Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.
Товарно-транспортная накладная необходима, когда для перевозки товара стороны нанимают автотранспортную организацию. Продавец на основании товарно-транспортной накладной списывает товар с баланса в момент установленного договором поставки (купли-продажи) перехода права собственности. Грузоотправитель производит списание товара со своего склада, получатель груза приходует товарно-материальные ценности. Транспортная организация производит расчет стоимости своих услуг. Для водителя грузоперевозчика товарно-транспортная накладная – основание для перевозки груза, необходимое для предъявления сотрудникам органов внутренних дел.
Часто на практике с автотранспортной организацией подписывается акт (отчет грузоперевозчика) об оказании услуг по доставке товара либо составляется любой отчет в произвольной форме (например, с указанием работы транспортного средства в течение дня в часах). Но наличие подобных документов при отсутствии товарно-транспортных накладных не может считаться достаточным основанием для включения расходов на транспортировку товара в состав расходов для целей налогообложения.
В соответствии с Законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции оформляются первичными документами. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. А в соответствии с постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78 именно товарно-транспортная накладная предназначена для учета товарно-материальных ценностей при их перевозке автотранспортом.
Таким образом, у налоговых органов более чем достаточно оснований для аргументирования в суде своих претензий к отсутствию товарно-транспортных накладных.
Качественно составленная товарно-транспортная накладная, с максимально заполненными реквизитами, отражающая отгрузку товара, перевозку и передачу грузополучателю, заверенная печатями всех участвующих в экономических взаимоотношениях субъектов, является весомым аргументом в суде в случае возможных разбирательств, связанных с коммерческой деятельностью, таких, например, как несвоевременная поставка или даже доказательство самого факта поставки товара.
Единственный случай, когда суды при отсутствии товарно-транспортной накладной становятся на сторону налогоплательщика, это ситуация самовывоза покупателем товара со склада поставщика с оформлением только товарной накладной по унифицированной форме № ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78.
Следует указать и на возможные сложности, которые могут возникнуть в предъявлении к вычету НДС по поставленным без товарно-транспортной накладной товарам, поскольку нарушение установленного порядка приема товаров может трактоваться налоговыми органами как отсутствие основания для их оприходования, а соответственно и отсутствие основания для вычета НДС.
Бланк товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) утвержден постановлением Госком- стата от 28 ноября 1997 г. № 78. ТТН выписывается грузоотправителем в четырех экземплярах, хотя по согласованию сторон документ может составляться перевозчиком.
Первый экземпляр остается у грузоотправителя и подтверждает списание товарно-материальных ценностей, второй – сдается водителем грузополучателю и служит для оприходования товарно-материальных ценностей, третий и четвертый остаются у владельца автотранспорта. Один из них остается у организации-перевозчика для расчета и подтверждения стоимости автотранспортных услуг, четвертый возвращается продавцу для подтверждения доставки товара грузополучателю, являясь экономическим основанием подтверждения расходов по доставке товара.
Товарно-транспортная накладная составляется для каждого покупателя на каждую поездку автомобиля. При перевозке нескольких грузов на одном автомобиле разным покупателям необходимо выписывать товарно-транспортные накладные в таком количестве, чтобы каждому покупателю был передан груз с экземпляром накладной. В случае, когда на автомобиле в течение смены перевозятся однородные грузы в адрес одного покупателя на одно и то же расстояние, можно оформить одну товарно-транспортную накладную на всю работу смены.
Форма ТОРГ-12 может прикладываться к товарно-транспортной накладной в качестве приложения, когда непосредственно в товарно-транспортной накладной невозможно перечислить все наименования и характеристики перевозимых грузов. В этом случае в товарно-транспортную накладную следует отметить, что без формы ТОРГ-12 она недействительна. Также в товарно-транспортной накладной следует указать номер, дату выписки ТОРГ-12 , а кроме того, даты и номера других прилагаемых документов (железнодорожных накладных, лицензий, сертификатов). Следует отметить, что кроме общей формы существуют еще специализированные формы товарно-транспортных накладных, например при международных перевозках (форма № 1-ТМ), при перевозках зерна, спирта, нефти и т. д.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов – товарного и транспортного.
