Принципы безналичных расчетов: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ — Студопедия.Нет

Принципы безналичных расчетов: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ — Студопедия.Нет

Принципы организации безналичных расчетов в РФ

Организация безналичного платежного оборота в нашей стране происходит на основании определенных принципов. Данные принципы позволяют обеспечить соответствие безналичных расчетов таким требованиям, как своевременность, надежность и эффективность. В статье рассмотрим, какие существуют принципы организации безналичных расчетов в РФ.

Законодательная база

К основным законодательным актам, регламентирующим порядок безналичных расчетов относят:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Гражданский процессуальный кодекс.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Кроме того, выделяют также и специальные законодательные акты, такие как:

  1. Закон 86-ФЗ «О Центральном банке РФ».
  2. Закон 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Орган, регулирующий работу платежной системы в РФ

Основным органом, регулирующим платежную систему в РФ, является Центральный банк РФ (Банк России). Согласно действующего законодательства, к основным задачам Банка России относят обеспечение эффективного, а также бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы. К обязанностям Банка России относят следующее:

  • установление правил, сроков, а также стандартов для осуществления расчетов, а также применяемой при этом документации;
  • регулирование, а также лицензирование расчетных (включая клиринговые) систем.

Принципы организации безналичных расчетов в РФ

Существуют семь основных принципов организации безналичных расчетов в РФ:

Принципы организации безналичных расчетов в РФЧто собой представляют
Правовой режим при осуществлении расчетовРегулирование взаимоотношений между участниками системы расчетов происходит на базе законов и законодательных актов, нормативных актов государственных органов, которыми предписано выполнение функции регулирования данного вида расчетов
Осуществление безналичных расчетов по банковским счетамНаличие банковского счета и у плательщика и у получателя является необходимым условием для осуществления расчетов
Поддержание ликвидности на должном уровнеСоблюдение данного принципа является залогом выполнения обязательства
Наличие акцепта на платежВ некоторых случаях предполагается бесспорное согласие плательщиков на списания денежных средств со счета. Например, взыскание недоимок по налогам
Срочность платежаНесоблюдение данного принципа может привести к нарушению кругооборота денежных средств, а также к платежному кризису
Контроль участников безналичной системы расчетовОсуществляется контроль правильности расчетов, соблюдения основного порядка их проведения
Имущественная ответственность за несоблюдение условий договораНарушение договора влечет за собой уплату неустойки, возмещение убытков др. мер гражданско-правовой ответственности.

Первый принцип: правовой режим при осуществлении расчетов

Данный принцип обусловлен тем, что платежная система представляет собой основной элемент современного общества. Гражданские правоотношения на сегодняшний день подразделяются на вещные и обязательные. Рыночный оборот представлен совокупностью различных обязательств между должниками и кредиторами. Выполнение данных обязательств, как простыми физлицами, так и организациями обеспечивается благодаря платежной системе (Читайте также статью ⇒ Нужна ли касса при безналичных расчетах).

Важно! Важность данных взаимоотношений подразумевает необходимость регулирования, которое происходит на базе законов и законодательных актов, нормативных актов государственных органов, которыми предписано выполнение функции регулирования данного вида расчетов.

Второй принцип: осуществление безналичных расчетов по банковским счетам

Наличие банковского счета и у плательщика и у получателя является необходимой предпосылкой расчетов. Расчеты по безналу осуществляют физ- и юрлица через банк, в котором открыт счет. Для осуществление расчетного обслуживания, банк заключает со своим клиентом договор об обслуживании – это двусторонний договор гражданско-правового характера.Открытие расчетного счета предприятиями в банках предопределяется их правовым статусом, порядком организации компании, а также положением о безналичных расчетах.

Важно! Лица вправе открывать любое количество счетов в банке, в том числе расчетные, депозитные, валютные, если это не противоречит действующему законодательству. Иначе это может привести к нежелательным последствиям. Банки и иные кредитные организации с целью проведения расчетов между собой открывают корреспондентского счета.

Третий принцип: поддержание ликвидности на должном уровне

Соблюдение указанного принципа является залогом выполнения обязательства. Плательщики, как организации, так и банки, планируют поступление и списание денежных средств со счета, а также изыскивают ресурсы для того, чтобы обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств.

Четвертый принцип: наличие акцепта на платеж

Законодательство предусматривает определенные случаи бесспорного согласия плательщиков на списания денежных средств со счета. К ним относят: взыскание недоимок по налоговым и иным обязательствам, за тепло- и электроэнергию, коммунальные платежи и услуги ж/д транспорта.

Пятый принцип: срочность платежа

Данный принцип вытекает из сути рыночной экономики, основным условием которой является полное, а также своевременное выполнение обязательств платежного характера. Сбой в сроках платежей может привести к нарушению кругооборота денежных средств, а также к платежному кризису.

В качестве обязательных реквизитов в платежных документах выделяют срок платежа и его очередность. Принцип срочности касается не только времени оплаты по счетам компании, но и времени проведения данной услуги банками. В бухгалтерских балансах организаций дебиторская задолженность показывается в активах, а займы в пассивах (в свою очередь подразделяются на краткосрочные и долгосрочные).

Шестой принцип: контроль участников безналичной системы расчетов

Данный принцип подразумевает осуществление контроля за всеми участниками системы расчетов. Осуществляется контроль правильности расчетов, соблюдения основного порядка их проведения.Подразделяется контроль на: предварительный текущий и последующий, а также внешний и внутренний. Особую роль в соблюдении такого принципа имеет закон 129-ФЗ – о публичности бухгалтерской отчетности. Например, АО, банковские и иные кредитные организации, страховые компании и т.д. должны опубликовывать свою годовую бухгалтерскую отчетность в срок до 1 июня года, следующего за годом отчетным.

Важно! Согласно мировой практике, большую часть доходов банком приносят комиссии, взимаемые за обслуживание клиентских счетов и допуслуги. Российские банки также переходят на данный вид работы.

Также развитие в последнее время получил финансовый менеджмент клиента, то есть управление денежными потоками клиента. Такое управление позволяет обеспечить оптимальные финансовые решения не только для клиентов, но и для банков.

Седьмой принцип: имущественная ответственность за несоблюдение условий договора

Данный принцип напрямую связан с принципом контроля за всеми участниками расчетов. Суть данного принципа заключается в том, что нарушение договора по части резервов влечет за собой уплату неустойки, возмещение убытков др. мер гражданско-правовой ответственности. Обеспечение надлежащего контроля позволяет не допустить неисполнение обязательств и собственных и контрагента. В том случае, если обязательства не выполнены контрагентами, то данный принцип позволит возместить полученные убытки и снизить негативные последствия.

Заключение

Осуществление безналичных расчетов происходит на основании расчетных документов по установленным формам, а также при непосредственном соблюдении определенного порядка документооборота. Формы расчетов между получателем и плательщиком определяются специальными документами, такими как договоры, соглашения или иные виды договоренностей. Соблюдение всех принципов организации расчетов позволяет обеспечить их своевременность, эффективность, а также надежность.

