Экономическая литература содержит понятия «налог» и «сбор» неделимо друг от друга, подразумевая их общую природу. Это вполне логично, ведь оба термина подразумевают собой какой-либо обязательный бюджетный платёж. Однако, существуют различия, характеризующие их назначение и суть.
Законодательство определяет налог, как определённый денежный платёж, уплачиваемый в бюджет всеми лицами, как физическими, так и юридическими. К его особенностям относят обязательность и безвозмездность, то есть плательщик не получает взамен уплаченной суммы какой-либо услуги или товара.
В зависимости от вида платежа, уплаченные деньги могут пойти местному бюджету, так и государственному.
По сути, институт налогообложения обеспечивает функционирование государственных структур, так как заключается в изъятии части средств лиц в пользу государства для его нужд.
Законодатель определяет следующие характеристики налога:
Сбор — это платёж в бюджет различного уровня, цель уплаты которого — получить какую-либо услугу от государственных и муниципальных органов. По сути, это единовременная добровольная выплата. Если он не будет уплачен, лицо просто не получит необходимую услугу, однако, никто не будет требовать с него его оплаты против воли.
Сбор, как правило, представляет собой фиксированную сумму, то есть по сути он является платой за конкретную услугу от государства или муниципалитета. Может определяться не только в денежной форме, однако, такая возможность должна быть прямо установлена законодателем.
Сначала может возникнуть мнение, что не существует особой разницы между понятиями, однако, это не так. Эти два понятия хоть и имеют общее назначение, но разнятся по своей природе, сути. Любые платежи поступают в итоге в бюджет определённого уровня, но разница отражается не в назначении данных платежей, а характеризуется возникающими между плательщиком и государством правоотношений.
Проанализировав законодательство, можно сделать вывод о следующих различиях:
Таким образом, отличия понятий достаточно существенны и определяются основами каждого института и их структурами.
Пошлина — это платёж, уплачиваемый государству в финансовом эквиваленте при вступлении лица в определённые правовые отношения с ним. Пошлина — платёж обязательный, но только в случае, если лицо вступает в эти отношения, в противном случае она не подлежит уплате.
Как правило, пошлина взыскивается в случае обращения за некоторыми услугами, такими как:
Пошлина имеет свои отличительные черты:
Общей чертой всех понятий является оплата государству. В остальных признаках понятия содержат множество отличий, хотя сразу может показаться, что они имеют одинаковую природу.
По своей сути, понятия пошлины ближе к понятию сбора. Они оба носят добровольный характер, являются разовыми платежами, а не регулярными, если сравнивать с налогом.
Но существует и существенное различное, которое не сразу может показаться очевидным: в случае уплаты сбора плательщик получает какую-то «привилегию», например, при покупке авиабилетов дополнительно взимается сбор, либо за получение лицензии на определённую деятельность тоже придётся уплатить сбор, а при оплате пошлины государство выполняет какое-то юридически значимое для плательщика действие, например, выдаёт документ или принимает исковое за
Налоги: понятие, значение, виды. Отличие налогов от сборов и иных обязательных платежей.
Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, установленный законодательным органом власти в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.
Значение налога выражается в его функциях.
Функции налога — это направленные правовые воздействия норм налогового законодательства на налоговые отношения, являющиеся постоянными, определяющие понятие налога и проводящие социальную политику государства.
Функции при всем многообразии могут быть объединены в три группы по следующим функциям: 1) фискальной; 2) регулятивной; 3) контрольной. Приоритет действующее российское законодательство отдает фискальной функции, согласно которой налоги являются основным источником пополнения доходов любого бюджета . Регулятивная функция выражается в том, что с помощью налогов можно влиять на процессы производства, потребления, демографическую и молодежную политику, иные социальные явления. Контрольная функция выражается в том, что налоговый контроль осуществляется за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, за своевременным внесением налогов в бюджетную систему, за соблюдением налогового законодательства и т. д.
Согласно ст. 12 НК РФ, существуют следующие виды налогов: 1) федеральные; 2) региональные; 3) местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 ст. 12 НК РФ.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 ст. 12 НК РФ.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 ст. 12 НК РФ.
В соответствии со ст. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Характерной чертой налога является его безвозвратность и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Основная цель взимания налогов — обеспечение совокупности расходов государства. Основное отличие налога от пошлины или сбора заключается в том, что при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель, за что конкретно уплачивается пошлина, и специальные интересы, а налоги носят безвозвратный и безвозмездный характер. Налоги, как и сборы, тоже могут иметь специально определенную цель (целевые налоги), но никогда не могут быть индивидуально возмездными. В НК РФ понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины. Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пошлина, как и сбор, взимается в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер. Пошлина не обеспечивает полностью какой-то определенный государственный орган, так как его финансирование может быть обеспечено и иными источниками. При определении размера пошлины или сбора используются иные принципы, нежели при определении размера налога. Размер пошлины, как правило, устанавливается в конкретной форме и определяется, исходя из характера и размера услуг.
studfile.net
Всех юридических, физлиц и предпринимателей страны законодательство обязывает периодически перечислять в бюджеты различных уровней налоговые сборы. Кроме того, субъект хозяйственной деятельности должен отправлять в местное отделение ФНС налоговую отчетность, на основе которой определяется величина сбора по некоторым видам налогов.
