9 основных прав налогоплательщиков
9 основных обязанностей налогоплательщиков
Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
1.1. Налогоплательщики — физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
При представлении налогоплательщиком — физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику — физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.
4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Содержание страницы
К категории налогоплательщиков по НК РФ относятся физические и юридические лица, которые по нормам действующего законодательства обязаны перечислять в бюджеты разных уровней налоги и сборы. Источник средств для уплаты налоговых сумм – собственные материальные ресурсы.
Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.
Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.
По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.
Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.
Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.
По размеру юридических лиц принято делить на:
По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.
Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.
Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.
Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).
При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.
Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:
Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.
Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.
Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:
Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.
Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:
На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).
Важно! Срок хранения налоговых отчетов установлен в пределах 4 лет, но по закону «О бухгалтерском учете» все виды первичной и отчетной документации должны храниться на предприятии не менее 5 лет.
В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.
Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.
К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:
Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.
При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
1.1. Налогоплательщики — физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
При представлении налогоплательщиком — физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику — физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.
4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Комментарий эксперта:
Права налогоплательщиков на основании ст. 21 НК РФ >>>Права налогоплательщика определены в ст. 21 НК РФ. Их можно разделить на несколько условных категорий — информационные, улучшающие положение посредством применения льгот или отсрочек, связанные с проведением проверок и другие, которые по своему характеру можно было бы назвать процессуальными.
См. все связанные документы >>>
Комментируемая статья содержит положения, направленные на установление и реализацию прав налогоплательщиков.
Основные права налогоплательщиков (плательщиков сборов) прямо закреплены в данной статье. Помимо этого, гарантируется установление и соблюдение иных прав налогоплательщиков — они должны быть предусмотрены другими нормами НК РФ.
С каждым из указанных в статье 21 НК РФ прав корреспондирует соответствующая обязанность налоговых органов, закрепленная в статье 32 НК РФ.
Например, в силу положений НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита прав и законных интересов, с их правом на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки корреспондирует обязанность налогового органа известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (статьи 21, 22 и 101). Как указал КС РФ, на налоговый орган возлагается обязанность заблаговременно известить налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов проверки — не только выездной, но и камеральной (Определение от 03.10.2006 N 442-О).
На это указано в Определении КС РФ от 24.09.2012 N 1542-О.
Применение положений статьи 21 НК РФ на практике можно проследить на примере права налогоплательщиков на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
С данным правом налогоплательщика корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 25.10.2012 N А40-13597/12-90-65).
В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14.05.2015 N Ф05-5410/2015 по делу N А41-52381/14 указано, что право налогоплательщика на возврат (зачет) из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что должно быть подтверждено определенными доказательствами. Наличие излишне уплаченной суммы (переплаты в бюджет) выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате в определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же налоговому периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетом. При этом должны быть соблюдены нормы статей 21 НК РФ — «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» и 23 — «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)».
При этом следует учитывать, что и, наоборот, с каждой обязанностью налогового органа корреспондирует право налогоплательщика.
Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 30.04.2010 N А26-6016/2009 рассмотрел ситуацию, в которой порядок учета организации как налогоплательщика, предусмотренный статьями 83 и 84 НК РФ, был нарушен.
При таких обстоятельствах суд признал действия двух налоговых органов по изменению места налогового учета организации не соответствующими закону.
Суд отклонил доводы налогового органа о том, что изменение порядка налогового учета организации не затрагивает ее права в сфере предпринимательской деятельности.
Как отметил суд, налоговый орган не учитывает то, что предусмотренные НК РФ обязанности налоговых органов корреспондируют в соответствии с пунктом 2 статьи 22 НК РФ с правами налогоплательщиков и обеспечивают их.
Так, в частности, обязанности налогового органа по ведению в установленном порядке налогового учета корреспондирует право налогоплательщика получать от Инспекции по месту своего учета, то есть по месту своего нахождения, всю обусловленную частью 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ информацию, формы налоговых деклараций (расчетов), разъяснений по порядку их заполнения, представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично или через своего представителя, давать налоговому органу пояснения по исчислению и уплате налогов.