Принципы организации безналичных расчетов — Студопедия

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов — основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип — правовой режим осуществления расчетов и платежей — обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношения подразделяются на вещные (раздел 2 ГК РФ) и обязательственные (разделы 3, 4 ГК РФ). Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты — это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам, основным из которых является Банк России. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость использования соответствующих конвенций и нормативных актов.


В связи с этим следует отметить, что в началеXX в. немецкий экономист Г.Кнапп рассматривал деньги только как платежное средство (других функций он не признавал), причем как продукт государственной власти и права[10]. «Сущность денег, — отмечал он, — заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребление».

К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Арбитражный процессуальный кодекс РФ.


Специальные законодательные и подзаконные акты включают: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.; Положение о чеках, утвержденное постановлением Верховного Совета (ВС) Российской Федерации от 13 февраля 1992 г.; Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г., Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. и др.

Особо следует отметить роль ГК РФ, части второй, введенной в действие с 1 марта 1996 г. В главах 45 и 46 этой части упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыночным условиям экономики: действие договора и тайна банковского счета, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, условия исполнения банком поручений о проведении расчетных операций с использованием различных платежных инструментов и последствия неисполнения поручений, ответственность участников расчетов.

Главный регулирующий орган платежной системы — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно вышеуказанному закону о нем среди трех его основных задач, изложенных в начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены:

• установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов,

• координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 14 с последующими изменениями и дополнениями[11].

Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковскими обычаями в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии — кредитовым переводам. В России до революции было широко развито вексельное обращение. В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов.

К концу 90-х гг. сложившаяся нормативная база, регулирующая платежно-расчетные отношения, имела недостатки. По мнению правоведов, основные из них:

• существенное отставание нормотворчества от динамики развития денежного рынка;

• недостаточно активное обновление правовых норм и замедленное введение современных категорий.

Все это привело к устареванию системы законодательства в области расчетных отношений. Как отмечается в юридической литературе, область, с которой имеет отношения буквально каждый предприниматель и от которой зависит четкая работа всего хозяйственного механизма, регламентируется такими актами, как письма и телеграммы Банка России.

Последствия нормативно-правового вакуума следующие:

• либо увеличение объема договорной документации, ее крайняя усложненность, включение положений, которые должны устанавливаться законом, вплоть до понятийного аппарата;

• либо (что происходит в подавляющем большинстве случаев) отсутствие необходимых договорных условий и соответственно неизбежное ущемление интересов экономически более слабой стороны.

Таким образом, неопределенность правовых условий порождает правовой риск.

Второй принцип — осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика — необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности»

(ст. 30) в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета — друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке — в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип — поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа — залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип — наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

• либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

• либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам — на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип — срочность платежа — вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. (ст. 190-195). Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.

Согласно Положению о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (письмо ЦБ РФ

от 1 марта 1996 г. №244) обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода — времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций. В форме бухгалтерского баланса предприятия дебиторская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

В современных условиях платежного кризиса этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматриваемого принципа может быть решена путем преодоления платежного кризиса и развития всех остальных принципов, особенно излагаемых далее.

Шестой принцип — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения

— подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами, обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В частности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов.

В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы, усиливая свой капитал с клиентами. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков — сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиента — финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств.

Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.

Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связанседьмой принцип — их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, — практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. В Гражданском кодексе (части первой, ст. 295) значительно усилена ответственность за неисполнение денежного обязательства.

Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса взыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7%[12] суммы за каждый день просрочки; принятие порядка бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также на имущество недоимщиков и др.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям с другими банками, и, при необходимости, с участием РКЦ.

Несмотря на предпринимаемые меры, проблема укрепления принципа имущественной ответственности в процессе организации расчетов осталась одной из трудноразрешимых. Как свидетельствует практика работы арбитражных судов, функционирующих в России с 1993 г., самые болезненные дела связаны с расчетами. Из поступивших в 1997 г. на разрешение арбитражных судов исковых заявлений, относящихся к гражданским правоотношениям, более 70% всех дел связано с расчетами за продукцию, товары и услуги. Резко увеличивается и количество споров, вытекающих из кредитных договоров и договоров на расчетно-кассовое обслуживание.

Самое большое количество претензий и исков, предъявляемых в связи с неисполнением обязательств по договорам, объясняется ненадлежащим исполнением или неисполнением условий расчетов за товар. Недостаточная ответственность недобросовестных получателей продукции стала одной из причин несвоевременных платежей. Множество нарушений и экономических преступлений связано с расчетами, а также с использованием счетов в банках.

Подытоживая изложение двух последних взаимосвязанных между собой принципов организации безналичных расчетов, следует отметить, что пока еще не налажена целостная система контроля за сферой расчетов со стороны коммерческих и центрального банков, Министерства финансов РФ, Министерство налогов и сборов РФ, Прокуратуры РФ и других органов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы. Отсюда своевременной является задача подготовки и издания Федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации», поставленная в Указе Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ — Студопедия

Безналичный платежный оборот организуется на основе определенных принципов. Их соблюдение позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как одного из элементов экономики. Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательств, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. Порядок безналичных расчетов в экономике определяется соответствующими нормативно-правовыми актами. Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями и обычаями в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов. Можно выделить следующие последствия нарушения указанного принципа: либо увеличение объема договорной документации и её крайняя усложненность, либо отсутствие необходимых договорных условий и неизбежное ущемление интересов экономически более слабой стороны. Таким образом, неопределенность правовых условий порождает правовой риск.


Второй принцип – осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета – друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы с целью своевременного выполнения долговых обязательств.


Четвертый принцип – наличие акцепта плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения либо соответствующего платежного инструмента, свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств; либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств. Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам — на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и т.д.

Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров и оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.

Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий; внутренний и внешний.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. Банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, бюджетом, населением контролирует соблюдение ими же установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами клиентов, банки (особенно на Западе) принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. Они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, контроль за движением средств и размещением на рынке свободных денежных ресурсов. Таким образом, все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, которая позволяет обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков (сбалансирование ликвидности и диверсификация вложений), так и для клиентов (финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств).

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип – имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки, а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов и практически полностью возместить причиненные убытки, и тем самым ослабить негативные последствия.

Несоблюдение указанных принципов ведет к возникновению платежного кризиса, негативно сказывающегося на развитии экономики.

Принципы безналичных расчетов

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношения подразделяются на вещные и обязательственные. Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретным должником в пользу кредитора. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты – это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам – корреспондентам, основным из которых является Банк России. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость использования соответствующих конвенций и нормативных актов.

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

  • либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

  • либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.

Обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода – времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций. В новой форме бухгалтерского баланса предприятия, введенной с отчета за первое полугодие 1996 г., дебиторская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

В современных условиях платежного кризиса этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматриваемого принципа может быть решена путем преодоления платежного кризиса и развития всех остальных принципов, особенно излагаемых далее.

Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения – подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В частности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов.

В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы, налаживая близкие отношения с клиентами. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков – сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиента – финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств.

Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.

Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип – их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, — практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, не в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов.

Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса изыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7% суммы за каждый день просрочки; принятия порядка бессрочного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также имущество недоимщиков и др.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматривается обеими сторонами без участий банковских учреждений. Спорный вопрос решается в суде третейском суде и арбитраже. Претензии к банку связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляется клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям с другими банками, и, при необходимости с участием РКЦ.

Понятие и принципы организации безналичных расчетов

Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных докумен­тов, составленных по единым стандартам и правилам.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета или корреспондентского счета (субсчета), если иное не уста­новлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика при­ведены в гл. 46 Гражданского кодекса РФ. Непосредственно техника расчетов устанавливается инструктивными документами Банка Рос­сии, в частности инструкцией от 19 июня 2012 г. № 383-П «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств».

Выделяют следующие основные принципы организации без­наличных расчетов.

1. Документальность. Платежи со счетов производятся банков­скими или другими расчетными учреждениями только по письмен­ному распоряжению клиентов либо по приказу судебных или иных органов, которым законодательно предоставлено данное право.

Рас­поряжение о списании средств со счета может быть дано:

путем выписки документа единообразной формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств;

в форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт).

В отдельных случаях банковские учреждения имеют право самостоятельно списывать средства со счетов организации в безакцептном порядке по требованию кредитора. Указанное право должно быть пре­дусмотрено договором между клиентом и банком, а также основным договором между организациями-контрагентами. Отдельно необходимо упомянуть о принудительном списании средств со счетов организа­ций.

В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса (часть I) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязан­ность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Налоговый орган направляет в банк инкас­совое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюд­жеты необходимых денежных средств. Указанное поручение подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной граж­данским законодательством.

2. Срочность. Этот принцип относится в основном к порядку и сро­кам обработки документов банковскими учреждениями, срокам списания и зачисления средств на счета. Различными инструктивными документа­ми Банка России установлены унифицированные сроки обработки пла­тежных документов в коммерческих банках и расчетно-кассовых центрах Банка России.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов. В ча­стности, общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

3. Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумевает осуще­ствление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. Все документальные поручения о списании средств со счета испол­няются банком в соответствии с очередностью списания денежных средств, установленной ст. 855 части 2 Гражданского кодекса РФ.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых доста­точна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание, т. е. в так называемой календарной очередности.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетво­рения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь происходит списание по исполнительным до­кументам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вре­да, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыска­нии алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денеж­ных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь осуществляется списание по платежным до­кументам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в государ­ственные социальные страховые фонды;

в четвертую очередь происходит списание по платежным доку­ментам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь происходит списание по исполнительным до­кументам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в последнюю очередь осуществляется списание по другим пла­тежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступле­ния документов.

4. Свобода выбора форм безналичных расчетов. Действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации-контрагенты могут выбирать по сво­ему усмотрению: а) расчеты платежными поручениями; б) расчеты по аккредитиву; в) расчеты чеками; г) расчеты по инкассо. Ка­ких-либо ограничений со стороны банка по выбору форм расчетов не допускается.

5. Унификация платежных документов. Законодательно установ­лено, что расчетные документы оформляются на бланках единооб­разной формы в бумажном или электронном видах.

Расчетные доку­менты должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование расчетного документа и код формы;
  • номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
  • вид платежа;
  • наименование плательщика, номер его счета в банке;
  • наименование и местонахождение банков плательщика и полу­чателя, банковские идентификационные коды, номера корреспон­дентских счетов банков;
  • наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика;
  • назначение платежа;
  • сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
  • очередность платежа;
  • подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установлен­ных случаях).

Расчетные документы действительны в течение десяти дней, не считая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки в рас­четных документах не допускаются.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кре­дитные организации могут осуществляться с использованием: а) кор­респондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; б) кор­респондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; в) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции; г) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

В соответствии с действующим законодательством безналичные расчеты между организациями осуществляют банки и небанковские кредитные учреждения. В свою очередь банки взаимодействуют друг с другом через расчетно-кассовые центры (РКЦ) либо напрямую че­рез корреспондентские счета, открытые у банков-контрагентов.

Об­щая схема безналичных расчетов приведена на рис. 1.

Рис. 1. Общая схема безналичных расчетов

Расчетно-кассовые центры являются учреждениями Банка России и созданы по территориальному принципу. Отношения между ком­мерческими банками и расчетно-кассовыми центрами оформляются договором. Коммерческий банк открывает в РКЦ корреспондентский счет, так называемый счет «НОСТРО». Платы за расчетно-кассовое обслуживание РКЦ не берет, но и не начисляет проценты на остаток средств на корреспондентских счетах банков в РКЦ.

Расчеты между РКЦ непосредственно по операциям коммерческих банков, а также по их собственным операциям происходят через счета межфилиаль­ных оборотов (МФО).

Средством расчета служат авизо (авизо как извещение об изменениях в состоянии взаимных расчетов, посылае­мое одним контрагентом другому, используется исключительно в расчетах между банками и кредитными учреждениями).

Необходи­мым условием расчетов с использованием РКЦ является наличие у коммерческого банка достаточных средств на корреспондентском сче­те в РКЦ. В противном случае осуществление расчетов невозможно.

Таким образом, основной недостаток расчетов через РКЦ заключает­ся в том, что клиент не сможет произвести платеж даже при нали­чии у него средств на счете в банке, если на корреспондентском сче­те банка в РКЦ средства отсутствуют. Кроме того, в процессе расче­тов между банками появляется еще одно звено (РКЦ), что усложняет расчеты и увеличивает сроки исполнения платежей.

Для ускорения расчетов, а также для исключения возможности зло­употреблений банки могут открывать корреспондентские счета друг у друга на основе межбанковских соглашений. В этом случае необходи­мость использования системы межфилиальных оборотов отпадает, так как расчетно-кассовые центры участия в расчетах не принимают.

Ускорению расчетов способствует также организация зачета взаим­ных требований банковскими учреждениями (межбанковский кли­ринг).

В соответствии с действующим законодательством банки впра­ве осуществлять расчеты путем зачета взаимных требований с после­дующим погашением сальдо путем перевода денежных средств по корреспондентским счетам.

Межбанковский клиринг может осуществ­ляться как на базе РКЦ, так и специализированными центрами, соз­данными банками определенного района или банками, входящими в одну группу.

Клиринговый центр является отдельным юридическим лицом, созданным, как правило, в форме акционерного общества. В основном в качестве учредителей клиринговых центров выступают крупные коммерческие банки.

Отношения между клиринговыми цен­трами и участниками регламентируются договором о расчетном об­служивании, после чего клиентам клиринговых центров открываются специальные лицевые счета, по которым и происходит зачет взаим­ных требований.

Таким образом, существенно уменьшается докумен­тооборот и сокращаются сроки исполнения платежей.

Клиринговая деятельность подлежит лицензированию Банком России.

