Рапорт на увольнение из рядов вс рф: Рапорт на увольнение (из ВС) по собственному желанию

Рапорт на увольнение из рядов вс рф: Рапорт на увольнение (из ВС) по собственному желанию

Увольнение с военной службы \ КонсультантПлюс

Увольнение с военной службы

39. При увольнении военнослужащих с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за ними сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами.

При наличии у военнослужащего одновременно нескольких оснований для увольнения с военной службы, предусмотренных статьей 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «д1», «д2», «е», «е1» и «з» пункта 1 и подпунктами «в», «д», «е1» и «е2» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), он имеет право выбора одного из них по своему усмотрению.

При разрешении споров об увольнении с военной службы беременных женщин-военнослужащих, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, необходимо учитывать социальные гарантии, предусмотренные для них пунктом 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

40. В случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

По смыслу нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, при сокращении воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность должна предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а военнослужащим других войск, воинских формирований и органов — в масштабах федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.

41. Досрочное увольнение с военной службы по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

42. Решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт «ж» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») должно быть основано не только на волеизъявлении военнослужащего, но и на объективных данных, гарантирующих возможность его поступления на конкретную должность государственной гражданской службы.

43. Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судами по делам об оспаривании досрочного увольнения с военной службы по подпункту «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», являются не только обстоятельства, связанные с установлением факта нарушения запретов, ограничений и обязанностей, установленных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но и обстоятельства, связанные с соблюдением воинскими должностными лицами процедуры досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по указанному основанию.

При рассмотрении споров о применении взыскания, предусмотренного подпунктом «е.1» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», необходимо учитывать, что оно применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения лицу, обладающему правом применения указанного взыскания, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

По смыслу Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», под актом о применении к военнослужащему взыскания — досрочного увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «е.1» пункта 2 статьи 51 названного закона, понимается приказ воинского должностного лица, обладающего правом его издания.

44. В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении его условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

При разрешении заявлений об оспаривании отказа в увольнении с военной службы в связи с нарушением условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.

Систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени.

45. Судам следует учитывать, что признание офицеров или прапорщиков (мичманов) ограниченно годными к военной службе на основании подпункта «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не предполагает принуждение их к дальнейшему прохождению военной службы, поскольку решение вопроса о сохранении или прекращении статуса таких военнослужащих зависит от их свободного волеизъявления. В случае увольнения с военной службы, если общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более, такие военнослужащие не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих» для военнослужащих.

При этом признание военно-врачебной комиссией военнослужащего ограниченно годным к военной службе дает ему право, но не обязывает досрочно увольняться с военной службы и не лишает его права продолжать военную службу на должности, позволяющей выполнять соответствующие состоянию здоровья общие, должностные и специальные обязанности. В связи с этим военнослужащие, принявшие решение продолжить военную службу, обеспечиваются жилыми помещениями в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

46. В случаях досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с нарушением в отношении их условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») они по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», должны обеспечиваться жилищными субсидиями или жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

47. При проверке законности и обоснованности действий воинских должностных лиц, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы по собственному желанию, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.

Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.

48. Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях когда указанные военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы, согласились уволиться с военной службы, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилищной субсидией или жилым помещением не имеется, поскольку в этом случае требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются.

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилищной субсидии или жилого помещения, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица в соответствии с законом не могут быть уволены с военной службы.

Исходя из положений абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.

49. В силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

50. В случае признания судом увольнения с военной службы необоснованным военнослужащий в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит восстановлению на военной службе в прежней (или с его согласия — равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Восстановление на военной службе производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится воинским должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе, истечение срока заключенного контракта или достижение им предельного возраста пребывания на военной службе на момент судебного разбирательства не может служить препятствием к принятию такого решения.

51. Принимая во внимание право прокурора вступать в процесс в случаях, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ и статьей 39 КАС РФ, в том числе о восстановлении военнослужащих на военной службе, военным судам следует извещать соответствующего прокурора о месте и времени рассмотрения соответствующих гражданских и административных дел.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с нарушением их прав, свобод и охраняемых законом интересов, необходимо устанавливать причины и условия, способствовавшие нарушению воинскими должностными лицами и органами военного управления законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, и при наличии к тому оснований реагировать на них в предусмотренном процессуальным законом порядке.

Обратить внимание судов на то, что исполнение судебных решений по вопросам воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а федеральные органы исполнительной власти обязаны принимать необходимые меры по их реализации. Неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки.

52. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу:

постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»;

пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года N 6 «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам».

Председатель Верховного Суда

Российской Федерации

В. М.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума,

судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.В.МОМОТОВ


Как разорвать контракт и не воевать в Украине | Отказ от военной службы по убеждениям (Видео)


Этот материал был актуален до начала мобилизации. Подробнее читайте здесь.

Не хочу воевать. Что делать?

 

Любая война меняет людей: кто-то окончательно звереет и оскотинивается, наслаждаясь насилием, а кто-то осознает, что не может больше выполнять преступные приказы, уничтожая города и мирное население. Либо просто не хочет участвовать в боевых действиях, рискуя своей жизнью непонятно ради каких целей.

У таких людей есть право на сознательный отказ от военной службы. Главным основанием для отказа являются убеждения. Например убеждения в том, что любая война аморальна и приводит к убийству людей, что противоречит христианским заповедям.

Убеждения бывают разными:

  • пацифистскими; 
  • религиозными;
  • политическими и другими.


И у каждого человека убеждения свои. Главное — чтобы они вступали в противоречие с необходимостью проходить военную службу.

Сознательный отказ от службы в российском праве


В России право на сознательный отказ от военной службы закреплено в 59 статье Конституции, где говорится:

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

При этом в статье 28 Конституции также сказано: 

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

А статья 29 Конституции и вовсе говорит, что:

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Таким образом Конституция России прямо дает право любому человеку отказаться от военной службы по убеждениям своей совести и заменить ее на альтернативную гражданскую.

Сознательный отказ от службы в международном праве


Увы, но порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую пока реализован только для призывников. Для военнослужащих, уже находящихся на службе, такой возможности законом пока не предусмотрено. Видимо никто никогда и не думал, что убеждения военнослужащего могут поменяться.

Тем не менее мы считаем, что право на сознательный отказ от военной службы в нашей стране касается не только призывников, но и действующих военнослужащих. 

