Денис Покшан
Эксперт по налогам, бухгалтерии и кадровому учету
Актуально на
При формировании трудового расписания продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть заложена с учетом законодательных нормативов. Порядок чередования трудовых часов с выходными, краткосрочными и долгосрочными перерывами регламентируется Трудовым кодексом и санитарными требованиями. Количество выходных и их длительность напрямую влияет на размер начисляемой заработной платы.
Трудовое право устанавливает, какова должна быть продолжительность еженедельного непрерывного отдыха (ст. 110, 111, 113 ТК РФ). Под рабочим временем понимаются затраты человека на реализацию его трудовых функций, выраженные в часах и минутах. Объем часов, подлежащих отработке за определенный период, оговаривается в индивидуальном трудовом соглашении, допускаются ссылки на внутренние акты предприятия (например, коллективный договор).
Виды графиков, работа по которым засчитывается в качестве полноценной трудовой деятельности:
Режимы рабочего времени напрямую влияют на минимальную продолжительность еженедельного отдыха. Они классифицируются по правилам распределения отработанных часов на протяжении отдельной смены или более продолжительного учетного интервала:
Время отдыха характеризуется полным освобождением от исполнения должностных обязанностей. Эти периоды формируются за счет таких временных диапазонов:
Трудовая неделя для всех категорий персонала должна завершаться выходными. Какова минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха? На этот вопрос ответ дает норма статьи 110 ТК РФ. Работодателю вменяется в обязанность обеспечение каждого сотрудника возможностью отдыхать не менее 42 часов подряд еженедельно. Норматив актуален как для пятидневного трудового графика, так и для условий шестидневки.
Непрерывный отдых заявленной продолжительности надо обеспечивать каждому работающему человеку, независимо от действующей на предприятии методики учета отработанного времени. Как осуществляется подсчет еженедельного непрерывного отдыха? Например, сотрудник работает в режиме пятидневной недели с рабочими буднями понедельник-пятница с 8 утра до 17 часов вечера:
Чтобы обеспечить норматив по отдыху при графике шестидневной недели, необходимо вводить правило сокращенного последнего трудодня – 5 часов. Какова продолжительность еженедельного непрерывного отдыха при суммированном учете? Руководствоваться необходимо общими правилами составления трудовых графиков с 42-х часовыми выходными. В исключительных ситуациях допускается снижение планки минимума по длительности выходных до одних суток. Но по итогам учетного интервала норматив должен быть соблюден. Выравнивание осуществляется путем удлинения выходных на другой неделе.
Отраслевыми актами может устанавливаться индивидуальная минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха для отдельных должностей. Это касается водителей, работников, занятых в рыбном хозяйстве, и специалистов, привлекаемых для добычи драгметаллов. Собственные нормативы для персонала введены Росгидрометом. Особые условия распределения трудового времени и периодов освобождения от должностных обязанностей характерны для специалистов, занятых на работах на железнодорожном или воздушном транспорте, для лиц, трудящихся на морском типе транспортных средств.
При пятидневке выделяют два выходных – один из них воскресенье. Еженедельный непрерывный отдых должен быть не менее 42 часов, поэтому в стандартных случаях вторые сутки отдыха приходятся на субботу или понедельник. При вынесении второго выходного на другой день недели, который не является смежным с воскресеньем, необходимо вводить сокращенные смены накануне выходного или сразу после него.
Привлечение к исполнению трудовых функций в выходные дни допускается Трудовым кодексом в нескольких случаях:
В одностороннем порядке вопрос о привлечении к работе в период отдыха решается при возникновении аварийных ситуаций, при несчастных случаях на производстве, стихийных бедствиях. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть обеспечена на уровне норматива при любой форс-мажорной ситуации в отношении беременных сотрудниц и несовершеннолетних работников.
Инвалиды и женщины, у которых имеются дети в возрасте до 3 лет, могут вызываться в выходные при условии, что состояние их здоровья позволяет осуществлять трудовую деятельность без полноценного отдыха.
Кадровый интенсив 2023 Зарегистрироваться
3 февраля 2023
730
Ежедневный (междусменный) отдых и выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) ТК выделяет как самостоятельные виды отдыха — статья 107. В силу ст. 110 ТК РФ продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть меньше 42 часов (Письмо Минтруда России от 12 августа 2020 г.