В данном случае названные права организации, предусматривающие ее непосредственное взаимодействие с налоговым органом по месту нахождения при осуществлении предпринимательской деятельности, не соблюдаются по основаниям, не предусмотренным НК РФ.
В соответствии с частью 10 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщика.
С учетом изложенного суд счел действия двух налоговых органов по изменению порядка налогового учета организации нарушающими ее права в сфере предпринимательской деятельности.
При применении положений о правах налогоплательщиков необходимо учитывать и нормы об их обязанностях (статья 23 НК РФ).
Так, положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Обязанность по представлению в налоговые органы документальных доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для использования налоговой льготы, прямо возлагается на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах.
Так, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.10.2015 N Ф04-25041/2015 по делу N А46-17389/2014 суд отметил, что из представленных налогоплательщиком ведомостей начислений услуги, счетов-фактур невозможно определить конкретный вид оказанной услуги. Поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об оказании учреждением услуг, реализация которых освобождается на основании подпунктов 14, 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ от обложения НДС, налоговым органом правомерно доначислен НДС в отношении спорных операций.
В письме Минфина России от 02.02.2016 N 03-04-05/4868 рассмотрено право физических лиц получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Учитывая, что в соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, обязанные уплачивать соответственно налоги и (или) сборы, вышеназванные разъяснения должны предоставляться физическим лицам только в связи с выполнением ими обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов).
НК РФ и другими нормативными актами на Минфин России не возложена обязанность консультировать физических лиц по каким-либо налоговым вопросам, не связанным с выполнением ими обязанностей налогоплательщиков.
Согласно статье 32 НК РФ информацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков и налоговых агентов предоставляют налоговые органы.
В связи с этим для получения необходимой информации по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм возмещения организацией расходов работника по проезду при нахождении в служебной командировке соответствующей организации, производящей такое возмещение, следует обратиться в налоговый орган по месту учета.
С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.
Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки.
За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную ответственность, а в отдельных случаях несут уголовную ответственность.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Обязанности налогоплательщика:
· налогоплательщики обязаны встать на учет в органах ФНС и вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения
· налогоплательщики не имеет права препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей
· налогоплательщики обязаны предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ
· уплачивать законно установленные налоги
· выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах
· представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
· представлять в установленном порядке в налоговый орган налоговые декларации (расчёты), если такая обязанность предусмотрена законодательством
· иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством
Налогоплательщики имеют право:
· получать бесплатную информацию
— о действующих налогах и сборах
— о законодательстве о налогах и сборах
— о правах и обязанностях налогоплательщиков
— о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц
на письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах
· Налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством, и получать отсрочку, рассрочку или налоговый кредит
· Налогоплательщики вправе
— не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;
— обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
— требовать соблюдение налоговой тайны и возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц
— присутствовать при проведении выездной налоговой проверке
— получать своевременный зачёт или возврат сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных
Налогоплательщики имеют и некоторые другие права, например:
-получать письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;
— представлять свои интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством;
— требовать от налоговых органов соблюдения налогового законодательства при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
-участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки
Перечень прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) определен на законодательном уровне.
В рамках действующего законодательства плательщиками признаются граждане и организации, которые по действующему Налоговому кодексу обязаны уплачивать все применяемые к ним сборы и налоги в пользу государственного бюджета. Кроме того, к таким плательщикам могут относиться и иностранные организации, которые не образуют юридические лица.
Права налогоплательщиков определены в статье 21 Налогового Кодекса. Перечень прав налогоплательщиков включает в себя:
Примечательно, что налогоплательщики имеют право никак не реагировать и не выполнять те требования, которые выдвигаются со стороны налоговых органов, не имеющих никакой правовой основы. При этом плательщики и сборов, и налогов имеют равные права, равные обязанности, несут равную ответственность.
Права и обязанности налогоплательщиков прописаны в главе 3 Налогового Кодекса. Именно этот нормативно-правовой акт является высшим нормативно-правовым актов в налоговой сфере. Обеспечение прав прописано в 22 статье Налогового Кодекса.