Принципы организации безналичных расчётов

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Принципы организации расчетов — основополагающие начала их про­ведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям:

Первый принцип — правовой режим осуществления расчетов и плате­жей.

Расчетные взаимоотношения предопределяют необходимость установления единообразия законов РФ и подзаконных актов, а также нормативных актов ЦБ РФ.

К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ, «Положение о безналичных расчётах в Российской Федерации» № 2-П от 03.10.2002 г., где упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыноч­ным условиям экономики; действие договора и тайна банковского сче­та, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, условия исполнения банком поручений о проведе­нии расчетных операций с использованием различных платежных ин­струментов и последствия неисполнения поручений, ответственность участников расчетов.

Как уже отмечалось, главным регулирующим органом платежной системы является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно закону « О Центральном Банке РФ», основной его задачей значится обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов.

На Банк России возложены: установление правил, сроков и стандартов осуществления расче­тов и применяемых при этом документов; координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Второй принцип — осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам.

Безналичные расчеты ве­дутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета — самосто­ятельный двусторонний (участники имеют как права, гак и обязанности) гражданско-правовой договор.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов меж­ду собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке — в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип — поддержание ликвидности на уровне, обеспечива­ющем бесперебойное осуществление платежей.

Соблюдение этого принципа — залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все пла­тельщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостаю­щие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип — наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, либо специального акцепта документов, выписанных получателя­ми средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательствам предусмотрены случаи бесспорно­го (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по нало­гам и другим обязательным платежам — на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электри­ческую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип — срочность платежа. Значение этого принципа вытекает из самой сути ры­ночной экономики, неотъемлемым условием которой является своев­ременное и полное выполнение платежных обязательств. Непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет пла­тежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными догово­рами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению круго­оборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.

Шестой принцип — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со сто­роны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредни­ками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, насе­лением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдения установленных правил расчетов. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.

Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятии должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со сто­роны государства за соблюдением «правил игры» предприятиями различ­ной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одни­ми из главных в образовании платежного кризиса.

Седьмой принцип – имущественная ответственность за соблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут примене­ние гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убыт­ков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

2. Принципы организации безналичных расчетов.

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе принципов, соблюдение которых в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности и эффективности.

1) правовой режим осуществления расчетов и платежей. Данный принцип обусловлен ролью платежной системы как основного элемента современного общества. Рыночной оборот представляет собой совокупность различных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретным должником в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. К главным законодательным источником регулирования расчетов относится:

  • Гражданский Кодекс РФ;

  • Федеральные Законы РФ («О Центральном Банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «Положение о безналичных расчетах»).

Особую роль здесь играет Гражданский Кодекс РФ, в котором упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов:

  1. действие договора;

  2. тайна банковского счета;

  3. очередность списания денежных средств со счета;

  4. формы расчета;

  5. способы платежей;

  6. ответственность участников расчетов.

Главным регулирующим органом платежной системы является Центральный Банк РФ.

  1. Осуществление расчетов по банковским счетам – наличие счета как у плательщика так и у покупателя – это необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты осуществляются юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета – это самостоятельный двусторонний гражданско-правовой договор. В нем должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам; стоимость банковских услуг; сроки их выполнения; сроки обработки платежных документов; имущественная ответственность сторон за нарушение договора; порядок расторжения договоров и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимые им количество счетов в любой валюте в банках с их согласия. Банки и другие кредитные организации для расчетов между собой открывают корреспондентские счета.

  2. Поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – это залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики обязаны планировать поступление, списание средств со счета, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы с целью своевременного выполнения договорных обязательств.

  3. Наличие акцепта плательщика на платеж.

  4. Срочность платежа – данный принцип вытекает из самой сути рыночной экономики. Смысл заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товара и оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные договором. Сбои в соблюдении сроков платежей ведет к нарушению кругооборота средств, и в конечном счете к платежному кризису.

  5. Контроль всех участников за правильностью совершения расчетов и соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Различают:

— предварительный контроль;

— текущий контроль;

— последующий контроль.

Большую роль в соблюдении этого принципа играет Федеральный Закон РФ « О бухгалтерском учете». По этому закону все банки, кредитные организации, ОАО, биржи, инвестиционные и иные фонды обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее первого июня года, следующего за отчетным. Имеются особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банка.

7) Имущественная ответственность всех участников расчетов за несоблюдение договорных условий. Суть данного принципа заключается в том, что нарушении договорных обязательств в части расчетов влечет применение гражданско-правовой ответственности в различных формах (возмещение убытков, уплата неустойки и другие меры ответственности).

  1. Система безналичных расчетов, ее основные элементы.

Безналичный денежный оборот находит свое выражение в безналичных расчетах, которые представляют собой платежи, осуществляемые путем документооборота в виде письменных документов и электронных средств. Разнообразие форм и видов безналичных расчетов и их набор определяется уровнем хозяйственного развития стран и исторически сложившимися традициями. Безналичные расчеты производятся на основании расчетных документов, установленной формы с соблюдением документооборота. От вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота у плательщиков (получателей) различают:

— расчеты платежными поручениями;

— расчеты чеками;

— расчеты аккредитивами;

— расчеты платежными требованиями;

— расчеты векселями.

Формы расчета определяются договором. Центральный Банк РФ принимает меры к ограничению сферы применения форм расчетов, не дающих гарантии платежа. Расширяется практика использования расчета платежными поручениями с предварительной оплатой.

Выбор форм расчета определяется:

  1. характером хозяйственных связей между поставщиком и покупателем;

  2. особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

  3. местонахождением;

  4. способом транспортировки грузов;

  5. финансовым положение юридических лиц.

Выбор формы расчетов должен контролироваться банком. Банк рекомендует клиентам руководствоваться при установлении формы расчетов необходимостью максимального ускорения расчетов, упрощения документооборота, исключение встречного перераспределения средств между партнерами.

  1. Формы безналичных расчетов.

    1. Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение – это самая распространенная в настоящее время форма безналичных расчетов. Более 80% всех безналичных платежей совершается с помощью платежных поручений.

Платежное поручение – это поручения предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Расчеты ими используются для совершения широкого спектра платежей. С их помощью рассчитываются с поставщиками, органами пенсионного и страхового фондов, при налоговых платежах и т.д. Платежные поручения действительны в течении 10 дней со дня их выписки (день выписки в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличие средств на счете. По договоренности сторон платежи поручениями могут быть:

— срочными;

— досрочными;

— отсроченными.

Срочный платеж совершается при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товаров или при частичных платежах при крупных сделках.

Досрочные и отсроченные платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Достоинством данной формы расчетов является то, что здесь упрощенный документооборот, а недостатком является отсутствие гарантий платежа.