Это закреплено и в позиции ООН (A/HRC/41/23), членством в которой так дорожит Россия. Она гласит, что:

Военнослужащий имеет право в любой момент заявить о возникновении убеждений, которые противоречат несению службы. 

Более того в резолюции 1993/84 Комиссия ООН по правам человека указала:

«У лиц, находящихся на воинской службе, может возникать повод для отказа от нее по убеждениям», и что «лица, находящиеся на обязательной воинской службе, не должны быть лишены права на отказ от воинской службы по убеждениям»

Являясь членом ООН, Россия обязана соблюдать ее постановления и рекомендации.

Не хочу дальше служить в армии и участвовать в боевых действиях. Что делать?


Все зависит от того, срочник вы или контрактник.

Универсального ответа на этот вопрос, дающего гарантированный результат,  не существует, потому что в российских законах, как мы уже говорили, нет механизма замены военной службы на альтернативную гражданскую для действующих военнослужащих. И скорее всего решать этот вопрос каждому военнослужащему придется в суде.

Более того военнослужащие должны иметь ввиду, что отказываясь подчиняться приказам о направлении в зону боевых действий, они будут подвергаться угрозам об уголовной ответственности со стороны командования.

Как нам рассказывали некоторые военнослужащие, за отказ ехать воевать в Украину их пугали военным трибуналом и расстрелом.

Запомните: в России нет никакого военного положения и точно нет смертной казни, поэтому никаких расстрелов и трибуналов быть не может.

Но, увы, приходится признать, что российские власти считают приказы о направлении военнослужащих в зону боевых действий законными. А за отказ от исполнения приказов предусмотрена уголовная ответственность по статье 332 Уголовного кодекса, которой предусмотрено:

  • наказание в виде наложения ограничений по военной службе на срок до двух лет;
  • либо арестом на срок до шести месяцев;
  • либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.


Но никакой тюрьмы здесь не предусмотрено.

Твердо решили отказаться от дальнейшего прохождения военной службы? Понимаете риски, связанные с возможным привлечением вас к уголовной ответственности за отказ от выполнения приказов командиров? Вы можете сделать следующее.

Отказ от военной службы для срочников

 

Самый работающий вариант — это пытаться комиссоваться по состоянию здоровья, в том числе по психическому. Однако этот вариант подходит не всем.

Также можно просить о переводе вас на должность, не связанную с несением боевой службы или службой с оружием. Например, на выполнение работ в медсанчасти.

Для этого следует:

  1. подать рапорт своему командованию;
  2. направить обращение в интернет-приемную Министерства обороны России;
  3. направить обращение в командование вашего военного округа.

Можно пойти и принципиальным, но самым радикальным путем, который почти наверняка вызовет ответную негативную реакцию командования:

  1. подать рапорт с просьбой заменить вам военную службу по призыву на альтернативную гражданскую;
  2. попросить освободить вас от исполнения воинских обязанностей, так как вы не можете их исполнять по своим убеждениям. 

В этом случае вам нужно заручиться помощью надежного адвоката, который будет посещать вас в воинской части и будет следить за обеспечением вашей безопасности. Нужно будет обращаться в суд и требовать увольнения вас с военной службы и направления на АГС.  

Такого в судебной практике России еще не было, а вы станете первопроходцем. Причем в этом случае нет никаких гарантий, что суд встанет на вашу сторону в условиях практически военного времени. Тем не менее ваш пример станет прецедентом, чтобы механизм замены военной службы на АГС был создан.

Если вы решите идти по этому пути, укажите в своем рапорте или заявлении:

  1. почему вы решили пойти на военную службу;
  2. какие события изменили ваше отношение к ней;
  3. объясните, почему вы больше не можете продолжать служить.


Обязательно сошлитесь в своем заявлении на международные правовые акты:

  • статью 18 Международного пакта о гражданских и политических правах;
  • позицию ООН по отношению к праву на отказ от военной службы.

 

Укажите и свои требования:

  1. досрочно уволить вас с военной службы;
  2. остаток службы пройти на АГС. 

Отказ от военной службы для контрактников

 

Что касается контрактников, то для них допускается досрочное увольнение по собственному желанию при наличии уважительных причин. Об этом говорится в пункте 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

:

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Для увольнения по этому основанию военнослужащему необходимо подать рапорт по команде, в котором изложить уважительные причины. А ими как раз и может быть невозможность выполнять обязанности военной службы в связи с формированием у военнослужащего убеждений, противоречащих несению военной службы.

Просите в своем рапорте:

  1. уволить вас из рядов вооруженных сил досрочно;
  2. до решения об увольнении — незамедлительно перевести на территорию России.

Аттестационная комиссия, которая будет рассматривать ваше заявление, вправе признать наличие убеждений, противоречащих несению военной службы, уважительной причиной для увольнения.

Кроме того военнослужащий по контракту может быть досрочно уволен с военной службы за невыполнение условий контракта. Такой причиной как раз и может стать невозможность для военнослужащего исполнить приказ и выполнять обязанности военной службы в виде участия в боевых действиях в силу наличия у него убеждений. 

Перечисленные нами способы совсем не гарантируют вам достижения результата, но по крайне мере у вас есть шанс не попасть на войну, не убивать других и не быть убитым самому.

Бесплатные консультации призывников и военнослужащих


 

Cовсем недавно коалиция российских правозащитников запустила телеграм-бот, с помощью которого можно анонимно и безопасно получить консультацию по альтернативной службе и сознательному отказу от военной службы.

Если у вас остались какие-либо вопросы, или вам требуется правовая консультация по вопросам призыва, заходите в раздел онлайн-приемная на нашем сайте или обращайтесь за бесплатной правовой помощью по телефону нашей горячей линии: 8 (993) 399-26-40

«Школа призывника» — это правозащитная организация. Мы бесплатно помогаем призывникам, военнослужащим и альтернативнослужащим в защите их прав. Поддержите нас! Вы можете перечислить нам пожертвование на нашу работу. 

