Путевой лист грузового автомобиля — важнейший элемент документооборота транспортной организации. Рассмотрим, какие бланки могут использоваться для формирования путевого листа грузового автомобиля.
Оформление данных документов — процедура, обязательная для фирм, которые оказывают услуги в сфере перевозок на различных типах городского транспорта и на автомобилях: соответствующие предписания содержит п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Отметим также, что в соответствии с подп. 2.1.1. п. 2.1 ст. 2 Правил дорожного движения российские водители, находящиеся в дороге, обязаны иметь с собой в кабине путевые листы грузовых автомобилей — на тот случай, если полицейские будут проверять документы.
Путевой лист грузового автомобиля может потребоваться компании не только в силу требований закона. Он также используется в бухгалтерии — как первичный документ.
Используя сведения, фиксируемые в путевых листах грузовых автомобилей, бухгалтеры:
См. статью «Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2022 году».
В персональные обязанности бухгалтера может входить обеспечение хранения путевых листов грузовых автомобилей, в ряде случаев — ведение специализированного журнала учета соответствующих документов.
Подробнее о том, как организуется хранение и учет путевых листов, читайте в статьях:
В качестве бланка путевого листа грузового автомобиля можно взять форму 4-П, введенную в документооборот постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Путевой лист грузового автомобиля, составленный на основе этой формы, применяется для начисления бухгалтерией зарплаты водителю в рамках повременного тарифа. Как правило, этот документ нужен в тех случаях, когда водитель грузовика выполняет работу для 1–2 заказчиков за смену.
Также можно задействовать утвержденный Госкомстатом в отмеченном выше постановлении бланк путевого листа формы 4-С. Применяется он для компенсации услуг водителя в порядке сдельного выполнения работы, связанной с перевозками.
ВАЖНО! С 01.01.2013 использование унифицированных форм документов необязательно. Организации вправе разработать собственные бланки со всеми обязательными реквизитами первичных документов и утвердить их в учетной политике. А с 01.01.2022 вступил в силу ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который устанавливает перечень реквизитов первичных документов, их форматы в электронном виде и порядок работы с ними. Положение о том, что документы следует хранить только на территории РФ, вступает в силу с 01.01.2024 года. Подробнее об этом мы писали в статье.
Об оформлении документа, утверждающего выбранную форму бланка, читайте здесь.
Перечень обязательных реквизитов путевого листа также содержит приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368. Документ действует с 01.01.2021. Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 с 1 января 2021 года утратил силу.
Основные нововведения:
С 01.09.2021 путевые листы заполняются с учетом новых правил технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9. Подробнее см. здесь.
Как заполнить путевой лист, пошагово рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Если за основу своего путевого листа вы возьмете формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, то дополните их всеми недостающими обязательными реквизитами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.03.2019 путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять ПЛ на месяц нельзя. Как можно законно обойти это требование, мы объяснили в статье.
Скачать путевой лист грузового автомобиля (бланки форм 4-С или 4-П) можно бесплатно, кликнув по нужной картинке ниже:
Бланк путевого листа по форме 4-С в 2022 году Скачать Бланк путевого листа по форме 4-П в 2021 — 2022 годах Скачать
ВАЖНО! С 2023 года вводятся в действие электронные путевые листы.
Увидеть и скачать образцы заполнения путевых листов грузового автомобиля (их заполнение на бланках форм 4-П и 4-С имеет определенные нюансы) вы можете в КонсультантПлюс, получив бесплатный демо-доступ к системе по ссылкам ниже:
Скачать бесплатно образец путевого листа по форме 4-С в КонсультантПлюс
Скачать бесплатно образец путевого листа по форме 4-П в КонсультантПлюс
Путевой лист грузового автомобиля допустимо оформлять на бланке, разработанном самостоятельно, утвердив его в учетной политике компании. Обязательным условием оформления документа является учет требований Минтранса, утвержденных в приказах от 11.09.2020 № 368 и от от 15.01.2021 № 9.
Источники:
Справка: Начиная с 2013 года, в соответствии с Законом о стандартах бухгалтерского учета №402-ФЗ (6/12-11 г.), существующие до этого, унифицированные бланки путевых листов используют отчасти. В них отсутствуют поля для внесения требуемых обязательных реквизитов, без которых документы первичной отчетности могут счесть ничтожными.