При применении этого правила возникает вопрос — может ли ежедневный отдых поглощаться еженедельным или работнику после окончания рабочего дня перед выходными сначала надо предоставить его ежедневный отдых, а уж затем – еженедельный. С какого момента должен вестись отсчет 42 часов: с момента окончания работы в последний день перед выходными или с момента окончания ежедневного отдыха после такой работы.
Позиция Минтруда России: продолжительность еженедельного непрерывного отдыха рассчитывается от времени окончания работы накануне выходного дня до начала работы (смены) в следующий после выходного рабочий день.
На нашем дистанционном курсе вы научитесь управлять графиками работ, грамотно использовать время отдыха, которое работодатель предоставляет работникам. |
Поделиться
Назад к списку
0
Итого:
{{#WEIGHT_FORMATED}}
Общий вес: {{{WEIGHT_FORMATED}}}
{{#SHOW_VAT}}
{{/SHOW_VAT}}
{{/WEIGHT_FORMATED}}
{{#SHOW_VAT}}
Сумма НДС: {{{VAT_SUM_FORMATED}}}
{{/SHOW_VAT}}
{{#DISCOUNT_PRICE_FORMATED}}
{{{PRICE_WITHOUT_DISCOUNT_FORMATED}}}
{{/DISCOUNT_PRICE_FORMATED}}
{{{PRICE_FORMATED}}}
{{#DISCOUNT_PRICE_FORMATED}}
Экономия {{{DISCOUNT_PRICE_FORMATED}}}
{{/DISCOUNT_PRICE_FORMATED}}
{{COUPON}} — купон {{JS_CHECK_CODE}} {{#DISCOUNT_NAME}}({{DISCOUNT_NAME}}){{/DISCOUNT_NAME}} Удалить
{{/COUPON_LIST}}
Ваша корзина пуста
Нажмите здесь, чтобы продолжить покупки
Водитель должен брать ежедневный период отдыха в течение каждого 24-часового периода после окончания предыдущего ежедневного или еженедельного периода отдыха. Ежедневный отдых продолжительностью 11 часов (или более) называется регулярным ежедневным периодом отдыха.
Отдых – это непрерывный период, в течение которого водитель может свободно распоряжаться своим временем.
Время, затраченное на другую работу или по обязанности или по инструкции, независимо от рода занятий, не может считаться отдыхом. Это включает в себя работу, на которой вы работаете не по найму, работу, связанную с общественными работами, пожаротушение, не связанное с чрезвычайными ситуациями, или обучение, связанное с получением/сохранением сертификата профессиональной компетентности водителя (CPC), где обучение проводится по запросу или по инициативе работодателя. . Обучение водителей CPC можно проводить только в периоды отдыха, когда водитель посещает занятия добровольно, а не по просьбе работодателя.
Правила ЕС не дают определения «аварийной ситуации», но DVSA считает, что это, безусловно, включает любую из ситуаций, которые будут считаться чрезвычайной ситуацией для целей британского законодательства о часах работы водителей, а именно:
Транспортные средства, используемые в связи с аварийными или спасательными операциями, будут освобождены от правил ЕС на время чрезвычайной ситуации. Тем не менее, водители, прервавшие период отдыха для участия в чрезвычайной ситуации, должны будут начать/завершить квалификационный период отдыха, прежде чем возобновить работу.
В качестве альтернативы водитель может разделить обычный ежедневный период отдыха на два периода. Первый период должен составлять не менее 3 часов непрерывного отдыха и может приниматься в любое время в течение дня. Второй должен быть не менее 9часов непрерывного отдыха, при этом общая продолжительность отдыха не менее 12 часов. Например:
Водитель может сократить свой ежедневный период отдыха не менее чем до 9 непрерывных часов, но это можно сделать не более трех раз между любыми двумя еженедельными периодами отдыха; компенсация за снижение не требуется. Ежедневный отдых продолжительностью менее 11 часов, но не менее 9 часов называется сокращенным периодом ежедневного отдыха.
Ежедневный отдых можно проводить в транспортном средстве, если оно оборудовано подходящим спальным местом и стоит на месте.