Военнослужащие РФ


Призывники [по призывной кампании]
Год Весна Осень Итого
2003 175 050 175 806 350 856
2004 166 050 176 393 342 443
2005 157 700 140 900 298 600
2006 124 550 123 310 247 860
2007 133 500 132 500 266 000
2008 133 200 219 000 352 200
2009 305 560 271 020 576 580
2010 270 600 278 821 549 421
2011 218 720 135 850 354 570
2012 155 570 140 140 295 710
2013 153 200 150 000 303 200
2014 154 000 154 100 308 100
2015 150 145 147 100 297 245
2016 155 000 152 000 307 000
2017 142 000 134 000 276 000
2018 128 000 132 500 260 500
2019 135 000 132 000 267 000
2020 135 000 128 000 263 000
2021 134 000 127 500 261 500
2022 134 500

В 2013 г. 303 230 россиян были призваны на военную службу по призыву в армию и на флот; в 2020 году — почти на 40 000 меньше (ровно 263 000). При этом численность Вооруженных Сил России не уменьшилась. А это означало, что благодаря контрактникам, число которых с каждым годом, хотя и медленно, увеличивается, потребности в дополнительных призывниках просто стало меньше.

Доля призывников в российской армии в настоящее время составляет около трети от общего числа, остальные места укомплектованы военнослужащими по контракту, заявил 15 марта 2021 года глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов. «Сегодня у нас около 30 человек. Осталось % призывников, остальные все контрактники», — сказал он на круглом столе в Госдуме. Как сообщил в марте 2020 года на пленарном заседании Совета Федерации министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, численность призывников за последние семь лет сократилась до 225 тысяч, а численность контрактников превысила 405 тысяч. должности старшин, боевых частей спецназа, морской пехоты, батальонно-тактических групп, а также должности, связанные с эксплуатацией сложной техники.

Весенний призыв 2022 года затронет 82 из 85 регионов России, он пройдет в плановом порядке. Об этом в интервью газете «Красная звезда», опубликованном 30 марта, заявил начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Евгений Бурдинский. Он отметил, что призывные комиссии начнут работу с 1 апреля. Призыв пройдет во всех регионах, кроме Коми, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов. Здесь такие мероприятия происходят только осенью. Все военнослужащие, находящиеся на призыве, по истечении срока службы будут своевременно освобождены и отправлены домой. Весной в ряды вооруженных сил планируется набрать 134,5 тысячи человек. События предстоящего призыва никоим образом не связаны с проведением специальной войсковой операции, так как для участия в ней направляются только офицеры и контрактники, — генерал-полковник Евгений Бурдинский, начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, подчеркнул.

Осенний призыв в России в 2021 году коснется 127,5 тысяч человек. Соответствующий указ президента РФ Владимира Путина опубликован 01 октября 2021г. на официальном портале правовой информации. «Осуществить с 1 октября по 31 декабря 2021 года призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не состоящих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, в размере 127,5 тыс. человек», — говорится в документе.

30 сентября 2020 года Путин подписал указ о призыве граждан России на военную службу в октябре-декабре 2020 года и об увольнении тех, у кого закончился срок призыва. Согласно тексту указа, с 1 октября по 31 декабря на военную службу будет призвано 128 тысяч человек.

30 марта 2020 года Путин подписал указ о призыве на военную службу в Российской Федерации 135 тысяч человек с 1 апреля. «С 1 апреля по 15 июля 2020 года на военную службу призываются граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет. не состоящие на учете и подлежащие. .. воинской повинности, в количестве 135 000 человек», — говорится в постановлении. Весной прошлого года в ряды российской армии также было призвано 135 тысяч человек.

Президент Владимир Путин подписал указ 01 октября 2019 года о призыве 132 тысяч граждан России на военную службу в период с октября по декабрь 2019 года, а также об увольнении граждан, призванных с военной службы. Весной в Вооруженные Силы Российской Федерации было призвано 135 тысяч человек.

28 сентября 2018 г. Владимир Путин подписал указ о призыве в октябре-декабре 2018 г. 132,5 тыс. граждан России на военную службу и об освобождении от военной службы призывников. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. «Провести с 1 октября по 31 декабря 2018 года призыв граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет в количестве 132,5 тысячи человек», — говорится в указе. В документе также предписывалось «осуществить увольнение с военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин, срок срочной военной службы которых истек». В марте 2018 года указом президента на военную службу было призвано 128 тысяч человек.

Около 80% молодых людей, призванных в ряды Вооруженных Сил РФ осенью 2018 года, признаны годными к военной службе по состоянию здоровья, что превышает осенний призыв 2017 года в 2017 году, сообщил 12 декабря 2018 года начальник Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил России генерал-лейтенант Евгений Бурдинский. «Показатель годности граждан к военной службе по состоянию здоровья более 79% и превышает показатель годности к осеннему призыву 2017 года (78,6%)», — сказал Бурдинский на брифинге по предварительным итогам осенней призывной кампании 2018 года перед направлением военнослужащих в научные роты и личным приемом граждан на сборе точка Москвы

Количество уклонистов от призыва на военную службу в России за два года сократилось вдвое, в настоящее время их общее количество оценивается в 1,6 тысячи человек. Об этом 07 октября 2018 года в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Евгений Бурдинский. «За два года, с 2016 года, количество уклоняющихся граждан сократилось вдвое. Сейчас это 1,6 тысячи человек», — сказал Бурдинский. Он отметил, что резкое сокращение числа уклонистов свидетельствует о кардинальном изменении отношения молодежи к службе в армии.

Призыв на военную службу в России завершен, набрано, как и планировалось, 128 тысяч человек. Об этом 16 июля 2018 года сообщил начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Евгений Бурдинский. «Весной 2018 года призвано и направлено в Вооруженные Силы России, другие войска, воинские формирования и органы на военную службу 128 тысяч человек», — сказал он, отметив, что задачи по призыву выполнены в полном объеме.

Бурдинский добавил, что количество лиц, не явившихся в военкоматы по повесткам граждан, «незначительно и в настоящее время не превышает 0,3% от числа призванных к призывным мероприятиям». Весной 2017 года на военную службу направлено 142 тысячи новобранцев, осенним призывом прошлого года – 134 тысячи. Значительное сокращение числа призывников в этой кампании было связано с увеличением численности контрактников в Вооруженных Силах.

27 сентября 2017 года Президент Владимир Путин подписал указ, которым граждан Российской Федерации призывают на военную службу в октябре-декабре 2017 года и увольняют военнослужащих по призыву. «Провести с 1 октября по 31 декабря 2017 года призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет в количестве 134 тысяч человек», — говорится в постановлении, опубликованном на официальном портале правовой информации. В октябре-декабре 2016 года численность призывников составила 152 тысячи граждан России.