Закон касается бюджетных, коммерческих и некоммерческих организаций, в бухгалтерские обязанности которых входит отчет по расходам ГСМ и налогообложению. Форма путевых листов разрабатывается и утверждается, опираясь на внутренние решения (устав) каждой компании индивидуально.
За основу можно взять типовой бланк путевого листа грузового автомобиля Госкомстата РФ N 4-C, которым пользовались с декабря 1997 года (Постановление №78 (28/11-97 г.)), дополнив его требуемыми полями, чтобы документ содержал все обязательные реквизиты.
Внимание: Если путевой лист является документом первичной отчетности по ГСМ и налогообложению, организация разрабатывает его самостоятельно. Главное, чтобы отражаемая в нем информация включала сведения, перечисленные в Приказе Минтранса №152 (18/09-08 г.). Данное положение подтверждает Письмо Минфина №03-03-06/2/161 (25/08-09 г. ).
Правильное заполнение путевого листа грузового автомобиля
Правильное заполнение п/л означает, что документ содержит сведения, приведенные в Приказе №152. При этом бланк не имеет актуального значения или строгих требований к формату. Важнее информация в путевке, а не вид используемой формы. Типовой и более универсальной считается дополненная госкомстатовская № 4-С.
Приказ Минтранса РФ № 152: Обязательные реквизиты путевого листа грузового ТС
Обязательные сведения, вносимые в путевой лист, перечисленные в Приказе Минтранса № 152 основаны на Законе РФ №259-ФЗ (08/11-07 г.) «Автомобильный Устав». Положение распространяется на юрлиц и ИП.
Требования к юридическим лицам и ИП практически одинаковы. Разница только во вносимых данных о собственнике ТС. Правила касаются не только грузовых автомобилей, но и прочих видов транспортных средств: легковых авто, автобусов, троллейбусов и трамваев. Условно всю информацию можно разделить на 5 основных блоков. Один из которых — порядковый номер путевки, название документа.
Остальные сведения — это данные:
1. Периоде действия п/л
Срок действия путевого листа грузового ТС
Путевой лист оформляют не более чем на сутки. Точнее — на 1 смену. Если предполагается командировка, превышающая этот период, то указывают дату и время окончания срока действия документа.
Какие сведения отражают:
Обратите внимание: прописывать дату, указывая время до минут, не требуется.
Сведения о владельце или собственнике автотранспорта
Для ООО:
Для ИП:
Сведения о грузовом автомобиле (или прочем ТС)
Примечание: Требование (пункт 5) не распространяется на работников экстренных служб.
Сведения о владельце или собственнике автотранспорта
Для ООО:
Для ИП:
В разъяснительном письме Минтранса №ДЗ/10239-ис (14/05-19 г.) говорится, что стандартная форма бланка путевого листа, в том числе, грузового автомобиля не установлена. Для ведения учета по списанию ГСМ, начислению заработной платы водителю, налогообложения, подтверждения целевого использования ТС и прочих видов бухгалтерской и правовой отчетности можно использовать индивидуально разработанный документ, содержащий обязательные реквизиты. За основной регламент оформления приняты:
1. Приказ Минтранса №152
2. Статья 20 Федерального закона №196-ФЗ (10/12-95 г.)
Приведенные в статье сведения необходимо вносить в путевой лист обязательно. Остальное на усмотрение транспортной компании в зависимости от рода деятельности.
При эксплуатации грузового автомобиля и прочих типов ТС новым требованием является:
1. Отсутствие штампа организации. Ставить печать не требуется.
2. Отсутствие штампов медика и механика. Достаточно подписи с расшифровкой фамилии + инициалы.
3. Срок действия п/л сокращен до суток (рабочий день) или 1 смены. На более длительный период выписывается только при командировках.
4. Выпуском автомобиля на линию занимается лицо, назначенное на должность контролера технического состояния ТС, к которому предъявляются особые квалификационные требования. Он записывает показания одометра, время выезда и приезда на место парковки. Исключением является ИП, совмещающий деятельность водителя.
5. Вместо печатей о прохождении предрейсового и послерейсового медицинского осмотра и подтверждения, что водитель допущен к управлению ТС, достаточно указать (добавить поля) требуемый вид (до или после рейса) медосмотра пройден.