При равномерных и постоянных поставках между поставщиками и покупателями могут проводиться расчеты в порядке плановых платежей, которые осуществляются на основании договоров с использованием в расчетах платежных поручений. Поставщик по условиям договора берет на себя обязательство отгружать продукцию покупателю в установленных размерах и в определенные сроки, исходя из согласованного графика поставок. Покупатель обязуется в сроки, определенные договором (ежедневно или периодически) производить плановые платежи, исходя из периодичности платежей и планового объема поставки. На каждый плановый платеж выписывается и передается в банк отдельный документ (платежное поручение). Ежемесячно проверяется правильность осуществления платежа, их соответствие стоимости фактически отгруженной продукции. Один из участников сделки, определенный договором, контролирует расчетные отношения. Плановые платежи сводят к минимуму разрыв во времени между отгрузкой продукции и поступлением денежных средств за нее; упрощает технику расчетов; дают возможность сторонам более четко регулировать свой денежный оборот. Обязательным условием успешного применения данной разновидности расчетов является стабильное финансовое состояние и тесные связи между участниками сделки.

      1. Расчеты чеками. При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств. Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться во всех случаях, предусмотренных законами страны. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Чек удобен для расчета в случаях:

— когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик не хочет передавать товар до получения гарантии платежа;

— когда продавец заранее неизвестен.

Расчетные чеки, выпущенные российскими банками, имеют хождение только на территории России. Чек служит ценной бумагой, и его бланки являются бланками строгой отчетности. Чековая книжка состоит из 10, 25 и 50 листов. Для ее получения предприятие предоставляет в обслуживающий его банк заявление. Банк депонирует средства заявителя на отдельном счете, с которого оплачиваются чеки. Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки. Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10 дней, не считая дня его выписки.