Так, законодательством гарантируется административная защита прав плательщиков, а также судебная. Это значит, что, если права плательщика были нарушены, он имеет право обратиться с соответствующим заявлением или в налоговой орган высшей инстанции, или в суд с требованием возместить ему ущерб, а также восстановить его права.
Права и обязанности налогоплательщиков подразумевают не только исполнение со стороны налоговых органов прав плательщиков, но и со стороны плательщиков их обязанностей.
К ним относятся:
Обеспечение прав плательщиков возложены на налоговые органы, к которым относятся плательщики по роду деятельности или территориальной принадлежности. В случаях, если права плательщиков нарушаются, то ответственность за это несут должностные лица соответствующих налоговых органов.
Существуют определенные государственные организации, которые осуществляют защиту прав плательщиков в рамках применения налогового законодательства. Федерация защиты прав налогоплательщиков является именно такой организацией. Она осуществляет административную защиту прав плательщиков.
То есть плательщик налогов или сборов, права которого были нарушены со стороны налогового органа, имеет право обратиться к представителю ФЗПН с заявлением. В нем указываются все обстоятельства дела, в том числе основание, по которому права были нарушены, прикладывает соответствующие документы-доказательства.
Например, это может быть налоговый документ, в котором отображены последние платежи плательщика, или постановление налогового органа с требованием, которое выходит за рамка налогового права.
Заявление-жалоба может служить основанием для проведения проверки работы и деятельности, как конкретного налогового органа, так и отдельных его представителей.
При этом Федерация защиты прав налогоплательщиков не является контролирующим органов, однако имеет полномочия на передачу документов в уполномоченные органы высшей инстанции.
После проверки правомерности действий налоговой службы плательщик или восстанавливается в правах, или подлежит выполнению предписанных ранее требований.
Защита прав плательщиков обеспечивается не только местными налоговыми органами, но и теми, кому они подведомственны. То есть плательщик может обратиться с жалобой не только в территориальный налоговый орган, но и в региональный или федеральный.
При этом соответствующий ответ на жалобу должен быть дан со стороны вышестоящей инстанции в течение установленного законом срок. Законодательством он предусмотрен в размере 10 календарных дней.
В случаях, когда административная защита прав не дала соответствующих результатов, плательщик имеет право обратиться в суд с иском о восстановлении своих прав.
К примеру, если плательщику пришел для оплаты налог на транспортное средство, которое уже не относится к его имуществу. Это один из самых распространенных видов нарушений среди налоговых органов, выписывающих для оплаты налоги по старым базам данных.
В этом случае плательщик может сначала обратиться в налоговый орган для установления обстоятельств, а в случае неполучения результата – в суд. В качестве документов-доказательств о неправомерности налогов могут служить: договора купли-продажи на транспорт, документ об утилизации, договор мены или дарения.
То есть любой документ, который подтверждает, что имущество плательщику уже не принадлежит. Суд вправе не только удовлетворить такой иск, но и наказать должностные лица в административном порядке.
Любой плательщик, будь то юридическое лицо, физическое лицо или ИП, имеют право обратиться в суд с незаконными постановлениями, решениями, предписаниями, которые были подписаны руководителем налогового органа или должностным лицом. При этом защищать нарушенные права можно всеми законными способами как самостоятельно, так и с привлечением юристов, адвокатов, представителей ФЗПН.
Налоговый орган, который не обеспечил исполнение прав налогоплательщиков, несет как административную, так и уголовную ответственность.
В частности, это касается как уполномоченных лиц, которые обязаны обеспечивать исполнение прав плательщиков, так и отдельных должностных лиц, которые путем подписания должностного внутреннего приказа назначены ответственными за исполнение. Ответственность предусмотрена как дисциплинарная, так и административная/уголовная.
Уплата налогов входит в обязанности каждого гражданина страны, поскольку эти средства идут на ее развитие и совершенствование во многих отраслях. Права и обязанности налогоплательщика – одна из констант законодательства.
Налог – некий платеж, равный сумме, регулируемой законодательством, который взимается на благо государства.