По данным Минобороны России, для прохождения срочной службы в Вооруженных Силах, воинских частях и других войсках в ходе весеннего призыва 2017 года, завершившегося 15 июля 2017 года, было призвано около 142 тысяч человек. Численность уклонистов, по подсчетам военного ведомства, составила 0,2% от числа призывников, вызванных военкоматами. «Поскольку граждане не явились в военкоматы, их количество с каждым годом значительно сокращается», — подчеркнули в Минобороны. В весенней призывной кампании на альтернативную гражданскую службу на сегодняшний день 39отправили 5 человек. В настоящее время на альтернативной службе находится 970 человек.

Согласно закону от 6 июля 2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы» для призванных после 1 января 2008 г. срок службы составляет 12 месяцев. Кроме того, граждане, окончившие колледж, но не имевшие воинского звания и призванные на военную службу до 1 января 2008 года, также должны отбывать 12 месяцев. Лица, также окончившие военно-учебные центры при вузах, могут пройти службу по контракту сроком на три года. За «военные ведомства» с присвоением офицерского звания зачисляются в запас.

Право на отсрочку от военной службы имели студенты дневных отделений вузов, прошедших государственную аккредитацию (без перерыва в учебе). Отсрочка предоставляется выпускникам, обучающимся на дневном отделении. Право на отсрочку имеют также лица, получившие ПТУ или колледж после 11 лет обучения.

В настоящее время призыв на военную службу осуществляется 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. С 2008 года, за время военной реформы в стране, общая численность армии сократилась до 1 млн человек, при этом уменьшилась доля призывников, количество контрактников. В 2013 году на службу было оформлено более 81 тысячи контрактов на должности сержантов и рядовых. К 2016 году общая численность данной категории персонала более 230 000 человек.

Наибольшее количество призывников за последние годы было направлено весной 2009 г. — 305 560 человек. Осенью 2010 г. на военную службу поступило 278 800 человек, весной 2011 г. — 218 720, осенью — 135 850 человек. В ходе весеннего призыва 2012 г. в войска направлено 155 570 человек, осенью 2012 г. – 140 140 человек. Весной 2013 года российская армия набрала 153 200 человек, осенью — 150 000 человек. В результате весеннего призыва в Вооруженные Силы России в 2014 году до 154 тысяч военнослужащих. На альтернативную госслужбу направлено 325 человек. Общее количество уклонистов весной 2014 года, по данным военного ведомства, составляло 4334 человека.

Российские призывники не будут принимать участие в боевых действиях, заявил высокопоставленный представитель Минобороны 15 февраля 2013 года. Об участии призывников в боевых действиях или военных конфликтах речи не идет, заявил начальник Генштаба РФ генерал-полковник Валерий Герасимов, комментируя недавнее Указ президента о сокращении продолжительности программ боевой подготовки. Эти задачи будут выполнять исключительно военнослужащие по контракту, сказал Герасимов, который также является заместителем министра обороны России.

В апреле 2007 года начальник мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов заявил журналистам, что выход из сложной ситуации есть, и отверг возможность возвращения 24-месячного срока призыва в будущем. Смирнов сообщил, что одновременно с сокращением срока призыва новое законодательство уменьшит количество официальных причин, по которым потенциальные призывники могут претендовать на отсрочку (с 25 до 21). «Таким образом, мы получим около 100 тысяч человек по призыву… и этого количества достаточно для укомплектования российской армии», — сказал генерал РИА Новости. По его словам, в этом году Генштаб запланировал набрать 132,3 тысячи человек.

В соответствии с новым законом, принятым для ускорения перехода к добровольческой службе, призывники, призванные в 2007 году, будут служить 18 месяцев по сравнению с 24 месяцами до 2006 года. С 2008 года призывники будут служить только 12 месяцев. В то время как заработная плата военнослужащих срочной службы, в зависимости от службы в вооруженных силах, может составлять от 8000 рублей (300 долларов США) в Сухопутных войсках до 13000 рублей (500 долларов США) в ВМФ в месяц, средняя заработная плата в стране составляла около 11000 рублей (430 долларов США) в последний раз. Сентябрь, до 24,3%, в годовом исчислении.

Срок военной службы был сокращен с двух лет до одного года. В то же время происходила гуманизация воинской повинности. По возможности призывников можно отправить на службу по месту жительства (в первую очередь это касается граждан, состоящих в браке, имеющих детей, или родителей пенсионного возраста). Военнослужащие смогут носить гражданскую одежду при увольнении из воинской части, общаться с домом по мобильному телефону. Сегодня солдаты полностью освобождены от всякого рода хлопот – их теперь выполняют гражданские структуры. Улучшено качество военной мощи. Происходит поэтапный переход питания к элементам «шведского стола». В обустройстве блоков установлены душевые кабины и стиральные машины.

С начала 2000-х юношей из Чечни не призывали, а из других республик Северного Кавказа – единицы. Этот запрет был снят: по состоянию на осенний призыв 2014 года в армию должны были быть призваны 500 чеченцев, причем приоритет отдавался выпускникам вузов. В 2015 году эта цифра возрастет до 1000 человек. Планируемое общее количество призывников из Северо-Кавказского федерального округа на осень 2014 года — 4100 человек, из которых 2000 — из Дагестана, 600 — из Кабардино-Балкарии и 500 — из Ингушетии.

Президент России Владимир Путин подписал указ о весеннем призыве граждан на военную службу 25 марта 2015 года. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации. «Осуществить с 1 апреля по 15 июля 2015 года призыв граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет… призвать на военную службу в количестве 150 тысяч 145 человек», — говорится в указе. Этим же указом регулировалось увольнение в запас тех, у кого истек срок военной службы. Во время осеннего призыва 2014 года на военную службу было призвано 154,1 тыс. человек. люди. Кроме того, еще 458 человек планировалось отправить на альтернативную гражданскую службу.

30 сентября 2015 года Президент Владимир Путин подписал указ «О призыве в октябре – декабре 2015 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу». В документе, размещенном на сайте Президента, говорилось: «Осуществить с 1 октября по 31 декабря 2015 года призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не состоящих в запасе, и находиться в соответствии с законом «О Вооруженных силах». Дежурная и военная служба «для прохождения воинской службы в количестве 147,1 тысячи человек», — говорится в документе.