90000 Cashless Transactions: Types, Benefits & Warnings 90001 90002 While the world moved to cashless payments nearly a decade ago, Indians have been held back from going cashless even though we have the technology to make it happen. This can primarily be attributed to the fear of losing money through an incorrect transition. Another fear that plagues most Indians is that it is very easy for someone to hack into their device and pillage all their money. Fret not, for it is a good time to go cashless, and we’ll tell you why! 90003 90004 What is a Cashless Transaction? 90005 90002 A cashless transaction is an automated or online operation that may take place between two people, business, or organisations.A digital transaction is a cashless transaction which specifically involves no paper for completion of the transaction. Purchasing goods from e-commerce websites, signing of business contracts online, or even buying movie tickets through your smartphone app fall under the umbrella of digital transactions. Such operations are accurate, quicker, convenient, and certainly easier. Many are unwilling to accept that there are benefits to a cashless transaction simply because they can not navigate their way around digital devices, or are just happier to transact using cash.Read on about an array of cashless transactions that simplify day-to-day trading. 90003 90004 Types of Cashless Payment Methods 90005 90002 There are numerous ways to go cashless. Here are some of the best methods to help you pilot your way into a cash-free world: 90003 90012 1. Cheques and Demand Drafts 90013 90002 A cheque is one of the safest and oldest methods of cashless payment. A cheque is issued to a person or business for a specific amount. This cheque is deposited in the receiver’s bank, and the money is received through a payment processed by a clearinghouse.A demand draft is safer than a cheque because it can not be defaulted or dishonoured, unlike a cheque. The DD is signed by a banker to ensure that sufficient funds are available for a successful transaction. The disadvantage of cheques and DDs are that they are time-consuming because a person has to visit the bank and then wait for the cheque or DD to clear. 90003 90012 2. Debit and Credit Cards 90013 90002 Debit and credit cards have caught on as a method of cashless trading. A debit card is considered by many to be safer because you are transacting with money in your account.The risk with a credit card is overspending. Debit and credit cards can be used to make purchases online as well as over-the-counter at a store. 90003 90012 3. UPI Applications 90013 90002 UPI stands for Unified Payment Interface. UPI has changed the way we transact. At the core of a UPIs functionality is the fact that our mobile numbers are registered with our respective banks and linked to our accounts. A virtual payment address helps to send or receive money without entering any bank related information.Merchants would need to have a current account to receive UPI payments. UPI applications that are currently popular are BHIM, PhonePe, Google Pay / Tez, ICICI Pocket, and SBI Pay. 90003 90012 4. Mobile Wallets 90013 90002 Mobile wallets have become a convenient way of making payments without cash. Once you load money into your mobile wallet, you can use it wherever it is accepted. The most popular mobile wallet that is trending is Paytm. The disadvantage with mobile wallets is that it is not linked to your account.Once you load the money into your mobile wallet, you can only spend it with a merchant who accepts payment through the said app. 90003 90012 5. NEFT & RTGS 90013 90002 National Electronic Fund Transfer and Real Time Gross Settlement are electronic payment systems that allow convenient fund transfer between bank accounts. Both facilities are maintained by the RBI (Reserve Bank of India). The facilities can be used to transfer money only within India. The RTGS transfer window is from 8 am to 4.30pm on weekdays and bank working days. NEFT settlements happen in deferred batches between 8 am to 7 pm on bank working days. There is no facility for ‘stop payment’ instructions in case of either systems and the payments made are irrevocable. 90003 90002 90003 90012 6. IMPS 90013 90002 IMPS, which stands for Immediate Payment Service, is a service that was initiated by the National Payment Corporation of India. The pre-condition to avail IMPS services is that a user needs to also register for mobile banking.Once registered, the user may avail of the IMPS service even through internet banking. Money can be sent or received 27 * 7, and there is no cut-off time for transactions. IMPS can be done using the receivers MMID (Mobile Money Identifier) ​​or IFSC code and bank account number. The advantage of IMPS over NEFT and RTGS is that it is received instantly. 90003 90012 7. USSD 90013 90002 Unstructured Supplementary Service Data is a cashless option for those who do not carry a smartphone or tablet. It works without an internet connection as opposed to most of the other digital payment services.It is a form of mobile banking where you must dial * 99 # to use the service. The service mirrors the IMPS service and uses MMID with a mobile number or IFSC code with the account number for the transaction to be successful. 90003 90012 8. ECS 90013 90002 ECS stands for Electronic Clearance Service. It is a convenient method to make bulk payments, especially to pay off your utility services, equated monthly installments, and for financial institutions to disburse payments like pensions, salaries, or dividend interest.ECS can be used for both debit as well as credit services. Authorisation has to be provided to your bank for periodic debits or credits to be made. It is a safe method because instructions can be given regarding maximum sum to debit, validity period for the said mandate, or purpose of the transaction. 90003 90012 9. QR Codes 90013 90002 QR codes are an extension of the mobile wallet payment services. You simply scan the code of the merchant service to complete your transaction. This would require a smart device with a camera and a scanning facility.It is a quick and hassle-free method of transacting digitally. 90003 90012 10. Net Banking 90013 90002 Net banking is an alternative to using your debit or credit card. The user needs to login to their net banking account to approve a payment. Net banking gives you the flexibility of transacting even if you have misplaced your debit card or lost it. You can use internet banking to make utility payments, purchase goods and services online, or send and receive money. 90003 90012 11. Gift Cards or Vouchers 90013 90002 Gift vouchers are a handy way of going cashless and are a great gift idea because the receiver can decide what they would like to purchase with the voucher.Stores also give out discounts on gift vouchers which work well for the purchaser as well. 90003 90004 What are the Benefits of Cashless Transactions? 90005 90002 There are numerous benefits to having a cashless economy. Although it will take India a few more years to be a completely cashless economy, cashless transactions in India have seen a steep upsurge since the first quarter of 2017. 90003 90062 90063 Being a cashless economy furthers the cause of digitisation and takes us one step closer to utilising technology at its finest.90064 90063 Physical thefts and robberies will reduce with a reduction in cash circulation. 90064 90063 The printing cost for currency will come down by and large. Fake currency issues will also reduce. 90064 90063 Cards and Mobile Wallets are handier to carry around and take up less s 90064 90071.90000 Here are the advantages of cashless payments and the pitfalls you should beware of 90001 As the country moves towards a cashless environment after demonetisation, the initial awe and confusion have given way to a flurry of concerns. Will the emphasis on online transactions provide convenience and tangible benefits or just add to stress and additional charges? 90002 To incentivise the move towards a cashless economy, the government has come up with a rash of discounts and freebies on digital transactions.But will these be substantial enough and, along with other benefits, counter the higher risk of identity theft once the currency notes are back in circulation? What are the gains and drawbacks of financial digitisation? Here’s a look at what may be in store for you. 90003 90002 90005 ADVANTAGES OF GOING CASHLESS 90006 90003 90002 90005 Convenience 90006 90011 The ease of conducting financial transactions is probably the biggest motivator to go digital. You will no longer need to carry wads of cash, plastic cards, or even queue up for ATM withdrawals.It’s also a safer and easier spending option when you are travelling. «The benefits are enormous if you leave out the low-income group, which will face a huge challenge,» says Kartik Jhaveri, Director, Transcend Consulting. «For the rest of the country, it is constructive and simple. 90003 90002 It will be especially useful in case of emergencies, say, in hospitals, «he says. Adds Jayant Pai, Head, Marketing, PPFAS Mutual Fund: «You have the freedom to transact whenever and wherever you want. You do not have to be physically present to conduct a transaction or be forced to do so only during office hours.» 90003 90005 Discounts 90006 90011 The recent waiver of service tax on card transactions up to Rs 2,000 is one of the incentives provided by the government to promote digital transactions. This has been followed by a series of cuts and freebies. It’s a good time to increase your savings if you take advantage of these. For instance, 0.75% discount on digital purchase of fuel means that the petrol price in Delhi at Rs 63.47 per litre can be brought down to Rs 62.99 / l with digital payment. 90002 Similarly, saving on rail tickets, highway toll, or purchase of insurance can help cut your costs.Add to these the cashback offers and discounts offered by mobile wallets like Paytm, as well as the reward points and loyalty benefits on existing credit and store cards, and it could help improve your cash flow marginally. 90003 90002 90005 Tracking spends 90006 90011 «If all transactions are on record, it will be very easy for people to keep track of their spending. It will also help while filing income tax returns and, in case of a scrutiny, people will find it easy to explain their spends, «says Manoj Nagpal, CEO, Outlook Asia Capital.»Besides the tax, it will have a good impact on budgeting,» says Pai. 90003 90002 90005 Budget discipline 90006 90011 The written record will help you keep tabs on your spending and this will result in better budgeting. «Various apps and tools will help people analyse their spending patterns and throw up good insights over a couple of years,» says Jhaveri. Controlled spending could also result in higher investing. If the same amount of cash does not flow back into circulation and people continue to use mobile wallets and cards, it is also likely to bring down the latte factor.This means that the Rs 10 you spent on candy or chips, or that regular cup of coffee office is likely to take a hit since you will be short of loose change and smaller currency notes. There’s a lesser chance of budgetary leaks and unaccounted for spends sneaking into your budget at the end of the month. 