Примеры сборов в налоговом праве – Что такое налог и что такое сбор. Отличия и сходства в таблице

Примеры сборов в налоговом праве – Что такое налог и что такое сбор. Отличия и сходства в таблице

Примеры сборов в налоговом праве. Отличие налога от сбора по законодательству РФ (виды)

Экономическая литература содержит понятия «налог» и «сбор» неделимо друг от друга, подразумевая их общую природу. Это вполне логично, ведь оба термина подразумевают собой какой-либо обязательный бюджетный платёж. Однако, существуют различия, характеризующие их назначение и суть.

Определение понятий

Законодательство определяет налог, как определённый денежный платёж, уплачиваемый в бюджет всеми лицами, как физическими, так и юридическими. К его особенностям относят обязательность и безвозмездность, то есть плательщик не получает взамен уплаченной суммы какой-либо услуги или товара.
В зависимости от вида платежа, уплаченные деньги могут пойти местному бюджету, так и государственному.

По сути, институт налогообложения обеспечивает функционирование государственных структур, так как заключается в изъятии части средств лиц в пользу государства для его нужд.

Законодатель определяет следующие характеристики налога:

  • Обязательность уплаты. Если он не уплачивается лицом, имеющим обязательство к его оплате, то государство может использовать свои полномочия для императивного взыскания.
  • Безвозмездность. За уплату налога не следует никаких действий или услуг со стороны государства.
  • Нецелевое использование. Суммы уплаченных налогов формируют бюджет, но не идут на конкретные цели.
  • Регулярность. Уплачивается с установленной законодательством периодичностью.
  • Финансовый эквивалент. Уплачиваются всегда в денежной форме, государственной валютой.

Основные черты сбора

Сбор — это платёж в бюджет различного уровня, цель уплаты которого — получить какую-либо услугу от государственных и муниципальных органов. По сути, это единовременная добровольная выплата. Если он не будет уплачен, лицо просто не получит необходимую услугу, однако, никто не будет требовать с него его оплаты против воли.

Сбор, как правило, представляет собой фиксированную сумму, то есть по сути он является платой за конкретную услугу от государства или муниципалитета. Может определяться не только в денежной форме, однако, такая возможность должна быть прямо установлена законодателем.

Отличие налога от сбора

Сначала может возникнуть мнение, что не существует особой разницы между понятиями, однако, это не так. Эти два понятия хоть и имеют общее назначение, но разнятся по своей природе, сути. Любые платежи поступают в итоге в бюджет определённого уровня, но разница отражается не в назначении данных платежей, а характеризуется возникающими между плательщиком и государством правоотношений.

Проанализировав законодательство, можно сделать вывод о следующих различиях:

Таким образом, отличия понятий достаточно существенны и определяются основами каждого института и их структурами.

Отличия налога, сбора от пошлины

Пошлина — это платёж, уплачиваемый государству в финансовом эквиваленте при вступлении лица в определённые правовые отношения с ним. Пошлина — платёж обязательный, но только в случае, если лицо вступает в эти отношения, в противном случае она не подлежит уплате.

Как правило, пошлина взыскивается в случае обращения за некоторыми услугами, такими как:

  • Обращение к нотариусу с целью совершения каких-либо действий.
  • Оформление документов, например, визы, паспорта.
  • Обращение в суд с заявлением, если данное обращение облагается уплатой пошлины (например, иски о защите прав потребителя не оплачиваются).
  • Оформление гражданства.

Пошлина имеет свои отличительные черты:

  • Выплачивая пошлину, плательщик выражает свою волю для вступления с государством в определённые правоотношения.
  • Сумма, уплачиваемая плательщиком, напрямую поступает в бюджет.
  • Уплата пошлины носит возмездный характер, то есть, за ней следует какое-то действие со стороны государства.

Общей чертой всех понятий является оплата государству. В остальных признаках понятия содержат множество отличий, хотя сразу может показаться, что они имеют одинаковую природу.

По своей сути, понятия пошлины ближе к понятию сбора. Они оба носят добровольный характер, являются разовыми платежами, а не регулярными, если сравнивать с налогом.

Но существует и существенное различное, которое не сразу может показаться очевидным: в случае уплаты сбора плательщик получает какую-то «привилегию», например, при покупке авиабилетов дополнительно взимается сбор, либо за получение лицензии на определённую деятельность тоже придётся уплатить сбор, а при оплате пошлины государство выполняет какое-то юридически значимое для плательщика действие, например, выдаёт документ или принимает исковое за

shadowgold.ru

Налоги понятие, значение, виды. Отличие налогов от сборов и иных обязательных платежей

Налоги: понятие, значение, виды. Отличие налогов от сборов и иных обязательных платежей.

Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, установленный законодательным органом власти в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.

Значение налога выражается в его функциях.

Функции налога — это направленные правовые воздействия норм налогового законодательства на налоговые отношения, являющиеся постоянными, определяющие понятие налога и проводящие социальную политику государства.