Товарный раздел предназначен для отправителя и получателя груза. Транспортный же раздел – для автотранспортного предприятия.Как отмечалось выше, выписывает ее, причем сразу в четырех экземплярах, представитель грузоотправителя, за которым закреплена такая обязанность, например бухгалтер или кладовщик. Затем документы передаются на подпись руководителю и главному бухгалтеру или иному лицу, которому это поручено (по приказу руководителя). В этом случае обязательна расшифровка подписи ответственного лица.
Далее заполняют остальные графы товарного раздела. При этом представитель грузоотправителя следит за отгрузкой товара и удостоверяет ее в накладных своей подписью и печатью фирмы.
Водитель автотранспортного предприятия также расписывается во всех товарно-транспортных накладных, подтверждая то, что принял ценности, и забирает три из четырех экземпляров. В этот момент товар считается отгруженным, и бухгалтерия грузоотправителя может списать его со склада.
Доставив груз по назначению, водитель отдает товаросопроводительные документы представителю покупателя, который ставит на всех трех экземплярах накладной свою подпись и печать предприятия.
После разгрузки один экземпляр передается в бухгалтерию грузополучателя. Там отражают в учете поступление товара.
Далее водитель возвращает в свою организацию оставшиеся два экземпляра товарно-транспортных накладных. В одном из них бухгалтер автотранспортного предприятия расписывает, какой объем работ выполнил водитель, и начисляет ему зарплату. Другой экземпляр служит основанием для счета, который транспортная компания выставит заказчику перевозки и который подтверждает факт выполнения обязательств по доставке.
Подводя итог и учитывая, что зачастую в хозяйственных отношениях с привлечением к грузоперевозке сторонних организаций может участвовать значительное число юридических лиц, например продавец, грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель и покупатель, рекомендуем для минимизации возможных рисков возникновения споров как с налоговыми органами, так и с контрагентами, порядок передачи товаров с описанием его документального оформления отражать в договоре поставки. А в случае необходимости вводить дополнительные реквизиты в форму товарно-транспортной накладной, не забывая утверждать такие изменения в приложении к учетной политике организации.
Кто обязан заполнять накладные в 2021 г., что будет являться нарушением при их заполнении, а также случаи, когда ТТН-1 и ТН-2 можно не оформлять, – все это вы узнаете из материала.
Важное в статье:
Обязанность оформлять накладные
В перечень первичных учетных документов (ПУД) включены в т.ч. товарно-транспортная накладная (ТТН-1, ТТН) и товарная накладная (ТН-2, ТН). Бланки ТТН и ТН относятся к бланкам документов с определенной степенью защиты.
Оформлять ТН и ТТН обязаны организации. Обратите внимание, что для целей заполнения накладных под понятие «организация» подпадают:
– юридические лица Республики Беларусь;
– представительства иностранных и международных организаций, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в нашей стране через постоянное представительство;
– индивидуальные предприниматели (ИП), зарегистрированные в Беларуси.
Правила оформления накладных
Накладные ТН или ТТН можно заполнять вручную, а также использовать технические средства. Отметим, что при оформлении накладных допускается часть данных заполнить от руки, а часть – внести с помощью технических средств.
По общему правилу при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется ТТН. Однако из правила есть исключения. Так, выполнять автомобильную перевозку груза можно без оформления ТТН в следующих случаях:
– если перевозятся грузы нетоварного характера, по которым не ведется складской учет ТМЦ и согласно договору ТМЦ не замеряются, не взвешиваются или не производится их геодезический замер;
– если груз привезен из-за границы. В такой ситуации груз едет без ТТН до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя. Сопроводительными документами на груз в данном случае являются авиационная накладная, железнодорожная накладная или CMR-накладная с приложением счета-фактуры и иных документов, оформленных грузоотправителем;
– если груз перевозится за пределы территории Беларуси, а также в случае транзитной перевозки груза через нашу страну. Сопроводительными документами на груз в данном случае будут являться CMR-накладная, а также другие документы, оформленные грузоотправителем, в частности ТН.