Под налогом подразумевается обязательный, безвозмездный вид платежа, осуществляемый субъектами налогообложения (гражданами и юрлицами) в пользу государства. Допустима только денежная форма расчетов.
Сбор представляет собой взнос обязательного характера, который заявитель перечисляет в пользу государства.
Данный платеж является неотъемлемым условием, после выполнения которого гражданин (организация) наделяется органами власти различного уровня определенными полномочиями и может оформить разрешительную документацию.
Сборы могут уплачиваться как в денежной, так и в иной форме, если данное условие определяется законодательными нормами. Перечисление денег в пользу уполномоченной государственной организации является основанием для возникновения между плательщиком и получателем платежа публичных отношений.
В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками налоговых отношений являются следующие категории:
Общие параметры начисления налоговых сборов определяются законодательством фискального ведомства – Налоговым Кодексом РФ:
Разница между налогом и сбором на видео:
На территории страны также действуют другие законодательные нормы:
Налоги и сборы имеют ряд общих черт:
При наличии некоторых общих черт между этими двумя видами платежей в пользу государства, существует достаточное количество различий. Некоторые из них приведены в таблице 1.
Критерии | Налоги | Сборы |
Целевое использование после перечисления в бюджет | Отсутствует | Направляются на улучшение работы государственных структур, предоставляющих некоторые полномочия и услуги различным лицам |
Законодательная регламентация | Становится обязательным к уплате после законодательного определения категорий плательщиков, базы, ставки и прочих критериев | Параметры сбора регламентируются в специальном порядке и обуславливаются назначением платежа |
Периодичность перечисления | Периоды и регулярность уплаты определяются на законодательном уровне | Перечисляется по мере возникновения у плательщика необходимости в получении государственных услуг, то есть платежи носят разовый характер |
Дата перечисления | Зависит от налогового периода, предельные даты уплаты четко определяются законодательством | Привязка к конкретному временному периоду отсутствует, перечисляется после возникновения необходимости в получении государственных услуг |
Основания для прекращения уплаты | После ликвидации организации либо ИП | Разовый платеж |
Определение размера платежа | Для расчета суммы необходимо перемножить ставку на налогооблагаемую базу, для некоторых категорий плательщиков предусмотрены специальные льготы | Сумма к уплате определяется нормативно-правовыми актами и является для всех одинаковой |
Особенности установления размера платежа | Определяя сумму платежа, законодатели учитывают финансовые возможности плательщиков, разрабатываются льготы | Устанавливается твердая сумма платежа за предоставление услуги без учета особенностей плательщиков |
Результаты перечисления взносов | Отсутствие неприятностей после проведения платежа | Уплата необходимой суммы является основанием для получения государственной услуги |
Ответственность за неуплату | Взимание недоимки, пени в принудительном порядке, наложение штрафных санкций, трудности с отправкой декларации | При отсутствии платежа заявитель не сможет получить необходимую услугу |
Вид | Только перечисление денежных средств | Иной вид платежа, если данное положение закреплено на законодательном уровне |
В НК РФ представлен только один способ классификации. По уровню перечисления платежа выделяют:
Налоговыми сборами федерального значения являются:
В бюджеты регионов перечисляются следующие виды налоговых сборов:
Видео о региональных и местных налоговых сборах:
К налоговым сборам местного значения относятся:
Периодичность перечисления налоговых сборов различается для каждого из них и определяется ст. 57 НК РФ. Время платежа может быть назначено:
Отчет периода начинается со дня, который следует за днем наступления определенной даты либо какого-либо события (действия).
Меры ответственности за отсутствие платежа либо за несвоевременное его перечисление определяются Налоговым и Уголовным Кодексами РФ. В частности данные законодательные сборники определяют виды экономических и уголовных санкций, которые будут применены к нарушителям требований фискального органа. Выделяют следующие разновидности ответственности:
Таким образом, налоговые сборы необходимы для пополнения бюджетов различных уровней. Порядок их начисления, уплаты, периоды платежей определяются налоговым законодательством и могут дополняться региональными и местными нормативно-правовыми актами (в зависимости от уровня пополняемого бюджета).
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
pravodeneg.net
Об авторе