Это основной источник дохода государства. Полученные средства перенаправляются, согласно решению Государственной Думы, на различные нужды: ремонт дорог, строительство медицинских и образовательных учреждений, торговых точек и прочего.
Обязательство выплачивать платежи обусловлено их позитивным влиянием на развитие страны, которое кроется в их функциях:
Платежи делятся по их территориальному перераспределению:
А так же согласно налогооблагаемому объекту:
Налогоплательщики – юридические и физические лица, которые обязаны выплачивать ту или иную сумму от дохода и собственности на благо государству с определенной периодичностью.
Согласно закону НК РФ классификация налогоплательщиков проходит по нескольким признакам, благодаря чему выделяются такие виды:
Физические лица:
Юридические лица;
Права – одна из тех деталей, которую каждый гражданин Российской Федерации, либо иной страны, должен знать для защиты собственной личности и руководства ими пред агентами налоговых органов.
Кратко изложить права налогоплательщиков можно в следующих пунктах:
Так же стоит помнить, что НК включает в себя права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. А потому, при неправомерной деятельности должностных лиц последних, гражданин, проживающий на территории Российской Федерации, имеет право обратиться в суд, что предусмотрено главой 19. Где может потребовать возмещение убытков(статья 21) или же разбирательств на фоне неправильного толкования законов НК, что повлекло за собой нарушение в выполнении обязанностей налогоплательщика(статья 111).
Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков – это одни из основных констант, на которых держится функционирование Налогового Кодекса и его регулировка, а потому знать их и придерживаться является одной из обязанностей каждого гражданина.
Итак, обязанности:
На самом деле, на основе статьи 17 «О бухгалтерском учете», документы, связанные с данной отраслью, должны храниться органами более 5 лет, однако срок хранения деклараций, справок о доходах, документов для налогообложения и прочего может быть не менее 4 лет.
Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов идут нераздельно, так как эти две составляющих процесса налогообложения постоянно взаимодействуют друг с другом. А потому важно изучить пункты закона для обеих сторон. Итак, права налоговых органов заключаются в:
Обязанности:
Важно помнить, что права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов защищены Налоговым Кодексом Российской Федерации и их невыполнение может привести к разбирательствам на уровне правоохранительных органов.
Налогоплательщики имеют право знать, что им нужно делать в соответствии с налоговым законодательством. Они имеют право на получение четких разъяснений закона и процедур IRS во всех налоговых формах, инструкциях, публикациях, уведомлениях и корреспонденции. Они имеют право получать информацию о решениях IRS по их налоговым счетам и получать четкие объяснения результатов.
Если вы получили уведомление о полном или частичном отказе в удовлетворении вашего требования о возмещении, в том числе о возмещении, которое вы запрашиваете в своей налоговой декларации, в нем должны быть объяснены конкретные причины отказа в удовлетворении требования. IRC § 6402 (l)
Как правило, если у вас есть штраф, каждое письменное уведомление о таком штрафе должно содержать объяснение штрафа, включая название штрафа, полномочия в соответствии с Налоговым кодексом и порядок его расчета. IRC § 6751 (а)
Во время личного собеседования с IRS в рамках аудита сотрудник IRS должен объяснить процесс аудита и ваши права в рамках этого процесса.Аналогичным образом, во время личного собеседования с IRS по поводу сбора вашего налога, сотрудник IRS должен объяснить процесс сбора и ваши права в рамках этого процесса. IRC § 7521 (b) (1)
Как правило, IRS использует Публикацию 1, «Ваши права как налогоплательщика », чтобы выполнить это требование.