90003 90002 90005 Lower risk 90006 90011 If stolen, it is easy to block a credit card or mobile wallet remotely, but it’s impossible to get your cash back. «In that sense, the digital option offers limited security,» says Pai.This is especially true while travelling, especially abroad, where loss of cash can cause great inconvenience. Besides, if the futuristic cards evolve to use biometric ID (finger prints, eye scan, etc), it can be extremely difficult to copy, making it a very safe option. 90003 90002 90005 Small gains 90006 90011 It may not seem like much of an advantage, but being cashless makes it easy to ward off borrowers. Another plus is that you can pay the exact amount without worrying about not having change or getting it back from shopkeepers.90003 90002 90005 GO DIGITAL, GET DISCOUNTS 90006 90003 90002 90005 Service tax 90006: Waiver of service tax of 15% on digital transactions up to `2,000. 90003 90002 90005 Fuel 90006: 0.75% discount on digital purchase of fuel through credit / debit cards, e-wallets or mobile wallets. 90003 90002 90005 Rail tickets 90006: 0.5% discount on monthly and seasonal suburban railway tickets from 1 January 2017. Online rail ticket buyers get up to `10 lakh free accident insurance too. 90003 90002 90005 Rail catering 90006: 5% discount on digital payments for railway catering, accommodation, retiring rooms, etc.90003 90002 90005 Highway toll 90006: 10% discount on NH toll payment via RFID or fast-tags in 2016-17. 90003 90002 90005 Insurance 90006: 10% discount by government general insurers on premium paid online via their portals. 8% discount on new LIC policies bought online via its site. POS: Rs 100 a month is the maximum rent that PSU banks can charge for PoS terminals. 90003 90002 90005 Rupay 90006: Kisan credit card holders to get RuPay Kisan cards. 90003 90002 90005 DRAWBACKS OF DIGITAL TRANSACTIONS 90006 90003 90002 90005 Higher risk of identity theft 90006 90011 «The biggest fear is the risk of identity theft.Since we are culturally not attuned to digital transactions, even well-educated people run the risk of falling into phishing traps, «says Nagpal. With the rising incidence of online fraud, the risk of hacking will only grow as more people hop on to the digital platform. 90003 90002 Besides, the latest move by the government to remove the two-factor authentication process for online transactions up to `2,000, will not help. Irrespective of the size of transaction, the absence of this additional layer of security will expose thousands to the risk of identity theft.Another weak link is the inadequate redressal mechanism. «With the poor redressal system in India, imagine what a poor rickshaw puller will do if he has his Aadhaar ID stolen?» asks Mumbaibased financial trainer P.V. Subramanyam. 90003 90002 «Given the tedious process and poor grievance redressal, people will have no easy recourse if they lose money online,» adds Nagpal. There is no stringent legal process to deal with this kind or scale of fraud. Add to it the mass identity theft from banks ‘or companies’ databases and it can turn into a financial nightmare akin to the data breach in the Indian banking system in October this year.90003 90002 90005 Losing phone 90006 90011 Since you will be dependent on your phone for all your transactions on the move, losing it can prove to be a double whammy. It can not only make you susceptible to identity theft, but you could also be rendered helpless in the absence of physical cash or any other payment option. This can be especially problematic if you are travelling abroad or in smaller towns or villages with lack of banking infrastructure or other payment options. Another drawback is that you need to keep your phone constantly charged.If the phone dies on you, you will be stranded, particularly if you are in the middle of an important purchase or dealing with an emergency. 90003 90002 90005 Difficult for tech-unsavvy 90006 90011 India has a low Internet penetration of 34.8% (2016), according to the Internet Live Stats, and only 26.3% of all mobile phone users have a smartphone (2015), as per Statista figures. Besides the practical difficulty of going digital, «a bigger block is the psychological shift. You are suddenly jumping three generations to the digital medium, «says Pai.Adds Subramanyam: «It’s a problem for the older people, who may suddenly find themselves locked out of their accounts if they can not download an app or do not have cash.» The digital medium may prove a challenge for the tech-unfriendly people, who will need more time to adapt or the availability of other options to conduct transactions. 90003 90002 90005 Overspending 90006 90011 While there is no denying the convenience of card or mobile wallet transactions, it could open a spending trap for an unsuspecting population.According to behavioural finance theorists, the pain of parting with money is felt more acutely if you use physical cash instead of a card. Hence, using cash instead of cards or mobile wallet acts as a natural bulwark for people who find it difficult to control their spending. «This is the reason that people could end up overspending, throwing their budgets into a disarray,» says Pai. 90003 90002 Besides, a high penetration of the digital payment system is contingent on the fact that the same amount of cash does not come back into circulation.If it does, people are more likely to switch back to the former ease of using cash as it is a habit that they may find difficult to break. 90003 90002 90005 Also Read: 90006 How you can help low-wage earners adapt to a cashless digital system 90003.90000 Harmonising cashless payments: the SEPA experience 90001 90002 Dinner speech by Benoît Cœuré, Member of the Executive Board of the ECB, 90003 ECB Seminar «Sharing the European Experience in Retail Payments Integration and Innovation», 90003 InterContinental Hotel, Silhouette Room, 7.00 p.m. 90003 Frankfurt am Main, 15 April 2013 90006 90007 Ladies and Gentlemen, 90008 90007 It is a great pleasure to have dinner with you tonight. I am very happy that central bankers from all five continents are together here today and tomorrow to hear about Europe’s experience in retail payments integration and innovation, and to talk about how this experience could benefit other countries and communities.90008 90007 Sharing information and exchanging views with colleagues from different parts of the world benefits us at the ECB, too. In fact, this seminar gives us all an opportunity to enhance our knowledge and to strengthen personal and institutional ties. 90008 90007 Before dinner is served, let me give you some food for thought. 90008 90007 There are different ways to establish and maintain a domestic, integrated retail payments market. To illustrate this, let me first briefly look at the retail payments market in Europe, which has been fragmented along national lines and is still integrating, and then compare it with the market in the US.90008 90007 Although the population of the US is comparable with that of the euro area 90018 [1] 90019, the US still generates a higher GDP. 90018 [2] 90019 Households have a considerably higher gross disposable income. 90018 [3] 90019 Yet the gross savings of households in the euro area (as a percentage of their gross disposable incomes, HGDI) are higher than in the US. 90018 [4] 90019 90008 90007 Given these figures, it is not surprising that the number of cashless payment transactions per inhabitant in the US is higher than in the euro area.90018 [5] 90019 However, the fact that it is twice as high is remarkable. 90008 90007 Why do the retail payments markets in the US and euro area differ? As I will explain, it’s not only because of customer preferences and technology, but also because of different approaches to regulation and different pricing. The paths followed for payment transactions will always differ from country to country and region to region. But, the diversity of instruments reveals some interesting facts about the retail payments market in both areas.90008 90007 In the US, about two-thirds of cashless payment transactions are card payments. Of those card payments, one-third of them are made with credit cards. In the euro area, card payments are less dominant: just over one-third of cashless payment transactions are card payments. Debit cards are generally preferred. 90008 90007 Consequently, whereas consumer credit cards are the biggest driver of revenue in the US payments industry 90018 [6] 90019, their role in the euro area is less prominent.It has been rightly pointed out in one of the presentations today that, in contrast to the US, the sustainability of card business models in the euro area depends — notably because of regulatory interventions — on improvements in efficiency and on the cost side, and not on driving revenue. 90008 90007 An Occasional Paper published by the ECB in September 2012 entitled «The social and private costs of cash and retail payment instruments — A European perspective» shows that in Europe debit card payments have on average the lowest social costs per euro transaction value.In other words, society may benefit from an increase in their usage. 90008 90007 The same paper reported that cheques were the most expensive form of payment. Thus, they are not part of the integration efforts in the retail payments market in Europe. In the US however, despite a steady decline, cheques still play an important role as a cashless payment instrument. In fact, they are used more often than credit transfers and direct debits put together. The low number of electronic payments (i.e. credit transfers and direct debits) in the US has not only to do with consumer preference and systemic restrictions on consumer-initiated transfers but also with the set-up of batch processing of electronic payments. The CEO of Western Union has commented that bank-to-bank credit transfers in the US are so complicated that banks ask Western Union to process them. 90018 [7] 90019 90008 90007 As you heard this morning, the creation of domestic credit transfer and direct debit schemes formed the basis of the Single Euro Payments Area (SEPA).These electronic payment instruments facilitate straight-through-processing (STP) and are thus operationally efficient solutions. They can also serve as the basis for further developments in online and mobile payments. 90008 90007 The ultimate aim of SEPA is to create a truly domestic European retail payments market which does not differentiate between euro payments made by individuals, businesses or public administrations within one country or between SEPA countries. Tommaso Padoa-Schioppa, a former member of the ECB’s Executive Board, called this the «principle of indifference».In that sense, SEPA is also part of the political objective to create a more integrated Europe. 