Важно! Не является нарушением оформление накладной ТН или ТТН в тех случаях, когда это не нужно.
Наименование организации при заполнении накладной допускается указывать как в полном, так и в сокращенном виде. Право выбора остается за организацией.
Особенности оформления накладных
В случае, когда ТМЦ по накладной отгружает или получает филиал организации, наряду с наименованием организации в накладной нужно указать наименование филиала.
В ситуации, когда договор на поставку товаров заключен с головной организацией, а отгрузка ТМЦ производится в адрес филиалов, выделенных на отдельный баланс, в качестве грузополучателя нужно указать филиал. Связано это с тем, что оформление транспортных документов привязано к фактическим грузоотправителям и грузополучателям.
При отгрузке и оплате товара по ценам, установленным в иностранной валюте, накладная заполняется в той иностранной валюте, в которой согласована цена.
Важно! Если наряду с иностранными валютами в качестве возможных вариантов расчетов в договоре будут указаны белорусские рубли, то накладную нужно оформлять в национальной валюте.
При расчетах за товар в белорусских рублях эквивалентно определенной сумме в иностранной валюте, стоимостные показатели в накладной заполняются в белорусских рублях. Отметим, что стоимость товаров в иностранной валюте отражается только по строке «Всего стоимость с НДС».
Выдача работникам заработной платы готовой продукцией (в натуральной форме) оформляется накладной. В следующих случаях выписка накладной физическому лицу не требуется:
– при продаже товаров через розничную сеть;
– при безвозмездной передаче товаров, передаче (возврате) товаров по договорам безвозмездного пользования (ссуды).
Переадресовка, перегрузка товара в пути
При переадресовке груза грузополучатель должен сделать запись в накладной об отказе в приемке груза. В строке «Переадресовка» указываются наименование и адрес нового грузополучателя, новый пункт разгрузки, фамилия, инициалы и подпись лица, принявшего решение о переадресовке. Таким лицом может быть и водитель, если ему будут предоставлены соответствующие полномочия. В случае доставки товара с привлечением перевозчика условие о возможности внесения водителем в накладную сведений о переадресовке желательно включить в договор.
В ситуации, когда в пути следования необходимо перегрузить груз с одного автомобиля на другой, новая накладная не выписывается. Существуют два варианта оформления перегрузки:
Отметим, что решение о перегрузке принимает должностное лицо организации, в обязанности которого входит организация транспортной работы.
Вместе с этим читают:
В этом посте я расскажу о коносаменте — что он влечет за собой и, в частности, о юридических требованиях, связанных с ним. Здесь вы узнаете о нескольких вещах. Во-первых, вы узнаете, что согласно федеральным законам должно быть указано в коносаменте. Я сравню это с тем, какие дополнительные пункты иногда также указываются в коносаменте. Также коснемся требований при выездном техосмотре. Должен ли водитель иметь коносамент? Если да, то может ли он быть цифровым? Есть ли какие-либо последствия отсутствия этой документации?
Давайте начнем с самого начала.
Коносамент по своей сути является юридическим документом. Он защищает грузоотправителя, заказчика и перевозчика — все в одном документе. Коносамент действует как договор между всеми сторонами.
Вот последовательность событий: Грузоотправитель расписывается, что перевозчик загрузил весь назначенный груз. Затем перевозчик проверяет информацию в коносаменте и доставляет груз грузоотправителю. После этого грузоотправитель подписывает товар, как только он прибудет, как ожидалось.
Ваш коносамент является доказательством того, что грузоотправитель дал разрешение на перевозку своего товара. Тогда это квитанция о доставке.
Наконец, коносамент действует как право собственности на товары. Изначально товар принадлежит грузоотправителю. Далее грузоотправитель передает товар на попечение перевозчику. Наконец, грузополучатель получает, подписывает и принимает груз в собственность.
Теперь я хотел бы рассмотреть, почему коносамент имеет такое большое значение.