IRS должно включать в определенные уведомления сумму (если таковые имеются) налога, процентов и определенных штрафов, которые вы должны, и должно объяснять, почему вы должны эти суммы. IRC § 7522
IRS должно сообщить вам в определенных публикациях и инструкциях, что, когда вы подаете совместную налоговую декларацию со своим супругом, вы оба несете ответственность за уплату всех подлежащих уплате налогов и любых дополнительных сумм, подлежащих уплате за этот налоговый год, за исключением случаев освобождения «невиновного супруга» применяется. RRA 98 § 3501 (a)
IRS должно сообщить вам в Публикации 1 «Ваши права как налогоплательщика» и во всех уведомлениях, связанных со сбором, что при определенных обстоятельствах вы можете быть освобождены от всех или части налога, причитающегося с вашей совместной декларации.Иногда это называют «освобождением невиновного супруга». RRA 98 § 3501 (b)
IRS должно объяснить в Публикации 1 Ваши права как налогоплательщика, как оно выбирает, какие налогоплательщики будут проверяться. RRA 98 § 3503
Если IRS предлагает начислить налог против вас, оно отправит вам письмо с отчетом о проверке, указанием предлагаемых изменений и предоставлением вам возможности для рассмотрения апелляционным офицером, если вы ответите обычно в течение 30 дней.Это письмо, которое в некоторых случаях является первым сообщением эксперта, должно содержать объяснение всего процесса, от проверки (аудита) до сбора, и объяснять, что Служба защиты интересов налогоплательщиков может помочь вам. RRA § 3504
Обычно к этому письму прилагается публикация 3498 «Процесс экспертизы» или публикация 3498-A «Процесс экспертизы (аудит по почте)».
Если вы вступаете в план платежей, известный как соглашение о рассрочке платежей, IRS должен отправить вам годовой отчет, в котором будет указано, сколько вы должны в начале года, сколько вы заплатили в течение года и сколько еще задолженность в конце года. RRA § 98 3506, Treas. Рег. § 301.6159-1 (з)
У вас есть право на доступ к определенным записям IRS, включая инструкции и руководства для персонала, если только такие записи не требуются или разрешается удерживать в соответствии с Налоговым кодексом, Законом о свободе информации или Законом о конфиденциальности. Некоторые записи IRS должны быть доступны вам в электронном виде.
Если IRS предлагает скорректировать сумму налога, которую вы должны, вам обычно будет направлено официальное уведомление о несоответствии, в котором сообщается о предлагаемом изменении.Это уведомление дает вам право обжаловать предлагаемую корректировку в налоговом суде без предварительной оплаты предлагаемой корректировки. Чтобы воспользоваться этим правом, вы должны подать прошение в налоговый суд в течение 90 дней с даты отправки уведомления (или 150 дней, если адрес налогоплательщика в уведомлении находится за пределами США или если налогоплательщик находится за пределами страны. в момент отправки уведомления). Таким образом, официальное уведомление о дефекте — это ваш билет в налоговый суд. IRC §§ 6212; 6213 (б)
Дополнительную информацию о Налоговом суде США см. На странице с информацией о налогоплательщиках.
IRS должен гарантировать, что его письменные инструкции и корреспонденция доступны, согласованы, написаны простым языком и просты для понимания.
В Пенсильвании действует Билль о правах налогоплательщиков, который обеспечивает равноправие и справедливость в налоговом администрировании и правоприменении. Билль о правах налогоплательщиков устанавливает единые процедуры, с тем чтобы Налоговое управление относилось ко всем налогоплательщикам одинаково и справедливо. Департамент рекомендует налогоплательщикам ознакомиться с публикацией департамента «Ваши права как налогоплательщики», чтобы узнать об обязанностях департамента и правах, на которые они имеют право.
Налогоплательщики имеют право на получение быстрой, вежливой и профессиональной помощи.Если вы когда-нибудь почувствуете, что не получаете такого рода помощь, поделитесь своим опытом с помощью нашего опроса по работе с клиентами.
Налогоплательщики имеют право быть информированными и получать ясную и понятную информацию от департамента.
Налогоплательщики имеют право на надежное и конфиденциальное хранение своих налоговых деклараций и другой информации. Департамент не будет раскрывать информацию о налогоплательщиках, если это не разрешено налогоплательщиком или законом.
Налогоплательщики имеют право нанять уполномоченного представителя, такого как CPA или поверенного, для их представления. (REV-677 — Доверенность и заявление представителя).