В ходе весеннего призыва, который начался 1 апреля 2016 года, на военную службу было призвано более 155 тысяч человек. Соответствующий указ подписал Президент России Владимир Путин. По словам начальника Главного организационно-мобилизационного управления (мобилизационного управления) Генштаба ВС РФ генерал-полковника Василия Тонкошкурова, альтернативную гражданскую службу пройдут более 550 человек. «Весной этого года будут призваны на военную службу около 20 тыс. призывников, прошедших обучение по военно-профессиональным специальностям в образовательных учреждениях ДОСААФ России и среднее специальное образование, впервые в Вооруженные Силы будут направлены призывники, прошедшие подготовку в полевых условиях ВДВ. ..» — Добавил он.

Российская армия полностью выполнила задание весеннего призыва, в рамках которого на военную службу было призвано до 155 тысяч человек, сообщила пресс-служба Минобороны 15 июля 2016 года. «В ходе весенней призывной кампании на военную службу по призыву в Вооруженные силы России Силы, другие войска и воинские формирования призваны и направлены к 155 тысячам граждан России. Задание, установленное указом президента, выполнено в полном объеме», — говорится в сообщении. Одновременно в армию ушло более 26 тысяч граждан с высшим образованием.

Осенью 2015 года на призыв призвано более 147 тысяч россиян, а весной 2016 года — 155 тысяч. Численность контрактников в Вооруженных Силах России постоянно растет: только с начала года по контракту было призвано более 50 тысяч военнослужащих, а сейчас их в армии более 350 тысяч. Как рассказал начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василий Тонкошкуров, более 20 тысяч человек с осени по призыву уже прошли обучение по военно-учетным специальностям, которое они прошли в организациях ДОСААФ и СПО. .

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

Понимание динамики высшего руководства в российских вооруженных силах

20 июля 2021 г.

Скачать отчет

Введение

Правительство Владимира Путина — это закрытый и персоналистский режим, в котором отношения важнее бюрократической иерархии. Это также распространяется на военное руководство с определенной квалификацией. Министр обороны обладает почти абсолютной властью и подчиняется воле одного человека: президента России. Российская система командования и управления сильно зависит от своих офицеров и вертикальной командной структуры. Офицеры имеют высшую степень власти над своими подчиненными.

Поэтому неудивительно, что военные реформы в России сильно персонифицированы. После распада Советского Союза в российских вооруженных силах произошли «реформа Грачева», «реформа Родионова/Батурина», «реформа Сергеева/Кокошина», «реформа Иванова-Квашнина», «реформа Сердюкова-Макарова» и, наконец, «реформа Сердюкова-Макарова». Период Шойгу-Герасимова». Реформы были названы в честь военного министра обороны или в честь гражданского министра и начальника Генерального штаба (за исключением Батурина и Кокошина, которые возглавляли ныне несуществующий Совет обороны при Ельцине). Военному руководству пришлось преодолеть ряд традиционных препятствий в российско-военных отношениях: общее нежелание вооруженных сил реформироваться; воинские кланы на основе родов войск, преследующие свои организационные интересы; слабость механизмов обратной связи на нижних уровнях; особый политический статус военно-промышленного комплекса и вытекающая из этого политизация военных закупок; и отсутствие социальной мотивации служить рядовыми в вооруженных силах (и в качестве офицеров до 2011 года).

Правительство Владимира Путина — это закрытый и персоналистский режим, в котором отношения важнее бюрократической иерархии. Это также распространяется на военное руководство с определенной квалификацией.

Министры обороны России

С 2000 года в России было три министра обороны: Сергей Борисович Иванов, Анатолий Эдуардович Сердюков и Сергей Кужугетович Шойгу, который исполняет обязанности в настоящее время. Эти люди были главными проводниками воли президента в вооруженных силах. Следовательно, их способность общаться с военными генералами и координировать свои действия с другими правительственными ветвями и ведомствами являются двумя ведущими факторами, способствующими развитию российской армии.

Сергей Иванов (2001–2007)

Сергей Иванов познакомился с Владимиром Путиным в ранний период его службы в КГБ. Службу внешней разведки он закончил в конце 1990-х, когда был назначен заместителем главы Федеральной службы безопасности (ФСБ) и должен был подчиняться непосредственно будущему президенту. Иванов был более успешным в разведке, чем Путин, потому что он служил в «капиталистическом блоке» (Финляндия и Кения). Они начали свою карьеру в 70-х, золотом периоде КГБ при Юрии Андропове. С одной стороны, советские сотрудники внешней разведки стали свидетелями лучшего уровня жизни на Западе. С другой стороны, организационная культура КГБ оставила у Иванова чувство превосходства и исключительности, что повлияло на его дальнейшую карьеру. Иванов — типичный ястребиный постсоветский политик с осторожными манерами. Сообщается, что в 2000 году он заявил, что России пришлось проявить «разумный национальный эгоизм», заставив «соседей уважать наши национальные интересы» в отношении расширения Организации Североатлантического договора (НАТО) и защиты этнических русских в бывших советских республиках. Однако, как политический назначенец, Иванов примкнул к военной бюрократии, вместо того чтобы утвердить над ней свою власть. Он предпочел стабильные отношения с генералами и предпочел воздержаться от внутренних конфликтов и сосредоточиться на создании коалиции. Под его руководством с 2001 по 2007 год российские вооруженные силы в значительной степени не смогли повысить свою эффективность в качестве боевой силы, о чем публично свидетельствует конфликт в Грузии в 2008 году9.0224

Ястребиные ценности Иванова и отсутствие у него военного опыта плохо сыграли на развитии русской армии. Военные продолжали готовиться к крупномасштабному конфликту под идеологическим прикрытием восстановления могущества великой державы. Иванов как бы поддерживал эту позицию, что, естественно, снижало перспективы структурных преобразований, направленных, прежде всего, на создание мобильной и компактной боевой силы вместо старой массовой советской армии. Он выступал против участия парламента в военных делах, изолируя политические процессы от любого независимого надзора. Это облегчило военной бюрократии манипулирование бюджетом и программами реформ в обход гражданских целей. Например, военные раздули в финансовом отношении эксперимент, который должен был сделать дивизию Воздушно-десантных войск (ВДВ) России в Пскове полностью добровольческой. Он включал расходы на инфраструктуру, материально-техническое обеспечение и техническое обслуживание транспортных средств, которые правительство планировало покрыть после формирования полностью добровольческого подразделения. Эксперимент провалился, а делегированные деньги были потрачены на организационные цели.