Коносамент является одним из самых важных документов во всей отрасли логистики. Он защищает потребности всех трех основных сторон в транспортной сделке. Грузоотправители, перевозчики и грузополучатели могут обеспечить защиту на всех этапах процесса.
По сути, на каждом этапе процесса есть доказательства того, что груз доставляется в соответствии с ожиданиями. Вы гарантируете правильный тип, количество и места назначения продукта. Имея юридический документ, такой как коносамент, вы можете обратиться в суд в случае, если что-то не так.
Возможно, вы ищете пример. Допустим, грузоотправитель ожидает доставки ему 10 поддонов. Перевозчик доставляет только девять поддонов. Коносамент теперь служит защитой для стороны, которая не несет ответственности: либо грузоотправителя, либо перевозчика. В этом примере в коносаменте указано, что было отправлено только девять поддонов. Таким образом, коносамент защищает перевозчика от любых регрессных требований.
Перевозчик доставил именно то, что им предоставил грузоотправитель. Теперь это позволяет грузоотправителю связаться с грузоотправителем, чтобы выяснить, где между ними произошла ошибка. Между тем, перевозчик движется дальше и будет получать оплату за свою работу, как и ожидалось.
Теперь, когда вы освежили информацию о коносаменте, я расскажу, что требуется в коносаменте.
В коносаменте так много информации. Однако вы можете не знать, что определенная информация в коносаменте требуется в соответствии с федеральным законом. Федеральное управление по безопасности автотранспортных средств, или FMCSA, перечисляет следующие требования:
Каждый перевозчик должен иметь при себе коносамент, показывающий, как минимум, всю эту информацию во время перевозки. Однако это далеко не вся информация о коносаменте.
Помимо установленного законом минимума, коносаменты часто содержат много дополнительной информации. Часто это делается в интересах перевозчика. Ниже приведены некоторые примеры:
Итак, вы знаете, что такое коносамент. Вы также знаете, для чего он нужен и что на нем должно быть. Но как люди распределяют и обрабатывают коносамент?
В течение многих лет бумажные коносаменты были единственным вариантом. Если вы перевозчик, скорее всего, вы получили коносамент либо от брокера, либо непосредственно от грузоотправителя. Компания не обязана выдавать «стандартный» коносамент. Однако они существуют, например, Единый прямой коносамент.
Вот небольшая заметка о Едином прямом коносаменте. Я включил ссылку, описывающую это подробно. Но основное отличие от некоторых других BOL заключается в том, как в нем конкретно излагаются обязательства перевозчика по отгрузке.
Грузоотправители часто предоставляют вам собственный коносамент. Они часто предназначены для упрощения необходимой информации, в частности, для грузоотправителя.
Еще одна небольшая заметка. Некоторые грузоотправители могут попытаться предоставить вам только «заказ на работу» или «билет на выбор». Будьте осторожны с этим как с перевозчиком, потому что это не служит той же правовой защите коносамента, как описано выше. Это связано с тем, что он не соответствует вышеупомянутым юридическим требованиям к тому, что указано в коносаменте.
В последние годы электронные коносаменты стали более популярными, и на то есть веские причины. Помимо простого сокращения беспорядка, электронные коносаменты ускоряют процесс для всех сторон. Они также обеспечивают гораздо более высокий уровень эффективности с улучшенными рабочими процессами. Все стороны могут найти одну и ту же информацию в любое время.
Вы можете просматривать электронные счета на компьютере или через мобильное устройство. Кроме того, очень просто отправить документ по электронной почте или даже распечатать его, если это необходимо. Более того, электронные подписи теперь также разрешены во многих случаях, что делает электронный BOL намного более удобным.
Наконец, я хочу обратиться к ответственности водителя и юридическим требованиям в отношении коносамента.
Придорожный техосмотр – неизбежная случайность каждого водителя. Каждый водитель и перевозчик стремится избежать нарушений во время этих проверок. Подробнее о том, почему, можно прочитать здесь.
Итак, каковы юридические требования коносамента во время придорожной инспекции?