Налогоплательщики имеют право оспорить любую оценку Департамента. Чтобы обжаловать оценку или определенные решения департамента, налогоплательщик должен подать петицию в Апелляционный совет.Чтобы узнать о конкретных сроках подачи апелляции, укажите в своем уведомлении. Налогоплательщики также могут потребовать возмещения, если запрос сделан в сроки, установленные законом. Чтобы запросить возврат, налогоплательщик также должен подать прошение в Апелляционный совет.
.Налогоплательщики имеют право ожидать, что налоговая система рассмотрит факты и обстоятельства, которые могут повлиять на их основные обязательства, платежеспособность или способность своевременно предоставлять информацию. Налогоплательщики имеют право на получение помощи от Службы адвокатов налогоплательщиков, если они испытывают финансовые трудности или если IRS не решило их налоговые вопросы должным образом и своевременно по своим обычным каналам.
Если вы не можете полностью выплатить налоговую задолженность и выполняете определенные условия, вы можете заключить с IRS план платежей, по которому вы платите установленную сумму с течением времени, как правило, ежемесячно. IRC § 6159
См. Набор инструментов TAS, Соглашения о рассрочке.
Вы можете потребовать погашения любой причитающейся суммы, если она превышает правильную сумму, причитающуюся по закону, если IRS оценило ее после периода, разрешенного законом, или если оценка была проведена по ошибке или с нарушением закона. IRC § 6404 (а)
См. Также IRC § 6502: Ограничения на взыскание после оценки (срок давности) в соответствии с правом на окончательность
Вы можете потребовать, чтобы IRS сняло проценты с вашего счета, которые были вызваны необоснованными ошибками или задержками IRS. Например, если IRS задерживает выдачу установленного законом уведомления о недостатках, потому что назначенный сотрудник отсутствовал в течение нескольких месяцев для прохождения обучения, и в течение этого времени начисляются проценты, IRS может уменьшить проценты в результате задержки. IRC § 6404 (e)
Срок подачи запроса на возврат уплаченных вами налогов может быть приостановлен на время, пока вы не можете управлять своими финансовыми делами из-за проблем с психическим или физическим здоровьем. IRC § 6511 (h)
Если вы действовали с разумной осторожностью, вы можете иметь право на освобождение от определенных штрафов. Кроме того, если у вас есть разумные основания для принятия определенной налоговой позиции, например, позиции в вашей налоговой декларации или требования о возмещении, вы можете иметь право на освобождение от определенных штрафов.Использование совета налогового специалиста может в определенных обстоятельствах представлять разумную причину для снижения определенных штрафов. IRC §§ 6651, 6656, 6694, 6662, 6676
Если вы используете составителя налоговой декларации, который занимает необоснованную или безрассудную позицию, которая приводит к занижению вашего налога, к этому составителю могут быть применены штрафные санкции. IRC § 6694
Вы можете подать компромиссное предложение с просьбой к IRS урегулировать вашу налоговую задолженность на сумму, меньшую, чем полная, если вы считаете, что (1) вы не должны полностью или частично налоговую задолженность, (2) если вы не можете заплатить всю налоговую задолженность в течение срока, разрешенного законом для взыскания, или (3) существуют такие факторы, как справедливость, трудности или государственная политика, которые, по вашему мнению, IRS должна учитывать при принятии решения о компромиссе с вашей ответственностью. IRC § 7122
См. Стр. 289 Отчета о конференции RRA 98, представитель HR № 105-599 (Conf. Rep.).
