют согласно порядку, установленному Налоговым кодексом нашей страны.
При условии, когда сотрудники налоговой службы имеют основания полагать, что плательщик сборов собирается уничтожить, как-либо изменить или сокрыть документы, необходимые для установления верной величины налога, они имеют право осуществить выемку этих бумаг.
Если сотрудники налоговой имеют достаточно оснований полагать, что документы того или иного лица, нужные для уплаты налогов, будут утаены или уничтожены, они могут произвести их выемку
Также наделены обсуждаемые структуры правом на вызов путем отправки письменного уведомления налогового агента или плательщика сборов ради дачи им каких-либо пояснений, связанных с уплатой или удержанием средств в пользу государственной казны.
Это же право дается рассматриваемому органу при условии, что возникли спорные ситуации во время проведения налоговой проверки, или в прочих случаях, определенных законодательными актами нашей страны.
Если гражданин или организация пропустили один или несколько платежей по налоговым и прочим сборам, обозначенные в статье структуры могут на совершенно законных основаниях:
Приостановление операций по счету налогоплательщика — одна из наиболее действенных мер воздействия, особенно на учреждения, которые несут за время заморозки большие экономические потери
Разморозить счета и вернуть имущество налоговые органы принимают решение лишь для того, чтобы лицо все же могло с ними рассчитаться. Приостановление операций по счетам довольно часто применяется лишь на сумму долга, но в некоторых случаях приостанавливаются все возможности взаимодействия с лежащими на них средствами.
Налоговый кодекс определяет не только это право налогоплательщиков, но и порядок проведения осмотра и инвентаризации. К слову, данные процедуры проводятся к имущественным объектам и территориям, используемым налогоплательщиком или налоговым агентом для получения прибыли. Речь идет о:
За налоговыми органами также закрепляется право по определению величин налоговых сборов, подлежащих к перечислению в бюджетную систему нашей страны.
Определение величины производится в индивидуальном порядке расчетным способом, на основании данных, накопленных структурой о:
Самостоятельное определение налоговых величин органами рассматриваемой категории возможно лишь при отсутствии иных способов установления размера сбора
Разумеется, подобный способ расчета применим лишь в ситуациях, когда представители службы ранее получили от обязанного платить налоги лица запрет на производство принадлежащих ему помещений торгового, складского или иного типа, которые используются им для получения дохода. Либо тогда, когда по объектам, подлежащим налогообложению, плательщик не предоставлял документацию, соответственно, наблюдается явный дефицит сведений, нужных для начисления налогов.
Работники рассматриваемой структур могут предъявлять лицам, с которых взимаются налоги и прочие сборы, а также учреждениям, их перечисляющим, требования, направленные на устранение выявленных ранее нарушений положений нормативно-правовых актов в области налогообложения.
Также налоговые структуры наделены правом на взыскание недоимок, штрафных санкций или пеней согласно порядку, определенному Налоговым кодексом России.
Банки обязуются предоставлять потребовавшим того налоговым органам бумаги, которые подтверждают факты списания со счета плательщика или налогового агента сумм, положенных государству, представленных:
Право требовать искомую документацию также принадлежит списку гарантированных свобод действия налоговых органов.
Банки обязаны по первому запросу передать в обозначенные органы все требуемые документы
Представители обозначенной государственной организации могут для проведения контрольных процедур в области налогообложения привлекать лиц, имеющих высокую квалификацию в том или ином вопросе. К ним относятся, например:
Иногда, чтобы добиться решения какого-либо вопроса, связанного с налоговым контролем, одноименные службы имеют право на вызов свидетелей, обладающих сведениями по важным для дела обстоятельствам.
Лицензии, выдаваемые государством предпринимателям и учреждениям – документация, определяющая право описанных субъектов на ведение разного рода деятельности. При наличии достаточных оснований, представители обсуждаемой структуры имеют право на ходатайство о:
ФНС может подать ходатайство об отзыве лицензии или ее приостановлении
Наделена изучаемая инстанция также и правом предъявлять исковые заявления в суды:
Право на подачу иска также относится к перечню компетенций структуры
При этом, заявленные в исках требования могут иметь различную тематику. Какую, рассмотрим далее в таблице.