Понятно, что термины «накладная» и «коносамент» могут вызвать некоторую путаницу, поскольку они звучат очень похоже. Однако важно понимать разницу между этими двумя терминами, чтобы вы могли безопасно и эффективно отправлять и получать товары. Итак, вот все, что вам нужно знать о накладных и коносаментах, включая сходства и различия между двумя терминами:
Накладная — это транспортный документ, который используется для надлежащей идентификации грузоотправителя и получателя в дополнение к происхождению и месту назначения рассматриваемых товаров. В накладной также приводится подробное описание товаров, входящих в состав отправления. По сути, накладная — это документ, в котором содержится важная информация об отправлении.
Существует несколько различных типов путевых листов, в том числе ошибочные путевые листы, сплошные путевые листы и межстрочные путевые листы. Заблудшая накладная используется для отправлений, которые были отделены от исходного документа. Общая накладная может использоваться для двух или более отправлений в одном документе. Интерлайн-накладная может использоваться для отправки двумя и более разными перевозчиками.
Как видите, путевые листы довольно просты и очень важны.
Накладная используется для предоставления соответствующей информации об отправлении. Он также используется для отслеживания груза. В процессе доставки используется несколько копий накладной, чтобы каждая участвующая сторона могла иметь всю информацию, необходимую для доставки груза из пункта отправления в пункт назначения.
Морская накладная используется для предоставления информации о морской перевозке. Как известно, в накладной указываются пункт отправления, пункт назначения, грузоотправитель и отправитель. Однако морская накладная не является юридическим договором, в отличие от коносамента. Коносамент, по сути, действует как право собственности на рассматриваемый товар, поэтому, если вы владеете коносаментом, вы владеете товаром.
На первый взгляд накладная и коносамент могут выглядеть одинаково, но между ними есть некоторые принципиальные отличия. Во-первых, накладная является просто информативной, тогда как коносамент является авторитетным. Накладная также не подлежит обороту, в то время как коносамент может быть заключен между грузоотправителем и получателем.
Например, формальный коносамент может не понадобиться, если между двумя сторонами сложились доверительные отношения. Тем не менее, хорошей идеей является составление коносамента, поскольку он также служит распиской в получении товара, поскольку по пути его должны подписать три разные стороны — представитель перевозчика, представитель грузоотправителя и получатель.
В зависимости от способа доставки существует несколько различных типов коносаментов. Морской коносамент (OBL) используется для грузов, перевозимых морским транспортом, авианакладная (ABL) используется для грузов, перевозимых самолетом, а ProBill используется для грузов, перевозимых морским транспортом по земле на грузовике или поезде.
Несмотря на то, что накладные и коносаменты служат разным целям, они содержат одну и ту же информацию. Вот что вы можете найти как в накладной, так и в коносаменте:
Сила договора относится к юридически обязывающему характеру договора. Согласно юридическому определению, договор представляет собой соглашение между частными сторонами, создающее взаимные обязательства и подлежащее исполнению по закону. Для того чтобы иметь юридическую силу, договор должен включать взаимные активы, адекватное рассмотрение, дееспособность и законность.
В случае отгрузки взаимным активом будут отгружаемые товары; адекватным рассмотрением будет обещание денежных средств в обмен на отгружаемый товар, а пропускной способностью будет способность грузоотправителя предоставить товар, а получателя — произвести платеж.
Поскольку контракт имеет обязательную юридическую силу, обе стороны имеют возможность исправить потенциальное нарушение контракта через суд. Суд может принять решение о присуждении истцу возмещения убытков в ожидании, убытков, связанных с доверием, или неосновательного обогащения в результате нарушения договора.
К настоящему времени вы должны быть знакомы с различиями между накладной и коносаментом. Но как насчет сходства? На самом базовом уровне накладные и коносаменты представляют собой отгрузочные документы, которые используются для перевозки товаров на грузовиках, поездах, самолетах и лодках. Накладные и коносаменты также содержат много одинаковой информации, в частности, информацию об отправителе, получателе, перевозчике и рассматриваемом товаре. Однако на этом сходство заканчивается, поскольку накладные не имеют обязательной юридической силы, а коносаменты.