Анатолий Сердюков (2007–2012)

Преемник Иванова Анатолий Сердюков был кардинально другим. Он служил в армии, но якобы был связан с КГБ, когда работал в мебельном магазине «Дрезден», который импортировал товары из Германской Демократической Республики. Административная карьера Сердюкова началась в 2000 году после того, как он женился на дочери Виктора Зубкова, политика, близкого к Путину. Через год после поступления на государственную службу Сердюков стал преемником Зубкова в УФНС по Санкт-Петербургу. В 2004 году он стал главой Федеральной налоговой службы, а его тесть Зубков был назначен главой Федеральной службы финансового мониторинга. Первым политическим достижением Сердюкова стало уголовное дело нефтяной компании ЮКОС, приведшее к ее банкротству. 15 февраля 2007 года Владимир Путин назначил Сердюкова министром обороны, через пять дней после его печально известной речи на Мюнхенской конференции по безопасности, в которой он объявил о прекращении попыток России интегрироваться с Западом, и за год до того, как Дмитрий Медведев стал президентом России. . 1 Путин представил нового министра как человека с большим опытом финансового аудита, который может заниматься «рациональным расходованием бюджетных денег». Цель была прагматичной: с 2000 года Кремль в четыре раза увеличил военный бюджет, но не заметил повышения военного престижа и боеспособности.

Сердюков построил лично лояльную и эффективную коалицию. Сердыков хотел сделать армию похожей на частное предприятие, но с военным вооружением и техникой. Он использовал предложения по реформе 1990-е и 2000-е годы для создания мобильных и эффективных вооруженных сил с гражданским министерством обороны, сержантским корпусом западного образца и закупками, ориентированными на рынок. 2 Его общее недоверие к военным, отсутствие приверженности военной культуре и отсутствие общих военных знаний оттолкнули военные группировки и военно-промышленный комплекс. В конечном итоге управление военной контрразведки ФСБ возбудило против Сердюкова уголовное дело. Его глава якобы подчинялся непосредственно предыдущему министру Сергею Иванову. Сердюков был отправлен в отставку в 2012 году и обвинен в коррупционных схемах.

Сергей Шойгу (2012 – настоящее время)

Нынешний министр Сергей Шойгу находит баланс между осторожным характером Иванова и более радикально настроенным на реформы Сердюковым. Шойгу более 20 лет занимал пост министра по чрезвычайным ситуациям, был одним из основателей кремлевской партии «Единая Россия» и занял пост министра обороны в ноябре 2012 года. Шойгу был исключительно популярен в 1990-х годах, но решил не баллотироваться на президента против Владимира Путина. На посту министра обороны Шойгу вроде бы решил пересмотреть радикальные изменения своего предшественника, но на самом деле общая направленность политики осталась прежней. Вначале Шойгу восстановил исторические Кантемировскую и Таманаскую танковые дивизии, вернул курсантов на парад Победы, приостановил сокращение имущества и сократил закупки иностранного вооружения. Однако он до сих пор не отменил структурные изменения, введенные при Сердюкове, такие как оперативно-стратегические управления, бригадные соединения и планы стратегического перевооружения. Путин лично приказал министерству перестать «суетиться» и начать «тонкую шлифовку всех механизмов военной машины». Однако Шойгу быстро ремилитаризовал Министерство обороны, назначив на руководящие должности военных генералов. Самым дальновидным его решением было избрать генерала Валерия Герасимова начальником Генерального штаба. Российский генеральный штаб традиционно был мозгом военного строительства России. Герасимов превратил штаб в адаптируемый и перспективный головной военный центр, показавший свою эффективность на Украине и в Сирии.

И как министр по чрезвычайным ситуациям, и как министр обороны Шойгу ценил связи с общественностью и формирование общественного мнения. Министерство обороны активизировало присутствие военного телеканала «Звезда» в социальных сетях, создало или реформировало международные военные форумы, возродило дошкольное военное образование ( сыворовцы и кадеты ) и социализацию (военно-патриотическое молодежное движение, ЮнАрмия). Его дочь Ксения занимается организацией спортивных и культурно-массовых мероприятий с активным военным участием.

Минобороны при Шойгу активно стремилось создать идеологическую идентичность. Строительство Главного собора Вооруженных Сил является ярким примером попытки смешать советскую инакомыслие с современными российскими неоконсервативными нарративами, стремясь примирить дореволюционное российское и советское наследие. Для русских солдат теперь нормально восхвалять советских военных героев и легендарных имперских солдат и офицеров. Основная идея заключается в преодолении искусственных идеологических расколов и подчеркивании главной цели российской армии: служить Родине. Это изменение имеет стратегическое значение — почти не осталось старших офицеров, воспитанных в строгой советской идеологии, которые могли бы быть против этого идеологического изменения. Новая российская армия постепенно снова становится «российской», уходящей корнями в многовековую сложную, но богатую политическую, военную и социальную историю.

Связи с общественностью и милитаризация внешней политики России принесли военным беспрецедентную похвалу. Независимая критика и оценка в первую очередь стали обескураживать. Журналист был уволен за резкую критику министерства в начале правления Шойгу. Вмешательство в Сирию, усилия по перевооружению, умелые связи с общественностью и общепризнанное повышение военной эффективности сделали российские вооруженные силы институтом, пользующимся наибольшим доверием, превзойдя президента Путина.

Вопрос о том, согласуется ли идеологическое изменение вооруженных сил с общими социальными изменениями. Россия может столкнуться с той же проблемой, которую сегодня приходится решать вооруженным силам США: расширяющийся разрыв между преимущественно консервативными войсками и все более прогрессивным обществом. Сегодня уже существует серьезный эпистемологический разрыв; россияне мало знают о вооруженных силах, а ветераны вооруженных сил испытывают трудности с реинтеграцией в гражданский рынок труда после увольнения. Нередки случаи, когда старшие опытные офицеры запаса работают учителями физкультуры в школах и вневедомственными охранниками. Однако эти офицеры должны иметь право занимать как минимум руководящие должности среднего звена.