90008 90007 The creation of a safe and efficient domestic retail payments market is also an issue of social relevance because individuals and businesses in any country can benefit from retail payment services. It is a means to increase financial inclusion and it strengthens the formal economy. It also has great potential to make remittance payments cheaper and more efficient. 90008 90007 Let me emphasise: SEPA is one of Europe’s most successful financial integration projects.Even during the current financial crisis, SEPA has shown its strengths and its implementation has continued without major obstacles. This may be because, as research has shown, effective retail payment services are associated with greater bank stability and because banks perform better in countries with more developed retail payment services. Last but not least, there is evidence that retail payments have a positive impact on economic growth. 90018 [8] 90019 90008 90007 Let me conclude by saying that in a world marked by growing mobility and by increasing cross-border trade, retail payments can not and should not be overlooked.In Europe, with its single market for goods, capital, services and a single currency, it is essential to harmonise cashless payments via such a system as SEPA. I am convinced that this harmonisation can serve as a valuable point of reference for further integration activities in other parts of the world and also at global level. 90008 90007 European retail payment integration should not be seen as a stand-alone project. There are interdependencies with standardization and regulatory issues at global level.For instance, full EMV migration for cards in Europe and the move to chip-only cards remain difficult as long as there are regions in the world where the magnetic stripe remains dominant. 90008 90007 And yet, SEPA and Europe’s retail payments integration is affecting initiatives for integration at global level. International initiatives such as the International Payments Framework Association (IPFA) see SEPA as a blueprint for developing multi-currency schemes for non-urgent cross-border payments.These initiatives face the additional challenge of accommodating control requirements relating to anti-money laundering and countering terrorist finance. Finally, retail payments integration at global level may also extend to the remittance market and make remittance payments cheaper and more efficient. 90008 90007 These are all weighty matters and I’m sure you’ll be considering them in the sessions tomorrow. I hope you will have a stimulating, useful and successful morning. 90008 90007 But now, I’d like to wish you 90064 bon appétit 90065! 90008 90007 Table 1: Use of payment instruments: number of transaction per inhabitant (BIS Red Book for US figures, ECB SDW for euro area figures, 2011 figures) 90008 90069 90070 90071 90072 90073 90074 Euro area 90075 90076 90073 90074 US 90075 90076 90081 90071 90073 90074 credit transfer 90075 90076 90073 51 90076 90073 25 90076 90081 90071 90073 90074 direct debit 90075 90076 90073 54 90076 90073 38 90076 90081 90071 90073 90074 cheques 90075 90076 90073 11 90076 90073 68 90076 90081 90071 90073 90074 cards 90075 90076 90073 67 90076 90073 235 90076 90081 90071 90073 90074 total 90075 90076 90073 183 90076 90073 366 90076 90081 90132 90133 .90000 Cashless payment hopes pinned on developing nations — EURACTIV.com 90001 90002 SPECIAL REPORT: 90003 90004 Business and civil interests representing the mobile payments markets are developing global principles, standards and codes of conduct for digital finance, as cashless payments move to the fore in the developing world, following a meeting this summer in Perth, Australia . 90005 90002 The fifth annual Responsible Finance Forum — backed by the United Nations Capital Development Fund (UNCDF) and the World Bank Group — convened over 100 industry, government and private sector leaders to discuss how to deliver digital financial services fairly and safely.90005 90002 Focusing exclusively on the use of technology to provide financial services and products for the poor and in the developing world, the Forum concluded that global principles, standards and codes of conduct for responsible digital finance are needed. 90005 90002 The quest for global standards testifies to the growing take up of digital payments systems across the developing world. 90005 90002 Over 2.5 billion adults worldwide lack access to formal financial services and digital finance is widely recognised for its potential to expand financial inclusion and improve the livelihoods of the poor.90005 90002 90003 World without cash for cash-strapped world 90004 90005 90002 Integrating digital payments into the economies of emerging and developing nations addresses crucial issues of broad economic growth and individual financial empowerment, according to research issued by the World Bank this year. 90005 90002 The research found growing evidence from around the world that digital payments offer immediate benefits for both senders and receivers in developing economies. 90005 90002 «The benefits of digital payments go well beyond the convenience many people in developed economies associate with the technology,» according to Dr Leora Klapper, the lead economist at the World Bank Development Research Group.90005 90002 «Digital financial services lower the cost and increase the security of sending, paying and receiving money. The resulting increase in financial inclusion is also vital to women’s empowerment, «Klapper added. 90005 90002 Examples in Latin America and Africa are on the increase. The Mexican government is saving an estimated € 10 billion each year following a shift to electronic distribution of many government payrolls, pensions and social benefits, according to a study released last December by The Better Than Cash Alliance.90005 90002 Nigerian President Goodluck Jonathan participated in the official launch of a new government card pilot program called ‘eID’ in August this year. In the pilot phase, a state agency is issuing identity cards with electronic payments functionality to 13 million Nigerians. 90005 90002 90003 West adopts mobile payments for transport, social security 90004 90005 90002 The initiative represents the largest rollout of a biometric-based payment card in the country, and the broadest financial inclusion programme in Africa.90005 90002 «The card builds a window to a social security benefit system and therefore it is a card every Nigerian should get,» President Jonathan said. 90005 90002 Using the card as a payment tool, Nigerians can deposit funds and receive social benefits with the added security of biometric verification. 90005 90002 If mobile and contactless payments offer the developing world a chance to play catch up, they are not being ignored in Europe and the west. 90005 90002 Since September, all UK-issued contactless American Express, MasterCard or Visa credit, debit, pre-paid or charge payment cards have been accepted for payment on London public transport.90005 90002 Last summer, Barcelona city council issued a free app that lets people create a profile linked to their car’s number plate and make corresponding parking payments using their smartphones. 90005 90002 Meanwhile, Toronto rolled out a prepaid card this year, which enables recipients without bank accounts to receive direct deposits for their welfare and social security payments. 90005 90002 90003 Financial services protection needed 90004 90005 90002 While digital technology can improve access to formal financial services for the unbanked, these new business models also carry new risks for consumers and small businesses.90005 90002 «Digital technology offers tremendous opportunities to expand access to formal financial services. But it is important to also consider and address its risks in order to ensure that it benefits the customers, especially the poor, «according to Peer Stein, the director of finance and markets global practice at the World Bank Group. 90005 90002 Against this backdrop, the discussions at the Responsible Finance Forum focused on risks with particular relevance to digital financial services, including breaches of data protection, fraud, and inadequate consumer recourse, among others that pose challenges for both financial service providers and regulators.90005 90002 «The Responsible Finance Forum provided a starting point from which to develop umbrella principles to advance responsible digital finance,» said Beth Porter, a UNCDF policy adviser, adding: «These high-level principles could inform more specific standards and codes for financial services providers, mobile network operators, and technology companies providing services, as well as influence policies and regulations of financial and telecommunications regulators. » 90005 90060 90061 Positions 90062 90002 «Governments have to take the lead and drive digital financial development forward,» said 90003 Geoffrey Lamb 90004, chief economic and policy advisor to the co-chairs and CEO of the 90003 Bill & Melinda Gates Foundation 90004.»The evidence shows that private sector firms will innovate and citizens will quickly learn to use and appreciate digital payments. But we need governments to establish the vision, the digital platforms and the regulatory assurance to pull the hundreds of millions of currently excluded people into full participation in the modern economy. » 90005 90002 «We recognize that while the opportunities of digital payments abound, getting there takes work,» said 90003 Ruth Goodwin-Groen 90004, managing director of the 90003 Better Than Cash Alliance 90004.»Yet digitising payments is achievable when a government articulates a clear vision, leads by example and provides the right incentives for the private sector to do what they do best: innovate, develop infrastructure and create products designed to succeed in the marketplace.» 90005 90060 90061 Background 90062 90002 A digital wallet refers to an electronic device that allows an individual to make electronic commerce transactions. 90005 90002 This can include purchasing items on-line with a computer or using a smartphone to purchase something at a store.Such wallets are also increasingly used to authenticate holders ‘credentials, to verify age for example. 90005 90002 Such digital wallets comprise systems (the electronic infrastructure) the application (the software that operates on top) and devices (the physical platform, such as a smartphone). 90005 90002 An individual’s bank account can also be linked to the digital wallet. The credentials can be passed through a retailer’s terminal wirelessly using near field communication (NFC). 90005 90002 Many are speculating that these smartphone «digital wallets» will eventually replace physical wallets.The system has already gained popularity in Japan, where digital wallets are known as Osaifu-Keitai are more widely used than elsewhere. 90005 90002 90005 90002 90005 .

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