Коносаменты являются важным компонентом безопасного и эффективного процесса доставки. И хотя они могут показаться крайне формальными и даже ненужными, вот несколько причин, по которым вам может понадобиться коносамент:
Хотя коносаменты необходимы не во всех случаях, вот некоторые обстоятельства, в которых они должны использоваться:
Коносамент необходим при использовании аккредитива. Аккредитив — это документ, выданный финансовым учреждением получателя, который, по сути, обещает оплату отгружаемых товаров. Аккредитивы обычно используются при международных перевозках товаров, когда покупатель и продавец находятся в разных странах. Однако кредитная линия может быть использована только при соблюдении определенных условий — эти условия могут быть указаны в коносаменте.
Итак, как работает процесс? Во-первых, грузоотправитель и получатель договариваются об отправляемых товарах, цене, количестве, времени и месте доставки. Оттуда получатель свяжется со своим банком и попросит выпустить аккредитив с грузоотправителем, указанным в качестве бенефициара. В зависимости от ситуации в аккредитиве может быть предусмотрено, что платеж снимается с банковского счета или предоставляется в виде кредита.
Тем временем грузоотправитель предоставляет аккредитив своему финансовому учреждению, и ему предоставляется кредитная линия до тех пор, пока не будут выполнены условия поставки. После выполнения условий доставки грузоотправитель может предоставить коносамент своему финансовому учреждению в качестве доказательства этого, чтобы он мог получить окончательный платеж. Однако важно иметь в виду, что проверка выполнения условий доставки и получение окончательного платежа может занять некоторое время.
Коносамент также необходим, когда используется банковский расчет. Банковский расчет используется для обработки электронных транзакций между продавцами и покупателями. Подобно аккредитиву, в банковском расчете участвует финансовое учреждение, чтобы убедиться, что все согласованные условия выполнены до того, как платеж клиента будет передан продавцу. В большинстве случаев урегулирование может занять от 24 до 48 часов, если нет проблем или споров.
Наконец, коносамент необходим, когда в отгрузке участвует третье лицо. В большинстве случаев в доставке участвуют две стороны — отправитель и получатель. Однако иногда в поставке участвует третья сторона в дополнение к двум основным сторонам. Это связано с тем, что коносамент может эффективно использоваться для передачи рассматриваемых товаров третьей стороне.
Теперь, когда вы знаете, что такое коносамент, почему он важен и когда его использовать, пришло время создать свой собственный. С правильной информацией и шаблоном создание собственного коносамента может быть простым! Если вы не хотите делать это самостоятельно, существуют программные инструменты и шаблоны, которые вы можете использовать.
Как продавец, вы несете ответственность за заполнение коносамента на основе информации об отгрузке. Для начала вам нужно указать дату создания коносамента. Затем вам нужно будет ввести номер коносамента. Оттуда вам нужно будет нанести штрих-код, чтобы его можно было легко сканировать по пути.
Следующий шаг включает в себя ввод идентификационного номера или номера PRO как для продавца, так и для грузоотправителя. Самое главное, вам нужно добавить полный адрес того, куда отгружаются товары и куда отгружаются товары. В дополнение к адресу вам необходимо указать имена и номера телефонов обеих сторон, чтобы с ними можно было легко связаться. Если в доставке участвуют третьи стороны, вы также должны указать их имена, адреса и номера телефонов.
Укажите гарантированную дату и время доставки на основе вашего первоначального соглашения с получателем. Включите необходимую сумму платежа и платежную информацию для отгрузки. Затем предоставьте информацию об отправляемых товарах, включая количество штук, размеры, вес, стоимость и описание.
Наконец, попросите уполномоченного агента подписать коносамент, чтобы он стал юридически обязывающим и мог использоваться для отгрузки рассматриваемых товаров.
Как видите, доставка может быть сложной, но она не обязательно должна осуществляться с правильным поставщиком логистических услуг. RPM является ведущим поставщиком логистических услуг как в области автомобильных, так и грузовых перевозок. Мы предлагаем целый ряд транспортных услуг для удовлетворения ваших разнообразных потребностей. Например, у нас есть опыт работы с бесчисленными отраслями промышленности, от продуктов питания и напитков до химических веществ и всего, что между ними.