Начальники Генерального штаба

Начальник Генерального штаба — высший военный чин Вооруженных Сил России. Помимо стратегического и оперативного командования, начальник является центральным «интерпретатором» потребностей вооруженных сил в гражданском руководстве. Отношения генерала с министром обороны — один из столпов военно-гражданских отношений в России. Эффективность современного российского военного руководства зависит от связи между министром и начальником. Первый должен уравновешивать военные запросы и гражданские требования и ограничения для достижения гражданских целей, в то время как второй должен эффективно сочетать военные нужды с приказами министра.

Анатолий Квашин (1997–2004)

Анатолий Квашин занимал пост начальника Генерального штаба с 1997 по 2004 год. За время его службы в российской армии произошли две реформы: приход к власти Владимира Путина и Вторая чеченская война. Генерал Квашнин закончил инженерный РОТК в 1969 году, что было необычным началом военной карьеры для российского генерала. Он поступил на военную службу, а затем окончил Академию бронетанковых войск и Академию Генерального штаба. Он накопил большой командный опыт в Туркестанском военном округе, одном из самых сложных по уровню жизни округов в Советском Союзе. Служил на командных должностях в Чечне с начала войны в 1994 до 1997 года. До него несколько командиров отказывались вести военных в сепаратистском регионе, ссылаясь на неподготовленность войск. Действительно, его пребывание в должности началось с катастрофического штурма Грозного, где на улицах города были уничтожены или захвачены десятки русских танков. Сообщается, что в качестве командира в Чечне он резко критиковал гражданские власти за отказ от оружия и вооружений в Чечне перед войной и за подписание Хасавюртовского соглашения. Квашнин был энергичным и решительным офицером, что было редкостью в России 19-го века.90-е.

Его личные качества не сыграли на руку российским военным. Помимо военных поражений в Первой чеченской войне, генерал Квашнин охотно реализовывал идеи, от которых впоследствии пришлось отказаться. В ходе первой военной реформы Генштаб объединил Космические войска с Ракетными войсками стратегического назначения, распустил Штаб пехоты и решил сократить количество стратегических ракет. Впоследствии министерство отменило все эти изменения. Квашнин также одобрил продвижение Приштинского аэропорта в Косово в 1919 году.99, которому, как сообщается, не хватало надлежащей материально-технической поддержки. В течение первых четырех лет правления Путина генерал Квашнин отвечал за реализацию ивановских реформ и разработку специальной федеральной программы перехода к полностью добровольческой армии. Оба, возможно, потерпели неудачу. Например, переход на полностью добровольческий состав начался с эксперимента с Псковской 76-й воздушно-десантной дивизией. Испытание оказалось неудачным, хотя у России уже была полностью добровольческая 201-я дивизия в Таджикистане еще в начале 2000-х годов. Генерал Квашнин был решительным в оперативном отношении и политически властолюбивым офицером. По-видимому, он имел влияние на министра Иванова, который плохо умел управлять своей хаотичной энергией. Он попытался сделать из Генерального штаба мощное квази-министерство обороны, но безуспешно. Квашнин был дотошным боевым офицером, но узколобым политиком. Должность начальника Генерального штаба в первые дни существования постсоветской России требовала попыток преодолеть беспрецедентно обширную пропасть между гражданскими и военными. Квашнин неправильно понял гражданские общественные дела, в том числе цель Путина по консолидации власти, что привело как к плохому военному развитию, так и к его отставке в 2004 году9.0224

Отношения генерала с министром обороны являются одним из столпов военно-гражданских отношений России. Эффективность современного российского военного руководства зависит от связи между министром и начальником.

Юрий Балуевский (2004–2008)

Юрий Балуевский был начальником Генерального штаба с июля 2004 г. по июнь 2008 г. Он служил в армии с 1966 г. и работал в Генеральном штабе в советское время. Генерал Балуевский служил в западных частях Советского Союза, Восточной Германии, Грузии, Армении и на Северном Кавказе. Как высокопоставленный генерал, он открыто заявлял о своих антинатовских взглядах, но выражал поддержку экономической интеграции с Европейским Союзом. Как начальник Главного оперативного управления Генерального штаба планировал 1999 Заезд в аэропорт Приштины. Балуевский представлял последнее поколение высокопоставленных постсоветских военных, чья верность решениям Кремля не всегда гарантировалась. Он осмелился выступить против радикальных изменений в вооруженных силах. Он публично критиковал решения Сердюкова и даже Путина — например, перенос штаба ВМФ в Санкт-Петербург и идею Путина выйти из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Балуевский был видным сторонником ядерного сдерживания как опоры международной стабильности, что сформировало его взгляды на системы противоракетной обороны США в Европе и соглашения о контроле над вооружениями.

Генерал Балуевский поддержал изменения, которые были внесены позже в период Сердюкова. Он выступал за динамичное формирование вооруженных сил на основе бригад, передачу невоенных функций на аутсорсинг и численность вооруженных сил в один миллион военнослужащих, большинство из которых полностью состоят из добровольцев. Генерал Балуевский также выступал за большую прозрачность, публикуя ежегодные отчеты о состоянии российского военного строительства. В то же время он открыто выступал против Америки, рассматривая глобальный порядок во главе с США как угрозу национальной безопасности и политической стабильности России. Он мыслил не только военными вопросами и выступал за официальное оформление американо-российских отношений на основе мер по укреплению доверия в области противоракетной обороны, космоса, нераспространения и терроризма. Однако его новаторские идеи и общая вовлеченность не привели к существенному повышению боеспособности. Это ясно иллюстрирует характер отношений Балуевского с министром Ивановым. У них были отношения сотрудничества главным образом потому, что оба они были неконфликтными личностями со схожими взглядами на международные и военные дела. Однако иначе обстояло дело с Сердюковым, которого генерал Балуевский недолюбливал за радикальные, несогласованные изменения и цивилизацию Министерства обороны. Его уволили за два месяца до войны в Грузии, показавшей бедственное состояние российской армии.

Николай Макаров (2008–2012)

Николай Макаров был назначен начальником Генерального штаба в июне 2008 года после более чем года работы начальником управления вооружения. Генерал Макаров известен как исполнитель оборонной реформы Анатолия Сердюкова, радикально преобразившей российскую армию. Якобы он добровольно выполнял требования и распоряжения Сердюкова и не пытался остановить даже самые беспрецедентные и критикуемые решения. Действительно, заменив громкого и менее послушного начальника Генерального штаба, генерал Макаров успешно отбыл свой срок и был отправлен в отставку только в 2012 году после ухода министра Сердюкова.