Если вы испытываете значительные трудности из-за действий или бездействия IRS, вы можете иметь право на получение помощи от Службы защиты интересов налогоплательщиков (TAS). Значительные трудности возникают, когда налоговая проблема вызывает у вас финансовые затруднения или вы не можете решить свою проблему через обычные каналы IRS. Вы также можете иметь право на участие, если считаете, что система или процедура IRS не работает должным образом. IRC § 7803 (c)
Вы имеете право потребовать, чтобы Служба защиты интересов налогоплательщиков выписала от вашего имени приказ о помощи налогоплательщикам (TAO), если вы испытываете значительные трудности. TAS может издать TAO, предписывающий IRS предпринять определенные действия, прекратить определенные действия или воздержаться от выполнения определенных действий, а также может приказать IRS пересмотреть, поднять на более высокий уровень или ускорить действие. IRC § 7811
Если вы пытаетесь урегулировать свою налоговую задолженность с помощью предложения с компромиссом, основанного на вашей неспособности платить, IRS учитывает ваши доходы, активы и расходы при принятии решения о том, принимать ли ваше предложение.Как правило, IRS использует руководящие принципы для стандартных надбавок на расходы на проживание, за исключением случаев, когда вы не в состоянии оплачивать свои основные расходы на проживание. Затем IRS должно учесть ваши фактические расходы. Если вы предлагаете урегулирование, потому что считаете, что у вас нет налоговых обязательств, вам не нужно предоставлять финансовую информацию. IRC § 7122 (d) (2)
Если вы являетесь налогоплательщиком с низким доходом, пытающимся урегулировать свою налоговую задолженность с помощью компромиссного предложения, IRS не может отклонить ваше предложение исключительно на основании предложенной суммы.Например, он не может отклонить предложение только потому, что предложенная сумма настолько мала, что не покрывает расходы IRS на обработку предложения. IRC § 7122 (d) (3) (A)
Если вы подаете предложение об урегулировании своей налоговой задолженности, и предложение касается только суммы вашей задолженности (известное как «Сомнение в отношении предложения об ответственности в случае компромисса»), IRS не может отклонить ваше предложение только потому, что оно не может найти вашу налоговую декларацию. чтобы проверить, сколько вы должны. IRC § 7122 (d) (3) (B)
IRS не может взимать (изымать) всю вашу заработную плату для сбора неуплаченного налога.Часть будет освобождена от сбора, чтобы позволить вам оплачивать основные расходы на проживание. IRC § 6334
Налоговое управление США должно полностью или частично снять сбор и уведомить лицо, в отношении которого был произведен сбор, если существует одна из следующих ситуаций: 1) основное обязательство выполнено или становится не имеющим исковой силы по прошествии времени, 2) налогоплательщик заключает договор о рассрочке платежа, если в соглашении не указано иное, 3) снятие сбора будет способствовать взысканию ответственности, 4) IRS определяет, что сбор создает экономические трудности для налогоплательщика, или 5) справедливая рыночная стоимость взимаемое имущество превышает обязательство, и снятие налога с части имущества не повлияет на взыскание основного обязательства. IRC § 6343 (a) (1)
Если вы являетесь индивидуальным налогоплательщиком, имеющим право на получение помощи от клиники для налогоплательщиков с низким доходом (LITC) (как правило, ваш доход должен быть на уровне или ниже 250 процентов от федерального уровня бедности), вы имеете право обратиться за помощью в LITC, чтобы гарантировать, что Ваши конкретные факты и обстоятельства рассматриваются IRS. IRC § 7526
Для получения дополнительной информации см. Публикацию 4134, Список клиник малообеспеченных налогоплательщиков .
Если IRS предлагает скорректировать сумму налога, которую вы должны, вам обычно будет направлено официальное уведомление о несоответствии, в котором сообщается о предлагаемом изменении. Это уведомление дает вам право обжаловать предлагаемую корректировку в налоговом суде без предварительной оплаты предлагаемой корректировки. Чтобы воспользоваться этим правом, вы должны подать прошение в налоговый суд в течение 90 дней с даты отправки уведомления (или 150 дней, если адрес налогоплательщика в уведомлении находится за пределами США или если налогоплательщик находится за пределами страны. в момент отправки уведомления).Таким образом, официальное уведомление о дефекте — это ваш билет в налоговый суд. IRC §§ 6212; 6213 (б)
Дополнительную информацию о Налоговом суде США см. На странице с информацией о налогоплательщиках.
Налогоплательщики имеют право ожидать, что любое расследование, проверка или принудительные меры IRS будут соответствовать закону и быть не более навязчивыми, чем это необходимо, и будут уважать все права на надлежащую правовую процедуру, включая защиту от обыска и конфискации, а также слушание надлежащей правовой процедуры взыскания, где это применимо. .