Таблица 2. Содержание исковых заявлений, подающихся в суд от имени налоговых органов
Направленность иска | Описание |
---|---|
Взыскание выплаты | В данном случае речь идет о взыскании накопленных какими-либо лицами долгов перед налоговыми органами, представленных назначенными за совершение правонарушений: · недоимками; · штрафными санкциями. |
Возмещение ущерба | Могут направляться также и иски с целью добиться возмещения ущерба, который был причинен банком: · государству; · конкретной населенной территории. При этом, речь идет об ущербе, который повлекли за собой неправомерные действия кредитной организации в виде списания денежных средств со счетов плательщика уже после того, как они были арестованы рассматриваемой структурой. Ущерб выражен тем, что налоговому органу не удалось удержать задолженность с лица в порядке, установленном Налоговым Кодексом России. |
Досрочное расторжение договора | Также может подаваться иск, целью которого является расторжение договора, заключенного ранее на получение инвестиционного налогового кредита. |
Также возможна подача исковых заявлений в прочих случаях, предусмотренных законодательством России, регулирующим область налогообложения.
Налоговый кодекс Российской Федерации
Помимо свобод на совершение тех или иных действий в рамках закона РФ, данные структуры имеют и обязательства перед государством и населяющими его людьми. Давайте рассмотрим их далее.
Помимо прав налоговые органы имеют также множественные обязанности самой разнообразной направленности
Первоочередная обязанность данного органа заключается в соблюдении законодательства, на котором построена вся его деятельность. Речь идет, разумеется, о нормативно-правовых актах в области налогов и сборов, взимаемых в пользу государственной казны.
Представленные структуры обязаны не только следовать нормам, обозначенным нами в предыдущем пункте, но также и осуществлять надзор за соблюдением оных прочими субъектами.
Еще одна обязанность этих органов состоит во ведении налогового учета в установленном законом порядке, касающегося:
Также берут представители интересующей нас структуры на себя обязательства по безвозмездному информированию, как в устной, так и в письменной форме граждан и налоговых агентов относительно актуальных на конкретный период времени:
Отвечают представители службы и за бесплатное информирование населения
Обязуются налоговые структуры также следовать составленным Минфином руководствам, действующим в области нюансов использования на практике законодательных актов, регулирующих их деятельность.
Имеют налоговые органы обязательства и по оповещению аудитории относительно постановки конкретных ее представителей на учет, и предоставлению ей реквизитов по счетам Федерального казначейства. Кроме того, в дальнейшем они должны будут также доводить до сведения плательщиков данные об изменениях по данным счетам.
Должны искомые органы осуществлять и принятие решений относительно возврата плательщикам налогов и налоговым агентам денежных величин, уплаченных в казну излишне. В эту категорию могут входить как основные выплаты в бюджет, так и назначенные при просрочке пени, штрафы и т.д.
Вернуть ли плательщику средства в том или ином случае, тоже решают представители этих органов
Налоговую тайну составляют такие сведения о плательщике или агенте по выплате налогов, разглашение которых может нанести владельцу непоправимый ущерб. При этом, сведения необходимы налоговой для расчета величины платежей и учета, поэтому, все допущенные к ним сотрудники обязуются соблюдать налоговую тайну, и не допускать к ней посторонних.
Представленная структура обязуется отправлять плательщикам налогов копии:
Кроме того, отсылке подлежат налоговые уведомления или официальные требования по уплате сборов.
Еще одно обязательство структуры заключается в проведении совместных сверок с плательщиками относительно величин перечисленных выплат и т.д.
Обязуется налоговая служба и выдавать копии принятых ей решений требующим искомый документ субъектам.