У нас есть обширная сеть из более чем 30 000 перевозчиков, предлагающих доставку в сухих фургонах, бортовых перевозках, рефрижераторных перевозках и многое другое. Мы предлагаем неполные перевозки (LTL), перевозки с полной загрузкой (FTL), ускоренные перевозки, интермодальные перевозки, трансграничные перевозки и драгажные перевозки.
Независимо от того, что вам нужно доставить, мы можем сделать это безопасно и эффективно благодаря нашему рейтингу своевременности доставки 98% и нашей сети проверенных и контролируемых перевозчиков.
Свяжитесь с нашими экспертами по логистике уже сегодня, чтобы получить индивидуальное предложение.
Источники: Определение коносамента | Инвестопедия
Контракт | LII / Институт правовой информации
Форма коносамента: как заполнять | Adobe
Связаться с нами
Комментарии и помощь с транспортной накладной
Этот коносамент представляет собой обязывающий договор между грузоотправителем, агентом грузоотправителя и перевозчиком о перевозке. Никакой другой агент или представитель грузоотправителя не может открывать или обеспечивать открытие коносамента для доставки перевозчикам, получающим груз. Для целей настоящего Соглашения «расписка перевозчика» является письменным подтверждением характера отгрузки коносамента. Настоящим грузоотправитель заявляет, что он получил коносамент на эту партию. Если грузоотправитель является агентом лица, фирмы или корпорации, действующим лично, письменное заявление агента и получение груза лицом, фирмой или корпорацией должны быть такими же, как собственное письменное заявление лица или корпорации при условии, что такой агент получает счет. коносамента на ту же партию, а не на другую или дополнительную партию. Подпись на коносаменте является подписью грузоотправителя. «Доставляемый груз», для которого не был принят коносамент, означает отгрузку имущества, для которой в соответствии с законодательством государства, в которое получен груз, перевозчик должен получить подпись на бланке (RTL) или другом подобном документе. документ с соответствующим правом подписи перед транспортировкой имущества. Термин «поставляемый» не включает отгрузку материалов, в отношении которых лицо, для которого осуществляется отгрузка, не взяло на себя ответственность за отгрузку. Грузоотправитель признает, что перевозчик, возможно, получил нераспечатанный коносамент на эту партию груза, грузоотправитель требует, чтобы коносамент был вскрыт, и перевозчик выполнил запрос без каких-либо возражений со стороны любого другого агента или представителя грузоотправителя. Все коносаменты должны быть подготовлены для этой партии. Грузоотправитель должен предоставить перевозчику копию коносамента на каждую партию, фотокопию коносамента, а также имя и адрес грузоотправителя. Грузоотправитель без неоправданной задержки возвращает оригинал коносамента перевозчику с письменным заявлением о том, что коносамент не принят полностью или частично для этой перевозки, и подписью грузоотправителя. Если у перевозчика есть копия коносамента, грузоотправитель должен вернуть коносамент предварительно оплаченным письмом или по почте перевозчику.
Видеоинструкции и помощь в заполнении и заполнении накладной
Инструкции и помощь по погрузке материалов в частности образец бланка
Привет. Меня зовут Блейзон Билл, и я монстр-трак! Я могу прыгать очень высоко. Смотри! Я думаю, что поезд Макс считает цифры. Пойдем посмотрим! Привет Макс. Билль о гербах. Хорошо, номера! Давайте начнем считать, чтобы убедиться, что все здесь. Ноль (0), один (1), два (2), три (3), четыре (4), пять {5}, шесть (6), семь (7), восемь (8), девять (9)… Где номер 10? Я здесь. Я застрял на верхней полке. О, нет! Что мы будем делать? Как мы можем помочь номеру 10? Макс, думаю, я могу помочь номеру 10. Давайте построим пандус, и я запрыгну на эту полку, чтобы спасти его. Отличная идея Билл! ХОРОШО. Давайте найдем несколько блоков, чтобы построить пандус. Я еще ничего не нашел. Это нормально Зеро. — Смотри, Макс, я нашел один (1) блок. -Большой! Номер 2 нашел два (2) блока. Я вижу три (3) блока! Смотри! Вот четыре (4) блока краской. Сюда! Я нашел пять (5) блоков.
Об авторе