DVSA считает подходящим спальным местом двухъярусную или другой тип кровати, предназначенной в первую очередь для сна. Сон на сиденьях или поперек них не отвечает требованиям соответствующих удобств. Если в транспортном средстве нет подходящих спальных мест, следует использовать другие варианты, например, размещение в гостевом доме или гостинице.
Таким образом, водитель, который начинает работу в 06:00 1-го дня, должен не позднее 06:00 2-го дня выполнить:
Непрерывный период отдыха не менее 11 часов.
Регулярный отдых дается в два отдельных периода – первый не менее 3 часов, а второй не менее 9 часов.
Непрерывный период отдыха продолжительностью не менее 9 часов, но менее 11 часов.
«Сотрудничество с несколькими водителями» — это ситуация, при которой в течение каждого периода вождения между любыми двумя последовательными периодами ежедневного отдыха или между периодом ежедневного отдыха и периодом еженедельного отдыха в автомобиль для вождения. В течение первого часа мультиманинга присутствие другого водителя или водителей необязательно, а в остальное время обязательно. Это позволяет транспортному средству выехать из своего рабочего центра и по пути забрать второго водителя, при условии, что это будет сделано в течение 1 часа после начала работы первого водителя.
Если вышеуказанные условия соблюдены, то может использоваться концессия на несколько человек, т. е. каждый водитель должен иметь ежедневный период отдыха продолжительностью не менее 9 часов подряд, но они могут сделать это в течение 30-часового периода, который начинается в конце последний ежедневный или еженедельный период отдыха, а не обычный 24-часовой период.
Если, тем не менее, условия не могут быть соблюдены, то водители, разделяющие обязанности в поездке, будут индивидуально руководствоваться едиными правилами укомплектования экипажа и не смогут использовать льготу, позволяющую ежедневно отдыхать в течение 30-часового периода.
Такая организация обязанностей водителей позволяет распределить обязанности экипажа на 21 час. Однако, если водитель использует льготу на ежедневный отдых с участием нескольких человек (9 часов отдыха в течение 30-часового периода), этот период отдыха не может считаться обычным ежедневным отдыхом, поскольку его продолжительность составляет менее 11 часов. Таким образом, эти периоды отдыха засчитываются в счет 3 сокращенных периодов отдыха между любыми 2 последовательными еженедельными периодами отдыха.
Водители, работающие в составе нескольких человек, могут, однако, по своему выбору выбрать:
Оба эти варианта являются регулярными ежедневными периодами отдыха и поэтому не будут учитываться при расчете ограничения в три сокращенных ежедневных периода отдыха между еженедельными периодами отдыха.
Это пример того, как можно организовать обязанности экипажа из двух человек, чтобы максимально использовать преимущества ежедневного отдыха из нескольких человек:
Максимальное время вождения для экипажа из двух человек, использующих эту льготу, составляет 20 часов до того, как требуется ежедневный отдых (но только в том случае, если оба водителя имеют право управлять автомобилем в течение 10 часов).
При мультипилотировании «второй» водитель в бригаде не обязательно может быть одним и тем же водителем в течение смены первого водителя, но, в принципе, может быть любым количеством водителей, если выполняются условия. Могут ли эти вторые водители претендовать на концессию на несколько человек в этих обстоятельствах, будет зависеть от их других обязанностей.
При работе с несколькими людьми 45 минут периода доступности считаются перерывом, пока штурман не работает.
За исключением льготы на ежедневный отдых, описанной выше, на водителей, работающих в составе нескольких человек, распространяются те же правила, что и на одноместные транспортные средства.
Если водитель сопровождает транспортное средство, перевозимое на пароме или поезде, требования к ежедневному отдыху являются более гибкими.
Регулярный ежедневный период отдыха продолжительностью 11 часов или 12 часов, если он разделен, может прерываться не более двух раз, но общая продолжительность перерыва не должна превышать 1 часа. Это позволяет транспортному средству заехать на паром и снова сойти в конце перехода. Если период отдыха прерывается таким образом, общий накопленный период отдыха должен составлять не менее 11 часов или 12 часов, если он разделен. Койка или кушетка должны быть доступны в течение периода отдыха.