Короткий ответ: их нет.
Грузоотправители должны предоставлять перевозчикам коносаменты. Некоторые перевозчики могут иметь собственный внутренний коносамент для использования внутри грузовика. Третьи могут использовать вышеупомянутый электронный коносамент. Но, в конечном счете, по стандартам FMCSA не существует нормативного требования о хранении копии коносамента внутри транспортного средства для целей проверки.
В лучшем случае вы можете предоставить копию в знак любезности офицеру. Для этого подойдет любой из вышеперечисленных способов.
Единственное реальное положение FMCSA в отношении коносаментов заключается в том, что перевозчик должен хранить каждый из них не менее одного года. Тем не менее, очевидно, что их не обязательно хранить внутри самого грузовика.
Коносамент, пожалуй, самый важный документ во всей логистике. Тем не менее, информация, которую он требует, и его использование очень просты.
Логистика может быть сложной отраслью, особенно когда речь идет о бумажной работе и документации. Тем не менее, коносамент не является поводом для беспокойства.
Я настоятельно рекомендую использовать электронный коносамент. Скорость и эффективность увеличатся. Кроме того, это устраняет риск, связанный с бумагой: потеря документа.
Инвестируйте в свое будущее. Быть инициативным. Возьмите под контроль свои документы. Ты достигнешь успеха.
Этот пост был написан Мэтью Зандстра. Мэтт работает в сфере транспорта и логистики в течение последних шести лет, как в качестве брокера, так и непосредственно с водителями. Он знаком с различными аспектами взаимоотношений, техническими системами, механикой ценообразования и товарами.
§ 375.505 Должен ли я выписывать коносамент?
(a) Прежде чем вы получите партию товаров для дома, которые вы будете перевозить для индивидуального грузоотправителя, вы должны подготовить и выдать коносамент. Коносамент должен содержать условия контракта.
(b) В коносамент необходимо включить следующие 17 пунктов:
(1) Ваше юридическое или торговое наименование (т. е. ведение бизнеса под именем), зарегистрированное в FMCSA, включая ваш физический адрес.
(2) Названия, номера телефонов, адреса и номера DOT США любых автомобильных перевозчиков, если они известны, которые будут участвовать в перевозке груза.
(3) Имя, адрес и номер телефона отдельного грузоотправителя.
(4) Форма оплаты, которую вы и ваши агенты будете соблюдать при доставке. Платежная информация должна совпадать с той, которая была указана в смете и заказе на услугу.
(5) При перевозке на условиях самовывоза укажите имя, адрес и, если указано, номер телефона, номер факса или адрес электронной почты лица, которое будет уведомлять об оплате. Уведомление может быть сделано любым способом связи, включая, помимо прочего, передачу по факсу; электронная почта; ночной курьер; или заказным письмом с уведомлением о вручении.
(6) Для негарантированного обслуживания — согласованная дата или период времени для получения груза и согласованная дата или период времени для доставки груза.
(7) Для гарантированного обслуживания с учетом тарифных положений, дат вывоза и доставки, а также любых штрафов или суточных, причитающихся отдельному грузоотправителю в соответствии с соглашением.
(8) Фактическая дата получения.
(9) Идентификационный номер компании или перевозчика транспортного средства (автомобилей), на которое вы загружаете отправление отдельного грузоотправителя.
(10) Сроки и условия оплаты всех сборов, включая уведомление о любых минимальных расходах.
(11) Максимальная сумма, которую вы потребуете во время доставки, чтобы завладеть отправлением, когда вы перевозите на условиях самовывоза.
(12) Заявление об оценке, представленное в приказе Совета по наземным перевозкам об опубликованных тарифах, требует, чтобы отдельные грузоотправители либо выбрали Защиту полной стоимости для вашей ответственности, либо отказались от Защиты полной стоимости в пользу опубликованных тарифов STB. Выпущенные ставки могут ежегодно увеличиваться автоперевозчиком на основании корректировки стоимости жизни Министерства торговли США. Обратитесь в БВУ за копией Разрешённых норм автомобильных перевозок хозяйственных товаров. Если отдельный грузоотправитель отказывается от вашей Защиты полной стоимости в письменном виде в отчете об оценке STB, вы должны включить сборы, если таковые имеются, за дополнительное покрытие оценки (кроме Защиты полной стоимости).