Николай Макаров имел долгую карьеру пехотного офицера в советских и российских вооруженных силах. Он стал генералом в 1989 году и командовал штабом миротворческих сил в Таджикистане после распада Советского Союза. Он был новаторским полководцем. В 2005 году в качестве командующего СибВО поддерживал родительские комитеты в воинских частях и организовывал онлайн-встречу, отвечая на вопросы аудитории. Будучи начальником Генштаба, Макаров поддерживал импорт иностранного вооружения для последующего освоения его технологий. Он раскритиковал российский военно-промышленный комплекс и публично прокомментировал его неспособность обеспечить лучшую защиту экипажа и меньшую стоимость производства.

Генерал Макаров принимал активное участие в международных мероприятиях и поездках в качестве начальника Генерального штаба. Он часто посещал страны-члены ЕС и НАТО, чтобы укрепить доверие, подписать новые международные соглашения о вооружениях и возразить против системы противоракетной обороны НАТО в Европе. В 2012 году, за девять месяцев до увольнения, он заявил, что российская армия структурно реформирована и готова начать полномасштабную программу перевооружения. Эта программа имела место во время пребывания в должности его преемника, генерала Валерия Герасимова.

Валерий Герасимов (2012 – настоящее время)

Валерий Герасимов пришел в Генштаб в декабре 2010 года заместителем генерала Макарова. В ноябре 2012 года при министре обороны Шойгу был назначен начальником Генерального штаба. Неудивительно, что Путин делал упор на стабильные отношения с военно-промышленным комплексом и усилия по перевооружению, которые были подчеркнуты при назначении Герасимова. Герасимов много работал над повышением внутривоенной согласованности и эффективности реагирования на военные и гражданские бедствия и боевые действия. Под его руководством Генеральный штаб стал основным органом, отвечающим за координацию деятельности нескольких федеральных и региональных гражданских ведомств (ранее находившихся под управлением Шойгу), а также за объединение органов обороны и безопасности. Это подчеркивает родство Шойгу с Герасимовым. Начальник Генерального штаба командует военными и предлагает изменения в соответствии с требованиями гражданского населения. Министр лоббирует ресурсы и координирует свои действия с другими гражданскими ведомствами, но придирчиво направляет стратегические приоритеты Путина в военные ориентиры.

Герасимов стал популярен на Западе после своего выступления в Академии военных наук, военном аналитическом центре в Москве. Обращение было печально известно как «доктрина Герасимова», которое, по сути, представляло собой краткое изложение официальной точки зрения России на сочетание невоенных и военных средств ведения войны. Однако в качестве армейского офицера Герасимов добился гораздо большего, чем его ошибочно цитировали для доктрины.

Генерал Герасимов — исключительно опытный офицер. Он родился в Казани, где окончил кадетские курсы и три военных вуза (два танковых и Академию Генерального штаба). Герасимов служил по всему бывшему Советскому Союзу и Варшавскому договору, выводил войска из Эстонии и возглавлял штаб 58-й армии во время войны в Чечне, служа сначала под командованием известного генерала ВДВ Шаманова, которого позже сменил в 2001 году. Герасимов Сообщается, что он читал Александра Суворова, почитаемого русского полководца восемнадцатого века, не проигравшего ни одного сражения. Он выступал за строгий, основанный на фактических данных подход к наращиванию вооруженных сил России, сочетающий стратегическое военное прогнозирование с динамичным реагированием. Важно отметить, что Герасимов публично подчеркивал важность создания подавляющего военного превосходства над любой угрозой, как известной, так и неизвестной, вместо подготовки к одному типу ведения войны.

Последствия

При Путине российское военное руководство постепенно стало более подчиненным Кремлю, более прагматичным и более инновационным в военном строительстве. Шансы увидеть высокопоставленного офицера, критикующего или публично комментирующего решения Кремля без его санкции, сегодня минимальны. Однако политическое подчинение является серьезной проблемой для эффективного мониторинга и оценки вооруженных сил. Министерство обороны и Кремль оперируют искаженной информацией, которая обычно преувеличивает статус вооруженных сил из-за отсутствия независимого парламентского контроля и зарождающихся механизмов внутренней оценки. Если Кремль когда-либо будет искать более функциональную и автономную военную систему, будущее военное руководство должно сосредоточиться на отделении военной полиции и прокуроров от структур военного управления и реформировании военно-гражданской интеграции в науке и образовании. Военный университет Минобороны и Академия военных наук имеют хорошие возможности для расширения обучения в «мягких» областях, таких как управление войсками, экономика, социология, высшее профильное образование, миростроительство.

Сегодня армия является одним из самых надежных институтов в России и действенным инструментом внешней политики. Однако система еще не институционализирована. В этой системе решающую роль играют отношения министра с начальником Генерального штаба, и их дальнейшая эффективность во многом зависит от политической силы (связь с Путиным) и бюрократической смекалки министра, который, если судить по истории, либо утверждает власть над начальником Генерального штаба или находится под манипулированием военных.

Сегодня армия является одним из самых надежных институтов в России и действенным инструментом внешней политики. Однако система еще не институционализирована.

В случае будущего политического перехода российская армия останется независимой. Кремль создал Национальную гвардию для внутреннего пользования, потому что военные категорически против любого организационного вмешательства в политику. Однако российское военное руководство будет особенно чувствительно относиться к любым попыткам иностранных правительств использовать внутренние беспорядки в России, что особенно важно для оспариваемых территорий, таких как Крым. Российские вооруженные силы будут приведены в состояние повышенной боевой готовности с целью защиты России от любого иностранного вмешательства, которое потребует изменения статуса.

Однако смена высшего руководителя — президента — станет определяющей для дальнейшего направления военного строительства России. Этот человек унаследует, с одной стороны, персонифицированные военно-гражданские отношения без более широкого гражданского контроля, а с другой — армию, которая может либо подчиняться решительным указаниям президента, либо увиливать и разлагаться в отсутствие такового.

Кирилл Шамиев — аспирант Центрально-Европейского университета, занимающийся исследованиями отношений между гражданскими и военными и реформами сектора безопасности в России. Он является членом редакционной коллегии Riddle.

Эта публикация финансировалась Стратегической инициативой России, Европейским командованием США в Штутгарте, Германия. Мнения, аргументы, точки зрения и выводы, изложенные в этой работе, не отражают точку зрения RSI, EUCOM США, Министерства обороны или правительства США.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