Водители, работающие в составе нескольких человек, также могут прерывать период отдыха, однако они могут делать это только в том случае, если период отдыха в течение 30-часового периода является регулярным ежедневным отдыхом продолжительностью не менее 11 часов или 12 часов, если это разделенный ежедневный отдых.
Любой прерванный отдых должен быть завершен в течение 24 часов (если один человек) или в течение 30 часов (если несколько человек). 24- или 30-часовой период начинается с момента начала дежурства после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха.
Например, квалифицируемый регулярный ежедневный период отдыха может быть прерван следующим образом:
Например, разделенный ежедневный период отдыха может быть прерван следующим образом:
Также разрешается иметь один из периодов перерыва, приходящийся на 3-часовую часть разделенного периода отдыха, и один период перерыва, приходящийся на 9-часовую часть разделенного периода отдыха, или чтобы обе части перерыва попадали в 3-х часовая часть дробного дневного отдыха.
Водители, которые дежурят во время любого периода отдыха, предусмотренного законом, должны всегда иметь возможность распоряжаться временем отдыха по своему усмотрению. Это означает, что работодатель не может налагать какие-либо ограничения на водителей в такие периоды, например, требовать, чтобы они оставались в доме или рядом с ним, или в другом месте. Водители должны иметь возможность распоряжаться своим свободным временем по своему усмотрению, но это не включает выполнение любой работы, на которой они находятся под контролем или выполняют обязательства перед работодателем. Дежурство может распространяться только на то, что водитель соглашается ответить на вызов во время периода отдыха, но только в том случае, если водитель того пожелает. Получив вызов о возвращении на работу, водители могут сделать это только в том случае, если они выполнили требуемый по закону объем отдыха или если работа считается чрезвычайной. См. «Чрезвычайные ситуации» выше на странице 1?
Водитель должен начинать еженедельный период отдыха не позднее, чем по истечении шести последовательных 24-часовых периодов с момента окончания последнего еженедельного периода отдыха.
Регулярный еженедельный период отдыха – это период продолжительностью не менее 45 часов подряд.
Еженедельный период отдыха — это еженедельный период, в течение которого водители могут свободно распоряжаться своим временем. Это может быть либо «регулярный еженедельный период отдыха», либо «сокращенный еженедельный период отдыха».
Время, затраченное на другую работу или по обязанности или по инструкции, независимо от рода занятий, не может считаться отдыхом. Это включает в себя работу, на которой вы работаете не по найму, работу, связанную с общественными работами, неэкстренную* оставшуюся пожарную работу или обучение, связанное с получением/сохранением DriverCPC, если обучение проводится по запросу или по инициативе работодателя. Обучение водителя CPC можно проводить только в периоды отдыха, когда водитель посещает его добровольно.
Фактическая рабочая неделя начинается в конце еженедельного периода отдыха и заканчивается, когда начинается другой еженедельный период отдыха, что может означать, что еженедельный отдых приходится на середину фиксированной (с понедельника по воскресенье) недели. Это вполне приемлемо — рабочая неделя не обязательно должна быть согласована с «фиксированной» неделей, определенной в правилах, при условии соблюдения всех соответствующих ограничений.
В качестве альтернативы водитель может взять сокращенный еженедельный период отдыха продолжительностью не менее 24 часов подряд. Если происходит сокращение, оно должно быть компенсировано эквивалентным периодом отдыха в одном блоке до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей. Компенсирующий отдых должен быть привязан к периоду отдыха не менее 9часов, так что по сути либо еженедельный, либо ежедневный период отдыха.
Например, если водитель сокращает еженедельный период отдыха до 33 часов в неделю 1, он должен компенсировать это, присоединив 12-часовой период отдыха к другому периоду отдыха продолжительностью не менее 9 часов до окончания недели 4. Эта компенсация не может быть получена за несколько меньших периодов, см. пример ниже.
Регулярный еженедельный отдых – это период отдыха продолжительностью не менее 45 часов.
Сокращенный еженедельный отдых — это период отдыха продолжительностью не менее 24, но менее 45 часов.
В течение любых двух «фиксированных» недель подряд водитель должен брать как минимум:
В дополнение к этому минимальному требованию в течение любых 2 последовательных «фиксированных недель» можно брать другие еженедельные виды отдыха любого типа.