(13) Свидетельство любого страхового покрытия, проданного или приобретенного для отдельного грузоотправителя у независимого страховщика, включая сумму премии за такое страхование.
(14) Полное описание любых заказанных специальных или дополнительных услуг и минимальные сборы за вес или объем, применимые к отправке, при соблюдении следующих двух условий:
(i) Если вы предоставляете услуги отдельным грузоотправителям по ставкам, основанным на перевозке минимального веса или объема, вы должны указать в коносаменте минимальные ставки, основанные на весе или объеме, и минимальные сборы, применимые к отгрузка.
(ii) Если вы не указываете минимальные тарифы и сборы, ваш тариф должен предусматривать, как вы будете рассчитывать окончательные сборы, связанные с такой отправкой, исходя из фактического веса или объема отправки.
(15) Каждое приложение к коносаменту. Каждое приложение является неотъемлемой частью договора коносамента. Следующие два пункта должны быть добавлены к коносаменту, если они не предоставлены грузоотправителю в другом месте.
(i) Обязательная или необязательная оценка.
(ii) Инвентаризация.
(16) Любой идентификационный или регистрационный номер, который вы присваиваете отправлению.
(17) Заявление о том, что коносамент включает посредством ссылки все услуги, включенные в смету.
(c) Копия коносамента должна всегда сопровождать груз, пока он находится у вас (или у вашего агента). До того, как транспортное средство покинет место отправления, коносамент должен быть у водителя, ответственного за отгрузку.
(d) Вы должны сохранять копию коносамента при каждом перемещении в течение как минимум 1 года с даты создания коносамента.
(e) Вы, ваш агент или ваш водитель должны проинформировать отдельного грузоотправителя, если вы обоснованно ожидаете, что для безопасной перевозки груза потребуется специальная или дополнительная услуга. Вы должны отказаться принять груз, если вы разумно предполагаете, что для безопасной транспортировки груза необходима специальная или дополнительная услуга, а отдельный грузоотправитель отказывается приобрести специальную или дополнительную услугу. Вы должны сделать письменное уведомление, если грузоотправитель отказывается от каких-либо специальных или дополнительных услуг, которые, по вашему разумному мнению, будут необходимы.
(f) Вы и отдельный грузоотправитель должны подписать коносамент перед погрузкой груза. Коносамент должен быть подписан как в пункте отправления, так и в пункте назначения. Вы должны предоставить датированную копию коносамента отдельному грузоотправителю в момент подписания коносамента.
(g)
(1) Вы можете предоставить отдельному грузоотправителю пустые или неполные сметы, коносаменты или любые другие незаполненные или неполные документы, относящиеся к перевозке.
(2) Вы можете потребовать от грузоотправителя подписать неполный документ перед погрузкой груза при условии, что он содержит всю соответствующую информацию о доставке, кроме фактического веса груза, и любую другую информацию, необходимую для определения окончательной стоимости всех оказанных услуг. Вы можете опустить только ту информацию, которую нельзя определить до погрузки, например, фактический вес отправления в случае отправлений, перемещаемых по необязательным оценкам, или непредвиденные расходы, понесенные в пути.
(3) Вы не можете требовать от отдельного грузоотправителя подписи пустого документа.
(h) Коносамент должен быть предоставлен, подписан и датирован отдельным грузоотправителем не менее чем за 3 дня до запланированной погрузки груза. Вы должны предоставить отдельному грузоотправителю возможность аннулировать коносамент без каких-либо штрафных санкций в течение 3 дней после того, как индивидуальный грузоотправитель подпишет коносамент. Если отдельный грузоотправитель предлагает дополнительные предметы для перемещения или требует дополнительных услуг в день перевозки, что приводит к новой обязательной оценке в соответствии с § 375.
Об авторе