Задача по выдаче копий важных документов лежит в перечне обязанностей структуры
Чем больше у кого-либо прав, тем больше и обязанностей. Мы можем наглядно наблюдать справедливость этого изречения на примере налоговых органов и их обширных перечней, представляющих, как все возможности свободно действовать, так и случаи, в которых необходимо ориентироваться на некоторые правила и ограничения. Изучите список подробно, чтобы лучше понимать способ функционирования этой структуры. Таким образом, вы яснее поймете и собственные права.
yr-expert.com
Налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, ЗАКОН О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.
По вопросу, касающемуся прав и обязанностей налоговых органов, см. статьи 31 — 33 Налогового кодекса РФ.
Права налоговых органов
1. Налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;
6) в порядке, предусмотренном статьей 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ;
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;
о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
4. Формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ.
Обязанности налоговых органов
1. Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.
Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Обязанности должностных лиц налоговых органов
Должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
studfile.net
требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;
в порядке, предусмотренном НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогооблофжения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;
требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
соблюдать законодательство о налогах и сборах;
осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
oldsmb.economy.gov.ru
Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.
В указанную систему входят
В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506).
Главные задачи ФНС России ― осуществление функций по контролю и надзору:
ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах РФ» от 21 марта 1991 г. № 943-1, Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами.
В случае возникновения коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеют нормы Налогового кодекса РФ.
Согласно положениям Конституции РФ (ст. 72 и 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделениями ФНС России, но согласно ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах РФ» только при соблюдении региональными нормотворцами двух условий:
Таким образом, региональные и муниципальные нормативные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС России исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на федеральном уровне.
Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах РФ» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Структура территориальных органов ФНС России (http://www.nalog.ru/images_ca/structure_20072012_1.gif):
1) центральный аппарат ФНС России;
2) управления ФНС по субъектам РФ;
3) инспекция ФНС в субъектах:
Межрегиональные инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы территориальности или определенности сферы деятельности:
Деятельность налоговых органов осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную нормативными правовыми актами совокупность полномочий ФНС России и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в валютных отношениях и иных сферах государственной деятельности, а также полномочий по применению мер ответственности.
Компетенция налоговых органов реализуется непосредственно ФНС России или через ее территориальные структуры.
ФНС России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с положениями гл. 5 НК РФ:
ФНС России свойственно осуществление полномочий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России:
В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.
Федеральным законодательством предусмотрены различные виды исков, которые налоговые органы вправе предъявлять к налогоплательщикам и другим участниками налоговых правоотношений в суды общей юрисдикции и арбитражные суды:
Статьей 31 НК РФ предусмотрена возможность налоговых органов предъявлять иски и в иных случаях.
Способы защиты финансовых интересов государства посредством искового судопроизводства предусмотрены и Законом РФ «О налоговых органах РФ», согласно ст. 7 которого налоговые органы вправе предъявлять иски:
Право на обращение в суд за защитой финансовых интересов государства посредством предъявления исков возникает у налоговых органов только в случаях, когда федеральным законодательством не предусмотрены иные меры пресечения или предупреждения налоговых правонарушений или не установлен внесудебный порядок разрешения налоговых споров. Например, в силу императивности нормы о бесспорном взыскании сумм недоимок и пеней с юридических лиц (ст. 46 НК РФ) налоговые органы не могут отказаться от ее реализации и восстанавливать нарушенные права государства в порядке искового судопроизводства.
Однако на практике часто возникают ситуации, когда налоговым законодательством предусмотрен внесудебный порядок разрешения налогового спора, но исполнить принятое решение не представляется возможным ввиду отсутствия у налогоплательщика объектов, на которые обращается взыскание (банковского счета или денег на нем, ликвидного имущества). В таком случае у налогового органа возникает право обратиться в арбитражный суд о признании организации банкротом.