В следующих таблицах приведены примеры того, как обязанности водителя могут быть организованы в соответствии с правилами еженедельного отдыха, которые позволяют последовательно использовать два сокращенных периода еженедельного отдыха. Это соответствует правилам, поскольку в течение двух последовательных «фиксированных» недель был взят по крайней мере один обычный и один сокращенный еженедельный период отдыха.
Следующая таблица является примером того, как обязанности водителя могут быть организованы в соответствии с правилами еженедельного отдыха, в соответствии с которыми один сокращенный еженедельный период отдыха может быть использован в любой период из двух недель подряд при «нормальных» обстоятельствах.
Еженедельный период отдыха, выпадающий на 2 недели, может быть засчитан в любую неделю, но не в обе недели. Однако, если такой период отдыха составляет в общей сложности не менее 69 часов и начинается в одну фиксированную неделю и заканчивается в следующую фиксированную неделю, он может засчитываться как 2 последовательных еженедельных отдыха (например, 45-часовой еженедельный отдых). затем 24 часа) при условии, что с момента окончания предыдущего еженедельного периода отдыха и начала следующего еженедельного периода отдыха прошло не более 144 часов (6 х 24 часов).
В тех случаях, когда сокращенные еженедельные периоды отдыха отнимаются от базы, их можно использовать в транспортном средстве, при условии, что оно оборудовано соответствующими спальными местами и находится в стационарном состоянии.
Подходящими спальными местами считаются двухъярусные кровати или кровати другого типа, предназначенные в первую очередь для сна. Сон на сиденьях или поперек них не отвечает требованиям соответствующих удобств. Если в транспортном средстве нет подходящих спальных мест, следует использовать другие варианты, например, размещение в гостевом доме или гостинице.
Операторы, использующие циклический график смен, должны позаботиться о том, чтобы их график смен позволял соблюдать скользящие двухнедельные требования к еженедельному отдыху и компенсации.
Водители, которые находятся на дежурстве во время любого предусмотренного законом периода отдыха, должны в любое время иметь возможность распоряжаться временем отдыха по своему усмотрению. Это означает, что работодатель не может налагать какие-либо ограничения на водителей в такие периоды, например, требовать, чтобы они оставались в доме или рядом с ним, или в другом месте. Водители должны иметь возможность распоряжаться своим свободным временем по своему усмотрению, но это не включает выполнение любой работы, на которой они находятся под контролем или выполняют обязательства перед работодателем. Дежурство может распространяться только на то, что водитель соглашается ответить на вызов во время периода отдыха, но только в том случае, если водитель того пожелает. При получении вызова вернуться к работе водители могут сделать это только в том случае, если они отработали требуемый по закону объем отдыха или если работа считается чрезвычайной? См. «Чрезвычайные ситуации» выше.
Регламент (ЕС) № 561/2006 устанавливает общий набор правил ЕС в отношении максимального ежедневного и двухнедельного времени вождения, а также минимального ежедневного и еженедельного периодов отдыха для всех водителей автомобильных и пассажирских перевозок. транспортные средства, с учетом определенных исключений и национальных отступлений. Объем регулируемых операций чрезвычайно разнообразен, он включает в себя: пассажирские перевозки и автомобильные перевозки, как международные, так и национальные, междугородние и короткие расстояния, водителей за свой счет и за наем и за вознаграждение, наемных работников и самозанятых.
Целью этого свода правил является недопущение искажения конкуренции, повышение безопасности дорожного движения и обеспечение хороших условий работы водителей в Европейском Союзе.
Настоящие правила устанавливают, в частности, что:
Соблюдение этих положений является предметом постоянного наблюдения и контроля, которые осуществляются на национальном и международном уровне путем проверки записей тахографов на обочинах дорог и в помещениях предприятий.
Статья 13 (1) Регламента (ЕС) № 561/2006 устанавливает список возможных национальных отступлений от применения положений о времени вождения, перерывах и периодах отдыха (статьи 5–9). Регламента). В компетенцию каждого государства-члена входит решение о том, будут ли предоставлены какие-либо из перечисленных возможных национальных отступлений или нет.
Об авторе