Функции при всем многообразии могут быть объединены в три группы по следующим функциям: 1) фискальной; 2) регулятивной; 3) контрольной. Приоритет действующее российское законодательство отдает фискальной функции, согласно которой налоги являются основным источником пополнения доходов любого бюджета . Регулятивная функция выражается в том, что с помощью налогов можно влиять на процессы производства, потребления, демографическую и молодежную политику, иные социальные явления. Контрольная функция выражается в том, что налоговый контроль осуществляется за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, за своевременным внесением налогов в бюджетную систему, за соблюдением налогового законодательства и т. д.

Согласно ст. 12 НК РФ, существуют следующие виды налогов: 1) федеральные; 2) региональные; 3) местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 ст. 12 НК РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 ст. 12 НК РФ.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 ст. 12 НК РФ.

В соответствии со ст. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Характерной чертой налога является его безвозвратность и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Основная цель взимания налогов — обеспечение совокупности расходов государства. Основное отличие налога от пошлины или сбора заключается в том, что при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель, за что конкретно уплачивается пошлина, и специальные интересы, а налоги носят безвозвратный и безвозмездный характер. Налоги, как и сборы, тоже могут иметь специально определенную цель (целевые налоги), но никогда не могут быть индивидуально возмездными. В НК РФ понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины.

Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пошлина, как и сбор, взимается в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер. Пошлина не обеспечивает полностью какой-то определенный государственный орган, так как его финансирование может быть обеспечено и иными источниками. При определении размера пошлины или сбора используются иные принципы, нежели при определении размера налога. Размер пошлины, как правило, устанавливается в конкретной форме и определяется, исходя из характера и размера услуг.
В законодательстве РФ существуют три вида пошлин:
1) государственная, взимающаяся за ряд услуг в пользу плательщика: принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов за предоставление специального права; 2) регистрационные. Эти пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.; 3) таможенные пошлины, взимающиеся при совершении экспортно-импортных операций. К сборам, как к видам платежей можно отнести предусмотренные НК РФ государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира (ст. 13—15 НК РФ), и др.

studfile.net

Налоговый сбор – понятие, характеристика, виды, ответственность за неуплату

Всех юридических, физлиц и предпринимателей страны законодательство обязывает периодически перечислять в бюджеты различных уровней налоговые сборы. Кроме того, субъект хозяйственной деятельности должен отправлять в местное отделение ФНС налоговую отчетность, на основе которой определяется величина сбора по некоторым видам налогов.

Понятие налогового сбора

Под налогом подразумевается обязательный, безвозмездный вид платежа, осуществляемый субъектами налогообложения (гражданами и юрлицами) в пользу государства. Допустима только денежная форма расчетов.

Сбор представляет собой взнос обязательного характера, который заявитель перечисляет в пользу государства.

Данный платеж является неотъемлемым условием, после выполнения которого гражданин (организация) наделяется органами власти различного уровня определенными полномочиями и может оформить разрешительную документацию.

Сборы могут уплачиваться как в денежной, так и в иной форме, если данное условие определяется законодательными нормами. Перечисление денег в пользу уполномоченной государственной организации является основанием для возникновения между плательщиком и получателем платежа публичных отношений.

Стороны налоговых отношений

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками налоговых отношений являются следующие категории:

  • физические лица (граждане страны, лица без подданства, иностранцы)
  • юридические лица (отечественные и иностранные юрлица)
  • налоговые агенты (лица, обязанные, основываясь на законодательных нормах, начислять, изымать и переводить в бюджет различные виды сборов)
  • Управление и местные отделы ФНС, выполняющие контрольные и надзорные функции за своевременностью, правильностью и необходимой величиной уплаты всех налоговых сборов
  • таможенные органы РФ, являющиеся агентами в области контроля над валютой и выполняющие обязанности при реализации мер по предотвращению контрабанды и борьбе с ней

Законодательное регулирование

Общие параметры начисления налоговых сборов определяются законодательством фискального ведомства – Налоговым Кодексом РФ:

  • принципы появления, преобразования и прекращения оснований для перевода денежных сумм в казну государства
  • полномочия и обязательства лиц, участвующих в налоговых отношениях
  • правила и способы осуществления контрольных мероприятий по перечислению денег в пользу страны
  • меры ответственности за неисполнение обязательств по формированию налоговых платежей
  • методика оспаривания деятельности (либо ее отсутствия) специалистов ФНС и нормативно-правовых актов фискального органа

Разница между налогом и сбором на видео:

На территории страны также действуют другие законодательные нормы:

  • НПА о налогах и сборах
  • Постановление правительства РФ № 1 от 1.01.2002 года «Классификация основных средств» и др.
  • Постановления органов исполнительной власти федеральной подчиненности, среди обязанностей которых выделяется формирование направлений государственной политики
  • законодательные акты властей в субъектах страны
  • муниципальные нормативно-правовые акты

Что общего между налогом и сбором

Налоги и сборы имеют ряд общих черт:

  1. Оба вида платежа регламентируются НК РФ.
  2. Перечисление может осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровне (в соответствии с законодательством страны).
  3. Обязательность уплаты физическими и юридическими лицами.

Чем отличается налог от сбора

При наличии некоторых общих черт между этими двумя видами платежей в пользу государства, существует достаточное количество различий. Некоторые из них приведены в таблице 1.