Являясь федеральными органами исполнительной власти, налоговые органы наделены правом нормотворчества по регулированию общественных отношений, складывающихся в налоговой сфере. Нормативные правовые акты издаются налоговыми органами на основе обобщения практики применения законодательства о налогах и сборах, анализов отчетных и статистических данных, результатов налоговых проверок и предназначаются для его детализации, конкретизации или установления механизма реализации налогово-правовых норм. Нормативные правовые акты, изданные в пределах компетенции налоговых органов и соответствующие законодательству, носят императивный характер по исполнению их налогоплательщиками и иными участниками налоговых правоотношений.
Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности, установленные ст. 32 НК РФ. Основополагающей обязанностью налоговых органов, обусловленной целями создания и задачами деятельности, является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Остальные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее.
Налоговые органы обязаны:
Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц.
В ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах РФ» перечислены следующие права, реализация которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями:
Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т.е. сотрудниками налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные звания и занимают должности не ниже должности налогового инспектора.
Реализация некоторых полномочий должностных лиц налоговых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процедуры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа должностных лиц является постановление (решение) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в постановлении о проведении налоговой проверки.
Обязанности налоговых органов, так же как и права, конкретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:
Обязанности налоговых органов имеют два аспекта:
Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых агентов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Налоговым кодексом РФ дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных служащих. Конкретизируются обязанности должностных лиц налоговых органов некоторыми статьями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налогового органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. На основании Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ налоговые органы обязаны:
Налоговым кодексом РФ установлена презумпция правомерности действий и актов (как нормативного, так и индивидуального содержания) налоговых органов, вытекающая из положения о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.
jurkom74.ru
Обязанности налоговых органов регламентируются положениями НК РФ.
В НК РФ указаны основные обязанности, возложенные на налоговые органы, но есть и сторонние, которые предусмотрены прочими иными актами. Рассмотрим обязанности налоговых органов более подробно.
Главной обязанностью налоговой является требование к соблюдению норм законодательства о налогах и сборах. Данное положение закрепляется тем, что налоговые органы обязаны исполнять свой функции должным образом, соблюдая законные права остальных участников правовых налоговых отношений.
Основными функциями являются:
Фискальная функция заключается в том, что оплаченные налоги и сборы зачисляются на свои счета своевременно и в полном объеме.
Контрольная функция подразумевает осуществление контроля за соблюдением законодательства и учет налогоплательщиков.
Правоохранительная функция необходима для выявления нарушений налогового законодательства и своевременного их пресечения. Сюда относятся различные штрафные санкции за нарушение сроков сдачи отчетности, за задержку налоговых платежей и прочее.
Информационно-консультационная функция предполагает, что налоговые органы обязаны информировать плательщиков налогов и сборов о правилах уплаты налогов, о нормах и об изменениях законодательства.
Таким образом, выполнения перечисленных функций позволяет осуществлять налоговый оборот без задержек и структурировано. Законодательство России закрепляет нормы о том, что налоговые органы обязаны соблюдать права налогоплательщиков.
Обязанности налоговых органов заключаются в следующем:
НК РФ подразумевает такой подход, при котором обязанности налоговых органов коррелируют с правами налогоплательщиков.
Например, органы обязаны по запросу своевременно и достоверно информировать плательщиков о всех изменениях в действующем законодательстве, касающихся уплаты налогов, сумм, ставок, а также о заполнении декларационных форм.
Отдельной обязанностью является проведение выездной проверки. В правилах проведения выездной проверки закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган.
Самостоятельное осуществление выездной проверки отдельных подразделений проводится по решению налоговых органов по месту нахождения данного филиала.
Решение о проведении выездной проверке обязательно должно содержать следующее:
Выездная проверка может осуществлять по одному налогу или по совокупности. При этом в России структура проверки устанавливается налоговыми органами, а не руководством юридического лица.
Основные права налогоплательщика при проведении выездной проверки закреплены налоговых законодательством и должны соблюдаться налоговыми органами России в полном объеме.
Таким образом, список обязанностей налоговых органов достаточно широк и охватывает полный цикл налоговых правоотношений. Но в НК РФ не предусмотрена обязанность по предоставлению информации плательщикам о выполнении контрагентами требований или о нарушениях такими субъектами законодательства о сборах.