Во время слушания по надлежащей процедуре взыскания независимый сотрудник IRS по апелляциям / урегулированию должен рассмотреть, уравновешивает ли заявка IRS о залоге потребность правительства в эффективном сборе налогов с вашей законной озабоченностью по поводу того, что действия IRS по взысканию не более назойливы, чем это необходимо. IRC § 6320
Во время слушания по надлежащему процессу взыскания независимый сотрудник IRS по апелляциям / урегулированию должен рассмотреть, уравновешивает ли предлагаемое IRS действие по взиманию налогов потребность правительства в эффективном сборе налогов с вашей законной озабоченностью по поводу того, что действия IRS по сбору налогов не более навязчивы, чем это необходимо. IRC § 6330
Налоговое управление США не может взимать сбор с вашего личного имущества в следующих ситуациях: до того, как оно отправит вам уведомление о требовании, пока у вас есть ожидающий запрос на план платежей, и если Налоговое управление не вернет деньги от ареста и продажи вашего свойство. IRC § 6331
IRS не может конфисковать определенные личные вещи, такие как необходимые учебники, одежду, недоставленную почту, определенное количество мебели и предметов домашнего обихода, а также инструменты торговли. IRC § 6334 (а)
Существуют ограничения на размер заработной платы, которую IRS может взимать (изымать) для взимания налога, который вы должны. Часть заработной платы, эквивалентная стандартному вычету, в сочетании с любыми вычетами по личным льготам, защищена от сбора. IRC § 6334 (d)
IRS не может наложить арест на ваше личное место жительства, в том числе место проживания, используемое в качестве основного места жительства вашего супруга, бывшего супруга или несовершеннолетнего ребенка, без предварительного разрешения суда, и оно должно показать, что нет разумной альтернативы взысканию налоговой задолженности с ты. IRC § 6334 (e) Treas. Рег. § 301.6334-1 (d) (1)
Налоговый инспектор должен попытаться связаться с вами лично, и, если вы укажете, что конфискация вызовет затруднения, он или она должны помочь вам связаться со Службой защиты интересов налогоплательщиков, если не предоставят запрошенную помощь. IRM 5.10.1.7.2
IRS выпустило временное руководство, которое распространяет эти меры защиты на иски о лишении права залога на основное место жительства. Согласно этому руководству, IRS не должно возбуждать иск о лишении права залога в отношении вашего основного места жительства, если только он не рассмотрел проблемы, связанные с лишениями, и не было никаких разумных административных средств правовой защиты. См. Временную памятку IRS SBSE-05-0414-0032.
Как только это станет практически возможным после ареста, IRS должно предоставить письменное уведомление владельцу собственности о том, что собственность будет выставлена на продажу.Перед продажей собственности IRS определяет минимальную цену предложения. Перед продажей собственности, если владелец собственности уплатит сумму налогового обязательства плюс расходы, связанные с арестом, IRS вернет собственность владельцу. В течение 180 дней после продажи любое лицо, заинтересованное в собственности, может выкупить проданную собственность, уплатив сумму, уплаченную покупателем, плюс проценты. IRC §§ 6335, 6337
Если IRS продает вашу собственность, вы получите подробную информацию о том, как деньги, полученные от продажи вашей собственности, были применены к вашей налоговой задолженности. IRC § 6340
В соответствии с § 3421 Закона о реструктуризации и реформе 1998 г. сотрудники IRS должны «при необходимости» запрашивать разрешение у надзорного органа до подачи Уведомления об удержании федерального налога. Раздел 3421 также требует, чтобы дисциплинарные меры принимались, если такое разрешение не получено. RRA § 98 3421
IRS не должно запрашивать навязчивую и постороннюю информацию о вашем образе жизни во время аудита, если нет разумных указаний на то, что у вас есть незарегистрированный доход. IRC § 7602 (e)
Если вы подаете предложение об урегулировании вашей налоговой задолженности, и предложение касается только суммы вашей задолженности (известное как «Сомнение в отношении предложения об ответственности в случае компромисса»), вам не нужно представлять какую-либо финансовую документацию. IRC § 7122 (d) (3) (B)
Для получения информации см. Форму 656-L, Компромиссное предложение (сомнения в ответственности) .
Об авторе