Критерии

Налоги

Сборы

Целевое использование после перечисления в бюджет

Отсутствует

Направляются на улучшение работы государственных структур, предоставляющих некоторые полномочия и услуги различным лицам

Законодательная регламентация

Становится обязательным к уплате после законодательного определения категорий плательщиков, базы, ставки и прочих критериев

Параметры сбора регламентируются в специальном порядке и обуславливаются назначением платежа

Периодичность перечисления

Периоды и регулярность уплаты определяются на законодательном уровне

Перечисляется по мере возникновения у плательщика необходимости в получении государственных услуг, то есть платежи носят разовый характер

Дата перечисления

Зависит от налогового периода, предельные даты уплаты четко определяются законодательством

Привязка к конкретному временному периоду отсутствует, перечисляется после возникновения необходимости в получении государственных услуг

Основания для прекращения уплаты

После ликвидации организации либо ИП

Разовый платеж

Определение размера платежа

Для расчета суммы необходимо перемножить ставку на налогооблагаемую базу, для некоторых категорий плательщиков предусмотрены специальные льготы

Сумма к уплате определяется нормативно-правовыми актами и является для всех одинаковой

Особенности установления размера платежа

Определяя сумму платежа, законодатели учитывают финансовые возможности плательщиков, разрабатываются льготы

Устанавливается твердая сумма платежа за предоставление услуги без учета особенностей плательщиков

Результаты перечисления взносов

Отсутствие неприятностей после проведения платежа

Уплата необходимой суммы является основанием для получения государственной услуги

Ответственность за неуплату

Взимание недоимки, пени в принудительном порядке, наложение штрафных санкций, трудности с отправкой декларации

При отсутствии платежа заявитель не сможет получить необходимую услугу

Вид

Только перечисление денежных средств

Иной вид платежа, если данное положение закреплено на законодательном уровне

Классификация сборов

В НК РФ представлен только один способ классификации. По уровню перечисления платежа выделяют:

  1. Налоговые сборы федерального уровня. Их уплата полностью регламентируется НК РФ и платежи должны уплачиваться всеми хозяйствующими субъектами и гражданами в пределах страны.
  2. Платежи, поступающие в региональный бюджет. Основные параметры определяются НК РФ, конкретика начисления и уплаты – законодательством субъектов страны, которое не должно идти в разрез с главным нормативно-правовым актом фискального органа. Уплачиваются во всех субъектах.
  3. Налоги и сборы местного значения. Главные критерии регламентируются НК РФ, особенности уплаты определяют муниципалитеты. За счет платежей происходит пополнение местных бюджетов. Уплачиваются в пределах территориального деления.

Федеральные налоговые сборы

Налоговыми сборами федерального значения являются:

  • НДС
  • акцизы
  • налог на прибыль
  • НДФЛ
  • налог за использование воды
  • сбор на добычу полезных ископаемых
  • госпошлина
  • налог на использование флоры и водных биоресурсов

Региональные налоговые сборы

В бюджеты регионов перечисляются следующие виды налоговых сборов:

  • налог на транспорт
  • налог за ведение игорного бизнеса
  • налоговый сбор, уплачиваемый за имущество юрлиц

Видео о региональных и местных налоговых сборах:

Местные

К налоговым сборам местного значения относятся:

Сроки налоговых сборов

Периодичность перечисления налоговых сборов различается для каждого из них и определяется ст. 57 НК РФ. Время платежа может быть назначено:

  • на конкретную дату
  • после наступления определенного неизбежного события либо действия
  • на какой-либо промежуток времени (на протяжении определенного количества дней, месяцев, кварталов, лет)

Отчет периода начинается со дня, который следует за днем наступления определенной даты либо какого-либо события (действия).

Ответственность за неуплату/несвоевременную уплату

Меры ответственности за отсутствие платежа либо за несвоевременное его перечисление определяются Налоговым и Уголовным Кодексами РФ. В частности данные законодательные сборники определяют виды экономических и уголовных санкций, которые будут применены к нарушителям требований фискального органа. Выделяют следующие разновидности ответственности:

  1. Налоговую, она определяется ст. 122 НК РФ. Заключается в применении мер финансового характера к неплательщикам для восполнения убытка, который возник из-за неуплаты. Данный вид ответственности выражается в принудительном взыскании с должника недоимки, пени и наложении штрафных санкций.
  2. Уголовную, данный вид ответственности регламентируется ст. 198 и 199 УК РФ. Применяется для возмещения вреда, причиненного неплательщиком обществу. Может заключаться в привлечении нарушителя к административной ответственности, заключающейся в наложении штрафных санкций в крупном размере. В некоторых случаях может быть заведено уголовное делопроизводство, итогом которого может стать тюремное заключение.

Таким образом, налоговые сборы необходимы для пополнения бюджетов различных уровней. Порядок их начисления, уплаты, периоды платежей определяются налоговым законодательством и могут дополняться региональными и местными нормативно-правовыми актами (в зависимости от уровня пополняемого бюджета).

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

pravodeneg.net

Об авторе

admin administrator

Оставить ответ