Налогоплательщик получает требование об уплате налога за 2 месяца до конечной даты погашения. Так, если в течение этого времени плательщик не оплатил задолженность в полном объеме, то налоговые органы вправе говорить о нарушении законодательства о налогах и сборах.
Признаки преступления позволяют назначить виновному лицу соответствующие пени и штрафы по ставкам и в размере, установленном НК РФ и прочими законодательными актами.
Налоговые органы России обязаны в течение 10 дней после выявления нарушения подать документы следователю, которые уполномочен проводить следствие по данной категории уголовных дел. Чаще всего дела возбуждаются по статьям 198-199 Уголовного Кодекса России.
Таким образом, обязанности должностного налогового лица закреплены нормами налогового законодательства. При этом, ответственность за выполнение обязанностей регламентируется статьей 32 НК РФ.
Неуплата налогов влечет за собой уголовное преследование и уплату штрафов и пеней, установленных НК РФ по состоянию на дату нарушения.
advokat-malov.ru
Права и обязанности налоговых органов изложены в ст. 31 и 32 НК РФ.
Налоговые органы вправе:
Налоговые органы обязаны:
Вконтакте
Google+
Одноклассники
investobserver.info
Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Права и обязанности налогоплательщиков определены главой 3 «Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты» НК РФ. Для правильного установления взаимоотношений с налоговыми органами налогоплательщикам необходимо знать свои права, основными из которых являются:
получение от налоговых органов бесплатной информации, в том числе в письменной форме, о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
использование налоговых льгот при наличии оснований;
получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;
право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах, соблюдения налоговой тайны.
Первоочередные обязанности налогоплательщиков — правильное исчисление и своевременная уплата законно установленных налогов, а также постановка на учет в налоговых органах, ведение учета доходов, расходов и объектов налогообложения, представление в налоговые органы по месту учета налоговых деклараций, а также бухгалтерской отчетности.
За нарушение налогового законодательства наступает ответственность как для физических лиц, так и для организаций и их должностных лиц. Привлечение к ответственности осуществляется только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Для того чтобы знать, какие последствия может повлечь за собой нарушение налогового законодательства, следует изучить систему финансовых и административных штрафов, которые налагаются при совершении налогового правонарушения. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение налогового законодательства только с 16 лет. Лицо не может быть повторно привлечено к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Законодательством установлены обстоятельства, которые полностью исключают привлечение лица к ответственности, исключают вину лица в совершении налогового правонарушения.
При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями главы 3 и раздела V «Налоговая декларация и налоговый контроль» НК РФ.
Права и обязанности налоговых органов. Налоговый контроль
Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты. Права и обязанности налоговых органов определены главой 5 «Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц» НК РФ. Знание этих положений налогоплательщиками позволяет им квалифицированно решать возникающие разногласия по применению налогового законодательства. В соответствии с положениями главы 5 НК РФ налоговые органы наделены следующими основными правами:
■ требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность и своевременность исчисления и уплаты налогов;
■ проводить налоговые проверки;
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;
определять суммы налогов расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к проверке;
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
■ иными правами, предусмотренными НК РФ. Налоговые органы несут ответственность за превышения своих прав. Налоговые органы обязаны:
соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за его соблюдением;
вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;
осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, установленных НК РФ;
■ соблюдать налоговую тайну;
■ направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;
■ выполнять другие обязанности, предусмотренные НК РФ. Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия. Причиненные убытки возмещаются за счет федерального бюджета.
Одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка. Существует несколько видов налоговых проверок. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиками деклараций и документов, в соответствии с которыми исчисляются и уплачиваются налоги. Выездная проверка проводится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа как по месту деятельности налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа, с учетом данных первичных бухгалтерских документов.
При изучении этой темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями глав 5, 9 «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени» и разделов V, VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» НК РФ.
studfile.net
Об авторе